| |
Издательство ACT – Олимп, М., 2003. ISBN 5-17-015194-2, 5-8195-0836-Х
|
Игорь Семёнович Кон |
Лунный свет на заре
Часть 3.
3-2.
Групповой
портрет без интерьера
|
Геевская жизнь по своей
природе является философской...
Это люди, которые должны изобретать
себя... Когда
человек открывает, что он гей, он должен выбрать все,
начиная с походки, одежды и манеры разговаривать,
и кончая тем, где жить,
с кем и на каких условиях
Эдмунд Уайт.
Каковы социальные и психологические особенности мужчин-гомосексуалов и
геевского стиля жизни? Говорить о “геях вообще”, без учета национальных,
демографических, социально-групповых и индивидуальных различий
бессмысленно, эти мужчины очень разные и их групповой портрет вне
интерьера неизбежно будет схематичным и условным, тем более, что почти
все научные данные касаются немногих западных стран, а
среднестатистический американский гей отличается от
среднестатистического российского гея так же сильно, как средний
американец от среднего россиянина. Тем не менее без обсуждения этих
вопросов не обойтись.
Социально-демографический профиль
Cамая характерная черта западноевропейских и американских геев и
лесбиянок - то, что они преимущественно горожане. Выборочные
исследования, в частности, маркетинговые, подтверждают выводы
приведенных выше национальных опросов. По данным американского
маркетингового исследования ( Yankelovich, 1994) 27% американских геев и
лесбиянок (и только 18% гетеросексуалов) живут в городах с населением
свыше 3 млн. , а 61% - свыше 1 млн. жителей. 89 % канадских геев также
проживают в городах (Myers et al., 1993). В больших городах геи имеют
свои излюбленные районы проживания, где они составляет значительное
меньшинство и даже большинство населения (например, в Западном
Голливуде).
В Европе эта тенденция к группированию выражена значительно
слабее, чем в США.
Уровень образования американских геев значительно выше среднего. 49 % из
них учились в колледже и 14% в аспирантуре (среди гетеросексуалов
соответствующие цифры - 37% и 7%). По данным национальной переписи 1990
г. 13 % совместно живущих геев имели образование выше колледжа и 23.7
окончили колледж; среди женатых гетеросексуальных мужчин соответствующие
цифры - 10.3 % и 17 % (Sanders et al, 2001). 72% канадских геев учились
в университете, 31.2 % окончили университет, а 12.8 % - аспирантуру
(Myers et al., 1993, p.23) Среди восточногерманских геев доля
интеллигентов вдвое превышала средние показатели по ГДР (Starke, 1994,
S.373) В другом немецком исследовании высшее и среднее специальное
образование имели 59% гомосексуалов (Bochow, 1989, S.114). По данным
опроса 15.000 европейцев, проведенного известной фирмой EMNID, геи и
бисексуалы лучше образованы и имеют более высокую академическую
успеваемость (Ananova, 2001).
Тяга геев к образованию связана с их психологическими особенностями.. По
многим психологическим тестам, особенно по направленности интересов, геи
больше похожи на женщин, чем на гетеросексуальных мужчин ( а лесбиянки,
наоборот, похожи на мужчин). В детстве это проявляется особенно сильно.
Школьные отметки гомосексуальных мальчиков, как правило, выше среднего
уровня. У маленьких геев есть дополнительный мотив к учебе и
интеллектуальному развитию: поскольку многие из них не могут преуспеть в
типичной мальчишеской деятельности, спорте и соревновательных играх, их
самореализация идет по другому пути. Это сказывается и на выборе
профессии.
Социологически достоверных данных о распределении гомосексуалов по
профессиям и об уровне их доходов практически нет. Среди американских
геев больше людей, имеющих собственное дело, и лиц так называемых
свободных профессий. Многие мужчины-геи предпочитают работе на
производстве индустрию развлечений и сферу обслуживания (актеры,
шоумены, дизайнеры, продавцы, парикмахеры и т.д.) В целом, это весьма
успешная социальная группа. Однако данные об уровне их доходов
противоречивы (Hewitt, 1995; Badgett, 1995). По одним источникам, их
годовой доход выше среднего, по другим - ниже, чем у гетеросексуальных
мужчин, несмотря на более высокий образовательный уровень. По данным
переписи 1990 г. американские лесбиянки зарабатывают в среднем больше
обычных женщин, а геи – меньше женатых мужчин (Sanders et al, 2001)
Однако это требует более детального анализа, разбивки по профессиям и
т.д.
Психологический профиль
Хотя психологи давно уже отказались от попыток сконструировать единый
тип "гомосексуальной личности", старые стереотипы, что геи более
фемининны, чем гетеросексуальные мужчины, а лесбиянки – более
маскулинны, чем гетеросексуальные женщины, содержат какую-то долю
истины. Эти различия особенно велики в области профессиональных
предпочтений и интересов, а также в оценке собственной маскулинности и
фемининности (геи обычно считают себя менее маскулинными, чем
гетеросексуальные мужчины). При измерении таких традиционно маскулинных
свойств как инструментальность, независимость и напористость и таких
традиционно женских черт как экспрессивность, сочувствие и заботливость
различия между гомо= и натуралами меньше (Lippa, 2000). Однако мера этих
различий зависит от того, насколько сильно данная культура поляризует "мужские" и
"женские" свойства. Например, сравнение связанных с гендером
личностных черт белых англоамериканцев с американцами испанского и
азиатского происхождения показало, что две последние группы, в которых
гендерным различиям придается больше значения, склонны также
преувеличивать различия между гетеро= и гомосексуалами (Lippa and Tan,
2001).
Некоторые из этих различий имеют практическое значение. геи гораздо
больше “натуралов” озабочены собственным Я. Интроспекцию, потребность в
самопознании признали важной ценностью 43% геев и лесбиянок и только 23%
гетеросексуалов (Yankelovich, 1994). Они больше заботятся о своей
физической форме, состоянии здоровья и внешности, включая одежду,
придают большое значение личному общению и проявляют готовность
идентифицироваться не только со своей собственной, но и с другими
угнетенными группами (этнические меньшинства, женщины, старики).
геи охотнее гетеросексуалов выходят за пределы повседневности. Они выше
ценят воображение, уход от будничных реалий (34% против 25%) и личное
творчество (с мнением, что каждый может творить, согласились 22% геев и
14% гетеросексуалов). Жажда нового опыта отличает не только художников,
но и самых обычных геев-потребителей. Эгоцентризм и гедонизм, жажда
удовольствия, новизны, развлечений и приключений часто приходит в
противоречие с нормами традиционной протестантской морали. В отличие от
типичного мужчины-“трудоголика”, целиком поглощенного карьерой и
зарабатыванием денег, геи умеют ценить разнообразный досуг, вкусную
пищу, путешествия в дальние страны и т.п.
Они тратят значительно больше
времени на посещение магазинов и получают от этого больше удовольствия,
чем гетеросексуальные мужчины, охотнее тратят деньги, внимательнее
следят за модой, покупают больше предметов роскоши, книг, произведений
искусства, чаще ходят в театры. Эстетические качества обиходных вещей
для них часто важнее практических. В одежде они гораздо чаще
гетеросексуалов предпочитают новые, необычные, подчас вызывающие модели
и т.д. (Penaloza, 1995). Европейские геи (Ananova, 2001) тратят больше
денег на путешествия, больше увлекаются музыкой и литературой, а также
проводят на 10% больше времени в Интернете.
