Предыдущая страница

ПУШЕЧНЫЙ И КОЛОКОЛЬНЫЙ МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ

Умножение суммы на число

О жизни талантливого мастера Андрея Чохова, отлившего Царь-пушку, известно в основном, по бронзовым надписям на отлитых им орудиях и колоколах. Впервые имя мастера упоминается на маленькой пищали, на которой вычеканено "лета 7076 (1568) делал Кашпиров ученик Ондрей Чохов". Следовательно, Андрей учился у известного мастера московского Пушечного двора Кашпиа Ганусова и под его руководством начал лить пушки в 1568 г. Последняя из известных работ Чохова датирована 1629 г. Отсюда нетрудно вычислить, что Чохов работал 61 г. На каждой пушке, на каждом колоколе, изготовленных им, вычеканено - по велению какого царя они отлиты. И, вчитавшись в славянскую вязь медных букв, понимаешь, что А. Чохов изготавливал орудия при Иване Грозном, его сыне Федоре, и в годы царствования Бориса Годунова, Лжедмитрия и Михаила Романова. Вот такой долгой оказалась трудовая биография известного мастера! О работе Чохова повествуют не только надписи на орудиях, но и архивные документы.

В те годы мастерам платили годовое вознаграждение, а кроме этого, по окончании работы, царь посылал подарки, "жаловал их". Например, в 1617 г. "марта в 14 день по государеву указу дано государева жалованья пушечному мастеру и литцу Ондрею Чохову, да ученикам его Дружинке Романову, Богдашке Молчанову ... а пожаловал государь их за то, что слили они новую пищаль Ахиллеса”.

102. За изготовление колокола "Реут" Андрей Чохов получил на 12 руб. шкурок куниц, а также сукно ценой 1,5 руб за аршин и шелк ценой по 1руб за аршин. Вычислите длину отрезов сукна и шелка, пожалованных мастеру, если известно, что полученный им отрез сукна был на 6 аршин короче, чем отрез шелка и все ему пожалованное стоило 28 рублей?

Вместо ответа приведем текст "жалованной" грамоты, на основании которой составлена задача: "Того ж дни по государеву указу дано государева жалованья пушечному мастеру Ондрею Чохову... А пожаловал государь его за службу, что он перелил старый большой Реут колокол... 4 аршина сукна ... маковый цвет, цена полтора рубли аршин, до 10 аршин камки ... цена по рублю аршин, да 40 куниц, цена 12 рублев".

Названная в грамоте "камка" —- сорт тонкого шелка ручной работы.

А. Чохов со своими учениками отлил множество колоколов и орудий. Однако, имя мастера прославили изготовленные им крупнокалиберные орудия, многие из которых имели совершенно необычную конструкцию. Среди созданных им уникальных произведений инженерного искусства отметим многоствольную мортиру, изготовленную в 1588 г. Нельзя сказать, что это было первое многоствольное орудие в России. В русской армии было много "сорок" - орудий, собранных из ружейных стволов. Каждый ствол вытачивали отдельно, а затем их все крепили на общее деревянное ложе, в котором имелся железный желоб с порохом. Когда поджигали порох в желобе, раздавался залп из всех стволов одновременно. Стреляли "сороки" ружейными пулями.

Чохов же первым в мире создал многоствольную мортиру, стрелявшую не ружейными пулями, а ядрами в 200 г. Причем, он изготавливал не каждый ствол отдельно, а отлил все орудие сразу - и корпус, и все многочисленные стволы. Как мастер сумел это сделать, неизвестно. Сохранились лишь упоминания, что часть стволов при изготовлении "залилась" - в них при отливке попала расплавленная медь и забила их. В 1640 г. состояние многоствольной мортиры изучали мастера Пушечного двора и нашли, что орудие все еще пригодно для стрельбы, но стволов, через которые можно стрелять, стало еще меньше, так как за прошедшие годы в ней засорилось еще несколько стволов.

103. В многоствольном орудии 0,35 всех стволов "залилось" при изготовлении, 0,25 стволов - засорились за годы эксплуатации и к 1640 г. лишь 40 стволов остались пригодны для стрельбы. Сколько стволов изначально имело орудие?

Указание: При составлении уравнения выразить, сколько стволов орудия в 1640 г. было пригодно для стрельбы, т.е. 40 = х - 0,6х.

