| |
|
Николай Александрович
Бердяев |
Смысл
истории |
Глава
VI. Христианство и история
В одной из предшествующих глав я уже много говорил об исключительной
связи христианства с историей, об историчности христианства и ссылался
на Шеллинга, который в своих "Vorlesungen liber die Methode des
akademischen Studiums" с необыкновенной остротой выразил мысль о том,
что христианство прежде всего — исторично, что оно есть откровение
Божества в истории. Вместе с тем я говорил, что христианство по своей
природе исключительно динамично, а не статично, что оно является
стремительной силой в истории и что этим оно Рглубоко отличается от
склада созерцания античного мира, который был статичен. Эта динамичность
была так велика, что христианство порождало движение и тогда, когда
совершалось отступничество от христианства. Тогда динамизм сказывался в
других формах, был восстанием, бунтом против судьбы, свойственным
исключительно христианскому периоду истории, потому что христианство
является или источником истинного движения, или порождает бурное ложное
движение. Эта исключительная историчность и динамичность христианства
связана прежде всего с тем, что центральный факт христианской истории —
явление Христа - есть факт однократный и неповторяемый, а
неоднократность и неповторяемость есть основная особенность всего
"исторического". К этому неповторяемому центральному факту вся мировая
история шла, и от него вся история идет. Эта однократность и
неповторяемость исторического, эта связь истории небесной и истории
земной в мире христианском имеет исторически сложную конструкцию, в
которой преломились все основные предшествующие силы духовной истории; в
нем прежде вест взаимодействуют два начала — начало юдаистичсское и
начало хшшнское. Лишь эта встреча и взаимодействие еврейскою и
.ншинского начал создала христианство в истории В самом христианстве
происходит постоянное преобладание ю одних, m других начал, то
юдаистических, то эллинских. Каждое из лих начал определяет ту или
другую сторону многообразного и сложного христианского мира.
Юдаистические элемешы являются началами ветхозаветными, началами
откровения закона и, в известные моменты, они могут определить собою
перерождение христианства в сторону ветхозаветную, законническую, они
противятся откровению благодати, любви и свободы. Они могут являться
источником фарисейства внутри христианского мира. С другой стороны, те
же начала являются источником противоположного духа, духа
апокалиптического, обращенного к новым завершающим откровениям. Дух этот
действует в направлении прямо противоположном ветхозаветным началам, но
и то и другое юдаистическое начало является наиболее историческим,
потому что и действие элементов законнических, закрепляющих историческое
преемство, и действие элементов апокалиптических, обращенных к
грядущему, одинаково являются историческими. Вообще нужно сказать, что
христианская церковь, по самому существу своей природы, является силой
исторической по преимуществу. Она есть преломление откровения в
исторической организации человечества, она религиозно направляет судьбы
человечества, судьбы народных масс. Церковь есть исторически
направляющая сила, она преемственно связана с теми юдаистическими
началами христианства, которые являются, по преимуществу, историческими
ее элементами. Эллинские начала внутри христианства составляют богатство
христианства, но они менее динамичны. С ними связана преимущественно
созерцательная сторона христианства. Вся созерцательная метафизика
христианства со всей его догматикой и созерцательной мистикой —
эллинского происхождения. Они гораздо более эллинские по своему духу,
чем юдаистические, потому что великое созерцание божественного бытия
более свойственно духу эллинскому, чем бурно движущемуся историческому
духу еврейскому. С эллинскими элементами христианства связана и всякая
эстетика, всякая красота, потому что эллинский мир является колыбелью,
источником, на веки веков, красоты в мире христианском и вообще в мире.
С ними связана вся красота христианского культа. И все протестантские
попытки очистть христианство от язычества приводили лишь к ослаблению
христианской эстетики и христианской метафизики, т. е. как раз того, что
связано с духом эллинским.
Исключительная историчность и динамичность христианства связаны с тем,
что христианство впервые окончательно открывает миру начало духовной
свободы, неведомой миру античному, и в такой форме, которая была
неведома и миру еврейскому. Христианская свобода предполагает разрешение
исторического действия через действие свободного субъекта, свободного
духа. Эта разрешимость истории путем действия свободы активного субъекта
существенна для природы христианства и для природы истории, потому что
без допущения такого свободно действующего субъекта, своей свободной
активностью определяющего исторические судьбы человечества, конструкция
истории, конечно, невозможна. Греки утверждали необходимость добра,
разумность добра. Они понимали добро как разумную необходимость, как
результат победы разума. Сократ был выразителем эллинского понимания. В
добре есть закономерность, действуют неотразимые для разума начала.
