Издательство ACT – Олимп, М., 2003. ISBN 5-17-015194-2, 5-8195-0836-Х
Игорь Семёнович Кон
Лунный свет на заре
Часть 1. 1.3. От анамнеза к анкете
Мир не делится на овец и козлищ, на черное и белое.
Фундаментальное правило таксономии - природа редко
имеет дело с дискретными категориями. Только человеческий
разум изобретает категории и старается втиснуть факты
в отдельные клеточки. Живой мир в целом и в каждом из
своих аспектов непрерывен. Чем раньше мы узнаем это о
человеческой сексуальности, тем скорее мы достигнем
разумного понимания её реальностей.
Альфред Кинзи

Медицинская сексология имела дело с людьми, обращавшимися в клинику со своими психосексуальными проблемами. Но насколько типичны их проблемы для остальных гомосексуалов и сколько их вообще на свете ? Чтобы ответить на эти вопросы, нужны были массовые, неклинические опросы. Такие опросы начались уже в самом начале ХХ века, за 100 лет их было проведено почти 750 (Ericksen, 1999, p. V111). Среди опрошенных Хиршфельдом берлинских студентов наличие сексуальных контактов с мужчинами признали 1.5%, а среди рабочих - 1.1%; сексуальное влечение к обоим полам признали соответственно 4.5% и 3.2%. Невропатолог Люсьен фон Ремер (1873-1965), опросивший примерно в те же годы, что Хиршфельд, 600 голландских студентов, нашел среди них около 3% гомо= и бисексуалов. Но проводить такие опросы было трудно, их выборки были непредставительными, а результаты казались сомнительными.

Альфред Кинзи

Родоначальником статистических исследований сексуального поведения по праву считается американский ученый, энтомолог по специальности, Альфред Кинзи (1894-1956). Чтобы выяснить количественное соотношение гомо= и гетеросексуального поведения и соответствующих чувств, Кинзи с группой сотрудников опросил в 1940-х гг. около 20 тысяч американцев по двум шестибальным шкалам. Первая шкала фиксировала сексуальное поведение (гомо/гетеросексуальность); на одном её полюсе стояли исключительно гетеросексуальные индивиды, не имевшие в течение жизни ни одного гомосексуального контакта, на другом - исключительно гомосексуальные, не имевшие никакого гетеросексуального опыта, а посредине - те, кто имел, в разных пропорциях, как гетеро=, так и гомосексуальные контакты. Вторая шкала точно таким же образом измеряла эротические чувства (гомо/гетероэротизм) испытуемых.

Как же выглядело сексуальное поведение американцев по данным Кинзи? 48 % опрошенных мужчин имели в своем жизненном опыте хотя бы один гомосексуальный контакт, причем 37 % из них испытали при этом оргазм (семяизвержение). 25 % мужчин имели между 16 и 55 годами несколько гомосексуальных контактов, 18 % имели в течение по крайней мере трех лет одинаковое число гомо= и гетеросексуальных контактов, 10 % вели исключительно гомосексуальную жизнь не менее трех лет, а 4 % - всю жизнь (Kinsey et al., 1948, p.650-651) Из опрошенных женщин 25 % признали, что хотя бы однажды испытывали эротические чувства к другим женщинам, 19 % имели до 40 лет хотя бы один гомосексуальный контакт, в том числе 13 % - с оргазмом; исключительно гомосексуальную жизнь вели 1 % женщин. ( Kinsey et al., 1953, p.474-475).

Статистика Кинзи ошеломила Америку. Во-первых, оказалось, что гомосексуальные отношения и гомоэротические чувства распространены значительно чаще, чем было принято думать. Во-вторых, сексуальное поведение людей и их эротические чувства очень часто не совпадают, человек хочет одного, а делает другое, причем его желания и поведение могут быть разными на разных стадиях его жизненного пути. В-третьих, между гомо= и гетеросексуальностью нет китайской стены, это не разные сущности, а полюсы одного и того же континуума, так что разных индивидов можно сравнивать по степени их гетеро / гомосексуальности, а чувства и поведение одного и того же человека сплошь и рядом противоречивы, неоднозначны.