Эти цифры не следует абсолютизировать, разброс гендерно-специфических
черт очень велик. Деловые женщины - не обязательно лесбиянки, а
мечтательные непрактичные мужчины - не всегда геи. Новейшие
маркетинговые исследования подчеркивают, что в сфере потребления, как и
во всем остальном, геи не образуют единой группы и принадлежат к разным
субкультурам (Rudd, 1996)
геев отличает повышенная чувствительность к стрессам. Жизнь часто
кажется им слишком напряженной и они хотят сделать её более надежной и
спокойной, избегая рискованных профессий и лишней ответственности.
Потребность самим контролировать свою жизнь выразили 46% опрошенных
Янкеловичами геев и 35% гетеросексуалов. Многие геи не доверяют большому
бизнесу (35% против 26%) и они гораздо чаще испытывают недоверие к миру
и окружающим людям, подозревая их во враждебном к себе отношении. Такая
настороженность типична для всех дискриминируемых и стигматизируемых
меньшинств.
Повышенная эмоциональная чувствительность и ранимость, в сочетании
трудностями их социального бытия, делают гомосексуалов группой
повышенного риска в отношении целого ряда психических расстройств, а
также наркотической зависимости (СМ. Addictions, 2001). Тот факт, что
гомосексуальные мужчины более подвержены психическим расстройствам,
характерным для женщин, тогда как среди лесбиянок распространены
расстройства, типичные для мужчин (Sandfort et al., 2001) подтверждает
теорию, согласно которой важную роль в происхождении гомосексуальности
играют гормональные нарушения в пре-натальной фазе развития (Bailey,
1999). Однако стереотипный образ гомосексуала как постоянно
балансирующего на грани самоубийства невротика так же несостоятелен, как
образ мягкой, зависимой и истеричной женщины. Многие гомосексуалы не
менее оптимистичны, жизнерадостны, эмоционально отзывчивы и открыты для
общения, чем гетеросексуальные мужчины (Воронцов, 1999). Это зависит как
от природных - депрессия, тревожность и близкие к ним симптомы сильнее
всего выражены у гендерных дисфориков и феминизированных гомосексуалов,
которые были недовольны своим полом/гендером в детстве и отрочестве
(Weinrich et al., 1995), - так и от социальных условий (уровень
стигматизации и дискриминации)
Геевская чувствительность
С этим связана и проблема так называемой “геевской чувствительности”
(gay sensibility). Это многозначное и идеологизированное понятие
означает, с одной стороны, высокую эмоциональную возбудимость,
восприимчивость и ранимость, а с другой - повышенный артистизм и
художественные способности. Эти взаимосвязанные черты действительно
характерны для многих геев. Повышенная эстетическая чувствительность,
художественные интересы и способности проявляются у геев уже в раннем
детстве. Гомосексуальные мальчики везде и всюду предпочитают силовым и
соревновательным видам спорта актерскую деятельность или танцы.
Это отражается и на их профессиональных занятиях. При сравнении их
профессиональных интересов, “реальные” ценности предпочли 3% геев и 23%
гетеросексуалов, а “художественные” - 30 % и 15 % ( Chung and Harmon,
1994) Значительно больше американских геев, чем гетеросексуальных
мужчин, заняты в искусстве и шоу-бизнесе и, в меньшей степени, в сфере
писательства, архитектуры, рекламы и паблик рилейшенс. К “голубому”
племени принадлежат такие выдающиеся писатели и поэты ХХ века как
Сомерсет Моэм и Ивлин Во, Ангус Уилсон и Кристофер Ишервуд, Уистен Оден
и Аллен Гинзберг, Ив Наварр и Жан Жене, Марсель Жуандо и Анри де
Монтерлан, Жюльен Грин и Эрве Гибер, Теннесси Уильямс и Эдвард Олби, Гор
Видал и Джеймс Болдуин, Пол Гудмен и Уильям Берроуз, Трумэн Капоте и Джо
Ортон, Эдмунд Уайт и Дэвид Ливит, Хуан Гойтисоло и Федерико Гарсия
Лорка, Умберто Саба и Сандро Пенна, Клаус Манн и Хуберт Фихте,
Константин Кавафис и Мишель Турнье, кинорежиссеры Лукино Висконти, Пьер
Паоло Пазолини, Райнер-Мария Фасбиндер и Дерек Джармен, композиторы
Камилл Сен-Санс, Кароль Шимановский , Франсис Пуленк , Бенджамин Бриттен
, Генри Кауэлл, Арон Коплэнд, Нед Рорем, философы Фридрих Ницше, Людвиг
Витгенштейн, Джордж Сантаяна, Мишель Фуко, Ролан Барт, пианист Владимир
Горовиц, дирижер Леонард Бернстайн и многие другие. Глубокие “голубые”
корни имеет современная поп-музыка, особенно рок-н-ролл, диско и
панк-рок; свою гомо= или бисексуальность открыто признавали Элтон Джон и
Фредди Меркьюри. Очень много геев среди дизайнеров (Ив Сен Лоран, Джанни
Версаче и другие) и танцоров, причем речь идет не только о звездах.
Из 136 опрошенных американских танцовщиков (в разных жанрах) свыше
половины мужчин оказались “голубыми” (напротив, среди балерин очень мало
лесбиянок). Интерес к танцу появился у этих мужчин раньше, чем у их
гетеросексуальных коллег. Почти все они в детстве чувствовали себя в
какой-то степени женственными и осознали свой гомоэротизм раньше, чем
начали танцевать; то есть не танцы способствовали развитию
гомосексуальной ориентации, а гомоэротизм стимулировал увлечение танцами
(Bailey and Oberschneider, 1997).
Существуют три альтернативных (или взаимодополнительных) объяснения
“геевской чувствительности”.
1) Гомосексуалы от природы обладают повышенными художественными
способностями, благодаря сочетанию в их психике мужских и женских черт,
которое помогает им преодолевать гендерную ограниченность.
2) Высокий удельный вес гомо= и бисексуалов среди артистов и художников
объясняется тем, что эти занятия дают больше свободы, чем другие сферы
жизни, жестко подчиненные гендерным стандартам. “Юноше, похожему на
девушку, не место среди бойскаутов, он должен уйти на Парнас” (Вулф,
1971, с. 267)
3) Маргинальное положение невольных аутсайдеров в сочетании с повышенной
чувствительностью дает геям особое видение мира, благоприятствующее
художественным открытиям. По словам американского писателя Дэвида
Ливитта, гомосексуальность, сделавшая его изгоем, тем самым заставила
его посмотреть на мир со стороны и увидеть то, чего не видят другие
(Leavitt, 1995, p.X1X).
Однако важна не столько сексуальная маргинальность, сколько
индивидуальная способность творческого её осмысления. Свойства популяции
или культуры совсем не обязательно являются свойствами всех
принадлежащих к ней индивидов. Не говоря уже о том, что не все геи
эстетичны и артистичны, эти черты могут проявляться не в творчестве, а в
потреблении. Американские геи больше “натуральных” мужчин читают, чаще
посещают музеи и симфонические концерты, не жалея времени и сил,
обставляют свои дома и обустраивают быт (в “нормальных” семьях этим
больше занимаются женщины), не допуская небрежности, характерной для
многих гетеросексуальных холостяков. Бытовой артистизм проявляется также
в карнавальности гей-парадов, сочетающих серьезное политическое действие
с вызывающим трепом, в “кзмпе” и т.п.
