(греч. dógma — положение, мнение, учение) — способ мышления, при котором отсутствует исторический, диалектический подход к фактам и событиям, игнорируются конкретные условия места и времени, конкретная ситуация.
Догматическое окостенение мысли вредно во всех сферах теоретической деятельности. Но опасность возрастает, когда догматизм проникает в марксистско-ленинскую идеологию. Ведь марксизм-ленинизм — это теория революционного переустройства мира. Он лежит в основе научной политики, научных стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий. Догматическое искажение теории неизбежно ведет к ошибкам в политике, к стратегическим промахам, к тактическим поражениям. Догматизм, как и ревизионизм, является теоретической предпосылкой различного рода оппортунистических извращений коммунистической идеологии (см. Идеология коммунистическая) и политики.
Догматизм забывает об историзме, об относительности истины. Игнорирование конкретных обстоятельств приводит к тому, что правильные положения превращаются в абстрактные, оторванные от действительности схемы. Боясь сделать шаг за те пределы, которые очерчены существующей теорией, догматик всю свою энергию направляет на поиски и комбинирование цитат, высказываний, изречений, принадлежащих признанным авторитетам. При этом авторитеты превращаются из наставников и учителей в кумиров, не способных ошибаться и, следовательно, гарантирующих от ошибок тех, кто слепо за ними следует. Отсюда догматизм, как правило, связан с культом личности, с канонизацией высказываний какого-либо одного теоретика. Слепая вера в авторитет, преклонение перед авторитетом заменяют изучение действительности, критическую оценку сложившихся мнений. Подобный подход чужд творческому духу марксизма, «принимание чего-либо на веру, исключение критического претворения и развития есть тяжкий грех, а для того, чтобы претворять и развивать, „простого истолкования“, очевидно, недостаточно» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3, с. 634). Использование теоретического наследства — это не бездумное заучивание тех или иных положений, не механическое их повторение, а творческий процесс. Оно не может сводиться к простому перенесению истин, рожденных в определенных условиях, в другую ситуацию. В каждом конкретном случае следует решить, соответствует ли нынешняя обстановка той, применительно к которой было высказано то или иное суждение, и если не соответствует, то нужно искать новых решений. Догматическое мышление не в состоянии охватить сложную картину развивающейся действительности; оно повернуто в прошлое, живет старыми, зачастую отжившими представлениями и взглядами. Там, где догматизм берет верх, теория прекращает свое развитие, превращается из инструмента познания и действия в собрание омертвевших идей. «Засушивая» марксистско-ленинскую теорию, догматизм обезоруживает марксистско-ленинскую партию, рабочий класс, всех трудящихся, затрудняет борьбу с империализмом, мешает формированию широкого антимонополистического фронта, пытается столкнуть революционное движение на путь авантюризма (см. Революционный авантюризм). Вот почему борьба с догматизмом — обязанность всех коммунистов, всех марксистов-ленинцев. «Теперь необходимо усвоить себе ту бесспорную истину, что марксист должен учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к схватыванию сложности жизни» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 134).