| |
Издательство ACT – Олимп, М., 2003. ISBN 5-17-015194-2, 5-8195-0836-Х
|
Игорь Семёнович Кон |
Лунный свет на заре
Часть 1. 1.1. От ответов к вопросам
|
О чем невозможно
говорить, о том следует молчать.
Людвиг
Витгенштейн
Мы выучили все возможные ответы,
Но мы не ведаем, в чем состоит вопрос.
Арчибальд Маклиш
Люди, которых сексуально влечет к представителям собственного пола,
существовали всегда и везде, и это нередко вызывало у других смущение и
недоумение. В христианской Европе однополую любовь именовали
"неназываемым пороком", “педерастией” или “содомией”. Все эти слова
имеют долгую историю (Dynes, 1985).
Слова, слова, слова…
Педерастией (от греческого paides - ребенок) древние греки называли
мужскую любовь к мальчикам-подросткам. В современной сексологии,
педераст - "старший мужчина, имеющий анальное сношение с допубертатным
мальчиком или с мальчиком в начальной стадии полового созревания"
(Francoeur, 1995, p. 470). Партнер, выполняющий пассивную, рецептивную
(от латинского "рецепция" - принятие, восприятие) роль педерастом не
считается.
Однако обыденная речь с нормами научного языка не считается. Начиная c
XVI в., педерастами в Европе называли всех занимающихся анальным сексом
мужчин, а в русском уголовном жаргоне значение слова вообще перевернуто:
педерастами (педерами, педерасами, педиками, педрилами, пидарами,
пидарасами) называют именно тех, кто выполняет рецептивную,
"женско-детскую" роль. "Опедерастить" значит изнасиловать через задний
проход.
"Содомией" (от упоминаемого в Библии города Содома) в средние века
называли любой "неестественный" половой акт: сношение с людьми
собственного пола или с животными, анальные или оральные контакты,
позицию “женщина сверху" и т.п. Чаще всего "содомитами" называли
мужчин-мужеложцев. мальчиков или юношей, находившихся на содержании или
занимавшихся проституцией с мужчинами, начиная с эпохи Возрождения,
называли катамитами (искаженное имя Ганимеда, мифологического греческого
мальчика, возлюбленного Зевса). В древнерусском церковном праве, наряду
с понятием "содомии", подразуме¬вавшим любые анальные сношения,
существовали "мужеблудие" - сексуальный контакт между мужчинами (чаще
всего взаимная мастурбация) и "мужеложство", подразумевавшее
исключительно анальные сноше¬ния. В этом значении термин "мужеложство" в
дальнейшем вошел в русское и советское уголовное право. Занимавшихся
этим мужчин, независимо от их сексуальных позиций, называли содомитами,
мужеложцами или мужеложниками.
Более новое и нейтральное русское название - "голубые". Этимология и
история его не изучены. Одни связывают его с ласковым обращением
"голубь", "голубчик", другие - с претензией на аристократизм ("голубая
кровь") , третьи утверждают, что он пришел в обыденную речь из
уголовного сленга (а как он там возник?) в 1950-х годах. Среди цветов,
символически обозначавших в разных культурах однополую любовь, голубой
цвет вроде бы не значится (Dynes, 1990). однако гомосексуальные районы
Парижа когда-то назывались "голубыми", а альбом-монография об отражении
однополой мужской любви в литературе и изобразительном искусстве
называется L'Amour bleu (Beurdeley, 1977).
Может быть налицо ассоциация с голубоватым, сумеречным цветом луны,
которую иногда считали покровительницей мужской любви? Известный русский
писатель В.В. Розанов даже назвал свою знаменитую книгу "Люди лунного
света" (Розанов 1913). Но эти ассоциации слишком тонкие и
интеллигентские, чтобы послужить основой жаргонного наименования.