Это остро поставило вопрос о том, что считать “нормой” сексуального поведения. Нормы социальной или моральной приемлемости имеют мало общего с биологическими нормами, а статистически массовое не всегда бывает функционально оптимальным. Где же граница между количественными вариациями (в пределах подразумеваемой нормы), качественными отклонениями, девиациями, с которыми связаны какие-то социальные или психические проблемы, и опасными нарушениями нормы, которые в медицине принято называть патологией?

Отчеты Кинзи популяризировали гомосексуальность и способствовали её "нормализации" в обыденном сознании: если так поступают многие, значит это не так уж страшно! Но выборка Кинзи не была статистически случайной и репрезентативной. Среди его добровольных информаторов было непропорционально много людей с разными сексуальными проблемами, включая гомосексуалов, что могло отразиться на его итоговых результатах. Некоторые его статистические приемы было несовершенны. Но главные споры шли вокруг интерпретации данных.

Статистическая распространенность явления вовсе не доказывает его "правильности". В каждом обществе есть преступность, уничтожить её невозможно. Значит ли это, что общество должно отказаться от борьбы с ней, которая только и вводит преступность в определенные рамки? Как писал, критикуя работу Кинзи, Ирвинг Бибер (Bieber et al.., 1962, p.304), большинство нью-йоркцев в определенное время года простужаются и статистика позволяет прогнозировать частоту респираторных заболеваний. Тем не менее они остаются болезнями! Не так же ли обстоит дело с гомосексуальностью?
В массовом сознании проблемы и цифры упрощались и искажались. Самым большим недоразумением было приписанное Кинзи заключение, будто каждый десятый американец - гомосексуал. В работах Кинзи такой цифры нет. Исключительно гомосексуальные контакты на протяжении всей их жизни в его выборке имели 4 % мужчин. Знаменитая “одна десятая” - это число мужчин, имевших исключительно гомосексуальные контакты в течение трех лет. При пересчете данных Кинзи, относящихся к мужчинам с образованием в объеме колледжа (самая репрезентативная часть выборки), доля мужчин, которые после 18 лет (чтобы исключить подростковое сексуальное экспериментирование) вели исключительно гомосексуальный образ жизни, составила 3 % и еще 3 % процента имели значительный гомосексуальный опыт (Gagnon and Simon, 1973, p.173).

Научная ценность отчетов Кинзи заключалась не только в их содержательных результатах, но и в том, что была доказана возможность и необходимость количественного исследования сексуального поведения и установок. С тех пор, особенно после начала эпидемии СПИДа, такие исследования проводятся в большинстве цивилизованных стран. Методологически это очень сложное дело (Catania et al., 1995; Ericksen, 1999).

Оценивая любой сексологический опрос, нужно всегда помнить, кого опрашивали. Студенты будут отвечать иначе, чем неквалифицированные рабочие, горожане - иначе, чем сельские жители, молодые - иначе, чем пожилые, женщины - иначе, чем мужчины. Усреднение выборки часто делает ответы бессмысленными. Поэтому интерпретация даже социологически представительных анкет требует осторожности.

Не менее важен характер вопросов
 
Люди могут по-разному понимать значение одних и тех же слов. Под гетеросексуальной "половой жизнью" обычно понимают половой акт, введение члена во влагалище. А как с другими формами сексуальности? Билла Клинтона обвинили во лжи за то, что он не считал свой "овальный секс" с Моникой Левински "настоящим". Но 59 % опрошенных в 1991 г. американских студентов также не считали "сексом" орально-генитальный, а 19 % - и анально-генитальный контакт. Несколько лет спустя сходная картина получилась у британских студентов: введение члена во влагалище считают сексом 98 %, оральное стимулирование гениталий - 33 %, а мануальное (мастурбация) – лишь 18 % опрошенных (Pitts and Rahman, 2001).

