Глава I.
О
сущности исторического. Значение предания
Глава П. О сущности исторического. Метафизическое и
историческое
Глава III. О небесной истории. Бог и человек
Глава IV. О небесной истории. Время и вечность
Глава V. Судьба еврейства
Глава VI. Христианство и история
Глава VII. Ренессанс и гуманизм
Глава VIII. Конец Ренессанса и кризис гуманизма.
Вхождение машины
Глава IX. Конец Ренессанса и кризис гуманизма.
Разложение человеческого образа
Глава X. Учение о прогрессе и конец истории
Приложение. Воля к жизни и воля к культуре Предисловие
Русская мысль в течение XIX века была более всего занята проблемами
философии истории. На построениях философии истории формировалось наше
национальное сознание. Не случайно в центре наших духовных интересов
стояли споры славянофилов и западников о России и Европе, о Востоке и
Западе. Еще Чаадаевым и славянофилами была задана русской мысли тема по
философии истории, ибо загадка России и ее исторической судьбы была
загадкой философии истории. Построение религиозной философии истории
есть, по-видимому, призвание русской философской мысли. Самобытная
русская мысль обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена
апокалиптически. В этом — отличие ее от мысли Запада. Но это и придает
ей прежде всего характер религиозной философии истории. Я всегда
особенно интересовался проблемами философии истории. Мировая война и
революция обострили этот интерес и направили мои занятия преимущественно
в эту сторону. У меня созрел план книги по основным проблемам
религиозной философии истории, который был положен в основание лекций,
прочитанных в Москве в Вольной Академии Духовной Культуры в течение зимы
1919- 1920 гг. Записи этих лекций положены были в основание этой книги.
Прилагаю к книге написанную в 1922 г. статью "Воля к жизни и воля к
культуре", которая очень существенна для моей концепции философии
истории. Бердяев