| |
|
Сигизмунд Фрейд
|
Некоторые типы характеров... |
III
Преступники из чувства вины
В рассказах о своей юности, особенно о периоде до наступления половой
зрелости, люди, часто весьма порядочные, сообщали мне о непозволительных
поступках, в которых они тогда провинились, о кражах, подлогах и даже
поджогах. От таких сведений Я обычно отделывался, ссылаясь на то, что
известна слабость моральных торможений в этом возрасте, и не пытался
включить их в какие-то более важные связи. Но в конце концов благодаря
ярким и более удобным для рассмотрения случаям, когда подобные поступки
совершали во время лечения у меня люди, перешедшие через такую временную
черту, Я был подвигнут к более основательному изучению подобного рода
инцидентов. Аналитическая работа привела в данном случае к
поразительному результату - такие проступки совершаются прежде всего
потому, что они были запретными, и потому, что с их совершением было
связано душевное облегчение у виновника. Он мучался давящим чувством
вины неизвестного происхождения, а после совершения проступка это
давление уменьшалось. По крайней мере чувство вины как-то устраивалось.
Как бы парадоксально это ни звучало, Я готов утверждать, что чувство
вины возникает до проступка и не оно является его причиной, а, напротив,
проступок совершается вследствие чувства вины. Таких людей можно было бы
по праву назвать преступниками
из чувства вины. Разумеется, предварительное существование такого
чувства могло бы быть доказано посредством целого ряда других проявлений
и действий.
Обоснование темы инцеста в "Росмерсхольме" было уже проделано
аналогичными средствами в весьма содержательной книге О. Ранк&site=http://www.pseudology.org&server_name=Псевдология&referrer1=http://www.pseudology.org&referrer2=ПСЕВДОЛОГИЯ&target=>Ранка "Das
Inzestmotiv in Dichtung und Sage"/"MoTHB инцеста в поэзии и саге"/
(1912).
Впрочем, обнаружение курьеза не является целью научного исследования.
Необходимо ответить на два последующих вопроса: откуда возникает смутное
чувство вины до совершения проступка и возможно ли, что причина
подобного рода играет более значительную роль в преступлениях людей?
Поиски ответа на первый вопрос доставляют сведения о происхождении
человеческого чувства вины вообще. Закономерный вывод аналитической
работы гласил, что это смутное чувство вины возникло из Эдипова
комплекса и является реакцией на два великих преступных намерения: убить
отца и вступить в сексуальные отношения с матерью. По сравнению с этими
двумя намерениями преступления, начинающиеся с обнаружения чувства вины,
являлись, без сомнения, облегчением для людей, которые их совершали.
Здесь необходимо вспомнить о том, что отцеубийство и инцест с матерью
-
два великих преступления людей, единственные, которые преследовались и
осуждались еще в первобытных обществах. Вспомним и о том, как близко мы
благодаря другим исследованиям подошли к предположению, что человечество
заимствовало из комплекса Эдипа свою совесть,
выступающую теперь в качестве унаследованной психической силы.
Ответ на второй вопрос выходит за границы психоаналитической практики. У
детей можно четко наблюдать, что они становятся "плохими", чтобы
спровоцировать наказание, а после него успокаиваются и удовлетворяются.
Последующий анализ часто приводит к следам чувства вины, заставляющего
их искать наказание. Из числа взрослых преступников необходимо, пожалуй,
отбросить всех тех, кто совершает преступления, не испытывая чувства
вины, тех, кто либо не выработал моральных сдерживающих начал, либо
считает свои действия оправданными в борьбе с обществом. Но у
большинства других преступников, для которых, собственно, и создан
уголовный кодекс, возможность отмеченной нами мотивации могла бы
приниматься в расчет, освещая некоторые темные места в психологии
преступника и обеспечивая новое психологическое обоснование наказанию.
Один друг обратил позднее мое внимание на то, что и Ницше был известен
"преступник из чувства вины". Предварительное существование чувства вины
и использование преступления для рационализирования последнего
обсуждается в речи Заратустры "О бледном преступнике". Предоставим
будущему исследованию решить, скольких преступников можно причислить к
этим "бледным".
Мифологическая параллель пластического навязчивого представления
У одного больного, которому около 21 года, продукты бессознательной
умственной деятельности проявляются не только как навязчивая идея, но и
как навязчивая картинка. И та, и другая могут сопровождать друг друга
или возникать независимо друг от друга. К определенному времени у него
установилась тесная связь между навязчивым словом и навязчивой
картинкой, если он видел входящим в комнату своего отца. Слово это
"Vaterarsch" (отцовская задница), а соответствующая картинка изображала
отца в виде обнаженной нижней части тела с руками и ногами, верхняя
часть туловища и голова отсутствовали. половые органы не были
обозначены, черты лица Нарисованы на животе.
