В церковь других созывает,
А сам в ней не бывает.
Загадка
Чтобы колокола красиво звучали, мастера должны были придать им точную форму и верно подобрать состав бронзы, из которой их отливали. На колокольнях России было много отлично звучавших колоколов. Знатоки ездили слушать колокольные звоны в Ростов Великий и в Троице-Сергиеву лавру. Но, по общему признанию, самыми благозвучными колоколами России считались Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, в Москве - колокол Симонова монастыря. Первый был отлит Александром Григорьевым, второй - Харитоном Ивановым.
О литейном мастере А. Григорьеве, жившем за 300 лет до нас, известно, что о был он человеком необычной судьбы. В 17 лет его уже считали опытным литейщиком. Поэтому колокольный литец Емельян Данилов и московские пушкари в Пушечном приказе "своими головами" поручились за него. И Александр был назначен "колокольным литцом" Московского Пушечного двора.
В 1655 г. юному мастеру, вернувшемуся в Москву из Новгорода Великого, куда он был послан " для колокольного же дела", поручили перелить треснувший Царь-колокол. Сейчас мы можем только строить догадки, почему главный колокол страны поручили отличать юноше. Может быть, его считали очень талантливым? А может быть, в Москве, после "морового поветрия" 1654 г., унесшего за полгода около 150 тыс. человек, не было более опытного литца? А возможно, правы летописцы, сообщающие, что Александр сам вызвался отлить этот небывалый колокол?
Важно, что А.Григорьев с честью справился с этой задачей. Как и со следующей. Уже упомянутый самый благозвучный колокол России, отлитый им для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, ездили слушать Ф.И.Шаляпин и С.И.Танеев. Композитор Н. С. Василенко и звонарь К. М. Сараджиев записали его звучание нотами. Назывался этот колокол Большим Благовестным, в отличие от Малого, который также изготовил А.Григорьев.
89. Масса Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря в 8,7 раза больше массы малого того же монастыря. Масса Воскресенского колокола Симонова монастыря была на 18,4 т меньше массы Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря. Вычислите массу каждого колокола, если суммарная их масса 70 т.
ОТВЕТ. Масса колокола Симонова Монастыря 16,4 т, Большого Саввино-Сторожевского - 34,8 т, Малого - 0,4 т.
Колокол погиб в Великую Отечественную войну. Сейчас ученые по сохранившимся осколкам изучают сплав, из которого он был отлит и пробуют реконструировать звучание колокола.
А. Григорьев был одним из талантливейших литейщиков Москвы, и, хотя сам "грамоте не умел", обучил более двадцати учеников, многие из которых впоследствии стали крупными специалистами по отливке колоколов. Его ученики Василий и Яков Леонтьевы отлили колокол “Широкий” из I яруса “Ивана Великого”.
Москвичи, любившие красивый колокольный звон, ездили в Симонов монастырь слушать Воскресный колокол, который в 1677 г. отлили “мастер Харитон Иванов, сын Попов, с товарищем Петром Харитоновым, сыном Дурасовым”. На колоколе вычеканено: “ ... сей колокол состроен на Симонов, в Обитель Успения Божьей Матери, да гласом созывает во храм его верных, хвалу Ему о благах всяческих даяти, и о нуждах молитвы теплы проливати”.
В Москву едут калачей покушать,
колокольного звону послушать.
Пословица
Колокола висели в специально построенных колокольнях, причем существовали маленькие колокольни, на которых было от 5 до 10 колоколов, и большие, где их насчитывалось несколько десятков.
По размеру и звучанию различали 3 вида колоколов: благовестники, красные и зазвонные. Первые из них были самыми массивными и гудели как бы басом. Колокола средних размеров за красоту звука называли "красными", их звучание соответствовало почти всему диапазону человеческого голоса. Среди них были колокола теноровые, альтовые, баритональные и т.д. Самые маленькие колокола - зазвонные - пели дискантом.
Басовые колокола в Кремле висели в Успенской звоннице, в Филаретовой пристройке и первом ярусе “Ивана Великого”. Кроме них, на первом ярусе столпа было шесть колоколов теноровых, на 2 ярусе - шесть альтовых, на третьем - зазвонные колокола - дисканты. Когда начинали звонить, звучали колокола всех тех видов, поэтому мелодию называли трехзвон или трезвон. Сколько колоколов когда-то трезвонило в Москве, сказать сейчас невозможно. Поговорка утверждает, что в столице было 40 сороков церквей, т.е. в городе было 40х40 = 1600 церквей. На самом деле, сороков — церковных округов, в Москве было шесть. При царе Федоре Алексеевиче они назывались: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий.
