Характер
и сексуальный стаз
Теперь мы обратим внимание на причины, в силу которых формируется
тот или иной характер и на экономическую функцию характера.
Изучение динамической функции реакций характера и их целеустремленного
способа действия позволяет сделать следующий вывод: в основном, харак
тер определяется нарциссическим механизмом защиты* Таким образом,
казалось
бы правильным принять, что если характер служит в сущности защитой эго,
то
и в аналитической ситуации он должен был бы действовать как аппарат для
* Здесь необходимо сказать о фундаментальном отличии между нашими
концепция
ми и концепциями Альфреда Адлера, касающимися характера и "безопасности":
а)
Адлер начал отходить от психоанализа и теории либидо с тезисом о том.
что
важным является не анализ либидо, а анализ нервного характера. Его
постулирование
либидо и характера как противоположностей и полное исключение первого из
рассмот
рения находятся в глубоком противоречии с теорией психоанализа. Хотя мы
берем ту
же проблему в качестве нашей отправной точки, а именно целенаправленный
способ
действия того, что называется "целой личностью и характером", мы, тем не
менее, ис
пользуем фундаментально отличные теорию и метод. Спрашивая, что
побуждает психи
ческий организм формировать характер, мы представляем себе характер как
причинную
сущность и лишь вторично достигаем цели, которую мы выводим из причины (причина
неудовольствие: цель защита против неудовольствия);
б) Мы стараемся объяснить формирование характера в терминах экономики
либидо
и достичь, поэтому, результатов, совершенно отличных от результатов
Адлера, который
выбирает принцип "воли к власти" в качестве абсолютного объяснения,
проглядев зави
симость "воли к власти", являющейся лишь частичным нарциссическим
стремлением,
от превратностей нарциссизма как целого и объектного либидо;
в) Адлеровские формулировки способа действия комплекса подчинения и его
ком
пенсаций верны. Это никогда не отрицалось. Но здесь также отсутствует
связь с процес
сами либидо, лежащими глубже, особенно
фаллически-м либидо. Наше
расхождение с
Адлером заключается, в основном, в разложении самого комплекса
подчинения и его
разветвлений в эго с помощью теории либидо. Наша проблема начинается как
раз там,
где у Адлера завершается.
Отражения опасности
Анализ
характера в каждом отдельном случае, когда аналитик преуспевает в
постижении заключительной стадии развития характера, т.е.
эдиповой стадии, показывает, что характер был сформирован под влиянием
опасностей, угрожающих эго из внешнего мира, с одной стороны
и давя
щими потребностями ID с другой.
Основываясь на теории Ламарка, Фрейд и особенно Ференци различали
аутопластическую и аллопластическую адаптацию в психической жизни.
Аллопластически организм изменяет окружающую среду (технология и цивилиза
ция); аутопластически организм меняется сам в обоих случаях для
того, что
бы выжить. В биологических терминах формирование характера есть аутоплас
тическая функция, инициированная беспокоящими и неприятными стимулами
из внешнего мира (структура семьи). из-за противоречия между ID и внешним
миром (который ограничивает или полностью фрустрирует удовлетворение ли
бидо), психический аппарат, побуждаемый реальным страхом, производимым
этим конфликтом, воздвигает защитный барьер между собой и внешним ми
ром. Для того чтобы понять этот процесс, мы должны на короткое время
пере
нести наше внимание с динамической и экономической точек зрения на топог
рафическую.
Фрейд учил нас представлять эго, т.е. часть психического организма, на
правленную к внешнему миру и поэтому остающуюся незащищенной, как ап
парат, предназначенный для отражения стимулов. Здесь имеет место формиро
вание характера. Фрейд в очень ясной форме описал борьбу, в которую
должно
быть вовлечено эго как буфер между ID и внешним миром (или между ID и
сурер-эго).
В этой борьбе наиболее важно то, что эго, пытаясь
посредничать
между враждующими сторонами за цель выживания, интроецирует именно те
подавляющие объекты внешнего мира, которые фрустрируют принцип наслаж
дения ID, и сохраняет их в качестве моральных судей, в качестве
сурер-эго.
Следовательно, мораль эго это компонента, происходящая не из ID,
т.е. она
не развивается в нарциссическилибидном организме; скорее это чужая компо
нента, заимствованная из вероломного и угрожающего внешнего мира.
Психоаналитическая теория инстинктов рассматривает начальный психи
ческий организм как смесь первичных нужд, берущих начало в соматических
состояниях возбуждения.
Когда психический организм развивается, эго появ
ляется как его особая часть и находится между этими первичными нуждами,
с
одной стороны, и внешним миром с другой. Для того чтобы
проиллюстриро
вать это, рассмотрим простейших животных. Среди них имеются, к примеру,
ризоподы, защищающие себя от жестокого внешнего мира с помощью панциря
из неорганического материала, формирующегося из химических продуктов про
топлазмы.
У некоторых из простейших имеется свернутая в спираль раковина,
как у улитки, у других круглая раковина, снабженная шипами
По
сравне
нию с амебой, подвижность простейших, имеющих панцирь, значительно ограничена; контакт с внешним миром осуществляется лишь с помощью частей
тела, которые для передвижения и питания могут вытягиваться и
втягиваться
снова через крошечные дырочки в панцире. В дальнейшем мы будем часто
использовать это сравнение.
Мы можем представить себе характер эго как панцирь, защищающий ID от
импульсов внешнего мира. Во фрейдовском смысле, эго это
структурный
агент. Под характером мы понимаем здесь не только внешнюю форму этого
агента, но также суммарную совокупность всех форм эго в типичных
способах
реакции, т.е. способов реакции, характерных для одной особой личности.
Под
характером, в двух словах, мы понимаем главным образом динамически
определенный фактор, проявляющийся в характерном поведении человека:
поход
ка, выражение лица, паза, манера речи и др. Этот характер это
формируется из
элементов внешнего мира, из запретов, инстинктивных сдерживаний и широко
варьируемых форм идентификаций. Таким образом, материальные элементы
панциря характера берут свое начало во внешнем мире, в обществе. Перед
тем
как мы приступим к вопросу о том, чем скрепляются эти элементы, т.е.
