Краткое сказание семейной хроники Баталиных

Подготовлено Баталиным Ю.Д.


Сказ дедушки Серёжи

Как-то летом, возвратясь из поездки с озера Чебачье, где ловили рыбу, купались и отдыхали, немного уставшие внуки, подкрепившись вкусным обедом, обступили дедушку Серёжу и давай просить: "Деда, а деда, расскажи, пожалуйста, как жили и где твои дедушка и у дедушки дедушка?

Почему у всех одна и та же фамилия и откуда она пошла?" - Ах, вы почемучки, любознательные внуки и внучки. Ладно, расскажу что знаю, кое что покажу и прочитаю вам, слушайте. Почему и кому первому дали фамилию Баталин и от кого она пошла неизвестно. Фамилия передается по мужской линии, женщины, как правило, принимают фамилию мужа

Наиболее древнее достоверные сведения о наших прадедах нашел дядя Юра (Ю.П. Баталин).

В выданной архивной справке говорится, что в архивном фонде Вятской духовной консистории, в самой ранней исповедной росписи Покровской церкви, села Куринского, Котельнической округи за 1749 год, в деревне Смердовской, записаны:
Козьма Иванович Баталин, 58 лет
жена его - Анна Самойловна, 46 лет
дети их - Никофор, 16 лет, Евдокия, 19 лет

В деревне четыре двора, остальные жители деревни носят фамилию Смердовы. Мы не будем полностью читать архивную справку, только скажу я вам, что деревня Смердова в 1789 году именовалась починком Перминовским, затем в 1839 году - деревней Пермяковской, а в1017 году - Гребнево. Город Киров раньше назывался Вятка, а еще раньше - Клынов.

Город Халтурин раньше назывался Орловым. Как оказалось, деревни Гребнево сейчас уже не существует.

Краткое сказание семейной хроники Баталиных

А теперь, дети, покажу вам схему родословной Баталиных, которую попытался составить по этой архивной справке. Вот она.

Начинается она от Козьмы Ивановича Баталина, 1591 года рождения. Первый брак Козьмы Ивановича с Анной Самойловной был недолгим, умерла она в молодсти. И Козьма Иванович женился на другой, Ефимии Михеевне.

От первого брака Козьмы Ивановича и пошла наша родословная, к сыну Игнатию, от него к сыну Зоту, а от него к сыну Петру, а от Петра к Григорию, потом к вашим дедам, а потом к вашим папам и к вам.

Хочу заметить, что в старину разводов практически не было, церковные, да и граждансике законы были строги. Коли муж уходил жить к другой женщине, его ловили, судили и отправляли на каторгу за многоженство.

В этой же архивной справке говорится, что в метрической книге церкви за 1877 год, под порядковым номером 31 имеется актовая запись от 18 апреля 1877 года о бракосочетании крестьянина починка Перминовского Григория Петровича Баталина, 31 год, первым браком с дочерью умершего крестьянина г.Котельнича Николаевской церкви Анфисой Дмитриевной Сенниковой, 19 лет.

Поручателями со стороны жениха выступили крестьяне починка Перминовского Никанор и Василий Петровичи Баталины

В хранящемся в архиве переписном бланке Второй всеросийской переписи 1917г., в починке перминовском (Гребнево) Баталинского сельского общества Соболевской волости Котельнического уезда значится шесть дворов, в четырех из них живут семьи Баталиных:

Афанасий Никанорович, 51 год, с женой 50 лет, сыновьями 34, 20 и 5 лет и дочерью 16 лет.
Григорий Прохорович, 37 лет, с женой 30 лет и сыновьями 5 и 3 года.
Гавриил Прохорович, 40 лет, с матерью 70 лет, женой 25 лет, сыновьями 12 и 6 лет, дочерьми 9 и з года.
Петр Прохорович, 43 года, с женой 45 лет, сыновьями 14, 12, 9 лет и дочерью 16 лет.
 

Два двора Гребневых.

- Деда, а были ли прадеды крепостными?

- Нет, никто из них крепостными не были, они были вольными. Довольно зажиточными по тем временам. Жители вятской губернии имели самый большой избыток хлеба на душу населения, по сравнению с другими губерниями, которым и торговали, да и не только им.

Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, полбу - плохо вымолачивающиеся сорта пшеницы, но исключительно устойчивые ко всем болезня (однозернянка и тимофеева), использующиеся в основном на крупу, это самая древнюю культура, известная еще за 4 тыс. лет до нашей эры гречиху, просо, горох, чечивицу и бобы, овес, картофель, лён, коноплю.

Урожайность ржи, пшеницы, овса, ячменя, однако, была не высока - около 50 пудов с десятины (7-8 центнеров с гектара).

Занимались они пчеловодством и скотоводством, а так же отхожим промыслом - работали на стороне, так как знали много ремесел. Нанимались на работу к купцам, с которыми садились торговать в Архангельск, Астрахань, а то в Персию, да и Петербург.

В основном, были граммотными.

Из деревни тоже, видимо, ездили и если находили лучшие места, то уезжали из деревни и деревня не росла.

Крепосными в те времена в крае были только те крестьяне, которых купцы и другие покупали в средней полосе России и переселяли в эти места.

Они работали на заводах или обслуживали их. Н.И. Дрягин в этой книге пишет, что вятской губернии при отсутствии служилого землевладения и при весьма слабом на первых порах участии в судьбе этого края со стороны московской власти, заботившиеся лишь об интересах казны, пришлое население устраивалось лишь на свой страх.

Не только починки, села и деревни, но и целки города возникали совершенно самостоятельно, на кустарных, так сказать, началах... Совершенно понятно отсюда, почему при освобождении крестьян в вятской губернии оказалось всего лишь 3% крепостных.

- Деда, когда твой дедушка приехал на Урал?

- В середине 19 века, прослышав о многообещающем золотом промысле, поискать счастье. На Урал в Тентяро-Учалинскую зону, приехал Мартын Петрович. Нанялся работать на разведки и промыслах, накопил денег и купил у слободского купца Крюкова золотой прииск.

Затем пригласил на Урал и своих братьев: Ермила, Василия, Григория и Никанора Петровичей. Приехав на Урал братья Мартына Петровича работали у него смотрителями и на других должностях.

Никанор, проработав, не захотел находится под начальством Мартына и вернулся обратно в Гребнево.

Мой дедушка - Григорий Петрович приехал на Урал в 1877.

А теперь, внуки, покажу я вам далеко неполные, требующей уточнения и исправления схема родословной от каждого брата, оставшегося на Урале. 

Вот они,смотрите.

Родословная от Баталина Кузьмы Ивановича, 17-19 века

Продолжение - история Кировской области