|
начало - родословная Баталиных Кировская область, краткая характеристика: Дата
образования
– 1936 год;
А теперь я прочту кое что из истории этого края Первое достоверное свидетельство о Вятке относится к 1374 году. Более подробные известия о Вятке и вятской земле начинаются только с конца 15 века, а именно, с момента подчинения Вятской страны власти московского великого князя (в 1489 г.). Впрочем, пользовался авторитетом вполне достоверного исторического источника - "повесть о стране Вятской" историю Вятки начинали с 12 века. Согласно с повестью утверждали, что в 12 веке вотяки или чудь жили по реке Вятке и Чепца, обладали многими землями и угодьями, а жилища их, в виду опасения "находу Руси", были окружены рвами, а на реке Вятке, в 5 верстах ниже впадения в нее Чепцы, на высокой, прекрасной горе был у них устроен город, называемый Болванским. После 1174 года по Волге, Каме, Чусовой и верховьям Чепцы явились в вотяцкие жилища новгородцы "самовласцы", покорили вотяков, живщих по реке Чепце и взяли приступом их город (ныне село Никулицыно). Услышав о блестящем успехе своих товарищей, вторая половина новгородцев, засевшая в низовьях Камы, решила также испробывать свои сили взавоевании. Эти новгородцы избрали путь ближайший и более удобный. Они вступили в устье Вятки и, дойдя до черемисского города Кокшарова, начали штурмовать его, после предварительной молитвы угодникам Божьим Борису и Глебу. Угодники Божьи напустили на черемису видение: черемисам, как и после рассказывали, показалось, что вместо горки русских на них напало многочисленное войско. Устрашенные многочисленностью русской рати, черемисы на другой же день разбежались врассыпную. Оставшиеся в городе, отворили ворота победителям. Взятый город Кокшаров новогородцы переименовали в Котельнич Восстановив через реку Вятку сношение между собой, обе половины завоевателей решили постоить на случай "нашествия супостат иноверцев чуди и вотяков, черемисов и иных народов" общий, как бы уже областной город. Выбор места этого города пал на красивое место на высокой горе, обильное истекающими из горы источниками и стоящее при устье р.Хлыновицы, впадающей в р. Вятку. По летописи, сам Бог благословил этот выбор места, ибо совершилось следующее чудо. Заготовленные несколько выше по Вятке лесные материалы в одно утро сами, безо всякого содействия рабочих приплыли к избранному месту города. Однако, рассказ этот следует признать вымыслом позднейшего вятского летописца или, в лучшем случае, народной легендой. Кама тогда находилась во власти булгар, и почти в самом устье Камы была их столица - нельзя допустить, чтобы горсти новгородских ушуйников удалось в центре булгарских владений построить свой город. Кроме того и другие, подлинно древние летописи не подтвердают этого рассказа: до 1374 года, т.е. целые два столетия нигде не упоминается о русских поселениях на реке Вятке. Гораздо естественне предположить, что русская колонизация шла не с устьев Камы или Вятки, а с севера - из Устюга и с Северной Двины, по торной тогда дороге - по реке Югу, Моломе и Вятке. И тогда основание Вятки могло состояться не ранне 14 века. Построив город, новогородцы не знали, как его назвать. летописец рассказывает, что как раз в это время над речкой пролетала птица, которая и прокричала "хлы, хлы, хлы". По этому клику они назвали речку хлыновицей, а город - Хлыновым В городе была устроена первая церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Жители Хлынова, начавшие называть себя вятчанами, по имени р.Вятки, дают обет каждогодно 24 июля, в день взятия первого вотяцкого города, приносить из Никулицына икону Бориса и Глеба. Областной город, помимо красоты местоположения, был удобен из стратегического отношения. Он стоял на высокой крутой горе, у подножья которой с востока протекает река Вятка, с северо-запада же опоясывал его глубокий природный овраг. Вместо городских стен жители стали ставить дома вплотную одни к одному, задними стенами на внешнюю сторону. Такой крепости на первый раз достаточно было против туземцев. Потом, когда город наполнился русскими, приходящими сюда из Устюга Великого, с берегов Двины и из разных городов, выкопан был с незащищенной природой стороны глубокий овраг, а позднее постороен острог, с башнями и валами. И "новгородцы распространишася и начала жити по всей вятской стране". Мало по малу стали возникать кругом Хлынова разные поселения - погосты и села, так что