Слов, обозначающих женскую однополую любовь, меньше. В древнем Риме
женщин, имевших сексуальные связи с женщинами, называли трибадами (от
греческого глагола “трибейн” - тереть), подразумевая, что они получают
сексуальное удовольствие от трения о тело другой женщины (отсюда
позднейший термин - трибадизм). В новое время появляются термины
“сапфическая” (сафическая) или “лесбийская любовь”, производные от имени
древнегреческой поэтессы Сафо и острова Лесбос, на котором она жила.
С появлением научной сексологии, ученые стали искать более строгие и
неоценочные наименования однополой любви. Немецкий юрист и публицист
Карл Генрих Ульрихс предложил называть однополую любовь "уранизмом", по
имени древнегречес¬кой богини Афродиты Урании ("небесной"), дочери
мужского божества Урана, которую Платон, в противоположность Афродите
Пандемос ("всенародной"), покровительнице любви к женщинам, считал
покровительницей однополой любви. мужчин, носителей этого чувства,
Ульрихс называл урнингами, а женщин – урниндами. Однако эти слова в
науке не привились.
Больше повезло термину “гомосексуальность”. Греческая приставка homo=
обозначает сходство, единство, принадлежность к одному и тому же, в
отличие от приставки hetero= ( "другое", "иное"). В сочетании с
латинским словом sexualis (половой), эти две приставки позволили
разграничить направленность эротического влечения на людей собственного
пола (гомосексуальность) или другого пола (гетеросексуальность).
Характерно, что слово гомосексуальность появилось раньше, чем
гетеросексуальность. Затем, с помощью приставки bi= ("два", "оба"),
возник континуум: гетеросексуальность-бисексуальность-гомосексуальность.
Впрочем, термин "бисексуаль¬ность" для обозначения двуполости, обладания
как мужскими, так и женскими половыми органами, появился в ботанике,
применительно к растениям, еще в начале XIX в.
В начале ХХ века слова "гомосексуальный", "гомосексуал" и их
производные прочно вошли в научную и в обыденную речь.
гомосексуальностью называется влечение к представителям собственного
пола, гетеросексуальностью - к представителям противоположного пола и
бисексуальностью - смешанное влечение, объектами которого могут быть как
мужчины, так и женщины.
Между прочим, в русском языке смысловое, семантическое неравенство
"гомо" и "гетеро" выражено сильнее, чем в английском, французском и
немецком. Употребляемый в тех языках термин "гомосексуальность" имеет
точный аналог в "гетеросексуальности". Слово "гомосексуализм" звучит
сильнее, потому что "гетеросексуализма" не бывает, а всякий "изм" -
что-то странное и подозрительное. То же самое - с окончанием "ист".
По-английски и по-французски можно сказать о человеке, что он
гомосексуал или гетеросексуал, прилагательное и существительное
выражаются одним и те же словом. В русском языке есть только слово
"гомосексуалист", "гетеросексуалистов" нет. Лишнее безобидное окончание
- и уже дискриминация!
С появлением “гомосексуальности” терминологическая эпопея не
закончилась. Чтобы преодолеть оскорбительную для них "медикализацию",
западноевропейские и американские гомосексуалы в 1950-х годах нашли себе
другое самоназвание - "гей" (gay). В провансальском наречии
XIII -
XIV
вв., на языке трубадуров, это слово обозначало куртуазную рыцарскую
любовь, которая нередко была однополой, а также искусство поэзии и
любви. В Англии XVII в. слово gay обозначало легкомысленного повесу -
плейбоя, а применительно к женщинам (несколько позже) - проституцию
(женщина легкого поведения = "веселая женщина"). В начале ХХ в. слово
"гей" стало кодовым словом английской гомосексуальной субкультуры, а
затем перекочевало в США, где из жаргонного обозначения мужской
гомосексуальности превратилось в её политический и идеологический
символ. "гей" (это прилагательное употребляется и как существительное) -
не просто мужчина, которого сексуально влечет к мужчинам, но носитель
особого самосознания, член соответствующей субкультуры, общины или
организации, борец за свои гражданские права и т.д.
