| |
|
Абдурахман Геназович
Авторханов
|
Технология власти
Часть третья.
Падение Сталина. Развенчание Сталина как классика
марксизма
|
Вторым важным оружием на пути восхождения Сталина к Власти было
объявление его классиком марксизма-ленинизма, продолжателем учения
Маркса,
Энгельса, Ленина и в теории и на практике. Для успеха в такой
догматической
партии, как коммунистическая, это было жизненно важным условием.
Сам
Сталин
меньше всех верил в какие-либо догмы, в том числе и марксистские, но
чтобы
он мог по своему разумению и для своих практических целей "развивать"
дальше
марксизм-ленинизм, было важно, чтобы его признали единственным судьей в
деле
практической интерпретации марксизма-ленинизма.
Так и было на протяжении
почти четверти века
Поэтому вполне естественно, что развенчание Сталина
как
практика должно было означать развенчание его и как безгрешного
"классика"
марксизма. Теоретическое развенчание Сталина служило и для другой цели -
если бы мертвый Сталин оставался и дальше таким непогрешимым
авторитетом,
каким он был при жизни, или какими являются Маркс и Ленин, то нельзя
было бы
экспериментировать, модернизировать сталинскую систему в плане
"теоретических новшеств" или практических реформ.
Первый пробный шар по
критике сталинских догм был пущен в зал XX съезда Микояном
("Экономические
проблемы"). Психологическое впечатление этого выступления было
потрясающее.
Сталин грешен! Пробный шар должен был разведать реакцию верховного
съезда
сталинцев. Но какой парадокс! Люди, которые четверть века неистово
кричали:
"Сталин - отец, учитель, корифей, гений!", провожали Микояна "бурными,
несмолкающими аплодисментами", как отмечала газета "Правда". Это и было
рассчитанной увертюрой к жуткой трагедии страны, нарисованной в
знаменитом
докладе Хрущева. Из теоретических догм Сталина Хрущев раскритиковал
только
его концепцию о "врагах народа" и теорию классовой борьбы в период
социализма.
В дальнейшем партийная печать начала в общих статьях и в
отдельных заметках критиковать уже книги Сталина. Журнал "Вопросы
философии"
посвятил работам Сталина и специальную передовую статью. Критиковались
работы, которые ранее считались "вершиной" марксизма-ленинизма: "О
диалектическом и историческом материализме", "Экономические проблемы
социализма в СССР, "Марксизм
и языкознание". Значение этой критики заключалось не в фактическом анализе ошибок
Сталина (сама критика была показная, декларативная), а в принципе:
впервые
открыто начал развенчивать Сталина и как классика марксизма.
Критиковались:
Тезис Сталина:
"О полном соответствии в социалистическом обществе
производственных отношений характеру производительных сил" ("О
диалектическом и историческом материализме").
"Экономические проблемы", которые толкали философов и экономистов в
другую крайность - "видеть назревшие противоречия там, где их нет,
начали
говорить о необходимости слияния двух форм собственности.
Формула Сталина о роли надстройки в "марксизме и языкознании",
"толкающая на упрощенство", "вытесняющая более точную, гибкую и
диалектическую формулу Маркса о перевороте и "области надстройки".
"Формула Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения
социализма вперед. Между тем Ленин вовсе не давал такой формулы"
Развенчание Сталина как "классика" марксизма - явление прогрессивное
для самих общественных наук в СССР. Со времени "Письма Сталина в
редакцию
журнала "Пролетарская революция" (1931 г.) в СССР фактически перестают
существовать общественные науки даже в чисто марксистском аспекте.
Каждое
новое письмо Сталина объявлялось историческим, речь - эпохальной, а
произведение - вершиной наук, пока дело не дошло до того, что философы,
экономисты, историки существовали в СССР только по названию, и вся их
"научная" продукция сводилась к созданию новой науки - к "цитатологии"
из
Сталина.
В своей первой статье против Сталина газета "Правда" лишь
констатировала фактическое положение, когда писала следующее:
"Большой ущерб нанес культ личности в области идеологической работы.
Если взять работы по философии, политической экономии, истории и по другим общественным наукам... то
многие из них (точнее было бы сказать: "абсолютно все".- А.А.)
представляют
набор цитат из произведений Сталина и его восхваления...
Считалось, что развивать, двигать вперед теорию, высказывать что-либо
оригинальное и новое может только один человек - Сталин, а все остальные
должны популяризовать высказанные им мысли, перелагать данные им
формулировки", -
"Вопросы философии", 1956, No 3, передовая,
там же, стр. 4-6.