90. В Сретенском сороке было на 33 церкви больше, чем в Ивановском, в Замоскворецком — на 19 меньше, чем в Сретенском, в Китайском — на 28 больше, чем в Замоскворецком, в Никитском — на 17 больше, чем в Китайском, в Пречистенском — на 34 больше, чем в Никитском. Сколько церквей в конце XVII в. было в Китайском сороке, если во всей Москве их было 943?
ОТВЕТ. 159
(В особо торжественных случаях крестный ход, выходящий из Спасских ворот Кремля, совершался “со всеми шестью сороками”).
Исторические документы позволяют посмотреть, как на протяжении столетий изменялось число церквей в Москве.
91. В Москве в 1917 г. действующих храмов было а 1,91 раза больше, чем в XVI в. В конце ХVII в. храмов, в которых совершались службы, было на 179 больше, чем в 1917 г. Сколько храмов действовало в столице в каждый из указанных периодов, если известно, что в XVII в. их было на 543 больше, чем в XVI в?
ОТВЕТ. В XVI в действовало 400 церквей, в конце XVII - 943 церквей.
При этом не надо забывать, что кроме православных в столице имелись и имеются культовые здания других конфессий. Москва всегда была веротерпимым городом. Поэтому в ней в 1917 г. наряду с 764 православными храмами было 84 культовых здания разных вероисповеданий: католической, протестантской, мусульманской и т.д. В 1990 г. в Москве действовало 155 православных церквей и 16 иноверческих и инославных культовых зданий. Среди них - 7 старообрядческих храмов, 2 синагоги, костел, молитвенный дом баптистов и адвентистов, мечеть и армянская церковь.
Приведенные цифры показывают насколько православных храмов было больше, чем остальных. Поэтому очевидно, что в праздники, когда звонили в каждом из них, москвичи слышали одновременно несколько тысяч колоколов, которые, воистину, поднимали оглушительный трезвон. В зависимости от повода, по которому звонили, звоны были разные. В честь побед и праздников звуки плыли медленно, величаво, торжественно; по случаю похорон - скорбно, с большими паузами; весело - во время венчания. Праздничный трезвон напоминал танцевальную мелодию, ритм частушки.
Звонари играли одновременно на нескольких колоколах. Например, в Новодевичьем монастыре один звонарь звонил во все колокола, которые висели на колокольне. В Троице-Сергиевой лавре на колокольне было много колоколов, но звонило всего 2 звонаря. Причем один из них заставлял говорить только большой колокол Лебедь, а второй - все остальные. Он держал в правой руке связанные в один узел веревки от языков дискантовых колоколов, в левой - от альтовых, и ножной педалью приводил в движение языки теноровых колоколов.
Если на колокольне колоколов было много, то звонили несколько звонарей. Добиваться слаженного звучания колоколов помогал многовековой опыт игры на колоколах, который передавался из поколения в поколение. Согласно традиции, мелодию вели красные колокола, им вторили басовые, украшали звон трелями дисканты. Каждый звонарь вслушивался в вырисовывающуюся мелодию и своей игрой старался дополнить ее. В результате коллективных усилий возникал звоны-импровизации, звоны-вариации, которые никогда не повторялись.
Русские колокольные звоны - явление национальное, которому нет аналогов в мире. Они - часть нашего музыкального наследия, которое следует изучать, возрождать и беречь.
В 1382 г. хан Тохтамыш сжег Москву. В огне погибли почти все постройки на Боровицком холме, в том числе и дворец князя Дмитрия Донского, стоявший почти на том же месте, где сегодня размещается Большой Кремлевский дворец. Дворец князя восстановил его сын - Василий I. Новое строение в 1404 г. украсили стоявшие во дворе часы, (называвшиеся тогда “часомерье”), сделанные афонским монахом сербом Лазарем. Это были первые на Руси городские часы, которые так удивляли москвичей, что о диковине упомянула летопись: "Не бо человек ударяше (не человек звонит, как в колокол), но человековидно, самозвонно и самодвижно, странолепно, некако сотворено есть человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено".
