Действующие лица:
Arty - задает вопросы
Пират - отвечает на общие вопросы
Технарь - помощник Пирата, отвечает на технические вопросы
Для
особо
дотошных
товарищей объясняю: все ниженаписанное -
сказка, которую я выдумал. Тем же, кто верит в сказки, думаю, будет
интересно прочитать это интервью.
Прежде чем начать, хочу выразить свое личное отношение к пиратству. По
большей части в процветании пиратства на DVD в тех масштабах, которые мы
имеем на сегодняшний день, виноваты сами производители, продающие диски по
непомерно высоким ценам. Взять хотя бы ситуацию с компьютерными играми, где
цена лицензионных дисков колеблется от 60 до 120 рублей. Проще купить
лицензионный диск по нормальной цене.
Все разговоры о плейерах, якобы портящихся от проигрывания пиратского диска,
не более правдивы, чем разговоры о кактусах, забирающих излучения с
монитора. Плейеру глубоко наплевать, есть лицензия или нет, тем более в
ситуации, когда 99% плейеров продается с уже взломанной региональной защитой
и отключенной функцией "macrovision". Технология же производства что
лицензионных, что пиратских дисков одинакова.
Другое дело, что качество записи на пиратских дисках хуже, чем на
оригинальных фирменных (почему - читайте
сказку), и я перестал их покупать, так как в основном покупал концерты,
а иметь урезанную версию оригинального диска без
DTS (объяснения терминов смотри в
конце статьи) мне не хочется (правда, есть исключения - иногда делают копии
оригинальных фирменных дисков, и в этом случае разницы в качестве нет
никакой).
Резюме: пиратства я не одобряю, но пока не изменится ситуация с
ценами, я не вижу смысла покупать лицензионный диск, который подчас бывает
гораздо хуже того же, выпущенного пиратами (почему - читайте в
сказке).
Впрочем, некоторые подвижки уже есть, и в
Интернет-магазинах появились лицензионные диски по 250 рублей (это, конечно,
не сравнится с пиратским диском за сотню, но все же и не 700 рублей, как
раньше), жаль только, что в таком виде появляется пока лишь старье. Прежде
всего надо действовать самим производителям и давить пиратов их же способом
- то есть
демпинговыми ценами.
А теперь собственно
сказка...
- Не боитесь откровенных вопросов?
Пират: А что нам бояться? Мы немного нарушаем закон, но при этом
и овцы
целы, и волки сыты, да и пастух доволен. В общем-то есть гораздо больше
преступлений, на которые все закрывают глаза, так что мы - мелкая рыбешка в
этом мутном потоке.
- Велик ли рынок пиратства в России?
Пират: В России нет рынка пиратства, да и не может быть, так как понятие
"рынок" подразумевает взаимоотношения, осуществляющиеся в рамках закона, а
мы под это определение не подпадаем. Есть просто огромный черный рынок по
сбыту нелегальной продукции - не только DVD, но и CD, программного
обеспечения и кассет. Причем конкуренция на нем гораздо острее, чем на
обычном рынке. Расслабился на пару дней, и новый фильм уже кто-то выпустил и
снял сливки с первых продаж.
- А откуда берутся новые фильмы?
Пират: Ну, по-разному. В основном, конечно, они записываются на
закрытых премьерных показах, порой их
берут
сразу после монтажа. Случалось, было несколько версий одного и того же
фильма; его просто рано стащили, а позже были сделаны изменения, и в прокат
он вышел в несколько ином виде.
- А во время премьерных показов из зала не записывают?
Пират и Технарь: (Смеются.) Нет, конечно. Как можно записать фильм,
да еще с нормальным звуком, когда вокруг толпа народа? Гораздо проще
записать его в пустом зале, установив камеру на штатив, чтобы никто при этом
не мешал. За деньги с киномехаником можно договориться не только о камере в
зале.
- А о чем еще?
