| |
26
декабря 2005 года |
Игорь Семёнович Кон
|
256 оттенков жизни
Интервью журналу “Санкт-Петербургский Университет», №
28-29 (3720-3721) |
В ноябре в Большом зале
Филармонии журналист
Леонид Парфенов
отвечал на вопросы петербургской публики. На сцену передавали записки с
вопросами, и между прочими одна была такая: «Я постоянно думаю о сексе -
что мне делать?» Нимало не смутившись,
журналист сказал, что этот вопрос
должен быть адресован не ему, а Игорю Кону
.
В сознании миллионов
советских людей Игорь Семенович Кон
– это патриарх отечественной
сексологии
. Однако академик РАО, профессор И.С.
Кон
- это уникальный ученый-гуманитарий с очень широким кругом
интересов - об этом говорят его книги: «Социология личности»,«В поисках
себя», «Дружба», «Ребенок и общество», «психология юношеского возраста»,
«Мужское начало в истории культуры» - и многие
другие. Можно утверждать лишь то, что в центре внимания
Кона-ученого всегда находился человек.
Общеуниверситетский курс лекций по социологии личности, который в 1966
году читал на историческом факультете ЛГУ профессор И.С.Кон
, стал
событием для своего времени. По воспоминаниям очевидцев, в дни этих
лекций во всем здании бывала дезорганизована учеба - места в лектории
занимали за два часа до лекции, а преподаватели, приходившие заниматься
с вечерниками, не заставали на месте не только студентов, но и стулья.
В 1985 году И.С.Кон
переехал из Ленинграда в Москву, где идеологический
гнет не был в то время столь сильным. Я спросил его об атмосфере,
царившей тогда в научных кругах.
- Я всегда был сам по себе, поскольку мои научные интересы всегда были
на границе разных наук: истории, философии, социологии, психологии,
антропологии и этнографии, педагогики. Если же надо было к чему-то
принадлежать и была возможность выбора, то я старался, чтобы это было
нескучное сообщество. Но я знал, что, занимаясь своим делом, я полностью
ни в какое сообщество не впишусь.
- Должно быть, личные качества коллег очень важны?
- Хорошо иметь коллег, с которыми полное взаимопонимание в совместной
работе, - но это не всегда удаётся. Мне лично для работы нужна
спокойная обстановка. А как только начинаются склоки, дрязги,
наклеивание идеологических ярлыков - я предпочитаю уходить. Хотя это все
и не фатально, и в любых битвах можно победить (если ты прошёл
соответствующую школу), но всё же это - напрасная трата времени.
Я предпочитаю заниматься теми вещами, вокруг которых нет давки. Там,
где толпа народу - там меня точно нет. Ни на советской, ни на
антисоветской демонстрации... Поэтому я обычно ставил такие проблемы,
по которым у нас не было еще специалистов. Так что и литература мне
чаще всего нужна была иностранная.
Мне было очень хорошо и спокойно с моими коллегами по Ленинградскому
отделению Института этнографии, где я проработал десять лет. Все люди
там чему-то учились - и я учился у них. В Институте этнографии мной были
инициированы сравнительно-исторические исследования по этнографии
детства, которые оказались очень успешными.
- Сексологией
вы тоже стали заниматься потому, что не было давки вокруг
этого предмета?
- Что касается сексологии
- там не было не только давки, но даже
названия, даже слова - а был один абсолютный запрет. Это совершенно
особый случай - ведь запрещено было всё.
То, что сегодня идеология не довлеет - это, к сожалению, неверно. Она
снова начинает довлеть, и очень сильно. Это официальная идеология
православия, абсолютно несовместимая ни с какой сексуальной культурой.
- В чем это проявляется?
- В том, что несмотря на эпидемию СПИДа
и прочих заболеваний всюду
заблокировано сексуальное образование, и практически нет исследований в
этой области. То же, что есть, имеет зачастую любительский уровень.
Так что в этой сфере сегодня не легче, чем при советской власти. Всё
можно печатать, потому что печать пока еще не полностью контролируется,
но на самом деле мы сегодня живем в уже почти советской стране... При
советской власти тоже жилось очень свободно - в 20-е годы - и совсем
несвободно стало в 30-е...
- И все-таки с людьми, придерживающимися ортодоксальных убеждений,
сегодня,
кажется, возможна
дискуссия, и не все так катастрофично, как во времена однозначных
директив
- И наука, и пресса пока не полностью подчинены государству
- но
процессы идут. Но меня беспокоит не только возможность обсуждения
теоретических вопросов.
