| |
Перевод М. Вульфа
|
Сигизмунд Фрейд
|
Тотем и табу
Примечания
|
1 Отцу,
который принадлежит к клану с тотемом кенгуру, предоставляется, однако,
возможность, по крайней мере согласно этому запрету, инцеста со своими
дочерьми эму. При унаследовании тотема со стороны отца,
- кенгуру и дети
также кенгуру; отцу был бы тогда запрещен инцест с дочерьми, а для сына
был бы возможен инцест с матерью. Эти следствия запрета тотема содержат
указания на то, что унаследование по материнском линии более старо,
древнее, чем по отцовской лилии, потому что есть основания полагать, что
запреты тотема, прежде всего, направлены против инцестуозных вожделений
сына.
2 Число тотемов произвольно.
3 Это применение табу, как не первоначальное, может быть оставлено без
внимания в этом изложении.
4 Оба, и наслаждение и запрещение, относились к собственным гениталиям.
5 В отношениях к любимым лицам, от которых исходило запрещение.
6 Согласно удачному выражению Bleuler'a.
7 Та же больная, "невозможности" которой я сравнивал выше с табу,
созналась, что приходит всякий раз в отчаяние, когда встречает кого-нибудь
на улице, одетого в траур. Таким людям следовало бы запретить выходить на
улицу.
8 Как на пример такого признания, у Fгazer'a, указаны слова туарега
Сахары.
9 Может быть, по этому поводу нужно прибавить условие: пока существует еще
кое-что из его телесных останков. Fгаzeг.
10 На Никобарских островах. Fгazег.
11 Wundt. "религия и миф".
12 Westermагсk, II т., р. 424. В примечании в тексте приводится большое
количество подтверждающих этот вывод, часто очень характерных показаний,
например: Maori думали, "что самые близкие и любимые родственники изменяют
свое существо после смерти и настроены враждебно даже против своих прежних
любимцев". Австралийские негры думают, что всякий покойник долгое время
опасен; чем ближе родство, тем больше страх. Центральные эскимосы
находятся во власти представлений, что покойники только долго спустя
находят покой, а вначале их нужно бояться, как злокозненных духов, часто
окружающих деревню, чтобы распространять болезни, смерть и другие бедствия
(Boas).
13 Kleinpaul. Живые и мертвые в верованиях народа, в религии и сказаниях,
1888.
14 Творения проекции примитивных народов родственны олицетворениям, при
помощи которых поэт рисует борющиеся в, нем противоположные влечения, как
отдельных индивидов.
15 В психоанализе невротических лиц, страдавших в детстве страхом
привидении, часто нетрудно бывает разоблачить, что за этими привидениями
скрываются родители. По этому поводу ср. также сообщение Р. Haeberlin, в
котором речь идет о другом окрашенном в эротическое чувство лице, причем
отец, однако, уже умер.
16 Ср. мой реферат о работе Аbеl'я.
17 Немецкое "Gewissen" (совесть) происходит от слова "wissen" (знать), а
русское "совесть" от "ведать".
18 Интересна параллель, что сознание вины табу ничем не уменьшается, если
нарушение его совершено по неведению (см. примеры выше), и что еще в
греческом мифе с Эдипа не снимается вина из-за того, что преступление
совершено им против воли и по неведению.
19 Ср., кроме Wundt'а Н. Spencer'a, ориентирующую статью в Encyclopedia
Britannica. 1911. (анимизм, мифология и т. п.).
20 Если криком и шумом прогоняют какого-нибудь духа, то это воздействие
посредством чистого колдовства; если его подчиняют, завладев его именем,
то против него пущена в ход магия.
21 Библейское запрещение делать себе изображение какого-нибудь живого
существа, вероятно, возникло не вследствие принципиального отрицания
изобразительного искусства, а имело целью лишить орудия магию, осуждаемую
еврейской религией. Fгazeг.
22 Отзвуки этого имеются в "Царе Эдипе" Софокла.
23 Король в "Гамлете" (III-4): "Мои слова взлетают, мысли же остаются
внизу; слова без мыслей никогда не дойдут до неба".
24 Представляется вероятным, что мы признаем "жуткими" такие впечатления,
которые вообще подтверждают всемогущество мыслей и анимистический образ
мыслей в то время, как в нашем сознательном суждении мы от этого отошли.
25 Причина этого сдвига на самое незначительное действие выяснится в
последующем изложении.
26 В этом смысле для писателей, высказывавшихся об этом предмете, является
аксиомой, что известного рода солипсизм или берклейанизм (как его называет
Sully, открывший его у ребенка), действующий у дикаря, не позволяет ему
признать реальность смерти.
27 Отметим только, что первоначальный нарцизм ребенка имеет решающее
значение для понимания развития его характера и исключает допущение у него
примитивного чувства малоценности.