Tехнарь: Скажем, можно на ночь взять бобины с лентой и оцифровать их
в студии.
- Весь фильм за одну ночь?
Tехнарь: Не за одну, конечно, но за несколько можно. Многие студии
так подрабатывают. Еще бывает, получаем уже оцифрованный материал, только
перевод надо наложить.
- Переводы сам делаете?
Tехнарь: Нет, зачем? Есть много контор, которые этим занимаются.
Вполне легальные студии переводят, так как переводчикам и артистам надо
платить зарплату, а пиратка - неплохой дополнительный источник дохода. Вот
они и переводят днем легальную продукцию, а ночью пиратку. Это удобнее, чем
иметь собственную студию с переводчиками и актерами. Каждый должен
заниматься своим делом.
- Дорого перевести фильм?
Tехнарь: Это зависит от многих факторов. От срочности, от того, какой
текст, какой перевод (один голос или много), от наличия субтитров, монтажных
листов - в общем, нюансов много. В зависимости от этого минута перевода
может стоить от одного до пяти долларов. Еще цена зависит от того, в каком
формате нам дадут звуковую дорожку - в mp3 или готовый АС3.
- То есть перевести фильм продолжительностью два часа стоит в среднем
300–400 долларов?
Пират: Около того, но это не все расходы. Еще же есть покупка самого
фильма, типография, печать дисков, коробочки к ним. Завод-то нам дает диски
на шпинделях.
- Давайте поэтапно. Для типографии сами делаете макет?
Tехнарь: Нет. Как и в случае с переводом, имеет смысл поручить это
профессионалам. Типографиям тоже надо платить зарплату, так что их мало
интересует, что печатать - лишь бы не деньги. А лицензий у нас не
спрашивают.
- А как вообще можно разделить диски по мере их появления в продаже?
Сначала экранки? А потом?..
Tехнарь: Не обязательно сначала появляются экранки. Все зависит от
студий, которые выпускают фильм, от того, как они заботятся о его
сохранности по дороге в кинотеатры. Не секрет, что основную прибыль фильм
приносит в течение первой недели проката, потом в дело вступаем мы...
Но иногда фильм появляется даже раньше, чем
он вышел в прокате, - это когда он печатается с так называемых промо-дисков,
то есть DVD-дисков, которые компании рассылают по кинотеатрам в рекламных
целях. С ними, правда, все труднее и труднее, так как студии всячески
препятствуют их использованию: последнее изобретение - когда фильм через
определенный промежуток времени (пять-семь минут) становится черно-белым.
Хотя на нашем рынке встречались фильмы и в таком варианте. Условно фильмы
можно расположить по качеству от худшего к лучшему в следующем порядке:
Экранка. Фильм переписан приличной видеокамерой прямо из зала. Со
звуком могут быть различные варианты - или пишется стереозвук, или берется
DTS, который сопровождает фильм.
Оцифровка. Оригинальный фильм в студии
оцифровывается с пленки. Со звуком то же, что и в первом случае.
Промо. В качестве оригинала
используются DVD или VHS-кассеты с демонстрационным фильмом. Если запись
ведется с кассеты, то качество даже хуже оцифровки. Тут возможно как
появление бегущей полосы с предупреждениями, так и периодическое пропадание
цвета или другие хитрости, на которые идут студии.
Точная DVD-копия. Берется оригинальный
DVD с фильмом и заменяется звуковая дорожка. В основном убирается
французская, а вместо нее подставляется русскоязычная. Но это для варианта
DVD9, или если оригинальный диск влезает на DVD5.
- Почему
такое убогое оформление меню у дисков? Не умеете или не хотите?
Tехнарь: Умеем, но не видим в этом смысла. Ведь и так покупают,
зачем еще стараться? Все равно своего стиля не сделаем, не надо
выделяться. Хотя в последнее время появились диски, оформленные в одном
стиле. На мой взгляд, это неправильно, с учетом нашей специфики.
