| |
М. : Издательство
Российского общества медиков-литераторов , 1999 .- 251 с.
- ISB№ 5-89256-0115-5 .- 25
руб. - 500 экз.
|
Майя
Михайловна Король |
Одиссея
разведчика: Польша-США-Китай-ГУЛАГ
Письма о
любви
|
1955 год
17 января
Агнессе.
Майя пишет, что часто встречается с тобой: “Агнесса прекрасно выглядит”
– и продолжает: “Она так же красива и энергична, как прежде”.
А в прошлом году Бруша сообщила о твоей красоте, даже пустилась в
философские размышления, что красота не увядает, но как бы меняет
форму... А теперь ты пишешь, что Бруша и Майя красивы. Да что вы, мои
милые, договорились глушить меня красотой? Три красавицы! Как же не
радоваться – муж красивой женщины и отец красивых дочерей! Не может
быть, чтобы такой дядя сам не был привлекателен. Уж если вы, милые мои,
- Венеры, я хоть чем-нибудь должен напоминать Аполлона Бельведерского...
Видишь, куда заехал!
... Не бойся, моя родная! Ты не будешь бедненькой. У меня имеются планы
о нашей дальнейшей жизни... А что касается твоей красоты, то я сам знаю,
что Бруша и Майя правы. Но не думай, что я какой-нибудь уродик.
Пожалуйста, вот тебе опись.
Я так долго жил среди эпилептиков, хромых, слепых и сумасшедших, что
часто принимаю уродство за норму. Но я все же уцелел. Руки и ноги на
месте и в полном порядке. Туловище и голова не имеют никаких внешних
повреждений, за исключением головы, которая не богата растительностью,
но и раньше там также не было изобилия. Зато внутри этих двух коробок
имеются повреждения. Сердце не получает от коронарных сосудов нужного
питания, а это приводит к спазмам.
 черепной коробке тоже повреждения... Шумы в ухе ослабили слух... Вкус
и обоняние очень хороши, а глаза добросовестно служат мне. Но глаза
имеют и другое свойство, они, как говорится, – зеркало души... По-моему,
душа в глазах отражается не прямо. В них отражается внешний мир. И если
это окружение – красивый пейзаж, игра цветов и форм... красивые люди и
красивые дела, то и глаза становятся лучистыми, мягкими, ласкающими. Но,
если тебя окружают оконные решетки да колючая проволока и собаки,
бегающие вокруг заборов, то глаза тоже становятся колючими, решетчатыми
и собачьими.
Но не бойся – твой муж сохранил человеческие глаза. Меня спасал мой
врожденный оптимизм и большая способность фантазировать.
Надо сказать, что последние четыре года, до мая прошлого года, были
такими, что лучше не вспоминать. Наша жизнь теперь – рай по сравнению с
прошлой. И я спасся в эти мрачные годы от собачьей злобы, ненависти,
мстительности тем, что не видел окружающего и погружался в свой
вымышленный мир... Поэтому глаза мои остались без колючек и решеток.... Не пропадем мы с тобой, эллинка! Вдвоем мы будем горы сворачивать,
вместе снова и снова начнем строить новую жизнь, как после потопа, не
боясь прошедшего и не пугаясь будущего. Мы нужны друг другу в этом мире,
а может быть, и на том свете. Не хочу тебе напоминать о наших встречах
пару тысяч лет назад, когда одна эллинка, назвав себя Суламифью,
очаровала моего мудрого царя Соломона....
Месяца два-три мне придется быть на иждивении детей, но не больше!
Больше я не выдержу! За это время окрепну, отдохну и подыщу себе работу.
Я не забыл языка и могу заниматься переводами, могу еще что-нибудь
делать вместе с тобой. Не пропадем! А потом куда-нибудь уедем, заведем
хату, кур и даже пару умных овец и заживем как дед и баба...