Сексуальность
- это важная сторона общественной и личной жизни. И
организация сексуального образования невозможна без помощи
государства.
А сегодня в этом направлении все заблокировано, государство
не делает
ничего. Результат этого - чудовищная статистика: по абортам, по СПИДу
и
другим венерическим заболеваниям наша страна занимает первое место в
мире. И государство
не хочет с этим бороться. Более того, под угрозой
уничтожения сейчас находятся многие общественные организации,
финансирующие научные исследования по СПИДу
.
Все эти организации заняли
оппозиционное положение по отношению к инициативе московского
правительства (пропаганда того, что «безопасного секса не бывает»), - и
трудно сказать, чем это кончится... Возможно, скоро просто не будет
эмпирических данных - не будет статистики. В советское время не
собирали статистики по абортам - и их вроде не было. Сегодня снова
стали закрывать глаза - и я боюсь, что все идет по старому пути. Я могу
ошибаться - ведь у меня есть горький опыт. Но тенденции очень хорошо
знакомы. Вы знаете, что советская система создавалась не в одночасье, и
не на следующий день после октябрьской революции был «философский пароход».
- В советское время вы все-таки смогли заниматься сексологией
. Как вам
это удалось?
- Когда я стал этим заниматься, я был уже очень известным человеком. К
тому же я говорил о вещах, которые нужны людям, - я это чувствовал... А
это очень важно. Мою книгу «Введение в сексологию
» 10 лет не печатали по-русски - одни
боялись, другие страховались, - и она сначала вышла за границей (хотя это
и было не принято), а лишь в 1988 у нас. И если бы не
Перестройка,
неизвестно, вышла бы она или нет.
Потребность общества в сексуальном образовании была очень велика, -
сегодня она еще более острая. Сексуальная свобода в условиях СПИДа
и
при отсутствии культуры чревата издержками. Сексуальную культуру нужно
воспитывать: учить, объяснять, рекомендавать книги. А мы пустили дело на
самотек. Россия давно уже живет по формуле «спасение утопающих - дело
рук самих утопающих». Но кто-то умеет плавать, а кто-то нет.
Государство
же своих обязанностей не выполняет. Причем это не те
обязанности, для выполнения которых требуются глобальные реформы и
гигантские капиталовложения. Важна стратегия.
А мы сегодня видим по телевизору рекламу «Безопасного секса не бывает».
При том что только пропаганда безопасного секса – за те лех - помогла
остановить в Европе эпидемию СПИДа
. Россия идет своим путем - и у нас
эпидемия растет. На европейские результаты нам наплевать, и европейскую
стратегию мы считаем неверной, все надежды возлагая на церковь.
Забота церкви о том, чтобы помочь уже больным людям умереть с меньшими
страданиями - очень важна. Но моя забота - не о тех, кто уже одной ногой
стоит в могиле, а о тех, кто сегодня только начинает жить. Лозунги типа
«не занимайтесь сексом, потому что безопасного
секса не бывает» нигде в
мире не действуют, и нет оснований полагать, что они подействуют у нас.
Молодые люди не начинают сегодня половую жизнь отношениями с одним
постоянным партнером. Сначала идет период экспериментирования, а уж
затем находится - или не находится - один постоянный партнер. Если мы
исходим из поведения реально существующих людей -это одна логика. Если
мы исходим из предписаний, как надо по нормам морали (которые, судя по
статистике, соблюдаются немногими), - логика, конечно, другая.
Я социолог (сексолог - это не первая моя специальность). Я занимался
социологией сексуальности
, и точно знаю, что на Западе остановили
эпидемию СПИДа. Да только благодаря особой тактике. За формулой
«безопасный секс» (очень рациональной, но эгоистической) следует другая:
«ответственный секс». Это более сложная формула, выходящая за рамки
всяких эпидемий и включающая в себя важные нравственные принципы. Они
предполагают способность встать на точку зрения другого человека,
позаботиться о нём
. Европейская молодежная культура сегодня
пропагандирует эти принципы.
Мы хотим сегодня победить только с помощью осуждения того, что нам не
нравится. Но результаты будут прямо противоположны желаемым.
- Таким образом, можно говорить о том, что сексуальная культура в России
находится на низком уровне
- Да. Самое скверное - то, что элементарную необразованность выдают за
национальное своеобразие...
