Фатех Вергасов
Артхашастра
Тринадцатый отдел. О средствах к овладению укреплением
Раздел 171. Подстрекательство и подговоры' (среди врагов)
Глава 1

Единоличная победасражения с применением пехоты, конницы, колесниц и слонов з Желающий победить государь, намереваясь овладеть заселенной местностью, принадлежащей врагу, 2 должен объявлять о том, что он всезнающий и имеет общение с богами. Этим самым он может побу ждать к действию своих сторонников и запугивать противников.

Всеведение надлежит показывать следующим образом: после того как (шпионы) 3 выведают все тайные (беззаконные) действия, про­ исходящие в отдельных домах, государь должен объявить о зачин­ щиках (таких действий); при посредстве донесений, получаемых от шпионов, назначенных наблюдать за устранением зол в государстве, 4 он должен объявлять о лицах, враждебно настроенных к государю, а также о таких вещах, которые еще должны (в будущем) быть ему доложены, все это через посредство тайных связей и знаков; то. что происходит в другой стране, он может узнавать через посред­ство домашнего голубя, переносящего (донесения), скрепленные печатями.

О связи с божествами следует давать знать таким образом: (дан­ный государь) должен вести разговоры с тайными агентами, имею­щими вид божеств огня или данного святилища, эти агенты про никают через посредство подземного хода вовнутрь изображении данных божеств, и должен воздавать им почести. Также он может вести разговоры и почитать (иных агентов), являющихся из воды в виде драконов или водяных божеств; 5 ночью можно опускать в воду светильник с морским песком и, (зажегши его), показывать огненный венец; можно стоять на лодке, погруженной в воду и за­крепленной (удерживаемой) с двух сторон каменным грузом, (созда­вая впечатление), что стоишь на воде; 6 можно непромокаемой тканью 7 или кожей от зародыша закрыть голову так, что останется открытым один только нос, 8 последним следует втягивать кунжутное масло, сваренное сто раз вместе с внутренностями пятнистых антилоп и с жиром раков, крокодилов, дельфинов, выдр и прочих, и дви­гаться таким образом по воде. Тогда распространится слух, что во­дяные божества, ночные духи совершают свой путь. При помощи таких колдовских действий на воде можно якобы заставить говорить дочерей драконов и Варуны и вступать с ними в разговор. В момент гнева (такой имеющий общение с божествами государь) может устроить, чтобы у него изо рта шел дым и огонь.

В собственном государстве (такого государя) о таких (чудесных его качествах) должны объявлять толкователи знамений, прорица­тели, астрологи, рассказчики, гадатели и иные тайные агенты и та­кие, которые якобы были очевидцами этого. Во вражеском государ­стве следует распространять, что данный государь лицезрит богов и может волшебным образом создать себе войско и казну. Далее, следует говорить, что из распросов оракулов, из исследования зна­ков на теле, из снов и из звуков, издаваемых зверями и птицами, ясно, что данный государь победит и что противник его потерпит поражение. Об этом следует объявлять с барабанным боем. 9 Также следует указать на падающую звезду из созвездия, с которым якобы связан враг.

Шпионы под видом послов должны, поучая якобы из дружбы на­чальствующих лиц врага, говорить им о благодеяниях, оказываемых их господином. Они должны рассказывать им, как (их государь) способствует усилению своих сторонников и ослаблению противни­ков и что как высшие чины 10 его, так и простые воины одинаково благоденствуют. (Они должны говорить), что он проявляет к ним одинаковое внимание как в счастии, так и в несчастии и заботится о них как о собственных детях.