При объяснении этого весьма
безумного симптомообразования следует заметить, что наш интеллектуально
развитый мужчина с высокими этическими устремлениями вплоть до
десятилетнего возраста очень активно занимался анальной эротикой в
различных формах. После того как он преодолел её, его сексуальная жизнь
вследствие происходившей позднее борьбы с генитальной эротикой была
оттеснена назад на анальный этап. Он очень любил и уважал своего отца,
хотя и немало боялся его; но с точки зрения его высоких требований к
подавлению инстинктов и аскетизму отец казался ему представителем
"Vollerei" ("бражников"), ориентированных на материальное.
Слово "Vaterarsch" объяснилось вскоре как озорное "онемечивание"
почетного звания "Patriarch". Навязчивая картинка - общеизвестная
карикатура. Она напоминает о других изображениях, которые с целью
умаления, унижения заменяют всю персону одним-единственным органом,
например её гениталиями, о бессознательных фантазиях, которые
отождествляют половые органы с человеком в целом, и о шутливых выражениях типа: "Ich bin ganz
Ohr"'*.
To, что животу объекта насмешки придаются черты лица, поначалу
показалось мне очень странным. Но скоро Я вспомнил, что видел подобное
на французских карикатурах2. Потом случай познакомил меня с древним
изображением, которое полностью соответствует навязчивой картинке моего
пациента.
Согласно греческой легенде, Деметра в поисках своей похищенной дочери
пришла к Гелиосу, была принята Дисавлом и его женой Баубо, но в своей
глубокой печали отказалась притронуться к пище и напиткам. Однако
хозяйка Баубо рассмешила её, внезапно подняв кверху свои одежды и
обнажив живот. Обсуждение этой забавной истории, которая, вероятно,
должна объяснять какой-то не более понятный магический церемониал,
находится в четвертом томе работы Соломона Рейнаха "Культы, мифы и
религии" (1912 г).. Там же упоминается, что при раскопках малоазийского
Приена были найдены терракотовые изображения Баубо. Они демонстрируют
женское туловище без головы и груди, на животе нарисовано лицо; поднятая
вверх юбка обрамляет это лицо, словно копна волос (Reinach S. Р. 117)
---------------------
*Дословно: "Я весь ухо" (нем).. Близко русскому: "Я весь внимание".
-
Примеч. пер.
2 Ср.: "Неприличный Альбион", карикатура Жана Вебера 1901 г. в книге
Эдуарда Фукса "Эротический элемент в карикатуре" (1904).
Скорбь и меланхолия
После того как сновидение послужило нам нормальным образцом
нарциссического душевного расстройства, мы постараемся прояснить
сущность меланхолии, сравнивая
её с нормальной эмоцией скорби. Но на
этот раз мы должны заранее сделать признание, которое должно
предотвратить переоценку результата.
Меланхолия, понятийное определение
которой шатко и в описательной психиатрии, встречается в разнообразных
клинических формах, сведение которых в единое целое кажется
необоснованным, а некоторые из них напоминают скорее соматические, чем
психогенные поражения. Помимо впечатлений, имеющихся в распоряжении
любого наблюдателя, наш материал ограничивается небольшим числом
случаев, психогенная природа которых не подлежит никакому сомнению.
Таким образом, мы с самого начала отказываемся от притязаний на
универсальность наших результатов и утешаем себя тем соображением, что с
помощью современных исследовательских средств мы едва ли сможем
обнаружить что-нибудь, что было бы нетипично если не для целого класса
поражений, то уж хотя бы для маленькой их группы.
Сопоставление меланхолии и скорби кажется оправданнее, если исходить из
общей картины двух состояний'. Поводы для возникновения обоих под
влиянием жизненных обстоятельств тоже совпадают там, где они вообще
ясны. скорбь, как правило, является реакцией на утрату любимого человека
или какой-либо помещенной на его
место абстракции, например Родины, свободы, идеала и т.д. При одном и
том же воздействии у некоторых людей, которых мы поэтому подозреваем в
патологической предрасположенности, вместо скорби проявляется
меланхолия. В высшей степени примечательно также то, что нам никогда не
приходит в голову рассматривать скорбь как патологическое состояние и
обращаться к врачу для её лечения, хотя она приносит с собой тяжелые
отклонения от нормального образа жизни. Мы полагаемся на то, что по
истечении некоторого времени она будет преодолена, и считаем
беспокойство по её поводу напрасным, себе во вред.
Абрахам, которому мы обязаны самым значительным из немногих
аналитических исследований по данному предмету, также исходил из этого
сравнения (Zentralblatt fur Psychoanalyse. П. 6. 1912).
На психическом уровне меланхолия отличается глубоко болезненным дурным
настроением, потерей интереса к внешнему миру, утратой способности
любить, заторможенностью всякой продуктивности и понижением чувства
собственного достоинства, что выражается в упреках самому себе,
поношениях в свой адрес и перерастает в бредовое ожидание наказания. Эта
картина станет более понятной, если мы примем в расчет, что скорбь
обнаруживает те же самые черты, кроме одной-единственной; расстройство
чувства собственного достоинства в этом случае отсутствует.