Понятие "гомосексуального контакта" еще более неопределенно. Если во время силовой возни мальчики-подростки хватали друг друга за половые органы или терлись друг о друга, так что у одного их них или у обоих происходило семяизвержение, считать ли это "гомосексуальным контактом до оргазма" или нет? Подробные, детальные вопросы кажутся непристойными, а недостаточно определенные вопросы дают столь же неясные ответы. мальчики подростки стесняются признаваться в мастурбации, но тот же самый человек, который в 15 лет скажет, что никогда не мастурбировал, в 25 лет признается, что занимался этим с 12 лет.

Наконец, кто и как проводит опрос. При разговоре лицом к лицу люди откровеннее всего с женщинами среднего возраста. Но отвечать женщине на вопросы, связанные с их сексуальной ориентацией, многие мужчины стесняются. подростки же вообще предпочитают письменный вопросник личной беседе. Анонимные анкеты и телефонные опросы также имеют свои минусы. Люди не любят признаваться в совершении социально не одобряемых поступков, особенно, если эти поступки совершены в прошлом и человек считает, что они для него не характерны. Поэтому массовые опросы, как правило, дают более низкие показатели гомосексуальности, чем индивидуализированные клинические интервью, вроде тех, что проводил Кинзи.

Еще сложнее узнать об эротических чувствах и предпочтениях, которых люди сплошь и рядом не осознают или не смеют себе в них признаться. А только поведенческих показателей недостаточно. Можно ли считать гетеросексуальным человека, который просто не смеет реализовать свое гомоэротическое воображение? Или гомосексуалом - того, у кого однополые сексуальные контакты были временными и в какой-то мере вынужденными?

Современные массовые опросы

Для определения степени распространенности и социально-демографических параметров гомосексуальности лучше всего подходят репрезентативные национальные опросы.
Американский национальный опрос, проведенный в 1992 г. под руководством известных социологов, с участием 220 профессиональных интервьюеров, охватил 3 432 научно отобранных респондентов (Laumann et al., 1994) Исследование было задумано шире, но Конгресс запретил министерству здравоохранения расходовать на него государственные деньги - ультраправые сенаторы боялись, что опрос покажет рост гомосексуальности. В конце концов деньги дали частные спонсоры, но выборку пришлось уменьшить.
Авторы этого опроса рассматривают однополую сексуальность в трех аспектах:

1) Сексуальная идентичность - 2.8 % мужчин и 1.4 % женщин, сказали, что в большей или меньшей степени считают себя гомо= или бисексуалами.
2) Сексуальное поведение - 4.9 % мужчин и 4.1 % женщин сказали, что имели какой-то гомосексуальный опыт после достижения 18 лет. Со времени же сексуального созревания гомосексуальный опыт имели 9.1 % мужчин и 4.3 % женщин.
3) Сексуальное желание или влечение - 7.7 % мужчин и 7.5 % женщин сказали, что испытывали подобные чувства.

Опрос высветил социальные параметры гомосексуальности, которые сексологи сплошь и рядом недооценивали. Среди мужчин, живущих в 12 самых больших городах США, геями или бисексуалами считают себя свыше 9 % ; в следующих 88 по численности населения городах эта цифра снижается до 4.2 % , в небольших городах -- до 2 %, а в сельских местностях меньше 1 %. Сходная тенденция, хотя не столь резко выраженная, существуют и у женщин. В большом городе человеку легче найти подходящую среду и потенциальных сексуальных партнеров, проверить и осознать собственные эротические предпочтения. Причем среда, в которой человек рос и воспитывался до 14 лет, влияет на его сексуальную ориентацию сильнее, чем та, в которой он живет. Такую же дифференцирующую роль играет образование. Среди людей с университетским образованием вдвое больше мужчин и в 8 раз больше женщин считают себя гомосексуалами, чем среди тех, чье образование ограничилось средней школой. Почему? Образованные люди больше сексуально экспериментируют? Или смелее говорят о себе? Или сказывается более терпимая семейная среда их детства (высшее образование - явление классовое)? Или сама жизнь в университетском кампусе, без родительского контроля, благоприятствует сексуальному экспериментированию? Каждая из этих гипотез (и многие другие, например, что геи и лесбиянки предрасположены к интеллектуальной деятельности) имеет право на существование и может быть научно проверена, доказана или опровергнута. Но самый факт социальной дифференциации сомнению не подлежит.