* * *
Агнессе
(без даты)
Сегодня весь день дул крепкий ветер, потом наступила тишина и
потепление
Снег тает. Это – Караганда.
Эта немилая природа навеяла воспоминания...
Я гулял в горах в районе Кисловодска. Был рассвет. Солнце взошло, но оно
было в тумане. В утренней тишине я услышал человеческие голоса где-то в
долине. Меня потянуло туда. Я немного спустился вниз, но ничего нельзя
было увидеть из-за тумана. Слышимость увеличивалась. Где-то скрипели
двери, мычал теленок. Женский голос кого-то ругал, мужской - спокойно
отвечал. Я вдруг почувствовал, что внизу дом, в нем живут люди со своими
семейными заботами, своей занятостью и своим большим уютом. Это меня так
расслабило, что я не мог удержаться и решительно пошел вниз. Через
каких-нибудь десять-пятнадцать минут я очутился во дворе, который
одиноко стоял меж горами. Трудовое утро было в самом начале: хозяйка
задавала корм скотине, готовился завтрак, дети еще спали. Этот уют без
роскоши, без красивой мебели, без платья был так привлекателен, что я до
сих пор его ощущаю...
А я всю жизнь провел в большом городе с механическими удобствами, с
телефонами, и газетами, и
театрами! Блеяние своей овцы и мычание своей коровы прекраснее всех
городов!
И хотел бы я, моя хорошая, очутиться с тобой в таком домике и глотнуть
немного уюта той семейной теплоты, которая одна стоит больше всех
званий, чинов, орденов и богатств. Я знаю, что ты не расходишься в этом
желании, и мы вместе создадим такой уют. Я не боюсь, что нам наскучит.
Нам с тобой никогда не было скучно, а теперь хватит на двадцать лет
разговоров. Нам будет тепло, уютно и радостно.
Верно, милая? Целую тебя. Твой А.
P.S. Прочел и должен себя тут же опровергнуть. Я увлекся насчет городов,
а я все же люблю город больше всего, но мне так хочется быть с тобой,
что я преувеличил свою нелюбовь к городу.
* * *
... Что же, я зря прошел пятнадцать высших учебных заведений и много лет
практиковал в Антибесе, Явленке, Майкадуке и Спасске? Но я должен
использовать знания для пользы человечества, а в особенности - для
ограниченного числа человек...Мы еще поработаем вместе для себя и нашего потомства, так поработаем,
чтобы оправдать все годы учения и тренировок. Я и сейчас работаю, не
отстаю ни в языке, ни в другом...
... Не обвиняй меня в отсталости, в идеализме, в других грехах. Я знаю,
что души нет, душа – клетка и материя, и что древние греки выдумали ее,
назвав психеей.
Я изучил материалистическую душу. Не забудь также, что писатели числятся
в списке инженеров душ. Этих душ так много, что до сих пор писатели не
охватили всего богатства душевного хозяйства.
Есть души окаянные, есть души на костылях, есть мертвые и пропащие. Есть
души авансовые, но зато имеются и безгонорарные...
... Я проследил съезд писателей по “Литературной газете” и вдруг
обнаружил, что мое выступление не было напечатано в газете... Я в это
время находился в творческой
командировке по изучению душ... Я много лет занимался этим делом, т.е.
изучением душ в прекрасно оборудованных лабораториях, где всякая душа
совершенно голенькая выступает без прикрас и фальши, в натуре.
Накопилось много материала... Я полагал, что писателям это интересно.
Вот поэтому показалось, что я сделал доклад на втором съезде писателей о
душе “целиком и полностью”.
Очень понравились три выступления – Симонова, Корнейчука и Герасимова.
Корнейчук понравился тем, что себя спросил: по поводу... “яровой
пшеницы”.
Очень интересен Симонов. Он нападает на Панферова за культивирование
личности. Он прав. Панферов, бедный, действительно в этом грешен, но не
он один. Так же как и Джамбул. Мы все “Джамбулы понемногу чему-нибудь и
как-нибудь”.