ОТВЕТ. 100 стволов

Пушка о "сте зарядах" стояла на берегу Москвы-реки и охраняла наплавной мост, который находился, приблизительно, в том месте, где сейчас Москворецкий. Этот древний мост, впервые сооруженный при Иване Калите, состоял из лежащих на воде больших бревен, лыковыми веревками связанных в плоты. Чтобы пропустить по реке суда, часть плотов отводили к берегу, а потом возвращали обратно. Мост под тяжестью повозок и пешеходов плясал на воде и потому назывался живым. Этот мост более 350 лет, до строительства при Петре I Большого каменного моста, был единственным мостом через Москву-реку. Для отражения противника, рвавшегося к Кремлю по живому мосту, и стояла в 100 м от него чоховская чудо-пушка, которая стреляла залпами из всех стволов камеными ядрами величиной в утиное яйцо.

Стоствольная мортира - прообраз современных многоствольных минометов и реактивных "Катюш" времен Отечественной войны, не сохранилась. Но некоторые орудия, отлитые А. Чоховым, можно увидеть и сейчас. В Петербурге у входа в Военно-исторический музей артиллерии стоит пищаль Инрог, в Кремле у Арсенала - две чоховские стенобитные пушки - Троил и Аспид.

На одном из них изображен троянский царь со знаменем в руке и написано Троил. Следовательно, мастер считал, что житель города Трои называется Троил, как житель Москвы - москвич. На другом - изображено непонятное чудовище и написано Аспид. Азбуковник объясняет, что Аспид есть змей крылатый с птичьм носом и двумя хоботами. Инрог, т.е. носорог, не был таким сказочным зверем, как Аспид, но его в России никто никогда не видел, поэтому представляли, по Азбуковнику, так: "Зверь, подобен есть коню, страшен и неподобен, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге иметь всю силу, живут 532 лета".

104. Инрог имел массу на 2,1 т больше массы стоствольной пушки, Троил на 0,4 т меньшую массу, чем Инрог, Аспид на 1 т меньше, чем Троил. Вычислить массу каждого орудия, если известно, что массы Аспида и Инрога вместе — 13,4 т.

ОТВЕТ. Масса стоствольной пушки 5,4 т, "Аспида" 6 т, "Троила" - 7 т, "Инрога" - 7,4 т.

Орудия, сконструированные Чоховым, удивляют и поныне. В Петербурге, в Военно-историческом музее хранится его пушка, увидев которую в 1880 г. известный пушечный "король" Фридрих Крупп, захотел купить. Но не пристрастием к старине объяснялся интерес фабриканта, а желанием, чтобы не стояла в нашем музее пушка XVII в., которая заряжалась не с дула, а с казенной части и имела клиновидный затвор с вращающимся механизмом для быстрого открывания. Изобретение такой скорострельной пушки во всем мире приписывается Круппу, а клиновидный затвор на Западе до сих пор называется крупповским.

А. Чохов был талантливым инженером, конструировавшим невиданные орудия и удивительным литейщиком, изготавливавшим колокола и пушки необыкновенного качества и красоты. За заслуги перед Россией его, единственного в стране, называли пушечным и колокольным мастером”. Все же остальные литейщики Московского государства, среди которых было много способных умельцев, назывались лишь "пушечными и колокольными литцами". Признание мастерства Андрея Чохова и память о нем, сохранившаяся в веках — высшая награда народа и Отечества.

Закончим рассказ о Кремле и его диковинах словами М.Ю.Лермонтова: “Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки...? Нет, ни Кремль, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно... Надо видеть, видеть, надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!”

 

КИТАЙ-ГОРОД

Решение задач составлением простейших уравнений

Великий князь Иван Васильевич и его мать великая княгиня велели заложить каменный град на Москве по рву земляного града и ... заложил Петрок Малый.

Львовская летопись. XVI в.

Изначально поселение Москва располагалось на Боровицком холме, но с ростом числа жителей оно стало расширяться и заняло ровное удобное место к северо-востоку от Кремля. Туда, в посады, постепенно переселился из крепости торговый и ремесленный люд. Посады были защищены от нападения врага водами Москвы-реки, Неглинной и Яузы, а также непроходимыми лесами в Заяузье. При появлении неприятеля жители сжигали свои дома и укрывались за стенами Кремля. Но уже при Василии III, сыне Ивана III, стало понятно, что Кремль не может в минуту опасности вместить всех москвичей. Поэтому начали разрабатывать план новой, второй линии укреплений, которой следовало защитить посад. Возвести эту линию при жизни Василия III не успели и строительство было осуществлено при его малолетнем сыне Иване IV, за которого правила мать Елена Глинская.