Британский национальный опрос, проведенный в 1990-91 гг., охватил почти 19 тысяч респондентов от 16 до 59 лет (Wellings et al., 1994); правительство Тэтчер отказалось его финансировать, опасаясь, как и американские консерваторы, услышать о росте гомосексуализма. Наличие гомосексуального опыта признали 6.1 % мужчин и 3.4 % женщин, но только 1.1% и 0.4 % сказали, что имели такие контакты в прошлом году. Исключительно гомосексуальными признали себя лишь 1 % мужчин и 0.3 % женщин. Как и в США, более образованные мужчины чаще имеют гомосексуальный опыт: 9.5 % профессионалов и менеджеров против 3.2 % квалифицированных рабочих и 4.7 % мало= и неквалифицированных рабочих. По регионам безусловно лидирует Лондон, вдвое превосходя прочие части страны, а самым консервативным является север страны. Французский национальный опрос, охвативший свыше 20 тысяч респондентов (Spira et al., 1993) был проведен в 1991 г. по телефону (в США и в Англии интервьюеры ходили по домам лично). Хотя уровень терпимости к однополой любви во Франции значительно выше, чем в США, гомосексуальная практика здесь встречается реже (Michaels and Lhomond, 2000). Наличие гомосексуального опыта в течение жизни признали 4.1 % мужчин и 2.6 % женщин, в последние 5 лет - 1.4 % и 0.45, в последние 12 месяцев - 1.1 % мужчин и 0.3 % женщин. Любопытно, что наличие у себя гомоэротического желания женщины признают чаще, чем мужчины, - 6.6 % против 4.6 %, в поведении же все наоборот. У мужчин пик гомосексуальной активности наблюдается между 20 и 24 годами, а у женщин - в 25-29 лет. Число однополых сексуальных партнеров у женщин в течение жизни более или менее стабильно, у мужчин же оно сначала резко возрастает, достигая высшей точки между 35 и 44 годами, а затем почти так резко снижается.

По данным финляндского национального опроса 1992 г (Kontula and Haavio-Mannila, 1995), эротические чувства, сексуальное поведение и сексуальная идентичность у финнов зачастую не совпадают. Хотя терпимость к однополым отношениям с 1972 г. (дата предыдущего национального опроса) заметно выросла, число людей, считающих себя гомосексуалами, осталось прежним, среди мужчин таковых вдвое больше, чем среди женщин. Сексуальное влечение исключительно или преимущественно к своему полу признали 0.9 % мужчин и 0.5 % женщин смешанное, бисексуальное влечение (в разных пропорциях) - 5.8 % опрошенных. Практический гомосексуальный опыт, включая взаимную мастурбацию, оральный и анальный секс, имели около 5 % финнов.
В шведском национальном опросу 1996 г. (Lewin, 2000) наличие однополых сексуальных отношений признали 2.3% респондентов. Влюблялись в людей своего пола 2.2 % и испытывали влечение к ним 4.5 %. Гомосексуальные фантазии посещали свыше 10 % опрошенных. Хотя у мужчин гомосексуальные фантазии появляются реже, чем у женщин, мужчины значительно чаще реализуют их в поступках.
Данные по другим европейским странам более или менее того же порядка (Sandfort, 1998). В Бельгии (1993) наличие гомосексуального опыта признали 4.8 % мужчин и 1.9 % женщин, в Западной Германии (1990) - 4.0 % и 4.2 %, в Норвегии (1992) - 4.8 % и 3.6 %. В либеральной Голландии в 1989 г. наличие гомосексуального опыта признали 11.7 % опрошенных мужчин и 4.4 % процента женщин, но в последний год перед опросом однополые контакты имели лишь 5.5 % мужчин и 0.9 % женщин ( Sexual Behaviour and HIV/AIDS Risk in Europe, 1995, table 1.9)
Расхождения в цифрах, по мнению ученых, зависят как от особенностей выборки, так от формулировки вопросов. Но эмоциональные, поведенческие и идентификационные самохарактеристики часто не совпадают.