образовался уезд. Первоначальными поселенцами города был всякий сброд: бездомные невольники, ушкуйники, бежавшие рабы (Вятка издавна служила асилим серворум иугитиворум, как выражается про нее Герберштейн), всякого рода шестники и бродники, у которых на родине были руки связаны, здесь же они могли вольничать и творить, что угодно. В Вятке, так же как и а Новогороде, всем управляло вече, только в Вятке никогда не было князя - здесь было чистое народоправство Вятка энергично отстаивала свою независимость и самомтоятельность, как от набегов окрестных инородцев, так и от притязаний Новгорода, смотревшего на Хлынов, как на свой пригоород, а так же от князей московских, видевших в Хлынове свою вотчину. В 1379 году они ходили ратью на Арскую землю и избили там разбойников-ушкуйников. В 1391 году татарский царевич Бекбут, по повелению хана Токтамыша, напал с ордой на Хлынов. По уходу татар, новгородцы вместе с устюжанами сделали нападение на принадлежавшее татарам булгарские города - Казань и Жукотин, и раззорили их. Следствие этого было новое нападение на Хлынов со стороны татар. Вятская земля стала татарской данницей на некоторое время, и в ней начали селиться татарские поселенцы. Подстрекаемые татарами хлыновцы грабили прежних своих союзников - устюжан и двинских новгородцев, нанимались в войска воюющих князей и раззоряли окраины Московского княжества. "Малочисленный народ Вятки", говорит Карамзин, "управляемый законами демократии, сделался ужасен своими дерзкими разбоями, не щадя и самих единоплеменников, за то что стяжал себе не особенно почетное название - хлынские воры". В виду этого московские князья стали делать попытки подчинить вятку, но хлыновцы всеми силами отстаивали свою независимость. Посылаемых на Вяку с ратью московских воевод вятчане старались подкупить добрыми "поминками", давая в то же время крестное целование быть на всей воле московских князей, но это крестное целование им было нипочем: они не раз ему изменяли. Московский митрополит Иона в своем послании к вятчанам в 1452 году напоминает им о крестных целованиях, которые они давали великому князю в небольшой промежуток времени. 3 Василий I в 1425 году послал войско под предводительством Симеона Ряполовского, но последний не смог взять Хлынова В 1456 году Василий II отправил войско под начальством Ряполовского и Горбатого, но они, подкупленные вятчанами, вернулись обратно. На следующий год московский князь послал новое войско, с князем Патрикеевым во главе, которое и взяло Орлов и Котельнич. Вятка покорилась и признала над собой власть великого князя, но это признание было только на словах: она продолжала управляться по прежнему сама собою. В 1468 году вятчане даже заключили союз с казанским царевичем Ибрагимом и не захотели помочь великому князю в войне с татароми, но вскоре отказались от этого союза, и в 1471 году в большом числе осаждали Новгород вместе с московскими войсками. Подчинив Новгород, Иван III решил покончить с Вяткой. В 1486 году хлыновцы, в силу своей давнишней вражды с Устюгом, напали на этот город и ограбили его. Это дало повод великому князю укорять их в разбойничестве, а когда затем они прогнали от себя его наместника, он стал требовать от них полного подчинения. С этой целью великий князь двинул в 1489 году против Вятки сильное войско, состоящее из 64 тысяч. Предводителями назначены были князь Данило Щеня и Григорий Морозов. Мосоковское войско составлено было приемущественно из северных соседей вятчан (именно устюжан, двинян, вологжан и др.). все эти соседи немало уже терпели от набегов и раззорения вятчан, и охотно шли против них с желанием отомстить своим известным недругам. Иван III, имевший уже некоторую власть над Казанью, приказал царю казанскому Махмет-Амину прислать вспомогательное войско. По этому требованию 700 казанских татар, предводимых Уракам, явились 2 августа и соединились под Котельничем с московскими воеводами. Страшная московская сила опустошительной грозой прошла по вятской земле. Город Котельнич первый испытал эту грозу 16 августа московская сила появилась под Хлыновым. Сопротивляться было невозможно. Вятчане попробывали прибегнуть к прежнему средству - подкупить воевод и заискать их милость. С этой целью они выслали воеводам хорошие поминки. Воеводы эти поминки приняли, но дали хлыновцам спастись только до следующего дня. На другой день старшины Вятки вышли из города, поклонились воеводам и сказали: "покоряемся по своей воле великому князю и дань и службу даем". Воеводы отвечали:"Целуйте крест за великого князя" (т.