А иначе это
одно и то же. Тяжелая скорбь, реакция на утрату любимого человека,
содержит упомянутое болезненное настроение, потерю интереса к внешнему
миру - поскольку он не напоминает об умершем, - потерю способности
выбрать какой-либо новый объект любви - что означало бы замену
оплакиваемого, - отход от всякой продуктивной деятельности, которая не
связана с воспоминаниями об умершем. Мы легко поймем, что эти
заторможенность и ограниченность "Я" являются выражением исключительного
предания
себя скорби, при этом для других намерений и интересов ничего больше не
остается. Такое поведение не кажется нам патологическим, собственно,
только потому, что мы так хорошо умеем его объяснять.
Мы также одобряем сравнение, именующее скорбное настроение
"болезненным". Его правомочность, вероятно, станет для нас очевидной,
если мы в состоянии охарактеризовать боль психоэкономически.
Как же работает скорбь?
Я считаю, что не будет никакой натяжки, если
изобразить её следующим образом: критерий реальности показал, что
любимого объекта больше не существует, и теперь требуется отвлечь все
либидо от связей с этим объектом. Против этого возникает понятный
протест - везде и всюду можно наблюдать, что человек неохотно покидает
позицию либидо, даже тогда, когда маячит замена. Протест может быть
таким интенсивным, что происходит отрыв от реальности и сохранение
объекта с помощью психоза галлюцинаторных видений. Нормой является
ситуация, когда принцип реальности одерживает победу. Но все же он не
может сразу выполнить свою задачу. Его реализация проводится, в
частности, с большими затратами времени и накопленной энергии; при этом
в психике продолжает существовать утраченный объект. Любое отдельное
воспоминание или ожидание, в которых либидо прочно связано с объектом,
прекращается, перезамещается, и в нем происходит ослабление либидо.
Почему этот компромиссный результат разового исполнения принципа
реальности так чрезвычайно болезнен, совсем не легко экономически
обосновать. Примечательно, что эта боль кажется нам само собой
разумеющейся. Фактически же "Я" после завершения работы скорби вновь
становится свободным и безудержным.
Теперь применим к меланхолии то, что мы узнали о скорби. В ряде случаев
очевидно, что она тоже может быть реакцией на утрату любимого объекта;
при иных поводах можно обнаружить, что природа утраты более идеальная.
Скажем, объект умер не по-настоящему, но он потерян как объект любви
(например, в случае покинутой невесты). Еще бывают случаи, когда
считают, что нужно признавать такую утрату, но при этом не могут четко
распознать, что именно утрачено, и тем скорее следует предположить, что
и больной тоже не способен постичь умом, что именно он потерял. Да, такой случай мог бы еще иметь место тогда, когда вызвавшая
меланхолию утрата известна больному, когда он знает, кого он потерял, но
не знает, что он при этом утратил. Таким образом нам было бы удобнее
как-то связать меланхолию с неосознанной утратой объекта, в отличие от
скорби, при которой в утраченном нет ничего бессознательного.
Мы обнаружили, что заторможенность и потеря интереса при скорби
полностью объясняются поглощающей "Я" работой скорби. Сходная внутренняя
работа будет следствием также и неизвестной утраты при меланхолии, и
поэтому она будет ответственной за заторможенность при меланхолии.
Меланхолическая заторможенность производит на нас загадочное впечатление
лишь потому, что мы не в состоянии понять, что же в столь полной мере
поглощает больных. Меланхолик демонстрирует нам еще кое-что,
отсутствующее при скорби,
- чрезвычайное понижение чувства собственного
"Я", величественное оскудение "Я". При скорби мир становится бедным и
пустым, при меланхолии же таким становится само "Я". Больной изображает
свое "Я" мерзким, ни на что не способным, аморальным, он упрекает,
ругает себя и ожидает изгнания и наказания. Он унижается перед любым
человеком, жалеет каждого из своего окружения за то, что тот связан с
таким недостойным человеком, как он. Он не понимает перемены, которая в
нем произошла, но распространяет свою самокритику и на прошлое,
утверждая, что никогда не был лучше. Картина такого - преимущественно
морального - тихого помешательства дополняется бессонницей, отказом от
пищи и психологически в высшей степени примечательным преодолением
влечения, благодаря которому все живое продолжает жить.
Было бы бесполезно с позиций науки, да и терапии противоречить больному,
выдвигающему такие обвинения в адрес собственного "Я". Должно быть,
по-своему он все же прав и выражает что-то сложившееся, что обстоит так,
как ему кажется. С некоторыми из его наговоров мы должны без оговорок
сразу же согласиться. Он действительно так равнодушен, так неспособен на
любовь и на продуктивную деятельность, как и говорит. Но это, как мы
знаем, вторично, это следствие внутренней, неизвестной нам, сопоставимой
со скорбью работы, которая изнуряет его "Я". В некоторых других
самообвинениях он тоже кажется правым,
только воспринимает истину острее остальных, немеланхоликов. Когда он с
повышенной самокритикой изображает себя мелочным, эгоистичным,
неискренним, несамостоятельным человеком, всегда стремившимся только к
тому, чтобы скрыть слабости своего характера, он, вероятно, достаточно
близок к тому, что нам известно о самопознании, и мы лишь спрашиваем
себя, почему нужно сначала заболеть, чтобы подобная истина стала
доступной.
