Ноябрь 1823
Пушкин А.С.
Свободы сеятель пустынный
Гипертекстовая версия
Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал Живительное семя
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные Народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары Свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич
(Письмо Тургеневу А.И. от 1 декабря 1823 г.)


Анализ художественного текста
 
1. Типология текста

Данный текст относится к художественному Стилю речи, построенный в форме монологической речи. Но в монологе лирического героя можно различить элементы диалогичности, такие как "Паситесь, мирные Народы!" — обращение к адресату и риторический вопрос: "К чему стадам дары Свободы?". Это элементы, присущие диалогичной речи. Текст представлен в виде стихотворного произведения с ритмизованной речью. Стихотворный размер произведения — это четырехстопный ямб. Художественный текст стихотворения вербальный

2. Метатекстовые знаки

Заголовок стихотворения как таковой отсутствует, поэтому произведение определяется по начальной строке: "Свободы сеятель пустынный". Эпиграф к стихотворению состоит из фразы "Изыде сеятель сеяти семена своя". Он настраивает читателя на тон духовно-нравственной интерпретации текста, возможность наблюдения христианских мотивов и образов в стихотворении. В стихотворении "Свободы сеятель пустынный", написанном в 1823 г., Пушкин впервые в своем творчестве обращается к евангельскому источнику — к "Притче Притчей" о сеятеле. Эпиграф стихотворения: "Изыде сеятель сеяти семена своя" — цитата из Нового завета. Обычно источник эпиграфа указывается неправильно как взятый из Евангелия от Матфея (13, 3).
 
Между тем в Евангелии от Матфея читаем: "Се изыде сеятель сеяти". Притча приводится еще в двух евангелиях — от Марка (здесь буквально повторяется текст Матфея — Мр., 4, 3) и от Луки, которого и берет за основу Пушкин, пользуясь евангельским текстом на церковнославянском языке: "Изыде сеяй сеяти семене своего" (Лк., 8, 5). Пушкин применяет, однако, более ясную вариантную форму. Например, причастие "сеяй" (буквально "сеющий") он переводит существительным "сеятель", которое мы встречаем в параллельных текстах от Матфея и Марка, а форму единственного числа "семя свое" превращает во множественную "семена своя".

Притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников, при стечении Народа: "Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный" (Лк., 8, 5-8). Произнеся Притчу, Христос возгласил: "Имеющий уши слышать, да слышит!".

“8:4 Когда же собралось множество Народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить Притчею:
8:5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
8:6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
8:7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8:8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
8:9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила Притча сия?
8:10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в Притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
8:11 Вот что значит Притча сия: семя есть Слово Божие;
8:12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит Слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
8:13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат Слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
8:14 а упавшее в терние, это те, которые слушают Слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
8:15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав Слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!”

Обращение Пушкина к Библии — обращение художника. Не случайно Пушкина привлекла Притча о сеятеле, ибо она сказана о несущем Слово и о внимающих ему. Ученики Христа, не понявшие своего учителя, получили от него разъяснение: "Сеятель Слово сеет" (Мр., 4, 14). В данном стихотворении Пушкина Слово сеятеля — Слово Свободы, которое он несет миру.

Интертекстуальность стихотворения можно обосновать с точки зрения внедрения в стихотворную ткань произведения библейских мотивов. Наличие образа звезды можно сопоставить с ярким образом Вифлеемской звезды — библейский образ. "…бросал Живительное семя" - фраза, отсылающая читателя к Евангельской Притче о сеятеле.

Сильные позиции текста мы находим в двух различных частях произведения. Мотив преждевременности проповеди сеятеля еще не освобожденному человечеству, составляющий трагизм ситуации, звучит в первых стихах. Воплощенный в евангельских образах, он приобретает особую высоту. "Живительное семя" падает в "порабощенные бразды" (каменья и тернии из Притчи о сеятеле). Во второй части стихотворения лирический герой гневно обличает "мирные стада".
 
