ВЕЧНЫЙ ГОРОД

Феодосия — один из самых древних городов на территории Российской империи — СССР — СНГ. Более того, это один из наиболее древних городов мира. Менялись политические институты, конституции, флаги. Менялись деньги, социальные фантомы, бесконечной чередой сменялось начальство. А город стоит все там же, где и был основан выходцами из греческого Милета в VI веке до нашей эры.

“…различные народы, обладавшие Феодосиею,
дорожили ею, несмотря на все превратности судьбы и тяжкие удары рока…”

В.К. Виноградов, 1883 г.


Именно географическое положение делает город в высшей степени устойчивым. Он попадал в кризисные ситуации; его население сокращаолось до нескольких сотен человек, но каждый раз город возрождался, быстро восстанавливал свою численность и при этом радикально менял хозяйственные специализации.

Феодосия расположена на стыке различных природных зон. Сочетание Крымских гор, равнинных территорий и почти безжизненного Керченского полуострова создает в регионе удивительное природное разнообразие. Важное преимущество этого места в том, что здесь достаточно пресной воды — большая редкость для Крыма.

Очень важно то, что она расположена на берегу удобной бухты. Несмотря на значительную протяженность береговой линии в Крыму относительно немного бухт, которые отвечали бы требованиям мореплавателей с самых давних времен до наших дней. Феодосийская бухта — счастливое исключение.

Широкая дуга ее привлекла греческих мореплавателей еще в VI веке до н.э. Феодосийский рейд закрыт от жестоких северных и западных ветров. Это всегда было важным преимуществом места и во многом способствовало возрождению города после очередного его падения.

Важная особенность Феодосии еще и в том, что она всегда была не очень жестко привязана к окружающей территории. У города (полиса) было некоторое прилегающее к нему пространство (хора), но значимость самого города всегда намного превосходила его функции по обслуживанию этой территории.

Феодосия как порт, ориентированный на международный товарооборот, всегда был более значим, чем Феодосия как город, ориентированный на обслуживание прилегающего пространства.

С “портовым характером” Феодосии связано и то, что город довольно долгое время имел своего антипода в лице Старого Крыма-Солхата, ориентированного на обслуживание внутренних районов полуострова: таковы особенности организации пространства Крыма.

Международный порт неизбежно формирует в высшей степени разнообразное население. Для Крыма характерно то, что в нем всегда проживало большее или меньшее количество различных в культурном отношении людей.

В Феодосии также было великолепно представлено разнообразие культур. В зависимости от того, кто контролировал Крым, сменялись и доминирующие группы населения в Феодосии-Каффе — Кефе-Феодосии.

И всегда здесь проживало большое число иностранцев с Востока и Запада. На протяжении длительного времени значимым было представительство выходцев из стран Восточной Европы. Католический архиепископ Иоанн Галлифонтен, неоднократно посещавший Каффу в конце XIV — начале XV веков, писал, что “здесь говорят на всех восточных языках, и однажды я сумел насчитать целых 35”. Это действительно много. В городе даже выработался свой особый диалект — “язык межнационального общения”, доступный как европейцам-латинянам, так и представителям иных общин.

Важно, что к началу XV века в Каффе уже был нарушен национальный принцип строгого распределения населения по кварталам. Общая работа и общие интересы многое меняли: жизнь сильнее титульной национальности. Городские интересы, чисто практические дела часто порождали феномен политической ассимиляции.

В Каффе XIV века существовала упрощенная процедура получения гражданства: нужно было лишь взять на себя определенные обязательства по уплате налогов городу и присягнуть при двух или трех свидетелях. Этого было достаточно для появления нового “генуэзского гражданина”.

Обратной стороной подобной легкости было то, что в тяжкие времена значительная часть населения города даже не пыталась его оборонять, а просто разбегалась. Так было, например, в 1307 году, когда горожане, не в силах противостоять Золотой орде, покинули город, но перед тем его основательно разрушили. После дипломатического урегулирования конфликта с ханом Узбеком город возродился в очередной раз.

Реальностью Каффы было очень сильное перемешивание населения. Так сформировалось региональное сообщество, в котором даже самоопределение человека часто мало отражало его реалии. Вероятно, ситуация была примерно такой же, как с русскими и украинцами в современном Крыму.