Противоположны ему начала случайные, нерациональные. Греческое понимание
добра не связывалось со свободой. Настоящее понятие добра в греческой
философии, даже на высочайших ее вершинах, никогда не нашло себе
выражения. Христианство же утверждает свободу добра. Оно утверждает, что
добро есть продукт свободы духа, и что только то добро, которое есть
результат свободы духа, обладает истинной ценностью и является настоящим
добром. Принудительную разумную необходимость добра христианство
отвергает. Это — существенный признак христианского миросозерцания.
Христианство утверждает не только свободу как высшее достижение, как
победу высшего божественного разума, но утверждает и другую свободу,
которой определяется судьба человека и судьба человечества, и которые
делают историю. В христианстве само Провидение и действие Провидения
есть свобода, а не фатум. Христианство не мирится с той покорностью
судьбе, с которой мирился античный мир. Эта покорность судьбе, как
высшая мудрость, какую только мог завоевать себе человек, выразилась и в
греческой трагедии, и в греческой философии. В христианском духе есть
какое-то мятежное начало, не мирящееся с этой покорностью судьбе. Но
свобода избрания, свобода утверждения добра, коренящегося в тайниках
воли, а не в разуме, предполагает ту свободу творящего субъекта,
действующего субъекта, без которого настоящий динамизм истории
невозможен. Совершенная неисторичность или антиисторичность как древней
культуры Индии, так и Китая связаны с нераскрытостью этой свободы
творящего субъекта. Она не раскрывалась и в философии Веданты, одной из
величайших философских систем, она не раскрывалась и теми философами,
которые, в известном смысле, утверждали свободу как абсолютное слияние,
абсолютное тождество человеческого духа с божественным духом. Свободы
человеческого духа Индия не знала. С этим связана недостаточная
историчность всего склада этой своеобразной культуры. Христианство
впервые окончательно раскрыло эту, неведомую еще дохристианскому миру,
свободу творящего субъекта. Это христианское раскрытие внутренних
динамических начал истории, свершения исторических судеб человека,
народа и человечества — окончательно создало ту бурную всемирную
историю, которую знает христианский период человеческой истории и
которая до христианства лишь подготовлялась. Какая же тема является
первичной во всемирной истории? Основной темой всемирной истории я
считаю тему о судьбе человека, ту тему о судьбе человека, которая
ставится во взаимодействие человеческого духа и природы. Это
взаимодействие, это действие свободного человеческого духа в природе—в
космосе — и есть первичное основание, первичное начало исторического. В
истории человечества мы видим разные формы взаимодействия между
человеческим духом и природным целым, которые проходят через разные
исторические эпохи. Первичная стадия истории, которая является
непосредственным результатом акта небесно-исторической драмы отдаления
от Бога, драмы грехопадения, как драмы свободы, повергла человека и
человеческий дух в недра природной необходимости. Произошло ниспадение
человека в природные недра, сковывание природными стихиями, в которых
дух человеческий был заколдован и из которых он своими собственными
силами никак не мог подняться, не мог расколдовать того страшного
колдовства, которое повергло его в среду природной необходимости. Все
первичные стадии человеческой истории, которые характерны для диких и
варварских состояний, для древних культур и первоначальной истории мира
античного, связаны с этой погруженностью человеческого духа в
стихийно-природное. Свободный человеческий дух как бы утерял свою
первичную свободу и перестал ее сознавать. Погруженный в недра
необходимости, он, в своем философском сознании, не возвышается до
самосознания свободы, до самосознания себя, как творящего, духовного
субъекта. Этим объясняется, что древнему миру истинное начало свободы не
было раскрыто, потому что человеческий дух, заколдованный, утерял
вследствие своего изначального отпадения от Духа Божьего свою свободу;
произошло как бы перерождение: свобода переродилась в необходимость, дух
не мог возвыситься до религиозного откровения свободы или до
философского познания свободы. Тема о всемирной исторической судьбе
человека есть тема об освобождении творящего человеческого духа из недр
природной необходимости, из этой природной зависимости и порабощенности
низшими стихийными началами. Все связано с постановкой и разрешением
этой темы в мире античном, в Греции и вообще во всем древнем языческом
мире. Эта погруженность человеческого духа в природную стихию связана
была с горькой зависимостью человека и с мучительным страхом,
испытываемым человеком перед демонами природы; падший человеческий дух,
внедренный в жизнь природы, был порабощен природой, но вместе с тем
находился с ней и во внутренней глубокой связи. Духовная жизнь самой
природы была для него более открыта, чем для последующих стадий, он
ощущал природную жизнь как жизнь живого организма, одухотворенного,
населенного демонами, и находился с ними в постоянном общении. Древние
мифологи говорят о связи с этими духами природы. На этой почве возникли
все древние мифы и порождено взаимодействие между человеком и природой.