А доклад Герасимова изумил. Мне казалось, что он был еще в 1930 году в
газете “Кино”, которую я имел честь редактировать. Такой, по-настоящему
умный человек, как Герасимов, и один из лучших режиссеров и драматургов,
вынужден жевать резину, когда положение обязывает. Он мне напомнил того
бедного человека, который обратился к врачу по поводу неприятного запаха
своих ног. Он сказал: “Я их смазывал глицерином, спиртом, одеколоном –
не помогло. Тогда врач его спросил: “А Вы пробовали мыть ноги?” Больной
ответил: “Представьте себе, не пробовал!”.
Вот так и с состоянием кинематографии. Надо мыть ноги и голову, и хорошо
мыть.
... Общее впечатление, что был съезд конферансье, где каждый старался
быть как можно остроумнее. А некоторые похожи на циркачей. Недаром Шолохов вспомнил Ивана Поддубного...
* * *
2 февраля
Агнессе
Моя одинокая подруга!
... Ты, голубка, права – у нас с тобой много общего. Ты возила воду
ведрами, а я всю прошлую зиму – бочками. Есть сходство, но есть и
особенности, которые нас различают. Я, видишь ли, не только воду возил,
но и уголь. А это более
серьезное дело. Я был тем же коренником в упряжке, что и при водном
деле, но в угольном деле надо играть роль и снабженца. Надо доставать
больше угля и лучшего качества.
Иногда надо нарушить одну заповедь и завезти лишнюю тачку в барак. Меня
ловили, называли это кражей, а я проявлял немало дипломатической
изобретательности, чтобы доказать то, что мне выгодно. Но зато в бараке
тепло, и я был уважаемым “дедом-жаром” и имел доступ ко всем печкам...
* * *
14 апреля
Агнессе
Знаешь, Ага, есть такая поговорка: сделать то-то и умереть спокойно.
Смысл этой поговорки раскрылся передо мной только теперь, в дни
ожидания.
Умереть не страшно и здесь. Я страшусь не смерти, а того, что могу
умереть, не увидев вас. Увижу, расцелую, обниму - могу спокойно умереть.
А здесь я буду умирать неспокойно - из-за вас. Понятно тебе, как я рвусь
к вам?
У нас выступил по вопросу обороны от атомного оружия наш завхоз - малый
неплохой, но с физикой не очень знакомый. Он сказал так: “Долой атомную
бомбу и все атомы!”
Я сказал ему:
– Если уж замахиваться на все атомы, то лучше взяться за всю таблицу
элементов Менделеева.
Фамилия “Менделеев” вызвала у него настороженность.
– А кто он – этот Менделеев? – спросил он. – Откуда?
Я ответил, что - русский человек и ученый, который открыл многое в
строении материи. Интерес пропал у моего слушателя...
16 апреля
Агнессе.
Милая моя подруга!
Я перечитывал несколько раз твое письмо, в котором мало интересного, но
оно мне рассказало о твоем житье-бытье: и борьба за комнату, и соседи –
змеи, и кран с водой, и плита, и твое изнеженное сибаритство – спала до
десяти часов по случаю воскресенья. Боже мой, какие у тебя тяжелые
будни, родная! И я бессилен тебе помочь! Вся энергия, все мысли, чувства
уходят на эти мрачные будни. И соседи твои, так же, как и ты, все время
напряжены. Все вертятся, грызут друг друга, завидуют, подставляют ножки
и радуются тому, что вода идёт по водопроводу. Понятно, это лучше, чем
таскать воду ведрами. Моя мужественная жена, моя подруга, я подавлен
своей беспомощностью: я не могу забрать тебя из этой мрачной жизни, а
обещания мои ничего не дадут.
Какими забавными должны казаться тебе мои заботы о Дрезденской галерее,
мои настойчивые хлопоты, чтобы ты обязательно побывала несколько раз на
выставке...