Сексуальный профиль
Отсутствие единого типа гомосексуальной личности видно и на примере
собственно сексуального поведения.
Одно из главных общих отличий мужской сексуальности от женской состоит в
её экстенсивности и инструментальности: мужчины имеют значительно больше
сексуальных партнеров, чаще меняют их, легче вступают в случайные,
безлюбовные связи и т.д. Это имеет под собой как социальные
(господствующее положение мужчин), так и биологические основания. По
этому, чисто количественному критерию (количество и сменяемость
партнеров) мужчины- гомосексуалы оставляют далеко позади даже самых
завзятых гетеросексуальных донжуанов.
В 1971 г. каждый седьмой опрошенный немецкий гомосексуал имел в течение
жизни свыше 600, а некоторые (среди 31-35-летних таких было 11 % ) -
свыше тысячи партнеров (Dannecker, Reiche, 1974, S. 236). В 1987 г, под
влиянием эпидемии СПИДа, среднее число партнеров за последний год перед
опросом у немецких гомосексуалов снизилось в два с половиной раза (с
14.3 до 5.5 человек), доля мужчин, имевших в течение года от 51 до 100
партнеров уменьшилась с 8.4% до 5%, а имевших свыше 100 партнеров -- с
5.7% до 1.7 %. (Dannecker, 1990). Тем не менее, в 1981 г. больше 5
партнерш за последний год имели около 5 % гетеросексуальных студентов, а
среди гомосексуалов таким числом партнеров мог похвастаться каждый
второй (Clement, 1986, S. 111-112) В 1996 г. свыше 10 партнеров в
течение жизни имели 15 % опрошенных гетеросексуальных и 49 % и 60 %
гомосексуальных студентов (было две разных выборки) (Dekker und Schäfer,
1999).
Но эти цифры требуют интерпретации. Во-первых, "больше партнеров" не
всегда означает "больше секса" (частый секс обычно требует наличия
постоянного партнера, с чем у геев бывают трудности). Во-вторых, за
средними цифрами скрываются разные типы личности и стили жизни. В
среднем английские геи в 1980-х гг. имели в течение жизни 38 сексуальных
партнеров, за последние пять лет - 16, за последний год - 4 и за
последний месяц - одного. Однако в нижней четверти выборки
соответствующие цифры составляют 12, 5, 2 и 1, в верхней четверти - 181,
40, 10 и 2, максимальные же показатели - 25000, 1500, 300 и 40 партнеров
(Davies et al., 1984, p.122). Хотя таких “максималистов” очень мало и
психологически они представляют собой особую группу, ориентированную на
экстенсивную сексуальную жизнь, они существенно влияют на средние
показатели.
При качественном анализе картина еще больше осложняется. Что значит
“случайный секс” или “случайный партнер”? Множественность связей? Их
краткосрочность? Отсутствие избирательности? С кем попало? Где попало?
Анонимность, отсутствие интимности? Сколько раз (или времени) нужно
переспать с человеком, чтобы можно было считать его постоянным
партнером? Все это совершенно разные вопросы. Молодой человек может быть
по характеру романтиком-однолюбом, но если у него нет собственного
жилья, привести в родительский дом и оставить на ночь девушку ему
трудно, а парня и вообще немыслимо. Это заставляет его заниматься сексом
в самых разных и не всегда удобных местах.
Здесь существует целый ряд, так сказать, цивилизационных и одновременно
психологических градаций.
1)Анонимный одноразовый секс в общественных туалетах, где партнеры
большей частью даже не видят друг друга.
2)Сексуальные контакты с незнакомыми мужчинами в банях, саунах, парках,
на пляжах, “плешках”, в темных комнатах геевских баров и дискотек.
3) Одноразовый секс в более или менее комфортных условиях дома или в
гостинице.
4) Сексуальное партнерство, где люди связаны между собой только более
или менее регулярным сексом ( американцы называют это fucking buddies).
5) Более или менее длительные, постоянные партнерские отношения,
предполагающие какие-то взаимные обязательства.
6) Сожительство с общим проживанием и домохозяйством.
7) Юридически оформленное домашнее партнерство или однополый брак.
Каждая из этих форм отвечает определенным потребностям и имеет своих
сторонников и противников.
Больше всего споров вызывает, естественно, анонимный туалетный секс.
Общественные туалеты стали важным элементом мужской гомосексуальной
культуры с момента своего возникновения. “Вонючие храмы Приапа", как
назвал парижские писсуары Гаролд Норс, "предлагали такое разнообразие
религиозного опыта, с которым не могла соперничать ни одна христианская
церковь (оргазм, безусловно, самая непосредственная и универсальная
форма соединения с Богом)" (Norse, 1989, p.379)
Многие психиатры видят в туалетном сексе свидетельство эмоциональной
ущербности и неспособности геев к психологической интимности, любви и
принятию связанных с ними обязанностей. Но в условиях дискриминации и
полицейских преследований у гомосексуалов часто не было выбора. Хотя из
опрошенных Кинзи гомосексуалов туалетным сексом занимались только 10 %,
20 % других приобрели таким путем от 68 до 100 % своих партнеров
(Gebhardt and Johnson, tables 516, 528)
Сегодня удельный вес “туалетных” контактов в цивилизованных странах стал
гораздо меньше. Тем не менее они не исчезли. Как замечает известная
американская писательница и журналистка Камилла Палья, "анонимный секс в
темном закоулке - уплата дани мечте о мужской свободе (в России это
назвали бы членскими взносами - И.К.). Незнакомый чужой мужчина -- это
странствующий языческий бог, а алтарем, как и в древности, может быть
любое место, в котором ты преклоняешь колени. Натуральные мужчины,
посещающие проституток, также героически стараются освободить секс от
эмоций, долга, семьи, другими словами, - от общества, религии и
детородной Матери Природы" (Paglia, 1990, p.21)
Многих мужчин, независимо от ориентации и социальных условий, в сексе
больше всего привлекает новизна и количество. гомосексуальность
гипертрофирует это свойство, превращая бани и сауны, по выражению Фуко,
в лаборатории сексуального экспериментирования. "Туалеты нельзя
отождествлять со страданием, унижением, хаосом и смертью. Это просто
места, где легче всего найти х... Не больше и не меньше. Такие встречи
неромантичны, но обычно безвредны и вполне удовлетворяют многих людей.
Один "натуральный" друг сказал мне: "Если бы существовали их
гетеросексуальные аналоги, я ходил бы туда каждую ночь". (Rees, 1992,
p.246)
Что анонимный секс - не столько гомосексуальный, сколько мужской
феномен, экспериментально подтвердил Дарил Бем. Он предложил своим
студентам анонимно ответить на вопрос, хотели бы они посетить некое
банно-спортивное заведение, где можно без огласки, на добровольных
началах, заниматься безопасным гетеросексуальным сексом. Единожды
посетить такое заведение пожелали в 2.3 раза больше мужчин, чем женщин,
делать это “иногда” - в 4 раза больше, и ходить туда регулярно - в 16
раз больше мужчин, чем женщин.
Сексуальные контакты между мужчинами в банях, саунах и барах практически
не обязательно безличны, а отсутствие интимности и любви заменяет
своеобразное чувство мужской солидарности: “Я ощущаю чувство братства со
всеми мужчинами, с которыми трахался” (Steward, 1982, p.241).
