(франц.
Le style Henri II)
- художественный стиль зрелого французского
Ренессанса в годы правления короля Генриха
II
(1547-1559), сына Франциска
I
(1515-1547), второго правителя из Ангулемской ветви дома
Валуа.
При короле
Франциске во Францию прибывали художники Итальянского Возрождения. В период
правления Генриха
II
и королевы Екатерины
Медичи происходит истинное возрождение
национального искусства. Новое поколение французских художников, используя
опыт итальянских учителей, создавало замечательные произведения.
В 1542-1552 гг. архитектор
Ф. Делорм строил замок Анэ для возлюбленной
короля Дианы де Пуатье. Интерьеры замка оформляли скульптор
Ж. Гужон и итальянский художник Ф.
Приматиччьо, с 1532 г. работавший во Франции.
Портик главного фасада замка Анэ воссоздан
во дворике Школы Изящных искусств в Париже. Над входом в замок Анэ
находилось изящное произведение знаменитого итальянского художника
Б. Челлини – рельеф «Нимфа Фонтенбло» (ныне
в Лувре; см. также «Диана-Охотница»).
В 1546-1555 г. архитектор
П. Леско и скульптор
Ж. Гужон создавали в новом стиле
французского Классицизма
западный фасад
Лувра в Париже, замыкавший средневековый
«Квадратный двор» (Cour
Carree).
Изображение фасада можно видеть на сохранившейся гравюре
Ж.-А. Дюсерсо. Характерны ордерная
разработка стен согласно правилам, изложенным в трактате С. Серлио,
выступающие ризалиты, высокая кровля, удлиненность пропорций, напоминающая о
Готике. Фасад
украшают
горельефы, исполненные
Ж. Гужоном. Позднее появились статуи в
нишах.
В 1547-1550 гг.
Ж. Гужон по проекту
П. Леско создал шедевр французского
Ренессанса
- «Фонтан Невинных» в центре Парижа - павильон, украшенный рельефами с
изображениями нимф, тритонов и наяд.
Изысканная пластика этих рельефов заставляет вспомнить искусство Греции Века
Перикла. В интерьере «Шведского зала» Лувра
Ж. Гужон
установил фигуры
кариатид, похожие на статуи Эрехфейона
Афинского
Акрополя.
Еще одно замечательное произведение этого времени - обнаженная фигура
Дианы-охотницы с оленем, также приписывается
Ж. Гужону. Она предназначалась для
украшения фонтана в парке Анэ, ныне находится в музее Лувра.
В годы правления Генриха
II
продолжалось строительство резиденции в Фонтенбло под руководством Ф.
Приматиччьо. В его новых интерьерах соединялись традиции готического
искусства, итальянского Маньеризма и формировался стиль национального
французского Классицизма.
При дворе Генриха
II
работали живописец-портретист
Ф. Клуэ Младший и художник-элалъер Л.
Лимозен. В эти годы изготавливалась уникальная французская керамика
Сен-Поршера, называвшаяся также «фаянсами Генриха
II»,
начинал работать необычный мастер
Б. Палисси.
Достижения эпохи Генриха
II
были продолжены младшим сыном короля
www.pseudology.org |