Таким образом следует подстрекать сторонников противника, как было указано ранее. Мы скажем в дополнение: способных, энергич­ных людей следует подстрекать, приводя им в пример общинного осла (который совершает работу, не думая об ее результатах), вои­нов сравнением их с палками и ветвями деревьев (которыми бьет другой, без того чтобы они это сознавали), трусов примером (от­ставшего от своего стада) на берегу барана, 11 лиц, которым (враг) не оказывает внимания, следует подстрекать, сравнивая (оскорбле­ния, наносимые им), с дождем громовых стрел; людей, не имеющих никаких надежд, сравнением их с тростником, не приносящим плодов, и с такими, которые получают милостыню в виде (несъедоб­ного) железа, или же сравнением (их повелителя) с облаком, не дающим дождя; таких, которые ненавидят (своего владыку) и ожи­дают больших почестей (от него) за свои труды, следует подстрекать сравнением их с украшениями, носимыми недостойным; лиц, состоя­щих при вражеском государе, уподоблением последнего ослу в тиг­ровой шкуре или же яме, в которой они должны погибнуть; таких, которые постоянно ему вредят, следует подстрекать сравнениями с плодом пилу, 12 с градом, с самкой верблюда и с выделкой масла из ослиного молока.

Если все указанные лица пойдут на подстрекательство, то им следует воздавать почести и давать деньги. Если они испытывают затруднения в денежном и продовольственном отношении, то их сле­дует поддерживать деньгами и продовольствием. В том случае, если они не станут этого принимать, то следует приносить их женам и детям украшения.

В случаях голода и бедствий, вызываемых грабителями и лес­ными племенами, шпионы должны подстрекать городских и сельских жителей и говорить: "Мы должны просить о помощи у государя, если он нас не поддержит, то мы должны уйти к другому".

Если (жители) согласятся с этим, то следует оказать им помощь даяниями денег и хлеба. Вот тот значительный результат, который получается при подстрекательстве.

Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава "Подстрека­ тельство и подговоры (среди врагов)" в тринадцатом отделе "О средствах к овладению укреплением". От начала сто сорок первая глава.

Раздел 172. Об устранении (врага) посредством тайных мер 1
Глава 2

Бритоголовый или носящий косы аскет, имеющий своим местопре­ быванием пещеру и выдающий себя за 400летнего, должен нахо­диться поблизости от города, имея множество учеников из носящих косы аскетов. Эти ученики его путем подношений корней и плодов должны побудить сановников и самого государя к посещению свя­того старца. Когда он (т.е. мнимый аскет) получит свидание с го­сударем, то он должен рассказывать ему о царях прежнего времени, об их землях и отличительных признаках (которых он якобы был очевидцем).

Он должен говорить следующим образом: "На исходе каждого столетия я вхожу в огонь и вновь делаюсь молодым. Теперь здесь в вашем присутствии я в четвертый раз войду в огонь. При этом я непременно должен оказать вам почести (и благодаря моей сверхъ­ естественной силе исполнить ваши желания). Выбирайте три вещи, которые желательно вам добыть". Если Царь пойдет на это, то (мни­мый аскет) должен сказать: "В течение семи ночей ты должен пре­бывать здесь с женою и детьми, устраивая представления и жертво­приношения". И в то время, когда Царь будет там пребывать, на него следует напасть и умертвить его.

Далее, бритоголовый или носящий косы аскет, имеющий харак­ тер такого, который постоянно пребывает на одном месте, 2 окружен­ ный многочисленными учениками из носящих косы аскетов, должен воткнуть в муравейник бамбуковую трость, пропитанную кровью козла и обсыпанную сверху золотым порошком, чтобы привлекать муравьев. Можно для этой цели также употребить золотые трубки.

После этого шпион должен сообщить (враждебному) государю: "Такойто святой волшебник знает о кладе, которому свойственно возрастать". 3 Когда Царь спросит (мнимого аскета) об этом, то тот должен ответить, что это действительно так, и должен показать (трость или трубки) как доказательство. Он может также опустить туда и еще больше золота и объявить: "этот клад стережется дра­ конами и его можно присвоить лишь путем почитании (этих драко­ нов)". Если Царь согласится совершать такие почитания, то следует (уговорить его на пребывание там) в течение семи дней и т.д., точно так же, как было указано перед тем.