Интересная особенность Феодосии связана с тем, что в ней периодически происходит драматическое замещение производственных функций. Чаще всего эти перемены были связаны с радикальными политическими переменами. Такого рода изменения всегда приходили в Феодосию со стороны. Они приходили с юга и были связаны с Османской империей. Это — в прошлом. Они приходили и с севера и были связаны с Российской империей, СССР.

Пришла пора очередных перемен, но остается неразрывная связанность с постсоветским пространством, которое несмотря на политические границы реально едино.

 Феодосия — Каффа — Кефе — Феодосия

“Идет туда, где разные науки
И ремесло — шашлык и чебуреки,
Где вывеска, изображая брюки,
Дает понятье нам о человеке…”

О. Э. Мандельштам

Название города не раз менялось, слагая своеобразный сонет.

Феодосия: наиболее широко распространенная версия буквального перевода с греческого — “богом данная”. Однако полной уверенности в корректности перевода нет.

Город был основан и назван таким образом переселенцами из Милета в середине VI века до н.э. Что заставило греков стремительно расселяться по берегам морей, можно только догадываться. Существует несколько различных точек зрения. Но в любом случае важно то, что Феодосия возникла под влиянием пришельцев извне.

Трудно сказать, как выглядел город в античности: от него мало что сохранилось. Дело в том, что изменился уровень Черного моря, а до этого линия Феодосийского залива времен античности, предположительно, на сто метров отстояла от современных берегов. Так что раскопки античной Феодосии — в основном дело подводных археологов.

Новое название города Каффа (или Кафа, в латинской транскрипции чаще всего Caffa) появляется в работах византийских авторов. Точное происхождение термина не известно.

В частности, он употребляется Константином Багрянородным (император Византии с 913 по 959 годы) в классическом труде “Об управлении империей”. Под именем Каффы у писателя-императора значатся некие земли, бывшие предметом вооруженных конфликтов между боспорянами и херсонитами и лежавшие в пределах сельской округи Феодосии.

Средневековая Каффа ничего не унаследовала от античной Феодосии

Город появился на старом месте, но выглядел совершенно иначе: в Крыму доминировала Византия. Причины возрождения города под названием Каффа и его быстрого подъема находились далеко за его пределами. В XIII — XV веках стали стремительно набирать силы Генуя и Венеция. Именно их конкуренция, в том числе и на Черном море, явилась стимулом к росту Каффы. Город становится широко известным в Европе и на Востоке торговым центром, знаменитый Великий шелковый путь проходит и через крымские порты.

В начале XIV века в Каффе начали возводиться фортификационные сооружения. Они строились, укреплялись, модернизировались в соответствии с меняющимся вооружением. В основном над этим работали генуэзские колонисты и приглашаемые ими из Европы мастера фортификационных дел.

К концу XIV века Каффа стала одним из наиболее многолюдных городов побережий Черного и даже Средиземного морей. Население города оценивалось различно, но наиболее часто называется число около 80 тыс. человек. Город, окруженный мощной стеной, был разбит на кварталы по национальным и профессиональным признакам.

Общая протяженность внешнего оборонительного кольца с более чем 30 башнями Каффы составляла 5,5 км. В городе были и свои внутренние крепости. В частности, существовала армянская крепость — Айоц Берд, которая огораживала армянский квартал на Карантине. Традиционная средневековая планировка города прослеживается и в современной Феодосии. Она отражена в застройке ул. Караимской и некоторых других частей старого города.

Город быстро рос. По сообщению И. Шильтбергера, в начале XV века в Каффе насчитывалась 21 тысяча домов, в том числе 4 тысячи — за пределами внешней городской стены, в предместьях. Это означает, что население города и его пригородов действительно должно было составлять не менее 80-85 тысяч человек.

Превращение Каффы в Кефе было “традиционным”

Начиная с 1450-х годов черноморские генуэзские колонии стали стремительно слабеть, что было вызвано восхождением Османской империи  и соответствующим ограничением следования судов через проливы Босфор и Дарданеллы.