По данным австралийского национального опроса близнецов (4901 человек от 19 до 52 лет), среди мужчин наличие гомосексуального опыта в течение жизни признали 15.2 % , сексуальное влечение к лицам своего пола испытывали 11.5 %, не считают себя гетеросексуальными 6.4 %. У женщин соответствующие цифры составляют 7.9, 10.6 и 3.5 % (Bailey et al. 2000)

Рассогласованность стабильной сексуальной ориентации (“к людям какого пола меня преимущественно влечет”), более текучих и изменчивых эротических предпочтений (“вообще-то я люблю женщин, но вот этот парень страшно меня привлекает”) и сексуальной идентичности (“кем я себя считаю”) ярко продемонстрировало большое сравнительное исследование, респондентами которого были 1962 американских, 1833 английских и 2294 французских мужчин и женщин. Гомоэротическое влечение без гомосексуальных контактов пережили в США 8.7% мужчин и 11.1% женщин, в Англии - 7.9% и 8.6%, во Франции -- 8.5% и 11.7%. Гомосексуальные контакты имели 6.2% американцев, 4.5 % англичан и 10.7% французов и, соответственно, 3.6%, 2.1% и 3.3% женщин этих трех стран. Если соединить оба показателя, получится, что гомосексуальное поведение и / или влечение за последние 5 лет в этих трех странах пережили 20.8%, 16.3% и 18.5% взрослых (старше 15 лет) мужчин и 17.8%, 18.6% и 18.5% женщин. Эти цифры выше, чем в остальных исследованиях этого типа. Но можно ли назвать всех этих людей гомосексуалами? Ни в коем случае. Во-первых, они сами так не считают. Во-вторых, гомосексуальная идентичность обычно понимается как нечто исключительное, между тем доля людей, имевших за последнее пятилетие только гомосексуальные контакты, во всех трех странах очень невелика, только в Англии он превышает 1%. (Sell , Wells, Wypij, 1995)

Поскольку в больших национальных выборках гомосексуалов обычно оказывается мало, для более детального их изучения проводятся специальные выборочные исследования. В 1969-70 гг. сотрудники Института Кинзи опросили 979 гомосексуальных мужчин и женщин в большом Сан Франциско, сравнив их с контрольной группой из 477 гетеросексуалов из того же региона ( Bell and Weinberg, 1987; Bell, Weinberg and Hammersmith, 1981). В 1983-85-х годах исследование было дополнено аналогичным опросом сан-францисских бисексуалов (Weinberg, Williams and Prior, 1994). Немало крупных анкетных исследований посвящено однополым парам, гомосексуальным подросткам и ВИЧ-инфицированным. В Германии традицию, начатую Хиршфельдом, возродили в начале 1970-х годов Мартин Даннекер и Раймут Райхе, которые опросили и статистически описали сексуальное поведение, установки и стиль жизни 789 мужчин-гомосексуалов (Dannecker, Reiche, 1974).
 
Двадцать раз спустя Даннекер повторил эту анкету, проследив, как изменились сексуальное поведение и ценности немецких геев под влиянием эпидемии СПИДа (Dannecker, 1990). Обстоятельное анкетное исследование поведения и установок 546 молодых (средний возраст - 31.1 года) мужчин-гомосексуалов бывшей ГДР провел в начале 1990-х годов Курт Штарке; для сравнения использовались данные массового опроса 3.103 мужчин и женщин от 16 до 48 лет (Starke, 1994). В Англии сексуальное поведение 1000 геев и бисексуалов в контексте эпидемии СПИДа на протяжении 4 лет (1987-1991) изучалось в рамках проекта СИГМА (Davies et al., 1994). Солидные опросы гомосексуального населения проводились в Канаде (Myers et al., 1993), Чехии ( Stehlikova, Prochazka, Hromada, 1996) и других странах. В России общенациональных сексологических опросов никогда не проводилось. Есть только выборочные обследования. В таблице № 2 приведены данные репрезентативного опроса населения Санкт-Петербурга весной 1996 г. (2 078 человек от 18 до 74 лет) (Gronow et al., 2001).
 