Еще возможен случай, когда шпионы, тщательным образом под готовившись, последовательно, сообщают (враждебному) государю о том, что имеется аскет, принявший вид волшебника, который пре­ бывает постоянно в одном месте и которому свойственно по ночам испускать из себя огонь. Они должны говорить, что этот святой муж способен предсказать будущее счастье. 4

Если государь станет просить этого аскета о чемлибо, то по­следний должен изъявить готовность это сделать, но потребовать, чтобы государь в течение семи ночей и т.д., как было указано ранее.

Далее, шпион под видом святого волшебника должен соблазнить (враждебного) государя разными колдовскими знаниями. 5 Если го­ сударь станет его просить и т. п., как было указано ранее.

Еще возможно, чтобы шпион под видом святого волшебника по­ будил начальствующих лиц в государстве, чтобы они постоянно со­ вершали жертвоприношения в честь местного божества, особенно чтимого, и таким путем можно постепенно привлечь к этому и са­мого государя (чтобы его уничтожить).

Или же шпионы, тщательным образом подготовившись, последо­ вательно должны сообщить (вражескому) государю о некоем, нося­щем отличительные признаки аскета, который живет в воде, яв­ ляется непорочным во всех отношениях, способным удалиться через подземный ход или тайное помещение, говоря, что таковой есть сам Варуна или Царь драконов. Если государь и т.д., как было указано ранее.

Далее, мы имеем случай, когда шпион под видом святого волшеб­ника, живущий на границе, побудит (враждебного) государя сви­деться со своим врагом. 6

Если государь пойдет на это, то, подав (заранее условленный) знак, 7 шпион должен привлечь врага и через последнего уничтожить (враждебного государя) в окруженном со всех сторон месте.

Далее, шпионы под видом купцов, продающих лошадей, могут призвать государя, чтобы показать ему свой товар. В то время, когда государь занят исключительно осмотром товара, будет со всех сторон окружен людьми, (шпионы) могут его убить или устроить так, чтобы его растоптали лошади.

Далее, вблизи города тайные агенты, взобравшись ночью на свя­щенное дерево, должны окуривать трубками из камыша или сучьями в горшках. 8 Они должны при этом невнятным образом говорить: "Мы пожрем мясо государя и его сановников". Об этом должны сообщить (другие шпионы) под видом кудесников или толкователей знамений.

Также возможно, чтобы на священном озере или посреди пруда ночью (шпионы), тело которых натерто воспламенящимся маслом и которым придан облик водяных змей, должны производить стуккопьями и железными булавами и говорить таким же образом. Или же, одетые в медвежьи шкуры, показывая вид, что они испускают огонь и дым и имея облик демонов, должны обходить вокруг города, оставляя его слева (как знак несчастья) и говорить таким же обра­зом, (вставляя слова) между постоянным собачьим лаем и воем ша­калов, (которые ими же воспроизводятся). Они могут еще поджечь ночью изображение божества святилища, полив его воспламеняю­щимся маслом или покрыв воспламеняющейся тканью, и говорить как было указано. Об этом другие должны объявить. Далее, они мо­гут при помощи крови (баранов и прочего) создавать вид, будто бы изображения божеств, особенно чтимых, испускают кровь в большем количестве. Другие же должны объявлять о том, что божества исте­кают кровью и что это знаменует поражение в бою.

В ночь новолуния или полнолуния э они должны придавать нахо­дящемуся перед местом сожжения трупов святилищу такой вид, будто в нем находятся люди, верхняя часть тела которых съедена. 10 Затем переодетый ночным демоном должен требовать человеческого мяса. Если же ктонибудь, выдающий себя за героя, или ктонибудь иной придет, чтобы посмотреть (на демонов), то другие должны умертвить его железными булавами так, чтобы стало известно, что он убит демонами. Обо всех этих чудесных явлениях очевидцы и шпионы должны сообщить государю. Затем (другие) под видом кудесников и толкователей знамений должны говорить о необхо­димости искупительных жертв для умиротворения (демонов). Иначе должны они говорить величайшие бедствия постигнут государя и его страну. Если Царь согласится с этим, то они должны объявить, что Царь должен сам в течение семи ночей совершать отдельные жертвоприношения с произнесением заклинаний и при­ношением даров. После этого следует поступать так, как было ука­зано ранее.