От имени четырехлетнего князя был издан приказ: "В лето 7042 (1534 г) ... государь великий князь Иван Васильевич Всея Руси в первое лето своего государства (правления)... повелел у себя на Москве поставить деревянный град на посаде на большее пространство богоспасаемого и преименитого града Москва".

Во исполнение приказа вокруг посада насыпали вал, для прочности укрепленный плетнями. Эти плетни называли киты и от них, может быть, пошло название местности, где располагался посад — Китай-город. По верху вала поставили деревянную стену, но на этом строительство укреплений вокруг посада не закончилось. Деревянно-земляные укрепления с 1535 по 1538 гг. постепенно были заменены каменными. Под руководством архитектора Петрока Малого была построена вокруг посада мощная китайгородская стена, которая начиналась у Москворецкой башни Кремля, шла вдоль Москвы-реки до церкви Зачатия Анны (около гостиницы "Россия"), где поворачивала на Запад. Церковь стояла на углу крепости и потому называлась "Зачатия Анны, что в углу". От церкви стена шла по линии Ильинского сквера и Лубянки, а затем поворачивала на юг вдоль Неглинной, где и примыкала к Кремлю в районе Арсенальной башни. Крепость была поставлена через 40 лет после окончания строительства Кремля. Накопившийся за эти годы военно-инженерный опыт позволил возвести Китай-городскую крепость еще более мощной, еще более неприступной, чем Кремль. Конечно, строители новой линии укрепления учли опыт возведения первой крепости, но многое им пришлось решать заново. Кремль построен на сухом, высоком Боровицком холме, а Китай-город — в низине, на переувлажненной почве, которую следовало основательно укрепить. Поэтому в тех местах, где должны были возвышаться стены и башни крепости, вбили в землю почти вплотную друг к другу дубовые бревна длиной в 1—1,5 м. На них поставили клети, набитые камнем. На клети уложили крупные бутовые камни, и только соорудив такую мощную "подушку" из дерева и камня, приступили к строительству стен из камня и их облицовке кирпичом.

Стены Китай-города метров на восемь ниже Кремлевских, но подняться на них по штурмовым лесинкам противник все равно не мог, так как высота их была около 10 м. Более низкие, чем кремлевские, стены Китай-города имели значительно большую толщину и, следовательно, более широкий верхний боевой ход.

105. Ширина боевого хода Китай-городской стены в 1,36 раза больше ширины того же хода Кремлевской стены. Вычислите ширину боевого хода обеих стен, если известно, что ширина боевого хода новой стены на 1,62 м больше ширины боевого хода стены Кремля.

ОТВЕТ. Кремль имеет боевой ход по верху стены шириной в 4,5 м,
Китай-город - в 6,12 м.

Такая ширина стен Китай-города позволяла упряжке из двух лошадей въезжать на нее и втаскивать орудия. Это была самая толстостенная крепость России и поэтому только в ней, единственной в стране, на стенах стояли орудия. Возможность обстреливать неприятеля из пушек и пищалей, стоящих не только в башне, но по всему периметру стен, резко повышала обороноспособность последней.

От обстрела снизу ратников на стенах Китай-города защищали мерлоны, причем, более широкие, чем кремлевские.

106. Ширина мерлонов Московского Кремля составляет 0,375 от ширины мерлонов Китай-городской стены. Вычислите ширину мерлонов каждой из этих оборонительных линий, если известно, что ширина двух вышеуказанных мерлонов вместе составляет 5,5 м.

ОТВЕТ. Ширина мерлонов Китай-городской стены 4 м, Кремлевской - 1,5 м.

Каждый мерлон китай-городской стены имел три бойницы. Центральная предназначалась для стрельбы из орудий, а небольшие бойницы по обеим сторонам от нее - для стрельбы из ручного оружия. Известна даже форма этих бойниц. Существует книга "Материалы для истории инженерного искусства в России", которую издал в 1858 г. "Военный инженер - Генерал-майор" (так его звание записано на титульном листе издания) Ф. Ласковский. В своем трехтомном труде он описал все важнейшие крепости нашей страны и привел их планы.

По плану Китай-городской стены видно, что бойница для стрельбы из орудия имела форму прямоугольника со скругленным верхом.

