| |
© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Spa,
Via Pisacane, 26 Milano
© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.
|
Умберто Эko |
Отсутствующая структура.
Введение в семиологию
2. Мир смысла |
V. семиология
источника
V.l.
Все, что мы говорили в параграфах А.2.1.; А.2.2.; А.2.З.; А.2.4,
относится к ситуации, когда мы имеем дело с адресатом не машиной, ' а
человеком. При этом, как мы видели, происходит переход из мира Сигналов,
исчисляемых в физических единицах информации, в мир смысла, описываемого
в понятиях денотации и коннотации. Но все сказанное также помогает нам
понять, как же обстоят дела в том случае, когда место физического
источника информации и передатчика-машины занимает человек.
В этом случае мы можем сказать, что источник и передатчик информации
сливаются воедино в человеке, становящемся отправителем сообщения (даже
если различить в нём мозг как источник информации и артикуляционный
аппарат как передающее устройство).
Здесь, однако, мы вынуждены задаться вопросом, волен ли человек в своих
речах, свободен ли он сообщать все, что вздумается, или он тоже
предопределен неким кодом. Сам Факт того, что "наши мысли" являются нам
не иначе как в словах, неизбежно наводит на мысль, что и источник
сообщения также подвластен коду. язык, его механизм, заставляет говорить
так, а не эдак, предписывая говорящему говорить одно, а не другое.
А если так, то подлинным
источником и хранилищем потенциальной информации следует считать сам код.
Код, напомню, рассматриваемый как Система вероятностей, ограничивающая
равновероятность источника, но в свою очередь оказывающаяся
равновероятной по отношению к небесконечному, хотя и достаточно длинному
ряду выстраиваемых на его основе сообщений.
V.2.
Вопрос этот является главной проблемой философии языка и формулируется
по-разному. Пока что мы его оставим, ограничившись определением
отправителя как говорящего человека, чья речь обусловлена всеми
соответствующими биологическими и культурными факторами, в связи с чем и
можно предположить, что в большинстве случаев речь будет автоматически
навязываться кодом 47.
И всё же, говоря об
отправителе, мы считаем его источником информации, имея в виду, что, чем
бы ни была продиктована его речь, в акте говорения правила кода
неизбежно регулируют и ограничивают разнообразие и богатство
потенциальных высказываний 48.
-------------------------
47 Ср. крайнюю позицию, занимаемую по этому вопросу Лаканом Ecrits, cit,
из критиков Лакана упомянем François van Laere, Lacan ou le discours de
l'inconscient, in "Synthèse", aprile-maggio 1967
48 Факт влияния, оказываемого языковым кодом на говорящего, заставляет
вернуться к вопросу о том, является ли лингвистика частью семологии или
семиология частью лингвистики, если в качестве кода как источника всякой
возможной информации выступает сам словесный язык Однако Лакан полагает,
что также и сам словесный язык может кодифицироваться на базе глубинного
бинарного механизма (см по этому поводу весь раздел Д 5)
68
Оглавление
Литература
www.pseudology.org
|
|