| |
18 октября 2000 г.
|
Мовшович
В. Е.
|
Печальный
юбилей
|
Òîíêî è òî÷íî ïðîäóìàíà ýòèêà
âñÿêîãî êðóïíîãî êðîâîïðîëèòèÿ:
чистые руки – у теоретика,
чистая совесть – у исполнителя
И. Губерман
Ростовские евреи
испытали, как и
евреè
всего юга России, три волны
евреéñêèõ
погромов
(1881-1884), 1905-1906 и 1918-1920 гг.). Из них погромы в октябре 1905
года вызвали больше всего жертв. Хотя по числу убитых (176 человек) и
раненых (около 500 избитых и изувеченных) он уступил “первое место”
одесскому погрому, но по доле жертв среди еврейского населения,
составившей более 1% (в Одессе не более 0,5%), он оказался самым крупным
еврейским погромом в России начала ХХ века.
Ныне мало кто
помнит о трагических событиях 18-20 октября 1905 года, когда в
Ростове
произошел
евреéñêèé
погром.
В нравственном
отношении погром был трагедией российских
евреев, а в политическом
аспекте он позволял установить подлинное соответствие между царским
манифестом от 17 октября 1905 года, декларировавшим гражданские свободы,
и реальной политикой правительства России.
Оно в тот
момент стремилось погромами
евреев, организованными местными властями
сразу после обнародования манифеста в 17 губернских городах, 3
градоначальствах, 44 уездных городах и множестве других населенных
пунктов России (1.- С. 618-619), запугать революционное рабочее
движение, добившееся, в первую очередь, соблюдения элементарных
демократических прав (2.- С. 44, 231).
Сохранились
воспоминания свидетелей событий 1905 года в
Ростове-на-Дону, в том числе
погрома (2.; 3.- С. 21; 4.; 5.; 6.- С. 397-404), позволяющее воссоздать
картину происходившего тогда.
2
Октябрьская
политическая стачка 1905 года в России началась в
Ростове-на-Дону
забастовкой в Главных мастерских Владикавказской железной дороги 13
октября. На следующий день она стала общегородской, а затем охватила
другие города Донского края и всю Владикавказскую дорогу. Последовали
аресты руководителей и активистов революционных и оппозиционных
организаций и подозреваемых (3.- С. 11; 5.- С. 31; 7.- С. 145),
накалившие политическую обстановку в городе.
Возрастающее политическое напряжение во всей стране вынудило Николая
II
издать 17 октября манифест, “дарующий” гражданские свободы на началах
неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов,
объявляющий частичную амнистию политическим заключенным и создание
законодательной думы.
Когда утром 18
октября в
Ростове-на-Дону стало известно содержание манифеста,
социал-демократы организовали около 12 часов дня многочисленную
манифестацию рабочих и учащейся молодежи от железнодорожного вокзала по
главной улице
Ростова – Большой Садовой (5.- С. 32). Как вспоминал И.
Гущин, “ростовчане никогда не видели такой грандиозной картины”(2.- С.
231).
Демонстрация завершилась на Острожной площади между тюрьмой, трамвайным
депо и восточным продолжением Скобелевской (ныне Красноармейской) улицы.
Сюда с разных сторон влились колонны ростовчан и нахичеванцев (2.-
С. 240).
Здесь состоялся
грандиозный митинг (участвовало около 10 тысяч человек) с требованием
свободы политическим заключенным, обещанной манифестом, но не
предоставленной властями
Ростова-на-Дону. На митинге выступили кадеты,
социал-демократы, в том числе некоторые из тех 23 арестованных лишь по
подозрению в оппозиционной деятельности, которые были освобождены во
время митинга, а еще 24 человека были освобождены 23 октября по указу
“об амнистии” (2.- С. 76, 251; 4.- С. 13, 15; 5.- С. 34; 7.- С. 147).