- Вопрос про DVD9: что творится на рынке? Почему львиная доля всех
пиратских DVD идет на DVD5?
Tехнарь: Все очень просто. Сейчас диски выпускают все кому не лень,
а нормальный DVD9 можно сделать в паре программ (Scenarist, DVD Maestro),
которые сами по себе достаточно сложны для освоения. Вот и собирают диски
в Reel DVD, даже в Ulead DVD Factory. Это "домашние" программы, и кроме
как делать DVD5, ни на что другое они не способны. А так как DVD5 в
среднем процентов на тридцать дешевле, чем DVD9, мы тоже вынуждены
переходить на DVD5, иначе станем неконкурентоспособными. Парадоксальная
ситуация, но потребитель сам виноват в том, что сейчас творится на рынке:
покупая экранки, промо-версии, люди побуждают нас выпускать диски заведомо
плохого качества.
- Имеется в виду качество самого носителя или материала, который на нем
записан?
Tехнарь: К сожалению, иногда и того и другого. Заводы используют
более дешевый поликарбонат для изготовления диска, и нам приходится
выпускать DVD5, чтобы не быть выброшенными с рынка.
- То есть лицензионный диск все-таки лучше по качеству?
Tехнарь: Спорный вопрос. Если тот же фильм выпущен нами на DVD5, а
лицензия - на DVD9, то качество картинки на лицензии будет лучше. С другой
стороны, если фильм влезает на DVD5, мы можем не писать все дополнительные
бонусы, которые были на диске, и выпустить такого же качества фильм, как и
на DVD9. Иногда бывает прямо противоположная ситуация, так как достаточно
много лицензии выходит на DVD5. А поскольку диск лицензионный, там должны
присутствовать дополнительные материалы и т. д. За счет чего это
происходит? За счет сжатия самого фильма, чтобы уместить все бонусы и
прочие материалы.
- То есть у пиратского диска с тем же фильмом будет более качественная
картинка?
Tехнарь: Именно так - на нем будут отсутствовать бонусы и
дополнения, но качество самого фильма будет выше. Если, конечно, это не
перепечатка с лицензионного DVD - в этом случае они абсолютно одинаковые.
- А как же упоминание о дешевом поликарбонате, из которого
изготавливаются пиратские диски?
Tехнарь: Так ведь лицензионные диски печатаются на том же заводе, с
использованием того же поликарбоната. Это общая беда дисков - в погоне за
себестоимостью некоторые заводы этим грешат.
- Не согласен, недавно мне попалась парочка лицензионных DVD9, причем
отпечатаных явно не у нас - видно по самому диску
Пират: Ну, лицензионщики имеют много плюсов по сравнению с нами.
Например, им некуда спешить, и они спокойно могут размещать ограниченную
партию тиража за рубежом. Почему ограниченную? Да потому, что тираж можно
показать правообладателю: вот, мол, у нас была лицензия на 20 тысяч, мы 20
тысяч и напечатали. А сколько они потом допечатают, этого правообладателю
знать не обязательно
- А вы сами за рубежом печатать не пробовали?
Пират: Нет, у нас дешевле, оперативнее, и никого не интересует, что
ты печатаешь. За границей с этим могут возникнуть проблемы
- Нет ли какого-нибудь неписаного пиратского правила? Скажем, если одна
группа выпустила тираж, то его другие не печатают?
Пират: К сожалению, нет. У нас ведь как? Действует принцип "человек
человеку волк", так что перепечатывают друг у друга бессовестно.
(Посмеивается: мы, мол, и сами не сахар, тоже не свое печатаем.)
Tехнарь: В основном пираты друг друга не знают, мы же не варезные
группы со своими закрытыми форумами и секретными сайтами, у нас и сайта-то
нет своего
- Но склады-то у вас общие? Ведь туда все отправляют готовые тиражи.