Ослабление колоний привело к двум последствиям, традиционным в ситуациях такого рода: безудержной коррупции генуэзского начальства и бегству населения из города. Никакие срочные меры не могли спасти положения, и 6 июня 1475 Каффа пала.

Ее новыми хозяевами стали турки-османы. Большинство итальянцев было уничтожено. Вслед за Каффой пали и другие генуэзские крепости на крымском побережье. Начинался новый этап в освоении Крыма и населенные пункты обретали новые названия.

Каффу переименовали в Кефе. Точного перевода названию нет. Вероятно, это просто искаженное прежнее имя города: полностью менять его не стоило ввиду широкой известности. Новая метла и в Крыму всегда метет по-новому, поэтому названия, как правило, меняются.

Турки называли город и Кучук-Истамбулом ("маленьким Стамбулом"), и Ярым-Истамбулом ("Полу-Стамбулом"), но эти названия не особенно прижились. Вероятно, причина в том, что Османская империя достигла громадных размеров и в ней шли процессы унификации названий. Подобно тому, как в недолговечной империи Александра Македонского насчитывалось более десятка Александрий, так и в Османской империи, вероятно, имелось с десяток "маленьких" Стамбулов и "полу-Стамбулов". Империи порождают некоторые проблемы с дробными числами...

Кефе был городом не простым. После краткого периода одичания по причине смены стандартов он быстро возродился и стал играть еще более важную роль в торговых связях черноморского региона. Изменились география товарных потоков и структура товарооборота. Город приобрел широкую известность и своей жутковатой (по современным меркам) специализацией на работорговле: в XVI — XVIII веках Кефе был, вероятно, крупнейшим невольничьим рынком в Европе.

В городе произошла смена населения

Численность его быстро восстановилась и доросла примерно до тех же 80 тысяч постоянных жителей, но это были уже другие люди. Пестрота состава населения сохранялась, но пропорции этнических групп стали иными. Изменилась архитектура: стало больше мечетей, появились неизбежные для мусульманского города рекреационные комплексы — бани (10 “светлых” бань, то есть мест общественного пользования — своего рода клубов для избранных — и около 600 бань при домах “благородных семейств”). Внутреннюю армянскую крепость Айоц Берд сменила внутренняя турецкая крепость Нарын-хисар. Она располагалась на том же месте, но была более укрепленной.

Путешественник середины XVII века Эвлия Челеби отмечал наличие в Кефе восьмидесяти мусульманских кварталов и сорока немусльманских (греческих, армянских, даже цыганских с их домами-кибитками).

Шло время, и постепенно Кефе снова превратилась в Феодосию. Городской топонимический сонет подошел к заключительному слову...

Российская империя продвинулась на юг. Некогда могучая Османская империя дряхлела

Серия русско-турецких войн привела к тому, что Крым вошел в состав Российской империи.

В 1771 году русская армия под командованием князя Долгорукого вошла в Крым через Перекоп и Арабатскую стрелку. Кефе был взят в жестоком бою. Погиб весь турецкий гарнизон. Те, кто пытался спастись морем, были потоплены кораблями Азовской флотилии. Кефе прекратил свое существование.

В 1771 году город был совершенно пуст. Екатерина II стала называть его в письмах к Шагин-Гирею Кафой. До 1775 года в Кафе-Кефе оставался русский гарнизон, который был выведен оттуда после заключения Кучук-Кайнарджийского договора.

Далее имел место краткий период “смутного времени”: возвращение турецкого гарнизона, интриги и попытки переворотов. 08 апреля 1783 года появился манифест, по которому Крым присоединялся к России. Кафа-Кефе отреагировала на новые перемены традиционным обновлением.

В 1784 году в городе оставалось только 119 обитаемых жилищ: он практически опустел. В 1787 году, накануне путешествия в Крым Екатерины II, городу вернули его старое имя. В этом, вероятно, сказалась мода того времени на греческие имена. Крым и юг Украины изобилуют такими названиями. В случае с Феодосией новое (хорошо забытое и уже полулегендарное) название появилось не на новом месте.