Это горькое признание "Правды" не без энтузиазма подхватил журнал
"Вопросы истории", который, в свою очередь, писал:
"Создались порочные представления, будто разрабатывать и двигать вперед
теорию может только Сталин. Каждое слово, сказанное им, объявлялось
научным
открытием, вершиной марксизма-ленинизма, непререкаемой истиной... Это
способствовало широкому распространению начетничества, догматизма и
цитатничества. В науке появились равнодушные и безынициативные люди, не
умеющие и не желающие самостоятельно мыслить".
Вполне естественно, что в таких условиях не могло быть и речи не только
о существовании общественных наук, пусть даже марксистских, но и о
малейшем
проблеске самостоятельной мысли в области той или иной науки. Если это и
случалось иной раз, то люди, так называемые ученые, начинали друг друга
бомбардировать цитатами из Сталина, пока сам Сталин не объяснял, какую
из
своих цитат он считает теперь искомой истиной (вспомним хотя бы
дискуссию по
философии до войны, дискуссию по языкознанию и политэкономии после
войны).
Вот этот, по словам самого же Сталина, "аракчеевский режим в науке" и
привел к ликвидации в СССР общественных наук, к полной стагнации
теоретической мысли. Журнал "Вопросы истории" сформулировал тот же
вывод, но
в несколько мягкой форме: "Атмосфера культа личности,- писал журнал,-
вела к
консерватизму и застою в науке. У нас имеются люди, которые боятся
всякого
нового слова и не желают расстаться с привычными взглядами".
Период с XX съезда (февраль 1956 г.) и до Октября 1956 года был
периодом переоценки сталинского наследства в общественных науках,
литературе
и искусстве. Этот период характеризуется явно выраженными
противоположными
тенденциями: с одной стороны, коллективное руководство старается
продолжать
курс на десталинизацию, но десталинизацию, контролируемую сверху; с
другой,-
массы, даже партийные массы, научные и творческие кадры, поняв
развенчание
Сталина, как провозглашение научной и творческой свободы, начинают
переходить намеченные сверху "контрольные границы" и критиковать не
столько
Сталина, сколько сталинскую систему.
В Кремле с самого начала
(а не
после
польских и венгерских событий, как принято думать) понимали, что вторая
тенденция смертельно опасна для режима, и поэтому Хрущев еще в своем
"закрытом докладе" указывал на необходимость осторожного развенчания
Сталина
в рамках системы. Буквально через неделю после своей первой статьи
против
Сталина
"Правда" выступила со второй статьей (5 апреля 1956 г)
В ней
ударение уже делалось на борьбу против "демагогов" и "гнилых элементов",
которые "под видом борьбы против культа личности Сталина критикуют линию
партии".
С таким же предупреждением выступили журналы "Коммунист" и "Партийная
жизнь". Последний писал уже в марте 1956 года:
"На некоторых собраниях имелись случаи демагогических выступлений...
было бы политической слепотой не видеть того, что отдельные гнилые
элементы
под видом осуждения культа личности пытаются поставить под сомнение
правильность политики партии, и, по сути дела, перепевают избитые
клеветнические измышления зарубежной реакционной пропаганды"
Партийное руководство увидело, что диалог с народом в отношении критики
Сталина, даже в области теории,- вещь опасная, что трудно провести
какую-то
демаркационную линию между Лениным и Сталиным, между Сталиным и
сталинской
системой, что трудно, да и невозможно, указать точные страницы и пункты,
в
которых Сталина можно критиковать, не критикуя идеологии режима. Поэтому
Хрущев, особенно в свете кризиса в Восточной Европе, внес "ясность" в
дискуссии вокруг Сталина, заявив, что Сталин был и остается
выдающимся
"марксистом-ленинцем" и идеалом коммуниста.
После речей Хрущева в канун нового, 1957, года и 8 января в защиту
имени Сталина уже перестала быть "модной",
- "Правда", No 88, 28.3.1956, "Вопросы истории", 1956, No 3, стр. 4,
"Вопросы истории", 1956, No 7, стр. 222,
"Партийная жизнь", 1956, No 6, стр. 20,
Речь Хрущева. "Правда", 19.1.1957.
Критика "ошибок" Сталина в области теории, но это не означает, что
такая критика вообще прекратилась и что его ошибки амнистированы.
В связи с этим надо отметить, что Хрущев, конечно, ничего принципиально
нового в вышеуказанных речах не говорил, что расходилось бы, как это
бессознательно полагают, с политической оценкой, данной Хрущевым Сталину
в
его "закрытом докладе" от 25 февраля 1956 года.
В самом деле, как начал и окончил свой доклад Хрущев?
Вот начало его
речи:
"Целью настоящего доклада не является тщательная оценка жизни и
деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни уже было написано
достаточное количество книг, брошюр и работ. Роль Сталина в подготовке и
осуществлении Великой Октябрьской Социалистической революции, в
гражданской
войне и в борьбе за построение социализма в нашей стране известна во
всем
мире".