Со строительством при Иване III нового Кремля на его башнях появились куранты - башенные часы с музыкой. Первые часы установили на Спасской башне. Ученые предполагают, что они появились на башне вскоре после завершения ее строительства, в 1491 г. В исторических же документах есть сведения о часах за 1585 г., когда уже с трех сторон Кремля (на Троицкой, Тайницкой и Спасской, в тот период называемой Фроловской) башнях стояли куранты. Стрелка часов на Тайницкой башне были видны из Замоскворечья, на Троицкой - из-за Неглинки, на Спасской - в Китай-городе. В преимущественно одноэтажном городе они были видны издалека.
По ним жители Москвы узнавали время, ибо карманные часы появились в начале XVI в. и их имели только очень богатые люди.
В начале XVII в. старые часы со Спасской башни продали в Ярославль Спасскому монастырю, и по сохранившейся купчей установлено, что они весили 60 пудов, т.е. 960 кг. Следовательно, первые часы были достаточно велики. Новые, еще большие, поручили изготовить "английской земли часового и водовзводного дела мастеру" Христофору Галовею, которого царь Михаил Романов пригласил в 1621 г. в Москву на службу. По проекту, составленному Галовеем, и под его наблюдением московские кузнецы Ждам, его сын Шумило Жданов и внук - Алексей Шумилов выковали удивительные куранты. Для них Бажен Огурцов “со товарищи” построил в 1624-1625 гг. над Спасской башней специальную башенку. В трех этажах ее разместили механизм часов, бой которых через окна-слухи разносился над Москвой. Для этих часов литец Кирилл Самойлов отлил 13 колоколов.
За работу при Государевом дворе платили жалованье, а кроме того, при успешном ее завершении мастера иногда награждали. Так, когда "англинские земли часовой мастер" Х.Галовей в 1621 г. приехал служить в Москву, "жалования указано давать ему 60 руб. в год", да еще "кормовых" - 6 алтын 4 деньги (т.е. 20 коп.) в день, да воз дров в неделю. В 1640 г. ему уже платили 75 руб. в год и в два раза больше на еду.
29 января 1626 г. Х.Галовея наградили. "А пожаловал Государь его за то, что сделал в Кремле=городе на Фроловских (Спасских) воротах башню и часы".
92. Мастер Галовей за создание и установку часов на Спасской башне получил среди прочего равной длины отрезы “атласу алого” и камки** лазоревой***. Длина полученного им отреза тафты составляла 0,5 длины отреза “атласу алого”. Длина отреза пожалованного красно-малинового сукна, составляет 0,8 от длины полученной им тогда же червчатой* тафты. Вычислите длину отреза сукна, если суммарная длина полученных Галовеем отрезов тканей составляла 29 аршин.
ОТВЕТ. 4 аршина.
Галовеевские часы, как и часы, стоявшие на Тайницкой и Троицкой башнях, нуждались в постоянном наблюдении. Поэтому при них неотступно находились часовщики. Вступавшие в должность часовщики должны были обещать, что, находясь "у дела на Спасской башне в часовниках не пить, и не бражничать с чернью и в карты не играть и вином и табаком не торговать и воровским людем стану и проезду не держать и с воровскими людьми не знатца и часы водить со всяким опасением без помешки и тех часов, что на той башне есть строения какое всего беречь и не разорять". Сохранились имена некоторых часовщиков. Так, в 1613 - 1614 гг. за работой часов на Тайницкой башне наблюдал Потап Моисеев, на Фроловской (Спасской) - Микифорко Микитин. Часовщики были специалистами своего дела. Об одном из них, Андреяне Данилове, часовщике Спасских часов, например, известно, что он в 1683 г. сделал часы на Троицкую башню. После его смерти наблюдать за работой часов на Спасской башне стала его вдова Улита, которая с работой не справлялась. Она не переводила своевременно циферблат, поэтому "бывает у нее один час продлится противу двух часов".
Спасскими курантами гордились москвичи, им дивились приезжающие в "царствующий град" иностранцы. Павел Алеппский в своем "Путешествии ..." писал, что это были "чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях, более чем на 10 верст". Часы увидел в 1661-1662 гг. австрийский посол Августин Мейерберг. Они ему так понравились, что он поручил своему художнику зарисовать их. Сохранившийся рисунок помогает понять устройство курантов. Они имели одну — неподвижную часовую стрелку в виде луча солнца и вращающийся циферблат, на котором часовые деления отмечены славянскими буквами. О минутах, наверно, стали задумываться позже. Тогда и придумали минутную стрелку.