М 18-34
М 35-54
М 55-74
Всего
Только мужской пол
2.7
0.6
1.3
1.6
Прежде всего мужской пол
0.0
0.3
0.7
0.3
Мужской и женский пол одинаково
1.3
0.6
0.0
0.8
Больше всего женский пол
6.4
3.8
2.0
4.5
Только женщины
89.6
94.6
96.0
92.9
%
100
100
100
100
N
297
312
150
759
 
Ж 18-34
Ж 35-54
Ж 55-74
Всего
Только мужской пол
81.4
92.6
93.9
89.0
Прежде всего мужской пол
16.4
3.8
2.9
8.0
Мужской и женский пол одинаково
1.6
1.3
0.8
1.3
Больше всего женский пол
0.0
0.2
0.4
0.2
Только женщины
0.5
2.0
2.0
1.5
%
100
100
100
100
N
371
448
245
1064

Из таблицы 2 видно, что в период проведения опроса исключительно и преимущественно гомоэротические чувства (влечения) испытывали 1.9 % мужчин и 1.7 % женщин, исключительно и преимущественно гетеросексуальные чувства характерны для 97.7 % мужчин и 97 % женщин, бисексуальными считают свои влечения 0.8 % мужчин и 1.3 % женщин. Эти распределения связаны с возрастом. Более молодые мужчины (18-34) признают у себя наличие исключительно гомосексуального влечения вдвое чаще, чем пожилые (55-74 года): 2.7 % против 1.3 %. Для молодых женщин более характерна бисексуальность – 1.6 %. Напротив, доля исключительно гомосексуальных влечений возрастает с 0.5 % в молодости до 2.0 % после 35 лет. Как реализуются эти влечения и насколько они устойчивы, мы не знаем.

При анкетном опросу 2800 16-19-летних российских девушек и юношей (в Москве, Новгороде, Борисоглебске и Ельце) весной 1995 г. на вопрос "Чувствовали ли вы сами сексуальное влечение к лицам своего пола?" положительно ответили 2.0 % юношей и 4.8% девушек. "Сексуальное внимание к себе со стороны людей своего пола" замечали 8.3% мальчиков и 10.1% девочек. На вопрос "Были у вас с каким-то человеком своего пола отношения, которые вы могли бы назвать сексуальной близостью?" положительно ответили 3.3% мальчиков и 5.1% девочек (Червяков, Шапиро, Кон, 1995).
Сексуальная идентичность, гомосексуальное поведение, гомоэротизм, гомосоциальность и гомофилия (вспомните Решетку Клайна) по-разному сочетаются у разных людей и в разных культурах. В начале ХХ в. решающее значение придавали сексуальным действиям, в середине его на первый план вышли эротические предпочтения, а в конце века – самосознание и идентичность.

К тому же сюда примешивается политика. Некоторые идеологи геевского движения держатся за пресловутые "10 процентов", чтобы подчеркнуть свою потенциальную силу и влияние. Их противники, наоборот, стараются преуменьшить значение проблемы: раз "их" не 10 %, а только 5 % или 2%, о чем вообще говорить? (Ткаченко, 1999, с.355)

Это очень опасная логика. Можно не соглашаться с Достоевским, что счастье человечества не стоит слезы одного ребенка (хотя если это ваш собственный ребенок, вы, возможно, посмотрите на дело иначе), но 2 % населения России - это почти 3 миллиона, а 5 % - почти семь с половиной миллионов людей! Это огромные цифры! А поскольку сексуальная ориентация многомерна, то проблема эта вообще не поддается локализации, затрагивая жизненные интересы множества людей, которые формально не относятся к сексуальным меньшинствам.
Вопросы теории и методологии.
 
Проблема бисексуальности

Новые опросы не только обогатили старую шкалу Кинзи, но и поставили под вопрос некоторые её теоретические предпосылки ( McWhirter, Sanders, Reinisch, 1990; Haslam, 1997; Kinsey: a 50th anniversary, 1998). Самая спорная часть теории Кинзи - представление, что разница между гомо= и гетеросексуалами - только количественная, что это просто полюсы одного континуума. Эта идея чрезвычайно плодотворна в том смысле, что снимает разговор о гомосексуалах, как об особой породе людей. Но в таком случае подавляющее большинство людей должно быть бисексуальным, а исключительная гетеросексуальность быть почти такой же редкой, как исключительная гомосексуальность.