е. дайте ему присягу на подданство) и выдайте трех ваших изменников и крамольников. А этиим крамольниками, поддерживавшими смуту в народе и убеждавшими вятчан к непокорности князям московским, были следующие лица: Иван Лнихиев, Пахомий Лазарев, Пашка Богодайщиков. Вятчане сказали на это: "дайте нам сроку до завтра". "Даем"- отвечали воеводы и отпустили их. Прошло три дня. Вятчане послали категорический отказ. Тогда воины принялись, по указу воевод, за дело. Деревянные жилища вятчан легко было сокрушить огнем. Орудия для взятия города уже были нагоове: в этом особенно поусердствовали раздраженные соседи вятчан. Каждые пятьдесят ратников тащили уже по двухсаженному плетню, другие несли смолу и бересту. Взобравшись на высокие плетни, они начали через стены города бросать огненные предметы. Вятка загорелась. Поневоле пришлось уступить Вятчане отворили ворота, ударили челом и выдали трех требуемых крамольников, отстаивавших вольность вятскую. Воеводы приказали их заковать в цепи и отдать под наблюдение устюжан. С Вяткой было поступлено, как раньше с Новгородом: болшая часть её жителей была выселена в московские гоорода, а вместо них поселены жители московских городов; главные "крамольники" казнены. 01 сентября повезли пленное население Вятки в московские пределы. Великий князь веле их расселить в Боровске, Алексине и Кременце, где им были даны усадьбы и земли, торговых же людей поселили в Дмитрове. Часть вятчан была поселена даже в подмосковной слободе. нынешнее московское урочище Хлыново свидетельствует об этом поселении. Вятских коноводов привезли в Москву и расправились с ними жестоко: их было приказано высечь сначало кнутом, а потом повесить. Вместе с пленными воеводы захватили и арских, т.е. вятских князей. Но Иван III, взяв от них обещание хранить верность ему, отпустил их домой с миром. Так пала Вятка, как самостоятельная область. 4 Новое население Вятки, сменившее прежнее, было верными слугами великому князю московскому Оно следовало иному же строю и положило начало прочной гражданственности. Ближайшее управление Вятской областью принадлежало воеводам, присылаемыми из москвы. В церковном отношении Вятка хотя и включена была в 1553 году в состав казанской епархии, но благодаря отдаленности от Казани и почти совершенному отсутствию путей сообщения, подчинение это ничем не выражалось: до самого учреждения особой Вятской и Великопериской епархии в 1658 году вятчане по делам церковным сносились непосредственно с московскими митрополитами. В 1499 году, вместе с устюжанами и др., под предвадительством Симеона Курбского и Василия Заболоцкого-Бражника, вятчане совершили поход для покорения земель самоедских, остяцких, вогульских, обдорских и югорских (с этого похода наши князья стали именоваться князьями югорскими). Это был последний самомтоятельный подвиг вятчан В последующее время, учавствуя в походах против татар (1545, 1551, 1552 и 1552г.), вятчане входили в состав московской рати. Смутное время не прошло без следа и в Вятском крае, впрочем попытка возмутить хлыновцев не удалась - прибывший к ним "вор" чуваш Яковлев выдан был воеводе кн. Ухтомскому и казнен. Князь Ухтомский, собрав рать со всей Вятской земли, ревностно охранял пределы её от набегов возмутившихся татар, черемис, сносясь по этому поводу частыми посылками с пермским воеводой, которого уведомлял, что "вятчане с помощью Божьей никакой воровской смуте не верят и на воров стоят без всякие шалости". Однако, "шалость", общая тогда многим русским землям, не чужда была и вятчанам, которые присягнули было второму самозванцу, следуя в этом случае примеру Казани, приславший к ним крестоцеловальную запись, но в 1612 году вятчане уже учавствовали в общерусском движении, освободившем Москву. Из писцовой книги Афонасия Толочанова и подячего Анд. Иовлева 1629г. видно, что Хлынов имел тогда 17 церквей и новодевичий монастырь с церквью Благовещания, 30 церковных дворов, пушкарских - 15, тяглых - 390, бобыльских - 80, нищих - 82 и 30 дворов - пустых. Кроме того в городе были воеводский дом и несколько дворов подъячих и дьяков. В1656 г. учреждена была особая вятская и великопермская епархия, в состав которой вошли, кроме вятских, 5 городов с их уездами и так назваемая Великая пермь со своими городами Чердынью и Соликамском с их уездами, а также город Кай со своим