107. Для простоты вычислений будем считать, что бойницы для стрельбы из орудий имела форму прямоугольника. Ширина ее 0,9 м и составляет 0,75 высоты. Вычислите площадь орудийной бойницы, а также площадь бойницы, через которую стреляли из ручного оружия, если известно, что площадь маленьких бойниц составляла 0,1 от площади больших.

Через бойницы мерлонов площадью почти в 1 кв. м., конечно, можно было проникнуть в город, поэтому в мирное время их закрывали деревянными ставнями с дубовыми засовами. Под этими бойницами был еще ряд бойниц косого боя для обстрела из ручного оружия ближних подступов к стене.

Кроме бойниц верхнего боя, Китай-городская стена имела и бойницы нижнего боя. Внизу стены были сооружены казематы, печуры, имевшие значительные размеры, чтобы в нем помещалось и орудия, и пушкари, и боеприпасы.

108. Глубина печуры на 1,2 м больше ее высоты. Ширина - на 0,6 м больше ее глубины. Вычислите размеры печуры, если известно, что ее высота и ширина составляют вместе 6,8 м.

ОТВЕТ. Печуры имеют глубину 3,7 м, ширину 4,3 м, высоту 2,5 м.

При такой высоте печуры пушкарь мог стоять в ней, не наклоняясь. Да и ширина печуры была значительная. В ее наружной стене были сделаны бойницы, через которые орудия стреляли. Очевидно, что размеры этих бойниц были, соответственно размерам пушек. Чтобы через них в крепость не мог войти "нечаянные" (неожиданные) враги, бойницы в мирное время закладывали кирпичом.

109. Наружная стена печуры имела толщину 2,4 м. Бойницу в ней закладывали кирпичом на 0,25 ее глубины. Вычислите, какой толщины кирпичную кладку приходилось разбивать при появлении неприятеля, чтобы очистить бойницу и открыть стрельбу.

Башни китай-городских укреплений не имели стрельниц и подступы к ним контролировали воины, стоящие у бойниц крепостных стен.

Башни Китай-города имели очень глубокие фундаменты. При строительстве подземных переходов и прокладке метро выяснилось, что подземелья башен иногда глубже, чем их надземная часть. Например, под Космодемьянской башней нашли двухъярусное подземелье, в верхнем этаже которого был склад боеприпасов, а в нижнем — ряд галерей — слухов. На стенах последних висели медные листы, которые звенели, если неприятель вел подкоп.

С востока перед Китай-городом, как и перед Кремлем, был вырыт ров, но для наполнения его водой не пришлось строить плотины или рыть пруд. Под нынешней площадью Лубянкой москвичи нашли подземный водослой и направили его воды по Китай-городскому рву в Москву-реку. Водоем под Лубянкой существует и ныне.

110. Ров у Китай-городской стены имел глубину 5,1 м. Она составляла 0,34 от его ширины. Вычислите ширину рва.

Примечание: Размеры рва, приведенные в задаче, усреднены. Летописи сообщают, что глубина рва достигала роста почти трех человек, а ширина от шести до восьми сажен, т.е. от 12,8 м до 17 м

ОТВЕТ. 15 м.

Через ров у проездных башен были переброшены деревянные подъемные мосты, опирающиеся на деревянные срубы (ряжи) с утрамбованной землей. Остатки моста у Ильинских ворот нашли при строительстве подземного перехода.

Итак, укрепления Китай-города, как и укрепления Кремля, были неприступными крепостями, и ими ни разу не сумел овладеть ни один противник.

Стены и башни Китай-города могли бы еще сотни лет украшать нашу столицу, если бы в 30-е годы их не снесли. Остались два небольших участка стены, которые имеют несколько иной вид, чем они имели в XVI в., так как при реставрации в XIX в. прямые мерлоны стен были заменены такими же, как на Кремлевской стене, - в виде ласточкиного хвоста. Такой их форма и осталась при позднейших реставрациях.

 

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ КИТАЙ-ГОРОДА

Решение простейших задач на проценты

В лето 7103 (1595) на Москве в Китае заложены лавки рядех Каменны и свершены в 104 году”

Летописец российских княжеств

Китай-город был торговым центром Москвы. Первоначально торг шел на площади у стен Кремля. Затем, при Иване III торговые ряды передвинули к северной части площади. По указу царя Федора Иоанновича в 1595 – 1598 гг. вместо деревянных лавок, во избежание пожара, возвели каменные. Линия этих лавок определила границу Красной площади, которая соблюдается и поныне.