3
Пока происходила
манифестация и шел митинг, в городе собирались черносотенцы,
вдохновителями которых были городской голова Е. Н. Хмельницкий, гласный
городской Думы присяжный поверенный В. К. Севастьянов (впоследствии
председатель
Ростовского-на-Дону отделения Союза 17 октября), коллежский
секретарь М. И. Кирьянов (в будущем председатель
Ростовского-на-Дону
отделения Союза Русского народа) и купец В. К. Чириков.
По городу
был пущен слух, что “жиды
напали на русских, избили их, а портрет Николая изорвали и выбросили”.
Напоив допьяна членов Союза русского народа и хулиганье, опытная рука
направляла их против революционеров и
евреев, собирала их у
Ново-Покровской церкви (находилась на месте нынешнего Кировского
сквера). Здесь скопилась большая толпа черносотенцев с национальными
флагами и портретами царя (2.- С. 229, 251; 8.- С. 24-27).
По воспоминаниям П.
Безруких (в то время 13-летнего подростка, из любопытства принявшего
участие в демонстрации и митинге), “площадь едва-едва вмещала
демонстрантов, которые в течение дня непрерывно подходили с разных
концов города. Лишь к вечеру постепенно толпа стала редеть” (2.- С.
240).
В сумерках, когда
большая часть участников митинга разошлась и оставалось лишь 200-400
человек, толпа черносотенцев (включавшая переодетых жандармов),
подошедшая с запада (за ними двигались верховые донские казаки), стала
забрасывать митингующих камнями и избивать. Для защиты из рядов
митингующих раздались отдельные револьверные выстрелы (2.- С. 43, 162).
Другие, менее осведомленные участники митинга думали, что выстрел (им
показалось, что был только один выстрел) произвел провокатор (2.- С.
241; 4.- С. 14).
4
Охрану тюрьмы несли
солдаты
Феодосийского полка.
Когда им дали команду открыть огонь по обороняющимся участникам митинга,
они, будучи распропагандированными, стали стрелять поверх голов (2.- С.
89, 231). Тогда против митингующих бросил и верховых донских казаков,
находившихся за воротами тюрьмы и позади толпы черносотенцев. Они дали
залп из винтовок. По свидетельству П. Безруких, “казаки, по-видимому,
только этого и ждали.
Сразу же рванули поводья
лошадей и, врезавшись в толпу, пустили в ход нагайки. А нагайки толстые,
ременные, с вплетенной внутри проволокой, так что после сильного удара
по спине кожа лопается. Вслед за казаками оттуда же с Богатяновского
(ныне Кировского – Е. М.) переулка хлынула толпа черносотенцев и нанятых
ими хулиганов, которые стали засыпать бегущих с площади рабочих градом
камней. Некоторые из пострадавших рассказывали после, что черносотенцы
били их кольями, железными и резиновыми палками. Получив сильный удар
камнем в плечо, я бросился бежать...” (2.- С. 241).
П. Иванов вспоминал, что
“зверскому избиению и истязанию подверглась молодая работница Клара
Рейзман. Избитой, окровавленной, ей воткнули в рот древко красного
знамени, с которым она пришла” (2.- С. 76; 4.- С. 11; 9). Всего было
убито, кроме нее, десять человек, многие были ранены.
У меня в памяти
сохранился яркий образ картины, экспонировавшейся до Великой
Отечественной войны в Музее революции
Ростова, который располагался в
здании Ротонды в городском саду и сгорел в 1942 году вместе со всеми
экспонатами. На картине была изображена лежащая на мостовой, но
полуприподнявшаяся девушка с залитым кровью и искаженным гримасой боли
лицом, которую бьют нагайками всадники в казачьей форме.
Это была сцена убийства
молодой революционерки Клары (Хаи-Бейлы) Рейзман (ей было всего 18 лет),
знаменосца демонстрации и митинга 18 октября. Судя по тому, что на ее
флаге была надпись “Свобода Сиона”, она была сторонницей, а возможно и
членом российской социал-демократической еврейской партии “Поалей-Цион”
(Рабочие Сиона) (6.- С. 392-404; 10).
