(иногда, учитывая данную историческую ступень, называемая социалистической) выражает обобщенные характеристики нового типа социального прогресса, высокий уровень материальной и духовной культуры социализма, достижения общественного строя, свободного от эксплуатации и угнетения, преимущества новой формации со всеми ее качественными и количественными характеристиками. При соотнесении этих социально-классовых факторов и характеристик с исторически достигнутыми общечеловеческими материальными и духовными ценностями, при раскрытии их места в едином и поступательном движении всемирной истории убедительно раскрывается гуманная природа нового типа цивилизации, который представляет собой высшую ступень человеческой цивилизации, ибо создает условия для всестороннего развития личности, развития трудящихся классов, наций, всего человечества.
Понятие Ц. к. отличается по своему объему и аспекту отображения социальной реальности от понятия «коммунистическая формация», имеет свои смысловые оттенки (так же как буржуазная цивилизация и капиталистическая формация). Оно неизменно выдвигает на первый план в качестве основополагающего природу и уровень социального прогресса, уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в новом обществе, и в соответствии с этим фиксирует результаты социально-культурной деятельности, соотнося их с общечеловеческими ценностями. Оно раскрывает место и роль специфических социалистических ценностей в судьбах человечества, во всей совокупности его достояний, в тенденциях его развития.
Превосходство Ц. к. над буржуазной становится явным вместе со становлением мировой социалистической системы, динамичным развитием мира социализма, утверждением и совершенствованием здесь социальных, духовных и культурных ценностей, противоположных буржуазным. Разумеется, страны социалистического содружества имеют свои национальные, исторические, культурные особенности и традиции, но основные, фундаментальные качества нового типа цивилизации свойственны им всем. Эти качества проявляются во всей природе социалистического типа общественного прогресса — в освобождении труда, в справедливости распределения национального богатства, в приобщении к управлению государственными и общественными делами многомиллионных масс, в особенностях новой культуры, в новом образе жизни, в чертах социалистического типа личности.
Историческая роль новой цивилизации в развитии человечества в том, что единственно она способна разрешить социально-классовые и общечеловеческие проблемы нашего века; она выступает как необходимое условие и настоятельная потребность дальнейшего прогресса человечества. Соответствие основных характеристик новой цивилизации общечеловеческим интересам позволяет ей становиться законной наследницей ценностей, накопленных предшествующими поколениями, а новым, порожденным ею ценностям — быть наиболее адекватными коренным потребностям рода человеческого. Коммунистическое преобразование жизни ради утверждения на земле Мира, Труда, Свободы, Равенства, Братства и Счастья всех народов тем самым наиболее полно выражает общечеловеческие интересы, а успехи реального социализма — это в наше время самый надежный залог дальнейшего прогресса человечества.
Особенностью новой цивилизации является и то, что если в рамках каждой предшествующей формации существовал довольно пестрый ряд социально-культурных общностей, порою значительно отличающихся своими особенностями социальной организации, технико-экономическими характеристиками, степенью развития науки и культуры, то новая формация, обеспечивая широкое приобщение всех народов к мировой материальной и духовной культуре, их всесторонний и ускоренный прогресс, способствует сближению и общности их развития благодаря интернационализации и интеграции основных сфер материальной и духовной деятельности социалистических обществ.
Разумеется, здесь сказывается и колоссальное развитие в наше время средств связи, транспорта, интенсификации обмена информацией, достижениями науки, техники, технологии и т. д. Но это лишь благоприятные предпосылки, создаваемые современным мировым научным, технико-экономическим и политическим развитием. Главным, определяющим в том, что новая цивилизация не может быть ограничена национальными или региональными рамками, является природа нового строя, все теснее сближающая независимые и суверенные братские страны, добивающиеся путем взаимоподдержки и тесного всестороннего сотрудничества общего подъема во всех сферах общественной жизни.
При постепенном сближении братских стран соответственно и новый тип цивилизации отображает совокупность достижений мировой системы социализма, соотнося их со всем культурным фондом человечества, тенденциями его развития. Эти моменты, в свою очередь, по-видимому, определят в последующем — вместе с повсеместным утверждением нового строя — тенденцию к превращению коммунистической цивилизации в единую всечеловеческую цивилизацию.