В начале 1990-х
годов это слово получило распространение и в России.
Эмоциональная нагрузка слова зависит не столько от его происхождения,
сколько от контекста. Одно из самых оскорбительных английских жаргонных
названий гомосексуала - queer (буквально - кривой, странный,
извращенный, фальшивый), в противоположность straight (прямой,
нормальный; российские геи называют гетеросексуалов “натуралами”). В
1990-х годах некоторые американские геи-активисты стали демонстративно
называть себя квирами, подчеркивая, что не только не стыдятся своей
сексуальной ориентации, но гордятся ею. В отличие от слова “гей”,
относящегося только к мужчинам, “квир” включает также и лесбиянок.
Впрочем, для многих геев слово “квир” неприемлемо. Еще одна
терминологическая новация “лесбигей” – сокращенное обозначение
совместных геевских и лесбиянских организаций, идеологии или
исследований.
От теологии к сексологии
Но какова вообще природа однополой любви? В течение многих столетий пол
и сексуальность рассматривались исключительно в контексте
репродуктивного поведения, обеспечивающего продолжение рода. Разумеется,
люди всегда знали, что сексуальное желание и наслаждение не зависят от
деторождения и являются самоценными. Однако теории, рожденные в лоне
антисексуальной европейской культуры, с этим не считались. Сексуальное
влечение они могли понять и оправдать только как стимул к продолжению
рода: оргазм, удовольствие от полового акта - награда за примерное
поведение. Влечение к людям собственного пола выглядело при этом
противоестественным извращением, как, впрочем, и любые другие формы
эротики, не способствующие деторождению, например, мастурбация или
оральный секс.
В отличие от средневекового богословия, классифицировавшего и
оценивавшего не столько самих индивидов, сколько их поступки и помыслы,
которые могли быть правильными (=добродетельными) или неправильными
(=греховными), наука XIX в. превратила гомосексуалов в особую
разновидность людей, у которых “инверсия сексуального чувства”
сочетается с множеством других болезненных и морально неприемлемых черт.
Хотя ученые спорили, является ли это состояние врожденным или
благоприобретенным, конечная разница между гетеро= и гомосексуалами
казалась абсолютной (СМ. Lautmann, 1993).
Поскольку содомия была грехом и преступлением, первые специалисты в
области судебной медицины больше всего интересовались телесными
признаками, по которым можно распознать и уличить содомита. Итальянский
медик, придворный врач римского папы Паоло Захиа (1584-1659), трактат
которого оставался самым авторитетным трудом в этой области вплоть до
середины XIX в., считал главным признаком и доказательством пассивной
педерастии изменения в состоянии заднего прохода, прежде всего
сглаженные в результате анальных сношений кожные складки. Французский
судебный эксперт Амбруаз Тардье (1818-1879), пошел дальше. По мнению
Тардье, анус пассивного педераста является гладким, лишенным складок еще
до того, как он начинает заниматься содомией, активный же педераст имеет
тонкий, недоразвитый член, с маленькой головкой, искривленный, как у
собаки, а безошибочными признаками повышенной чувственности лесбиянок он
считал волосатость (хирсутизм) и увеличенный клитор.
С выделением в самостоятельную отрасль медицины психиатрии (термин
появился в 1808 г.), содомия стала постепенно психологизироваться.
Французские психиатры Филипп Пинель (1745-1826) и Жан Этьен Доминик
Эсквироль (1772-1840) считали, что "безумие" может быть не только общим,
но и частичным, поражающим только одну психическую функцию; одна из
таких "мономаний" - "извращение полового чувства". Английский психиатр
Джеймс Каулз Причард (1786-1848) придумал для этого термин "моральное
безумие". С появлением понятия психопатии стали говорить о "сексуальных
психопатиях" и т.д.