Для Пушкина доброй землей, доброй почвой была Свобода, свободная жизнь. И он чувствовал себя сеятелем, который сеет Свободу, но он "пустынный", то есть одинокий, и "вышел рано, до звезды", то есть был начинателем в этом деле, и начал слишком рано, когда Народ еще не был готов к преобразованиям. Никто не откликается на его призвание к Свободе, и страшное сомнение охватывает поэта: а нужны ли Народу дары Свободы, может, ему спокойнее в рабстве? Сравнивая Народ со стадом, которое слепо следует зову пастуха, то есть правителя, поэт теряет надежду разбудить их "чести кличем", по крайней мере, ему не представляется возможным сделать это сейчас.
 
Народ обречен, потому что у него такая судьба ("Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич") и пока они останутся "мирным Народом", то есть не готовым к нововведениям, к бунту во имя Свободы, пока у них не появится желания что-то изменить, а не бездумно, закрыв глаза и склоня голову подчиняться царю, семя Свободы, которое хотел посеять Пушкин, не прорастет.

3. Денотативное простаранство текста

3.1. Глобальная ситуация текста и её структура

Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвящена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности ("сеятель", "Живительное семя").

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал Живительное семя
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Вторая — "мирным Народам", здесь тон лирического героя резко меняется, теперь это гневное обличение, " мирные Народы" сравниваются с покорным стадом:

Паситесь, мирные Народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары Свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Глобальная ситуация имеет характер события и связана с раскрытием главной темы в целостном тексте, макроситуации описывают конкретный текстовой эпизод в рамках текстового фрагмента - ССЦ, а микроситуации репрезентируются отдельным высказыванием или цепочкой высказываний. В данном тексте глобальная ситуация — это тема Свободы, т.е. то, что Народ еще не готов принять, то, чего он боится, не понимает и не готов воспринимать в отношении себя. В стихотворении представлено 2 эпизода, как лирический герой, назовем его Пророк, идет к Народам с миссией предоставить ему право быть свободным и обращение к Народу, который эту Свободу принять не в силах. Второй эпизод насыщен состоит из двух реплик Пророка, в которых мы находим характеристику Народа: "Паситесь, мирные Народы! Вас не разбудит чести клич. " и риторический вопрос, на который лирический герой не требует ответа: "К чему стадам дары Свободы?", потому что он сам отвечает за "мирные Народы" "Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды. Ярмо с гремушками да бич."

3.2 Хронотоп текста

3.2.1 Художественное пространство

Художественное пространство в литературном произведении — это одна из форм эстетической действительности, в которой размещаются персонажи и совершается действие. Типы художественного пространства в литературном произведении не отрицают, а чаще всего взаимодействуют, взаимопроникают и дополняют друг друга.
 
В стихотворении Пушкина можно выделить социальное пространство, т.к. читатель может наблюдать события, имеющие социально-общественный характер, обращение и призыв к "мирным Народам". Так же, автор своим эпиграфом дает отсылку к библейским временам, мы предполагаем, что действие совершалось, непосредственно во время появления на земле Пророка Иисуса Христа — это значит, что мы наблюдаем еще одно художественное пространство — географическое.

Художественное пространство Сакральное, т.к. Сакральное пространство относится к священному пространству-времени, к духовному миру, ко второй мифологической реальности, к культам, обрядам, ритуалам и праздникам. Сакральное раскрывается внутрипрофанного (человеческого тела) как его тайная сущность, а не как недостижимый идеал. Сакральное всегда надчеловечно, надприродно и этим открывает человеку дверь виное бытие, к которому тот должен стремится, чтобы достичь божественного блаженства. В данном произведении Сакральное пространство передается через образ лирического героя — некоего Пророка, который несет людям Свободу. Но "мирные Народы" не готовы принять этот дар, поэтому и возникает сравнение образа Народа со стадом.