В новых лавках торговля шла до 1812 г. когда от взрывов в заминированном французами Кремле торговые ряды разрушились. Их восстановил архитектор О.И.Бове, реконструировавший после войны Красную площадь. Современники отзывались о его постройках лестно: "Сии торговые ряды придают много красоты Красной площади". В конце XIX в. ряды обветшали и был объявлен конкурс на проект их перестройки. Из 23 представленных предложений лучшим был признан проект архитектора Александра Никаноровича Померанцева, а вторым - Романа Ивановича Клейна. В 1889 - 1893 гг. первый из них перестроил Верхние торговые ряды, ныне ГУМ, а второй на месте ветхих лавок и складов возвел в 1890 - 91 гг. новое здание Средних торговых рядов.

Верхние торговые ряды являются огромным сооружением, состоящим из трех продольных и трех поперечных двухэтажных пассажей с антресольным этажом. Пролеты пассажей перекрыты стеклянной кровлей полуцилиндрической формы, выполненной по проекту инженера В.Г.Шухова. Она кажется легкой, хотя на ее сооружение ушло 819 т металла. Возведенный пассаж был "выдающимся сооружением в ряду торговых помещений не только России, но и Западной Европы".

Здание Средних торговых рядов, в “... которых была сосредоточена торговля оптово-москательным, свечным, кожевенным и иным так называемым “тяжелым товаром” (путеводитель по Москве 1916 г.), является как бы продолжением Верхних торговых рядов.

Историк И.Забелин с полным правом написал о здании Верхних торговых рядов, что их архитектурная форма “не простой произвольный набор и подбор форм и мотивов русских сооружений, но весьма обдуманная и, можно сказать, прочувствованная их группировка”, “что дает право считать Московские торговые ряды одним из лучших сооружений этого рода и вполне достойными занимать место на богатой историческими воспоминаниями московской Красной площади”.

111. В Верхних и Средних торговых рядах размещалось 1600 лавок. 25% из них находились в Средних рядах. Сколько лавок было в Верхних торговых рядах?

ОТВЕТ. 1200

112. Фасад Средних торговых рядов, выходящий на Красную площадь, на 25,64 м короче находящегося рядом фасада Верхних торговых рядов. Каковы размеры фасадов, если суммарная их длина 457,64 м. С точностью до единицы вычислите, какой процент составляет длина фасада Средних рядов от длины фасада Верхних.

ОТВЕТ. 241,64 м, 216 м, 89%

113. Средние торговые ряды имели торговые помещения площадью 1,8 га, что составляло 72% от площади торговых помещений Верхних торговых рядов. Вычислите площадь торговых помещений последних.

ОТВЕТ. 2,5 га

Здания Верхних и Средних (сейчас там размещается ряд учреждений) торговых рядов, как и здание Исторического музея, построенные в "русском стиле" с использованием форм древнерусской архитектуры, созвучны древним башням и стенам Кремля и храму Василия Блаженного. Они являются неотъемлемым элементом архитектурного оформления Красной площади.

 

ПАМЯТНИК К.И.МИНИНУ И Д.ПОЖАРСКОМУ

Решение простейших задач на проценты

Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности...
Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах потомков".

В.Г.Белинский

В начале XIX в. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, обеспокоенное тем, что в России нет скульптурных памятников, посвященных историческим событиям, обратилось к известному ваятелю Ивану Петровичу Мартосу с просьбой создать монумент в честь К.Минина и Д.Пожарского, которые возглавили народное ополчение, в октябре 1612 г. изгнавшее польских оккупантов из Москвы. Скульптор с благодарность принял предложение, которое осуществить в то время было чрезвычайно трудно— ведь во всей стране насчитывалось всего 3 монумента, посвященных историческим деятелям России: 2 конные статуи Петра I и одна — полководцу А.В.Суворову. Все статуи были установлены в Петербурге. При этом надо не забывать о том, что обе статуи императора были созданы иностранцами и лишь один памятник —А.В.Суворова во всей стране был создан отечественным скульптором, соучеником И.П.Мартоса по Академии Художеств, М.И.Козловским.

Иван Петрович упорно работал над созданием памятника и в 1804 г. представил на выставку в Академии художеств его первый эскиз. Автор сам не был удовлетворен сделанным и продолжил работу над поиском лучшего решения. А в 1808 г. он представил новый проект памятника.