какой
динамический процесс спаивает этот панцирь, мы должны указать, что
защита
против внешнего мира, лежащая в основе формирования характера, опреде
ленно не является главной функцией характера в дальнейшем. Цивилизован
ный человек имеет достаточно сильные средства защиты против реальных
опас
ностей внешнего мира, а именно социальные институты во всех их формах.
Кроме того, он имеет мышечный аппарат, который позволяет ему спасаться
бегством или сражаться, и ум, который дает ему возможность предвидеть
опас
ность и избежать ее. Защитные механизмы характера начинают функциониро
вать особым образом, когда страх чувствуется внутри, то ли из-за
внутреннего
состояния раздражения, то ли из-за внешнего стимула, относящегося к
инстин
ктивному аппарату.
Когда это происходит, характер должен справиться с
актуальным подавлением страха, который возникает из энергии расстроенного
влечения.
Связь между характером и подавлением может наблюдаться в следующем
процессе: необходимость подавления инстинктивных потребностей иницииру
ет формирование характера. Как только характер был сформирован, он эконо
мит на подавлении путем впитывания инстинктивной энергии в саму форма
цию характера. Формирование черты характера направлено на то, чтобы
вовле
ченное в конфликт подавление разрешилось: либо сам репрессивный процесс
оказался ненужным, либо начальное подавление трансформировалось в относительно ригидную формацию эго. Следовательно, процесс формирования ха
рактера находится в полном соответствии с тенденцией эго к объединению
стремлений психики.
Эти факты объясняют, почему регрессии, приведшие к
ригидным чертам характера, намного сложнее устранить, чем, например, те,
которые произвели симптом.
Существует определенная связь между первоначальной движущей силой
формирования характера, т.е. зашитой против конкретных опасностей, и ее
окончательной функцией, т.е. защитой против инстинктивных опасностей.
Социальные процессы, особенно развитие от примитивных социальных форм
к цивилизации, повлекли за собой множество ограничений либидо и других
желаний. Развитие человечества, таким образом, характеризовалось
увеличени
ем сексуальные ограничений. В частности, развитие патриархальной
цивилиза
ции и сегодняшнего общества шли рука об руку с увеличивающимся подавле
нием генитальности.
Чем дольше продолжается этот процесс, тем более отда
ленными становятся причины реального страха
На социальном уровне,
однако,
реальные опасности для жизни личности увеличились. Войны и классовая
борь
ба перевесили опасности первобытных времен. Безусловно нельзя отрицать,
что в отдельных ситуациях цивилизация увеличила безопасность. Но эта
польза
не без недостатков. Для избежания реальной опасности человек должен был
ограничить свои инстинкты. Не нужно становиться агрессивным, даже если
голодаешь в результате экономического кризиса или если сексуальное влече
ние сковано социальными нормами и предрассудками. Нарушение норм не
медленно создает реальную опасность, к примеру, родительское наказание
за
воровство или за мастурбацию.
В той степени, в которой избегается
реальная
опасность, увеличивается стаз либидо и вместе с ним страх стаза. Таким
образом, актуальный страх и реальный страх имеют взаимодополняющую связь:
чем
больше избегается реальный страх, тем сильнее становится страх
подавления ли
бидо, и наоборот. Бесстрашный человек удовлетворяет свои либидные
влечения
даже с риском подвергнуться социальному остракизму. Животные более под
вержены состояниям реального страха из-за несовершенной социальной орга
низации. Однако, если они не попадают под давление приручения и
даже
тогда лишь в особых обстоятельствах, животные редко страдают от
инстин
ктивного стаза.
Мы подчеркнули здесь избежание страха и подавление (стаз) либидо как два
экономических принципа формирования характера; мы не должны пренебре
гать третьим принципом, который также служит средством формирования ха
рактера, а именно принципом наслаждения. Действительно, формирование
характера порождается потребностью в отражении опасностей, вызванных
удов
летворением инстинктов.
После создания панциря принцип наслаждения, тем
не менее, продолжает действовать, так как характер, в точности как
симптом,
служит не только отражению влечений и связыванию страха, но также
удовлет
ворению искаженных инстинктов. К. примеру, генитальнонарциссический ха
рактер защищал себя от внешних влияний; он также и удовлетворял хорошую
часть либидо в нарциссической связи его эго с эгоидеалом. Существуют два
вида инстинктивного удовлетворения. С одной стороны, энергия самих отра
женных инстинктивных импульсов, особенно прегенитальных и садистских, в
основном расходуется на создание механизма защиты. Пока это, конечно, не
является удовлетворением инстинкта в смысле достижения непосредственного,
нескрываемого наслаждения; оно является уменьшением инстинктивного напря
жения, сравнимым с происходящим из скрытого "удовлетворения" в симптоме.
Хотя это уменьшение феноменологически отличается от непосредственного
удовлетворения, оно, тем не менее, почти равно ему экономически: оба
умень
шают давление, оказываемое инстинктивным стимулом. Энергия расходуется
на
создание и укрепление содержания характера. Аффективный блок некоторых
компульсивных характеров, к примеру, садизм, главным образом
используется
для формирования и укрепления стены между ID и внешним миром, в то время
как анальная гомосексуальность используется для преувеличенной
вежливости
и покорности некоторых пассивно-женственных характеров.
Инстинктивные импульсы, которые не впитались характером, стараются
достичь непосредственного удовлетворения, если они не подавлены.
Природа
этого удовлетворения зависит от структуры характера
То, какие
инстинктив
ные силы вовлечены в создание характера и каким из них разрешено
непосред
ственное удовлетворение, определяет разницу не только между крепким
здоро
вьем и болезненностью, но и между типами личностных характеров.
Огромное значение придается как толщине панциря характера, так и его
прочности. Когда панцирь характера против внешнего мира и против биологи
ческой части личности достиг степени, соответствующей развитию либидо, в
нем все еще существуют "бреши", обеспечивающие контакт с внешним миром.
Через эти бреши несвязанное либидо и другие инстинктивные импульсы со
прикасаются с внешним миром или уходят от него. Но панцирь эго может
быть
таким, что эти бреши становятся слишком узкими, т.е. линии связи с
внешним
миром больше не способны гарантировать регулируемую экономику либидо и
социальную адаптацию. Кататоническое оцепенение является примером пол
ной изоляции, в то время как импульсивный характер является лучшим приме
ром полностью неадекватного панциря структуры характера. Похоже, что каж
дое перманентное преобразование объектного либидо в нарциссическое
либидо идет рука об руку с нарастанием и затвердеванием панциря эго.