Ведь не вызывает сомнения, что тот, кто сформировал такую
самооценку и выражает её перед другими - оценку, которую использует по
отношению к себе и к другим принц
Гамлет, - тот болен, независимо от
того, говорит ли он правду или поступает по отношению к себе более или
менее несправедливо. Нетрудно также заметить, что между масштабами
самоуничижения и его реальными основаниями, на наш взгляд, нет
соответствия. Порядочная, прилежная и верная жена при меланхолии будет
говорить о себе не лучше, чем и в самом деле никчемная; и у первой,
возможно, большая вероятность заболеть меланхолией, чем у второй, о
которой и мы не могли бы сказать ничего хорошего. В конце концов, нам
должно бросаться в глаза, что меланхолик ведет себя не совсем так. как
обычный, терзаемый раскаянием и самоупреками человек. У него отсутствует
или, по крайней мере, незначительно проявляется стыд перед другими,
который прежде всего характеризовал бы это второе состояние. У
меланхолика можно было бы выделить почти противоположную черту -
навязчивую общительность, которая находит удовлетворение в
самокомпрометации.
Значит, не суть важно, прав ли меланхолик в своём болезненном
самоуничижении, когда его критика совпадает с оценкой других. Речь
скорее должна идти о том, что он верно описывает свою психологическую
ситуацию. Он утратил самоуважение и должен иметь для этого достаточное
основание. Тогда мы в любом случае оказываемся перед противоречием,
которое задает нам трудноразрешимую загадку. По аналогии со скорбью мы
обязаны заключить, что он претерпевает утрату объекта; из его
высказываний следует утрата собственного "Я".
'Use every man after his desert, and who should scape whipping? (Hamlet.
II. 2). - Если с каждым обходиться по заслугам, кто уйдет от порки?
(Пер. Б. Л. Пастернака).*
Прежде чем мы займемся этим противоречием, на минутку задержимся на том,
с чем нас знакомит психическое состояние меланхолика в строении
человеческого "Я". Мы видим, что у него одна часть "Я" противопоставляет
себя другой, критически оценивает её и как бы принимает в качестве
объекта. Наше подозрение, что критическая инстанция, отделившаяся при
этом от "Я", при других обстоятельствах тоже может доказать свою
самостоятельность, подтверждают все дальнейшие наблюдения. Мы
действительно найдем основание отделить эту инстанцию от остального "Я".
То, с чем мы здесь познакомились, это инстанция, обычно называемая
совестью; наряду с цензурой сознания и принципом реальности мы
причисляем её к важным институтам "Я" и когда-нибудь найдем
доказательства того, что она может заболеть сама по себе. Картина
болезни при меланхолии характеризуется моральным не^ довольством
собственным "Я"; физический недостаток, уродство, бессилие, социальная
неполноценность значительно реже становятся предметом самооценки; лишь
обеднение "Я" занимает преимущественное место в опасениях и утверждениях
больного.
К разъяснению только что обнаруженного противоречия приводит наблюдение,
которое совсем легко осуществить. Если терпеливо выслушивать различные
самообвинения меланхолика, то в конце концов нельзя отделаться от
впечатления, что самые сильные из них зачастую очень мало подходят к его
личности, но с незначительными изменениями могут подойти другому
человеку, которого больной любит, любил или должен был бы любить.
Сколько раз исследуешь положение дел, столько и убеждаешься в этом
предположении. Таким образом, признавая самоупреки упреками в адрес
объекта любви, которые тут же перекладываются с него на собственное "Я",
приобретаешь ключ к картине болезни.
Жена, вслух жалеющая своего мужа за то, что он связался с такой ни на
что не способной женщиной, собственно говоря, хочет обвинить в
несостоятельности мужа, в каком бы смысле это ни подразумевалось. Не
нужно слишком удивляться тому, что справедливые упреки в свой адрес
перемешаны здесь с переадресованными; они могут выделяться, потому что
они содействуют тому, чтобы скрывать другие и делать невозможным
познание истинного положения вещей, ведь они происходят из тех "за" и
"против" любовной ссоры, которая
привела к утрате любви. Теперь и поведение больных становится гораздо
понятнее. Их жалобы на себя - это жалобы на кого-то, в соответствии со
старым смыслом слов (Klagen - Anklagen); они не стыдятся и не
скрываются, потому что все уничижительное, сказанное ими, в общем-то
высказывается о другом человеке; и они далеки от того, чтобы
засвидетельствовать своему окружению собственное смирение и покорность,
которые подобали бы столь недостойным личностям, напротив, они в высшей
степени измучены, всегда как бы обижены и как будто бы испытывают
большую несправедливость. Все это возможно только потому, что эти
реакции их поведения проистекают из душевного протеста, переходящего
затем посредством некоего процесса в меланхолическую подавленность.
Далее совсем нетрудно воссоздать этот процесс. Выбор объекта, привязка
либидо к определенной личности осуществились; под влиянием реальной
обиды или разочарования в возлюбленном отношение к объекту терпит крах.