Текстовое пространство имеет политопическую структуру, оно организуется вокруг двух и более точек локализации событий и создается расстояниями между этими точками. Для формирования такого текстового пространства важны идея расстояний, их измерения в параметрах "далеко - близко", и идея перемещения из одной точки в другую как по горизонтали (пространство дороги), так и по вертикали ("верх - низ"). В данном случае из Библейских времен (отсылка к эпиграфу) мы переносимся в географическое пространство лирического героя — Пушкина — в котором Сеятеля соотносим с декабристами, схожими по идее с целью Сеятеля в стихотворении.

Динамика пространства создается текстовой последовательностью пропозиций, создающих образ движущегося, изменяющегося пространства за счет смены объектов. Мы наблюдоем путь Сеятеля к мирным Народам и его остановку в пути, т.к. он достиг цели найти Народ, но не достиг цели Народ просвятить.

Мир стихотворения представлен в тексте как мир мировоззрения, мир идеи. Это идея — поселить среди Народов Свободу, дать им главную ценность человека. Но идея далека от Народа, он еще не готов принять её. Сочетание "героя степи" Ю.М. Лотман объясняет Словами Ф. Протасова: "Это степь, это десятый век, это не Свобода, а воля…". Герой "пути" может двигаться лишь в определенном направлении, герой "степи" свободен в своем движении. Поэтому главный герой Пророк — это герой "степи" ведь несмотря на определенность его идеи — донести до Народов свой Дар, это Дар — Свобода.

Наряду с лексикой в художественном тексте активно используются грамматические средства формирования текстового пространства: различные предложно-падежные формы, словообразовательные средства, формы имен с пространственным значением, а также бытийные предложения. В данном тексте можно обозначить предложение с обращением (вторая часть стихотворения) и бытийные предложения (первая часть стихотворения).

3.2.2. Художественное время

Время - такой же обязательный атрибут денотативного пространства текста, как и пространство. Степанов Ю.С., исследуя развитие концепта "время", выделяет три типа времени: циклическое (кольцевое), линейное (по его мнению, это то же представление о кольце, но кольце разомкнутом, разорванном в одном месте) и разом данное. В стихотворении Пушкина время "разом данное", т.е. то, которое определяется следующим образом: "Мы обозначаем этим термином такое представление, когда "настоящее", "прошлое" и "будущее" мыслятся как бы разом, одновременно данными сознанию человека и одновременно присутствующими в определенной его действительности".

В стихотворении Пушкина время Сакральное, т.е. подразумевается время, в которое жил Иисус Христос, переплетается с профанным временем (временем, в котором жил и творил Пушкин). Время выражается отсылкой к эпиграфу: лексика употреблена старославянская (в самом эпиграфе). В тексте произведения, так же употреблены нетипичные для СРЛЯ (Словарь русского литературного языка) грамматические формы Слов: рукою (вместо рукой), из рода в роды (вместо из рода в род). А так же устаревшие Слова, такие как: бразды, ярмо, бич.

4. Семантическое и концептуальное (смысловое) пространство текста

4.1. Семантическое пространство

Семантическое пространство текста - это ментальное образование, в формировании которого участвует, во-первых, само словесное литературное произведение, содержащее обусловленный интенцией автора набор языковых знаков - Слов, предложений, сложных синтаксических целых (виртуальное пространство); во-вторых, интерпретация текста читателем в процессе его восприятия (актуальное семантическое пространство).

4.2 Концептуальное пространство

Анализ поэтического контекста Пушкина в стихотворении "Свободы сеятель пустынный", обнаруживающих индивидуальные, порой уникальные представления поэта о Свободе. Таким образом, индивидуально-авторская картина мира имеет в тексте отраженный характер, она в большей степени субъективна и несет на себе черты языковой личности ее создателя. Это обусловлено эстетическим характером отражения действительности. Продуктивным способом описания индивидуально-авторской картины мира является концептуальный анализ, который заключается в выведении из содержания всего текста базового концепта, а также сведений, знаний о концепте, составляющих его концептосферу.
 
