| |
Минск.:
"Пропилеи", 2000. - 200с.,
ISBN
985-6329-29-9 |
Усманова,
Альмира Рифовна
|
Умберто Эко: парадоксы интерпретации
Диалектика мира и Текста в средневековой Философии
|
28
Хаос / порядок является, несомненно, одной из наиболее фундаментальных и
архаичных оппозиций любой космологической модели. Для древнегреческой
Культуры представление о мировом бытии в пространстве было связано
прежде всего с идеей "порядка", или тождественного ему "космоса",
которая получила философское обоснование с помощью таких понятий, как
"гармония", "причинность", "время", "тотальность", "единое", "иерархия".
Средневековое сознание не просто усвоило, но возвело идею всеобъемлющей
и осмысленной упорядоченности вещей в своего рода незыблемый принцип
мироздания. В христианской религии функция упорядочивания мира перешла к
абсолютно трансцендентальной инстанции - Богу. Понятие космоса
претерпело существенные изменения, но удержало главное значение -
"порядок". Идеи "иерархического доктора" Псевдо-Дионисия Ареопагита
способствовали развитию представлений о божественной и земной иерархии.
Весь мир представал как иерархически организованное целое, устроенное
Творцом таким образом, что место каждого существа определено степенью
его совершенства. Постепенно иерархизируются и космическое, и
социальное, и идеологическое пространства1.
Идеи иерархии и порядка настолько органичны для концепции Фомы
Аквинского, что Эко называет его эстетическую концепцию "Философией
космического порядка". Собственно об этом и шла речь в его докторской
диссертации.
Мысль об Ordo - мироздании, установленном Богом, - лежала в основе
средневекового мировоззрения как некий непреложный закон. Это понятие
определяло критерии совершенства всех творений, созданных Богом (Высшей
Красотой). Фома Аквинский связывал эстетическую ценность с формальной
причинностью: произведение искусства прекрасно, если оно построено
согласно правилам формальной гармонии и соответствует конечным целям. В
томистской иерархии целей и средств
1 См.: Гуревич А. Я. Категории средневековой Культуры. М., 1972. С. 64.
29
ценность предмета устанавливается через их соотношение: вещь оценивается
согласно сверхприродным целям, Красота, Благо и Истина взаимно
обусловливают друг друга2. Красота предмета определяется цельностью
(integritas), пропорциями, или созвучием (consonantia) и ясностью
(claritas), под которой понималось идеальное излучение самой идеи или
формы3. Красота проявляется по мере того, как множественные предметы
(сложносоставность объекта является одним из условий Прекрасного)
преодолевают свою многочастную сложность и проявляют в ней единство и
цельность. Соответственно, безобразное выступает как недостаток должной
красоты, цельности и пропорциональности. Благо и Красота являются
формой, и именно эта форма, будучи предметом желания в Благе, является
предметом познания в Красоте. В разрабатываемом Фомой Аквинским учении
об универсальной иерархии, господствующей в мире небесном, земном и
человеческом, все вещи расположены сообразно различным степеням красоты
и благородства, что является свидетельством нерушимости мирового
порядка. Истину Аквинат, вслед за Аристотелем, определял как
согласованность, соразмерность между разумом и вещью. То, что он называл
истинным знанием вещи, представлялось ему адекватным интеллектуальным
выражением этой вещи в таком виде, в каком она является сама по себе.
Система Аквината, отвечавшая всем критериям совершенства - мера,
сущность или особенность и порядок, - казалась его современникам
образцом стройности и цельности, идеалом исчерпывающего знания о мире.
"Порядок в томистской теологической системе отражал архитектонический
космос соборов, и оба являлись отражениями порядка в теократической
имперской системе"4. Страсть к бесконечному упорядочиванию превратилась
в умственную привычку. Эрвин Панофский, анализируя внутреннее единство
схоластики и готической архитектуры, отмечает, что схоластическая
идеология обнаруживается практически в любом феномене средневековой
Культуры: будь то "трактат по медицине, справочник по классической
мифологии [...] листовка политической пропаганды, восхваление пра-
-----------------------
2 Eco U. The Aesthetics of Chaosmos. The Middle Ages of James Joyce
(Harvard University Press, 1989). Р. 3.
3 См.: Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 151.
4 Eco U. The Aesthetics of Thomas Aquinas (Harvard University Press,
1988). Р. 213.
30
вителя, биография Овидия, Божественная комедия Данте, организация
архитектурных ансамблей или мензуральная нотация в музыке"5.
С точки зрения семиотических импликаций, Эко особенно интересует вопрос
о том, каким образом схоластическая методология повлияла на
символическую практику Средневековья. Как в свое время писал Хейзинга,
символизм установил в природе и Истории "нерушимый порядок,
архитектоническое членение, иерархическую субординацию"6, образуя
пространство для неисчислимого многообразия отношений между вещами как
особый тип визуального мышления: символизм допускал обращение любой
ассоциации на основе какого бы то ни было сходства в представление о
сущностной мистической связи. Мистическая связь, свидетельствующая о
специфичности соединения различных вещей на основе определенного
упорядочивающего принципа, казалась "ядром бытия вещей". Символическое
удвоение действительности усложняло восприятие реального мира. Каждое
явление предполагало наличие некоего тайного смысла, который подлежал
интерпретации, а между тем, помимо правил абстрактной логики, других
критериев "верифицируемости", способных указать на погрешности в
воображаемых классификациях, не существовало. Символизм постепенно
вырождался в болезнь ума, ищущего под зримой оболочкой ещё и сущность,
скрытую от физического взора, и нащупывающего первую попавшуюся связь
между отдельными мыслями.