Аффектив
ноблокированный компульсивный характер обладает ригидным панцирем, но
бедными возможностями организации аффективных отношений с внешним
миром.
Все отскакивает от его гладкой, твердой поверхности. Болтливый
агрес
сивный характер имеет, и это действительно так, гибкий панцирь, но он
всегда
"ощетинивается". Его отношения с внешним миром ограничены параноидно
агрессивными реакциями. пассивно-женственный характер пример
третьего
типа панциря. На первый взгляд он кажется податливым и мягким, но при
анализе мы узнаём, что этот панцирь весьма трудно разрушить.
Для каждого типа характера показательно не только то, что он отражает,
но
и какие инстинктивные силы использует для этого. В общем, эго формирует
свой характер, овладевая определенным инстинктивным импульсом, и подвер
гается подавлению, для того чтобы с его помощью отразить другой инстинк
тивный импульс.
Таким образом, к примеру, эго
фаллически--садистского характера будет использовать преувеличенную мужскую агрессию для отражения
женских, пассивных и анальных стремлений. Однако, прибегая к таким
мерам,
оно само изменяется, начиная использовать хронически агрессивные способы
реакции. Другие часто отражают свою подавленную агрессию "завоеванием"
как однажды выразился такой пациент расположения любого человека,
спо
собного пробудить их агрессию.
Они становятся
"скользкими", как угри,
избе
гая любой открытой реакции. Обычно эта "скользкость" выражается в интона
ции их голоса: они говорят мягко, осторожно, обольстительно. При
переходе к
анальным интересам с целью отражения агрессивных импульсов эго становит
ся "жирным" и "скользким" и представляет себя именно таким образом. Это
служит причиной потери самоуверенности (один такой пациент чувствовал
себя "вонючим"). Такие люди движимы попытками адаптироваться к миру, добить
ся обладания объектами любым возможным способом. Однако, так как они не
обладают никакой подлинной способностью к самоадаптации и обычно испы
тывают фрустрацию и отвержение, это приводит к тому, что они становятся
агрессивными, а это, в свою очередь, делает необходимой усиленную
анально
пассивную защиту.
В подобных случаях аналитическая работа не только
атаку
ет функцию защиты, но и выявляет средства, привлеченные для создания
этой
защиты, т.е. в данном случае анальность.
Окончательно характер определяется двумя факторами: вопервых, каче
ственным, теми стадиями развития либидо, в которой внутренние конфликты
наиболее постоянно влияли на процесс образования характера, т.е. особой
позицией фиксации либидо; качественно мы можем различать депрессивный
(оральный), мазохистский,
генитальнонарциссический (фаллически-й),
истерический (генитальнокровосмесительный) и компульсивный (анальносадист
ская фиксация) характеры; а вовторых, количественным экономикой
либи
до, зависящей от качественного фактора.
Либидоэкономическое развитие между генитальным и невротичным характерами
Если панцирь характера превышает определенную толщину; если он ис
пользовался в основном теми инстинктивными импульсами, которые при нор
мальных обстоятельствах служат организации контакта с действительностью;
если способность к сексуальному удовлетворению была
из-за этого слишком
жестко ограничена, то существуют все условия для формирования
невротичного характера. Если формирование и структуру характера
невротичных мужчин
и женщин сравнить с личностями, способными работать и любить, мы придем
к качественному различию между способами связывания сдерживаемого харак
тером либидо. Установлено, что существуют адекватные и неадекватные сред
ства связывающего страха.
генитальное оргазмическое удовлетворение
либидо и
сублимация оказываются прототипами адекватных средств; все типы прегени
тального удовлетворения и формаций реакции оказываются неадекватными.
Это
качественное различие также выражается количественно: невротичный харак
тер страдает от постоянно увеличивающегося стаза либидо как раз по
причине
того, что его средства удовлетворения не адекватны нуждам инстинктивного
аппарата; тогда как генитальный характер управляется устойчивым чередова
нием между напряжением и адекватным удовлетворением либидо. Другими сло
вами, генитальный характер обладает регулируемой экономикой либидо. Генитальное превосходство и оргазмическая потенция (определяемая структурой
характера), в отличие от всех других структур, обеспечивают
генитальному
ха
рактеру регулируемую экономику либидо.
Исторически определенное качество сил, формирующих характер, определяет современное количественное регулирование экономики либидо и,
следова
тельно, разницу между здоровьем и болезненностью.
В терминах наиболее ка
чественных различий, генитальный и невротичный характеры должны пони
маться как главные типы. Как правило, все характеры представляют собой
смесь, и то, появляется ли экономика либидо или нет, зависит лишь от
степени
приближения характера к первому или второму главному типу. В терминах
количества возможного непосредственного удовлетворения либидо, гениталь
ный и невротичный характеры должны пониматься как средние типы: удовлет
ворение либидо таково, что оно либо способно устранить стаз
неиспользован
ного либидо, либо нет. В последнем случае развиваются симптомы и черты
невротичного характера, которые ухудшают социальные и сексуальные способ
ности.
Сейчас мы попытаемся представить качественные различия между двумя
главными типами. Мы сопоставим структуру ID, сурер-эго и, в завершение,
структуру эго, зависящую от ID и сурер-эго.
Структура
ID
Генитальный характер полностью достиг постамбивалентной
генитальной
стадии; желание инцеста и желание отделаться от отца (матери) исчезло, и
генитальные стремления были спроектированы на гетеросексуальный объект,
который фактически не представлял, как в случае невротичного характера,
объект инцеста. Гетеросексуальный объект полностью принял на себя роль
объекта инцеста. эдипов комплекс разрешился. Прегенитальные тенденции
(анальность, оральный эротизм и
вуайеризм) также не подавлены. Частью они
укоренились в характере как культурные сублимации; частью они имеют свою долю
в наслаждениях, предшествующих непосредственному удовлетворению. В лю
бом случае они подчинены генитальным стремлениям. половой акт остается
высшей и приносящей наибольшее наслаждение сексуальной целью. агрессия
также в большей степени сублимирована в социальных достижениях; в меньшей степени она непосредственно содействует
генитальной сексуальности,
не
требуя, однако, эксклюзивного удовлетворения.