- Сегодня часто говорят о том, как много порнографии и насилия появилось
в
средствах массовых коммуникаций - в том числе на телевидении - в связи
с
либерализацией нравов. Вы можете как-то интерпретировать эти
высказывания
- Телевизионная культура не для меня. Наше телевидение очень
малокультурное, на нём мало интересного, но то же самое можно сказать и
о западном телевидении. Важно не что показывать, а как показывать. Жестокость можно показать
так, что у зрителя формируется повышение чувствительности к этой
жестокости, неприятие её . А можно показать так, что притупляется эта
чувствительность. Весь вопрос в таланте автора
- Но можно ли здесь действовать с помощью директив?
- Нет, нельзя. То, что во всем виновато телевидение
- это популярная тема для разговоров всех консервативных людей.
На советском телевидении не было ни секса, ни насилия, а в жизни они
были. Представление о том, что люди все примеры берут из
телевидения
- ложно п определению. На телевидении очень много дешевки - в том числе и в сфере эротики.
Хорошую эротику вообще очень трудно создать. Существует три различных уровня: уровень любовных переживаний и
отношений (выражаемых только языком искусства или религии, только с
помощью образа - их нельзя выразить естественно-научными понятиями),
уровень сексуальноэротических переживаний и отношений (очень широкий
уровень) и уровень мочеполовых отношений (в принципе, тоже не
противопоказанный искусству). Это разные и взаимосвязанные явления; одно
без другого не происходит, но связь эта очень сложная и опосредованная.
Было время, когда можно было говорить только о любовных, платонических,
духовных отношениях, а все остальное как бы не существовало. Потом
возобладала другая тенденция - и стали все сводить к уровню
мочеполовому.
- Не могли бы вы немного рассказать о вашей последней книге -
«Сексуальная культура в России»?
- Это мой третий подход к теме. Первая книга была написана мной в
Америке, во время пребывания в Русском центре Гарвардского
университета, и называлась «Сексуальная революция в России». Меня
интересовало то, как советская власть пыталась ликвидировать
сексуальность и что из этого вышло. Меня прежде всего интересовала
современность (американский читатель не очень готов воспринимать то, что
касается истории, и я должен был постоянно объяснять моей редакторше,
что Белинский - не поэт).
Вторая книга вышла в 1997 году на русском и называлась уже «Сексуальная культура в России». Я сохранил структуру, но изменил содержание. Здесь
уже было гораздо больше истории с древнейших времен.
В последние годы советской власти режим в ГДР был значительно жестче
нашего. Но сексофобии там не было
- потому что это абсолютно несовместимо с немецкой культурой. Там было и
отличное сексуальное образование молодежи, и издавались книги, и не
было запретов, подобных нашим. Очевидно, что для понимания национальной
специфики нужно исследовать исторические корни явления.
- Мне всегда парадоксальной казалась несовместимость социализма с
каким
бы то ни было внешним выражением сексуальности
. Так было
лучше для
построения коммунизма? Возможно, причина в каких-то
особенностях
сознания В.И.Ленина, Н.К.Крупской... Или в основе
всего - традиции
восточного христианства? Как вы объясняете этот феномен?
- Все это очень многопланово. В американской книге у меня больше всего
работала теория Оруэлла - политческое объяснение. Тоталитарный строй
требует тотального контроля - и поэтому должны контролироваться эмоции
и сексуальность
. Ликвидация сексуальной свободы есть ликвидация
личности и одновременно - превращение любви в ненависть.
Заблокированным
оказывается важный канал, и вместо прежних инстинктов появляется
ненависть, поклонение вождю и так далее. Сексуальные импульсы получают
другое направление. Но для того, чтобы разобраться, почему тоталитаризм
именно здесь приобрел такие черты - для этого нужно рассматривать всю
историю культуры, включая историю религии, историю цивилизационного
процесса.
- Здесь, пожалуй, стоит адресовать наших читателей к последнему
изданию вашей книги
- Третье издание - это совершенно новая книга. В последнее время
появилось много новых исследований. В советской истории многое можно
теперь «пощупать». Появились исследования и по постсоветской жизни.
Главное же, у меня изменилась точка отсчета. Раньше я объяснял феномен
советской сексофобии.
В начале 1990-х стало ясно, откуда мы идем, но не
очень понятно - куда. Теперь понятно, куда мы идем - мы идем обратно.
Стали восстанавливаться традиционные политические и идеологические
институты, возник лозунг «вернуться к прошлому». Я отвечаю на вопрос, а
что такое это прошлое? Не является ли оно воображаемым, и чем отличается
от реального? Нужно ли его восстанавливать, и какими издержками мы
заплатим за этот очередной зигзаг. Сначала я хотел назвать свою книгу «Клубничка на березке», - но мне
сказали, что во всех каталогах её будут помещать в раздел «Ботаника».