Пират: (Смеется.) Склады эти засекречены не хуже, чем тайный город
в Матрице, в основном все операции идут через курьеров. Но я не думаю, что
о них неизвестно соответствующим органам
- А где расположен "рассадник пиратства"? "Горбушка"? Или это секрет?
Пират: Нет, какой секрет, если полстраны в Москве отоваривается? На
"Горбушке" в основном мелкие покупатели. Регионщики закупают товар или в
Лужниках, или, если проверенные партнеры, - непосредственно со складов,
даже не приезжая за ним. У нас ценятся связи и рекомендации
- Про себестоимость диска расскажете или это великий секрет?
Пират: Расскажем, даже можем подсчитать, сколько нам остается с
каждой партии диска (достает калькулятор), чтобы развеять миф о
сверхприбылях пиратов, - поверь, печатать лицензию гораздо прибыльней.
Итак, прикинем основные расходы.
Прежде всего - покупка самого фильма. Если это не хит наподобие
"Властелина Колец" или "Матрицы", с этим проще. Как правило, есть люди,
которые возят фильмы пакетами, - скажем, десять фильмов, из которых
парочка интересных, остальное - голливудский мусор. Продается комплект по
150–250 долларов за фильм; в редких случаях они бывают уже переведенные.
Не секрет, что получить прибыль можно только на новинках, все остальное -
мертвый груз. Итак, комплект фильмов - две с половиной тысячи, при этом на
них нет ни меню, ни озвучки.
- И если правоохранительные органы перекроют этот канал...
Пират: ...мгновенно появится другой человек, который будет так же
возить фильмы. Если бы было нужно, все эти каналы давно бы перекрыли. Но
мы отклонились от темы. Дальше озвучка. В первую очередь озвучиваются
хиты, а откровенный мусор вообще иногда не выпускаем, все равно затраты на
него не окупятся. Предположим, из десятка фильмов три "ходовые",
соответственно около девятисот долларов идет на озвучку, то есть в
расходной статье уже набрали 3,4 тысячи.
- А не проще ли пересылать тот же фильм по Интернету?
Tехнарь: Нет, проще отправить почтой, если надо. По Интернету
иногда, если нужно срочно, просим прислать тот же фильм в
DivX, чтобы к приходу оригинала был готов перевод.
На чем мы остановились в подсчетах? Типография - печатаем впрок. Так как
стоимость бумаги зависит от тиража, то допечатывать мелкую партию дороже.
При печати большой партии каждый вкладыш обходится примерно в три цента.
Предположим, дадим тираж по 10 тысяч каждого фильма, итого 30 тысяч
вкладышей плюс изготовление макетов - это еще тысяча долларов. Хотя
реально печатаем гораздо больше бумаги, чтобы в дальнейшем допечатывать
только диски.
Печать дисков на заводе. DVD5 при больших тиражах обходится в 65–80
центов, в зависимости от загруженности завода, то есть при печати 30 тысяч
дисков надо отдать около двадцати двух с половиной тысяч.
Итог всех затрат - почти 27 тысяч.
Теперь о ценах на готовые диски. Как правило, диски отдаются на крупные
склады, откуда они и расходятся. Коробочки склады обычно приобретают
самостоятельно. При этом важно быстрее отдать товар, поэтому цена диска не
превышает одного доллара вместе с полиграфией. Со складов оптовики
приобретают их уже за 1,2–1,4 доллара.
- То есть склад зарабатывает больше производителя?
Пират: На первом этапе - да. Тут мы просто отбиваем вложенные
деньги, и остается около трех тысяч, если, конечно, не возникнет
непредвиденных расходов на мзду должностным лицам. Причем все это надо
делать быстро. Если тебя опередят конкуренты, они успеют дать первый тираж
и снять основную прибыль. Как правило, 10 тысяч дисков расходятся за
несколько дней. После чего идет допечатка - наша основная прибыль как раз
оттуда, - то есть зарабатывается порядка 20 центов на каждом диске.
