| |
Москва, 29
ноября 1922 г. |
Л.И. Аксельрод (Ортодокс)
|
Курс лекций по
историческому материализму
Предисловие
|
Предлагаемый читателям "Курс
лекций" по историческому материализму был прочитан в 1919 г. в Тамбове
учителям Тамбовской губ.
Группа слушателей тогда же обратилась в правление
наробраза, по
приглашению которого я читала этот курс, с предложением стенографировать
лекции. Предложение было принято, и в результате я получила полную
стенограмму курса. Правление
наробраза предложило мне далее печатать
этот курс, на что я согласилась, представив для печати первые четыре
лекции. Но в это время Тамбов подвергся нашествию
Мамонтова. Некоторые
учреждения были разгромлены. Было, повидимому, не до печатания моего
курса, и я взяла свою работу назад.
Мысль о напечатании курса не была мною оставлена, но рядом с этим
возникли ряд соображений и неизбежные колебания.
Встало прежде всего сомнение о целесообразности и необходимости такой
работы.
Ведь существуют по этому предмету такие классические произведения, как "Антидюринг"
Энгельса, "К вопросу о развитии монистического взгляда на Историю" и "Основные
вопросы Марксизма" Плеханова и "Исторический материализм" Антония Лабриолы. Кроме того, есть ряд статей о материалистическом понимании
Истории Каутского,
Меринга, несколько брошюр как в Западной Европе, так
и у Нас в России, трактующих все тот же предмет. А затем, не так давно
вышла интересная книга тов. Н. Бухарина, в которой сделана попытка
положительного и систематического изложения основ марксистского
мировоззрения.
Тщательно взвесив все указанные обстоятельства, я все же пришла к
заключению, что и моя работа может быть не совсем бесполезна. Дело в том,
что классические призведения "Антидюринг" и "К вопросу о развитии
монистического взгляда на Историю" не вполне доступны современному
поколению, благодаря своему полемическому характеру. Настоящее понимание
этих произведений возможно лишь при условии основательного Знания тех
идеологических течений, против которых Энгельс и Плеханов вели борьбу.
"Основные
вопросы Марксизма" превосходное, конечно, произведение, но оно
отличается чрезвычайной сжатостью.
Замечательная книга А. Лабриолы занимается, главным образом, одной
стороной материалистического понимания Истории, — его
монизмом. Кроме
того, за последнее время наросла Критика, с которой следует считаться.
Далее, что касается статей и брошюр по этому предмету, то хотя каждая из
них представляет собою ту или иную ценность, но материалистическое
понимание Истории представляется в них все же конспективно и, главным
образом, совершенно независимо от Критики и других направлений в
Философии
Истории и Социологии.
Остается, таким образом, ответить на вопрос, нуждается ли читатель в
новой работе по историческому материализму раз имеется книга тов.
Бухарина. Очень трудно, конечно, отвечать за читателя, и я не берусь
дать за него ответ. Если вообще человеку свойственно ошибаться, то тем
более это свойственно писателю в таком щекотливом вопросе. Тем не менее,
я все же решаюсь печатать работу, исходя из следующих двух соображений.
Во-первых, основные методологические принципы, развернутые в книге тов.
Бухарина, значительно на мой взгляд отличаются от основных принципов
ортодоксального Марксизма. И сам тов. Бухарин категорически заявляет в
предисловии следующее: "В некоторых довольно существенных пунктах автор
отступает от обычной трактовки предмета, в других он считает возможным
не ограничиваться уже известными положениями, а развивать их дальше".
И хотя тов. Бухарин тут же прибавляет, что он "всюду и везде продолжает
традиции наиболее ортодоксального, материалистического и революционного
Марксизма", отступление от "существенных пунктов" дает себя чувствовать
весьма сильно в понимании метода, т.е. в главной основе
материалистического об'яснения Истории.
Я же остаюсь на старой позиции ортодоксального Марксизма без всяких
отступлений.
Признавая вместе с тов. Бухариным необходимость дальнейшего развития
некоторых важных проблем диалектического материализма, я вместе с тем не
вижу никакой надобности в отступлении "от некоторых существенных пунктов".
Наоборот, мой скромный марксистский опыт все более и более укрепляет и
утверждает старую ортодоксальную позицию во всех ее важных и "существенных
пунктах". Мы, следовательно, расходимся с тов. Бухариным. И это
расхождение служит основанием, почему я, невзирая на существование
интересной книги тов. Бухарина, решаюсь предложить благосклонному
читателю мою работу.
Во-вторых, знакомство с марксистской мыслью привело меня к убеждению,
что каждый теоретик Марксизма, какого калибра он бы ни был, проверял и
утверждал марксистское мировоззрение на разработке, анализе и решении
отдельных проблем.
Поэтому работа Марксиста по историческому материализму может выявить
применение марксистского метода с наибольшей выпуклостью к тем областям,
которые его занимали по преимуществу.
Удалось ли мне и в какой мере удалось выявить применение метода диалектического материализма к решению тех вопросов, над которыми мне
пришлось работать, главным образом об этом пусть судит читатель.
Содержание
www.pseudology.org
|
|