уездом, и общие все владения Строгановых с Чусовскими городками. В 1664г. город, вместо прежнего острога, был укреплен большим земляным валом, на котором была постоена деревянная стена с башнями. С начала 18 века в Вятской области, вместе с территориальными изменениями её, расширением её границ, совершались частью и разнообразные изменения в управлении краем, которые происходили по всей России в царствование Петра Великого и первых его приемников. Тогда же, вместе с расширением торговой, было положено начало и промышленной деятельности края, а равно и начало школьному образованию. С 1700 г. было введено в Вятской области бургомистрское управление: вместо назначавшихся из Москвы воевод городское общество избирало двух бургомистров, которые пользовались такой же властью, как и воеводы. Но в 1710 г. вновь было восстановлено воеводское управление: в том же году вятская область была причислена к сибирской губернии. В 1716г. в виду того, что в Хлынове поселено было довольно много пленных шведов, усилен был в нем гарнизон, и воевода переименовали комендантом, воеводская же канцелярия получила наименование провинциальной. В 1718 г. при разделении России на 8 губерний, Вятская область, входя по прежнему в состав Сибирской губернии, получила название провинции и расширилась присоединением к ней городов Кая и Кунгура с их уездами. 5 В 1727 г. Вятская провинция была отделена от Сибирской губернии и причислена к Казанской В 1734 г. епископом Лаврентьем (Горкой) в Хлынове было открыто первое учебное заведение - славяно-греко-латинская школа, преобраованная впоследствии в духовную семинарию. В 1780 г. Хлынов был переименован в Вятку и сделан главным городом Вятского наместничества, а в 1796 г. - губернским. Ко времени основани Вятского наместничества город находился в таком положении: он был обнесен двумя земляными валами, внутри большого земляного города; по проезжей большой Московской улице на земляном валу стояла старая деревянная восмигранная башня, известная под именем Московской, с каланчой и со слуховыми окнами, крытая тесом со спусками и зубцами. Из деревянных домов по своему размеру замечателен был строившийся генерал-губернаторский дом, на сооружении которого ассигновано было 12 тыс. рублей. Купечество в Вятке в то время значилось 75 человек, из которых 21 во второй, а остальные в третей гильдиях. Домов насчитывалось 871, в том числе 6 каменных. Улиц и переулков было 57. Городское купечество производило вольный торг "отпуском водяную коммуникациею городу Архангельску и в Астрахань хлебом, мёдом, воском и салом". Ремесла в Вятке были столярные, кузнечное, портняжное, сапожное В 19 веке Вятка, оставшись на долгое время в стране от железных путей, росла в общем медленно. Усиленный рост города обнаружился лишь после проведения Пермь-Котласской и Петербург-Вятской железных дорог. В 60 верстах от Вятки, к востоку от Казанского тракта лежит село Вожгалы, имеющее церковь, школу, волостное правление, врачебный пункт, занчительную ярмарку, 39 торговых и одно промышленное предприятие, с оборотом в 127 тыс. рублей. В волости развиты кустарные промыслы: производство граблей и горшечное. Вожгальским крестьянином числится знаменитый арист Ф.И. Шаляпин, предки которого происходили из этого села, а отец был писцом в Казани. В верстах 10 к селу от Котельнича, в стороне от почтового тракта на Орлов лежит село Гостево, окло которого есть деревня Городок и при ней курган. Вешней водой в кургане размывает кости людей. Крестьяне не пашут этот курган из боязни "осилков" (мифических гигантов), которые будто бы на большое расстояние кидают камни пудов под 30 весом. В самом селе Гостеве, в церкви, при иконе святого великомученника Георгия хранится громовая стрела. По народному поверью оан упала с неба во время грома, но, возможно, эта стрела наших предков. Найденные в земле каменные орудия народ так же называет "громовками", они по поверью приносят счастье. В Гостево "сменять стрелу" ходят из далеких мест; между прочим ею прикосаются к уху от ушных болезней. В 30 верстах к селу от Котельнича, на правом берегу реки Моломы, при московском почтовом тракте расположено село Курино - одно из древних поселений этого края. Колонизация вятских земель шла с севера, с вологодской стороны, по рекам Моломе, Великой и Летьке. В Курине, вероятно, оседали вероятно одни из первых колонистов. В 18 веке здесь даже был монастырь, неизвестно когда основанный и