Ирина Ерыкалова

Маленький музей
Большая Морская, 47. Здесь родился Владимир НабоковЗалы судьбы и страстей В доме Набокова закончен ремонт Экспонаты еще хранятся в коробках, расчищены от мусора не все помещения, но уже можно представить, стоя в тишине огромной Кабинетной под резным потолком, образы старого дома. Белые шторы, старинный телефон, лица родных писателя на портретах...

Музей В.В. Набокова, одного из крупнейших русских писателей XX века, автора двадцати романов и многих литературных исследований, открылся в доме 47 по Большой Морской в 1998 году. Семья Набоковых поселилась в этом доме в 1899-м, и в том же году на втором этаже родился старший сын _ будущий знаменитый писатель.

Детская комната, которую он разделял с братом Сергеем, находилась на третьем этаже. До 12 лет Набоков учился дома, у него были учителя и гувернантки. Уроки рисования маленькому писателю давал Мстислав Добужинский.

_ Отец и мать Набокова создали на Большой Морской один из самых блестящих домов Петербурга, _ рассказывает директор музея Дмитрий Мильков. _ Отец очень любил все технические новшества, дом был одним из первых в Петербурге, где появились телефон, лифт, электрические звонки для прислуги. Набоков первым в столице купил "Роллс-ройс" и очень гордился этим, потому что второй "Роллс-ройс" появился в гараже у царя.

Первый этаж дома предназначался для гостей

Здесь был большой зал - Комитетская, где проходили заседания партии кадетов и находилась библиотека. До наших дней из интерьера сохранились лишь потолки орехового дерева.

В основных фондах музея собраны личные вещи писателя: пиджак, ботинки, знаменитое пенсне. Его подарил музею сын Набокова Дмитрий Владимирович. Это пенсне _ деталь писательского образа, в нем Набоков снят на многих сохранившихся фотографиях. Он говорил, что, когда идет по улице без пенсне, у него есть возможность, сославшись на плохое зрение, не здороваться с людьми, с которыми он здороваться не хочет.

Всю жизнь Набоков писал на маленьких карточках карандашом. Сын писателя привез в музей такие карточки и три карандаша, которыми был написан роман "Ада или страсть: семейная хроника" (1969 г.). Кембриджский университет, где учился Набоков, подарил музею одну из собранных им коллекций бабочек... Всего фонд насчитывает около ста подлинных предметов.

Небольшое количество экспонатов делает их еще более значительными и подсказывает характер создающейся сегодня новой экспозиции - мемориальные вещи становятся символическими знаками его жизни. И пенсне, и карточки, и карандаши - исписанные почти до конца, поцарапанные, очиненные не точилкой, а ножом, не очень остро, - они кажутся символами писательства, маленькими работягами, орудиями труда, с помощью которых писатель заносил на бумагу рожденные его мыслью образы. И эти образы вернулись в его дом, в Петербург.

- В доме Набоковых была удивительная атмосфера, - продолжает рассказ Дмитрий Мальков, - Здесь собиралось общество, в котором сочетались интересы просвещенного бизнеса, политики и творческой интеллигенции. Дом Набоковых объединял всех. И, работая над концепцией музея, мы стремились возродить этот дух. В своей работе мы стараемся отойти от рутинных принципов и создать культурный центр.

Наряду с музейной экспозицией строится творческая жизнь дома: театральные вечера, художественные и фотовыставки, филологические конференции, встречи с писателями. В конце апреля здесь был показан спектакль "Душекружение", поставленный Юрием Васильевым и исполненный актером Александринского театра Александром Баргманом. Моноспектакли по роману Набокова "Лолита" и рассказу А. П. Чехова "Черный монах" показывал актер Леонид Мозговой. Спектакль по "Улиссу" Джеймса Джойса был поставлен актером Малого театра Сергеем Мучениковым.

Несколько вечеров были посвящены культуре джаза

10 апреля, в день рождения Набокова (по старому стилю), в музее выступал известный исследователь творчества Набокова филолог Александр Долинин, один из немногих, кто сумел прочитать рукописи писателя.

22 апреля наши друзья из Санкт-Петербургской театральной академии читали комментарии Набокова к роману Пушкина "Евгений Онегин". Кстати, сам Набоков предпочитал отмечать свой день рождения по новому стилю - 23 апреля, так как это день рождения Шекспира. На этот праздник мы приглашаем всех друзей музея, тех, кто ему помогает: представителей администрации города, законодательного собрания, спонсоров, художников, актеров и писателей. В духе дома Набокова мы пытаемся их соединить.

Спонсоры помогают нам осуществлять очень интересные проекты

Один из них - "Набоковская библиотека". Собрать прежнюю библиотеку дома размером в 15 тысяч книг сложно. Да и нет смысла. Мы стремимся собрать полную коллекцию первых изданий произведений Набокова. Ее дополнят научная библиотека книг о писателе и Интернет-ресурсы. С помощью Интернета в будущем возможно даже знакомство с рукописями писателя, которые хранятся в Публичной библиотеке Нью-Йорка.

Другой наш проект называется "Набоков - 101". Это проект летнего университета для исследователей из разных стран, Они смогут встречаться в доме Набокова в Петербурге, читать лекции студентам. Каждый год мы предполагаем приглашать двух известных филологов. Уже согласился автор одной из первых книг о жизни и творчестве Набокова - Брайан Бойд из Новой Зеландии, а также Д.Б. Джонсон из американского университета в Санта-Барбаре, председатель Международного набоковского общества.

Конференцию "Набоков и Германия" помог нам провести Дитер Циммер, редактор самого полного на сегодня собрания сочинений писателя, - он тоже будет участвовать в работе летнего университета.

А 23 мая французский исследователь Морис Кутюрье прочтет у нас лекцию о романе "Лолита".

Основой будущей экспозиции станут два зала. Первый условно называется "Зал судьбы". В нем разместятся экспонаты о биографии Набокова, его семье, истории дома. Второй зал будет посвящен увлечениям писателя и его творчеству.

В "Зале страстей" перед посетителями предстанут экспонаты, рассказывающие об увлечениях писателя: литературе, энтомологии, шахматах. Экскурсии в музее сейчас включают рассказ об истории дома и семьи Набоковых.


www.pseudology.org