Однако этого не происходит. Большинство людей не только не считают себя бисексуалами, но и не экспериментируют в этом направлении, а люди, имеющие бисексуальный опыт, в большинстве случаев останавливаются на чем-то одном, так что с возрастом жизненные пути гетеро= и гомосексуалов не сближаются, а расходятся. Некоторые генетики утверждают даже, что у мужчин, в отличие от женщин, бисексуальность вообще не существует.

В современной сексологии понятие бисексуальности крайне неопределенно (Weinberg, Williams, Prior, 1994; Fox, 1995; Garber, 1995). Одни авторы, вслед за Фрейдом, считают её универсальным явлением, коренящимся в законах половой дифференциации, допускающей, в известных пределах, развитие организма как по мужскому, так и по женскому типу (иногда, вслед за Джоном Мани, это называют бипотенциальностью). Выбор пола предпочитаемого сексуального объекта в этом случае также выглядит подвижным, текучим и в большой степени зависящим от воспитания. Однако клиника транссексуализма показывает, что смена пола имеет достаточно жесткие биологические пределы и “сделать” из биологически нормального мальчика девочку не удается.
Если же ограничить понятие бисексуальности сферой сексуально-эротических переживаний, то индивидуальные свойства бисексуалов настолько различны, что их носители не образуют единой группы. Весьма различны и психологические функции бисексуальности.

Иногда это просто социальная мимикрия ( например, гетеросексуальный брак служит прикрытием гомосексуальных отношений). Или продиктованное любопытством юношеское сексуальное экспериментирование. Или групповой секс, когда тела сплетаются друг с другом в любых сочетаниях, так что половые различия практически утрачивают значение. Нередко налицо своеобразная “специализация” эмоциональных привязанностей и / или сексуальных позиций: молодой человек одинаково охотно спит и с мужчинами и с женщинами, но с женщиной он обязательно должен быть “сверху”, а с мужчиной - “снизу”. Есть и такие люди, которые просто не уверены, что или кто им больше нравится.

Когда вы обнимаетесь
у меня на глазах,
Я никак не могу решить,
на чьем месте хотела бы оказаться
(Абеляр, 1993).

Ситуативная бисексуальность особенно часто встречается в богемной среде. Вуди Аллен как-то сказал своему бисексуальному продьюсеру: “Что бы ни говорили о бисексуальности, у тебя на 50 процентов больше шансов найти партнера на субботнюю ночь”. Художник Ларри Райверс, знаменитый бабник, в молодости имел и несколько связей с мужчинами, включая поэта Джона О'Хару, и нисколько не смущался этим: “ В двадцать семь лет гомосексуальный акт был для меня приключением, вроде того, как попробовать новую позицию с женщиной; я был настолько уверен в своей гетеросексуальности, что мог позволить себе быть гомосексуалом”. Киноактер Джеймс Дин, которого один из его любовников назвал “мультисексуалом”, на прямой вопрос о своей сексуальности ответил: “Конечно, я не собираюсь прожить всю жизнь с одной рукой, привязанной к спине”. А писатель Гор Видал сказал, что он "трисексуал”: “Когда я был молод, даже неохраняемая дыня не была в моем обществе в безопасности” (Garber, p. 149, 156) Вряд ли за этим стоит единый сексуальный сценарий.

Что же касается людей, для которых бисексуальность - более или менее постоянный стиль жизни в течение нескольких лет, то по большинству социодемографических и психосексуальных свойств они стоят посредине между гетеро= и гомосексуалами, но тяготеют к тому или другому полюсу. При этом многие из них (около 30 %) в дальнейшем “мигрируют” в сторону гомосексуальности, а некоторые, наоборот, становятся гетеросексуалами (McKirnan et al., 1995; Stokes, Damon and McKirnan, 1997)

Короче говоря, массовые анкетные исследования – необходимый и важный, но далеко не единственный метод современной сексологии, его результаты необходимо сравнивать с данными клиники и другими источниками.

Содержание

 
www.pseudology.org