28 S. Reinach полагает, что примитивные художники, оставившие нам
начерченные или нарисованные изображения животных в пещерах Франции,
хотели не "нравиться", а "заклинать". Этим он объясняет то обстоятельство,
что эти рисунки находятся в самых темных и недоступных местах пещер и что
на них нет изображений страшных хищных зверей. "Современные люди часто
говорят, преувеличивая, о магии кисти или резца великого художника и,
вообще, о магии искусства. В прямом смысле слова, означающем мистическое
воздействие, оказываемое волей одного Человека на волю других людей или на
предметы, это выражение недопустимо; но мы видели, что когда-то оно было
дословно верным, по крайней мере, по мнению самих художников", (р 136).
29 Познанной благодаря т. н. эндопоихическому восприятию.
30 Мы допускаем, что в этой ранней нарцистической стадии еще безраздельно
соединены проявления психической энергии в отношении объектов из
либидинозных и других источников возбуждения.
31 В 1 томе "Принципов социолргии".
32 1910.
33 Может быть, мы поступим правильно, если укажем читателю на трудности, с
которыми приходится бороться при установлении фактов в этой области:
Прежде всего не одни и те же лица собирают наблюдения и обрабатывают и
обсуждают их; собирателями являются путешественники и миссионеры, а
обрабатывают этот материал ученые, которые, может быть, никогда и не
видали объектов своего исследования. Понять дикарей нелегко. Не все
наблюдатели понимают их язык, а нередко должны были прибегать к помощи
переводчиков или объясняться с расспрашиваемыми на вспомогательном языке -
английском piggin. дикари мало сообщительны в интимных вопросах своей
культуры и откровенны только с такими чужестранцами, которые прожили среди
них много лет. По различным мотивам они часто дают ложные или непонятные
сообщения. Нельзя забывать, что примитивные народы - не молодые народы, а
в сущности такие же древние, как и цивилизованные, и что нет никакого
основания полагать, что у них сохранились для нашего сведения
первоначальные идеи и институты без всякого развития и искажения. Скорее
несомненно, что у примитивных народов произошли глубокие перемены во всех
направлениях, так что никогда нельзя решить без колебания, что в их
современных состояниях и мнениях сохранилось подобно окаменелостям, как
первоначальное прошлое, и что соответствует искажению и изменению его.
Отсюда такое множество разногласий между авторами по вопросу о том, что
приходится в особенностях примитивной культуры рассматривать как
первичное, и что как более позднее, вторичное формирование. Выяснение
первичного состояния остается таким образом всегда делом конструкции.
Нелегко, наконец, вникнуть в образ мыслей примитивных народов. Мы так же
не понимаем их, как и детей, и всегда склонны истолковать их поступки и
переживания соответственно нашим собственным психическим констелляциям.
34 Ср. статью "О табу".
35 Как и теперь еще волки в клетке на лестнице в Капитолии в Риме и
медведи в клетке в Берне.
36 Как белая женщина в некоторых аристократических родах.
37 См. ниже соображения по поводу жертвоприношения.
38 См. первую статью.
39 В соответствии с этим текстом находится вывод о тотемизме, который
Frazег делает в своей второй работе на эту тему. Таким образом тотемизм
обычно трактуется как примитивная система в двух областях - в религии и в
социальной жизни. Как система религиозная тотемизм обнимает мистический
союз дикаря с его тотемом; как система общественная он осмысливает
отношения, в которых стоят мужчина и женщина, принадлежащие к одному и
тому же тотему, и отношения к представителям других тотемистических групп.
Соответственно этим двум сторонам системы имеется два суровых и согласных
между собой положения, или канон тотемизма: первое правило, что Человек не
смеет убивать или поедать свой тотем
- животное или растение, и второе
правило, что он не смеет жениться или жить с женщиной, принадлежащей к
тому же самому тотему. Fгаzег прибавляет далее то, что вводит нас в
сущность спорных вопросов о тотемизме: связаны ли или совершенно
независимы друг от друга эти две стороны тотемизма
- религии и общества, -
это вопрос, на который отвечают различно.
40 Относительно такой перемены взглядов он написал следующую прекрасную
фразу: "Я не так наивен, чтобы претендовать на то, чтобы дать
окончательные заключения по этому трудно разрешимому вопросу. Много раз я
принужден был менять мои взгляды, и я готов изменить их снова в согласии с
тем, что дает нам действительность, беспристрастный исследователь должен
стараться менять свою окраску, подобно хамелеону, соответственно
изменяющейся окраске той почвы, по которой он ступает".
41 "По своей сущности вопрос о происхождении тотемизма лежит далеко за
пределами нашего исторического исследования или наблюдения, и нам
приходится довольствоваться при изучении этого вопроса одними
предположениями". А.Lang: "Мы нигде не можем увидать абсолютно
примитивного Человека и того, как создается тотемистическая система", с.