Итогом был не нормальный отрыв либидо от этого объекта и его перенос на
новый объект, а иной, требующий, видимо, больших усилий для своего
осуществления. Занятие объекта оказалось неспособным к сопротивлению,
оно прекратилось, но свободное либидо не было перенесено на другой
объект, а отступило в "Я". Но там оно не нашло никакого применения, а
способствовало отождествлению "Я" с покинутым объектом. Так тень объекта
падает на "Я", которое теперь может быть расценено особой инстанцией как
объект, как покинутый объект. Таким образом, утрата объекта превратилась
в утрату "Я", а конфликт между "Я" и любимым человеком
- в раздор между
критической способностью "Я" и "Я", изменившимся в результате
отождествления.
О некоторых предпосылках и результатах такого процесса можно сразу
догадаться. С одной стороны, должна существовать сильная фиксация на
объекте любви, но с другой, в противоречии с этим, малая степень
концентрации энергии на объекте. Видимо, это противоречие, по меткому
замечанию О. Ранк&site=http://www.pseudology.org&server_name=Псевдология&referrer1=http://www.pseudology.org&referrer2=ПСЕВДОЛОГИЯ&target=>Ранка, требует, чтобы выбор объекта осуществлялся на
нарциссической основе, так что концентрация на объекте при возникновении
трудностей может регрессировать к нарциссизму. Нарциссическое
отождествление с объектом заменяет
любовную концентрацию, в результате чего любовные отношения, несмотря на
конфликт с любимым человеком, не должны прекращаться.
Такая замена любви
к объекту отождествлением является важным механизмом при проявлениях
нарциссизма. К. Ландауер смог это недавно обнаружить в процессе лечения
шизофрении'. Он, естественно, соответствует регрессии от некоторого типа
выбора к первоначальному нарциссизму. В другом месте мы выяснили, что
отождествление является предварительной ступенью выбора объекта и
первым, амбивалентным в своём выражении, способом, каким "Я" выделяет
объект. Оно хотело бы поглотить этот объект, соответственно оральной или
каннибальской фазе в развитии либидо. К этой взаимозависимости Абрахам
по праву сводит отказ от приема пищи, который проявляется при тяжелой
форме меланхолического состояния.
К сожалению, требуемый теорией вывод, согласно которому расположенность
к меланхолическому заболеванию или часть его переходят в господство
нарциссического типа выбора объекта, еще нуждается в подтверждении с
помощью дополнительного исследования. Во вступительной части этого
сочинения Я признал, что эмпирический материал, на котором строится
данное исследование, недостаточен для удовлетворения наших притязаний.
Если бы мы могли допустить соответствие наблюдений с нашими выводами, то
не колеблясь включили бы регрессию от концентрации на объекте к
нарциссической оральной фазе либидо в характеристику меланхолии.
Отождествления с объектом отнюдь не редки, и при неврозах перенесения,
напротив, это известный механизм образования симптомов, особенно при
истерии. Мы могли бы усмотреть различие между нарциссическим и
истерическим отождествлением в том, что в первом случае концентрация на
объекте ликвидируется, тогда как во втором она продолжает существовать и
оказывает воздействие, которое обычно ограничивается единичными
действиями и возбуждениями нервной системы. Тем не менее отождествление
и при неврозах перенесения выражает общность, которая может означать
любовь. Нарписсическое отождествление - более изначальное и открывает нам доступ к пониманию менее изученного истерического
отождествления.
-------------------------
Intern. Zeitschr. fur arztl. Psychoanalyse. II.
1914.
Меланхолия, таким образом, заимствует одну часть своих характерных
свойств у скорби, а другую часть
- у процесса регрессии от
нарциссического выбора объекта к нарциссизму. С одной стороны, она, как
скорбь, является реакцией на реальную утрату объекта любви, но, кроме
того, она обременена условием, которое отсутствует при нормальной скорби
или - в том случае, если они присоединяются, - преобразовано в
патологическое проявление. Утрата объекта любви - отличный повод
обнаружить и продемонстрировать амбивалентность любовных отношений. Там,
где имеется расположенность к неврозу навязчивых состояний,
амбивалентный конфликт придает скорби патологическую форму и заставляет
её выразиться в форме упреков в свой адрес, что, мол, сам был виноват в
утрате объекта любви, т. е. хотел этого. На таких депрессиях при неврозе
навязчивых состояний после смерти любимого человека мы видим, к чему
приводит амбивалентный конфликт сам по себе, если при этом отсутствует
регрессивное втягивание, убирание либидо.
Случаи меланхолии чаще всего
выходят за пределы простой утраты в результате смерти, и все содержат
ситуации обиды, оскорбления и разочарования, которые могут вносить в
отношения противоположность любви и ненависти или усиливать имеющуюся
амбивалентность. Этим амбивалентным конфликтом, то более реального, то
более конститутивного происхождения, нельзя пренебрегать как одним из
условий меланхолии. Если любовь к объекту, которая не может
прекратиться, тогда как сам объект покинут, нашла спасение в
нарциссическом отождествлении, то по отношению к этому эрзац-объекту
обнаруживается ненависть, обнаруживается в том, что его бранят, унижают,
заставляют страдать и находят в этом страдании садистское
удовлетворение.
