особенность свободных от социального антагонизма общественных отношений, в основе которых лежит превращение средств производства в общее достояние трудящихся; принцип идеологии и морали, соответствующий этим отношениям. Коллективизм противоположен индивидуализму, порождаемому частной собственностью на средства производства, разделением людей на враждебные классы. В социалистическом обществе он всемерно способствует развитию индивидуальности человека, его личностных качеств.
Исторически первой формой коллективистских отношений была «естественная коллективность» в доклассовом обществе. Групповая собственность, объединявшая людей в рамках общины, но отделявшая одни общины от других, обусловливала в конечном счете ограниченный характер «естественной коллективности». Пришедшая на смену первобытнообщинной собственности частная собственность расширила связи между людьми, но вместе с тем разрушила «естественную коллективность» и поставила на ее место индивидуалистические отношения, при которых личные интересы членов общества сталкиваются между собой, а все общество разделяется на враждебные классы с противоположными интересами. Маркс и Энгельс называли объединения людей, основанные на таких отношениях, «суррогатами коллективности». «Мнимая коллективность, в которую объединялись до сих пор индивиды, всегда противопоставляла себя им как нечто самостоятельное; а так как она была объединением одного класса против другого, то для подчиненного класса она представляла собой не только совершенно иллюзорную коллективность, но и новые оковы» (т. 3, с. 75). Действительной коллективностью основоположники марксизма считали объединение трудящихся на основе отвечающего их общим коренным интересам утверждения общественной собственности на средства производства. Они указывали, что, в противоположность капитализму, социалистическое общество будет основано «на началах коллективизма, на общем владении средствами производства...» (т. 19, с. 18).
Коллективизм возникает уже в недрах капитализма в среде промышленного пролетариата. Лишенные частной собственности и свободные от приверженности к сохраняющим ее порядкам, рабочие все более отчетливо осознают свои общие интересы. Этому способствует их совместная работа на предприятиях. «...Совместная работа сотен и тысяч рабочих, — писал Ленин, — сама собой приучает рабочих к совместному обсуждению своих нужд, к совместному действию, наглядно показывая одинаковость положения и интересов всей массы рабочих» (т. 2, с. 91—92). Процесс этот противоречив, поскольку в системе капиталистического производства пролетарии выступают как обособленные продавцы своей рабочей силы и отношения конкуренции накладывают на них свою печать. Однако на своем жизненном опыте они убеждаются, что борьба за более выгодные условия продажи своей рабочей силы, за экономические уступки со стороны предпринимателей не избавляет их от гнета. Постепенное втягивание их в революционную борьбу за свои коренные интересы, против основ капиталистического строя усиливает влияние тенденций, порожденных совместной работой «под одной крышей», общественным характером производства, придает отношениям, складывающимся в рабочей среде, коллективистский характер. Могучим фактором развития этой коллективности, классовой пролетарской солидарности является деятельность авангарда рабочего класса — коммунистической партии.
В результате социалистического обобществления средств производства отношения, выработанные пролетариатом в ходе его классовой борьбы, утверждаются во всех сферах жизни общества. Ликвидируются отношения эксплуатации, социально-экономической разобщенности и конкуренции. Им на смену приходят равенство свободных от эксплуатации работников, их товарищеское сотрудничество, взаимная помощь и взаимная требовательность в борьбе за достижение общих целей (см. Коллектив социалистический). С утверждением этих отношений исчезает почва для противопоставления личности обществу.
Сочетание интересов личности и общества становится все более гармоничным в условиях развитого социализма, когда «завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 57). Развитию на этой объективной основе социалистического образа жизни (см. Образ жизни социалистический) трудящихся, утверждению в их сознании и поведении принципов коллективистской идеологии и морали способствуют целенаправленная идейно-воспитательная работа и использование таких методов организации коллективной деятельности, как социалистическое соревнование. Воспитание в духе социалистического коллективизма имеет целью такое усвоение членами общества норм коммунистической морали, при котором эти нормы становятся внутренними побудительными мотивами их поведения (см. Коммунистическое воспитание, Мораль коммунистическая).