Во
вторник исполняется 70 лет со дня смерти
Павлика Морозова. Безвестный мальчик из
затерянного в глуши маленького поселка Герасимовка Свердловской области, он
донес на своего отца и был впоследствии убит в лесу вместе со своим младшим
братом Федором.
После
страшной смерти он превратился в коммунистическую икону и был навечно вписан
в историю
пионерии под номером 001. Времена
изменились. Его имя стало символом предательства, сам он превратился в
Иуду, хотя был всего лишь ребенком.
Имя пионера
Павлика Морозова до сих пор носят улицы в
десятках российских городов, хотя главный памятник герою со знаменем в руке
уже давно снят со своего постамента в парке на московской Красной Пресне.
Однако точка в истории
Павлика Морозова не поставлена.
- В этом деле до сих пор нет ясности. Даже в тех материалах, которые
доступны, можно найти несоответствия, но никакого повторного анализа не было
проведено, - говорит председатель екатеринбургского отделения правозащитного
общества "Мемориал"
Анна Пастухова, которая считает, что дело
Павлика Морозова, "ставшего разменной
монетой в играх взрослых", закрывать еще рано.
В истории жизни и смерти Павлика действительно много неясного, и по
прошествии нескольких десятков лет уже трудно понять, где миф о мальчике,
якобы пожертвовавшем своей жизнью в борьбе с "кулаками",
укрывавшими хлеб от деревенской бедноты, а где реальная жизнь полуграмотного
подростка из многодетной деревенской семьи.
Первую
попытку совершить независимое расследование жизни Павлика предпринял еще в
середине 80-х годов московский прозаик Юрий Дружников, впоследствии
написавший книгу "Доносчик
001, или Вознесение Павлика Морозова", переведенную на несколько
европейских языков.
В ходе
расследования Дружников смог побеседовать с некоторыми оставшимися в живых
родственниками мальчика, в том числе и с его матерью Татьяной Морозовой,
которую советская пропаганда превратила в героическую мать пионера-героя.
Беседуя с односельчанами мальчика, в чьей смерти обвинили его ближайших
родственников - деда Сергея Морозова, его жену Ксению, двоюродного брата
Данилу и крестного Армения Кулуканова, - Дружников первым поставил под
сомнение вынесенный им приговор.
Сам
процесс, как писал Дружников, проводился с нарушением законодательных норм,
а "основными доказательствами вины подсудимых были цитаты из докладов
Сталина и Молотова о том, что классовая борьба на отдельных участках
усиливается, и обвиняемые являлись иллюстрацией правильности их высказываний".
Несмотря на обращение правозащитников из курганского отделения общества "Мемориал",
Верховный суд России в апреле 1999 года отказал в реабилитации родственникам
Павлика Морозова. "Я видел это дело - и это действительно те, кто его убил,
- пояснил "Известиям" источник в суде. - В Верховном суде это дело
рассматривалось, и оно не вызвало никаких сомнений".
В то же время Дружников, ныне преподаватель Калифорнийского университета,
считает, что донос Павлика на своего отца был сделан им по "наущению
матери, которую отец оставил, уйдя к другой".
- Пионером он тоже никогда не был, его сделали пионером после смерти, -
заявил Дружников "Известиям".
- А
самое главное - я выявил секретные документы, что убили Павлика и его брата
не
кулаки
, а два сотрудника
НКВД: один добровольный и второй
профессионал. Убили и навесили вину на родственников, которые не хотели
вступать в колхоз. Кстати, и кулаками осужденные не были. Их заставили
вырыть для себя яму, раздели донага и расстреляли для примера. Так на местах
осуществляли директиву Сталина о тотальной
коллективизации.
А
пионер-герой
понадобился через два года, когда был
создан
Союз писателей и мальчик был назван первым
положительным героем соцреализма
Сталин, мастер "политического
пиара",
действительно использовал смерть Павлика Морозова на полную катушку
Оставив
в стороне действительные факты из жизни подростка и отодвинув погибшего
вместе с ним 9-летнего брата, писатели и журналисты, начиная от безвестных
бездарей и кончая признанными талантами, такими, как
Исаак Бабель,
Сергей Михалков, принялись на все лады
воспевать житие
Павлика.
Сергей Эйзенштейн сделал фильм о жизни
подростка, но он так и не появился на большом экране - ленту посчитали
недостаточно идеологически убедительной.
Школьникам 50-х годов хорошо знакомо одно из таких стихотворений - поэма
Степана Щипачева "Павлик Морозов":
"У Павлика щеки пылают:
Стыдно ему за отца.
Ведь тут собрались и
ребята
Из пионеротряда.
Он чувствует стук
сердец.
И от его взгляда
Отводит глаза отец..."
Когда миф о
Павлике умер,
пережив на несколько десятилетий его самого, о нем стали петь совсем
другие песни.
"В тело его родной
мамы вошел не один
Табун бравых мужчин,
А вышел обиженный
богом дебил,
Ее единственный сын",
спел
лидер группы "Крематорий" Армен Григорян.
- Я всегда избегал социальности в своих песнях. Единственная тема этой
песни - предательство. А предательство всегда занимает центральное место в
истории, - объяснил "Известиям" сам музыкант.
Но сегодня односельчане Павлика Морозова, похоже, уже не хотят докопаться
до истины в деле их маленького земляка, благодаря которому деревня
Герасимовка стала известной на весь мир. В день его смерти они собираются
лишь помянуть Павлика и его брата Федора по русскому обычаю - стопкой
водки.
- Мы не забыли Павлика Морозова, - сказал в понедельник "Известиям"
замглавы
Тавдинской администрации Алексей Холин. -
Но мы не хотим однозначно утверждать, хорошо или плохо поступил мальчик в
той сложной ситуации. Точек зрения много. Однако поскольку Интерес к теме
есть - надо поддерживать память о тех временах.
Разруха и запустение, которые сегодня поселились в доме-музее Морозовых,
не радуют ни хранительницу музея Татьяну Кузнецову, ни самодеятельного
тавдинского кинооператора Василия
Альчикова, снявшего игровой фильм про
Павлика, ни последнего оставшегося в
живых друга-одноклассника Дмитрия Прокопенко. Было время - хорошо жила
Герасимовка за счет прославленного земляка.
Теперь местный школьник Саня Корнеев, сыгравший пионера-героя 001 и
получивший за свою роль от киношников в виде гонорара кроссовки, служит в
армии. Последний из оставшихся в живых член семьи Морозовых - младший брат
Павлика Алексей - в последние годы жил в Крыму, в
Алупке.
Что с ним стало, односельчане не знают.
Сам музей не работает: нет посетителей. Только в День села да по юбилейным
датам вспоминают - белят памятник и прибирают площадку возле его могилки...
Герасимовка - Москва
"Известия" 07
сентября 2002
Встречи,
люди, нравы, судьбы....время
www.pseudology.org |