2001
Фатех Вергасов
Оценка полученного образования
Профессор учит студентов решать проблемы, от которых сам он сбежал, став профессором

Когда я учился во Всесоюзном заочном политехническом институте в 1973-1981 годах, мне пришлось выполнить не одну бестолковую, но поучительную, курсовую и контрольную работу, единственный смысл которых был продемонстрировать и закрепить на практике некую методику расчетов чего-то там очччень важного.

Для преподавательского состава смысл был в другом - получить дополнительную оплату за создание медодических указаний по выполнению таких работ. Такие методички неплохо оплачивались, а их появление к тому же пополняло список опубликованных "научных" работ, что помогало остепеняться всяким прохвостам.

По началу это очень раздражало, но студенты быстро приноровились читать все эти глубокомысленные методички и быстренько выполнять нужную работу. Однажды мне выпало расчитать диаметр временного кольцевого водовода вокруг городка строителей. Я, наивный, взял подходящие Методические указания и, начиная прямо с первой страницы, стал проделывать расчеты и писать работу.

Сперва пришлось расчитать и построить график движения рабочей силы, с тем чтобы определить максимальное количество рабочих в пиковый период строительства. Исходя из этого расчитывалось количество умывальников, туалетов, душевых кабин, посадочных мест в столовой и т.д. Далее определялось водопотребление, сначала по каждому потребителю, а потом и в целом. А там уж применяя всякие заумные формулы, т.е. упражняясь в простой арифметике, вычислялся диаметр трубопровода. В моём случае он получился около дюйма или 25 мм.

Самое веселое меня поджидало на последней странице, где буквально над последним словом стояла звездочка, указывающая на сноску, где было разъяснено, что в любом случае, исходя из норм противопожарной безопасности, диаметр водопровода должен быть не меньше 4-х дюймов или 100 мм. Почему? По качану! Не положено, и всё тут.

Этот эпизод моей студенческой жизни почему-то ярко всплыл в моей памяти, когда я стал заниматься оценкой (evaluation) и приравниванием своего образования к чему-нибудь американскому. Занялся я этим по нескольким причинам. Прежде всего захотелось привести собственные бумаги в некий новый порядок.

Для чего? Просто характер у меня такой - люблю во всем порядок. Потом посетила мысль, а почему бы на основании своего образования не получить строительную лицензию. Потом подумалось. а вдруг надумаю занятся преподавательской работой. Короче говоря, ничего определённого, но решил занятся. И началось.

Мещане - это люди, которые уверены, что им должно быть хорошо

Как я уже сказал, я занялся этим, прямо сказать, от избытка времени. А как другие? Этих других великое множество. И у каждого свои причины и надежды. Иностранным школьникам и студентам нужно вместе с американским учебным заведением определиться с перечнем предметов и глубиной их изучения (часов), которые нужно доизучить и досдать с тем, чтобы учебное заведение согласилось бы выдать свой аттестат или диплом. 

Иностранный студент имеет две вожделенные мечты. Первая - любым способом зацепиться и остаться. Вторая мечта про запас - вернусь домой с американским дипломом и буду королем. По началу ему кажется, что для достижения любой из этих целей, нужно быстро и легко приобрести дипломчик. Но лишь потом некоторые счастливчикам повезёт узнать, что здесь само по себе наличие диплома не значит ничего. Или почти ничего. Это вам не в совке. Останется тот, кто будет действительно вкалывать и демонстрировать. Остальные же вернуть туда, где наличие диплома сулит получение некой синекуры и обеспеченную  старость.

В штате Калифорния, например, надзор и контроль за учебными заведениями не хуже сталинского будет. Тут есть все! И лицензирование, и внезапные с периодическими проверками, и контроль учебных планов. Есть тут горОНО, райОНО, и т.п. ОНО (отделы народного образования). Чего тут только нет! В других штатах - своя собственная самостийная и неподражаемая кухня.

Конечно же образование здесь в основном платное, и нехитрый лозунг любого учебного заведения - простой. Мы не можем добавить студенту ума, но зато мы можем выдать ему диплом любой полиграфической красоты. Но стороны сделки изо всех сил соблюдают правила моветона (франц. - mauvais ton).

Вторая группа самообречённых на эту процедуру - соискатели эмиграционных виз, правила выдачи которых устанавливают некий образовательный ценз для кандидатов. Есть отдельная категория эмигрантов с так называемыми выдающимися успехами в науках, искусствах, ремеслах, спорте... В свое время через эту лазейку проскочило очень много пронырливого народу с выдающимися способностями, которых здесь хватило только, чтобы как следует усесться на шею американскому налогоплательщику.

Много народу мечтает сходу обосноваться в качестве преподавателей в тутошних учебных заведениях, другие хотят обязательно быть врачами, юристами и т.п. Но их ждет горькое разочарование. Оказывается только наличия советского диплома недостаточно. Нужно много еще чего. Но это обстоятельство выясняется для них примерно также, как я в конце концов выяснил для себя искомый диаметр водовода.

Для всех этих и неназванных других вновь прибывших, которые находятся в плену радужных представлений о своей дальнейшей американской жизни, и развернута целая система сервиса по исследованию, оценке и приравниванию полученного образования.