Это распределение инстинк
тивных влечений обеспечивает способность к соответствующему
оргазмическому удовлетворению, которое может быть достигнуто только с
помощью гени
тальной системы, хотя оно также обеспечивает удовлетворение прегениталь
ных и агрессивных тенденций. Чем меньше подавляются прегенитальные по
требности, тем более полное удовлетворение достигается и тем меньшее
коли
чество возможностей существует для патогенного стаза либидо.
Невротичный характер, даже если у него поначалу слабая потенция и он не
живет в воздержании (что верно для подавляющего большинства случаев), не
способен разрядить свое свободное, несублимированное либидо в
удовлетворяющем оргазме.*
Он всегда оргазмически импотентен. Это объясняется тем,
что
энергия либидо катектируется на объектах инцеста и проявляется в формированиях реакции. Если вообще существует
какая-то сексуальность, ее инфантильная природа легко различима. Любимая женщина просто представляет
мать
(сестру и т.д.), и любовные отношения обременяются всеми страхами,
запрета
ми и невротичными прихотями инфантильных отношений инцеста (ложный
перенос).
генитальное превосходство либо не присутствует вообще, либо не
имеет катексиса, или, как в случае истерического характера, генитальная
функция нарушена из-за фиксации инцеста.
Таким образом, мы имеем цепную
реакцию: инфантильная сексуальная фиксация нарушает оргазмическую функ
цию; это нарушение, в свою очередь, создает стаз либидо; сдерживаемое
либидо
усиливает прегенитальные фиксации, и т.д. и т.п. из-за этого чрезмерного
катексиса
прегенитальной системы либидные импульсы проникают в любую
куль
турную и социальную деятельность. Это, естественно, может закончиться
лишь
тревогой, так как действие становится связанным с подавленным и
запрещенным
материалом. Остаток либидо не всегда доступен для социальной
деятельности; он
переплетается с подавлением инфантильных инстинктивных целей.
Структура суперзго
сурер-эго
генитального характера отличается главным образом своими сек
суально утвердительными элементами. Поэтому между ID и сурер-эго существу
ет высокая степень гармонии. Так как эдипов комплекс утратил свою
энергию,
для любых намерений и целей не существует запретов сурер-эго сексуальной
природы. сурер-эго не обременено садизмом не только по вышеописанным
причинам, но также потому, что не существует стаза либидо, который мог
бы
возбудить садизм и сделать злобным сурер-эго.
Генитальное либидо, так как
оно удовлетворяется непосредственно, не скрывается в стремлениях эгоидеала. Следовательно, социальные достижения не являются, как в случае невро
тичного характера, доказательством потенции; скорее они обеспечивают
есте
ственное, некомпенсирующее удовлетворение. Так как не существует наруше
ния потенции, комплекс неполноценности отсутствует.
Существует близкое
соответствие между эгоидеалом и реальным эго, и между ними не существует
непреодолимого противоречия.
В невротичном характере, напротив, сурер-эго существенно характеризу
ется сексуальным отрицанием. Это автоматически создает хорошо известный
конфликт и антипатию между ID и сурер-эго. Так как эдипов комплекс не был
преодолен, основной элемент сурер-эго запрещение инцеста все
еще пол
ностью действенен и пересекается с каждой формой
сексуальные отношений.
-------------------
* Регулирование сексуальной энергии зависит от оргазмической потенции,
то есть
от способности организма допускать свободное течение клонических
конвульсий в реф
лексе оргазма. Покрытый панцирем организм неспособен к оргазмической
конвульсии;
биологическое возбуждение сдерживается блоками в различных местах
организма.
Сильное сексуальное подавление эго и сопутствующий стаз либидо усиливают
садистские импульсы, которые выражаются, среди прочего, в жестком мораль
ном кодексе. Мы должны в этой связи вспомнить, что, как указывал Фрейд,
подавление создает мораль, а не наоборот. Так как более или менее
осознанное
чувство импотенции всегда присутствует, многие социальные достижения
преж
де всего служат компенсирующим доказательством потенции. Эти достижения,
однако, не уменьшают чувство неполноценности. Наоборот: так как
социальные
достижения часто являются свидетельством потенции, которое никоим обра
зом не может заменить чувство
генитальной потенции, невротичный характер
никогда не избавляется от ощущения внутренней пустоты и несостоятельнос
ти, независимо от того, насколько трудно даются ему попытки
компенсировать
это. Таким образом, практические потребности эгоидеала растут все выше и
выше, в то время как эго, бессильное и вдвойне парализованное ощущениями
неполноценности ( импотенция и высокий эгоидеал), становится все менее и
менее действенным.
Структура
эго
Теперь давайте рассмотрим структуру эго в
генитальном характере. Перио
дические оргазмические разрядки либидного напряжения ID значительно
уменьшают давление инстинктивных потребностей на эго. Так как ID в основ
ном удовлетворено, у сурер-эго нет причин быть садистским, и поэтому оно
не
оказывает какоголибо заметного давления на эго. Свободное от ощущений
вины, эго овладевает и удовлетворяет
генитальное либидо и некоторые
преге
нитальные стремления ID и сублимирует естественную агрессию и части
преге
нитального либидо в социальных достижениях. Что касается генитальных
стремлений, эго не противостоит ID и может накладывать на него определен
ные запреты гораздо проще, так как ID уступает эго в главном, т.е. в
удовлет
ворении либидо. Это, кажется, единственное состояние, в котором ID
позволя
ет эго держать себя под контролем без использования подавления. Сильные
гомосексуальные стремления будут выражаться одним способом, когда эго не
сможет удовлетворить гетеросексуальное стремление, и совершенно другим
когда отсутствует стаз либидо.
Экономически это легко понять, так как
при
гетеросексуальном удовлетворении при условии, что
гомосексуальность не
подавляется, т.е. не исключается из коммуникационной системы либидо,
энергия отбирается у гомосексуальных стремлений.
Так как эго находится под очень небольшим давлением ID и сурер-эго
поскольку сексуально удовлетворено, оно не должно защищаться от
ID, как
это делает эго в невротичном характере. Оно требует лишь небольшого
количе
ства связанной энергии и, следовательно, имеет обильную свободную
энергию
для переживаний и действий во внешнем мире; действия и переживания
сильные и свободно протекающие. Таким образом, эго в высшей степени дос
тупно как наслаждению, так и неудовольствию. эго в
генитальном характере
имеет панцирь, но характер управляет им, а не ждет милости от него.