Однако экстенсивный секс с многими случайными партнерами не только
опасен, но не дает той психологической интимности, к которой геи весьма
чувствительны. Его оборотная сторона - чувство одиночества, переживание
которого зависит в первую очередь от наличия или отсутствия постоянного
партнера (у восточных немцев разница в шесть раз). С этим связан также
уровень счастья и сексуальной удовлетворенности. “Совершенно” и “очень”
счастливы 45 % геев, имеющих партнера и только 6 % не имеющих (Starke,
1994, S.387-388)
Потребность в стабильных отношениях и способность поддерживать их
зависят, с одной стороны, от типа личности, а с другой - от возраста.
Многие юноши и молодые мужчины, независимо от их сексуальной ориентации,
до поры до времени не испытывают нужды в постоянстве. Их сексуальная
активность экспериментальна и экстенсивна. Когда московская “голубая”
газета "Риск" (1992, # 2-3) открыла дискуссию о проблеме постоянного
партнера, 19-летний Игорь написал:
"По-моему, все эти разговоры о постоянстве - одна сплошная муть... Спать
все время с одним и тем же - скучно, это же ежу понятно! Я, слава Богу,
не урод, и могу себе найти столько парней, сколько надо: разные тела,
разные губы, разные члены - каждый раз новый кайф. Вот лет через 20,
когда мне уже будет ничего не нужно, придется обзавестись кем-то
постоянным, а сейчас - что я, чокнутый?"
А рядом - письмо 27-летнего Дмитрия: "Я не знаю, что такое проблема
постоянного партнера. Просто с тех пор, как год назад он вошел в мою
жизнь, она стала наполненной и осмысленной. Я хочу его постоянно, все
время, но дело не в этом: уже достаточно давно секс отошел куда-то на
второй план, к тому же жить нам негде, так что вместе мы по большей
части гуляем по городу и пьем чай в гостях у его или моих друзей, давно
уже ставших общими... Наверно, нас можно назвать постоянными партнерами,
а для меня он - никакой не "партнер", а любимый. И это навсегда".
Однополые пары
До легализации однополой любви совместное проживание с постоянным
партнером было трудно осуществимо. Тем не менее, по данным разных
исследователей, в конце 1970-х гг. от 40 до 60 % американских геев имели
более или менее стабильные парные отношения и приблизительно половина из
них жили совместно (Harry, 1984). 8 % опрошенных Блумстейном и Шварц
1576 лесбийских пар и 18% мужских пар жили совместно свыше 10 лет (
Blumstein and Schwartz, 1983, p. 594) У гомосексуалов восточной Германии
в 1990 г. постоянного партнера имели 56 %, причем 48 % из них вели общее
хозяйство и еще 36 % хотели бы его вести. У 35 % 30-40-летних мужчин
длительность сожительства была свыше трех, у 24 % - свыше пяти и у 10 %
-- свыше 10 лет ( Starke, 1994, S.307-314) В Англии в конце 1980-х
годов партнерские отношения имели от 57% до 65% опрошенных геев, их
средняя длительность составляла 4 года, максимальная - 38 лет (Davies et
al., p. 157 –161)
В 1990-х годах количество совместно проживающих однополых пар резко
увеличилось. За последние десять лет число однополых пар, ведущих
совместное хозяйство, в США выросло на 250 %, а в некоторых штатах – еще
больше (Ivanov, 2002; Kimmel, 2001). В Западной Европе эта тенденция
выражена еще сильнее. В России впервые предложили сделать это участники
международной конференции "Семья на пороге третьего тысячелетия"
(Москва, июнь 1994 г), в рамках которой состоялся круглый стол "Однополые браки: моральные и юридические проблемы". На пленарном
заседании конференции против этого предложения никто не возражал, но до
законодательной инициативы дело так и не дошло.
Как выглядят эти сожительства и чем мужские однополые пары отличаются от
женских и от разнополых пар? Однополое партнерство, как правило,
начинается с секса, но очень скоро эти пары сталкиваются с теми же
самыми проблемами, что и разнополые - разделение домашнего труда,
управление финансами, выработка собственного стиля жизни и т.д. Общие
критерии оценки удовлетворенности партнерством - практически те же, что
в гетеросексуальных браках , причем геи оценивают свои взаимоотношения
по тем же критериям, что женатые мужчины, а лесбиянки - как замужние
женщины (Kurdek, 1995). Но насколько адекватны эти критерии?
Первая проблема совместной жизни - распределение домашних обязанностей.
На первый взгляд, разнополым парам в этом отношении легче, существует
привычная система полоролевых норм и ожиданий, типичные обязанности мужа
и жены и т.п. Однако многочисленные исследования, как зарубежные, так и
российские, показывают, что браки, основанные не на гендерных
стереотипах, а на действительном равенстве полов, с учетом
индивидуальных особенностей супругов, являются более счастливыми и
устойчивыми.
У однополой пары обязательной, стандартной полоролевой/гендерной
дифференциации нет и быть не может. Но порой этот “минус” оказывается
“плюсом”. Поскольку вести себя по образцу своего отца или матери, как
поступают многие молодые супруги, двое мужчин заведомо не могут,
разделение домашнего труда, порождающее больше всего семейных
конфликтов, здесь с самого начала строится с учетом индивидуальных
особенностей: каждый делает то, что он лучше умеет или что ему больше
нравится, а если какая-то необходимая работа никому не нравится, - на
основе разумного компромисса. Этому способствует еще одно
обстоятельство. мужчины привыкли эксплуатировать женский труд и подчас
даже не замечают этого. Труд другого мужчины безнаказанно
эксплуатировать нельзя. Самый избалованный родителями мальчик никогда не
позволит себе капризов в обществе сверстников. То же - и в мужских
сожительствах.
Вот как описывает свою жизнь один московский гей:
“ Димка со студенческих (= общежитских) лет привык к стирке, а готовил
еду даже не без удовольствия (потому что это всегда было для него
дополнением к университетской столовой, т.е. связывалось психологически
с отходом от обыденности и рутины), — я же как раз ни того, ни другого
не умею и не люблю; зато я всегда хожу по продуктовым, за первый месяц
нашей жизни в отдельной квартире изучил всю диспозицию нашего
микрорайона, составил схему оптимальных маршрутов (в угловом магазинчике
сыр свежее и дешевле, зато в молочном кефир вкуснее — с другого завода,
в универсаме всегда есть "бородинские" батоны, и т.д.) — в общем, извлек
из обязанности удовольствие; мытье посуды обычно за мной, подметание
пола — с тех пор как я работаю дома, это для меня прекрасное средство
успокоиться и собраться с мыслями, когда что-то не клеится в работе
(наше домашнее присловье: "Не знаешь, что делать, — подмети в кухне!").
Пожалуй, осталось только одно дело, которое нам не удалось поделить, —
это глажка рубашек (у обоих совершенно нет такого навыка, да и утюг нам
мои родители подарили только через полгода совместной жизни); в конце
концов мы просто на это дело плюнули и перешли на свитера и модели,
которые глажки не требуют...”