Но не думай, что я совсем потерял способность восприятия реальной жизни.
Я хожу по земле и люблю ее вместе со всем, что на ней. Я только временно
изолирую себя (как меня изолировали от вас) от всего мрачного и плохого
и тех, кто создает этот мрак. Я временно разместился в замке из слоновой
кости, где постоянно звенят серебряные колокольчики. Но я слышу также и
противный лай собак, охраняющих мой сад, окруженный колючей проволокой и
вышками со стрелками. Я сижу в полумраке барака, слышу тяжелые вздохи
двух сотен людей: разбитых параличом, кривых, косых, душевнобольных и
просто выживших из ума грабителей и убийц. Тут злобы больше, чем у вас и
больше мерзости, но я не обязан ходить на работу, улыбаться тем, кто мне
противен, и делать то, что мне неприятно. А ты обязана, это твоя
реальная жизнь. Вне этого реального мира у тебя ничего и не будет: ни
комнаты, ни обеда, ни кровати.
А я все имею без труда, и воображение
помогает мне уходить вглубь веков, в дни появления человека. Тут есть
Иисусы, распятые
на кресте и не желающие покинуть своего места. Они счастливы тем, что
распяты, и тем, что все их видят. Снятие с креста их унижает, превращает
в обыкновенных людей. Тут встретишь редкость – рыцаря от революции,
который до сих пор наслаждается “белым венчиком из роз” на челе суровой
девы-революции. Тут встретишь хищные глаза эсэсовца и русского
черносотенца, и белогвардейца, и сектантов, избегающих антихриста, и
еврея, принявшего католичество, со слезами на глазах стоящего на коленях
перед божьей матерью. Это собрание людей всех национальностей,
профессий, знаний и характеров, от профессора до темного жителя Карпат
или Тувы – Тувинской области, от чистейших людей, полусвятых и суровых
пророков до смрадных грабителей, убийц и таких мерзавцев, которых даже у
Достоевского нет...
Я знаю, что оторван от действительности, но верю, что найду место под
луной для нас двоих, и мой труд даст нам возможность жить и быть
счастливыми.
Обнимаю тебя, мою энергичную и смелую жену.
Твой А.
* * *
9 июня
Агнессе
Я твою мстительную натуру знаю. Она унаследована тобой от милых существ,
которые сидели на деревьях где-то на острове – не то на Сцилле, не то –
Харибде, и пели, проклятые, и завлекали честных людей, и убивали их. Как
назывались эти милые девушки, не помню, но они погубили немало
ответственных товарищей. Один только нашелся сознательный работник,
который не поддался на их пение, привязал себя к мачте, чтобы не
увлечься пением этих коварных певиц, и не пойти к ним на остров. И он
спасся, слава Богу, и мы через него узнали правду об этих коварных
певицах. Поэтому и я знаю тебя. Спасибо товарищу Гомеру, что он уберег
меня от ошибок!
Когда ты будешь на Дрезденской выставке, обрати внимание на картины,
связанные с жизнью Христа.
Больше всего меня интересует образ Христа на кресте и снятие его с
креста. Догадываешься, почему?
Ты уже получила мой рассказ о Дорохове, который не хотел быть снятым с
креста. Дело в том, что для меня Христос – не сын Божий, а его духовное
порождение. Вот это – Разум Вселенной, Бог – наука и мудрость. Бог –
мораль. Сын Божий – истина, поведанная Богом, истина, изреченная Богом.
Сын Бога – сошедшая к нам истина, озарение. Но жизнь людская слишком не
похожа на те истины, которые Бог заповедал людям, и люди отвернулись от
Бога и убили его истины. Распятый Христос – это распятая истина,
распятая правда и справедливость.
Вот что меня интересует в картинах Дрезденской галереи: каким снят
Христос с креста? Мертвым трупом или в убитом имеются элементы жизни?