Панцирь
достаточно гибок для самых разнообразных переживаний. генитальный харак
тер может по необходимости быть как веселым, так и сердитым. Он
реагирует
на потерю объекта соизмеримой степенью печали; он не подчиняет все
эмоции
своей потере.
Он способен страстно и увлеченно любить и пылко
ненавидеть. В
отдельных ситуациях он может поступать подетски, но он никогда не будет
казаться инфантильным. Его серьезность естественная, а не
показная, как
при компенсации, поскольку он не должен казаться взрослым во что бы то
ни
стало. Его мужество не есть доказательство его потенции, оно объективно
мо
тивировано. Так, при определенных обстоятельствах, например, на войне,
ко
торую он считает несправедливой, он не побоится быть заклейменным
трусом,
а обязательно встанет на защиту своих убеждений. Так как инфантильные
иде
алы потеряли свой катексис, его ненависть и его любовь рационально
мотиви
рованы.
Гибкость и толщина его панциря позволяют ему в одном случае от
крыться миру так же сильно, как в другом случае закрыться от него. Его
спо
собность отдаваться демонстрируется главным образом в сексуальном опыте:
при половом акте с объектом любви эго почти прекращает существовать, за
исключением функции восприятия. В данную минуту панцирь почти полнос
тью разрушен. Вся личность вовлечена в переживание наслаждения, без
боязни
потеряться в нем, так как эго имеет твердое нарциссическое основание,
которое не компенсирует, а сублимирует. Его самоуважение черпает свою
энергию
из сексуального переживания. Сам способ, которым он решает свои текущие
конфликты, показывает, что они имеют рациональную природу; они не обре
менены инфантильными и иррациональными элементами. Причиной этого
является рациональная экономика либидо, предотвращающая возможность
чрезмерного катексиса инфантильных переживаний и желаний.
В формах своей сексуальности, так же как и в остальных аспектах,
генитальный характер является гибким и непринужденным
Поскольку он способен
к удовлетворению, он также способен и к моногамии без принуждения или
подавления; однако при рациональной мотивации он может поменять объект
своей любви или моногамии. Он не держится за свой сексуальный объект
из-за
чувства вины или по моральным соображениям; скорее он поддерживает отно
шения на основе своей здоровой потребности к наслаждению, так как это
удов
летворяет его. Он может преодолеть полигамные желания без подавления,
ког
да они не совместимы с его отношением к объекту любви, но он
действительно
уступит им, если они станут слишком настойчивыми. Он разрешает фактичес
кие конфликты, вызванные этим, реалистичным образом.
невротического чувства вины практически не существует.
Его социальность основывается не на подавленной, а на
сублимированной агрессии и на
его ориентации в реальности. Однако это не означает, что он всегда
подчиняет
ся социальной реальности. Наоборот, генитальный характер, чья структура
пол
ностью противоречит нашей современной моралистичной антисексуальной
культуре, способен критиковать и изменять социальную ситуацию. Его
практи
чески полное отсутствие страха позволяет ему занимать бескомпромиссную
позицию по отношению к окружающему миру.
Если интеллектуальное превосходство является целью социального развития, оно вполне представимо без
генитального превосходства. Гегемония
ума
не только означает конец иррациональной сексуальности, но и требует в
каче
стве необходимого условия регулирования экономики либидо.
генитальное и
интеллектуальное превосходство соотносятся друг с другом как стаз либидо
и
невроз, сурер-эго (чувство вины) и религия, истерия и суеверие,
прегениталь
ное удовлетворение либидо и современная сексуальная мораль, садизм и
этика,
сексуальное подавление и призывы к реабилитации падших женщин.
В генитальном характере регулируемая экономика либидо и способность к
полному сексуальному удовлетворению являются основанием для вышеопи
санных черт характера. Таким же образом все, что относится к мотивациям
и
поступкам невротичного характера, определяется, при окончательном
анализе,
его неадекватной экономикой либидо.
эго невротичного характера либо воздержанно, либо достигает сексуально
го удовлетворения, сопровождаемого чувством вины. Оно находится под
давле
нием с двух сторон:
(1) постоянно неудовлетворенного ID с его
подавленным
либидо и
(2) жестокого сурер-эго.
эго невротичного характера враждебно по
отношению к ID и отдает себя в распоряжение сурер-эго. В тоже время оно
флиртует с ID и тайно восстает против сурер-эго. Так как эго не полностью
подавило свою сексуальность, она является преобладающе прегенитальной;
из
за превалирующих сексуальные нравов
генитальность окрашивается анальны
ми и садистскими элементами. половой акт представляется как что-то
грязное
и непристойное. Вследствие того, что агрессивность включается или,
точнее,
укореняется частично в панцире характера и частично в сурер-эго,
социальные
достижения ухудшаются. эго либо закрыто для удовольствия и
неудовольствия
(аффектблок), либо доступно исключительно неудовольствию; как правило,
любое удовольствие быстро трансформируется в неудовольствие. Панцирь эго
ригидный; коммуникации с внешним миром, постоянно находящиеся под кон
тролем нарциссического цензора, бедны в отношении как объектного либидо,
так и агрессии. Панцирь функционирует главным образом как защита от внут
ренней жизни; результатом является ярко выраженное ослабление функции
реальности эго.
Отношения с внешним миром неестественные,
близорукие и
противоречивые
Личность в целом не может стать гармоничной и увлеченной
частью жизни из-за недостатка способности к полному переживанию. В то вре
мя как генитальный характер может изменять, усиливать или ослаблять свои
защитные механизмы, эго невротичного характера полностью зависит от мило
сти его бессознательных подавленных механизмов. Он не может поступать
как
то по-другому, даже если он хочет этого. Ему бы хотелось быть веселым или
сердитым, но он не способен ни к одному, ни к другому. Он не может
страстно
любить, так как существенные элементы его сексуальности подавлены. Также
он не может рационально ненавидеть, так как его эго не отождествляет
себя с
его ненавистью, которая стала чрезмерной в результате стаза либидо и
поэтому
должна подавить ее. И когда он чувствует любовь или ненависть, его
реакция
едва ли соответствует фактам. В бессознательном вступают в силу
инфантильные переживания, которые определяют количество и природу
реакций. Ригидность его панциря делает его неспособным либо открыться некоторому
отдельному переживанию, либо полностью закрыться от тех переживаний, где ему
было бы необходимо рациональное оправдание такому поступку.
