| |
|
Я. Цигельман
|
Слава и гордость евреев
России
|
Читатель легко может
себе представить экскурсионную группу на улицах Ленинграда.
"Город-музей", "музей под открытым небом" - этими определениями
начинается почти любой экскурсионный рассказ о бывшей столице Российской
империи. Экскурсанты восхищаются прославленными ансамблями, гордыми
памятниками, историческими зданиями. Они слышат имена людей, составивших
славу русской истории.
В 1982 году легально, а потом, до 1987 года, нелегально ходили по
Ленинграду экскурсионные группы из пяти-шести евреев. Эти экскурсанты
почти не любовались ансамблями площадей, редко выходили к невским
просторам, и экскурсовод не рассказывал им ни о пушкинском периоде, ни
об архитекторе Растрелли, ни о зодчем Росси. Экскурсии пересекали районы
Коломны, Песков, ходили по Васильевскому острову, бывали на еврейском
Преображенском кладбище. Водил их по городу автор этой книжки. И
рассказывал он о евреях, живших в Петербурге.
Отметим, что самый факт появления этих "еврейских" экскурсий
свидетельствует об изменениях в сознании советских (в данном случае,
ленинградских) евреев. Им вдруг стало любопытно знать, что вот в этом
доме помещалась типография "Еврейской энциклопедии", а вот здесь жил
барон Гинцбург. Это означало, что они, по крайней мере, листали
"Еврейскую энциклопедию" и хотя бы слышали имя барона Гинцбурга. Это
означало, конечно, что у них появился интерес к еврейству.
Тексты этих экскурсий, обработанные в виде статей, были напечатаны
сначала в самиздатском еврейском журнале "ЛЕА" ("Ленинградский еврейский
альманах"). Когда их набралось достаточно, чтобы составить книгу, автор
послал рукопись в "Новый мир" и в "Советиш Геймланд". "Новый мир" даже
не ответил; "Советиш Геймланд" вежливо отказал. Отказали в
сотрудничестве ленинградский "Интурист" и Музей истории Ленинграда.
Автор репатриировался в Израиль в 1987 году. Здесь и выходит его книга.
Экскурсии Михаила
Бейзера, который также вел в Ленинграде нелегальный
кружок по еврейской истории, и его статьи о еврейской истории,
опубликованные в самиздате, имеют и такого рода развитие, как появление
исследования Исраэля Таяра (С.Янтовского) "синагога - разгромленная, но
непокоренная" (книга издана издательством "Библиотека-Алия" в 1987
году), работы Гринберга о могилах цадиков, альбома М.Рывкина и
А.Френкеля о памятниках жертвам Катастрофы, статьи М.Куповецкой о евреях
в Москве, статей о евреях Риги и других работ.
Эта книга рассказывает о районах Петербурга, где евреи селились по
преимуществу, о еврейских благотворительных и культурно-просветительных
обществах, о еврейских гимназиях и издательствах, о еврейских
библиотеках и коллекциях, о евреях-богачах и о евреях-интеллигентах, о
взаимоотношениях в еврейской общине, о евреях знаменитых, отмеченных в
справочниках и энциклопедиях, и о евреях незнаменитых, которым хватило
столбцов статистических сводок, и о том, что было и что пtqpthроисходило с
евреями, жившими в столице Российской империи, - кто легально, а кто и
нелегально.
Вся их жизнь, все события, которые с ними происходили, записывались на
полях истории Петербурга. Они жили в Петербурге, но их как бы и не было.
Некоторых власти терпели за богатство или подходящую профессию, а на
проживание в столице других в разные периоды смотрели иногда и
снисходительно, а иногда и без всякого снисхождения. Изредка
бытописатели отмечали в своих произведениях их присутствие ради верности
реализму, описывали живописности ради, а чаще клеймили среди других
социальных язв.
Деятельность евреев в жизни Петербурга сказывалась в тех лишь случаях,
когда евреи участвовали в русской жизни в качестве талантливых и
успешных представителей своих профессий, своих занятий, то есть в
качестве ученых и промышленников, художников и музыкантов, адвокатов и
банкиров. На жизнь Петербурга и на облик города еврейство никак не
влияло, а еврейское общество было, как сказано, маргинальным. Вот почему
мы не могли бы говорить ни о "еврейском Петербурге" (его не было), ни о
"евреях Петербурга" (таких, в соответствии с законами, не существовало;
евреи могли жить в Петербурге "при условии, если..."). И потому книжка
названа так, как названа - "Евреи в Петербурге"; к началу века в городе
проживало двадцать тысяч евреев.
Поскольку это историческое исследование имеет форму путеводителя,
материал в нем расположен "по районам и по улицам". Но построена книга
по хронологическому принципу: в одной из первых глав рассказывается о
евреях, живших в городе в восемнадцатом веке, а последняя глава
рассказывает о городском еврейском кладбище.
И, как всякое научное исследование, книга снабжена обширным справочным
аппаратом, в том числе - статистическими таблицами и анализом этих
таблиц, а также приложениями, содержащими персоналии, списки
периодических изданий, политических, культурно-просветительных и прочих
организаций, религиозных и благотворительных учреждений, учебных
заведений и т.п. и даже список еврейских ресторанов, столовых и
магазинов.