Видимо эта картина
запомнилась мне потому, что моя мама Фаня Григорьевна Минкелевич
(1902-1985 гг.) была двоюродной сестрой К. Г. Рейзман и не раз приводила
меня в музей, чтобы напомнить мне о тех событиях.
5
Как свидетельствовал
Красюков, участники нападения на митингующих кричали: “Бей жидов! Бей
демонстрантов!” (2.- С. 252). По воспоминаниям А. Т. Водолазского,
“когда “поле битвы” было очищено, озверелая и опьяненная человеческой
кровью толпа черносотенцев бросилась к Покровскому базару (находился
рядом с Ново-Покровской церковью на территории теперешнего Кировского
сквера – Е. М.), где и стала громить еврейские лавчонки.
Часам к 10 вечера
Покровский базар представлял пылающий костер. Отсюда погром
распространился на весь город” (4.- С. 13, 15). От Покровского базара
черносотенцы двинулись громить Новый базар (располагался на месте
нынешнего здания областной администрации) и Московскую улицу. Вечером
был подожжен дом Хазизовой на Большой Садовой (5.- С. 32).
По словам участников
событий (2.- С. 43-44), магазины громили по определенному плану группы
по 10-15 человек во главе с переодетыми жандармами и полицейскими.
Сначала громили часовые и ювелирные магазины, затем готового платья,
обувные и мануфактурные, потом мебельные, посудные и музыкальные.
Некоторые магазины поджигали.
Как вспоминал, П. Иванов
(2.- С. 79), “в лучшем музыкальном магазине Адлера (находился на углу
Таганрогского, ныне Буденновского проспекта и Темерницкой улицы – Е. М.)
разыгрался пьяный разгул. В диком погромном экстазе верзила береговой
рабочий-крючник вскочил на концертный рояль и стал топать сапогами по
клавишам. Какофония получилась ужасная.
Звон стекол, треск
отламываемых ножек, крики: “ух”, “ах”, “бей”, свист мальчишек, хохот
толпы... И по праздничному улыбались рожи бородачей, верховых казаков,
охранявших погромщиков. Вот медленно сквозь широкое окно просовывают со
второго этажа пианино без ножек. Ребята стараются, красные от усилия,
надрываются криками и протаскивают тяжелый инструмент.
Перевернувшись в
воздухе, он грохнул о камни тротуара и застонал, словно раненое
животное, на мгновение все притихло... Замерло... А потом с новой
удесятеренной силой вспыхнула вакханалия бессмысленного разрушения.
Летели из окон гитары, мандолины, скрипки и, ударяясь о камни,
разлетались в щепки. От зарева пожаров ночью на улице было светло, как
днем.
Åвреè прятались в подвалах, чердаках, у сердобольных русских, а
лава погромщиков катилась дальше, сталкиваясь с идущими из переулков
толпами, образуя на мгновение бушующий водоворот, кружилась на одном
месте и вдруг мчалась по измененному направлению”.
6
П. С. Варенберг
рассказывал, что когда утром 19 октября начался поголовный
евреéñêèé
погром, городской полицмейстер А. М. Прокопович бросал против
немногочисленных еврейско-русских дружин и групп самообороны (были
организованы членами
Поалей
Цион и либералами из студентов и рабочих
Владикавказских железнодорожных мастерских) конных казаков, после чего
под их охраной погром возобновлялся. Полицмейстер, “сидя в фаэтоне с
револьвером в руках, кричал: “Жиды, сдавайтесь сию минуту, иначе всех
вас сейчас перестреляем!” (2.- С. 89-90).
По свидетельству
очевидца, “погром вела толпа во главе с вожаком с портретом Николая II,
певшая “Боже, царя храни” (2.- С. 243). Как вспоминал П. Иванов,
“зажиточные
мещане и
небрезгливые интеллигенты не принимали участия в погроме, но охотно за
бесценок скупали награбленное у бандитов” (2.- С. 79).