В литературно-художественном тексте осуществляется эстетическая концептуализация мира, проявляющаяся и в том, что автор как творческая личность, наряду с общепринятыми знаниями, привносит в представления о мире и свои частные, индивидуальные знания. Аспекты концептуализации обусловлены, во-первых, объективными законами мироустройства, во-вторых, оценочной позицией автора, его углом зрения на факты действительности. Выдвижение обнаруживается в актуализации определенных свойств и признаков объекта, избранных в качестве существенных при актуализации. В свою очередь, аспекты концептуализации во многом объясняют полевую структуру концептосферы, которая зависит от способов языковой репрезентации концепта. Ключевыми Словами являются Слова, в которых мы видим отражение образа Свободы: Свободы сеятель, порабощенные бразды, Живительное семя, дары Свободы.

4.2.1. Образное пространство текста

Номинация в художественном тексте встречается прямая и образная. Прямая выражается местоимением я и прямой номинацией (обращением) "мирные Народы". Образная номинация встречается в двух образах. Во-первых, лирический герой называет себя "Свободы сеятель", т.е. образ некоего Пророка, который ставит цель посеять в мире семена Свободы. Во-вторых, это образ Народа, который предстает в сравнении со стадом, которое пасется.

В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение "Свободы сеятель пустынный", за основу сюжета которого взял известную библейскую Притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой "в порабощенные бразды бросал Живительное семя". Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную Свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял "время, благие мысли и труды", пытаясь опередить ход событий.

Обращаясь к своему Народу, автор называет его стадом, которому "дары Свободы" совершенно не нужны. "Вас не разбудит чести клич", — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в Душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его Народа являются "ярмо с гремушками да бич". Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

Тема Свободы является сквозной темой в лирике Пушкина. Тема Свободы занимает в лирике А. С. Пушкина особое место. Свободолюбивые мотивы были сильны в лирике Пушкина и до 1820 года, и в равной мере они свойственны зрелому периоду его творчества. Ведь недаром Пушкин, подводя итоги своему пути, утверждал в "Памятнике" как главнейшую свою заслугу то, что в свой "жестокий век" восславил он Свободу. Однако в романтический период тема Свободы в поэзии Пушкина была ведущей. Мотивы Свободы не просто часто встречаются в романтической лирике, но и пронизывают ее насквозь, придавая ей весьма своеобразный, неповторимый облик.

Любимые герои пушкинской лирики романтической поры всегда причастны к Свободе и жаждут ее. Таковы Карагеоргий из стихотворения 1820 года "Дочери Карагеоргия" ("гроза луны, Свободы воин"), Брут в стихотворении "Кинжал" ("...но Брут восстал вольнолюбивый"), Чаадаев из пушкинского послания к нему ("...вольнолюбивые надежды оживим"), генерал Пущин из стихотворения, ему адресованного ("И скоро, скоро смолкнет брань средь рабского Народа, ты молоток возьмешь во длань и воззовешь: Свобода!"), и так далее.

Самого себя в стихах романтического периода Пушкин называет "Свободы друг миролюбивый" ("Алексееву"). Он дорожит свободным характером своей лиры и дает ей имя "вольного гласа цевницы" ("Из письма к Гнедичу"). В стихотворении "Дельвигу" он провозглашает: "Одна Свобода мой кумир". Понятие Свободы относится Пушкиным к разряду высших человеческих ценностей. В стихотворении 1823 года "Л. Пушкину" он восклицает: "Теперь ты юноша — и полною Душой цветешь для радостей, для света, для Свободы. Какое поприще открыто пред тобой..."

Мотивы Свободы в южной лирике Пушкина являются не только тематически ведущими, но и конструктивными в стилистическом плане. В значительной мере они определяют особенную образность пушкинских стихов этого времени. В мире природы в ту пору Пушкина привлекают преимущественно море, океан, грозы, всякого рода стихии. Потому и привлекают, что, попадая в поэтический контекст, они естественно ассоциируются со Свободой. В стихотворениях Пушкина гроза — "символ Свободы" ("Кто, волны, вас остановил..."), океан — свободный ("Приветствую тебя, свободный океан..."), море — "свободная стихия".