Павший человеческий дух не стал повелителем природы, он, по свободному
произволению своему в плане предмирном, стал рабом природы, неразрывной
ее частью. Это рабство у природы, эта зависимость от нее в
первоначальных стадиях человеческой истории выражалась в форме связи с
природой. Языческий мир был населен демонами. Человек бессилен был
возвыситься над этими демонами, над этим природным круговоротом. Образ
человека был подобен не высшей божественной природе, а низшей природе,
населенной элементарными духами. Человек окрасился в тот цвет, в который
окрасила его низшая природа, в которую он пал, которая поработила его и
от которой он своими силами не мог освободиться. Величайшее дело
христианства в мире, хотя это и недостаточно еще познано внутри
христианского мира, заключалось в том, что через явление в мир Христа,
через мистерию искупления человека и мира, христианство освободило
человека от власти стихийной низшей природы, от власти демонов; оно, как
бы силой, извлекло человека из этой погруженности в недра стихийной
природы и поставило его духовно на ноги; оно выделило его из этой низшей
природы, поставило его высоко, как самостоятельное духовное существо,
изъяло из этой подчиненности природному мировому целому, выделило и
вознесло до небес. Только христианство возвратило человеку ту духовную
свободу, которой человек был лишен, когда находился во власти демонов,
духов природы и стихийных сил, как то было в мире дохристианском. В этом
нужно видеть существо христианства в деле освобождения человека, в деле
свободного разрешения человеческой судьбы, в этом — величайший смысл
искупления от внешнего и от внутреннего рабства, от злых стихий,
действующих внутри его собственной природы. Рабство человека у демонов
природы было также рабством его у самого себя, у своих собственных
низших стихий. От этого рабства сам человек, в котором свобода
переродилась в необходимость, освободиться не мог. По вине своей он
ослабил ту мощь свободы, которая нужна для этого. Возвращение этой мощи
свободы, возвращение человеку печати его высокого божественного
происхождения, стирание с образа его этой рабьей печати, печати
звериного происхождения, совершается через христианское искупление,
через явление Божественного Человека, Богочеловека, Человека, как
второго лица Божественной Троичности. Только такое явление Божественного
Человека, только взятие на себя этим Божественным Человеком всех
последствий содеянного человеком в мире, Его крестные страдания, Его
искупительная кровь, только эта мистерия искупления возвращает человеку
свободу, делает его не подвластным низшим стихиям и вновь возвращает
ему, в высшей форме, утраченное богосыновство. Древние религии также
стремились к искуплению. Поистине, прообраз христианского искупления был
во всех древних мистериях. Мистерия Озириса, мистерия Адониса, мистерия
Диониса были лишь затуманенными предчувствиями и страстной жаждой
истинной мистерии искупления. В этих мистериях человек страстно жаждал
освободиться от рабства природы, жаждал завоевать бессмертие,
освободиться от власти низших стихийных духов, но нигде и никогда
мистерии древнего мира не достигали окончательного освобождения
человека, потому что они были погружены в круговорот низшей стихийной
природы. Это были имманентные, природные мистерии, в которых человек
изживал избавление от горести бытия в недрах стихийных, природных
круговоротов. Так, мистерии Диониса совершались по круговороту самой
природной жизни, природной смерти и природного рождения, природной зимы
и природной весны. Они не возвышали человека над стихийной природой и
настоящего искупления не давали. Древний мир, который познал эти
мистерии, страстно жаждал избавления и к концу своему был более чем
когда-либо одержим ужасами перед демонами природы. Этот ужас в последние
дни существования древнего мира, когда очень усилились и умножились
мистические культы, достиг высочайших размеров и сделался, поистине,
невыносимым. Жизнь людей, жаждавших избавления от этого ужаса, жаждавших
искупления, стала, поистине, трагичной. Только христианство вывело
человека из этого круговорота стихийной природной жизни, поставило его
на ноги, возвратило свободу человеческому духу, открыло новый период в
судьбе человека, период, когда судьба человека начинает определяться и
разрешаться через свободно действующий субъект, когда человек сознает
свободу.