Распятие Христа – ужас, но воскресение – спасение от ужасов. Если истина
убита навсегда, тогда жизнь – царство хищников. Если истина воскресает,
тогда люди выберутся из царства животных. Как изобразили этот момент
великие художники? Если художник был верующим или оптимистом, верующим в
светлое и чистое, тогда Христос давал надежду на воскресение и чистоту
жизни, на обращение людей из животных в существа, угодные Богу, т.е.
-приближающиеся к Великому Разуму, знанию и истине Бога. Если художник
видел только муки и смерть Христа, и это привлекло его внимание, тогда
люди никогда не выйдут из своего животного состояния. “Великий
инквизитор” Достоевского даже просил Христа уйти и не мешать водворять
на земле порядок без его, Христовых, истин.
Очень прошу тебя внимательно отнестись к этим картинам, и, если имеются
какие-нибудь репродукции, купить их для меня. А ты обязана отчитаться
передо мной во всем, что увидишь на выставке.
Ты – мои глаза и мое восприятие. Когда я подумал о тебе и о твоей
хватке, то вспомнил, как назывались красавицы-певуньи с островов Сциллы
и Харибды. Они звались Сиренами. То-то были Сирены! И только подумать,
как изменился их голос! Те Сирены своими изумительными
голосами были так привлекательны, что капитаны, забывая кодекс морской
службы, кидали свои корабли и убегали на остров искать счастья в
объятьях Сирен.
А наша сирена как завоет, так сразу и стар, и млад бегут в бомбоубежище,
а милый голос дикторши сообщает, что “воздушная тревога”: скоро начнут
кидать бомбы. Нет, мне уж больше нравятся древние Сирены, с ними
веселее! Ты - одна из них, сбежавшая с острова на Эгейском море. А меня,
грешного, привязали к мачте Спасского корабля и не дают бежать к своей
Сирене, томящейся на чужбине, одинокой и хмурой.
* * *
7 августа
Агнессе
... Ты мне сказала вот что: “Ты оторван от жизни, несчастье свое
принимаешь за реальный мир, а настоящие явления и факты принимаешь за
умственное богатство”.
Сознаюсь, именно этого я всегда боялся. Спасибо, что напомнила.
Я слежу за литературой, печатью, читаю много, но мое отношение к ней не
прямое, непосредственное, а созерцательное.
Моя личная жизнь состоит не из хлопот по работе, по семье, по
общественной деятельности. Она (моя жизнь) вся сосредоточена в голове –
в идеях, мыслях, понятиях, представлениях. Здесь крен в мыслительную
сторону неизбежен. Мне иногда кажется, что я живу среди мертвецов, которые в могилах
делятся между собой о былом, ушедшем. Ведь то, о чем я пишу тебе, это
отображение прошлого, и все же это – умственное богатство.
Я знавал много людей за эти годы, людей разных национальностей, религий,
взглядов, но индивидуальностей среди них и десятка не наберется.
Индивидуальность – не в отношении моральном или образовательном, и даже
– не умом, а яркостью своего характера и участия в жизни.
Господи, я и сейчас живу среди людей, которых бы собственноручно
уничтожил, но я заглушаю свою ненависть и присматриваюсь к ним.
Я был знаком с казачиной - великаном и силачом, с лицом доброго пастыря,
молодого, вдумчивого, много читающего, бывшего лейтенанта и коммуниста,
и этот человек допрашивал и пытал краснодонцев! Пытал и мучил детей!
А другой! Ужас, сколько он перестрелял людей! Они сами -мразь, их нельзя
держать среди людей, но они интересны, и в этом мое умственное
богатство.
Если бы это были единицы, то они представляли бы интерес только для
психиатра, но их так много и способность грабить, убивать и насиловать
так свойственна огромному количеству людей, независимо от образования и
развития, что эти яркие индивидуальности заслуживают самого пристального
внимания. Они представляют собой умственное богатство. Они обогащают нас
знанием жизни.