Для москвича XVI — XVII вв. сутки тоже состояли из 24-х часов, и час был такой же продолжительности, как теперь. Но сейчас сутки делятся на две равные части - по 12 часов в каждой. И часы отсчитывают с 1 часа до 12 часов, а затем еще раз - от 1 часа до 12 часов. В древней же Москве сутки делили на 2 неравные части - часы дня и ночи. Так как самый длинный день в году длился 17 часов, то циферблат древних часов имел не 12 часовых делений, как сейчас, а 17. Дневными часами считали от восхода до заката солнца, остальные ночными.
Каждые 16 дней соотношение дневных и ночных часов в сутках менялось. Соответственно, раз в 16 дней изменяли настройку механизма часов. С 8 по 24 сентября день продолжался 12 часов, с 24 сентября по 10 октября - 11 часов, с 10 по 26 октября - 10 часов. Соответственно, удлинялись ночи: от 12 до 14 часов.
Продолжительность дня записывали в церковные книги - святцы, откуда и почерпнуты данные для составления задач.
93. Продолжительность дня с 12 декабря по 1 января составляла 0,7 от продолжительности дня с 10 по 26 октября. С 25 мая по 12 июня он был на 10 час длиннее, чем с 12 декабря по 1 января. Вычислите продолжительность дня в каждом из названных периодов, если известно, что суммарная продолжительность трех дней, взятых из каждого периода, составляет 34 часа.
ОТВЕТ 10 - 26.10 - 10 час,
12.12 - 1.01 - 7 час,
25.05 - 12.06 - 17 часов.
В июне день начинался (по нашему счету) в 3 утра резким ударом, означавшим, что ночные часы закончились. В 4 часа они били один раз, отмечая первый дневной час, в 5 - 2 раза и т.д. В 7 вечера звучало 16 ударов, а в 8 - резкий удар прекращал отсчет дневных часов. Затем шли часы ночи, которых было 7. На башню 2 раза в день (когда солнце пересекала линию горизонта) поднимался часовщик, который вручную поворачивал циферблат в исходную точку отсчета.
Галовеевские часы были большие и массивные. Их циферблат, массой в 400 кг., был собран из тяжелых дубовых досок и окрашен голубой краской, под цвет неба. На нем были золотом нарисованы солнце и месяц и укреплены светлые жестяные звезды.
94. Диаметр современных курантов на Спасской башне 6,12 м, а диаметр циферблата Галовеевских часы составляет 43/51 этой величины. Вычислите диаметр циферблата Галовеевских часов.
ОТВЕТ. 5,16 м
Галовеевские часы служили москвичам весь XVII в. За это время они много раз страдали от пожаров и их приходилось ремонтировать. В 1704 г. они, как видно, вовсе пришли в негодность, и Петр I повелел заменить их новыми "по немецкому обыкновению на 12 часов".
Новые часы были "с перечасьем", т.е., отбивая часы и четверти часа, исполняли еще и какую-то мелодию.
95. Часы на Спасской башне имели 25 колоколов для исполнения мелодий. Число колоколов, которые отбивали время, составляло 0,4 от числа колоколов, отбивающих мелодию. Сколько колоколов в курантах отбивали каждый час, а сколько - четверть часа, если известно, что колоколов, отбивавших четверть часа, было в 9 раз больше, чем колоколов, отбивавших каждый час.
ОТВЕТ. На Спасских курантах один колокол отбивал каждый час, 9 - четверти часа и 25 - мелодию.
Механизм курантов имел четыре заводных вала. Первый двигал часовую и минутную стрелки, второй обеспечивал бой часов каждый час, третий - каждые четверть часа, а четвертый - исполнение мелодии. Валы приводились в движение гирями.
96. Зимой на каждый вал вешали гири массой 180 кг. Летом, когда трение меньше, массу гирь уменьшали на 0,36 от зимней массы. Вычислите массу гирь, приводивших в движение валы часов летом.
ОТВЕТ. 115 кг
В конце XVIII в. и эти часы обветшали, и пришла пора их заменить новыми. В 1763 г. в помещении под Грановитой палатой разбирали архивы бывших Преображенского и Семеновского приказов и нашли "большие английские курантовые часы", которые установил на Спасской башне за три года "часовых дел подмастерье" Иван Полянский.
Эти часы работали несколько десятков лет, но со временем тоже износились и стали нуждаться в ремонте. Сохранился рапорт о том, в каком плачевном состоянии они были в 1851 г.: "Железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость..., осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки... дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил".