Этот процесс освобождения от природной стихии имеет и обратную сторону,
которую с горечью называют "смертью великого Пана". Именно конец
античного мира и начало христианства знаменуют собою какое-то удаление
от человека в какую-то чуждую глубину внутренней жизни природы. Великий
Пан, раскрывающийся миру античному и близкий древнему человеку,
погруженному в недра природы, великий Пан вгоняется в глубь природы и
закрывается от человека. Между человеком, вступившим на путь искупления,
и природой образуется бездна. Христианство закрывает наглухо внутреннюю
жизнь природы и не допускает человека к этой жизни. Оно как бы
умерщвляет природу. Это —обратная сторона совершенного христианством
великого дела освобождения человеческого духа. Для того чтобы
человеческий дух перестал рабствовать у природы, для него должен был
закрыться доступ к этой внутренней жизни духов природы, потому что до
известного духовного возраста, до совершения мистерии искупления, до
духовной возмужалости человека, когда он действительно станет на ноги,
всякое новое возвращение его к состоянию древнего язычества, которое
кончилось ужасом демонов природы, было опасно и грозило человеку новым
падением. Христианство совершило процесс освобождения человеческого духа
через отделение его от внутренней жизни природы. Природа осталась
погруженной в тот языческий мир, от которого нужно было оттолкнуться.
Так продолжалось почти все средние века. Внутренняя жизнь природы
страшила человека. Сношение с духами природы было признано черной
магией. У христианского человека остался ужас перед природой как кровной
связью с язычеством. Христианство принесло благую весть об освобождении
от этого ужаса и рабства, оно объявило непримиримую, страстную,
героическую борьбу с природой в человеке и вне человека, борьбу
аскетическую, которая явлена в потрясающих образах святых. Это
отворачивание от природы, эта потеря ключей к ее внутренней жизни прежде
всего характеризует христианский период истории в отличие от периода
дохристианского. Последствия этого очень парадоксальны по внешности.
Результат и последствия христианского периода — механизация природы, в
то время как для всего языческого мира, для культуры всего древнего
мира, природа была живым организмом. Природа, в христианскую эпоху,
сначала была страшной и жуткой, вызывала чувство опасности. С этим
связана была опасность познания природы, бегство от природы, духовная
борьба против нее. Позже, на заре новой истории, началось техническое
воздействие на природу, началась механизация природы, связанная с
восприятием природы как мертвого механизма, а не живого организма.
Эта механизация является вторичным или третичным результатом
христианского освобождения человека от демонолатрии. Для того чтобы
вернуть человеку свободу и дисциплинировать его, вьщелить человека из
природы и возвысить, христианство механизировало природу. Как это ни
парадоксально, но для меня ясно, что только христианство сделало
возможным позитивное естествознание и позитивную технику. Пока человек
находился в непосредственном взаимодействии с духами природы, пока он
строил свою жизнь на мифологическом миропонимании, он не мог возвыситься
над природой в акте познания через естественные науки и технику. Нельзя
строить железные дороги, нельзя проводить телеграфы и телефоны, страшась
демонов природы. В человеческой жизни должно было померкнуть чувство
одухотворенности и демонич-ности природы и непосредственной связи с
природой для того, чтоб он мог работать над природой, как над
механизмом. Механическое миросознание восстало на христианство, но оно
явилось духовным результатом христианского акта освобождения человека от
стихийной природы и от демонов природы. Человек, внедренный в природу,
находящийся в общении с внутренней ее жизнью, не мог научно познавать
ее, не мог технически овладеть ею. Этот результат должен пролить свет на
всю дальнейшую судьбу человека. Христианство освободило человека от
подвластности природе, поставив его духовно в центре мироздания.
Антропоцентрическое чувство бытия древнему человеку было чуждо. Он
чувствовал себя неразрывной частью природы. Только христианство дало это
антропоцентрическое чувство, которое и сделалось основной движущей силой
новых времен. Новая история, со всеми своими противоречиями, стала
невозможной, потому что явилось это антропоцентрическое чувство, чувство
центральности человека, возвышающее его над природой и полученное
целиком от христианства. Все новые противники христианства не сознают в
достаточной степени свою зависимость от этого христианского источника.