Рассказывая о какой-либо "еврейской" достопримечательности города или о
каком-нибудь еврейском деятеле, автор не может не помнить о том, что
ныне интересует советских евреев. Поэтому, например, в рассказе о
Петропавловской крепости, где содержался под арестом основатель
хабадского движения, раби Шнеур Залман из Ляд, он чувствует
необходимость кратко познакомить читателя с историей хасидизма; он
найдет также место и время рассказать о сионизме, о политической борьбе
между Бундом и автономистами, о Хаскале, о еврейской и русско-еврейской
прессе, об истории русского антисемитизма и об истории еврейской
эмиграции и тому подобном. Этот просветительский жанр - жанр беседы с
читателем - придает книге особую интонацию.
Читатель может встретиться с сетованиями автора: "жаль, что мы не
располагаем достоверными сведениями об этом". А где в Советском Союзе
можно их раздобыть, эти достоверные сведения о евреях? Еврейские
библиотеки, архивы и просветительные учреждения были разорены и
уничтожены, а историей евреев (тем более, до- и послереволюционной) там
никто не занимался в течение почти полувека.
Здесь в самый раз поговорить о кропотливом труде историка в Советском
Союзе. Потому что источниками сведений для исследования стали (кроме
"Еврейской энциклопедии") старые адресные книги и ежегодники,
путеводители и разрозненные, случайно попавшие в руки, номера еврейских
журналов, случайные упоминания в случайных книгах, иногда - частные
архивы и свидетельства очевидцев. На основе
информации, полученной из
чудом уцелевших частных архивов и от очевидцев-свидетелей, написаны,
например, очерки о Каценеленбогене, о Равребе, о еврейской школе, о
музее на Васильевском острове; составлено описание еврейского кладбища.
Читающий эту книгу познакомится не только с историей проживания евреев в
Петербурге. Перед ним пройдет отраженно вся история евреев России конца
восемнадцатого начала двадцатого столетий. Он прочтет о том, как
миллионы евреев стали российскими
подданными и как Российская империя
отнеслась к появлению своих новых подданных-евреев. Читатель узнает о
маскилим (последователях просветительского движения Хаскала) и о
хасидах, познакомится с процессом расслоения еврейского общества конца
девятнадцатого - начала двадцатого веков, почерпнет много интереснейших
фактов о еврейских политических партиях, а также об участии евреев в
русском революционном движении.
О том, как была организована еврейская община в Петербурге, тоже
подробно рассказывается в этой книге. Описывается и анализируется
структура общины, которая, в принципе, была точно такая же, как в
Варшаве, Одессе, Меджибоже, Бердичеве или в Каире, Дамаске, Берлине, - с
теми же синагогами и молельнями, благотворительными учреждениями,
школами, сбором средств на бедных и тому подобным, чему имя "еврейская
общественная жизнь". Позже она была физически уничтожена, но сохранилась
духовно и называлась "еврейской солидарностью". В этом смысле еврейская
община в Петербурге не была маргинальной и по отношению к мировому
еврейству.
Перед читателем книги встанут те, кто составил славу евреев России: поэт
Иехуда Лейб Гордон, общественный деятель барон Г. Гинцбург, адвокат О.
Грузенберг, промышленник С. Поляков, художник М. Маймон, Любавический
ребе Шнеур Залман из Ляд, педагоги И. Эйзенбет и З. Киссельгоф, историк
Ш.Дубнов и многие, многие другие, чьи имена должны быть известны также и
тем, кто ни разу не бывал в городе, в котором они жили. Потому что
деятельность евреев, живших в Петербурге, не ограничивалась
петербургской общиной. То, что они делали, имело значение для всех
евреев России, а, протянувшись во времени, их деятельность оказалась
полезной для всего мирового еврейства.
Вот пример: по всему миру (и, конечно, в Израиле) существуют
профессионально-технические школы ОРТ с высоким уровнем преподавания и
подготовки. Порой даже учащиеся этих школ не знают, что "ОРТ' означает
"Общество распространения ремесленного и земледельческого труда среди
евреев России"; оно было основано в Петербурге С.С.Поляковым.
Маргинальность еврейского населения, жившего в имперской столице, была
обозначена и топографически. Очень немногие имели дома в центральной
Адмиралтейской части. Почти никто не жил на Миллионной. Разбогатевшие
покупали дома и квартиры в Литейной части. Но большинство евреев
селилось на окраинах, в отдаленных предместьях.
Окраиной города был тогда район Песков, где С.Гинзбург, П.Марек и Ю.
Энгель создали Общество еврейской народной музыки. Они собирали
еврейский музыкальный фольклор, издавали книги, устраивали концерты
еврейской музыки. Общество способствовало творчеству еврейских
композиторов, было инициатором теоретических исследований по древней и
современной еврейской музыке.
В том же районе функционировало Еврейское литературное общество, имевшее
целью изучение и развитие литературы на иврите, идите и русском,
организацию бесед, чтений, издание книг, журналов и газет. На 5-й линии
Васильевского острова помещалось Еврейское общество поощрения художеств,
а редакция журнала "Рассвет" - на Торговой улице. В районе Офицерской
улицы, где жили мелкие чиновники, студенты, ремесленники, размещались
синагога, еврейские учебные заведения и благотворительные учреждения.
Поэтому читатель не должен удивляться, что экскурсовод - автор книги
уводит его в сторону от прекрасных ансамблей и зданий, в сторону от
гордых памятников бывшей столицы Российской империи - на Пески, в
Коломну, на Васильевский остров - на окраину, в предместья, где жили в
Петербурге евреи, - слава и гордость евреев России.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|