Несомненно, доставляющее удовольствие самоистязание при
меланхолии означает, как и соответствующий феномен невроза навязчивых
состояний, удовлетворение садистских тенденций и тенденций ненависти',
которые направлены на объект и на этом пути повернулись в сторону
собственной личности. В обоих случаях больным, как правило, еще удается отомстить изначальному объекту обходным путем через
самонаказание и мучить свою любовь посредством болезни, впадая в
заболевание, чтобы не показывать свою враждебность прямо. Человек,
который вызывает у больного расстройство чувств и на которого
ориентирована его болезнь, обычно находится в ближайшем окружении
больного. Итак, любовную концентрацию меланхолика на своём объекте
постигла двоякая участь; отчасти она регрессировала к отождествлению, а
другая её часть под влиянием амбивалентного конфликта вернулась на
близкую к ней ступень садизма.
---------------------------
Об их различии см. в моей работе "Triebe und Triebschicksale".
Лишь этот садизм раскрывает нам загадку склонности к самоубийству,
которая делает меланхолию столь интересной и столь опасной. Мы признаем
изначальным состоянием, из которого происходит влечение, грандиозную
самовлюбленность "Я", мы видим, что в страхе, возникающем при угрозе
жизни, освобождается такой колоссальный объем нарциссического либидо,
что не понимаем, как может "Я" согласиться на самоуничтожение. Мы давно
знаем, что ни один невротик, который не обращает на себя импульс к
убийству другого, не испытывает самоубийственных намерений, но
оставалось неясным, посредством игры каких сил этот импульс может
проявиться в поступке. Теперь анализ меланхолии
показывает, что "Я" только тогда может убить себя, когда в результате
возвращения, обращения концентрации на объекте оно может рассматривать
как объект само себя, когда оно может направить на себя враждебность,
которая относится к объекту и которая представляет собой изначальную
реакцию "Я" на объекты внешнего мира. (См. "Triebe und
Triebschicksale").
Так, хотя при
регрессии от нарциссического выбора объекта объект бывает уничтожен, но
он оказывается мощнее, чем само "Я". В двух противоположных ситуациях
-
исключительной влюбленности и самоубийства - объект берет верх над "Я",
пусть даже и совершенно различными путями.
Напрашивается желание вывести одно необычное свойство меланхолии,
проявление страха перед обеднением "Я", из утратившей свои связи и
регрессивно преобразованной анальной эротики.
Меланхолия ставит нас и перед другими вопросами, ответы на которые
частично от нас ускользают. Характерное свойство прекращаться по
прошествии некоторого
времени, не оставляя после себя серьезных видимых изменений, она
разделяет со скорбью. Там мы обнаружили, что для детального
осуществления принципа реальности необходимо время, после чего "Я"
получает свое либидо свободным от утраченного объекта. Мы могли бы
предположить, что во время меланхолии "Я" совершает аналогичную работу;
психоэкономическое понимание процесса здесь, как и там, отсутствует.
Бессонница при меланхолии, вероятно, подтверждает закостенелость
состояния, невозможность осуществить необходимое для сна общее
устранение концентраций. Меланхолический комплекс ведет себя как
открытая рана, со всех сторон притягивает к себе энергию концентрации
(которую мы при неврозах перенесения назвали "ответная концентрация") и
опустошает "Я" до полного оскудения; он может легко сопротивляться
желанию сна со стороны "Я". Вероятно, соматическое, психогенно
необъяснимое обстоятельство проявляется в регулярных облегчениях
состояния в вечернее время. К этим рассуждениям примыкает вопрос, не
является ли утрата "Я" без внимания к объекту (чисто нарписсическое
заболевание "Я") достаточной, чтобы создать картину меланхолии, и не
может ли прямое токсическое оскудение либидо "Я" приводить к известным
формам заболевания.
Наиболее примечательное, требующее объяснения своеобразие меланхолии
состоит в её склонности превращаться в симптоматически противоположное
состояние мании. Как известно, это участь не всякой меланхолии.
Некоторые случаи протекают с периодическими рецидивами, интервалы между
которыми несут либо очень незначительный оттенок мании, либо вообще
лишены их. В других случаях происходит регулярное чередование
меланхолических и маниакальных фаз, выражающееся в формировании
циклического помешательства. Эти случаи попытались бы исключить из
психогенного толкования, если бы психоаналитическая практика не
достигала как раз в большинстве подобных заболеваний излечения
посредством терапевтического воздействия. Таким образом, не только
можно, но даже нужно распространить аналитическое объяснение меланхолии
и на манию.
Я не могу обещать, что результат этой попытки будет во всем
удовлетворительным. Скорее, речь идет всего лишь о возможности
некоторой первичной ориентации. Здесь в нашем распоряжении две отправные
точки, первая - психоаналитическое воздействие, вторая - можно, пожалуй,
сказать - всеобщий психоэкономический опыт. Впечатление, о котором уже
много сказано другими психоаналитиками, такое, что содержание мании ни в
чем не отличается от содержания меланхолии, что оба эти состояния
борются с одним и тем же "комплексом", который, вероятно, при меланхолии
уничтожает "Я", тогда как при мании "Я" преодолевает либо устраняет его.