Образом свободной стихии открывается последнее романтическое стихотворение Пушкина "К морю" (1824). Показательно, что это итоговое и программное (по определению М. Цветаевой, "наиромантичнейшее") стихотворение Пушкина посвящено теме Свободы. Как сюжетная завязка, как ввод в самое главное звучат начальные Слова стихотворения:

Прощай,    свободная   стихия!
В  последний  раз   передо  мной
Ты катишь  волны голубые
И   блещешь   гордою   красой...

С этим исходным образом воплощенной Свободы (море свободное и оно же — стихия: свободное и стихия — как бы вдвойне Свобода) в стихотворении всё связано: и Слова, и мысли, и поэтические воспоминания. В тесной связи с ним возникают в стихотворении и образы Наполеона и Байрона. Соотнесенность этих образов и этих имен с образом моря не является лишь внешней (оба они погибли вблизи моря). Хотя и по-разному, оба они соотносятся в сознании Пушкина с понятием Свободы. В стихотворении "Недвижный страж дремал..." Пушкин именно в таком свете характеризовал Наполеона: "Мятежной вольности наследник и убийца". Байрон соотносится с понятием Свободы по-иному и особенно тесно и непосредственно. Для Пушкина, автора элегии "К морю", Байрон прежде всего певец Свободы и человек, погибший за Свободу:

Исчез,     оплаканный   Свободой,
Оставя  миру свой  венец,
Шуми,     взволнуйся    непогодой:
Он был,  о море, твой певец

Твой образ  был на нем означен,
Он духом создан  был  твоим:
Как ты,   могущ,   глубок и мрачен,
Как ты,   ничем не укротим...

Однако Пушкин южного периода не только воспевает Свободу, но и сомневается в ней, мучается теми проблемами, которые Свобода ставит перед человеком, перед людьми и Народами. В трактовке темы Свободы у Пушкина-романтика нет однозначности и одномерности. В известном смысле можно сказать, что в постановке и решении этой темы в целом он выступает не только как романтик: он выходит за пределы узко романтического сознания.

Постановка Пушкиным темы Свободы, если брать ее всесторонне и в полном объеме, носит остропроблемный характер. В освещении этой темы у Пушкина все далеко не так просто, как может показаться на первый, не очень внимательный взгляд, и тем более не все решено до конца. В стихотворении "Демон" Пушкин причислял чувство Свободы к "возвышенным" чувствам. Таким именно оно и было для него всегда. Вместе с тем Слово "Свобода", вызывая у Пушкина сильный порыв и высокий энтузиазм, не менее того вызывало его и на трудные размышления. Свобода для него была и возвышенным идеалом, и трагической в своей глубокой основе проблемой.

Проблемность темы Свободы, ее внутренняя трагедийность связаны были для Пушкина больше всего с постепенно укреплявшимся в нем сознанием неспособности людей и Народов современного ему мира не только бороться за Свободу, но и принять ее. По сути именно этой теме внутренней несвободы человека в большой мере посвящена поэма Пушкина "Цыганы". Можно также вспомнить, что в послании "В. Л. Давыдову" (1821), выдержанном в основном в легком и шутливом тоне, коснувшись поражения революции в Неаполе, Пушкин говорит уже без тени шутки, с глубокой горечью:

Народы тишины хотят,
И долго  их ярем  не  треснет...

Горькие пушкинские мысли о Свободе, прозвучавшие в этом стихотворении, имели вполне конкретное обоснование — события в Неаполе. Однако очень скоро подобные мысли станут для Пушкина не случайными, связанными с тем или иным конкретным случаем, а постоянными. Они сделаются родом убеждений, не обязательно прикрепленных к тому или иному историческому примеру. Так, в стихотворении 1822 года "В. Ф. Раевскому" та же по существу мысль о Свободе и несвободе людей, которая звучала также в послании "В.Л. Давыдову", получает уже явно обобщенное толкование.

Я говорил   пред  хладною   толпой
Языком    истины    свободной,
Но для толпы ничтожной и глухой
Смешон   глас   сердца    благородный.
Везде ярем,   секира  иль  венец,
Везде   злодей   иль   малодушный...