Христианская история освобождения человека от природы должна была
привести к тому, что человек ушел во внутренний духовный мир, чтобы в
нем совершить какую-то огромную, героическую борьбу с природными
стихиями, чтобы преодолеть эту подвластность человека низшей природе и
выковать человеческий образ, выковать свободную человеческую личность.
Это великое дело, центральное в судьбе человека, было совершено
христианскими святыми. Титаническая борьба со страстями мира, которую
вели великие христианские подвижники и отшельники, совершила дело
освобождения человека от низших стихий. Человек должен был оттолкнуться
от природы, чтобы выковать новую человеческую личность, связанную с
явлением нового Адама, в то время как человеческий образ древнего мира
осуществлялся по образу ветхого Адама, того Адама, который в предмирном
и всемирном акте, как собирательное человечество, впал в низшую,
стихийную природу. Новая человеческая личность должна была выковаться по
образу нового Адама, освобожденной от всякой подвластности смертоносным
стихиям мира, от власти демонов низшей породы. Это выковывание новой
личности нового Адама открыло христианский период истории, начиная с
более раннего периода отшельничества, через средневековое монашество и
через все века, в которые велась эта борьба во имя выковывания новой
личности. Христианство впервые признало бесконечную ценность
человеческой души. Христианство внесло то сознание, что человеческая
душа стоит больше, чем все царства мира, потому что "какая польза
приобрести весь мир и потерять душу свою". Это - одна из основ
евангельского учения. Борьба христианства с природными стихиями стала
существенной для христианства. Она создала христианский дуализм духа и
природы. Это не есть онтологический дуализм. Этот христианский дуализм
духа и природы является в высочайшей степени динамическим, движущим
началом. Без такого дуализма, без противоположения действующего субъекта
вне его находящейся объективной природной среде, с которой он ведет
борьбу, которой он противодействует, невозможен дуализм истории. Период
погружения субъекта в объект не благоприятствует историческому
динамизму.
Судьба всего античного мира до явления христианства должна была
закончиться двояко, двумя моментами, из которых каждый имел очень
существенное значение для конструирования всемирной истории и для начала
новой эры. Весь античный мир должен был в конце концов прийти к
объединению во вселенское целое, т. е. к преодолению всякого
партикуляризма. Распадение на Восток и Запад, на целый ряд древних
культур и народов, на множество партикуляристи-ческих религий в конце
концов должно было привести к процессу объединения и к образованию
единого великого вселенского целого, духовного и материального. В этом
процессе объединения имело огромное значение дело, совершенное
Александром Македонским для объединения Востока и Запада. Духовное
объединение началось в великий эллинистический период, когда сливались
все религии Востока и Запада; для него характерен синкретизм, в котором
собраны были все культурные типы, выработанные в древнем мире.
Образование единого всемирного государства, Римской империи, было
результатом интегрирующего процесса древнего мира, который сделал
возможной всемирную историю. Всемирная история единого человечества
началась с этого периода объединения Востока и Запада. Христианство
исторически возникло и раскрылось в этот период вселенской встречи всех
результатов культурных процессов древнего мира, в период, в котором
соединились культуры Востока и культуры Запада, в котором соединение
культуры эллинской с культурами Востока преломилось в культуре римской.
Это объединение древнего мира, этот эллинистический синкретизм
обусловили образование единого человечества, до которого не возвысился
древний еврейский дух, несмотря на всю пророческую силу, несмотря на то,
что он был колыбелью христианства. Партикуляризм свойствен был всему
древнему миру. Вселенскость христианства, как природный процесс
человеческого мира, предопределилась этим объединением Востока и Запада
в эллинистическую культуру и в мировую Римскую империю. Христианство
возникло в маленьком народе, который не занимал центрального места в
истории того времени, когда на первом плане было то, что совершилось в
Риме, может быть, в Александрии. В Палестине, партикуляристической,
национально обособленной, совершался величайший факт всемирной истории,
который должен быть признан центральным не только христианами то, что
произошло в Вифлееме, предопределило всю всемирную историю. В то время
как на арене истории совершались такие великие события, в Риме, в
Египте, в Греции происходили процессы объединения, образовывалось
универсальное объединение народов и культур в единое вселенское
человечество, в это время образовалась точка, совсем не центральная по
видимости, в которой совершалось величайшее излияние Божественного,
величайшее откровение и соединение процессов, идущих сверху и идущих
снизу, процессов, объединенных потоком древней истории в единый
всемирный поток в последний период его существования. Образовался новый
христианский мир, началась всемирная история, которая древнему миру не
была известна. Таков был один из результатов.