- Сколько было продано, например, "Матрицы 3"?
Пират: Трудно сказать, она выпускалась в разных вариантах (промо,
экранка) и разными людьми. Думаю, несколько миллионов продано, если не
больше. Тут же много народа кормится... (эта часть сказки наиболее
печальная, поэтому мы ее пропустим, оставив только окончание длинного
монолога из соображений, высказанных в начале статьи. - Arty), так что
рубить сук, на котором сидишь, никто не станет.
- А как же лицензионные производители?
Пират: (Смеясь.) Да мы перед ними - малые дети. Себестоимость у них
не намного отличается от нашей, чуть дороже полиграфия, зато все законно и
продажная цена раза в три-четыре выше нашей. Попробуй подсчитай, сколько
они выпустили в соответствии с оплаченными правами, а сколько втихую...
Это такое болото, что можно увязнуть и не вылезти.
- Но их же должны контролировать обладатели прав на фильм?
Пират: Да не смеши ты меня, "контролировать"... Западные
правообладатели продают лицензии по принципу "с паршивой овцы хоть шерсти
клок". Заплатил и печатай. Все равно они контролировать не станут, да и не
смогут, если даже захотят.
- А лицензионные печатаете? То есть их пиратский вариант?
Пират: А почему бы и нет? Тем более что они почти на 70% тоже на
DVD5 идут и не защищены ничем, прямо этот диск и можно отправлять на
завод. Другой вопрос, что там большинство фильмов старые, при маленьких
тиражах их печатать невыгодно, а большое количество может просто
зависнуть.
- Что же ждет нас в дальнейшем?
Пират: А что? Развиваемся в соответствии с прогрессом. Например,
чисто российское изобретение - два в одном, когда на DVD9 пишется два
фильма одновременно. Пользуется исключительным спросом в регионах. В
ближайшем будущем ожидайте появления записанных DVD-R.
- То есть будете писать сами???
Пират: Да, технологии совершенствуются, и для малых тиражей имеет
смысл писать диски, а не печатать на заводе. Стоимость нормальных
четырехскоростных болванок на Тайване около 40 центов; с доставкой сюда
они обойдутся в 60 центов. Дубликатор собрать на десять дисков стоит около
полутора тысяч, а выдавать он может сорок дисков в час, или восемь сотен в
день, так как надо давать ему отдых. Уже есть в продаже такие диски - в
основном уходят в регионы.
- И что? Будут брать? Что-то мало в это верится.
Пират: А какая им разница? Тем более если там записан фильм,
которого просто нет на штамповке, - что еще остается делать? Да и не
"будут" - а уже берут, в регионы много таких дисков уходит, со временем и
здесь привыкнут к этому.
- А двухслойки осваивать будете?
Tехнарь: Об этом рано говорить - пусть сначала появятся. К тому же
цена двухслойки не сравнится с печатью на заводе: похожая ситуация была
пару лет назад, когда только появились DVD-R. В то время мусор, который и
не писался нормально, стоил около двух долларов; про Verbatim я вообще
молчу - болванка стоила примерно десятку. И посмотри, что теперь с ценами.
Прогресс налицо, надо только подождать.
- А во сколько обходится заводу печать одного диска? Себестоимость?
Пират: Не знаю, это не мое дело, чужие деньги считать не люблю.
Меня пока устраивает цена, если появятся другие варианты, будем думать.
- Каков распорядок дня среднестатистического пирата?
Пират: Трудно сказать в двух словах - один день не похож на другой.
Ежедневно приходится решать кучку локальных проблем, всевозможные
переговоры с партнерами, в общем - целый день в разъездах. В основном мы
работаем с 8 до 22. Выходных не предусмотрено, конкуренты не дремлют.
- За фильмами следите? Когда что выходит, сборы в кинотеатрах?..