Другая проблема - регулирование сексуальных отношений
Общий уровень
сексуальной активности мужских пар значительно выше, чем женских и
смешанных. В первые недели и месяцы совместной жизни некоторые буквально
не вылезают из постели. Однако со стажем совместной жизни сексуальная
притягательность мужчин друг для друга уменьшается и уровень их
сексуальной активности снижается так же, как это происходит в разнополых
браках. "Сначала мы занимались сексом перед завтраком, перед обедом и
перед ужином. Первым отпал завтрак, потом обед и, наконец, ужин.
Осталась только ночь и иногда послеобеденная суббота, - и мы оба втайне
были этим встревожены".
Сексуальная жизнь в браке вообще отличается от случайных встреч. Как
пишет цитированный выше молодой москвич, “ мы съехались и стали жить
вместе на 4-м году постоянных партнерских отношений. До этого каждая
проведенная вместе ночь была не то чтобы событием — это было бы слишком
громко сказано, — но неким отдельным, специальным мероприятием: её надо
было организовывать, готовить, будь то ситуация отъезда моих родителей
или его соседей по комнате, визит к тем немногим из моих друзей (его
друзья были не в курсе), у кого была лишняя комната... Жизнь в одной
комнате в этом смысле перестраивает восприятие: заниматься любовью
становится возможным, в принципе, в любой момент.
И потому часто
сексуального контакта (в узком, так сказать, смысле слова, потому что,
шире говоря, жизнь вместе с любимым человеком наполнена бесчисленными
мелочами, жестами, движениями более или менее эротического характера —
поцелуями, касаниями, ласками мимоходом...) не происходит потому, что до
него, что называется, руки не доходят: пока оба вернемся с работы или
после каких-то дел, пока приготовим ужин, потом ежевечерний ритуал —
новости на канале НТВ, и после тоже какие-то любимые и часто совместные
занятия, так что когда где-нибудь в третьем часу доползаем до кровати (а
вставать-то в девять!), то сил уже хватает только на то, чтобы теснее
прижаться друг к другу, — и это не вызывает особого огорчения, потому
что ведь никакие совместные удовольствия теперь уже от нас никуда не
денутся...”
В связи с этим возникает вопрос о сексуальной исключительности и
верности. Среди калифорнийских мужских пар, обследованных до эпидемии
СПИДа, ни одна не выдержала искуса больше пяти лет, а большинство стало
искать развлечений на стороне уже на втором году совместной жизни
(McWhirter, Mattison, 1984). В более поздних и географически
разнообразных (Калифорния издавна славилась свободой нравов)
исследованиях верность или, по крайней мере, установка на неё
встречается гораздо чаще. Хотя большинство геев считают строгую
моногамию неосуществимой, они высказываются в пользу более стабильных и
закрытых отношений. Тем не менее строгая моногамия среди мужчин - скорее
исключение, чем правило. Её соблюдение зависит, с одной стороны, от
стажа сожительства, а с другой - от соотношения возраста партнеров.
Более длительное сожительство и большая разница в возрасте партнеров
предполагают некоторую снисходительность. Но точно так же стоит этот
вопрос и в разнополых семьях.
Разновозрастные пары
Мужские пары часто бывают разновозрастными. Средняя разница в возрасте
партнеров составляет 5-6 лет, но на полюсах она может быть значительно
больше. Это создает как сексуальные, так и социально-психологические
проблемы. В разнополых отношениях социально-возрастное неравенство и
“обмен” юной женской красоты и свежести на мужской жизненный опыт и
покровительство считается нормальным, институционализированное гендерное
неравенство как бы узаконивает асимметричность сексуально-эротических
отношений. В однополых отношениях все сложнее.
Сознание зависимости от другого, тем более - младшего , для мужчины
оскорбительно. Когда его юный любовник опоздал на 20 минут, Джон Чивер
записал в дневнике: "Одно из неудобств гомосексуальной любви - что
приходится ждать мужчину. Ждать женщину кажется вполне естественным, это
судьба, но ждать своего любовника-мужчину крайне мучительно" (Cheever,
1990, p. 378)
Не менее двусмысленно положение молодого человека. Хотя власть над
зрелым мужчиной льстит его самолюбию, он не хочет чувствовать себя
“мальчиком” и мстит своему поклоннику капризами, изменами, внешними
демонстрациями своей власти. Борьба самолюбий вносит в мужские отношения
напряженность, для преодоления которой не существует отработанных
культурных механизмов.
В романе Юкио Мисимы "Запрещенные цвета" 20-летний красавец Юси
постоянно демонстрирует свою власть над сорокалетним богачом Кавадой не
только потому, что равнодушен к нему, но и потому, что это подкрепляет
его самоуважение. Когда Кавада с трудом выкроил время для встречи, Юси
заставил его три часа ждать, пока сам без особого удовольствия играл в
бильярд. У Кавады "к двойной ревности мужчины по отношению к
легкомысленной женщине и ревности стареющей женщины к молодой красавице
присоединялось сознание того, что он любит существо собственного пола.
Это чувство бесконечно усиливало унизительность его любви, которая, будь
она обращена на женщину, была бы вполне приемлемой даже для министра.
Ничто не могло ранить мужское самолюбие такого человека, как Кавада,
сильнее, чем унижение от сознания своей любви к мужчине" (Mishima, 1989,
p. 452-53).
Социально-возрастная разница осложняет не только ухаживание, но и
поддержание партнерских отношений. Независимо от его сексуальной
ориентации, мужчина большей частью женится или обзаводится постоянной
партнершей или партнером потому, что хочет постоянства и стабильности.
женщин, ориентированных на семью и детей, это вполне устраивает. Юноше,
молодому мужчине хочется не столько постоянства, сколько новизны и
приключений.
"Я его не понимал. Я хотел семейной жизни и мерил его по себе а он хотел
выступать в компаниях и пленять других и совсем не хотел затворяться от
мира. Он хотел чтобы новые и новые желали его пока в него еще можно было
влюбляться как в девочку. Мне нужна была жена а ему поле для игры. А я
хотел его замкнуть на себе. А ему еще урвать от жизни пока еще есть
успех и молодость не прошла и избавиться от меня" (Харитонов, 1993, с.
200)
Социально-возрастное, имущественное и образовательное неравенство
усугубляется различиями вкусов и интересов. Старший облекает свою любовь
в форму покровительства:
Ну что, выпьем еще
Глупенький!
Дурачок мой!
Тело полное шарма и податливости
На, возьми денег
Сбегай на свой очередной идиотский пиф-паф-фильм
Пока я просмотрю новое издание
Анналов
Только не приходи позже одиннадцати
Я буду волноваться.
(Пригов, 1995, с. 60)
Чем больше возрастная разница, тем сложнее добиться взаимопонимания
“Вам хочется слов открыто сказать все как есть, и кажется вы и любите,
что перед тем кого любите, наконец, можно предстать таким каким есть не
боясь разоружиться. Но эти слезы и слабость, чего вам так хочется в
минуты любви, и убивают его любовь к вам. В вас, с ваших слов, меньше
достоинств чем в нем, иначе бы вы его так не любили, и правильно что вы
просто боитесь его потерять и дошли до последнего признания что это
неизбежно. А ему, как вам и любому, тоже лучше всего припасть к человеку
с которым ему самому не сравниться и открыться перед ним, что он сам
перед ним ничто, потому что он тоже любит любить за то что только в
любви можно так ослабеть и преклониться. Поэтому, раз вы хотите любви и
счастья в жизни, не надо признаний о себе... Когда вы любите чтобы
поплакаться и покаяться тому кого любите, вы расслабляетесь и теряете
то, что ему надо видеть в вас, ваш успех у всех" ( Харитонов, 1993, с.