А вот и конец:
"Однако в прошлом у Сталина несомненно были большие заслуги перед
партией, перед рабочим классом и перед международным рабочим
движением...".
Другое дело, конечно, что ни начало, ни конец доклада Хрущева не
вязались с тем списком чудовищных преступлений Сталина даже против
собственной партии, который он докладывал съезду, но в этом начале и
конце
уже содержались нынешние оценки Хрущева о Сталине. Но, как выше
указывалось,
публичная реабилитация имени Сталина Хрущевым не означала в глазах
коллективного руководства амнистии так называемых "ошибок" Сталина.
К этим "ошибкам" журнал "Коммунист" вновь вернулся уже в феврале 1957
года, разбирая вопрос о том, были ли правильны постановления ЦК
1946-1948
годов в области литературы и искусства ("ждановщина").
Писатели,
художники и
композиторы особенно резко критиковали многие из установок этих
постановлений как "последствия культа личности" и голого
администрирования в
области художественного творчества. Разумеется, ЦК не мог согласиться с
такой критикой, особенно после польского и венгерского опыта. Но ЦК не
мог и
полностью настаивать на них даже после этих событий. Слишком уже велико
было
давление самих писателей, слишком уже ярка была сталинская печать на
этих
постановлениях.
В статье "Коммуниста" говорится:
"Ленинские принципы руководства в области литературы и искусства как
раз и направлены против какой-либо "опеки", против вмешательства в
процесс
художественного творчества. Разумеется, последствия культа личности не
могли
не отразиться на литературе и искусстве. В период, культа личности
Сталина
были и элементы (!) администрирования, и необоснованной резкой критики,
и т.п... Перегибы перегибами, однако основное направление... состояла в
осуществлении марксистско-ленинских принципов..."
Но редакция "Коммуниста" хорошо знает, что труден возврат к ждановщине
- сталинщине в литературе... отсюда ряд оговорок и отступлений от
названных
постановлений. Журнал пишет:
"Но марксизм-ленинизм требует конкретного исторического подхода ко
всякому явлению, в том числе и к различным партийным документам,
принятым в
определенной исторической обстановке. Было бы грубейшим формализмом,
начетничеством применять каждую букву этих постановлений к новой
обстановке,
к новым условиям... некоторые их положения устарели, некоторые нуждаются
в
уточнениях".
К числу неправильных положений журнал относит:
идеализацию Ивана Грозного в постановлении ЦК о фильме "Большая жизнь";
неправильную характеристику чеченцев и ингушей в постановлении ЦК об
опере "Великая дружба"
Мурадели (все это было связано с известным
явлением
культа личности - пишет журнал);
неправильную и резкую характеристику выдающихся советских композиторов
(Шостакович,
Прокофьев,
Хачатурян,
Шебалин и др.);
"Что же касается,- продолжает журнал,- таких административных мер в
постановлениях ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград", как запрещение
печатать Зощенко, Ахматову
и "им подобных", то эти меры были сняты самой жизнью".
В новом журнале ЦК "В помощь политическому самообразованию" уже
расшифрована стыдливая формула, широко пущенная после развенчания
Сталина,- формула
"марксизм-ленинизм". Формула "марксизм-ленинизм" отныне означает:
"Наши великие учителя - Маркс - Энгельс - Ленин". Выключенный из
этой семьи Сталин, однако, был "предан марксизму-ленинизму", боролся за
теорию и практику коммунизма, но журнал оговаривает:
"Мы знаем также и те серьезные ошибки, которые он допустил в последний
период своей жизни, и которые наша партия успешно преодолевает",
- Н.С. Хрущев. "Доклад
на закрытом заседании XX съезда КПСС", стр.
3, 54, "Коммунист", 1957, No 3, стр. 15,
21, 22.
В том же номере журнала помещена критическая статья о работе Сталина
"Марксизм и языкознание". Такой же критике подвергается и "военный
гений"
Сталина. "Красная звезда" 6 марта 1957 года в статье, посвященной
"ленинскому военному гению", не только не нашла у Сталина никаких
заслуг, а
подвергла критике так называемое сталинское учение о "постоянно
действующих
военных факторах".
В общей оценке "заслуг" и "ошибок" Сталина в области теории все еще нет
единой линии, существует несвойственный "генеральной линии" разнобой,
который, очевидно, отражает разнобой во мнениях по данному вопросу в
самом
коллективном руководстве.
Общий итог критики "теоретических трудов" Сталина сводится к
следующему:
Сталин отныне не классик марксизма-ленинизма, а лишь
марксист-ленинец, выдающийся, но и ошибающийся....
Содержание
Большевики
www.pseudology.org
|
|