Капитальный ремонт часов был произведен в 1851-1852 гг. на заводе братьев Бутеноп. Тогда заново изготовили многие износившиеся детали курантов и полностью переделали музыкальный узел. Часы стали исполнять в 12, 15, 18 и 21 час марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д. С. Бортянского "Коль славен наш Господь в Сионе". Чтобы часы могли исполнять такие мелодии, к имеющимся добавили 16 колоколов от часов Троицкой башни и 8 - от часов Боровицкой, которые к этому времени уже не шли. Конечно, не стоит запоминать, что на Спасской башне 58 колоколов, а вот, что 13 из них отлиты еще Кириллом Самойловым для Галовеевских часов и их почти 400 лет слышит Москва, запоминания достойно.
97. Часовая стрелка кремлевских курантов на 0,31 м короче минутной. Вычислите длину стрелок, если известно, что они суммарная их длина — 6,25 м.
ОТВЕТ. Длина часовой стрелки 2,97 м, минутной - 3,28 м
Длина минутной стрелки равна высоте 2 человек среднего роста, если один станет другому на плечи.
98. Длина минутной стрелки курантов 328 см. Высота цифр на циферблате составляет 9/41 от длины минутной стрелки. Вычислите высоту цифр на циферблате.
ОТВЕТ. 72 см
Цифры галовеевских часов, как и у современных курантов, имели высоту тоже 1 аршин, т.е. в 72 см. Только написаны они были славянскими буквами, а не цифрами, как сейчас.
99. Точность хода курантов достигается с помощью движения маятника массой в 32 кг. Это составляет 0,00128 от массы часов на Спасской башне. Какова масса механизма часов?
ОТВЕТ. 25 т.
За работой Курантов наблюдают квалифицированные специалисты, вооруженные современной техникой. В подземелье Кремля смонтирован двойник Спасских часов, механизм которого связан с механизмом башенных часов. Малейшее отклонение от синхронности в работе оригинала и копии сигнализирует о необходимости ремонтных работ. Кроме того, рядом с Курантами в самой башне укреплены чувствительные микрофоны, передающие вниз звук хода часов. Если в шуме, издаваемом вращающимися механизмами, появляется хотя бы незначительное изменение, приборы фиксируют это, точно указывая, работа какого узла часов нуждается в регулировке.
Много поколений часовых мастеров наблюдали за работой Спасских часов. Благодаря их неустанной заботе уже около 500 лет, с перерывами на ремонты, отсчитывают время кремлевские Куранты. Со времен Х.Галовея они не только показывают его, но и отбивают каждые четверть часа. Мелодии, которые исполнялись с 1854 г., чередовались в обычные и праздничные дни. В 1860 г. некоторое время часы играли легкомысленную немецкую мелодию “Ах мой милый Августин”, пока ее не запретил Николай I как непатриотическую. В 1917 г. часы замолчали, а в 20-е гг. заиграли “Интернационал” и “Вы жертвою пали”. Сейчас часы по 4 раза в сутки исполняют российский гимн и “Славься”.
И звучит без малого 400 лет их чистый и мелодичный перезвон, который теперь, с изобретением радио, слышат по всей нашей стране и далеко за ее пределами.
*. Червчатый - красный
**. Камка - шелк ручной работы
***. Лазоревый - светло-синий
Кто Царь-колокол поднимет?
Кто Царь - пушку повернет?
Шляпу кто, гордец, не снимет
У святых Кремля ворот?!
Ф.Глинка
В XV—XVI вв. артиллерия московских князей состояла из орудий — пушек, пищалей и мортир, изготовленных только отечественными мастерами.*
В середине XVI в. при Иване IV, на вооружении ратников Москвы было значительное число мортир. Первую мортиру колоссальных размеров, которая называлась Кашпирова пушка, отлил в 1555 г. литец Кашпир Ганусов. Стреляла она "дробом" - каменной картечью, а также большими каменными ядрами.
В том же году другой московский мастер Степан Петров отлил чуть меньшую, но тоже огромную, мортиру, которую назвал Павлин. Оба эти орудия лежали на земле у строящегося собора Василия Блаженного и охраняли подступы к мосту через ров у Спасской башни.
Повернутые к югу, мортиры защищали живой (наплавной) мост через Москву-реку у Москворецкой башни. При необходимости их, вместе с другими большими и малыми орудиями, возили в поход. Летопись рассказывает, что в 1563 г. Иван Грозный осадил Полоцк и приказал "пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот" и стрелять "без опочивания, день и нощь". От этой стрельбы дрожала земля - "бе бо ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче".