Это уже поэтические мысли, а не только поэтические чувства и наблюдения, это поэтически выраженные выводы опыта: социально-исторического, биографического и не менее того — внутреннего, духовного. Трактовка Пушкиным темы Свободы в ее трагическом повороте не ограничивается одним или двумя стихотворениями. Она намечает особую и достаточно устойчивую линию в пушкинской лирике, она находит в стихах все новое развитие.

Эта тема с особенной силой звучит в стихотворении 1823 года "Свободы сеятель пустынный...". Об этом стихотворении сам автор писал так: "...написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа (Изыди, сеятель, сеяти семена свои)..." Признание Пушкина означает более всего то, что стихотворение его написано в Стиле евангельской Притчи, в той же серьезной и возвышенной тональности. Однако же мысли в нем звучат не евангельские, а характерно пушкинские:
Паситесь,    мирные   Народы!

Вас  не разбудит  чести  клич.
К  чему стадам дары   Свободы?
Их должно   резать   или   стричь.
Наследство их из рода   в роды
Ярмо  с гремушками да   бич.

Быть может, никогда прежде поэтический голос Пушкина не звучал так гневно и так печально. Однако было бы неверно видеть в мыслях Пушкина и в его Словах сколь-нибудь категорические выводы. В финале стихотворения не авторские решения, а мучительные вопросы. Стихотворение Пушкина о сеятеле — это не сатира, а высокая драма. И в мучительных сомнениях своих Пушкин продолжает любить Свободу и мечтать о ней не менее горячо, чем прежде. Свободолюбивые стихи он пишет параллельно трагическим стихам о Свободе. Но это как раз и характеризует объемность пушкинского сознания, это и обусловливает проблематику пушкинского творчества и острый драматизм в решении темы.

У Пушкина разные подходы к теме существуют не столько сами по себе, сколько в своем противоречивом единстве и цельности. Чтобы понять истинный смысл таких стихотворений Пушкина, как "Свободы сеятель пустынный...", нужно не забывать обо всех его свободолюбивых стихах. Только в контексте всей пушкинской лирики о Свободе становятся вполне проясненными в своей трагической и высокой мысли начальные Слова "Сеятеля":

Свободы    сеятель    пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою   чистой  и  безвинной
В    порабощенные    бразды
Бросал  живительное   семя   —
Но потерял я  только время.

5. Прагматическое (модальное) пространство текста

5.1. Диктум и модус текста

Модальность - это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций. Авторское начало субъективно в поэзии. Здесь это образ Души поэта, живая непосредственность, сиюминутное движение Души. Отсюда главный жанр стихотворного произведения - лирические стихотворения. Образ лирического героя заслоняет все, идет разговор лирического героя с самим собой. Условный адресат есть - природа, предметы, человечество в целом. Но это всегда разговор для себя, для самовыражения. Лирическая поэзия - царство субъективности. В эпической литературе может быть и так: как бы не видно писателя, мир развивается сам собою, это реальность бытия. Еще В. Белинский подчеркнул это: "Писатель может быть как бы простым повествователем того, что свершается само собой (внутреннее как бы не совпадает с внешним); в поэзии - полное тождество".

Но исследовать образ автора можно и в другом ракурсе. Ключ к этому понятию не только в творимом самим автором, но и в воспринимаемом читателем. Поскольку в восприятии всегда идет накопление каких-то впечатлений, которые в конце концов приводят к некоторым обобщениям, то и в данном случае можно прийти к выводу о возможности обобщенного восприятия на базе данного индивидуального, т.е. о возможности восприятия обобщенного образа автора.

Стиль лирики А. Пушкина - это, в своем разнообразии и даже противоречивости, цельная совокупность весьма разных стилей. Лирическое стихотворение Пушкина отнюдь не обязательно сосредоточено на самом поэте, его предметная обращенность захватывает широкую сферу жизни и русской и международной, современной и исторической. Предметная обращенность имеет для Стиля решающее значение. И все же личная интонация всегда остается отчетливой и сильной.