Пришлось убрать это в подзаголовок.
- Наступает Новый, 2006 год. Чего вы ждете от будущего?
- Не касаясь подробностей, боюсь, что наша страна все более будет
походить на Советский Союз, к которому мы все привыкли в прошлой жизни.
Официальная идеология в России - идеология восстановления Империи.
Думаю, что это, во-первых, невозможно. В XXI веке только на одной
военной мощи и богатых сырьевых ресурсах империю создать нельзя; в то
время как экология и демография - хуже некуда. Во-вторых, я не думаю,
что империю надо создавать. Россия всегда была империей - а жизнь
всегда была хуже, чем на Западе; и народ либо бежал, либо завидовал.
Сегодняшняя молодежь имеет более адекватные представления об окружающем
мире. Молодые люди хотят хорошо жить, свободно ездить и заниматься тем,
что им нравится. Потребности в том, чтобы нашей страны боялись все
соседи, у них нет. «Слава, купленная кровью», - их не прельщает.
По данным опроса Левада-центра (ноябрь 2005 года), 36% респондентов
хотели бы видеть Россию в первую очередь «великой державой», которую
«уважают и побаиваются другие страны», но 62% предпочли бы видеть её
«страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных
стран в мире». Вот на это и надо равняться.
- Значит, вы все-таки оптимистично смотрите в будущее?
- К сожалению, молодежь не голосует, и тем самым передоверяет свою
судьбу в руки пенсионеров, взоры которых устремлены в «славное прошлое».
- В ваших словах уже содержится положительная программа: либерально
настроенной
молодежи необходимо только воспитать в себе гражданскую
сознательность - придти на выборы и проголосовать
- Это нужно сделать обязательно. Но тем периодом,
когда это можно было сделать эффективно, молодежь не воспользовалась.
Когда есть практически одна-един-ственная партия, энтузиазма голосовать
не прибывает. Мы возвращаемся к периоду хоть и не полного, но значительного
единомыслия, это не стимулирует самостоятельности. Сегодня очень сильно
ограничен доступ к средствам самой массовой
информации - почти все
электронные СМИ принадлежат государству
. Возможность финансирования
оппозиции из частных источников - более чем ограничена... Политика
становится неинтересной, победитель заранее известен. Поэтому в моих
размышлениях о ближайшем и среднесрочном будущем нет ни тени оптимизма.
Я занимаюсь не политикой, а наукой. Наука чаще говорит нам, чего нельзя
делать, чем то, что нужно делать. Даже законы природы можно
сформулировать в виде запретов - чего человек делать не должен. А вот
что он должен делать - на это есть варианты. Часто это выбор между
разными неприятностями: нужно решить, чем ты готов пожертвовать.
Главное правило, на мой взгляд, - социологический реализм: поступать не
так, как хочется, и не так, как делали предки, которые, скорее всего, в
подобной ситуации не оказывались (да и мнение, будто предки во всем и
всегда были правы, ничем не доказано); а максимально разумно.
- Чего лично вы ждёте от Нового года?
- В следующем году я собираюсь закончить новую книгу - «Мальчик - отец мужчины» - об особенностях развития и социализации мальчиков; должен
выйти новый сборник избранных сочинений. А дальше будет видно!
Есть план поехать во Францию и сделать небольшой очерк о французском
сексуальном образовании в контексте французской сексуальной культуры.
Жаль только, что у нас этот опыт вряд ли используют.
У нас всегда все сравнивают с Америкой - а этого как раз делать не
следует. США - отсталая страна в вопросах сексуального образования.
Продуктивней заимствовать что-то у Европы, где вся социальная
статистика гораздо лучше.
- Не могли бы вы сформулировать ваш идеал сексуального образования -
применительно для России?
- Никакие иностранные программы не могут быть использованы в другой
стране, с другой культурой. Поэтому нужна работа, нужны эксперименты.
Любая программа сексуального образования включает в себя три компонента.
Первый - это анатомия и физиология (он может быть заимствован один к
одному).
Второй - это информация о контрацепции и
заболеваниях, передаваемых половым путем (он тоже может быть скопирован -
с незначительными поправками).
Третий - и самый сложный - это
психология. Его нельзя импортировать. А без психологии все остальное не
будет успешно. Для того чтобы решить, как объяснять мальчикам и
девочкам проблемы их взаимоотношений - какой использовать при этом
язык; что делать совместно, а что отдельно - для этого нужно знать
культуру современных подростков. Это требует большой компетентности.