Другой результат, очень странный и трагический, заключался в том, что
древний мир должен был не только объединиться и образовать единое целое,
но и должен был пасть, должно было совершиться великое падение античного
мира, великое падение язычества. Пала величайшая культура, связанная с
миром эллинским, пало величайшее в мире государство — Римское. Это
падение совершилось тогда, когда было достигнуто состояние вселенскости.
Высшее цветение древнего мира было тогда, когда были сравнительно
небольшие государства, не претендовавшие на всемирное значение, не
достигшие блеска и могущества, а падение его совершилось именно тогда,
когда мир этот сделался вселенским, когда образовалось всемирное
государство, когда образовалась самая утонченная эллинистическая
культура. Я думаю, что это —один из самых центральных фактов всемирной
истории, который более, чем другие факты, заставляет задуматься над
природой исторического процесса и переоценить многие теории
исторического прогресса. Не случайным было это падение древнего мира.
Оно определилось не только нашествием варварских народов, которые
разрушили ценности древнего мира и открыли период варваризации, но и
какой-то внутренней болезнью, которую все более и более признают
историки, в корне поразившей эту культуру и сделавшей неизбежным ее
падение именно в период величайшего ее внешнего блеска. Падение Рима и
древнего мира учит нас двум вещам прямо противоположным. Оно говорит,
что в культуре есть непрочность и хрупкость всех земных вещей и всех
земных достижений; оно постоянно напоминает нам о том, что перед лицом
вечности, перед вечной судьбой, все достижения земной культуры, даже в
самой могущественной и цветущей форме, — тленны и заключают в себе
смертоносную болезнь. Но вместе с тем это падение в свете истории нашего
времени учит нас не только о смертности культуры, не только о том, что
культура переживает моменты зарождения, расцвета и умирания, но также и
о том, что культура есть начало вечности, потому что, поистине,
изумителен тот результат, что не только этот великий древний мир пал и
настал период варварства и тьмы, которыми характеризуются первые времена
средневековья, века VII, VIII и IX, которые были периодами варваризации,
но вместе с тем на веки веков осталась культура. Она вошла глубочайшим
пластом в жизнь христианской Церкви; в христианскую Церковь вошла как
эллинская культура, с ее искусством и философией, со всеми ее
достижениями, так и римская культура, с которой католическая церковь
глубочайшим образом связана. Падение Рима и античного мира не обозначает
смерти, а обозначает какую-то катастрофу в истории, когда на поверхности
земли все сдвинулось, но и что-то вошло внутрь, и коренное начало
древней культуры осталось жить навеки. Римское право вечно живо, вечно
живо греческое искусство и философия и все другие начала древнего мира,
составляющие основу нашей культуры, единой и вечной, но переживающей
лишь разные моменты. Падение древнего мира учит нас прежде всего тому,
что все прямолинейные учения о прогрессе никуда не годятся и не
выдерживают никакой критики, что такого прогресса по прямой линии — нет.
Все основные события истории, в сущности, эту теорию отвергают. Один из
крупнейших историков древнего мира, Эдуард Мейер, считает, что культуры
переживают периоды развития, кульминационного пункта расцвета, затем
умирания и падения. В конце концов он думает, что в древнем мире были
такие великие культуры, по сравнению с которыми последующие времена
обозначают лишь возврат к прошлому; например, древняя культура Вавилона
была настолько совершенной, что во многих отношениях не уступает нашей
культуре XX века. Это очень существенно для философии истории. В Греции
был период просвещения, который совпал с софистической разрушительной
критикой, аналогичной тому течению, которое было в XVIII веке. Это
просвещение должно было торжествовать по прямой линии развития. Но мы
видим, что период просвещения в Греции оборвался, началась великая
реакция, идеалистическая и мистическая, которая обозначается с Сократа и
Платона. Эта великая духовная реакция против
скептически-рационалистического просвещения проходит через все средние
века, она занимает огромный период истории, период больше 1000 лет, и
явно опровергает просветительную теорию развития. Это совершенно
непонятно с точки зрения прогрессивно-просветительной. Почему в мире
произошла такая длительная реакция? Многие историки Греции, как, напр.,
Белох, настроены враждебно к этому духовному течению и, начиная с
Платона, видят реакционное движение, которое продолжается до эпохи
Возрождения. Почему же не продолжалось "просветительское" развитие?