(Заинтересованный государь) должен изображать все эти кол­довские действия у себя самого и принять меры против них для на­зидания другим. 11 Затем он должен применять эти меры (в отноше­нии врагов). Или же, принимая меры против разных колдовских (зловещих) явлений, он может способствовать пополнению своей казны. 12

Далее, возможен случай, чтобы надзиратели за лесами для сло­нов соблазнили (враждебного государя), охотника до слонов, говоря ему, что имеется слон с особыми качествами. Если (враждебный государь) даст себя соблазнить, то его следует завлечь в труднопро­ходимое место, где можно следовать только по одному, и там умерт­ вить. Также можно (овладев им) связать его и похитить.

Все это относится в равной мере и к любителю охоты.

(Государя), который является охотником до денег и женщин, шпионы должны соблазнять при помощи богатых вдов и женщин, от­ личающихся исключительной красотой и молодостью, которые при­ водятся к нему якобы для вручения наследства или залога. Если (враждебный государь) станет соответствующим образом поступать, то ночью, во время свидания, спрятанные в засаде агенты должны умертвить его при помощи оружия или яда.

Также при повторных посещениях святых волшебников, аске­тов или священных деревьев, святилищ и изображений божеств наемные убийцы, проникшие через подземные убежища, тайные стены и подземные ходы, должны умертвить врага.

В тех местах, где государь сам смотрит на представле­ ние, там, где он веселится во время процессии или на воде, во время чтения хвалебных гимнов и т.д., 13 при совершении обрядов и жертвоприношений, во время празднеств, во время церемоний, совершаемых для благо­получия родильниц, в честь усопших или для предотвра­ щения болезней, в случаях общей радости, скорби и опасности; там, где государь, полный доверия, беспечно идет на празднество своих людей, там, где его телохрани­тели не присутствуют постоянно, в ненастную погоду или при больших скоплениях народа; в случае, если он заблу­дится, 14 явится на пожар или окажется в безлюдном месте, шпионы могут умертвить его (государя) врага, подступая к нему, завлекая его одеждами, украшениями, венками, 15 ложем, сидением, остатками опьяняющих на­ питков и еды или музыкальными инструментами, на ко­ торых они играют. Они должны действовать вместе со шпионами, подосланными ранее к врагу. И, как они про­ никли к врагу при помощи хитрых мер, точно так же они должны удалиться. Вот как излагаются тайные меры для устранения врага. Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава "Об устране­ нии (врага) посредством тайных мер" в тринадцатом отделе "О сред­ ствах к овладению укреплением". От начала сто сорок вторая глава.

Раздел 173. О применении тайных агентов"
Глава 3

(Государь, стремящийся к завоеванию), должен (для видимости) изгонять преданного ему главу объединения. Последний (делает вид, что) ищет защиты у врага (того, кто его изгнал). Под предлогом вербовки сторонников (якобы для борьбы с государем, который его изгнал) он должен привлекать из собственной страны сообщников. Далее, имея достаточную поддержку в виде тайных агентов, он, за­ручившись согласием враждебного государя, уничтожает изменниче­ское поселение своего собственного государя или его войско, в ко­тором изменнически настроены военачальники и истощены кони и слоны, или же его изменнически настроенного союзника в тылу, 2 ' а затем уведомляет об этом врага (для которого якобы это сде­лано).

Он может также прибегать к помощи какойнибудь одной части населения, чтобы добыть себе сторонников. Когда он заручится до­верием (врагов), он должен уведомить своего владыку. Тогда по следний, под предлогом охоты на слонов или сокрушения лесных племен, тайным образом может нанести удар врагу.

Все это в равной мере относится к посылке (к врагу с такими же целями) сановников или главарей лесных племен.