Автор авторитетного руководства по судебной медицине Иоганн Людвиг
Каспер (1796-1864), не найдя у обследованных педерастов описанных в
литературе телесных признаков, обратился к изучению их психологии и
дневников и пришел к выводу, что однополое влечение – своего рода
"духовный гермафродитизм". Это влечение может оставаться платоническим,
ничем не отличаясь от обычной любви. Немецкий пси¬хиатр Карл Фридрих
Отто Вестфаль (1833 –1890) назвал этот феномен "противоположным" или
"извращенным" сексуаль¬ным влечением, в основе которого лежит врожденная
патология развития вегетативной нервной системы, искажающая "весь
внутренний мир собственного пола". Позже это состояние стали называть
инверсией (обращение, перевертывание, выворачивание наизнанку) полового
чувства. Слово инверсия звучит мягче, чем перверсия (извращение), но
остается в рамках патологии.
Смена религиозной парадигмы ("содомский грех") психиатрической
("сексуальная психопатия") была определенным шагом вперед. Хотя
"сексуальный психопат" выглядел таким же отвратительным, как "содомит",
он был не столько преступником, сколько больным, страдающим человеком.
Однако в этом была и опасность. По прежним представлениям, человек,
совершивший акт содомии, за который его наказывали, мог раскаяться и
исправиться. Религия оставляла грешнику надежду. А что спросишь с
психически неполноценного "сексуального психопата"? Одна и та же теория
могла быть как апологетической ("человек не виноват, что родился
уродом"), так и обвинительной ("надо защищать общество от дегенератов").
Политические соображения при этом часто заслоняли существо вопроса.
Против такой "медикализации" однополой любви протестовали уже некоторые
мыслители XIX в. Немецкий журналист и юрист Карл Генрих Ульрихс
(1825-1895), который сам был гомосексуалом, в своих "Исследованиях
загадки любви мужчин к мужчинам", публиковавшихся отдельными книжками с
1864 г., доказывал, что "урнинги" - не больные, а особый "третий пол" (
женская душа в мужском теле). Полагая, что каждый пятисотый мужчина -
урнинг, Ульрихс выступал против их уголовного преследования.
Немецко-венгерский писатель, переводчик и журналист Кароль Мария
Кертбени (1824-1882) (до 1847 г. он писал под именем "Доктор Бенкерт",
поэтому многие ошибочно считают его медиком), который первым (1869 г.)
предложил термин "гомосексуальность", не только доказывал, что
гомосексуальность является естественной и врожденной, но и апеллировал к
общим принципам правового государства, которое обязано распространить на
гомосексуалов правило невмешательства в личную жизнь граждан.
Человеческая сексуальность, подчеркивал Кертбени, многообразна. Наряду с
гетеро= и гомосексуалами, существуют "моносексуалы", главной формой
сексуального удовлетворения которых является онанизм, и "амбисексуалы",
сочетающие гетеросексуальный брак с гомосексуальными связями. Сами
гомосексуальные мужчины тоже очень различны. Кертбени возражал против
всякой симптоматологической категоризации, которая часто напоминает
процессы над ведьмами.
Судебным медикам и психиатрам XIX в. такая широта взглядов была
несвойственна. Отчужденно-недоброжелательное отношение многих психиатров
и судебных медиков XIX - начала ХХ в. к однополой любви и её носителям
объяснялось не только их личными предубеждениями и профессиональными
установками ( врач ищет именно патологию), но и свойствами того
человеческого материала, с которым им приходилось иметь дело. В поле
зрения судебных медиков чаще всего попадали люди, психика которых
действительно была отягощена, помимо гомосексуальности, психическими
проблемами и отклонениями. Некоторые из этих людей совершили серьезные
преступления.
Не имея представления о том, как ведут себя обыкновенные, "нормальные"
гомосексуалы, эксперты-медики невольно ассоциировали весь этот букет
болезненных и социально-неприемлемых черт с необычной сексуальной
ориентацией и заранее ожидали, что найдут их и у следующих пациентов. А
кто ищет, тот всегда находит. Психопатологизация гомосексуальности
действовала как самореализующийся прогноз, формировавший не только
сознание врача, но и самосознание пациента. В то же время она - и только
она! - могла поставить под вопрос правомерность уголовной
ответственности за гомосексуальность.
