Провидением предуказано,
чтобы евреи не жили в С-Петербурге,
так как в летние месяцы
ночи нет (белые ночи) и,
следовательно, невозможно
определять время
утренней и вечерней молитв.
р. Лев Эпштейн, 1750-е годы
К началу нашего века еврейское население Петербурга насчитывало менее 20
тысяч человек - ничтожный процент от 5,5 миллионов еврейских
подданных
Российской империи (сравните, например, с Одессой, где в то же время
жили 150 тысяч евреев). Образом жизни, манерами, речью петербургские
евреи мало напоминали своих братьев по ту сторону черты оседлости. По
сравнению с петербургскими только московские евреи были
ещё более
ассимилированными.
Но именно эти несколько тысяч наших столичных соплеменников составляли
ядро самой образованной, культурной, влиятельной и богатой части
русского еврейства. Они проторили тот путь, по которому - вольно или
невольно - шел весь народ. Их деятельность была очень заметна как на
еврейской улице, так и среди русской общественности. Их личности, их
идеи, издававшиеся ими книги, газеты и журналы имели огромное влияние на
молодежь (особенно в конце девятнадцатого - начале двадцатого столетия).
Эти люди в большой степени определили облик не только русского, но и
мирового еврейства, в котором выходцы из России занимали и занимают
далеко не последнее место.
Какими же они были, петербургские евреи? Чем дышали? Какие проблемы их
занимали? За что они боролись? Кого любили, а кого ненавидели? Где они,
наконец, жили и работали? Мы приглашаем вас совершить прогулку по
еврейскому Петербургу. Однако подготовить её оказалось гораздо сложнее,
чем любую другую экскурсию по знаменитому своими достопримечательностями
городу. Ведь даже коренной житель с трудом может показать что-то
"еврейское" в родном Ленинграде, кроме синагоги и Преображенского
кладбища (некоторые, правда, припоминают, что до 1948 года на Невском
проспекте была еврейская столовая).
А ещё каких-то лет семьдесят-восемьдесят назад картина была совершенно
иной. Петербургский еврей мог, если хотел, получить солидное еврейское
образование, выписать еврейские газеты и журналы на разных языках,
присоединиться к любой из множества национальных партий, общественных
организаций, посетить еврейский клуб, музей, еврейскую библиотеку...
Но с каждым годом все труднее отыскать следы даже нашего недавнего
прошлого. Уходят люди, исчезают книги. Не дать пропасть драгоценным
знаниям, укрепить народную память - вот задача историка.
Каждый человек помнит то, что дорого его сердцу. Например, хасиды,
представляя себе карту мира, видят на ней Любавичи и Меджибож куда более
значительными центрами, чем, скажем, Лондон или Париж. Так же и мы,
проходя по Ленинграду, будем останавливаться в основном у так называемых
доходных домов, а не около известных дворцов и музеев, ибо для нас важна
не столько архитектура, сколько история - еврейская история города.
Мы подходим к обыкновенному петербургскому дому. На нем нет мемориальной
доски. И если можно рассказать что-то интересное о его бывших
обитателях, значит, кто-то запоминал, записывал, хранил и передавал
бесценную информацию.
Будем же благодарны этим людям!
Оглавление
www.pseudology.org
|