Обычно он
сексуально сдержан или обеспокоен в прелюдии полового акта
Однако даже если этого не происходит, он не получает удовлетворения или
из-за своей неспособности отдаться - обеспокоен до такой степени, что экономика
либи
до не регулируется. Полный анализ чувств, возникающих во время полового
акта, позволяет выделить следующие типы: нарциссическая личность, чье
вни
мание сконцентрировано не на ощущении наслаждения, а на мысли произвес
ти впечатление человека с высокой потенцией; гиперэстетическая личность,
которая пытается ни в коем случае не касаться любой части тела, что
могло бы
пойти вразрез с его эстетическими чувствами; личность с подавленным
садиз
мом, которая не может избавиться от постоянной мысли, что он может причи
нить партнеру боль или мучается чувством вины, что он оскорбляет
партнера;
садистский характер, для которого половой акт означает мучение партнера.
Этот список можно было бы продолжать и продолжать.
Там, где подобные
нарушения не проявляются полностью, запреты, соответствующие им,
обнаруживаются в общей установке относительно сексуальности. Так как
сурер-эго
невротичного характера не содержит какихлибо сексуальноутвердительных
элементов, он избегает сексуальные переживаний (Г. Дойч ошибочно считал
это верным также и в случае здорового человека). Однако это означает,
что
только половина личности участвует в переживании.
генитальный характер имеет твердое нарциссическое основание. В невро
тичном характере чувство импотенции заставляет эго создавать компенсации
нарциссической природы. Современные конфликты, проникнутые иррацио
нальными мотивами, для невротичного характера делают невозможным дости
жение рациональных решений. Инфантильная установка и желания всегда дают
отрицательный эффект.
Сексуально неудовлетворенный и неспособный к удовлетворению, невро
тичный характер в конце концов приходит к воздержанию или жесткой моно
гамии. Последнее он будет оправдывать соображениями морали или уважением
к
своему сексуальному партнеру, но в действительности он боится
сексуальности
и неспособен регулировать ее. Так как садизм не сублимируется, сурер-эго
чрезвычайно грубое, ID безжалостно в своих требованиях удовлетворения
его
нужд, эго развивает как чувство вины, которое оно называет социальной
сове
стью, так и потребность в наказании, в котором оно стремится возложить
на
себя то, чего оно в действительности желает другим.
Мы видим, что эмпирическое открытие вышеописанных механизмов ста
новится основой революционной критики всех теоретически обоснованных
нравственных систем.
Не вдаваясь в данный момент в подробности этого вопроса, крайне важного для социального формирования культуры, кратко сфор
мулируем резюме: в той степени, в которой общество делает возможным
удовлетворение потребностей и трансформацию соответствующих структур че
ловека, нравственное регулирование общественной жизни будет исчезать.
Окончательное решение нужно искать не в области психологии, а в области
общественных процессов. Насколько это касается нашей клинической прак
тики, больше не может быть сомнения в том, что каждое успешное аналити
ческое лечение, т.е. такое, в результате которого удается
трансформировать
структуру невротичного характера в структуру
генитального характера, нис
провергает нравственных арбитров и заменяет их саморегуляцией действия,
основанной на здоровой экономике либидо.
Так как некоторые аналитики
говорят об "устранении сурер-эго" с помощью аналитического лечения, мы
должны указать, что это есть вопрос отвода энергии от системы
нравственного
арбитража и замены ее либидноэкономической регуляцией. Тот факт, что
этот процесс противоречит сегодняшним интересам государства, философии
морали и религии, имеет решающее значение в другой связи. Выражаясь про
ще, все это означает, что человеку, чьи
сексуальные, а также
биологические и
культурные потребности удовлетворяются, не требуется никакой морали для
поддержания самоконтроля. А неудовлетворенный человек, подавленный во
всех отношениях, страдает от нарастающего внутреннего возбуждения, кото
рое могло бы заставить его разорвать все на куски, если его энергия
частью не
держалась под контролем, а частью не расходовалась на моральные запреты.
Размер и сила аскетичных и моралистичных идеологий общества является луч
шей меркой для размера и силы неразрешенного напряжения, созданного не
удовлетворенными потребностями у средней личности такого общества. Оба
определяются отношением производительных сил и способом производства,
с одной стороны, и потребностями, которые должны быть удовлетворены,
с другой.
Сублимация, формирование реакции и основа невротической реакции
Теперь обратимся к существующим различиям между социальными дости
жениями генитального и невротичного характеров.
Ранее мы указали, что оргазмическое удовлетворение либидо и сублимация
являются адекватными средствами устранения стаза либидо или, точнее,
овла
дения страхом стаза. Прегенитальное удовлетворение либидо и формирование
реакции являются неадекватными средствами. сублимация, подобно
оргазмичес
кому удовлетворению, является особым достижением
генитального характера;
формирование реакции это способ невротичного характера. Это,
конечно,
не означает, что невротичный характер не сублимирует и что здоровый
человек
не имеет никаких формирований реакции.
Для начала давайте попытаемся на основе нашего клинического опыта дать
теоретическое описание отношения между сублимацией и
сексуальным удов
летворением. Согласно Фрейду, сублимация есть результат отклонения либид
ного стремления от его первоначальной цели и его переориентация на "выс
шую" социально значимую цель. Стремление, принимающее сублимированное
удовлетворение, должно отказаться от своего первоначального объекта и
своей
цели. Эта первая формулировка Фрейда в итоге привела к заблуждению, что
сублимация и инстинктивное удовлетворение являются полными противопо
ложностями. Однако если мы рассмотрим связь между сублимацией и либид
ной экономикой, мы убедимся, что здесь не существует противоположности.
В действительности регулируемая экономика либидо является необходимым ус
ловием успешной постоянной сублимации. Те стремления, которые формиру
ют основу наших социальных достижений, не получают непосредственного
удов
летворения; это не означает, что либидо вообще не удовлетворяется.
Психоана
лиз нарушений в работе учит нас, что чем больше стаз либидо как целого,
тем
сложнее сублимировать прегенитальное либидо.