29.
42 Первоначально, вероятно, только животных.
43 По A Lang'y. Secret of the Totem, p. 34.
44 Ibid.
45 Pikler и Sоmlо, "Происхождение тотемизма", 1901. Свое объяснение авторы
с основанием называют: "Материалы к материалистической теории истории".
46 Ср. ст. "О табу".
47 Здесь ничего нет из того неясного и мистического, метафизически
туманного, что некоторые авторы хотят приписать скромному началу
человеческих размышлений, но что совершенно чуждо простому, чувственному и
конкретному способу мышления дикарей.
48 "Кажется неправдоподобным, чтобы община дикарей могла мудро разделить
царство природы на области, назначая в каждую область особенную группу
магов, и приказать всем этим группам творить магическое и создавать
чародейственную силу общего божества".
49 Это верование - философия первобытных примитивных людей. A.Lang.
50 Напр., Frazег. Тотемический клан - совершенно иная социальная
организация, нежели эксогамический класс, и у нас есть солидные основания
думать, что первый гораздо древнее последнего.
51 Нечистый, потому что он не практиковался.
52 Происхождение и развитие морали, II. Брак, 1909. Там же защита автора
против ставших ему известными возражений.
53 Ch. Darvin говорит о дикарях: "Они не склонны задумываться над
угрожающими в будущем несчастиями их племени".
54 Ср. первую статью.
55 "Таково окончательное происхождение эксогамии и с нею закона об
инцесте; с того времени, как была придумана эксогамия, как помеха инцесту,
- наша проблема остается в отношении ее такой же неясной, какой и была до
этого".
56 Происхождение Человека.
57 "Если, в согласии с теорией Darwin'a, доказано, что эксогамия
встречается до того, как верование в тотем доставляет этому правилу
священную санкцию, то наша задача делается относительно нетрудной. Первое
практическое правило исходит от завистливого властелина. Повеление: "Да не
коснутся самцы самок в моем владении" сопровождается изгнанием молодых
сыновей. В дальнейшем это правило стало привычным и приняло формулировку:
"Не бери в жены никого из местной группы". Еще позже местные группы
получают прозвища - имена, например, Эму, Ворона, Опоссума, Бекаса, и
тогда правило формулируется так: "Не бери никого в жены из местной группы
с именами определенных животных, примерно: Бекаса, если ты сам Бекас.
Однако, если первичная группа не была эксогамичной, то она стала таковой
после того, как тотемистические мифы и табу распространились на животных,
растения и другие названия маленьких местных групп".
58 Фантазия о жирафах, р. 24.
59 О замене кастрации, ослеплением в Эдиповском мифе.
60 В котором, по Frazer'y, заключается сущность тотемизма:
"тотемизм это -
идентификация Человека с его тотемом".
61 Я обязан Otto Rank'y сообщением случая фобии собаки у интеллигентного
молодого Человека, объяснение которого о происхождении его болезни
удивительно напоминает упомянутую выше теорию тотема Aruntа. Он утверждал,
что узнал от отца, что мать его во время беременности была однажды
напугана собакой.
62 "Вывод таков, что приручение животных, к которому неизменно приводил
тотемизм (если встречались животные, способные к приручению), оказывалось
фатальным для тотемизма".
63 Возражения, приведенные различными авторами против этой теории
жертвоприношения, не остались мне неизвестными, но по существу не
повредили впечатлению от теории Robertson Smith'а.
64 К этому описанию, которое могут неправильно понять, прошу прибавить,
как корректив, заключительные строки следующего примечания.
65 Кажущееся невероятным предположение - убийство тиранического отца,
благодаря объединению изгнанных сыновей, казалось и Atkinsоn'y прямым
следствием, вытекающим из условий дарвиновской орды. "Орда молодых братьев
жила в вынужденном целибате или, лучше сказать, в полиандрических
отношениях с какой-нибудь одной попавшей в плен женщиной. Так эта орда
жила до достижения половой зрелости; однако, по мере того, как она
становилась сильнее, она неизбежно все снова и снова вступала в борьбу,
желая отнять и жену и жизнь у отца-тирана". Atkinsоn, проведший свою жизнь
в Новой Каледонии и находившийся в необыкновенно благоприятных условиях
для изучения туземцев, ссылается также и на то, что предполагаемые
Dагwin'ом обстоятельства жизни первобытной орды легко можно наблюдать в
табунах диких лошадей и быков и что эти условия всегда ведут к убийству
животного-отца. Он далее предполагает, что после устранения отца наступает
распад орды, вследствие ожесточенной борьбы сыновей-победителей между
собой. Таким путем никогда не возникла бы новая организация общества: все
снова повторяющееся насильственное восшествие сына единоличного
отца-тирана дает возможность отцеубийце в очень скором времени
утверждаться в братоубийственных распрях. Аtkinsоn, который не мог
пользоваться указаниями психоанализа и которому не были известны
исследования Robertson Smith'a, находит менее насильственный переход от
первобытной орды к ближайшим социальным ступеням, на которых
многочисленные мужчины уживаются в мирном сожительстве. Он допускает, что
материнская любовь добивается того, что в орде остаются сначала только
самые младшие сыновья, а позже и другие, за что эти терпимые должны
признать сексуальные преимущественные права отца в форме отказа их от
матери и сестер.