Севис этот, как водится, может быть предоставлен на любой вкус. Было бы желание и деньги. Можно всего за 70-80 баксов получить так называемую общую консультационную оценку для общих целей. Тебе дадут красиво оформленную бумагу, в которой в совсем общих словах будет высказано мнение о твоём образовании. Более глубокая оценка предполагает сравнение по каждому предмету и учет объема часов по нему. Денег запросят уже побольше.

Так чиновники, которых для удобства принято считать тупыми, сняв с себя весомую часть ответственности, создали некий рынок услуг, где кормятся тучные стада оценщиков, которые подобно курочке клюют по зёрнышку и наедаются.

Не только в России заборы делают из досок, а мебель из опилок

Чтобы провести такое исследование и приравнивание не достаточно иметь только перечень предметов, но обязательно нужно иметь количество часов (объем программы) по каждому предмету. Современные учебные заведения России (что делают остальные республики бывшего СССР, я не знаю) теперь уже выдают вкладыш к диплому с указанием часов. Владельцы старых дипломов вынуждены разыскивать старые учебные планы, вытаскивать их них часы по каждому предмету. А только после этого получать вкладыш нового образца.

Отдельно надо сказать по самим названиям предметов. Здесь тоже не все так очевидно и легко, как может показаться на первый взгляд. У каждой страны есть своё сложившееся наполнение понятия по каждому предмету. И это нужно учитывать. Минобразованию давно пора подумать над некой международной гармонизированной системой, которая бы стандартизировала бы все эти и другие подобные тонкости. А у них этого не только в планах нет, но нет этого даже в концепции развития.

Дипломи только нескольких ВУЗов бывшего СССР легко признаются на Западе. И совсем не в силу некой прославленности. А главным образом потому, что образовательные программы этих вузов прошли международную сертификацию качества. Такую сертификацию легко могут сделать институты Госстандарта. Но им эту работу никто не заказывает.

Видимо ждут, пока студенты станут покидать учебные заведения, дипломы которых на Западе ничего не значат. Вузовские начальники не торопятся. Они уверены, что не все же собираются эмигрировать. Эти люди рассуждают масштабно. Какое им дело до судьбы каждого человека!?

Какова дальнейшая судьба этих оценок и их обладателей?

Начнём с простенького - со школьника и студента. Какую бы он бумагу ни притащил в новую американскую школу, его местный (английский) язык всегда недостаточно хорошим. А потому ему будет рекомендовано проучиться как минимум на один год больше обычно положенного. Таже ситуация обязательно повторится и учебных заведениях более высокого уровня. Учебным заведения надо продавать, - образование ведь платное, - и он продают

Для ребенка это означает некое продление детства с возможностью сидеть на шее у родителей и подавать надежды. Для родителей это дополнительное бремя и плата за избыточное чадолюбие. Для учебного заведения, совсем не трудно сообразить - доход.

Таланливый соискатель "зеленой карты" почти никогда потом не будет работать в соответствии с признанными талантами и образованием. Местные университеты битком набиты недоучками - бывшими диссидентами, которым в пылу "холодной войны", щедро понараздавали всяких профессорских званий и научных должностей на специально созданных для этого кафедрах. Местов уже давно на всех не хватает. А тут ещё "война холодная" совсем некстати закончилась.

С соискателями разнообразных лицензий власти обходятся вообще красиво! Для получения лицензии требуется соответствовать установленному образовательному цензу. Узнав об этом торопыги-иммигранты начинают оценивать свои дипломы. Только потом они соображают, что это было только начало. 

Что их допускают до квалификационных экзаменов. И только-то! Почему??? Ведь у них же есть диплом. А по качану. Дипломы в США кто только не выдает. Плюс к тому же народ из разных стран регулярно прибывает с разными бумагами. Поди уследи. Потом, кого это волнует, что ты кем-то там был незвестно где? Типа страшным научним сотрудником. Чем ты лучше местных соискателей лицензий?

Сами экзамены сдаются чаще всего по системе компъютерных тестов

Это когда тебе нужно будет ответить на две сотни вопросов. выбирая ответы из предложенных трех, четырёх или пяти. Всё бы ничего, и вопросы не очень-то сложные. Но задаются они почему-то не на русском языке, как оказалось. И на все про все отводится только два часа. 

А это значит. что на прочтение и ответ на один вопрос отводится меньше минуты. Считанные секунды. Соискатель еле еле успевает прочитать половину. Не то чтобы ответить. Зачем такие экзамены? Каков их педагогический смысл? Возмущаются приезжие. Как будто кто-то обещал делать все со смыслом и в кассу!? 

Кроме того Законом запрещено не только показывать сделанные ошибки. но даже просто о них рассказывать. Так что многократно сдавая экзамены никакой такой ловкости или навыка сдачи приобрести нельзя. Система тестов придумана именно для тестирования, а не для натаскивания ученика и не обучению его ловкости и пронырливости, как в совке.

Знания здесь принято приобретать по ходу обучения, а не по ходу выполнения контрольных работ и сдачи экзаменов, как предписано у Ушинского с Сухомлинским да Макаренко с Явлинским. Каждый ученик с самого детства знает, что если он будет подсказывать и давать списывать своему соседу, то он подготовит себе недобросовестного конкурента, который незаслуженно займет его место под Солнцем. А потому на любого списывальщика и сдиралу смотрят как на вора.

Вот и вся система


Майа Белоглинская. дЕпломы оптом и в розницу

Образование

 
www.pseudology.org