Анатолий Клёсов

Заметки научного сотрудника
Дисперсия оптического вращения. Карл Джерасси и его книги

Анатолий Клесов

Илья Васильевич отправил меня под научное руководство Новеллы Федоровны Казанской, невестки академика Казанского, специалиста в области химического катализа. Новелла была писаная красавица, и было ей тогда лет тридцать с небольшим. Я от нее глаз не мог отвести.

Она дала мне первое задание - разобраться с методом дисперсии оптического вращения и применения его для изучения белков и ферментов. Что, впрочем, в этом смысле одно и то же, поскольку ферменты - они и есть белки, но обладающие каталитической активностью.

И дала мне книжку Карла Джерасси "Дисперсия оптического вращения", изданную в Союзе в переводе с английского языка. Я тогда не знал, конечно, что через тридцать лет довольно тесно познакомлюсь с Карлом, буду слушать от него лично истории его жизни и рассказывать свои, перемежая все это хорошим вином.

К тому времени Карл Джерасси станет признанным создателем первых противозачаточных таблеток, за что получит много научных и прочих премий, включая Национальную Медаль Науки, Национальную Медаль Технологии, и за год до нашей встречи - Priestley medal, самую высокую награду Американского химического общества, будет публично мечтать о Нобелевской премии, но так ее и не получит, и станет известным писателем, оставаясь выдающимся ученым и меценатом, покровителем наук и искусств, профессором и затем профессором "эмеритус" Стэнфордского университета в Калифорнии.

2

Оптическое вращение - это поворот поляризованного света при прохождении им "оптически активных" растворов. Эти растворы получаются при растворении в воде или других растворителях оптически активных химических соединений.

Например, глюкозы и многих сахаров и состоящих из них полисахаридов. Или большинства аминокислот (кроме глицина) и состоящих из них пептидов, полипептидов и белков. И вообще любых органических молекул, у которых имеются асимметрические атомы углерода. Это атомы углерода, к которым присоединены четыре разных атома, и все четыре химические связи - разные по длине.

У углерода вообще всегда четыре связи, поскольку углерод - четырехвалентный, но часто эти связи одинаковы по длине и симметричны друг другу, и молекула оказывается оптически неактивной. А вот когда связи несимметричны - тогда оптически активной. И вращает поляризованный свет.

Так вот, угол поворота поляризованного света при прохождении через раствор и характеризует оптически активные соединения. А если изменять длину волны света, то угол вращения будет тоже изменяться. Таким образом, можно получить спектр вещества, но не обычный, в котором регистрируют изменение поглощения (оптической плотности) от длины волны, а спектр оптического вращения, или дисперсию оптического вращения, в котором регистрируют изменение оптического вращения от длины волны.

Из кривых дисперсии оптического вращения белков вычисляют, например, степень спиральности белков. Например, степень спиральности трипсина равна 16%. А химотрипсина 20%. И у любого другого белка будет своя степень спиральности, если ее рассчитывать из дисперсии оптического вращения. Я, правда, не знаю, кому это знание степени спиральности когда и для чего помогло, но некоторым нравится измерять и сводить в таблицы.

3

Я лично рад, что довольно быстро понял, что мне это ни к чему, и объяснил это своей научной руководительнице. Она в итоге согласилась. На том мои упражнения в этой области науки завершились, но фамилию Джерасси я запомнил. И не зря.

Кстати, плавательный бассейн у дома Джерасси в Стэнфорде посвящен его вкладу в разработку дисперсии оптического вращения, и построен на деньги, полученные от издания его книг на эту тему. В ознаменование этого факта на дне бассейна выложено крупными буквами ORD, что означает Optical Rotatory Dispersion, то есть Дисперсия Оптического Вращения.

Судьба нас свела на Нобелевском симпозиуме в Стокгольме в сентябре 1993 года. Карл Джерасси оказался небольшого роста, с умными глазами, светлая бородка клинышком, довольно подвижный. Он рассказал мне про свое новое увлечение, а именно разработку нового писательского жанра, который он назвал science-in-fiction, в отличие от science fiction. Последнее - это известная научная фантастика.