1 января 1809 г. начался сбор денег на его сооружение. По всей России были разосланы рисунки памятника с подписью: “Вышина монумента 11 аршин. Фигуры и барельефы будут отлиты из бронзы. Пьедестал из сибирского мрамора. Исчисленная на сооружение монумента сумма 150000 руб. Монумент во всех частях будет окончен в 4 года”.

Призыв был услышан всеми слоями населения: от крестьян и мастеровых до дворян. К концу 1811 г. сумма пожертвований была уже значительной, и Александр I подписал рескрипт “О начатии производства работы монумента”, что позволило И.П.Мартосу приступить к лепке его малой модели. В начале 1813 г. он закончил ее (о чем было доложено в Академии Художеств) и начал работу над моделью памятника в натуральную величину. В 1815 г. законченная модель монумента была выставлена для всеобщего обозрения в Академии Художеств.

Можно было приступать к отливке памятника.

Единственным местом в стране, где могли это сделать, был Литейный дом Академии Художеств, которым в то время заведовал Василий Петрович Екимов.

Во II половине XVIII и начале XIX века лучшими литейщиками считались французы. Но технология и исполнение ими отливок были далеки от совершенства. Не только Э.Фальконе пришлось дорабатывать свое произведение, статую Петра I, после первой, признанной удачной, отливки. В известной статуе Фердинанда V, установленной в Копенгагене, после отливки насчитывалось до 3000 раковин, свищей и других дефектов, которые на протяжении 2 лет пришлось зачеканивать и запаивать...

Этого за всю его длинную творческую жизнь почти не приходилось В.П.Екимову. Происхождение мастера неизвестно. Впервые его имя зафиксировано документом 1776 г., определяющим его место в жизни, как воспитанника "4=го возраста по классу медного и чеканного мастерства". В 1777 г. он отлил миниатюрную копию монумента Петру I, которую Совет Академии признал совершенной и премировал 100 руб.

За успешное выполнение заданий Академии Екимов получил в 1788 г. звание мастера. После выполнения заказов 1799 г. на него обратил внимание Александр I, и поручил отливку памятника А.В.Суворову по проекту М.И.Козловского.

С 1805 по 1837 гг. В.П.Екимов заведовал Литейным домом Академии Художеств. За это время он стал профессором и академиком. Но регалии и число студентов, которых он обучил, не сравнятся со следом, который мастер оставил в русском искусстве. Это время совпало с периодом расцвета русской скульптуры, выдвинувшей из своих рядов М.И.Козловского, Соколова, Мартоса, Прокофьева, Демут-Малиновского, Анисимова, Пименова, Шубина, Щедрина. Их произведения часто переводились в металл. И большая заслуга в этом мастера художественного литья В.П.Екимова. Именно его труду и таланту обязаны возникновением самые знаменитые скульптуры, отлитые в бронзе: “Самсон, разрывающий пасть льву” в Петергофе, гигантские статуи полководцев М.И.Кутузова и Барклая де Толли на Невском проспекте, а также 4 — украшающие Казанский собор, статуя с Александровского столпа и многие другие бронзовые украшения не только Петербурга, но и других городов России.

В частности, памятник К.Минину и Д.Пожарскому.

Сначала на Литейном дворе выполнили монумент из воска, затем покрыли его мастикой, образовавшей огнеупорную корку. Поверх нее уложили глину и сковали образовавшийся футляр железными обручами. Когда в 16 мечах под формой зажгли огонь, воск вытек из формы, оставив полость в форме памятника. Пустую форму залили расплавленной бронзой. За одну отливку В.П.Екимов целиком изготовил весь монумент. Только шлем, меч и щит пришлось отлить отдельно.

Одновременно с изготовлением статуи сооружали постамент памятника. Этот заказ выполнялся "Санкт-Петербургским II гильдии купцом Самсоном Ксенофонтьевым Сухановым" с артелью.

По рисункам И.П.Мартоса С.К.Суханов из добытого под Выборгом монолита красного гранита необыкновенно точно высек пьедестал и по зимнему пути привез его в Москву.

Бронзовый же монумент после чеканки и доделок весной 1817г. начал двигаться из С.=Петербурга в Москву. Транспортировали его водным путем. За 3,5 месяца он по Неве, Ладожскому озеру, Мариинскому каналу, Шексне, Волге, Оке и Москве=реке достиг Кремлевской набережной, откуда его на руках, чтобы не повредить, 100 человек перенесли на Красную площадь.