Опыт предлагает другое основание: во всех состояниях радости, восторга,
триумфа, которые демонстрирует нам пример мании, можно распознать
указанную психоэкономическую обусловленность. В этих случаях речь идет о
воздействии, в результате которого большие, долго сохранявшиеся или
обычно производимые психические затраты в конечном счете становятся
чрезмерными, так что они готовы к разнообразному применению и к
возможному ослаблению.
Например: когда какой-нибудь бедняга, выиграв
большую сумму денег, внезапно избавляется от хронической заботы о хлебе
насущном, когда продолжительная и тяжелая борьба в конце концов
заканчивается успехом, когда попадаешь в положение, которое одним ударом
кончает с гнетущей неизбежностью, долго продолжавшимися изменениями и
т.д. Все подобные ситуации отличаются приподнятым настроением, признаками
расслабления благодаря радостному возбуждению и повышенной готовности к
различным действиям, совсем как при мании и в полную противоположность к
депрессии и заторможенности при меланхолии. Можно осмелиться сказать,
что мания есть не что иное, как такой триумф, только от "Я" опять же
остается скрыто, что оно победило и по какому поводу имеет место триумф.
Алкогольное опьянение, относящееся к этому же ряду состояний, поскольку
оно радостно, можно объяснить так же; в данном случае речь, вероятно,
идет о токсически достигнутом сокращении затрат на вытеснение. Дилетант
с готовностью предположит, что причиной такой подвижности и
предприимчивости в подобном маниакальном состоянии является "хорошее
настроение". Эту ошибочную связь необходимо, естественно, исключить. То
упомянутое психоэкономическое условие в душевной жизни выполнено, и
поэтому возникают,
с одной стороны, веселость в настроении, а с другой - безудержность в
действиях.
Если мы совместим оба признака, то получится следующее: при мании "Я"
должно было преодолеть утрату объекта (или скорбь по утрате, или сам
объект) и теперь получило в свое распоряжение весь объем ответной
концентрации, который болезненное страдание при меланхолии перенесло с
"Я" на себя и привязало к себе. Одержимый манией человек тоже явно
демонстрирует нам свое освобождение от объекта, от которого он страдал,
с волчьим аппетитом набрасываясь на новый объект.
Это объяснение звучит убедительно, но оно, во-первых, еще не слишком
определенно, а во-вторых, порождает больше новых вопросов и сомнений,
чем мы способны разрешить. Мы не будем избегать их обсуждения, даже если
не можем надеяться • с его помощью обрести ясность, Пока установлено:
нормальная скорбь преодолевает утрату объекта и точно так же во время
своего существования поглощает всю энергию "Я". Почему при ней даже
приблизительно не воспроизводится психоэкономическое условие для фазы
триумфа после её окончания? Я нахожу невозможным ответить на это
возражение на скорую руку, Оно обращает наше внимание на то, что мы не
можем сказать, какими психоэкономическими средствами скорбь решает свою
задачу; но здесь, возможно, поможет одна догадка. По каждому отдельному
случаю воспоминаний и надежд, которые показывают, что либидо привязано к
утраченному объекту, реальность выносит свой вердикт, согласно которому
объект больше не существует, а "Я", как бы поставленное перед вопросом,
хочет ли оно разделить эту участь, благодаря сумме нарциссических
удовлетворений решает "остаться в живых" и расторгнуть свою связь с
уничтоженным объектом. Можно представить себе, что это расторжение
происходит медленно и постепенно, а по окончании работы необходимые для
него затраты распыляются", Представляется заманчивым поискать путь от
догадки о работе скорби к описанию
меланхолической работы. Прежде всего нам мешает здесь неуверенность. До
сих пор мы не принимали во внимание топическую точку зрения и не
затронули вопроса о том, в каких и между какими психическими системами
происходит работа меланхолии. Какие психические процессы заболевания
происходят на пройденном этапе бессознательных концентраций на объекте,
а какие на этапе его замены отождествлением в "Я"?
Психоэкономическая точка зрения до сих пор мало принималась во внимание
в психоаналитических работах. Исключением является сочинение: Tausk V,
Entwertung des Verdrangungsmotives durch Rekompense // Intern. Zeitschr.
Uir arztl. Psychoanalyse, 1, 1913.
Быстро выговаривается и легко записывается на бумаге, что
"бессознательное (вещное) представление объекта покидается либидо". Но в
действительности это представление выглядит как сумма несчетных
отрывочных впечатлений (их бессознательных следов), и отвод этого либидо
не может быть кратковременным процессом, а определенно является
процессом длительным, постепенно развивающимся, как при скорби. Нелегко
определить, начинается ли он во многих местах одновременно или содержит
какую-то определенную последовательность; при анализе можно часто
констатировать, что активизированы то те, то другие воспоминания и что
идентичные, утомляющие своей монотонностью жалобы проистекают все же
всякий раз из нового бессознательного обоснования. Если объект не имеет
для "Я" такого большого, усиленного тысячекратными связями значения, то
его утрата тоже не способна вызвать скорбь или меланхолию. Таким
образом, свойство разового освобождения либидо может быть приписано в
равной мере и меланхолии и скорби, оно основывается, вероятно, на
одинаковых психоэкономических соотношениях и содействует одним и тем же
тенденциям.