Сексуальные фантазии впиты
вают психические интересы и отвлекают от работы, или же сами культурные
достижения сексуализируются и тем самым попадают в область подавления.*
* "Люди часто говорят, что борьба против такого мощного инстинкта и
усиление
всех этических и эстетических сил закаляет характер; и это верно для
особенно бла
гоприятно организованных натур. Также нужно допустить, что
дифференциация харак
тера личности, которая так заметна в наши дни, становится возможной лишь
при суще
ствовании сексуального ограничения. Но в подавляющем большинстве случаев
борьба
против сексуальности расходует энергию, доступную в характере, и это в
то самое вре
мя, когда молодому человеку нужны все его силы, чтобы заработать свою
долю и свое
место в обществе. Отношение между количеством возможной сублимации и
количе
ством необходимой сексуальной активности, естественно, широко
варьируется от чело
века к человеку и даже от случая к случаю.
Воздержанный художник
это что-то едва
ли постижимое; а воздержанный молодой ученый конечно не редкость
Последний сво
им самовоздержанием освобождает силы для своих научных занятий: тогда
как первый.
вероятно, обнаруживает, что его художественные достижения сильно
стимулируются
его сексуальными переживаниями. В общем, у меня не сложилось
впечатления, что
сексуальное воздержание создает энергичных и самоуверенных людей
действия, само
бытных мыслителей или смелых эмансипаторов и реформаторов. Гораздо чаще
это со
здает благонравных слабых людей, которые позже затеряются в большой
массе людей,
стремящейся безвольно следовать указаниям сильных личностей". [Фрейд. "Цивилизованная" сексуальная мораль и современные нервные заболевания, 1908.]
Наблюдение за сублимациями
генитального характера показывает, что они
непрерывно подкрепляются оргазмическим удовлетворением либидо.
Разрядка сексуальные напряжений освобождает энергию для высших достижений, так
как сексуальные фантазии не забирают себе либидный катексис. Кроме того,
производительная сила пациента достигает высокого уровня только тогда,
ког
да ему удается достигнуть полного сексуального удовлетворения. Прочность
сублимаций также зависит от регулирования экономики либидо. Пациенты,
которые освобождаются от своих неврозов исключительно посредством субли
мации, обнаруживают гораздо менее стабильное состояние и гораздо большую
тенденцию к рецидиву, чем те пациенты, которые не только сублимируют, но
и
достигают непосредственного сексуального удовлетворения.
Точно так же
как
неполное, т.е. первично прегенитальное, удовлетворение либидо
сталкивается
с сублимацией, так и оргазмическое
генитальное удовлетворение
способствует ей.
Теперь давайте сравним сублимацию с формированием реакции. Нас удив
ляет в этих явлениях то, что формирование реакции спазматическое и
вы
нужденное, тогда как сублимация протекает свободно. В последнем случае
ID,
в гармонии с эго и эгоидеалом, имеет прямой контакт с реальностью; в
первом
случае на все достижения влияет ID, восстающее против строгого сурер-эго.
В
сублимации важен эффект, производимый действием, даже если само действие
имеет либидный акцент. В формировании реакции важно само действие; его
эффект имеет второстепенное значение. Действие не имеет либидного
акцента;
оно негативно мотивировано. Оно компульсивно. Человек, который сублими
рует, может приостановить свою работу на значительный период времени: от
дых так же важен для него, как и работа. Когда реактивное достижение
разор
вано, рано или поздно в результате этого возникает беспокойство.
И если
разрыв продолжается, беспокойство может перерасти в раздражительность и
даже
страх
Человек, который сублимирует, бывает раздражен или напряжен не по
тому, что он ничего не достиг, а потому, что он поглощен рождением
своего
достижения. Человек, который сублимирует, хочет выполнять свое дело и по
лучать наслаждение от своей работы. Человек, чья работа имеет реактивную
природу, должен, как однажды метко выразился пациент, "действовать, как
робот". И как только он завершает одну часть работы, он должен
немедленно
начать другую. Для него работа это бегство от покоя. Иногда эффект
от
реактивно выполненной работы такой же. как от работы, основанной на суб
лимации. Реактивные достижения обычно оказываются менее социально ус
пешными, чем сублимированные достижения. В любом случае один и тот же
человек добьется гораздо большего в условиях сублимации, чем в условиях
фор
мирования реакции.
Из структуры каждого достижения, которое требует абсолютного исполь
зования некоторого количества энергии, соотношение между личностным дос
тижением и личностной работоспособностью может быть измерено с некото
рой степенью точности. Разрыв между работоспособностью и абсолютным до
стижением гораздо ощутимее в случае сублимации, чем в случае
формирования
реакции. Это означает, что человек, который сублимирует, приближается к
сво
им способностям гораздо ближе, чем человек, который работает реактивно.
Чувство неполноценности часто соответствует тайному осознанию этого раз
рыва. Клинически мы распознаем разницу между этими двумя типами дости
жений в том, что, когда раскрываются их бессознательные связи, сублимиро
ванные достижения подвергаются относительно небольшим изменениям; реактивные достижения, с другой стороны, часто показывают огромные успехи в
преобразовании в сублимации.
Деятельность среднего рабочего в нашей культурной среде гораздо чаше
характеризуется формированиями реакции, чем сублимациями.
Кроме того,
преобладающее устройство структуры воспитания лишь в очень малой степе
ни допускает реализацию работоспособности личности в эффективных дости
жениях.
В случае сублимации не происходит инверсии в направлении стремления:
эго просто принимает стремление и направляет его на другую цель. В
случае
формирования реакции, наоборот, происходит инверсия направления стрем
ления. Стремление поворачивается против самого себя и принимается эго
лишь
постольку, поскольку имеет место эта инверсия.
В ходе этой инверсии
катексис стремления направлен против бессознательной цели стремления.
Процесс,
описанный Фрейдом в случае отвращения, является превосходной иллюстра
цией этого. В процессе формирования реакции первоначальная цель сохраня
ет свой катексис в бессознательном. Первоначальный объект стремления не
отбрасывается, а просто подавляется. Удерживание и подавление
стремления,
инверсия его направления, сопровождаемая образованием контркатексиса, ха
рактеризуют формирование реакции. Замена первоначальной цели и объекта
стремления без образования контркатексиса являются характеристиками суб
лимации.