Несомненно, что для такой разнообразной страны, как наша, не может быть
одной обязательной программы. Программы должны быть альтернативными -
разной степени откровенности, - чтобы школы и регионы могли выбирать.
- В советское время в школах был введен предмет «Этика и психология
семейной жизни»,
который преподавали
учителя русского языка и литературы, и это был абсолютно провальный
проект
- В советской школе долго ничего не было. В начале 1980-х ввели курс
подготовки к семейной жизни из двух частей: уроки биологии были
дополнены темами по гигиене половой жизни, а также был введен предмет
«Этика и психология...». Все это не было методически подготовлено. Все должно было начаться с
обучения учителей. А обучить учителя - это долгое дело. Учителя менее
обучаемы, чем школьники. Обучение было формальным - и в годы Перестройки этот курс отменили.
Дело очень трудное - и никто не стал им заниматься. Хотя были и очень
удачные попытки. Еще в советское время Льва Щеглова попросили
прочитать лекцию для учеников одной физико-математической школы. Но он
отказался читать эту лекцию - и поступил очень правильно. Вместо этого
он прочитал три лекции: для учителей, для родителей и для школьников.
Учителя сидели с каменными лицами, боясь обнаружить собственное
незнание. С родителями беседа получилась очень живой и продуктивной.
Таким образом, почва для разговора с учениками была подготовлена.
- Что, по вашему мнению, необходимо для повышения общего уровня
сексуальной культуры в нашей стране?
- Во-первых, необходимо ввести курс сексологии
во всех вузах - потому
что проблемы есть и у студентов. Курс может быть
факультативным - студенты все равно будут посещать его (пример этого я
видел в Америке). Что касается врачей, педагогов, психологов - для них
этот курс должен быть обязательным. Ведь наши врачи сегодня в этой
области так же невежественны, как и 50 лет назад.
Во-вторых, необходимо вернуться к экспериментам в области сексуального
образования в школах. Необходимо вернуться к проекту ЮНЕСКО 1996 года,
который был прерван в самом начале. Нужны репрезентативные исследования
о сексуальном поведении и ценностях российской молодежи.
В-третьих, нужны специальные программы для подростков по телевидению.
Не эротические ток-шоу и разговоры о том, что безопасного секса не
бывает - если бы ВИЧ-инфекция обладала деньгами, то именно она должна
была бы платить за такие программы. Нужны именно образовательные
передачи..
В четвертых, необходим специальный сайт для подростков в Интернете -
государственный, доступный. Великолепный пример такого сайта я видел в
Германии. У подростков возникают зачастую стандартные вопросы - и
благодаря сайту они могут получить ответы на них.
Всё это первоочередные вещи, необходимые для спасения
государства.
Нежелательные беременности отнюдь не улучшают демографическую ситуацию.
Издержки от ВИЧ-инфекции - слишком велики.
- Чего вы хотите пожелать в
преддверии Нового года студентам и преподавателям СПбГУ?
- Главное пожелание - учиться с увлечением, всегда видеть
альтернативы и смотреть не назад, а вперёд! Человека, чей компьютер различает 256 оттенков серого, сложнее
убедить в том, что мир черно-белый, а голубое и розовое - вообще от
лукавого. Это - мой источник
оптимизма, вне зависимости от перемены
политической ситуации. Мир многоцветен. Когда его хотят сделать
черно-белым, «нашим» и «не нашим» - это опасно.
Пессимизм - философия политически некорректная, и неправильная по сути.
Как бы ни было трудно, история не кончается, жизнь не кончается. Если
кончается одна -продолжается другая.
Естественно, что старшему поколению свойственны гипертрофированные
страхи - за ними стоит печальный опыт и предвидение того, что он может
повториться. У молодежи нет опыта - и меньше страхов. При том, что
молодые люди часто легкомысленны, - в каком-то глубинном смысле они
правы.
Из двух священных русских вопросов один вообще никогда не следует задавать. На вопрос «кто виноват?» -
никогда не найти ответа, и если задать
его, то к следующему вопросу никогда не перейдешь. Начинать надо сразу
с вопроса «что делать?». Молодой человек задает вопрос «что делать?» -
и находит варианты ответов: не один, так другой. Возможно, вариант не
всегда лучший - но он ищет! Тот, кто задает вопрос «кто виноват?» -
смотрит не вперёд, а назад. А взгляд назад заведомо неадекватен.
Беседовал Вадим Хохряков
Статьи
Кон
И.С.
www.pseudology.org
|
|