(Желающий победить государь) может (для видимости) показы­вать дружеское расположение к врагу и относиться враждебно к своим собственным сановникам. Последние тогда дают знать врагу об этом, прося: "Побуди нашего господина, чтобы он вновь стал ми­лостив к нам". Враг тогда может для этой цели отправить посла (к данному владетелю). Последний должен обратиться к такому послу с бранью, говоря: "Твой господин хочет поссорить меня с моими сановниками. Не смей более возвращаться сюда". Затем он для видимости изгоняет одного из своих должностных лиц. Послед­ний якобы прибегает к защите врага и приводит к нему (в качестве своих сторонников) 3 тайных агентов (своего государя), людей недо­вольных, изменников, бессильных, воров, лесных племен или таких. которые вредят обеим сторонам. Когда он заручится доверием, он должен добиться, что отличающийся храбростью слуга (вражеского государя) был убит. В этом он должен обвинить какогонибудь на­чальника пограничной охраны, главаря лесного племени или воина. говоря: "такойто и такойто тесно связан с твоим врагом". После этого он должен добиться, чтобы данных лиц (обвиненных им) при­говорили к Смерти 4 и казнили.

Далее, путем обещания помощи военной силой можно разжечь энергию врага и (при удобном случае) его уничтожить.

Еще возможен случай, что (желающий победить государь), под­держивая враждебно настроенную партию 5 у государя, враждую­щего (с собственным врагом), вызовет враждебные действия такого государя против самого себя. После этого он должен послать к своему врагу гонца со следующим предложением: "Такойто твой враг причиняет мне вред. Приди (ко мне на помощь); вместе мы его уничтожим, и ты получишь свою долю земель и золота". Если враг пойдет на это, окажет должное внимание (предложению) и явится, то его следует уничтожить путем нападения или устроить так, чтобы его противник сокрушил его в открытом бою. Чтобы заручиться до­верием врага, следует применять уловку, выставляя предлогом даро­вание земель, посвящение царевичей или охранительные меры. Та­кого, который является трудно одолимым, следует уничтожать тайными мерами.

Если (враждебный государь) предоставит свое войско, но не явится сам, то следует способствовать уничтожению этого войска противником (против которого оно направлено). Если враг захочет выступить со своим войском, а не вместе с государем, желающим победить, то его следует уничтожить, тесня с обеих сторон. 6 Если (враг), преисполненный недоверия, захочет выступить самостоя­тельно или если он будет иметь намерение захватить часть владений того, против которого предпринимается поход, то его следует унич­тожить при помощи сил его противника, или же применив для этого все собственные силы. 7

Или же, в то время когда враг всецело занят военными дей­ствиями со своим противником, то следует с другой стороны послать войско, при помощи которого можно овладеть основными землями (врага).

Далее можно подкупить друга, предлагая ему землю врага, или подкупить врага, предлагая ему землю друга. Если друг возымеет желание овладеть землею врага, то следует вызвать (для видимости) враждебные действия (этого друга) против себя самого. (Затем сле­дует натравить на него врага и т.д.). Все подобные хитрые меры тождественны с первым случаем (т.е. когда враг натравливается на своего противника и когда, пользуясь положением, желающий победить добивается его уничтожения).

Если же враг возымеет желание овладеть землею друга (того, кто желает победить) и согласится (действовать для этой цели), то его следует поддерживать войском. Затем, когда он нападет на союзника, то его следует обмануть (т.е., перейдя на сторону союзника, его уничтожить) . 8

Далее, приняв все предохранительные меры, (желающий побе­дить государь) может показать, что он якобы испытывает затрудне­ ния. Вместе с тем, при помощи своего союзника, он может разжечь энергию своего врага и побудить его выступить против себя. Затем, тесня его со всех сторон, он может его уничтожить.

Или же, овладев им живьем, он может заставить его произвести обмен владениями.

Если же враг не пойдет на зов союзника и пожелает занять выжидательное положение, имея неприступную позицию, 9 то сле­дует побудить соседей, 10 чтобы они овладели его основными землями.

Если враг захочет защищаться при помощи войска, то это войско его следует уничтожить.

Если же оба (т.е. враг и его союзник) не дадут себя разобщить, то следует открытым образом подкупить одного землею другого. После того каждый из них отправит посланника к другому с вестью: "такойто государь, связавшись с врагом, хочет овладеть твоею землею". (Такую весть обоим государям) могут послать также лица, имеющие вид друзей, получающие плату с обеих сторон. Один из двух государей, преисполненный гнева или подозрения, несомненно будет действовать, как было указано выше.