Буквальный перевод - это "научно-художественное произведение". А science-in-fiction - это "наука в художественном произведении". То есть наука вплетается в художественную канву, оставаясь наукой. Такие произведения может написать только ученый, специалист, который профессионально разбирается в предмете своей науки. И который способен описать коллизии в науке и судьбах людей, которые наукой занимаются, с полным знанием дела.

4

Вернувшись домой, в Бостон, я заказал через Amazon.com книгу Джерасси "Дилемма Кантора", и не мог оторваться. Таких художественных книг я действительно еще не читал. Может, потому что действие в книге разворачивается в Гарвардской медицинской школе, в которой я провел более десяти лет. А может, потому что главные действующие лица работают в области биохимии раковых опухолей, опять же моя тематика.

Может, потому что в книге в деталях описана, пусть фоном, вся "кухня" научной жизни - работа в лаборатории, обсуждение статей перед публикацией, соавторство, публикация статей, индекс цитирования, научные семинары. Первый раз я вижу, что автор написал не неуклюжую пародию на жизнь и работу научных сотрудников, а произведение, которому веришь, с настоящими драматическими коллизиями в научной среде.

Главный герой книги - профессор Кантор, разрабатывающий новый подход к общей теории образования раковых опухолей. Он поручает своему молодому сотруднику экспериментально проверить основное положение своей теории, и сотрудник блестяще его подтверждает. Они вдвоем публикуют статью в английском журнале Nature, самом престижном журнале в области естественных наук (кстати, Уотсон и Крик в свое время опубликовали свою двойную спираль ДНК именно в этом журнале, и позже получили Нобелевскую премию).

И тут Кантор узнает, что его сотрудник, судя по всему, сфальсифицировал результаты ключевого эксперимента. Повторить эксперименты под наблюдением Кантора сотрудник не смог, хотя предположение о фальсификации с негодованием отметает. Кантор в шоке, он прекращает общение с сотрудником, сам ставит другие эксперименты, и опять независимым путем подтверждает свою теорию.

Тем временем статья в Nature производит ошеломляющий эффект среди специалистов, обоих авторов - Кантора и его сотрудника выставляют на Нобелевскую премию, и премия присуждается им.

И вот перед профессором Кантором стоит дилемма. Что делать - отказаться от Нобелевской премии или нет. Точнее, денонсировать фальсифицированную статью в журнале Nature или нет. Если денонсировать - это, безусловно, приведет к скандалу и отмене премии. Если сидеть тихо и не возникать - то мошенник, его бывший сотрудник, получит Нобелевскую премию, как и Кантор.

Не исключено, что вся ситуация, в конце концов, получит огласку, и в число мошенников в историю навсегда войдет и Кантор. Если от премии отказаться - то... теория Кантора оказалась все равно ведь правильной, но Нобелевской премии уже не будет никогда.

Нобелевскую премию они получили...

Процедура подготовки вручения премии, само вручение, и торжественный Нобелевский банкет-прием описаны в книге в самых деталях, но все равно захватывающе интересно. Видно, как Джерасси пропускает весь антураж премии через себя, как он этим живет. Увы, его самого эта премия миновала.

5

Карл Джерасси написал пока восемь книг - шесть science-in-fiction, одну книгу поэзии и одну сценарную. Последняя его книга называется NO. Это - не отрицание. Это химическая формула окиси азота. Окись азота - ключевое химическое соединение в процессах возбуждения и эрекции у мужчин. Книга фактически рассказывает об истории изобретения, создания и коммерческого успеха вайагры (виагры) и конкурирующими с ней разработками.

Например, принципиально другим подходом - инъекции возбуждающего препарата непосредственно в уретру. Надежда на то, что проглотив таблетку, можно будет каким-то образом направить возбуждающий препарат именно куда надо, не растеряв по дороге по всем уголкам организма, была тогда весьма шаткой.

Книга Джерасси NO описывает полную драматизма историю создания и испытания обоих препаратов, переход от академической разработки в "опытно-конструкторскую" фазу, и затем в фазу коммерческую - через создания компании, поиск инвесторов, поиск путей финансирования исследований и разработок, выпуск и продажу акций. И все это у Джерасси вплетено в человеческие характеры, истории жизни, взаимоотношения персонажей, в том числе любовные, сексуальные и пост-сексуальные. Пожалуй, действительно новый научно-художественный жанр. И крайне интересный.

Оглавление


www.pseudology.org