Пират: Ну а как же! Аналитика очень важна в нашем деле. Надо всегда
быть в курсе событий, и не только относящихся к фильмам. Надо следить за
всеми изменениями, которые нас касаются, - скажем, за теми же голограммами
на диски. В очередной раз на примере всех этих марок и голограмм
убедились, что это неправильный путь искоренения пиратства. Ну сделали
марки, и что? Через неделю мы их уже спокойно покупали. Хотя сейчас с этим
вроде поутихло. Наверно, что-то новое готовят.
- А не возникало ли идеи объединиться с другими участниками этого
направления?
Пират: Нет, нам это не нужно. Мы достаточно мобильны, и это
главное. С момента получения диска с сырым материалом до выхода первой
партии штамповки проходит от силы три-четыре дня. Ну, за исключением
ситуации, когда завод под завязку забит заказами.
- Матрицы, с которых штампуются диски, держите у себя?
Пират: Нет, они на заводе. Зачем они нам? Так проще допечатывать -
позвонил, заказал и езжай через пару дней за дисками.
- А не боитесь, что "товарищи по цеху" могут воспользоваться вашими
матрицами?
Пират: Конечно, небольшая вероятность есть, но это целиком лежит на
совести завода, - мы им доверяем, пока подобных случаев не было.
- Но ведь друг у друга перепечатываете?
Пират: Это другое дело. К тому же они изготавливают свою матрицу,
хотя, не зная "кухни" завода, утверждать, что это на сто процентов так,
нельзя. Впрочем, я могу всегда забрать свои матрицы с завода.
- Возвращаясь к вопросу о дисках и их содержимом. Очень жаль, что нет
хороших фильмов: скажем так - кино не для всех
Пират: Ситуация изменится, когда приживутся диски DVD-R. Просто у
меня нет уверенности, что, выпустив тираж даже в тысячу штук, я смогу всё
продать. Выпускать меньше заводу неинтересно. Оттого-то периодически и
возникает ситуация, когда на складах месяцами не бывает некоторых позиций
- их просто невыгодно печатать.
- Сайты или форумы по соответствующей тематике посещаете?
Tехнарь: А как же! Я даже у вас на
forum.videoediting.ru
зарегистрирован. Ник называть не буду, но в основном я "читатель" и не
принимаю активного участия в обсуждениях. У меня всего несколько постов.
Язвительные высказывания в адрес пиратов читал, но на свой счет не беру,
так как стараюсь делать все качественно и по уму, исключительно в
"Сценаристе".
- Как пережимаете DVD9 в DVD5?
Tехнарь: А не всегда пережимаем. Как я уже говорил, если основной
фильм умещается на DVD5 без пережатия, то делается простенькое меню, чтобы
не занимало много места, и добавляется русскоязычная дорожка.
Если не умещается - то в зависимости от обстоятельств. Если сжать надо
совсем немного, можно и "Шринком"; если сжимаемый объем приближается к
1–1,5 Гбайт, пользуюсь Cinemacraft Encoder. Если же больше 1,5 Гбайт,
стараемся писать на DVD9 как есть, оставляя оригинальное меню и заменяя
французскую дорожку русскоязычной.
- Почему такое неуважение к франкоязычной дорожке?
Tехнарь: Никакого неуважения, просто так удобнее, не надо все
заново авторить.
- Брак бывает?
Tехнарь: (Стучит три раза по столу.) Пока не было, я очень
тщательно проверяю готовые диски, дать тираж в 10 тысяч бракованных дисков
- смерти подобно. Бывают дефекты материала, плохая печать, но это уже
заводской брак, а не наш.
- А DVD9 на чем отдаете на завод?
Tехнарь: Исключительно на
DLT, стандарты надо уважать
- Переходить в "лицензионное русло" не пробовали?
Пират: Нет, все давно забито. Если у нас просто конкуренция, то
лицензионщики буквально грызутся между собой. Да и не пустят нас туда, там
слишком большие деньги крутятся.