Во время погрома 19
октября был полностью сожжен Новый базар и значительная часть Московской
улицы (5.- С. 32-33). В тот же день состоялось экстренное заседание
городской Думы, от участников которого требовали принятия решительных
мер к прекращению погромов. По воспоминаниям С. М. Гурвича, “Дума решила
только пойти уговаривать громил прекратить свою “работу” (5.- С. 33).
С соборным протоиереем и
с хоругвями из ближайших церквей гласные Думы направил ись на Соборную
площадь и, ставши на колени, просили погромщиков прекратить грабежи. С
Соборной площади процессия направилась по другим улицам, по которым шел
погром. “Грабители”, – сообщала “Донская речь”, — с недоумением
посматривали на священника, на время приутихали, а по удалении процессии
тут же принимались за начатое дело”.
7
На третий день, 20
октября, “погром достиг таких размеров, что буржуазия просила рабочих
организовать самооборону. Однако силы оказались неравными, казаки
бросились на нас... Когда все было разбито и разграблено, когда
опасность стала угрожать и самой власти, тогда только власть приняла
меры к прекращению погрома” (2.- С. 253). П. Иванов тоже вспоминал, что
“натешившись вдоволь, достаточно напугавши и разграбивши
евреев, высшая
администрация дала сигнал “довольно”. И погром моментально утих (2.- С.
279).
Как уже упоминалось,
известно много данных о том, что как и во многих других местах России, в
Ростове-на-Дону
погром был спланирован, подготовлен и организован властями, во главе
которых стоял назначенный в апреле 1904 года первый градоначальник
генерал-майор граф Коцебу барон Пилар фон Пильхау (племенник
Новороссийского и Бессарабского
генерал-губернатора генерал-лейтенанта
Пауля Отто фон Коцебу). Слухи о предстоящем еврейском погроме
распространились в
Ростове задолго еще до 18 октября (2.- С. 230; 13).
В письме председателю
Совета министров России С.Ю.
Витте его сторонник гласный Нахичеванской
Думы Г.Х. Чалхушьян так описал события 18-20 октября: “В действиях
толпы замечалась планомерность. Она вышла с иконами, национальными
флагами и портретами государя и, кощунствуя над этими святынями для
сердца русского человека, остановилась у предназначенных к разгрому
магазинов и при криках “шапки долой!” и “Ура!” помогала громилам и ворам
разбивать и расхищать магазины” (11.- С. 14).
Погром был направлен
против
евреев, составляющих небольшую часть городского населения (менее
10 %) и не имевших возможности защитить себя, чтобы запугать
революционно настроенных, преимущественно русских рабочих. По
воспоминаниям И. Гущина, “рабочие поняли подоплеку погромов и поэтоому с
первых же дней стали на защиту избиваемых
евреев” (2.- С. 231).
8
По жандармским
сведениям, только в больницах было зарегистрировано до 40 убитых и до
160 раненых, было разграблено 514
евреéñêèõ лавок, 2 паровые мельницы, 5
угольных складов, 8 частных квартир. В результате 25 поджогов сгорело
311 строений (2.- С. 14; 5.- С. 22).
По донесению германского консула в
Ростове-на-Дону (им был Карл Вальтер), сведения из которого были
опубликованы членом Государственной Думы России В. П. Обнинским (11.- С.
14), погибло 176 человек и около 500 было ранено. Для сравнения можно
указать, что вовремя октябрьских погромов 1905 года во всей России
погибло 936 человек и было ранено 1,918 человек (1.- С. 619, 622; 13.- С.
210).