В данном тексте условный адресат — это человечество в целом, все "мирные Народы". Авторская модальность состоит в том, чтобы донести главную мысль, основную идею до каждого читателя, каждого представителя норода.

Чувства, которые автор приписывает персонажу, предстают в тексте как объективно существующие в действительности (диктальные), а чувства, испытываемые автором и выражаемые им, имеют субъективную окраску (модальные). В данном тексте чувства модальные и диктальные равны между собой. Автор гневается на Народ, который не принимает Свободу, который не может осмыслить все ее силу и необходимость. Те же чувства испытывает и Пророк-Сеятель во второй части стихотворения.
Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений Пушкина, в том числе в стихотворении "Свободы сеятель пустынный...".
 
По эмоциональной тональности тихотворение распадается на две части. Первая посвящена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности ("сеятель", "Живительное семя"). Вторая — "мирным Народам", здесь тон лирического героя резко меняется, теперь это гневное обличение, "мирные Народы" сравниваются с покорным стадом. Это политональное оформление текста.

6. Cтруктурная организация текста

6.1. Структурные и структурно-информационные категории текста

Текст по своей структуре связен. В нем присутствуют такие элементы, как завязка: "Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды", развитие действия и кульминация: обращение лирического героя к "мирным Народам". В тексте присутствует прямая речь лирического героя, которая несет в себе экспрессивно-эмоциональную функцию. Текст стихотворения состоит из Слов автора и монолога лирического героя с элементами монологичной речи. Форма речи текста — повествование с элементами рассуждения. Первая часть повествует о пути Сеятеля к мирным Народам, о его намерениях. В данной части можно наблюдать элементы описания Сеятеля: "рукою чистой и безвинной". Во второй части мы наблюдаем рассуждение лирического героя о том, как относятся Народы к его дару — Свободе. Здесь мы слышим безмолвный призыв к изменению мировоззрения, в его необходимости.

6.2. Поверхностная структура текста

Лексика употребляется в тексте устаревшая, есть старославянизмы и библеизмы. В синтаксисе мы можем наблюдать инверсию "Свободы сеятель пустынный". Синтаксис первой части текста очень сложный. Всего в одном предложении мы можем наблюдать несколько конструкций бессоюзную и сложноподчиненную связь предложения. А так же в конце предложения знак многоточия, который разделяет не только две части текста, но и две тональности произведения. Вторая часть состоит из 5 предложений. Первое предложение восклицательное, затем повествовательное. Третье предложение — это риторический вопрос. Затем два предложения повествовательные. Текст осложнен однородными членами предложений.

7. Коммуникативная организация текста

7.1. Информационный центр текста

Золотова Г.А. предложила текстовую категорию коммуникативных регистров, которая определяется типом репрезентируемой в тексте информации, грамматически и функционально. Ею предложены следующие коммуникативные регистры: репродуктивный (изобразительный), информативный, генеритивный, волюнтивный и реактивный. На наш взгляд, в данном тексте сочетаются несколько регистров.
 
Информативный регистр. "Коммуникативная функция блоков информативного регистра состоит в сообщении об известных говорящему явлениях действительности в отвлечении от их конкретно-временной длительности и от пространственной отнесенности к субъекту речи". Так же можно наблюдать элементы волюнтивного регистра — это вся вторая часть текста.
 
Реактивный регистр проявляется в номинации "стада", который обозначает Народ. Тип текстовой прогрессии линейный. Таким образом, это литературно-художественное произведение в плане коммуникативно-регистровой организации уникально и самобытно, чем принципиально отличается от текстов других функциональных стилей.

7.2. Текстовые доминанты

Доминанта как смысловой компонент. С помощью знаменитой Притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. "Свободы сеятель пустынный" — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), "Живительное семя", которое сеет лирический герой, символизирует Слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные высказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности.
 
В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к Свободе не в состоянии пробудить "мирные Народы". Стилистическая доминанта — это использование типа речи рассуждения для ключевого понимания смысла текста. Доминанта как композиционный прием: это композиционное разделение текста на 2 части.
Источник

Песни

 
www.pseudology.org