76-77)
В сколько-нибудь глубоких отношениях, старший мужчина хочет быть для
юноши не только любовником, но и отцом, заботливая нежность у него часто
превалирует над страстью. При этом он напоминает не столько отца, в
отношениях которого с сыном обычно поддерживается некоторое
психологическое расстояние, сколько мать, которая боится потерять сына и
жаждет иметь его целиком. Принимая свою потребность заботиться о младшем
за его потребность в опеке - типичная ошибка матерей! - любящий мужчина
невольно инфантилизирует юношу, которого это раздражает. Поэтому их
отношения большей частью временные, обе стороны из них рано или поздно
вырастают, после чего роман превращается в дружбу либо заканчивается
разрывом. Не случайно все институционализированные разновозрастные
гомосексуальные отношения были ограничены каким-то временем или
определенной стадией развития.
Так же обстояло дело и у “знаменитых гомосексуалов”, которые давали
своим юным любовникам творческую путевку в жизнь. Знаменитым и
влиятельным людям проще находить любовников любого возраста, но их
отношения перерастают в творческое содружество только если оба
талантливы, старший умеет учить, а младший - усваивать уроки, и между
ними нет соперничества.
Весьма плодотворными были некоторые романы Жана Кокто..
Познакомившись в
1919 году с 15-летним Раймоном Радиге, Кокто сразу же угадал в
неуравновешенном подростке незаурядный литературный талант. Четыре года
их совместной жизни были трудными, но исключительно плодотворными для
обоих. Сначала Кокто пришлось объясняться с отцом мальчика, который
нашел их любовные письма. Потом Радиге начал бунтовать против опеки
старшего друга. Литературный успех молодого человека, вероятно, положил
бы конец их отношениям (Раймон уже поселился отдельно от Кокто и даже
обзавелся невестой), но внезапная
смерть Радиге от тифа решила вопрос
иначе.
Самый знаменитый любовник Кокто - Жан
Марэ. Двадцатидвухлетний красавец,
который в детстве любил переодеваться в женское платье и уже имел связи
с мужчинами, познакомился со знаменитым драматургом и режиссером
исключительно ради карьеры и с первой же встречи был внутренне готов к
тому, что тот предложит ему переспать. Кокто дал ему желанную роль, не
спросив ничего взамен. И вдруг - телефонный звонок : "Приходите
немедленно, случилась катастрофа!" Эгоцентричный актер подумал, что у
него хотят отобрать роль или что-то в том же роде, но когда Марэ
приехал, Кокто сказал : "Катастрофа... я влюблен в вас."
Что оставалось делать Марэ? "Этот человек, которым я восхищаюсь, дал мне
то, чего я хотел больше всего на свете. Ничего не требуя взамен. Я не
люблю его. Как может он любить меня... это невозможно”. Марэ солгал и
ответил: “Я тоже влюблен в Вас” (Марэ, 1994, с. 83-84). Под влиянием
таланта и доброты Кокто ложь стала правдой, Марэ полюбил Кокто, они
поселились вместе. Но возраст берет свое, Марэ увлекается молодыми
мужчинами, Кокто это видит и однажды Марэ находит под дверью письмо:
"Мой обожаемый Жанно!
Я полюбил тебя так сильно (больше всех на свете), что приказал себе
любить тебя только как отец… Я смертельно боюсь лишить тебя свободы...
Мысль о том, что я могу стеснить тебя, стать преградой для твоей
чудесной юности, была бы чудовищна. Я смог принести тебе славу, и это
единственное удовлетворение, какое дала моя пьеса, единственное, что
имеет значение и согревает меня.
Подумай. Ты встретишь кого-нибудь из твоих ровесников и скроешь это от
меня. Или мысль о боли, которую мне причинишь, помешает любить его.
Лучше лишить себя частицы счастья и завоевать твое доверие, чтобы ты
чувствовал себя со мной свободнее, чем с отцом и матерью" (Там же, 127)
Растроганный Марэ порвал легкомысленные связи, но ненадолго. Со временем
у Кокто появился другой любовник, однако дружба между писателем и
актером сохранилась до самой смерти Кокто.
Исключительно драматичным был роман жизни Уистена Одена (1907-1973). В
1939 г. он мгновенно, со второй встречи, страстно влюбился в 18-летнего
студента Честера Калмэна. Начинающему поэту было лестно внимание
знаменитого собрата и он сразу же пошел на сближение и совместную жизнь.
Хотя глубокое психологическое и сексуальное несходство делало их
отношения невыносимыми, этот брак - именно так понимал это Оден -
продолжался 32 года. Что бы ни делал непутевый Честер, Оден не мог жить
без него. Биографы жалеют бедного Одена, которому так не повезло с его
единственной любовью (секса у него всегда было достаточно, юные поэты
охотно удовлетворяли скромные желания гения), но по свойствам своей
натуры он просто не мог любить иначе:
Коль нельзя одинаково сильно любить,
Тем, кто любит сильнее, хотел бы я быть.
Перевод С. Дудина (Дудин, 1993).
Независимо от возраста и сексуальной ориентации, длительная совместная
жизнь - дело непростое. На три гетеросексуальных брака в США приходится
два развода, в России - один. А ведь браку часто предшествует одно или
несколько незарегистрированных сожительств, которых официальная
статистика не учитывает.
Некоторые геевские идеологи считают самую идею однополого брака
идеологической уступкой “репрессивному гетеросексизму” и изменой
принципу сексуальной свободы. Кроме абстрактных теоретических
соображений о неизбежности отмирания института брака, за этим стоят
личные особенности. Для мужчин, которые жестко запрограммированы на
экстенсивный секс и / или неспособны к психологической интимности,
партнерские отношения - только обуза. Холостяцкий статус для них, как и
для аналогичных гетеросексуальных мужчин, - единственно возможный или
оптимальный вариант. Единого стиля жизни и общего для всех рецепта
счастья, даже в рамках одной и той же сексуальной ориентации, быть не
может.
Голубые родители
Вопреки стереотипу, многие геи любят детей и хотели бы их иметь. По
подсчетам ученых, каждый десятый американский гей является отцом
(Patterson and Chan, 1996). В большинстве случаев это дети от
закончившихся разводами гетеросексуальных браков. Некоторые мужские пары
хотели бы усыновить чужих детей, но в большинстве стран это запрещено
законом. По данным американской национальной переписи 1990 г. 59.2 %
женатых пар имели хотя бы одного ребенка, среди лесбийских пар детей
воспитывают только 21.7 % и у мужских пар – 5.3 % (Sanders, 2001)
К сожалению, стиль и результаты воспитания детей в однополых семьях
исследованы недостаточно, а сам проблема крайне политизирована.
Противники однополых браков убеждены, что гомосексуальные родители не
способны воспитать нормальных детей, тогда как их сторонники утверждают,
что между однополыми и разнополыми семьями существенной разницы нет.
Мета-анализ исследований этой темы (Allen and Burrell, 1996; Stacey and
Biblarz, 2001) рисует более сложную картину.
Какой-либо социальной или психологической "неполноценности" детей,
воспитанных однополыми парами, ученые не обнаружили (это выяснялось
путем интервьюирования детей, родителей и учителей, тестирования и
включенного наблюдения). Сыновья и дочери геев и лесбиянок не являются
более тревожными, неуверенными в себе, склонными к депрессии и другим
эмоциональным расстройствам, чем дети, воспитанные гетеросексуальными
родителями. Не передается им и сексуальная ориентация родителей.