Феодосия стала российской военной базой

Побывавший в 1796 году в городе П.С. Паллас писал о безлюдности города. Обитаемыми оставались только два маленьких квартала. Все остальное представлялось “огромной, возбуждающей чувство сожаления кучей мусора”.

При Павле I в 1798 году Феодосия получила права “вольного города”, или “порто-франко” по терминологии того времени. Говоря современным языком, она стала свободной экономической зоной. В Феодосию был назначен губернатор, который имел право поддерживать прямые контакты с министрами российского правительства, а в необходимых случаях обращаться и к самому императору, что было знаком особого отношения правительства к городу.

Результаты не замедлили сказаться. В 1802 году в Феодосии проживало 290 человек, а к 1815-му население достигло приблизительно 5 тысяч. Городу была выделена специальная правительственная ссуда на 25 лет. Начался строительный бум.

Сооружения Кефе разбирались — строилась Феодосия Российской империи. Крепостные стены, мусульманские и прочие памятники шли на камень для домов обывателей и публичных строений нового провинциального города.

Сейчас это оценивается чуть ли не как варварство, но судьба таких городов, как Феодосия-Каффа-Кефе-Феодосия, как раз и состоит в том, что они периодически драматически меняют свой облик. Дело не только в смене названия — название может быть любым. Его смена отражает радикальные перемены всего или почти всего населения, хозяйственных специализаций, внешнего облика. Город становится совершенно иным. Вечность покупается ценой перемен.

 Порт и нефтетерминал

В конце XIX века началось строительство нового феодосийского порта, длившееся с конца 1891 года до июня 1895 года. Порт был торжественно открыт министром путей сообщения князем М.И.Хилковым 9 (21) сентября 1896 года.

Современный феодосийский порт универсален и хорошо механизирован; дополнительным достоинством является то, что он не замерзает. Порт принимает до 40 наименований сухих и широкий спектр нефтеналивных грузов — от бензина и эфира до сырой нефти. Универсальность феодосийского порта становится исключительно важной в современных условиях. Специализированные порты, часто с отличными характеристиками, но с узкой специализацией, попали в тяжелое положение, став жертвой новой геополитической ситуации.

В условиях жесткой конкуренции с иными портами Черного моря феодосийский имеет хорошие показатели: покупается новая техника, внедряются новые виды разгрузочно-погрузочных работ, внедрена система затарки удобрений в мешки.

Феодосийский порт имеет отличные шансы для маневра. Можно сказать однозначно, что феодосийский порт не повторит показатели Роттердама, но и не будет иметь проблем с занятостью своих работников.

Нефтехранилище в Феодосии начали сооружать одновременно с портом. Начало было положено в 1891 году. В дальнейшем оно совершенствовалось и постоянно расширялось. В 1965 году нефтебаза №1 была полностью переориентирована на работу с темными нефтепродуктами, а нефтебаза №2 — со светлыми. К 1970 году объем перевалки составил около 2 миллионов тонн.

1991 год принес большое количество проблем. Пришлось быстро адаптироваться к новым и порой неожиданным требованиям в столь консервативном деле как перевалка нефтепродуктов. В 1997 было принято решение о перевалке сырой нефти. Началась широкомасштабная реконструкция предприятия. Создается действительно уникальный технологический комплекс, позволяющий производить перевалку светлых и темных нефтепродуктов, а также нефти с применением современных технологий.

Табачная фабрика

Курение вредно. Нет слов. Но люди курят, и отсутствие сигарет еще никого не сделало более счастливым. Поэтому нужно оценивать табачную фабрику в Феодосии как нечто весьма позитивное в экономическом отношении.

Феодосийская табачная фабрика была основана в 1861 году фабрикантом Стамболи. Разоренный Крымской войной регион стремительно возрождался. Правительство империи активно стимулировало инвестиции и инициативу. На этой волне и возникла табачная промышленность Крыма. Феодосийская фабрика Стамболи сразу стала одним из крупнейших и лучших табачных предприятий Российской империи. Папиросы и курительный табак фабрики Стамболи имели очень преданных покупателей.

9 марта 1990 года на фабрике случился страшный пожар, огонь уничтожил практически все. Не подлежало восстановлению даже здание фабрики. Решения были почти военные: оперативно из различных уголков еще существующего СССР было получено нужное оборудование. Через четыре месяца после пожара фабрика заработала.