66 Этой новой направленности чувств способствовало то, что поступок этот
не мог принести удовлетворения никому из совершивших его. В известном
смысле его совершили напрасно. Никто из сыновей не мог осуществить свое
первоначальное желание - занять место отца. А неудача, как нам известно,
гораздо больше способствует нравственной реакции, чем удовлетворение.
67 Убийство и инцест или другое какое-нибудь преступление против священных
законов крови были единственными злодеяниями в примитивном обществе,
которые община признавала подсудными.
68 "Нам, современным людям, у которых расстояние, отделяющее людей от
божества, увеличилось до непроходимой бездны, такая пантомима может
показаться одиозной, но у древних народов это было совсем по-другому.
Воображаемые боги и Человек казались единокровными, некоторые семьи вели
свое происхождение от божества, и обожествление Человека, вероятно,
казалось им не более экстраординарным, чем канонизация святого у наших
католиков".
69 Победа одного культа богов над другим в мифологии означает, как
известно, исторический процесс замены одной религиозной системы новой,
вследствие ли завоевания чужим народом или в силу психологического
развития. В последнем случае миф приближается к
"функциональным феноменам"
в смысле Н. Si1berer'a. Предположение, что убивающий животное бог является
символом либидо, как утверждает С. G. Jung, исходит из другого понимания
либидо, чем принятое до сих пор, и мне кажется вообще спорным.
70 "Оплакивание - не свободное выражение симпатии по отношению к божеству
трагедии, оно обязательно и требуется под страхом сверхъестественного
гнева божества. Оплакивающие прежде всего отрицают свою ответственность за
смерть бога, этот пункт дошел и до нас в связи с богочеловеческими
жертвами, как, например, у "закалывателей быков в Афинах".
71 Страх кастрации играет невероятно большую роль в порче отношений с
отцом у наших молодых невротиков. Из прекрасного наблюдения Fегеnсzi мы
видим, как мальчик узнает свой тотем в животном, которое хочет укусить его
за половой орган. Когда наши дети узнают о ритуальном обрезании, они
отождествляют его с кастрацией. Параллель из области психологии народов
этому поведению детей, насколько я знаю, еще не указали. Столь частое в
доисторические времена и у примитивных народов обрезание относится к
периоду посвящения во взрослые мужчины, где оно приобретает свое значение,
и только впоследствии переносится в более раннюю эпоху жизни. Чрезвычайно
интересно, что у примитивных народов обрезание комбинируется со
срезыванием волос или с вырыванием зубов или заменяется ими, и что наши
дети, которые ничего не могут знать об этом положении вещей, при своих
реакциях страха относятся к этим обеим операциям, как к эквивалентам
кастрации.
72 Импульсы к самоубийству, наших невротиков всегда оказываются наказанием
самого себя за желание смерти другим.
73 Съедание бога. Кто знаком с литературой предмета, тот не подумает, что
сведение христианского причастия к тотемистической трапезе является мыслью
только автора этой статьи.
74 Ariel в "Буре":
На тридцать пять футов
В воде твой отец.
Что было костями, -
В коралл обратилось;
Что было глазами -
То перлами стало.
Ничто в разрушение
В нем не пришло,
Но только все в нем
Обратилось в морское.
75 Или родительского комплекса.
76 Так как я привык к неправильному пониманию, то считаю нелишним
специально подчеркнуть, что данные здесь объяснения не означают, что мною
забыта сложная природа разбираемых феноменов, но что я хочу только
прибавить новый момент к известным уже или еще неоткрытым источникам
религии, нравственности и общества, момент, вытекающий из требований,
подсказанных психоаналитическими взглядами. Синтез полного объяснения я
представляю другим. Но из природы этих новых данных вытекает, что в таком
синтезе они должны будут играть только центральную роль, хотя потребуется
продолжение больших эффективных сопротивлений прежде, чем за ними будет
признано это значение.
77 Ср. вторую статью этого сборника "О табу".
78 См. статью "Об анимизме, магии и всемогуществе мысли"
Оглавление
www.pseudology.org
|
|