- То есть их "кухню" вы тоже знаете?
Пират: Конечно, у меня много знакомых в той области; иногда сидим
за кружкой пива, обсуждаем общие проблемы
- Общие? У пиратов и лицензионщиков?
Пират: А что тут странного? Ведь пользуемся услугами одних и тех же
заводов, а значит, проблемы завода отчасти и наши
- Искоренить пиратство возможно?
Пират: Полностью - нет, как бы ни старались. Вон в Штатах как
строго, а все равно пиратствуют - фильмы-то оттуда идут. И невыгодно нас
искоренять, нельзя рубить руку, тебя кормящую
- А все компании по борьбе с пиратством?
Пират: По большей части - показуха лицензионщиков перед западными
правообладателями, не более того. Мы довольно мирно сосуществуем на одних
и тех же точках продаж. Если бы на самом деле захотели бороться - это
можно сделать только ценовой политикой, а не ужесточением законов. Да и не
забывай о народном менталитете: все, что плохо лежит, утащат. Возможно,
через несколько поколений что-то и изменится, но пока подвижек в этом
вопросе я не вижу
- Я, например, покупаю ребенку лицензионные игры, которые стоят столько
же, сколько и пиратские
Пират: Вот ты сам и ответил на свой вопрос - все дело в цене. Захотят с
нами бороться - надо только снизить цену
- Много людей в "штате" работает?
Пират: (Смеется) У нас нет штата, даже офиса как такового нет. Мой
офис - моя машина, в ней я провожу весь день. Телефон тоже всегда с собой,
а большего мне и не надо. Для изготовления оригиналов дисков нужен один
компьютер, телевизор и DVD-плейер, все это стоит дома у Tехнаря. У нас
разделение труда. Ну еще есть курьеры, всего в "штате" человек
восемь-десять. Это у лицензионщиков офисы, студии, легальные склады и т.
д.
- Но ведь появились же лицензионные диски по 150–200 рублей, я сам
видел и в магазинах, и в Интернете.
Пират: Это весь тот мусор, который они не могут годами продать, вот
и пытаются так спихнуть. Новые диски как стоили 600 рублей, так и стоят.
Ладно, нам пора расходиться, дела не ждут. Приятно было пообщаться...
Послесловие
В сказке был еще один кусок, но я не стал его публиковать, слишком уж
откровенно было рассказано о людях, которые должны закон защищать. Мне от
этого стало грустно, и мысль о том, что пиратство в нашей стране
искоренимо, теперь кажется не более чем сказкой.
Если захотите обсудить эту "сказку", милости прошу на
forum.videoediting.ru.
Хотелось бы послушать людей, занимающихся лицензионными дисками: так
сказать, услышать мнения из противоположного окопа, - только тогда можно
будет сформировать истинную картину того, что у нас происходит с
пиратством.
Объяснение терминов, встречающихся в статье
DVD5 - Single layer disc. Однослойный диск, общим объемом 4,7
Гбайт. Такой же объем имеют и носители для записи на DVD-приводах
DVD9 - Dual-layer discs. Двухслойный диск, общий объем 8,5 Гбайт
DLT - Digital Linear Tape. Стриммер, куда можно записать проект DVD9
DTS - Digital Theater System.
Система кодирования звука. Параметры потока 768-1536 кбит/с, что сильно
превосходит стандартный AC3-звук на DVD (поток для звука в формате АС3 -
448 кбит/с для 5.1 и 192 кбит/с для стерео).
Scenarist,
DVD Maestro, Reel DVD, Ulead DVD Factory - программы для авторинга
DVD-дисков, из которых только Scenarist и DVD Maestro относятся к
профессиональным программам (DVD Maestro больше не поддерживается и не
обновляется)
---------------
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №18-19 от 18 мая 2004 года
www.pseudology.org
|