Давайте теперь исследуем процесс формирования реакции. Наиболее важ
ная экономическая особенность этого процесса состоит в необходимости
контркатексиса. Так как первоначальная цель стремления сохраняется, она
непрерывно наполняется либидо и, также непрерывно, эго должно транс
формировать этот катексис в контркатексис, к примеру, вывести реакцию
отвращения из анального либидо для того, чтобы удержать стремление под
контролем. Формирование реакции не является одноразовым процессом, оно
является непрерывным и, как мы вскоре увидим, развертывающимся процессом.
В формировании реакции эго постоянно занято собой, оно является своим
собственным строгим наблюдателем. В сублимации энергия эго свободна для
достижений. Формирование простых реакций, таких как отвращение и стыд,
являются частью формирования характера каждой личности. Они не вредны
для развития генитального характера и остаются внутри физиологических
пре
делов, так как не существует стаза либидо для усиления прегенитальных
стрем
лений. Однако если сексуальное подавление заходит слишком далеко, если
оно
направлено против
генитального либидо так, что имеет место стаз либидо,
фор
мирования реакции получают избыток либидной энергии и ведут к патологии,
известной врачам как фобическая диффузия.
Приведу в качестве примера одного служащего. Как и положено для ти
пичного компульсивного характера, он выполнял свои обязанности очень доб
росовестно. С течением времени, несмотря на то что он не получает от
своей
работы ни малейшего удовольствия, он посвящает ей себя все больше и
больше.
В начале анализа для него не было чемто необычным работать до
полуночи или даже иногда до трех часов утра. Анализ быстро прояснил, что
(1) его работе мешали сексуальные фантазии (ему требовалось больше време
ни для выполнения своей работы именно по этой причине) и (2) он не мог
позволить себе ни одной минуты отдыха, особенно по вечерам, так как
переза
ряженные фантазии безжалостно вторгались в его сознание. Работая по
ночам,
он разряжал некоторое количество либидо, но большая его часть, которая
не
могла быть высвобождена подобным образом, увеличивалась все больше и
больше.
Схематическое представление сублимации в сравнении с формированием
реакции
A и B источники инстинктивной энергии.
А: стаз либидо отсутствует; импульс просто отклоняется; первоначальная
инстинктивная
цель теряет катексис.
B: стаз либидо присутствует; первоначальная цель сохраняет свой полный
катек
сис; импульс не отклоняется, а направляется против самого эго. В месте,
где
происходит
разворот, мы обнаруживаем формирование реакции.
Следовательно, развитие формирований реакции и реактивных поступков
соответствует непрерывно увеличивающемуся стазу либидо. Когда формирования реакции больше не способны справляться со стазом либидо; когда
наступает
процесс декомпенсации; когда характеру эго не удается расходовать либидо
возникает либо нескрываемый невротический страх, либо невротические симп
томы, которые освобождают избыток свободного страха.
Реактивная работа всегда рационализируется. Служащий, о котором речь
шла выше, пытался оправдать свои долгие часы жалобами на чрезмерную рабо
чую загруженность. Однако фактически его поверхностная деятельность слу
жила экономической цели освобождения и отвлечения
сексуальные фантазий.
С другой стороны, она выполняла функцию формирования реакции против
подавленной ненависти в отношении его начальника (отца). Анализ показал,
что усилия пациента быть особенно полезным своему начальнику представля
ли собой противоположность его бессознательных намерений. Когда все
сказа
но и сделано, такое "роботоподобное поведение" не может быть
интерпретиро
вано как самонаказание, это лишь один из многочисленных
осмысленных
элементов симптома. страх последствий его
сексуальные фантазий лежит в
корне формирования реакции.
Ни работа, выполненная как принудительная невротическая обязанность,
ни какоелибо другое формирование характера не способно связать весь стаз
страха.
Рассмотрим, к примеру, чрезмерную моторную активность женского
истерического характера или сверхловкость и неугомонность невротичного
альпиниста
У обоих мышечная система перезаряжена неудовлетворенным либи
до; оба непрерывно стремятся к объекту: истеричная девушка открыто,
альпинист - символически (гора = женщина = мать).
Их подвижность
действитель
но освобождает некоторое количество либидо; в то же время, однако, она
увеличивает напряжение, так как не приносит окончательного
удовлетворения.
Поэтому неизбежно, что у девушки бывают приступы истерии, а невротичный
альпинист должен предпринимать все более напряженные и опасные горные
восхождения для овладения своим стазом. Но поскольку этому нет естествен
ного предела, симптом невроза в конце концов прорывается, если его не
насти
гает, как это часто бывает, несчастье в горах.
Основа реакции характера подходящий термин для всех механизмов, ко
торые расходуют подавленное либидо и связывают невротический страх в чер
тах характера. Если в результате чрезмерных
сексуальные ограничений
основа
реакции характера не может выполнять свою экономическую функцию, она
становится основой невротической реакции, которую может устранить лишь
ана
литическое лечение. Нарастание формирований реакции является одним из
базисных механизмов развития невроза.
Не имеет большого значения, когда именно происходит усиление невро
тичного характера. Остается фактом, что основа невротической реакции
была
представлена в характере с раннего детства, с конфликтного периода
эдиповой
стадии.
невротический симптом обычно проявляет качественное родство со
своей основой невротической реакции. Приведем несколько примеров: преуве
личенное чувство порядка станет, при некоторых условиях, компульсивным
невротическим чувством порядка; самосознание станет патологической
застен
чивостью; истеричная ловкость и кокетство разовьются в истерические припадки; амбивалентность характера станет неспособностью принимать
решения;
сексуальное сдерживание обернется вагинизмом; чрезмерная совестливость
породит импульсы убийства.
Однако невротический симптом не всегда проявляет качественную одно
родность со своей основой реакции.
Иногда симптом является защитой
против
избытка либидо. У всех наших пациентов, как правило, преобладает та или
иная форма характера. Однако диагноз должен производиться не в соответ
ствии с симптомами, а в соответствии с невротичным характером, который
лежит в основе симптомов. Таким образом, даже когда пациент приходит к
нам
из-за симптома конверсии, диагнозом будет компульсивный невроз, если в
его
характере преобладают компульсивноневротические черты.
Итак, различие между невротичным и генитальным характерами должно
восприниматься как можно более гибко. Так как различие основывается на
количественном критерии (степени непосредственного сексуального удовлет
ворения или степени стаза либидо), разнообразие фактических форм этих
двух
основных типов характера бесконечно.
Оглавление
Психология
www.pseudology.org
|