Большинство детей гомосексуальных отцов вырастают гетеросексуальными,
причем продолжительность общения отца с ребенком (в случае развода) на
сексуальность ребенка не влияет (Bailey, Bobrow, et al., 1995). Особого
стиля "гомосексуального родительства" ученые также не обнаружили (Allen
and Burrell, 1996).
Более тонкие различия, особенно в том, что касается отношения к
сексуальности и гендерных стереотипов (Stacey and Biblarz, 2001),
по-видимому, существуют. Растущие в однополых семьях дети раньше и лучше
других осознают многообразие типов сексуального поведения и терпимее
относятся к ним. Они более гибко интерпретируют гендерные роли,
критически относятся к стереотипным понятиям "мужского" и "женского"
поведения и чаще выбирают профессии, нарушающие традиционную демаркацию
мужских и женских занятий. При сравнении 16 мальчиков от 5 до 9 лет,
выращенных с самого рождения лесбийскими парами, с такими же 16
мальчиками из разнополых семей единственная разница состоит в том, что
мальчики из первой группы более склонны "поддерживать разговор о
сексуальной ориентации" и более гибко определяют природу маскулинности.
Эти мальчики бегают на улице и гоняют мяч, как прочие мальчишки, но они
также не стесняются стряпать вместе с матерью (Goode, 2001).
В единственном сравнительном исследовании молодых взрослых, воспитанных
матерями-лесбиянками и гетеросексуальными матерями (Tasker and Golombok,
1997), первая группа обнаружила большую степень "открытости" к
гомосексуальным отношениям, при этом девочки сексуально
экспериментировали чаще мальчиков. То есть материнский пример не
проходит бесследно. Однако эти зависимости далеко не однозначны.
Сексуальная ориентация родителей влияет на детей не всегда и
преимущественно опосредованно.
Психологические трудности, которые переживают многие дети
гомосексуальных родителей, не столько в том, что им нужно понять и
принять необычность собственных родителей, сколько в отношении
окружающих, прежде всего сверстников. Таких детей часто дразнят, не
хотят с ними играть и т.д Но по мере того, как подобных семей становится
больше, этому начинают придавать меньше значения. В недавнем прошлом
"незаконнорожденность" или отсутствие отца было страшным клеймом,
оставлявшим у ребенка пожизненную травму, а сейчас на это никто не
обращает внимания.
В феврале 2002 г. авторитетная Американская Академия Педиатрии
опубликовала доклад, в котором одобряет усыновление и удочерение детей
семьями, в которых оба партнера являются представителями сексуальных
меньшинств. По заключению специалистов Академии, подобные семьи способны
обеспечить детям мирное, здоровое и эмоционально стабильное детство.
Этот вывод основан на результатах специального исследования, которое
показало, что жизнь в однополых семьях не наносит никакого ущерба детям
(Washington ProFile, 2002, February 14, # 11 (146).
Старение
Важный фактор “голубой” жизни - старение. Для многих геев личная жизнь
важнее, чем для гетеросексуального мужчины-трудоголика. геи, особенно
если их привлекают не сверстники, а молодые люди, гораздо больше
заботятся о своей внешности и болезненнее реагируют на признаки
старения. Это способствует более высокой культуре здоровья, но и создает
психологические трудности.
В отношениях между мужчиной и женщиной структура сексуальных ролей не
меняется с возрастом: юноша учится ухаживать за женщинами и они отвечают
ему взаимностью. С возрастом, когда он утратит свое юношеское
очарование, накопленный опыт помогает ему оставаться на плаву,
компенсируя утрату молодости социальными достижениями зрелого возраста.
То же и в сексе. Образно говоря, мужчина всегда “сверху”, а возрастное
ослабление потенции компенсируется и даже перекрывается приобретенными
умениями. К тому же у него есть своя законная жена, которая принимает
его без особенных претензий.
В отличие от этого, многим геям по мере взросления и старения приходится
переучиваться. Привлекательный юноша привыкает к оказываемым ему знакам
внимания, он не столько ухаживает, сколько является объектом ухаживания.
С возрастом, если ему нравятся более молодые мужчины, ухаживать,
добиваться расположения приходится ему. Стареющему гею нередко
приходится менять и свою сексуальную технику. Иногда его единственными
партнерами становятся хаслеры, а главными “сексуальными” органами - рот,
глаза и собственные руки. Герой повести Эндрю Холлерана “Красота мужчин”
спрашивает старого Эрни, который постоянно дежурит у общественного
туалета, почему он не пойдет в баню или в бассейн, где тепло и много
красивых молодых тел. “Потому что я лучше выгляжу одетым, чем раздетым…
Одетый я - всего лишь рот” (Holleran, 1996, p.13).
В гетеросексуальном мире девушки тоже предпочитают молодых и
длинноногих, но женские предпочтения все-таки либеральнее. Молодые геи,
за редкими исключениями, нарциссичны и эгоцентричны. Старость их не
просто не интересует, а пугает. Глядя на старика - а чем моложе человек,
тем расширительнее он понимает старость, юноша невольно думает - неужели
и я стану таким же ? - и в панике отворачивается. Американские геевские
общины в последние годы стали проявлять заботу о пожилых людях ( это не
только гуманно, но и выгодно - одинокие старые геи охотно участвуют в
благотворительных мероприятиях и нередко завещают общине свое имущество)
и стараются воспитывать в этом духе молодежь. “Эйджизм” (ageism),
жизненная философия, абсолютизирующая возраст и создающая
нереалистический и жестокий культ юности, считается таким же политически
некорректным, как сексизм. Но как бы ни была успешна эта социальная
политика (американцы, как и мы, гораздо больше говорят и обещают, чем
делают), она не может сломать возрастных психологических барьеров.
При любой сексуальной ориентации, быть молодым, красивым и богатым
лучше, чем старым, уродливым и бедным. Тем не менее стереотипные
представления о несчастных, одиноких и сексуально обездоленных старых
гомиках не выдерживают критической проверки. Подавляющее большинство
обследованных американских геев между 40 и 70 годами сексуально активны,
около 70% удовлетворены качеством своей сексуальной жизни, некоторые
даже говорят, что получают от неё больше удовольствия, чем в молодости.
Отчасти потому, что стареющие мужчины стали больше ценить получаемое
удовольствие, а отчасти потому, что научились переносить фокус своих
эротических действий и переживаний с гениталий на другие части тела
(древняя китайская эротология учит этому и гетеросексуальных мужчин).
Главные факторы психического благополучия пожилых и старых геев - те же,
что у их гетеросексуальных ровесников: психологическое принятие себя,
материальное благосостояние, хорошее здоровье и отсутствие одиночества,
и их общая удовлетворенность жизнью - практически такая же (Berger,
1984). Близкие результаты получены и в австралийском национальном
телефонном опросу (Van de Ven et al., 1997): после 49 лет геи остаются
сексуально активными, имеют столько же партнеров, но занимаются сексом
реже, чем в молодости; особенно заметно суживается их анальный и
оральный репертуар.
Труднее всего приходится тем, кто тянется к юношам и при этом ищет не
только секса, но и интимности.