Рассуждая о пределах интерпретации как проблеме современной Критики, Эко
неоднократно подчеркивает преемственность современных теорий
гиперинтерпретации с символическими практиками Средневековья и
Ренессанса, отмечая, что противоядие было предложено ещё схоластами,
которые попытались установить правила, способствующие контекстуальному
сужению чрезмерно широко интерпретируемых смыслов, полагаемых символами.
Текст является местом, где несводимая полисемия смыслов по сути
редуцирована, поскольку в Тексте символы привязаны к их контексту.
Многие современные теории, по мнению Эко, не способны признать, что
символы прагматически открыты бесконечным значениям, но синтагматически,
или текстуально, открыты лишь для неопреде-
5 Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие в
Культуре Средневековья. Киев, 1992. С. 66-67.
6 Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 225.
31
ли настоящую энциклопедию человеческого знания. За исключением медицины
и математики, в них содержалось все, что имело первостепенное значение:
логика, физика, астрономия, метафизика, психология, этика, политика,
риторика. Аристотеля обсуждали, изучали, комментировали. Умберто Эко
обращает внимание на то, что традиция Книги со времен Августина
обязывала истолкователя доказывать нечто Иное не только in verbis (на
словах), но также и in factis (с помощью фактов). Предполагалось, что
истолкователь должен знать физику, географию, минералогию и другие
науки. В этом плане аристотелизм был прежде всего позитивным знанием, а
не Философией. Христианизированный с помощью Фомы Аквинского, Аристотель
стал главной фигурой университетского образования средневековой Европы.
Таким образом, христианская цивилизация средневекового Запада ввела
интерпретативный цикл и впоследствии усовершенствовала все знание
классического мира в форме синкретичной энциклопедии. И при этом
бесконечная цепь зависимостей событий и их создателей (Создателя)
поддерживалась предложенным схоластической Философией каркасом Порядка.
Для средневекового мыслителя объекты и события были хотя и
ограниченными, но весьма многочисленными. Их упорядочивание требовало
определенных правил. Энциклопедический подход опирался на технику
инвентаризации, перечня, каталога или, в классической терминологии,
enumeratio. Так, с целью описания места события или факта ранние поэты
латинского Средневековья первым делом обеспечивали подробный перечень
всех деталей.
Следует заметить, что средневековая экзегеза в условиях жесткой
регламентации (когда любые интерпретации Текста регулировались законами
"авторитарного режима") могла развиваться главным образом в форме
комментария к Текстам других авторов. Правила "хорошей интерпретации"
обеспечивались "сторожами" ортодоксии. Кажется несколько парадоксальным,
что в конечном счете авторитет сам оказывался порождением интерпретации,
как отмечает Эко. Способ выражения автором собственных мыслей при помощи
цитат, заимствований, формуляров, клише, являвшихся общепринятыми
приемами высказывания, ссылок на авторитеты и использования топосов, с
одной стороны, существенно ограничивал, подавлял индивидуальность
автора, но, с другой стороны, некоторым образом "открывал"
34
Текст: контрабанда Иного вводилась посредством тех же топосов ссылок на
авторитеты ("Как говорил Аристотель..."), комментариев12. "Открытость"
схоластического Текста означала способность "перехитрить" заведенный
порядок вещей.
Закрытая единая концепция произведения была призвана отразить
представление о космосе как иерархии фиксированных предписанных
порядков. Произведение как моноцентрический инструмент, основанный на
жестком образце модели размера и рифмы, отражало силлогическую систему,
логику необходимости, дедуктивное сознание13. Ввиду специфичности
картины мира, требовавшей наделять каждую видимую целостность
аллегорическим значением, творения Бога описывались не согласно их
эмпирическим качествам, а в соответствии с теми свойствами, которые они
должны были репрезентировать. В этих условиях был необходим способ
контроля свободных интерпретаций - аллегорический код, - который
обеспечивала традиционная теория четырех уровней экзегезы (буквальный,
аллегорический, моральный и анагогический уровни)14. Эта проблема
разрабатывалась, в частности, Августином, Эриугеной, Бонавентурой, Гуго
и Ришаром Сен-Викторскими и др. Именно это требование заключало в себе
возможность "открытия" Текста. Ролан Барт полагал, что теория четырех
смыслов свидетельствует о том, что свобода интерпретации в Средневековье
была не только узаконена, но и в известном смысле кодировалась15.
Читатель в процессе интерпретации наделял каждое предложение и каждый
троп множеством значений, в том числе и неизвестных, нетривиальных.
Конечно, этот тип "открытости" далек от понятия неограниченной
интерпретации, бесконечных возможностей формы и полной свободы
восприятия, ибо все-таки он был подчинен "поэтике необходимости"16.
--------------------------
12 Eco U. The Aesthetics of Chaosmos. The Middle Ages of James Joyce
(Harvard University Press, 1989). Р. 10.
13 Eco U. The Open Work (Harvard University Press, 1989). Р. 13.
14 См.: Eco U. Semiotics and Philosophy of Language (Indiana University
Press, 1984). Р. 104.
15 Барт Р. Критика и Истина // Зарубежная эстетика и теория литературы
XIX-XX вв. М., 1987. С. 370.
16 Eco U. The Open Work. Р. 5-6.
Содержание
www.pseudology.org
|
|