Украинский рынок производства и продажи табачных изделий очень необычен. Из 11 табачных фабрик Украины 6 принадлежат американским компаниям. Штатовцы контролируют 96 — 98% акций. Агрессивный грамотный маркетинг, мощные (по украинским меркам) инвестиции обеспечили шестерке украинско-американских табачных СП успех на рынке.

Из оставшихся без иностранных инвестиций пяти фабрик Украины только феодосийская наращивает объемы производства. В 1998 году рост составил 19.8 %. Это очень много на фоне общей деградации украинской экономики, которая тянет на дно всех и вся.

Есть серьезные основания считать, что у Феодосийской табачной фабрики имеются отличные перспективы. Они связаны со следующим:

  • Положение в украинской экономике будет устойчиво ухудшаться. То, что можно наблюдать в 1999 году, только прелюдия к более серьезным экономическим аккордам украинской федерализации.

  • В таких условиях наиболее уязвимыми становятся предприятия-производители, имеющую иностранных инвесторов. Они будут подвергнуты своеобразному “разорению”. Подтверждением тому пример с инвестициями корейской компании Daewoo в Запорожский автомобильный завод. И это не исключение, столь же уязвимыми являются и украинско-американские табачные фабрики.

  • У Феодосийской табачной фабрики есть возможность создания СП не с американскими компаниями (история балканского кризиса показывает сколь негативным может быть отношение к США и всему тому, что связано с торговой маркой made in USA), а с российскими. Это вопрос будущего.

Чувство моря

Айвазовский — всемирно известный художник. Он поражает многим. И в том числе тем, что написал тысячи картин (это действительно невероятно много). Айвазовский писал почти всегда исключительно море. Когда начинал писать людей или сушу, то ничего не получалось.

Айвазовский удивляет тем, что будучи выходцем из семье бедных феодосийских армян практически всю жизнь прожил в Феодосии. Даже став очень известным человеком, получив практически все титулы, которые могли достаться художнику в Российской империи, он оставался жителем периферийного вечного города.

Чувство места

Максимилиан Волошин — странный человек, писатель, художник. Нельзя сказать, что его стихи и тем более прозаические произведения — шедевры. Но это очень необычные произведения. Нельзя сказать, что Волошин — великий художник. Но его акварели пронизаны удивительным чувством света, где пространство-время растворяются в мягких цветах диковатого восточного берега Крыма. Но все “не-шедевры” приобретают реальную значимость преломляясь в личности Волошина.

“Ценность измеряется одним — единицей вложенности жизни”. Скорее всего так и есть. Волошин не просто писал стихи и акварели. Он жил стихами, акварелями, Крымом. После знакомства с биографией невольно стремишься еще раз посмотреть его картины, прикоснуться к его стихам. И тогда они превращаются в шедевры.

Доказательство истинности стихов и картин Волошина в том, что в тяжелейшие времена их автор ни разу не изменил себе. Даже революция 1917 года и гражданская война в Крыму не стали основанием для того, чтобы менять образ жизни и тем более убеждения. Прошло время. Волошин оказался во многом прав. Он со своими странноватыми стихами и картинами пережил коммунизм и остается все тем же непричастным человеком с удивительным чувством места и категорическим отсутствием чувства времени. А отсутствие времени — шаг к вечности.

Чувство “паруса”

Александр Грин. Алые парусаНе бывает скучных мест. Бывают скучные люди. Феодосия подарила миру одного из самых странных романтиков — Грина (Александра Степановича Гриневского). Человек, который не имел практически ничего.

Человек беспредельно одинокий, живший в крымском пространстве и выпавший из российского имперского и советского времени. Читая книги Грина нельзя сказать, когда и где они написаны. Это могло быть любое время и любое место.

Если Жюль Верн рвался вперед и постоянно опережал время, подсказывая ему технические новации и их применение, то Грин всегда рвался “внутрь-и-в-сторону”.

Предельная убогость внешней обстановки жилья Грина только оттеняет его нездешний характер. Самое важное в его домашней обстановке — море. Все остальное, кажется, не имеет значения.