Характерна в этом смысле эволюция взглядов самого авторитетного
психиатра этого периода барона Рихарда фон Крафт-Эбинга (1840-1902), чье
руководство для врачей "Сексуальная психопатия", выдержало с 1886 по
1920 г. девятнадцать изданий и считалось классическим. Крафт-Эбинг
начинал с изучения сексуальных расстройств своих психиатрических
пациентов. В противоположность Ульрихсу, он считал гомосексуальность
проявлением патологии и вырождения, но настаивал на строгом
разграничении её врожденных и благоприобретенных форм. Однако по мере
того как он переходил от обитателей тюрем и психбольниц к изучению более
образованных слоев населения, его взгляды менялись. Собрав около 20.000
историй болезни, 300 из которых опубликованы в 14-м, последнем
прижизненном, издании его книги (её русский перевод, переизданный в 1996
г, сделан с первого издания), Крафт-Эбинг научился лучше понимать своих
пациентов, признал, что гомосексуальность встречается также у вполне
нормальных людей и поддерживал отмену её уголовного преследования.
Опубликованные им, без излишнего морализирования, рассказы от первого
лица (нарративы), среди которых была и автобиография Ульрихса, стали
неоценимым источником информации для гомосексуалов конца XIX – начала ХХ
в. и способствовали формированию гомосексуальной идентичности
(Oosterhuis, 2000).
Весьма влиятельными в начале ХХ в. были труды берлинского невропатолога
Альберта Молля (1862-1939), который одним из первых стал изучать детскую
и подростковую сексуальность. гомосексуальность, по Моллю, всегда
болезнь, но не обязательно врожденная. Вслед за психологом Максом
Дессуаром, Молль считал, что формирование сексуальной ориентации у
человека проходит две фазы. На первой фазе, от начала полового
созревания до 20 лет, сексуальное влечение еще не дифференцировано по
объекту и может направляться на людей как противоположного, так и
собственного пола. Это делает возможными, с одной стороны,
гомосексуальное совращение детей и подростков, а с другой стороны -
психотерапевтическую коррекцию потенциальных и реальных гомосексуальных
наклонностей ребенка. Молль считал, что гомосексуальные отношения между
взрослыми не должны преследоваться, но гомосексуалов, совращающих
молодежь на стадии "недифференцированного влечения", необходимо
изолировать. По отношению к движению за декриминализацию
гомосексуальности, в котором активно участвовал его идейный противник
Хиршфельд, Молль , человек весьма реакционных взглядов, занял резко
враждебную позицию.
Самый влиятельный исследователь и теоретик гомосексуальности начала ХХ
в. - Магнус Хиршфельд (1865-1935). Выходец из состоятельной еврейской
семьи, он сначала занимался лингвистикой и философией, а затем окончил
медицинский факультет в Берлине. Сам будучи гомосексуалом, Хиршфельд
посвятил всю свою жизнь делу реабилитации и декриминализации однополой
любви. Уже в своей первой, выпущенной под псевдонимом, книге "Сафо и
Сократ, или Чем объясняется любовь мужчин и женщин к лицам собственного
пола?" (1896) Хиршфельд утверждал, что однополая любовь - неотъемлемая
форма человеческой сексуальности, а отмена уголовного преследования
гомосексуалов отвечает высшим интересам общества. Речь идет не о
милости, а о справедливости, ибо гомосексуальное влечение не является
предметом свободного выбора, но имеет глубокие конституциональные корни.