Здесь ставится очень интересная проблема философии истории.
Христианство возникло в период позднего цветения и утончения древней
культуры, того утончения, которое связано с периодом эллинистическим. В
христианстве нельзя искать той наивности, которая свойственна древней
религии и древнему человеку. Христианство открывается человеку в период
культурной утонченности. Я думаю, что это один из существенных и важных
моментов для определения характера христианства. Христианство, по своему
характеру, не есть натуральная, природная религия. Если классифицировать
религии, то христианство должно быть признано не природной религией,
связанной непосредственно с чувством природы и отражением в душе ее
таинственных процессов в органической цельности, а религией
культурно-исторической, в которой тайна жизни и тайна Божества
открывается через дуализм души, уже отошедшей от наивного чувства и
связи с природой.
Это очень существенная сторона для характеристики христианства. В
христианстве происходит встреча и соединение двух великих потоков
всемирной истории и вместе с тем по-новому ставится и решается одна из
центральных и основных тем мировой истории: тема Востока и Запада.
Христианство есть встреча и соединение восточных и западных духовных
исторических сил. Без этого соединения христианство немыслимо. Это —
единственная всемирная религия, которая, имея свою непосредственную
колыбель на Востоке, является, прежде всего, религией Запада, отражающей
в себе все особенности Запада. Христианство возникает в период
образования единого человечества через Римскую империю и эллинистическую
культуру, когда Восток и Запад окончательно объединяются. Поэтому в
христианстве дается та предпосылка всемирной истории, без которой
философия истории вообще невозможна. Дается предпосылка единства
человечества и единства Промысла Божия, действующего в исторических
судьбах, когда новая религия возникает на почве объединения Востока и
Запада. И вот христианство переносит центр тяжести истории с Востока на
Запад. Оно есть точка пересечения мировых движений, оно идет с Востока
на Запад, оно движется так, как движется солнце. За ним идет всемирная
история. Всемирная история окончательно переносится с Востока на Запад,
и народы Востока, которые дали первые страницы истории человечества,
создали первые великие культуры и были колыбелью всех культур и религий,
как бы выпадают из всемирной истории. Восток делается все более и более
статичен. Динамическая сила истории целиком переносится на Запад.
Христианство вносит исторический динамизм в жизнь западных народов.
Восток уходит внутрь и сходит с арены всемирной истории. Поскольку
Восток остается не христианским, он не приобщается к всемирной истории.
Те народы Востока, которые не принимают христианства, не входят в поток
всемирной истории. Это еще раз, опытным путем, подтверждает ту истину,
что христианство является величайшей динамической силой и что те народы,
которые окончательно уходят от христианства и не идут за христианством,
перестают быть историческими народами. Это не значит, что Восток умирает
и что на Востоке невозможна жизнь. Я склонен даже думать, что народы
Востока еще вновь войдут в поток истории и могут сыграть мировую роль.
Мировая война, последствия которой мы переживаем, будет способствовать
тому, чтобы втянуть в новый поток всемирной истории народы Востока; быть
может, она приведет еще раз к всемирному объединению Востока и Запада за
пределами европейской культуры, и мы переживем нечто аналогичное
"эллинистической" эпохе. Но о прошлом мы должны сказать, что Восток, с
известного момента, перестает быть двигающей силой истории. Под Востоком
я понимаю не Россию, потому что Россия не есть чистый Восток, а есть
своеобразное сочетание Востока с Западом. Это создает всю сложность
исторической судьбы ее, но вместе с тем это придает русской исторической
судьбе иной характер, чем не христианская судьба народов Востока.