Один из романов Грина называется “Дорога никуда”. Название отчасти символическое. Роман жизни самого Грина можно было бы назвать “Дорога…”, где в конце нельзя ничего поставить.

Пока не ясно, откуда взялось то, о чем писал Грин. Ни его биография, ни его внешнее окружение не могли стимулировать написание того, что написано. На гражданскую войну он отреагировал “Алыми парусами”!

Книги Грина были “неактуальны” в Российской империи (его литературный дебют состоялся в 1906 году). Они были более чем странными в СССР с его социалистическим реализмом. Они кажутся еще более странными в СНГ...

Гриновская духовность в сочетании с шокирующей убогостью его материального окружения поразительно контрастирует с непрекращающимся массовыми стонами обывателей об “оскорбительно низком жизненном уровне” и их же заботами о том, как сбросить лишний вес.

Живут книги — живет человек. Феодосия — город, где продолжает жить Александр Грин.

Чувство традиции

Феодосия очень необычна и тем, что даже в нынешних условиях продолжает притягивать к себе устойчивый художественный интерес. Эстафета Айвазовского, Волошина, Грина, Богаевского и многих других, увидевших нечто непреходящее в Феодосии, Киммерии — подхвачена.

Обратим внимание лишь на один факт: начиная с 1997 года стали публиковаться тексты, невольно обращающие на себя внимание. Это серия краеведческих работ, изданных под редакцией Дмитрия Лосева в издательском доме “Коктебель”: историко-краеведческий и литературно-художественный альманах “Крымский альбом”, “Киммерийские этюды” Владимира Купченко, “Я к нагорьям держу свой путь” Максимилиана Волошина, “Крымские очерки. Год 1913-й” Сергея Елпатьевского и многое другое.

Почему в Феодосии сохраняется жар культурной работы? Почему она ответила на безвременье попыткой сохранения традиции?

Музей древностей

В Феодосии расположен один из первых в России-СНГ археологических музеев. Он был основан в 1811 году Семеном Михайловичем Броневским, занимавшим в то время пост градоначальника.

И сегодня музей — значительное явление. Его фонды насчитывают более 80 тысяч экспонатов, научная библиотека — свыше 15 тысяч томов. Музейное собрание отражает характер природы Крыма, историю и культуру народов, населявших полуостров в прошлом и живущих здесь ныне: греков, тавров, скифов, сармат, хазар, армян, итальянцев, болгар, караимов, крымских татар, украинцев и русских. В естественный мир природы переносят красочные диорамы ландшафтов: равнина Феодосийского залива, предгорье юго-восточного Крыма, гора Тепе-Оба, бухты Карадага...

Музей славен своими традициями. Сегодня они сохраняются во многом благодаря его директору Евгению Катюшину и главному хранителю древностей Татьяне Татаринцевой.

Минут эпохи, а музей останется. В вечном городе и музеи нетленны. Кто-бы не побывал в Феодосии, тот обязательно заглянет в уютное здание на проспекте Ленина, 11, где сегодня расположился краеведческий музей — своеобразное окно в прошлое, позволяющее увидеть будущее.

“Богом данный” отдых

В этом номере много материалов по крымской рекреации. Они в полной мере касаются и Феодосии.

Но у Феодосии отличные перспективы. Дело в том, что летний приморский отдых является только одним из очень многих видов рекреации. Он — не единственный, и гипертрофированное внимание к нему в советский период было делом сугубо временным.

Снижение интереса к купанию в море как основной форме отдыха порождает интерес к иным видам рекреации. В частности возрастает значимость культурно-исторического наследия Крыма. Оно становится хорошим рекреационным товаром. И нужно научиться его продавать. Пример культурной рекреации вот уже несколько десятилетий демонстрирует Коктебель.

Что касается летнего приморского отдыха, то одним из лучших мест в Восточном Крыму безусловно остается турбаза “Приморье”. Она расположилась в Коктебеле у подножия подернутых синевой скал Карадага. В конце XIX века здесь была небольшая болгарская деревня.

Ее размеренный быт нарушал только Волошин, который завел более чем странный, по тем временам и для деревенских болгарских жителей, обычай нудистского купания.