В 1897 г. Хиршфельд, уже с открытым забралом, организовал
"Научно-гуманитарный комитет", первую в мире организацию в защиту прав
гомосексуалов. Под петицией с требованием отмены антигомосексуального
175 параграфа Германского уголовного кодекса подписались около 6 тысяч
людей, включая многих ведущих представителей немецкой интеллигенции. В
1899 г. он начал издавать первый в мире междисциплинарный журнал,
целиком посвященный проблемам гомосексуальности Jahrbuch für sexuelle
Zwischenstufen, просуществовавший 23 года и объединивший вокруг себя
всех ведущих специалистов.
Помимо клинических данных, Хиршфельд первым использовал для изучения
гомосексуальности анкетный метод. В декабре 1903 г. он распространил
среди 3000 берлинских студентов, а в феврале 1904 г.- среди 5721
рабочих-металлистов опросник, прося их анонимно ответить о своих
разнополых и однополых контактах и влечениях. На вопросы ответили 1696
студентов и 1912 рабочих. Эти данные, наряду с другими, Хиршфельд
использовал в своем фундаментальном труде "гомосексуальность мужчин и
женщин" (1914). После Первой мировой войны Хиршфельд активно участвовал
в работе Всемирной лиги сексуальных реформ и в 1919 г. он основал в
Берлине первый в мире Институт сексологии (Institut für
Sexualwissenshaft), который просуществовал до 6 мая 1933 г., когда его
разграбили и сожгли гитлеровцы. Хиршфельд собирался перенести Институт в
Париж, но умер там, не успев развернуть его работу.
Хиршфельд считал гомосексуальность врожденной, но не патологией, а
"промежуточным звеном" процесса дифференциации полов в фило= и
онтогенезе. Различия между мужчинами и женщинами по-разному проявляются
в таких сферах, как репродуктивные половые органы, другие телесные
свойства, сексуальное влечение и душевные (психические) свойства.
Поскольку природа не делает скачков, каждый из этих параметров имеет
свои переходные, промежуточные варианты. Смешанное, одновременно мужское
и женское, строение половых органов дает гермафродитизм;
неопределенность, двойственность телосложения - психическую андрогинию;
инверсия сексуального влечения порождает гомо= и бисексуальность, а
инверсия прочих душевных черт - трансвестизм. Подобно "нормальным"
людям, гомосексуалы и лесбиянки индивидуальны, каждый из них
"промежуточен" на свой собственный манер и несет в себе "свою
собственную природу и свой собственный закон".
Немецкий ученый Иван Блох (1872-1922), хотя и был практикующим врачом,
больше интересовался культурологическими и историческими сюжетами.
Сначала Блох считал гомосексуальность редкой, встречающейся лишь у 0,01%
мужчин, но в принципе излечимой патологией. Главным фактором
её
распространения он считал неблагоприятные условия в детстве: совращение
взрослыми, сексуальные игры со сверстниками, стимулирование эрогенных
зон поркой, неудачи в общении c женщинами и общий страх перед ними,
мотивируемый, в частности, страхом заражения венерическими
заболеваниями. Под влиянием Хиршфельда и этнографической литературы,
Блох в 1908 г. резко изменил точку зрения и признал, что
гомосексуальность отличается от прочих перверсий, а
её адепты не должны
подвергаться преследованиям.
Если в Германии копья скрещивались главным образом вокруг вопроса о
правовой ответственности - судить или не судить? - то для Франции этот
вопрос был неактуален: кодекс Наполеона отменил уголовную
ответственность за гомосексуальные действия еще в 1810 г. Зато
легальность проституции делала для французских ученых чрезвычайно важным
вопрос о соотношении публичного и частного, а падение рождаемости -
проблему укрепления семейных устоев. В обоих этих контекстах
гомосексуальность добрых чувств не вызывала.
Как и их немецкие коллеги, французские психиатры считали
гомосексуальность болезнью. Психоневролог Ж.М.Шарко и психиатр В.Маньян
считали "инверсию генитального чувства" врожденной и безуспешно
пробовали излечить её с помощью гипноза. Напротив, психолог Альфред Бинэ
утверждал, что все половые извращения - результат специфической
ассоциации идей; например, половое возбуждение у подростка ассоциируется
с каким-то внешним условием или раздражителем, после чего
соответствующий стимул автоматически вызывает у него эротический эффект.