Но в меланхолии, как мы узнали, содержится несколько больше содержания,
чем в простой скорби. Отношение к объекту при меланхолии не простое, оно
усложняется амбивалентным конфликтом. Амбивалентность бывает либо
конституциональная, т. е. когда зависит от каждой любовной связи этого
"Я", либо происходит из тех переживаний, которые приносят с собой угрозу
утраты объекта. Поэтому по своим побудительным мотивам меланхолия может
значительно выходить за пределы скорби, которую вызывает, как правило,
только реальная утрата, смерть объекта.
При меланхолии завязывается
множество поединков за объект, в которых борются друг с другом ненависть
и любовь, первая, чтобы освободить либидо от объекта, вторая, чтобы под
натиском сохранить позицию либидо. Эти поединки мы не можем перенести ни
в какую другую систему, кроме как в бессознательное, в империю
запечатленных, материальных следов воспоминаний (в противоположность
владению словом). Там же происходят попытки избавления от скорби, но в
данном случае ничто не препятствует продолжению этих процессов обычным
путем к сознанию через подсознание.
Для работы меланхолии этот путь
блокирован, возможно, из-за огромного количества её первопричин или их
взаимодействия. Конститутивная амбивалентность как таковая входит в
состав вытесненного, травматические переживания, связанные с объектом,
активизировали, видимо, другое вытесненное. Таким образом, все в этих
амбивалентных поединках исключено из сознания, пока не наступает
характерный для меланхолии исход. Он, насколько нам известно, состоит в
том, что находящееся под угрозой концентрации либидо в конце концов
покидает объект, но только затем, чтобы вернуться на место "Я", из
которого оно вышло. Так благодаря своему бегству в "Я" любовь избежала
уничтожения. После этой регрессии либидо процесс может стать осознанным
и представляется сознанию как конфликт между частью "Я" и критической
инстанцией.
Следовательно, то, что сознание узнает о работе меланхолии, не является
её существенной частью, как и тем, от чего мы можем ожидать влияния на
исцеление болезни. Мы видим, что "Я" унижает себя и набрасывается на
себя, и так же мало, как и больной, понимаем, к чему это может привести
и как это может измениться. Мы можем скорее приписать такую заслугу
бессознательной части работы, потому что можно без труда выявить
существенную аналогию между работой меланхолии и работой скорби. Как
скорбь побуждает "Я" отказаться от объекта, объявив его мертвым и
предлагая "Я" в качестве награды остаться в живых, так каждый единичный
амбивалентный конфликт ослабляет фиксацию либидо на объекте, обесценивая
его, унижая, как бы убивая.
Существует вероятность, что процесс
заканчивается в бессознательном, будь то после того, как унялся гнев,
или после того, как объект брошен как потерявший ценность. У нас нет
представления о том, какая из этих двух возможностей регулярно или
преимущественно кладет конец меланхолии и как это завершение влияет на
дальнейший ход событий. Возможно, "Я" испытывает удовлетворение от того,
что может признать в качестве лучшего, в качестве того, что превосходит
объект.
Даже если бы мы могли принять такое понимание работы меланхолии, оно не
может доставить нам того, на объяснение чего мы решились. Наша надежда
вывести психоэкономические условия для осуществления мании после
окончания меланхолии из амбивалентности, которая господствует над этими
заболеваниями, могла бы основываться на аналогиях из различных других
областей; но есть один факт, с которым мы обязаны считаться. Из трех
условий меланхолии (утрата объекта, амбивалентность и регрессия либидо в
"Я") два первых мы вновь встречаем при навязчивых упреках после смертных
случаев. Там амбивалентность, несомненно, представляет побудительную
причину конфликта, и наблюдение показывает, что по его истечении не
остается ничего от триумфа, свойственного маниакальному состоянию.
Теперь обратим внимание на третье обстоятельство, как на единственное
активно действующее.
То накопление поначалу связанной энергии, которая
освобождается по завершении действия меланхолии и делает возможным
возникновение мании, должно находиться во взаимосвязи с регрессией
либидо к нарциссизму. Конфликт в "Я", который меланхолия превращает в
борьбу за объект, должен действовать подобно болезненной ране, которая
требует чрезвычайно высокой ответной концентрации. Но здесь опять будет
целесообразно остановиться и отложить дальнейшее объяснение мании до тех
пор, пока мы не придем к пониманию психоэкономической природы прежде
всего физической, а затем и аналогичной ей душевной боли. Мы ведь уже
знаем, что взаимосвязь запутанных психических проблем вынуждает нас
прерывать, не закончив, любое исследование до тех пор, пока на помощь
ему не смогут прийти результаты другого исследования'.
----------------
'См. продолжение о проблеме мании в: "Massenpsychologie und Ich-Analyse"
(Ges. Werke. Bd. XIII).
Оглавление
www.pseudology.org
|
|