упраздненный. Блтзь села Курино одним крестьянином, пахавшим поле, была найдена святыня Вятского края - икона святого архистратига Михаила. Икона вырезана на небольшом камне. Резьба показывает, что икона - произведение искусного в свое время художника и, что надо полагать, она занесена в вятский край. В 40 верстах к селу от Котельнича, на правом берегу р. Моломы находится село Спасское, также одно из друвних поселений края. Село известно как пристань на Моломе, отправляющая до 122 тыс. пудов грузов. В 60 верстах к селу от Котельнича лежит село Доровское , в которм есть церковь, волостное правление, школа, больница, аптека, ссудосберегательное товарищество, сельскохозяйственное общество и 12 торговых предприятий, с оборотом в 58 тыс. рублей. Сельскохозяйственное общество открыто в 1903 году и имеет своей целью распрастронение в крестьянских хозяйствах лучших пород скота, развитие травосения и улучшение лугов, улучшение качества местного посевного материала и снабжение населения улучшенными сортами хлебных растений, улучшение птицеводства посредством раздачи крестьянам племенной птицы, а также распространение среди население сельскохозяйственных машин и орудий. Котельнический уезд занимает площадь 10548 квадратных верст. В средней части уезда преобладает супесчанная и отчасти суглинистая почва, в северной и южной частях развиты пески и пойменные почвы в долине р.Вятки. Лесная площать составляет более 40% всей поверхности уезда. Население уезда достигает 351, 2 тыс. душ обоего пола. На квадратную версту приходтся 33 жителя. Почти все население русское. Главное занятие - лесные промыслы, земледелие, а также судовые промыслы на р.Вятке. 6 В 30 верстах от Медянской пристани на реке Великой находится село Великорецкое, одно из древних поселений края. Колонизация здесь пустила корни уже в 14 веке. Но черемисы препятствовали расселению русских. Однажды толпа поселенцев, хотевшая основаться на землях нынешнего яранского уезда, подверглась их нападению. Русские бежали от них и в бегстве покинули образ Николая Чудотворца. Много времени спустя после этого события, в 1383 году какой-то поселянин основал поселение вблиз той горы, где покинут был образ, и выбрал себе место для усадьбы на берегу ручья. Однажды он отправился в лес за деревом и увидел свет, который окружал образ; поэтому признаку поселянин нашел образ и поставил его у себя, в новоотстроенной землянке. Около него стали селиться другие, заводилось и умножалось население. Когда образ оказался целебным и чудотвроным, то в избу поселянина стали стекаться богомольцы. Веcть об этом дошла до Хлыновского духовенства; оно стало помышлять как бы приобрести такое сокровище для города. Жители деревни долго ни за что не уступали образа, едва городские жители упросили их уладидь дело так, чтобы из Хлынова каждого дня совершать крестный ход в эту деревню, построенную на берегу р.Великой. В Хлынове была сооружена во имя святителя Николая новая церковь. В 1557 году, по велению царя Ивана Грозного и в 1615 году, по велению царя Михаила Федоровича, икону эту приносили в Москву, где была построена церковь Николая Великорецкого (один из пристроев Покровского собора, нынешней церкви святого Василия Блаженного). На место явления иконы в село Великорецкое совершаются ежегодно их Вятки крестный ход, привлекающий до 60 тыс. богомольцев из вятской и соседних губерний. В 145 верстах от Вятке по воде, в 197 верстах по тракту и в 82 верстах по железной дороге, на правом берегу реки Вятке, в местности, прорезанной оврагами по которым текут ручьи Балакиревщина, Котлянка и Радионовка, располложен уездный город Котельнич. Первое в полне достоверное свидетельство о Котельниче относится к 1456 году. В этот году великий князь московский Василий III отправил под предвадительством князя Ряполовского и Горбатого войско на Вятку, но они, дойдя до самого Хлыново, ничего не сделали: вятчане подкупили посулами. На следующий год было отправлено снова войско под главным начальством князя Патрикеева; на этот раз москвичи взяли 2 вятских города - Орлов и Котельнич. В 1542 году татары с черемисами, опустошив устюжскую землю, возвращались через вятские пределы по реке Моломе, но здесь, по словам "вятского летописца", "собравшись все вятские грады под Котельнич-град и ту силу татарскую на голову побиша на Моломе, только ушла лесом черемиса луговая на Пижму реку". В лихолетье Котельнич принимал деятельное участие в смуте: изменив царю Василию Ивановичу Шуйскому, жители Котельнича отказали посланцу его в ратных людях в 1606 году. В 1609 году Котельничу самому пришлось испытать нашествие "воровских людей", бродивших тогда по всем концам Московского царства. В послании вятского воевода князя Ухтомского к пермичам о помощи так изображаются действия Котельнича:"Государевы изменники, воры, вятские казаки, которые были под Свияжском, собрався с чебоксарами и козмодемьянскими, и шанчулинскими и с царегородскими и яранскими стрельцы и со всякими русскими воры, и с луговою черемисою со многими людьми, и прешед из яранска к Вятке, Котельнич городок взяли и церкви Божьи осквернили и образы отдрав, покололи, и сотника стрелецкога Захара Попова на кол посадили, и многих людей побили, а жен и детей позорят, а крестья до основания раззоряют: сели в Котельниче, а из Котельнича во все городки пишут воровствам всяким, чтоб им всю вятскую землю прильстить и к вору привесть". По переписи 1615 года, известной по именем "дозорной книги князя Звенигородского" в Котельниче показано "пустых дворов" - 37 и взято с города в казну "всяких денежных доходов 15 рублей, 3 алтына и 2 деньги, а по прежнему дозору Богдана Григорьева в Котельниче городе и посаде было 71 двор, доход было 25 рублей, 1 алтын, 1 деньга". В 1654 году в городе было 4 церкви и 496 домов; в 1687 году и 1721 г. город был опустошен пожаром. В 1718 г. Котельнич, под именем пригородка, был причислен к Сибирской губернии. В 1770 г. Котельнич посетил Рычков, который видел развалины старинного Кокшарого, находившееся на возвышенности, к югу от западной стороны нынешнего города, за оврагом. На этой возвышенности находили бердыши, кольчуги и древние монеты. В 1780 г. Котельнич был назначен уездным городом вновь открытого вятского наместничества, переименованного в 1796 г. в губернию. В это время он имел собор и 3 приходские церкви. Жителей было 307, из них мещан и купцов - 180 человек. Большая часть жителей занималась бурлачеством, а женщины - тканием одеял; купцы вели торговлю хлебом с низовыми городами; фабрик и заводов не было. В 1790 г. в Котельниче было открыто малое народное училище. В Котельниче прежде были монастыри: Предтеченский мужской, упраздненный при Екатерине II, и Введенский женский; исторических сведений о них не сохранилось. Торговое значение город получил в очень давнее время: еще при царе Алексее Михайловиче было учреждена в Котельниче известная Алексеевская ярмарка (с 1-19 марта). В первой половине 19 века привоз товаров на ярмарку достигал 1,000 руб., а в 1860 г. - даже 1,800 руб.; ныне же он не превышает 700 тыс. руб.. Во время рассвета ярмарки приезжего народа собиралось до 12 тыс. человек. Главными предметами торга служат мануфактурные товары, кубовая краска, бумажная пряжа, пушнина, железо-скобяной и ножовые товары, чай, сахар, мыло, куделя, лён, холст и лошади. 7 Кроме ярмарки Котельнич вел в первой половине 19 века оживленную торговлю с архангельским портом через Подосиновскую и Быковскую пристани; главными предметами торговли были хлеб, лён, льняное семя. С введением же во 2 половине 19 века пароходство на р.Вятке товары вятского края пошли по Вятке, Каме и Волге в Рыбинск и на Петербург. И торговое значение Котельнич сильно упало. В прочем, последнее время проведение через город петербургско-вятской железной дороги и посторойка ж/д линии Котельнич - Нижний обещает внести новое оживление в экономическую деятельность города, открыв местным продуктам возможность сбыта на запад. По переписи 1897 г. в городе числилось 4.240 жителей; здесь имеются 4 церкви и 750 домов. По своему благоустройству город ничем не выделяется: будучи расположен в котловине, он имеет грязный и не привлекательный вид. В городе есть женская прогимназия, городское трехклассное училище и несколько начальных школ, комиссаровская ремесленная школа, больница, аптека, общественный Кардакова банк, благотворительное общество, попечительство детских приютов, комитет Российского общества Красного Креста, общество вспомоществования учащимся и вольное пожарное общество. Доходы городского хозяйства в 1905 году достигали 35 233 рубля. Торговую деятельность города представляют 164 предприятия с общим оборотом в 2.192 тыс. рублей. Промышленность развита крайне слабо: всего насчитывается 8 промышленных предприятий с оборотом в 72 тыс. рублей. С городской пристани на р.Вятке отправляется грузов свыше 1,5 мил. пудов.
|