Далее (желающий победить государь) может изгнать началь ствующих лиц своих укреплений, областей и войск, 11 выставив основанием, что они вербуют себе своих собственных сторон­ ников. 12

Эти (начальствующие лица, отправившись к врагу якобы под его защиту), должны обмануть его (причиняя ему вред) во время боя, нападения, в случаях окружения или бедствий. Они должны также .посеять раздор между (вражеским государем) и его сторонниками. При помощи подложных документов они должны обосновать все подобные действия.

Далее, агенты под видом охотников, продающих мясо, находясь постоянно у ворот (вражеского города), должны войти в доверие привратников и должны дважды или трижды (правильно) опове­щать врага о приближении воров или грабителей. Затем, когда они благодаря этому войдут в полное доверие, то они должны располо­жить военные силы собственного господина 13 в двух отрядах, один, чтобы опустошать селение, а другой, чтобы совершать нападе­ние. Затем они должны сообщить врагу: "Банды грабителей нахо­дятся поблизости, и слышится ужасный шум. Нужно, чтобы явилось многочисленное войско (для уничтожения грабителей)". Такое войско они затем должны выдать тому отряду, который предназначен для опустошения селения. (Этот отряд его и уничтожит). После этого, приведя другой отряд (предназначенный для совершения на­падения), они ночью должны объявить у ворот укрепления: "Шайка грабителей уничтожена. Войско вернулось, исполнив цель похода. Открывайте ворота". Заранее подосланные агенты могут также за­благовременно открыть ворота, и вместе с ними следует ударить на врага.

Еще возможно подослать в укрепление врага шпионов под видом ремесленников, мастеров, еретических аскетов, 14 жонглеров или куп­цов, притом без оружия. 15 (Другие агенты) под видом домохозяев должны доставить им (тайным образом) в повозках с дровами, се­ном, зерном и разными товарами оборонительное и наступательное оружие. Это можно сделать также, (подсовывая оружие) к знакам отличия и изображениям божеств. 16 После этого (агенты) под видом ремесленников и т.д. должны объявить об уничтожении (части войска), пребывавшей беспечно, о нападении с тыла или об отраже­нии вылазки. 17 Они могут также с барабанным боем и трубя в рако­вины возвестить о вторжении врага. Затем они могут способствовать передаче (своему собственному войску) городских ворот и башен, вызвать раздор среди (вражеского войска) или прямо его уничтожить. Через посредство лиц, путешествующих с караванами, 18 кон­воиров, 19 лиц, охраняющих невест, торговцев лошадьми, людей, до­ставляющих разного рода инструменты, покупателей и продавцов хлебных злаков, а также через посредство лиц, носящих знаки отли­чия аскетов, и посланников 20 следует отвлекать вражеские войска. 21 Для того чтобы заручиться доверием, следует (для видимости) за­ключать мирные соглашения. Вот методы тайных мер воздействия на (вражеского) государя. 22

Точно такими же являются меры воздействия на лесные племена, также те, которые указаны в главе об устранении государственных зол. 23 Находящиеся вблизи лесного племени стада или караваны шпионы должны уничтожать через посредство грабителей. По дан­ному уговору они могут оставить там пищу и питье, смешанное с ядом и опьяняющими веществами, и затем удалиться. Затем па­стухи или купцы должны устраивать нападение на грабителей, когда те придут в бессознательное состояние от опьяняющих веществ и яда, и овладеть похищенным имуществом. Далее возможен случай, что шпион под видом аскета, бритоголового или носящего косы и якобы служащего божеству Санкаршане, 24 пользуясь обрядовыми действиями, обманет грабителей путем применения опьяняющих ве­ществ или яда.

Затем он должен устроить нападение на них. Также шпион под видом виноторговца в случаях жертвоприношений в честь богов и умерших, а также в случаях празднеств и сходок, 25 поль­зуясь доступом с целью продажи вина, может обмануть главарей лесных племен путем применения яда и опьяняющих средств. После того он должен устраивать нападение.