Все, что я говорил об освобождении человеческого духа из недр природы, о
личности человеческой, об образе и подобии Божьем в человеке, о
первоначальном подчинении человека низшей природной стихии, которое
свойственно было дохристианскому периоду истории, все это ведет к тому,
что тема человеческой личности впервые сознательно ставится
христианством, потому что впервые лишь христианство ставит вопрос о
вечной судьбе человеческой личности. Для древнего мира языческого и для
мира еврейского настоящая глубинная постановка вопроса о судьбе
человеческой личности была недоступна и невозможна. Христианство
признает духовную изначальность и духовную первичность человеческой
природы и невыводимость человеческой личности ни из какой низшей
природы, ни из какой нечеловеческой среды. Христианство непосредственно
связывает человеческую личность с высшей божественной природой и с
божественным ее происхождением, поэтому христианство глубоко
противоположно эволюционно-натуралистическому пониманию человека. В то
время как эволюционный натурализм рассматривает человека как дитя мира,
как дитя природы и отрицает эту духовную первородность человека, это
высшее аристократическое происхождение человека, христианство как раз
утверждает его изначальную человеческую природу и независимость ее от
низших стихийных процессов. Это делает впервые возможным осознание
человеческой личности, высшего ее достоинства. Историческая выработка
человеческой личности совершалась настоящим образом лишь в христианский
период истории. Я думаю, что выковывание и укрепление человеческой
личности совершилось в тот период истории, который долгое время, с
гуманистической точки зрения, считался для личности неблагоприятным,— в
период средневековья. Средневековье, в период расцвета, укреплялось и
дисциплинировалось двояким путем — в монашестве и рыцарстве. Именно
образы монаха и рыцаря были образами дисциплинированной человеческой
личности, именно в монахе и рыцаре личность человека была многоценной.
Там личность была закована в латы, как физически, так и духовно, и
достигла независимости от действия внешних стихийных сил, которые
разрывали ее в клочья. Недостаточно внимания обращают на то, какое
колоссальное значение для выковывания того человека, который с
необычайной энергией стал во весь свой рост и творчески заявил свои
права в эпоху Возрождения, какое значение имела для этого человека та
эпоха средневековья, которая внутренне концентрировала его духовные
силы, которая в образе рыцаря и монаха выковала человеческую личность и
укрепила человеческую свободу. Вся христианская аскетика имела значение
такой концентрации духовных сил человека и недопущения их растраты.
Духовные силы человека были внутренне подобраны и сосредоточены. И если
не всегда творческие силы получали возможность достаточно свободно себя
проявить и расцвести, то они, во всяком случае, сосредоточивались и
сохранялись. В этом был один из величайших и неожиданных результатов
периода средневековой истории. Поэтому и был возможен внешний творческий
расцвет в эпоху Ренессанса, что он был внутренне подготовлен в средние
века. Если бы человек не прошел аскетической школы воздержания от
растраты сил, то он не вошел бы в новую историю полным творческой мощи и
дерзновения, каким вошел он в эпоху Ренессанса. В этом существенная
противоположность между средневековьем и новой историей. Если
европейский человек выходит ныне из новой истории истощенным и с
растраченными силами, то он вышел из истории средневековой с силами
накопленными, девственно непочатыми и дисциплинированными в школе
аскетики. Образ монаха и образ рыцаря предшествовали эпохе Ренессанса, и
без этих образов человеческая личность никогда не могла бы подняться на
должную высоту.
Но тот конец средневековой истории, который должен был привести к
возникновению новой истории, эпохи Ренессанса и гуманизма, означает, что
средневековый период не мог разрешить тех вопросов, которые были
поставлены, что средневековая идея Царства Божия не осуществилась и что
неудача в ее осуществлении привела к восстанию человека в эпоху
Возрождения и Гуманизма. Величайший результат средневековья заключается
не только в том, что оно раскрыло свою идею, но и в том, что оно
обнаружило внутренние противоречия и неосуществимость этой идеи.
Средневековье должно было прийти к этому краху. Теократия не
осуществилась и не могла осуществиться принудительно. Но результатом
средневековья было сосредоточенье духовных сил человека для творчества
новой истории, а не в том, в чем оно само полагало свои цели.
Обыкновенно ведь результатом исторического движения является совсем не
то, к чему сознательно стремятся его творцы, а совсем другое. Так,
величайшим результатом движения, образовавшего Римскую империю, было не
то, что она образовалась. Существование Римской Империи было
кратковременно — она пала и разложилась. Но величайшим результатом ее
разложения было то, что образовалось то единое человечество, которое и
было основой всемирной христианской Церкви. Я думаю, что вне сознания
людей средневековья было то, что они выковывали человеческую личность
для нового периода всемирной истории. В их сознании были идеи теократии
или феодализма, которые не удались, или преходящие формы рыцарства,
которые новой историей были сметены (что нужно отделить от внутреннего,
духовного рыцарства, которое остается вечным). Еще в пределах
средневековья, в XIII и XIV веке, был христианский Ренессанс,
происходило возвращение к античным формам, уже средневековая схоластика
была победой античной формы в философии. Данте был высшей точкой
средневекового Ренессанса.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|