В Италии влиятельный психиатр и криминолог Чезаре Ломброзо (1836-1909)
твердо стоял на позиции "вырождения". С точки зрения Ломброзо, любое
криминальное поведение - об историчности и условности самого понятия
преступности ученый не задумывался - имеет свой неврологический базис и
коренится в нарушениях центральной нервной системы. гомосексуальность,
по Ломброзо, - форма психического гермафродитизма, возвращение к одной
из пройденных ступеней биологической эволюции. Факторами,
"расковывающими" это скрытое биологическое наследие, Ломброзо считал
эпилепсию и кретинизм. Любые формы вырождения Ломброзо брался определять
по форме черепа и другим антропометрическим показателям. Судить
врожденных преступников и безумцев нельзя, но их следует содержать в
психиатрических больницах и не позволять им размножаться. Что же
касается гениальных гомосексуалов, вроде Микеланджело и Верлена, то
гениальность, по Ломброзо, связана с гипертрофией определенных отделов
головного мозга за счет других. Отсюда - тяготение гениев к
преступности, сумасшествию и гомосексуальности.
Однополая любовь занимает центральное место в работах крупнейшего
английского сексолога Хэвлока Эллиса (1859-1939). Первая его книга
"Сексуальная инверсия", вышедшая в 1906 г. в Германии и год спустя в
Англии, где она сразу же подверглась судебному преследованию как
"похотливая, вредная, порочная, грязная, скандальная и непристойная",
содержала обстоятельный обзор всех известных в то время фактов
относительно гомосексуальных контактов в животном мире, у "примитивных"
народов, в античности, тюрьмах и т.д. По мнению Эллиса, склонность к
однополой любви, будучи врожденной, не является ни болезнью, ни
преступлением. Много ценных данных о гомосексуальности содержится и в
других сочинениях Эллиса, особенно в его семитомных "Исследованиях по
психологии пола" (1896 – 1928).
Интересовались гомосексуальностью и русские ученые (Энгельштейн, 1996,
гл.4).
Самым влиятельным русским специалистом был профессор
Петербургской Военно-медицинской академии Вениамин Михайлович
Тарновский. Его книга "Извращение полового чувства:
Судебно-психиатрический очерк для врачей и юристов" (1885), была почти
одновременно с русским изданием выпущена на немецком, а позже также на
английском и французском языках. Подобно своим немецким и итальянским
предшественникам, из которых он особенно ценил Ломброзо, Тарновский
полагал, что извращение полового чувства у мужчин может быть как
врожденным, так и благоприобретенным. Обе формы казались ему глубоко
отвратительными и аморальными, но в случаях врожденного извращения он
считал уголовное преследование несправедливым. Склонность женщин к
проституции Тарновский также считал врожденной, выступая против
гуманного отношения к проституткам. Неприязнь к гомосексуальности
дополнялась у Тарновского антисемитизмом, который шокировал даже
симпатизировавшего ему Ломброзо.
В.М. Бехтерев (1857-1927 ) в статье "Лечение внушением превратных
половых влечений и онанизма" (1898) выводил "превратные половые
влечения" из "патологических сочетательных рефлексов", предлагая лечить
их внушением и гипнозом. Позже, в статье "Об извращении и уклонении
полового влечения" (1926) Бехтерев доказывал, что гомосексуальное
влечение - несчастный результат внешних влияний в критический момент
сексуального развития личности. Почти во всех приводимых им историях
болезни "извращение" возникало в период полового созревания, под
влиянием сверстников. Чтобы избавиться от него, пациент должен
добровольно подвергнуться гипнозу и внушению и целенаправленно
поддерживать гетеросексуальные отношения. Но особенно важна
профилактика, правильное половое воспитание подростков.
Содержание
www.pseudology.org
|
|