Держать в руках черепки горшков и думать, что это жемчуг и алмазы –
ужасно, это сумасшествие. Но я - нормальный (правда, понятие нормы
весьма неясно).
* * *
29 сентября
Агнессе
... Я живу в мире теней. У меня реальное и нереальное сливаются. Я
подготовлен, чтобы уйти в мир собственных представлений, стать
спиритуалистом, йогом или другим мистиком. У меня реальное и нереальное
сливаются.
И я часто боюсь встречи с тобой – не покажусь ли я тебе чудаковатым? Не
отвергнешь ли меня? Столько лет!
Но я убежден, что наши испытания кончатся, и мы встретимся...
... Я теперь читаю и конспектирую интересную книгу в той общей тетради,
что ты мне прислала. Эта книга – “Введение в индийскую философию”.
* * *
1 ноября.
Агнессе
... Есть у меня одно опасение: мы с тобой давно не виделись. Вся наша
сердечность и ласка протекают на бумаге.
Мы создаем себе образы и любим эти создания, но насколько образы похожи
на реально живущих?
Вдруг при встрече ты скажешь себе: мое представление лучше реально
существующего. Он не похож на то, что я себе вообразила, он какой-то не
такой. Его письма более приятны, чем он сам. Как тогда быть? Чем я
привяжу тебя к себе? Дай приехать, а там разберемся!
... Помнишь, я тебе раньше писал некоторые вещицы литературного
характера. А сейчас не могу. Только перевожу понемногу.
Сейчас я занят Оскар Уайльдом. Перевожу его пьесу “Как важно быть
серьезным”. Прочел в “Литературной газете” о переводе “Пигмалиона”
Бернарда Шоу. И я перевел полностью, а пятый акт отработал. Ругали
перевод в газете: за отсебятину, а я постарался сохранить прелесть юмора
и обаятельность Элизы и всей вещи.
Ты нашла “Сверкающие огни” Чаплина?
* * *
3 ноября
Агнессе
Мне кажется, что великие трагедии Шекспира созданы на основе понимания
закона судьбы.
Судьба Отелло и Дездемоны, Офелии и Гамлета, Брута и Цезаря, Макбета и
других – результат их деяний и поступков, личных или унаследованных.
Судьба, рок сидит в них, неотделим от них. Их борьба – это самоборство.
Борьба с судьбой – это борьба со своей душой, привычками, взглядами.
Смотри, как различно решают герои Шекспира: Отелло убивает потому, что
ему показалось, что Дездемона ему изменяет, и он убивает, а потом и себя
уничтожает. А Гамлет и Офелия не способны убивать.
Представь себе вместо Гамлета Отелло. Он бы сразу убил и дядю, и родную
мать. Такова судьба несчастного Короля Лира, Ромео и Джульетты. Судьба в
них, борьба против судьбы приводит к их гибели.
Вот в этом пункте великий драматург не прав. Судьбу можно победить
победой над собой. Отелло убил не из “благородного” чувства ревности и
не из любви. То, что любишь, никогда не уничтожишь. Он убил потому, что
привык убивать, он принципиальный убийца, а не влюбленный.
Если он страстно любил и потерял веру, то он имел другой выход, и не
один. Можно уйти в другую жизнь (в монастырь), застрелиться или жить
отшельником. А “благородный мавр” выбрал только одно средство, один путь
– убил милое существо, которое оставило отчий дом, среду, привитые
понятия о чести и благородстве. По-моему, мавр – убийца. Ревность - не
оправдание...
* * *
21 ноября
Агнессе
Милая моя! Родная!
Я сегодня получил бандероль. Целую тебя, твои руки за этот подарок! Все
в нем прекрасно! И какие книги!
“В чем моя вера” Толстого пришла как бы по волшебству. Я ее читал много
лет назад, думал о ней и страшно хотел прочесть. Теперь, где ее найдёшь?
И вдруг ты, родная, почувствовала мое желание и прислала книгу.
