классы и социальные группы, занимающие промежуточное положение между двумя основными классами, двумя полюсами антагонистического общества (при капитализме — между буржуазией и пролетариатом). Маркс указывал на наличие при капитализме «средних классов, стоящих посредине между рабочими, с одной стороны, капиталистами и земельными собственниками, с другой...» (т. 26, ч. II, с. 636).
С. с. экономически, социально, политически и идейно не представляют единого целого. Это совокупность различающихся между собой групп, каждая из которых занимает своеобразное место в классовой структуре общества, находясь между буржуазией и пролетариатом. Мелкая буржуазия города и деревни (ремесленники, кустари, мелкие торговцы, владельцы мелких предприятий, мелкие и средние крестьяне и фермеры), подобно капиталистам, владеет частной собственностью и, подобно рабочим, принадлежит к трудящимся, живет главным образом за счет собственного труда, а не эксплуатации. Это трудящиеся-собственники. Интеллигенция и служащие, в отличие от капиталистов, мелкие буржуа, не собственники. Они трудящиеся, наемные работники, подобно рабочим. Но, во-первых, многие из них не производят прибавочной стоимости, а живут за счет дохода, во-вторых, они занимают своеобразное место в общественном разделении труда, будучи связанными с умственным трудом, который буржуазия стремится использовать против пролетариата. Прислуга и деклассированные элементы также занимают особое место между буржуазией и пролетариатом.
С. с. при капитализме, с одной стороны, размываются (главным образом мелкая буржуазия), пополняя оба основных класса капиталистического общества, а с другой стороны, в них переливается часть разорившихся капиталистов и часть рабочих, пополняющих ряды интеллигенции и служащих. В силу такого смешанного, промежуточного состава С. с. могут быть союзниками обоих противоположных классов капиталистического общества.
В борьбе за социализм рабочий класс рассматривает С. с. как своих реальных союзников. При этом для выработки правильной стратегии и тактики в отношении их первостепенное значение имеет учет объективно действующих тенденций развития каждой из составных частей промежуточных слоев, оценка их роли и удельного веса в обществе и освободительном движении.
В период домонополистического капитализма главным союзником рабочего класса является мелкая буржуазия, в первую очередь крестьянство. Это наиболее массовый в тот период непролетарский слой трудящихся.
С переходом капитализма в монополистическую и государственно-монополистическую стадию численность и удельный вес мелкой буржуазии города и деревни (особенно крестьянства) уменьшаются, так идет процесс ее разорения. Вместе с тем огромными темпами возрастают численность и удельный вес интеллигенции и служащих (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 7, с. 213—214). В капиталистических странах служащие, интеллигенты, наряду с крестьянством, трудящимися кустарями, ремесленниками, становятся массовыми союзниками пролетариата, а в высокоразвитых капиталистических странах вследствие сильного сокращения численности мелкой буржуазии они все более превращаются в главного союзника рабочего класса.
В силу неоднородности каждой входящей в состав С. с. группы одна часть этих групп связывает свою судьбу с буржуазией, а другая — с пролетариатом. Внутри мелкой буржуазии наиболее состоятельные надеются стать капиталистами и поддерживают буржуазию, а наименее состоятельные, которым грозит разорение, связывают свое будущее с рабочим классом. Не менее резко социальное расслоение проявляется внутри интеллигенции и служащих. С одной стороны, как говорил Ленин, растет «орава карьеристов и наемников буржуазии, — „интеллигенция“ довольная и спокойная, чуждая каких бы то ни было бредней и хорошо знающая, чего она хочет» (т. 1, с. 305). С другой стороны, выделяется либеральная, радикальная, пролетарская (социалистическая) интеллигенция. В условиях современных капиталистических стран верхушка интеллигенции и служащих (высшие должностные лица и управляющие, политические деятели, высшие чины армии, полиции, разведки и т. д.) сращивается с буржуазией, вливается в нее, фактически становится ее составной частью. Масса наемных служащих и интеллигентов (рядовое и среднее звено) по условиям жизни, труда, сознанию сближается с рабочими, пролетаризируется, примыкает к рабочему классу, становится трудно отделимым от него слоем (хотя еще и отличается по месту в общественном производстве), а определенная часть их прямо вливается в состав рабочих, поскольку приобретает свойственные рабочему классу черты.
В результате этих процессов все меньшая часть С. с. остается верным и надежным союзником буржуазии, все большая их часть становится на сторону пролетариата. Можно сказать, что ныне С. с. уже не столько увеличивают социальную устойчивость и силу «верхних десяти тысяч», как это было во времена Маркса, сколько расширяют базу революционной борьбы пролетариата, способствуют росту его силы и могущества. Как отмечалось на международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 г., «сближение интересов крестьянства, городских средних слоев и интеллигенции с интересами рабочего класса, их растущее сотрудничество ведут к сужению социальной базы власти монополий...».
С. с. сохраняются в переходный период от капитализма к социализму и представляют несоциалистические группы трудящихся (мелкая буржуазия, буржуазные и мелкобуржуазные специалисты), занимающие промежуточное место между победившим рабочим классом и свергнутой, но еще сохраняющейся, еще оказывающей сопротивление буржуазией. «...Крестьянство, как и всякая мелкая буржуазия вообще, занимает и при диктатуре пролетариата среднее, промежуточное положение...» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 280). С ликвидацией буржуазии, преобразованием крестьянства в социалистических тружеников, с формированием социалистической интеллигенции утверждается социалистическое единое общество трудящихся, в котором уже нет С. с. (см. Социально-политическое и идейное единство общества).