Последняя дневниковая заметка знаменитого французского философа Ролана
Барта, датированная 17 сентября 1979 г., посвящена визиту некоего Оливье
Г. Барт очень ждал его, но молодой человек был занят собой и никак не
отреагировал на сдержанные знаки внимания 64-летнего хозяина. "Меня
охватило отчаяние, мне хотелось плакать. Я увидел в этом свидетельство
того, что мне следует отказаться от мальчиков, потому что они не
испытывают влечения ко мне, а я слишком стеснителен или слишком неловок,
чтобы навязывать им свои желания…
Я немного поиграл на рояле для О., по его просьбе, уже зная, что
отказываюсь от него; у него очень красивые глаза и нежное лицо,
обрамленное длинными волосами: нежное, но недостижимое и загадочное
существо, одновременно близкое и далекое. Затем я его отправил, сказав,
что мне нужно работать, зная, что это конец, и что в моей жизни
закончилась еще одна вещь: любовь к мальчику". (Barthes, 1987, pp.
115-116).
Очень печальна исповедь знаменитого гарвардского социального психолога
Роджера Брауна (Brown, 1996) Прославленный профессор, член Национальной
Академии наук сорок лет прожил со своим ровесником литературоведом
Альбертом Гилмэном, эпизодические связи со случайными молодыми людьми не
подрывали их отношений. Но в 1989 г. Альберт умер и 65-летний Роджер
остался один. Как жить дальше? Проблема была не столько в сексе, сколько
в одиночестве. В Гарварде популярного профессора окружали красивые
молодые люди, его студенты и аспиранты, в некоторых из них он влюблялся,
но эти чувства оставались платоническими. “Люди, к которым я чувствовал
влечение, не могли испытывать его ко мне”.
Оставался коммерческий секс. Через посредническую фирму “мальчики из
мечты”, старый профессор вызывал к себе молодого колл-боя, однако Брауну
был нужен не столько секс, сколько любовь, а
её не купить за деньги. Чем
ближе клиент узнает хаслера, “тем больше он получает мальчика и тем
меньше остается от мечты” ( Там же, с.77) После пяти лет мучительных
разочарований и тщетных поисков человеческого тепла, Браун пришел к
выводу, что должен отказаться от любви. Но жить без надежды на любовь он
не мог и вскоре после опубликования своей книги покончил с собой. Только
ли гомосексуальность тому виной? Конечно, нет. Тут и одиночество, и
возраст, и болезни, и прекращение любимой деятельности. “Когда нет
самого важного, все становится неважным, и все неважное становится
важным, и любое может стать смертельным” (Гинзбург, 1987, с.281). Это
верно не только для геев.
Геи и женщины
Каковы взаимоотношения геев с женщинами? Если верить стереотипу,
гомосексуалы ненавидят и боятся женщин, избегают общения с ними и т.д. В
действительности все не так. Гомосексуалы избегают сексуальных отношений
с женщинами, причем не столько потому, что женские гениталии вызывают у
них отвращение (его испытывают сравнительно немногие ), сколько потому,
что женское тело их не возбуждает и хотя они физиологически способны к
половому акту, они получают от него гораздо меньше удовольствия, чем от
мужского секса. В остальном же геи прекрасно ладят с женщинами,
психологически у них много общего.
Гомосексуальные мальчики нередко предпочитают женское общество обществу
мальчиков, и часто дружат с девочками, раскрываясь подругам полнее, чем
друзьям, а юные лесбиянки, наоборот, откровеннее с мальчиками (Lagrange
et Lhomond, 1997, p.197, 204). Выработанная в детстве привычка и умение
дружить с женщинами сохраняется у многих геев всю жизнь. Марсель Пруст,
Андре Жид, Жан Кокто, Теннесси Уильямс, Уистан Оден и многие другие
голубые классики были очень близки с женщинами. Общность сексуальных
интересов - женщины, как и геи, интересуются мужчинами - облегчает их
общение, обмен наблюдениями, опытом ухаживания и т.п. "Обычная женщина,
которая должна быть около вас, это влюбленная женщина, которая все про
вас от вас знает и вы можете с ней переглянуться по поводу юного
красивого и глупого телефониста; мальчика-певца...; мальчика-прохожего;
мальчика из бюро услуг по ремонту холодильников. И как вы не
переглянетесь с натуральным своим ровесником. Которому надо
переглядываться с другом по поводу проходящих женщин-лошадок"
(Харитонов, 1994, с. 238)
Многие женщины, в свою очередь, симпатизируют геям. По большинству
массовых опросов, женщины относятся к гомосексуалам значительно терпимее
мужчин. Им не надо опасаться с их стороны сексуальной агрессии и
назойливого приставания, подобно геям, они страдают от сексизма и
мачизма и т.п. Однако преувеличивать эту близость не стоит. Меньше 10 %
опрошенных геев в Лос Анджелесе назвали своим ближайшим другом
“натуральную” женщину. Как и гетеросексуальным мужчинам, им легче
обсуждать свои интимные проблемы с людьми собственного пола и
сексуальной ориентации (Nardi, 1992, pp.173-185)
Некоторые геи, особенно те, которые не уверены в себе, не принимают свою
сексуальную ориентацию и вынуждены постоянно и доказывать себе и другим
свою проблематичную маскулинность, сплошь и рядом самоутверждаются за
счет женщин, изображая их неполноценными и второсортными (классический
пример гомосексуальной мизогинии - знаменитая книга Отто Вейнингера “Пол
и характер”). Столь же агрессивны сексуально обездоленные женщины,
обиженные невниманием к себе и воспринимающие геев как соперников.
Отношения между геями и лесбиянками большей частью дружественные, они
нередко вступают в фиктивные браки между собой, но это сотрудничество
основано не столько на взаимной симпатии, сколько на наличии общих
врагов.
Многие “голубые” мужчины состояли или состоят в гетеросексуальном браке.
Одни в момент женитьбы не знали о своей голубизне. Другие говорят, что
были влюблены (и нет никаких оснований этому не верить). Третьи, как
Чайковский, надеялись с помощью женитьбы “вылечиться” от
гомосексуальности. Четвертые хотели приобрести социальное прикрытие,
соблюсти приличия. Пятые поступают по стереотипу - все женятся, значит и
мне надо. Шестые уступают давлению близких, которые не знают об их
особенности или недооценивают степень её серьезности (“женится - и все
образуется”). Для многих стимулом к женитьбе является желание иметь
детей. Хотя эти мотивы часто переплетаются, сильнее всего действует
давление общества, нежелание отличаться от большинства мужчин (Ross,
1983).
Могут ли такие браки быть счастливыми?
Бисексуальные мужчины могут
одинаково искренне любить своих жен и своих любовников - мужчин, в этих
случаях все зависит от взаимной договоренности и согласия супругов на
“открытые” отношения. При исключительной гомосексуальности это
невозможно, надежды с помощью брака покончить с гомосексуальностью
практически никогда не оправдываются. Подавленная или скрываемая
гомосексуальность становится психологически даже более значимой, обрекая
людей на унизительную двойную жизнь или на развод. Страдающей стороной,
при этом, как правило, бывает женщина. Если муж заранее предупредил
её о
своих склонностях и / или если сексуальная сторона брака не имеет для
неё большого значения (что бывает нередко), их союз может быть обоюдно
приемлемым, но если муж скрыл свою гомосексуальность - трагедия
неизбежна.
Содержание
www.pseudology.org
|
|