Два часа разглядывал каталог и фото отдельных картин, заглянул к
Толстому и Випперу и почувствовал себя одновременно обогащенным и
обкраденным. Боже мой, за какие преступления я был наказан, что не смог
увидеть выставки! Даже бедные фотографии произвели впечатление!
Только теперь я представляю, что такое - “Сикстинская мадонна!”
Не даром
она помещена на титульном листе каталога вне общего обзора, а как
единственное произведение, как корона выставки!
Лица мадонны и младенца потрясли меня: невозможно
оторваться от лица молодой прекрасной женщины, на которую Бог возложил
такую историческую человеческую миссию: родить сына для любви и
страдания, для счастья и мук, быть свидетельницей его славы, признания,
поклонения, а также видеть его унижение, муки и казнь. И она – эта
вечная мать человечества родила сына – человека–Бога. В этой картине
Рафаэль показал мадонну, несущую на руках младенца Христа. Здесь она –
только мать, а то святое в жизни, которое даёт людям неприятие мира –
младенец, ребенок и - не ребенок. Серьезность и сосредоточенность не
детские, а весь он прекрасен физически. А ангелы внизу - какие они
прелестные! Они явно не верят и недовольны. Они завидуют Христу.
И тут же другая тема – женщина “Шоколадница” и “Спящяя Венера”. И всего
этого я не видел и, по-видимому, не увижу.
А “Еврейское кладбище” и “Соборование”! Я не умру, я буду требовать
жизни для того, чтобы вместе с тобой побывать в Дрездене и вместе с
тобой наслаждаться картинами.
* * *
2 декабря
Агнессе
... Не думай, что я ушел в свои огорчения и не замечаю твоих. Мне больно
и стыдно потому, что не могу помочь тебе. Я беспомощен. А что может быть
унизительней беспомощности?
... Толстого я отверг. Его Христос - не Христос, его вера – не моя вера.
Человеку рекомендуется работать на кого угодно и безропотно, и не
спрашивать за это платы, и искать унижения. Он даже говорит, что
сознание собственного достоинства омерзительно. А мне омерзительно
читать такие советы. Его критика православной церкви похожа на плохую
антирелигиозную пропаганду. А Христа он извращает. Он его превратил в
пророка, тогда как он для христианина - Бог. Ты прочти о Будде и
увидишь, откуда Толстой взял своего Христа.
... С сегодняшнего дня начну трудиться для тебя: буду писать веселые и
занимательные пустяки.
В награду попрошу гонорар: в бутылочку клюквенного экстракта налей
немного чистого спирта, и я встречу Новый Год вместе с тобой, я подыму
эту рюмку за твое здоровье и за здоровье наших детей. А ты старайся
запомнить этот миг и я тоже. Условились?
* * *
15 декабря
Агнессе
... Получил твою посылку. Знай, что в ночь на 1 января я чокнусь с тобой
ровно в 12 часов ночи по московскому времени и выпью твой напиток, ГДЕ
бы я ни находился: в лагере ли, на пересылке, в поезде – всюду буду пить
за твое здоровье, за нашу встречу и буду видеть тебя, твое лицо и твои
глаза.
Я встаю рано, а в шесть часов у нас подъем и радио возле моей постели.
Ровно в три часа слушаю Москву, а в три часа пятнадцать минут – передача
из Барнаула. Тамошний диктор декламирует свои передачи об удоях молока и
прочих вещах.
Сегодня барнаульский диктор продекламировал об алтайских коровах так,
как Вертинский когда-то певал: “Наши пальцы пахнут ладаном“. Он сообщил,
что в некоторых местах товарищи не учитывают всей важности кормления и
поения коров. Коров, оказывается, надо поить и кормить! Я не удержался и
заметил: “Какие бессознательные коровы”!
Но сегодня была хорошая музыка, и я расчувствовался. Мне предстоит
воскреснуть. Но какое воплощение ждет меня после воскресения?