В 1586 г. ученик Кашпира Ганусова - известный литец Андрей Чохов отлил мортиру больших размеров, чем Кашпирова пушка и Павлин. Изготовление мортиры небывалых размеров было событием настолько удивительным, что сообщение о нем приводится даже в летописи: "Повелением государя царя и великого князя Феодора Ивановича... слита пушка большая, такова в Руси и в иных землях не бывала, а имя ей Царь”.
Царь-пушку отлили на Пушечном дворе, а затем притащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с Павлином. Чтобы передвинуть мортиру, к восьми скобам на ее стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах - катках.
Обе мортиры, как и другие крупнокалиберные орудия на Красной площади, видели, зарисовали и описали иностранцы, побывавшие в Москве в XVI—XVII вв. Так, Дон Хуан Персидский, секретарь персидского посольства, записал, что видел в 1600 г. "большую площадь, которая была заставлена пушками такими огромными, что два человека могли входить в каждую для чистки ее". А польский шляхтич Самуил Маскевич, живший в Москве в 1609—1612 гг., рассказал о Царь-пушке: "Среди рынка [на Красной площади] я видел мортиру... Сев в нее, я на целую пядень не доставал головою до верхней стороны канала".
Чтобы представить, насколько огромными были мортиры на Красной площади, вычислим их массу:
100. Масса Кашпировой пушки составляет 0,5 массы Царь-пушки, а масса Павлина на 2,95 т меньше массы Кашпировой пушки. Определите массу каждой пушки, если известно, что масса этих трех пушек вместе была 75,65 т.
ОТВЕТ. Масса "Кашпировой пушки" - 19, 65
т, пушки "Павлин" - 16,7 т,
"Царь-пушки" - 39,3 т.
Cначала Царь-пушка и Павлин лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка - у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и Павлином, поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, - у Никольских ворот. В 1636 г. деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.
В начале XVIII в. большие московские орудия устарели, и Петр I приказал их переплавить, а из полученного металла изготовить новые, современные. По "именному указу" было "велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку Павлин, что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку Ехидну, что под селом Воскресенским; пушку Кречет ядром пуд десять фунтов; пушку Соловья ядром 6 фунтов, что в Китае на площади".
Царь-пушку Петр I приказал сохранить. Некоторое время она простояла у Лобного места на роскате, потом ее перевезли в Кремль.
В 1835 г. Царь-пушку, как и другие орудия, находившиеся в Кремле, установили на специально для этого отлитых лафетах. Перед орудием пирамидой уложили четыре декоративных ядра, массой по 1000 кг каждое и установили доску с надписью: "Дробовик Российский, лит в 1586 г., вес ядра 120 пудов". Эта надпись, как и уложенные для красоты ядра, послужили причиной длительного научного заблуждения. Историки артиллерии, поверив, что массы ядер, действительно, 120 пудов, т.е. 1965,6 кг, вынуждены были признать, что такими большими ядрами она стрелять не могла. Потому родилось предположение, что мортира была не боевым орудием, а бутафорным, отлитым для устрашения татар. На самом же деле Царь-пушка - грозная мортира, отлитая для стрельбы по реальному неприятелю.
Только вот масса боевых ядер несколько уступала декоративным.
101. Масса ядра мортиры Павлин составляет 0,75 массы ядра Кашпировой пушки. Масса ядра Царь-пушки на 278,46 кг, больше массы ядер Павлина и Кашпировой пушки вместе. Вычислите массу ядра каждой мортиры, если масса трех ядер вместе 1425,06 кг.
ОТВЕТ. "Кашпирова пушка"
стреляла ядрами в 327,6 кг,
"Павлин" - ядрами в 245,7 кг и "Царь-пушка"-
ядрами в 851,76 кг.
За 400 лет существования Царь-пушки из нее не было произведено ни одного выстрела, но и сейчас она готова к бою. Из нее можно стрелять ядрами такой массы, как вычислено выше, или небольшими каменными — "дробом". Поэтому эту мортиру называют еще дробовик.
* Пушки стреляли массивными ядрами, применялись, чаще всего, для разрушения стен крепостей и предназначались для прицельной стрельбы; пищали и мортиры стреляли меньшими ядрами навесным огнем по неприятелю, укрывшемуся за стенами крепости.
Название, под которым мы знаем то или иное орудие, не всегда соответствует его сути: всем известная Царь-пушка — вовсе не пушка, а мортира.