Осенью и зимой шла установка памятника, и к февралю 1818 г. он был готов к открытию.

114. Над созданием эскизов памятника К.Минину и Д. Пожарскому скульптор И.П.Мартос работал а лет. Время, затраченное им на изготовление моделей, составляет 50% времени, потребовавшегося для создания эскизов. На изготовление, доставку и установку памятника ушло 50% времени, затраченного на изготовление моделей. Сколько лет работал Мартос над памятником?
Составьте алгебраическое выражение и вычислите его числовую
величину, ясли известно, что а = 8.

ОТВЕТ. 1,75а=14 лет [ 1804-1811? мак1812-1815, уст 1816-1818]

20 февраля 1818 г. на Красной площади памятник был открыт.На память грядущим поколениям надпись на постаменте гласит: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лето 1818".

На открытие прибыл император Александр I с семьей и двором. Съехались люди из разных уголков страны. Особенно близко торжество было москвичам, для которых события 1612 г. были созвучны недавним событиям 1812 г.

Памятник был открыт при огромном стечении народа. Москвичи с утра заполонили площадь, верх стен Кремля, крыши Торговых рядов. В честь открытия памятника состоялся парад, в котором принимали участие полки пехоты и конницы, прославившиеся в войне с Наполеоном.

Первоначально памятник поставили перед Торговыми рядами, но в 1931 г. при реконструкции Красной площади его перенесли на сегодняшняя место к храму Василия Блаженного.

Монумент запечатлел тот миг русской истории, когда нижегородский староста Козьма Захарьевич Минин предложил князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому возглавить всенародное ополчение. Еще не оправившийся от ран, князь сидит, вытянув вперед раненую правую ногу. Но недомогание не мешает ему принять из рук К.Минина меч полководца. Оба мужа изображены в виде античных героев, но ряд деталей облика, одежды, форма оружия говорят о том, что это — русские воины.

115. Высота скульптурной группы памятника Минину и Пожарскому в 1,225 раза больше высоты его постамента. Высота памятника, т.е. скульптуры и постамента - 8,9 м. Какой процент составляет высота скульптурной группы от высоты памятника?
Вычисления произведите с точностью до единицы.

ОТВЕТ. 55% [4 м пост, 4,9 стат]

Пьедестал памятника украшен двумя бронзовыми барельефами работы И.П.Мартоса. На том, что обращен к собору, изображено изгнание оккупантов из Москвы, на другом — новгородцы, собирающие средства для борьбы с захватчиками. Один из сюжетов барельефа изображает сцену: отец приводит в ополчение сыновей. Облику отца приданы черты И.П.Мартоса в память о том, что один сын создателя памятника защищал Россию в Отечественную войну 1812 г., а второй в начале этой войны оказался во Франции, где и погиб.

116. Лицевая сторона постамента памятника украшена барельефом прямоугольной формы, ширина которого составляет 0,46 от его высоты. Вычислите размеры барельефа, если известно, что его ширина на 1,377 м больше его высоты.

На изготовление памятника собранных по подписке денег не хватило и скульптор И.П.Мартос совместно с литейщиком В.П.Екимовым завершали работу уже за собственные средства.

В "воздаяние за труды" И.П.Мартосу был пожалован чин действительного статского советника и назначена пенсия в 4 тыс. руб. в год. В.П.Екимову - орден Анны 2-ой степени и денежное вознаграждение, С.С.Суханову - только денежное вознаграждение. И только петербургскому скульптору Ивану Тимофеевичу Тимофееву, помогавшему немолодому уже И.П.Мартосу вылепить памятник в натуральную величину, а затем принимавшему деятельное участие в установке монумента, не досталось ни чинов, ни наград, лишь не слишком значительная сумма денег. Оскорбленный несправедливостью скульптор не возвратился в С.-Петербург. В Москве он вместе с И.П.Витали. создал украшения Триумфальных ворот.

117. За изготовление памятника К.Минину и Д.Пожарскому Екимов, Суханов и Тимофеев получили денежные вознаграждения. Сумма, полученная Сухановым, составляла 80% суммы, пожалованной Екимову. Тимофеев получил 18,75% суммы полученной Сухановым. Сколько денег получил каждый мастер, если им троим пожаловали 39 тыс.руб?

Следующая страница