Созданный в
Ростове-на-Дону А.Д. Фельдманом, С.Д. Браиловским, С.И. Гинзбургом, Я.С. Гурвичем, И.М. Геронимусом и др. Комитет помощи евреям, пострадавшим от погрома
18-20 октября 1905 года, установил, что было расхищено, попорчено и
сожжено имущества на 7 млн рублей. Комитет получил 276,022 рублей 72
копейки пожертвований, раздав их в форме 4,021 пособий, и разыскал
похищенные вещи на 100 тысяч рублей (См.: Отчет Комитета помощи евреям,
пострадавшим от погрома 18-20 октября 1905 года в
Ростове-на-Дону.- С.
3).
По ходатайству старосты
еврейской общины
Ростова А.Я. Фельдмана, сообщившего, что более 10
тысяч евреев остались без средств к существованию, городская Дума
выделила 24 октября 10,000 рублей (См.: Журналы
Ростовской-на-Дону
городской Думы за 1905 год.- Ростов н/Д, 1906.- С. 404-408).
Сейчас, когда многие
всерьез рассматривают последнего русского монарха Николая II в качестве
святого (они считают, что его убийство без суда и следствия оправдывает
его предшествующую деятельность, за которую его после расстрела рабочих
9 января 1905 года на Дворцовой плоащди Петербурга называли “Николаем
кровавым”), представляет интерес его отношение к еврейским погромам в
октябре 1905 года в
Ростове-на-Дону, оставшееся неизвестным обществу.
9
С.М. Гурвич (5.- С.
33-34) цитирует свидетельство исключительно информированного
действительного статского советника (разжалован в 1909 году за
разоблачение провокатора Азефа) директора департамента полиции
Министерства внутренних дел России (1903-1905 гг.) А.А. Лопухина (14.-
С. 98) о рассказе генерал-майора Даниила Васильевича Драчевского.
Последний был назначен в
начале 1906 года градоначальником
Ростовà-на-Дону вместо графа Коцебу,
освобожденного царем за то, что не смог предупредить восстание рабочих
против правительства. Он был удостоин по этому поводу представлению
Николаю II, который сказал ему: “У вас там и в
Ростове, и в Нахичевани
очень жидов много!” На что генерал доложил, что их много погибло во
время подавления революционного восстания (имеются в виду бои на
Темернике в декабре 1905 г.- Е. М.) и затем во время погрома. На что Его
Величество ответил: “Нет! Я ожидал, что их погибнет гораздо больше!”
Л.Д. Троцкий в своем очерке
деятельности Николая I так описал разговор Драчевского и Николая II:
“Когда Драчевский... высказал сожаление по поводу слишком большого числа
жертв
ростовского погрома, царь спросил: “А сколько же убито?” “Сорок
человек”, – ответил Драчевский. “Только-то”, – воскликнул разочарованный
царь, – я думал гораздо больше” (15.- С. 132).
В заключение стоит
вспомнить, что старший брат Клары Рейзман известный социал-демократ
(большевик) по кличке “Пролетарий”, член Донкома РСДРП и председатель
Центрального оргбюро Союза железнодорожников Владикавказской железной
дороги, слесарь Главных мастерских дороги, Соломон Гейнихович
(Генрихович) Рейзман, отсутствовавший в
Ростове в октябре 1905 года, не
надолго пережил зверски убитую сестру.
10
За активное участие в
вооруженном восстании в декабре 1905 года в
Ростове он был арестован в
феврале 1906 года и выездной сессией Одесского военно-окружного суда
(заседала в казармах
Феодосийского полка в
Ростове-на-Дону) приговорен
17 декабря 1906 года к 5 годам 4 месяцам каторги.
В каторжной тюрьме
Ростова за протесты против нарушений прав заключенных и издевательства
над ними его постоянно избивали, держали в кандалах, бросали в холодный
и сырой карцер. В результате совершенно здоровый молодой человек умер в
тюрьме 09 февраля 1907 года от воспаления легких, будучи лишен какой-либо
врачебной помощи, в возрасте 23 лет (2.- С. 276-278; 16.- С. 11-12,
14-15, 74, 210; 17.- С. 89-90; 19, 20).
