-- Вы веселый человек?
-- Я не классический русский, который переходит от
черного настроения к светлому. Я люблю смеяться, люблю юмор, я обожал юмор
моего отца. Это было одно
из самых блестящих его качеств.
-- Вы хорошо говорите по-русски, несмотря на то что
всю жизнь провели вне России...
-- Благодаря моим родителям, которые поддерживали
русский язык в семье, что далеко не во всех семьях произошло. Все-таки я единственный
ребенок, который имел курс русской грамматики от
Владимира Набокова.
-- А вы не собираетесь переводить английские вещи
своего отца?
-- Я перевел очень много с русского на английский, на
итальянский, кое-что с русского на французский. Я могу проверять переводы.
Но не чувствую себя на высоте состязаться с
владимиронабоковским русским языком.
-- Какие книги вы перечитываете?
-- Пушкина с большой радостью. Особенно малоизвестные
его вещи. Люблю Гоголя, Чехова. Среди современных Битов мне очень нравится.
И считаю, что наступает постепенно время для нового поколения русских
писателей. Что оно скоро состоится.
-- Вы занимаетесь живописью?
-- Очень аматёрски. Отец был хорошим художником, он
учился живописи. Я же рисую только для самого себя. Была профессиональная
попытка -- три обложки сделал для книг.
--
Чем вы занимались профессионально?
-- Меня обвиняли в том, что я дилетант, потому что я
занимался одновременно и автомобильными гонками и пением, пел оперным басом.
Странно, но я имел оперный успех благодаря автомобилю. В 50-х годах я не был
доволен моим пением, несмотря на то что выиграл конкурс вместе с Паваротти.
И решил заняться гонками.
Но один знакомый запер мой автомобиль и сказал: ты не
будешь больше гоняться, ты будешь опять петь. Я тебе найду правильных
учителей, правильных менеджеров. И после этого началась моя певческая
карьера.
Сейчас я принял сознательное решение заниматься только
литературой, почти исключительно -- папиной, потому что это самое лучшее,
что я могу оставить человечеству.
журнал "Огонёк",
Дмитрий Минченок
Судя по всему, фильмам "Мания Жизели" и "Дневник его
жены", поставленным Алексеем Учителем по сценариям Дуни Смирновой, суждено
остаться дилогией. Хотя еще в начале работы над "Дневником" авторы прозрачно
намекали, что в их планах стоит трилогия. Но при этом держали в тайне, кто,
собственно говоря, будет третьим в компании с Ольгой Спесивцевой и Иваном
Буниным. Теперь никакой тайны нет: замахнуться Дуня Смирнова и Алексей
Учитель собирались на Владимира нашего Набокова.
Закавыка состояла в том, что личная жизнь автора
"Лолиты" была лишена пряных аномалий, без которых для Учителя и Смирновой
сюжет не сюжет. Ну, юношеские чувства к
Валентине Шульгиной, прообразу Машеньки из
"Машеньки".
Ну, берлинская помолвка со Светланой Зиверт и
несостоявшаяся свадьба. Ну, женитьба на Вере Слоним и долгая счастливая
жизнь. Ни тебе спесивцевского сумасшествия, ни бунинской жизни втроем. Если,
конечно, не вплетать в повествование - на ложных автобиографических правах -
сюжетные линии "Лолиты".
Может быть, именно этим и объясняется отказ от фильма
о Набокове, мотивированный тем, что придется-де вступать в отношения с его
наследником Дмитрием Владимировичем, известным занудой и сутягой. Однако
наследник может наложить вето лишь на экранизацию - против биографии он
бессилен.
Как бы то ни было, Набокову дана отставка. Причем не
только Набокову, но и - временная - Смирновой. Случилось неожиданное:
Учитель заказал новый сценарий Александру Миндадзе! Неожиданность в том, что
ранее Миндадзе ни с кем, кроме своего постоянного соавтора Вадима
Абдрашитова, не сотрудничал. Равно как и Абдрашитов ставил исключительно
сценарии Миндадзе. Чем оба и были знамениты. Остается гадать, что подвигло
Миндадзе на такой шаг. Неужели "Дневник его жены", показанный на
"Кинотавре", произвел на него такое впечатление?
Источник
Набоков
www.pseudology.org
|