Турбаза “Приморье” построена в 1956 году и первоначально была пансионатом для автотуристов. В 1965 году она радикально обновилась. Появился большой парк, новые корпуса. Был создан полный комплекс услуг.

В СССР денег на крымскую рекреацию не жалели. Важное достоинство “Приморья” в том, что здесь есть чем заняться в любое время и при любой погоде. Но, конечно, основное — это море с замечательным пляжем.

“Руками можно трогать!”

Люди не любят ходить в музеи, и на то у них немало оснований. Обычно это скучнейшее мероприятие. Большая часть посещений музеев у обычного человека прихидится на детский период. Потому и сохраняется столь тоскливое отношение к этому виду рекреации. Традиционная неприятность, которая ждет вас в музее — категорическая невозможность ничего трогать руками и ни на что не садиться.

Господа, есть приятная новость: в коктебельском музее дельтапланеризма все, АБСОЛЮТНО ВСЕ можно трогать руками. Этот музей, кажется, и создан для того, чтобы здесь все всё трогали руками, присаживались куда захочется и пробовали примерять музейные экспонаты к себе. Уверяем вас, это очень необычное занятие.

С дельтапланеризмом в Крыму связано многое. Как-то внук художника Айвазовского и выдающийся летчик, победитель “штопора К.К.Арцеулов предложил в окрестностях Феодосии проводить слеты планеристов. Идея понравилась и прижилась. В 1920-е годы в Коктебеле начинается бурное развития планеризма. Через школу Коктебеля прошел каскад летчиков и конструкторов первой величины.

“Феодосия — Дубай”

Город не однажды давал примеры драматического распада и быстрого возрождения. И на это каждый раз были свои причины. Вот и теперь Феодосия оказалась перед выбором.

В СССР государственная граница была практически непроходима. Порт Феодосии был ориентирован в основном на каботажное плавание. Именно в это время в городе создавались новые производственные специализации, позволившие закрепить здесь большое количество русского населения. Ударными темпами возводилось жилье. Народонаселение города резко выросло.

В 1991 году СССР не стало. Процессы распада коснулись всех. Промышленность города то же попала в тяжелейшее положение. Но Феодосия город особый. Его позиционные характеристики способствуют оперативной замене производственных функций.

В новых условиях и в СНГ, и в особенности в Украине сухопутная внутренняя государственная территория становится все более и более “непроходимой”. Это связано с массой бюрократических преград, драматическим ухудшением состояния транспорта и отсутствием средств на его реконструкцию. Вероятно, наиболее важным следствием этого процесса станет федерализация Украины. (см. в частности статью Никифорова, “ОК” №1, 1999 г.).

Современные прожекты соединить Кубань с Керчью мостом носят, в первую очередь, политический характер. Это символ. Мост не построят, но связи федеральной России и федерализирующейся Украины будут восстановлены. В таких условиях роль феодосийского порта, обслуживающего экономические связи Украины и России, резко возрастает. На перспективу это станет важнейшей функцией города.

Весьма возможным может стать вариант развития Феодосии по аналогу с Дубаем — территорией, которая за счет своего порта и льготного внешнеторгового законодательства создала фантастическую зону “открытой” торговли. Ориентация на контейнерные перевозки широкого спектра товаров и реализацию товаров непосредственно в Феодосии, в перспективе, может стать важным стимулом реального обогащения города.

Такой вариант не носит утопического характера. Но необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, процесс федерализации Украины должен зайти достаточно далеко. Во-вторых, Крым должен иметь не только свою конституцию, но и систему законодательных актов, позволяющих проводить относительно независимую экономическую политику на региональном уровне. В-третьих, важно, чтобы были сформированы разумные отношения между Симферополем и Феодосией. И, наконец, необходимы совместные усилия руководства города и горожан.

* * *

Феодосия — вечный город. В него не ведут все пути, как в Рим. Но через Феодосию проходят очень многие пути на протяжении 2600 лет. 

Остров Крым


Основатель Харьковского института криминалистики стал Николай Сергеевич Бокариус, родившийся в Феодосии


www.pseudology.org