Казалось бы ныне, спустя
почти век после погрома, не должно было остаться сколько-нибудь
существенных вопросов об обстоятельствах его подготовки, проведения и
последствий, количества жертв и т. п., на которые не были бы получены
ответы. Однако и в наши дни появляются работы, в которых авторы пытаются
под видом поиска новых ответов исказить исторические факты (20; 21.- С.
103-105), основываясь не на документах, а на историко-революционном
романе (9).
11
Так, количество погибших
при погроме удвоенно (якобы 300 человек), но при этом утверждается, что
треть погибших якобы составляли не
евреè, а владельцы соседних с
еврейскими магазинами и квартирами (русские, армяне, греки, немцы,
поляки и др. с похожими на еврейские фамилиями) и какое-то количество
погромщиков, убитых дружинами самообороны. Конечно, при погроме погибло
какое-то число и не
евреев, но их число было явно невелико, поэтому даже
активные черносотенцы не пытались ставить это в вину евреям.
Вопреки многочисленным
сведениям об организации
евреéñêèõ погромов как в
Ростове, так и во
многих других местах охранкой и жандармерией, утверждается, что погромы
происходили не без ведома полицмейстера и градоначальника, которые на
самом деле их организовали, а первый был даже их прямым участником на
стороне погромщиков.
Погромщики были все
время под контролем переодетых полицейских и жандармов (поэтому кажется
неуместным сообщение о недостаточном их количестве в
Ростове, хотя
иногда и выходили из-под него. О том же свидетельствует тот факт, что
как только погромы стали угрожать крупным предпринимателям и властям,
они были немедленно прекращены.
12
Наконец, сделана попытка
отрицать решающую роль казачьих частей в подавлении немногочисленных
дружин самообороны и в охране погромщиков, сведя ее лишь к охране
госбанка и тюрьмы. Независимо от того, какова была численность казачьих
формирований в
Ростове, следует иметь в виду, что это были хорошо
подготовленные и вооруженные конные части, которым немногочисленные и
вооруженные только револьверами дружины самообороны противостоять не
могли.
Что касается
погромщиков, трусливо убегавших при первых же револьверных выстрелах
самообороны, то при желании властей разогнать их силами казачьих частей
— это было легко осуществить, как было сделано во время погрома 1883
года. Однако именно такого желания у местных властей не было.
Как вспоминал
впоследствии С.Ю.
Витте, глава российского правительства, значительную
роль в подготовке
евреéñêèõ погромов в России сыграл департамент полиции
во главе с товарищем министра внутренних дел Д. Ф. Треповым, о чем стало
известно лишь в 1906 году (22.- С. 46, 74, 138). Трепов же пользовался
поддержкой самого царя, вынужденного издать известный манифест 17
октября, но жаждавшего взять реванш другим путем.
К сожалению,
на старом
двухэтажном доме № 145 по Пушкинской улице (против здания общежития
Высшей партийной школы), в котором жила семья Рейзманов, не сохранилась
когда-то установленная мемориальная доска в память о Райзманах, как и в
сквере имени Первой Конной армии (неподалеку от места гибели жертв
разгона митинга в октябре 1905 года) (19).
Остается надеяться, что
когда-нибудь, может быть к столетнему “юбилею” будет вновь установлена
мемориальная доска в память жертв еврейского погрома 1905 года в
Ростове-на-Дону.
И ныне полезно помнить о
трагических событиях 1905 года, об этой местной репетиции Холокоста,
повторение которой – мечта теперешних последователей черносотенцев из
Союза русского народа.
Список
литературы:
1. Еврейская
энциклопедия.- СПб, 1912.-Т. 12.
2. 1905 год в
Ростове-на-Дону.- Ростов н/Д; Краснодар, 1926.
3. 1905 год в
воспоминаниях его участников.- Ростов н/Д: Изд-во Дон. отд.
политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1925.
4. Водолазский А. Т.
Вооруженное восстание в
Ростове-на-Дону в 1905 г. (Из воспоминаний
участников).- М.: Изд-во политкаторжан, 1933.
5. Гурвич С. М. 1905 год
в Ростове-на-Дону.- Ростов н/Д: Изд-во Дон. отд. Об-ва политкаторжан и
ссыльно-поселенцев, 1925.
6. Материалы к истории
русской контрреволюции. Т. 1.: Погромы по офиц. документам.- СПб, 1908.
7. Очерки истории
партийных организаций Дона. Ч. 1. 1898-1920/ Серый Ю. М., Демешина Е.
И., Семернин П. В. и др.- Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1973.
8. Страницы ростовской
летописи. Ч. 1.- Ростов н/Д, 1989.-2-е изд.
9. Сидоров В. С.
Темерник.- Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1988-1989.- Ч. I.: Спасовская нуда.-
1985.- 300 с.; Ч. II.: Тленный век.- 1989.- 320 с.
10. ГАРО. Ф.
829, оп. 1, д. 39, л. 108-111; оп. 2, д. 36, л. 22.
11. Обнинский
В. Новый строй. Ч. 1. Манифест 17 октября 1905 г.- 8 июля 1906 г.
12. ГАРО. Ф.
826, оп. 1, д. 42, л. 20 (По агентурным донесениям Донского охранного
отделения).
13. Очерки
времен и событий из истории российских
евреев. Ч. 3: 1882-1920-е годы.-
Иерусалим: Ассоциация “Тарбут”, 1994.- Кандель Ф. отмечает, что только в
Одессе число погибших при
евреéñêèõ
погромах (400 человек) в октябре
1905 года превышало количество жертв погромов в
Ростове-на-Дону.
14. 34 Лопухин
А. А. Отрывки из воспоминаний.- М.; Пг., 1923.
15.
Троцкий Л. Д. Николай II//
Политические силуэты.- М: Новости, 1990.
16. Плесков В.
А. В годы боевой юности (1902-1904) гг.)// Молодежь накануне первой
революции.- М.: Мол. гвардия, 1931.
17. Семернин
П. В., Крчин М. Н., Саенко Я. Н. Очерки большевистских организаций на
Дону.- Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1948.
18. Сорин Ю.
Н. Жизнь, отданная борьбе (К 75-летию со дня рождения С. Г. Рейзмана)//
Молот.- 1959.- 13 июня.
19.
Мовшович Е. В. Возвращаясь к Ростовской трагедии // Рост. еврейск. газ.-
1996.- № 4 (янв.).
20. Вареник В. Погром в
Ростове// Аргументы и факты на Дону.- 1994.- № 17.- С. 3.
21. Казачий Дон: Очерки
истории, Ч. 2.- Ростов н/Д, 1995.
22.
Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3 (После октября 1905-1911). Царствование Николая II.-
М.: Соцэкгиз, 1960.- С. 46, 74, 138.
Источник
"...дети,
разорванные на части, без ручек и ножек, женщины с отрезанными грудями,
вспоротым и выпотрошенным животом..."(Киевские Отклики. 1905. № 289)
"Захотели
они (евреè) свободы, - вот мы их уложим две-три тысячи, тогда они будут
знать, что такое свобода" (Пристав полицейского участка г. Одессы
Рацишевский)
"На чердаке
только одного дома найдено 36 зарезанных". (Современные записки. СПб.,
1906. № 1. С.73.)
"Погром
устроить можно какой угодно: хотите на 10 человек, а хотите на 10 тысяч"
(жандармский ротмистр Комисаров)
"Почти нет
квартир без убитых. Детей рвали на части, стариков бросали из окон"
(Киевские Отклики. 1905. № 289)
"Погром… это
система управления, правда, своеобразная…" (Помощник присяжного
поверенного И.И. Шик)
Источник
www.pseudology.org
|
|