Да, жизнь дорогая вещь, но не только одна биологическая. Нужны звезды,
нужны цветы. Без них – нудная канитель.
Во сне иногда участвую в разных событиях, но как-то без переживаний.
Хочу воскреснуть и боюсь воскрешения. Хочу жить и боюсь бесцветной жизни
человека, пережившего себя и свой век.
Умом я как будто не поврежден, все разумею и интересуюсь жизнью на этой
планете, но не хочется быть опекаемым и даже пенсионером. Но одна
страсть, одно стремление сильнее всего - я хочу обнять тебя и детей.
... Если Верховный Совет реабилитирует меня, обязуюсь прожить столько,
чтобы успеть поставить свой дом, скопить средства для нашей жизни и
твоего обеспечения после меня. Удастся ли? Да, удастся, если только меня
реабилитируют. Тогда мне дадут работать, и я не буду последним. Переводы
и еще какая-нибудь работа дадут мне средства. Вытянем...
* * *
17 декабря
Агнессе
... Через несколько дней солнце перестанет удаляться от нас, и день
сократит свой бег в ночь. Солнце повернется к нам, и с каждым днем будет
сокращать тьму ночи...
Мне понятен мой далекий предок, поклонявшийся солнцу, распевавший гимны
солнцу, и рождение своего Бога он увидел в солнечном свете. Когда
родится солнце, родится Бог.
В этом настроении обостренной чувствительности я слушал вчера “Евгения
Онегина” у репродуктора – трансляция Москвы.
Музыка и пение прекрасны, слышимость изумительная – мороз помог. Я
впервые ощутил музыку и литературные фразы слитно. Я не размышлял, не
вникал, а впитывал в себя старую повесть о любви.
“Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны...” Я вместе с
композитором чувствовал грусть Пушкина, размышления Ленского: “Êуда,
куда вы удалились, златые дни весны моей...” - получались
вопросительными, фаталистическими. Не в этом ли сущность жизни – любовь
и боязнь потерять ее? Любовь к любимому человеку, идее, обществу? Я
слушал музыку, только музыку, я ощущал поэзию без слов, но в моем
ощущении музыка без меня трансформировалась в видения, звуки
превращались в
картины. Я видел танцующие пары юношей и девушек... Молодые танцуют, в
этом их призвание. Всюду в мире они танцуют, а старые глядят на них и
счастливы, что их потомство продолжает вечный танец жизни....
Тебе Бруша говорила о моей реабилитации по первому делу? Слава Богу, я
реабилитирован, я срок отбыл шесть лет назад.
А по второму делу – пока нет, это будет позже. Какой анекдот!
... В первом деле, созданном потому, что его надо было создать, чтобы
наказать меня за дерзость. Шутка ли, обратился к министру с ходатайством
освободить моего друга.*
---------------------------
* "Моего друга” – имеется в виду Агнесса
Какая преступная наклонность! Но явной провокации не было. Написали, что
я – член контрреволюционной организации и дали пять лет, но без
свидетелей и прочей мерзости.
А второе дело – глупая, безграмотная провокация! Но именно это дело не
разобрали, и я продолжаю сидеть.
... В душе смеюсь над этой комедией, не возмущаюсь. Наблюдаю,
прикидываю, стыжусь. Мне стыдно.
Больше о деле – ни слова!
Когда будешь читать это письмо, Новый Год уже будет стучаться в твои
двери, но я мысленно буду твоим кавалером, буду сидеть возле тебя,
наливать тебе вино, украдкой целовать тебя.
Веселись, Агочка, надейся на Новый Год! Сегодня день – и живи этим!
Скоро, скоро я буду с вами... Я уверен, что никакая сила не отодвинет
меня в сторону.
С Новым Годом, моя любимая подруга, милая моя Агочка!
Целую тебя. Твой А.
Оглавление
ГУЛАГ
www.pseudology.org
|
|