Далее, когда лесное племя появится, чтобы опу­стошить селение, то его следует раздробить на много частей и вызвать среди него смятение, а затем уничто­жить. Вот какие известны методы тайной борьбы с гра­бителями. Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава "О примене нии тайных агентов" в тринадцатом отделе "О средствах к овладе­нию укреплением". От начала сто сорок третья глава.

Разделы 174 и 175. Об осаде и взятии приступом (вражеского укрепления) 1
Глава 4

Осаде укрепления предшествуют действия для ослабления врага. 2 Сельское население или сельскую местность следует оставлять в по­кое в том виде, как они устроены. 3 Население трудолюбивое 4 сле­дует умиротворить посредством оказания помощи и освобождения от податей, за исключением того, которое захочет бежать из данной местности. Военные действия следует сосредоточить на ином месте (чем то, где обитает сельское население) 5 или в одном определен­ном месте. Действительно, говорит Каутилья, не должно быть сель­ской местности без населения и не должно быть государства без населенной сельской местности.

У врага, запертого в укреплении, следует уничтожить посевы и прекратить доступ продовольствия и подкреплений.

Путем прекращения доступа продовольствия и под­креплений, а также путем уничтожения зеленых и созрев­ших посевов, равно как и отвлечений 6 и тайных убийств создается гибель для государственных факторов. К осаде следует приступать в том случае, когда имеются данные, что собственное войско обладает в полной мере необходимыми каче­ствами, хлебом, сырьем, осадными орудиями, оборонительным и на­ступательным оружием, работниками 7 и канатами и что время года благоприятствует, в то время как враг поставлен в невыгодное поло­жение в отношении времени года; что у него распространены болезни и голод и истощены запасы и средства охраны, а также царит не­довольство среди его наемного войска и среди войск его союзников. Следует принять меры для охраны своего лагеря, для доступа продовольствия и подкреплений, равно как и охрану путей. Затем следует окружить (вражескую) крепость рвами и стенами, испортить воду (у врага), выпустить воду из его рвов или завалить их. После того через посредство подземных ходов и землянок для собственных войск 8 овладеть валами и стенами (вражеского укрепления).

Ямы следует заполнять громоздкими предметами, 9 глубины же следует заполнять песком. Массивные оборонительные сооружения следует уничтожать при помощи машин. Заманив (врагов) к воро­там, где можно произвести вылазку, следует уничтожить их посред­ством конницы. 10

В промежутках между сражениями следует стараться овладеть находящимся в укреплении какимнибудь одним средством, 11 по выбору двумя средствами 12 или всей совокупностью средств. 13

Поймав соколов, ворон, кобчиков, ястребов, попугаев, галок, сов и голубей, следует привязать к их хвостам воспламеняющиеся ве­щества и пустить во вражеское укрепление.

Также возможно, чтобы охранные части и из далеких пунктом лагеря зажгли укрепления врага "человеческим" 15 огнем, подняв знамена и луки (?). 16

Шпионы под видом воинов пограничной и крепостной охраны, 17 привязав горючие вещества к хвостам ихневмонов, обезьян, кошек и собак, должны пускать их в помещения, где хранится сложенная солома.

Положив горючие вещества вовнутрь сушеных рыб или в суше­ное мясо, 18 делая вид, что кормишь птиц, можно таким образом до­биться, чтобы птицы перенесли (эти горючие вещества) в укрепле­ние врага. Зажигательными веществами 19 являются шарики из ело­вого дерева, из девадару, 20 из "вонючей травы", 21 из черной смолы, 22 из еловой смолы, из смолы дерева сарджа 23 и лака, а также навоз ослиный, верблюжий, козий и овечий.

Порошок из дерева прияла, 24 сажа от дерева авалгуджа, 25 воск, а также навоз лошадиный, верблюжий, ослиный и коровий, вот зажигательные вещества, которые удобно метать.

Далее, порошок из всевозможных металлов и огненного цвета или же из кумбхи, 26 олова и цинка, смешанный с сажей от сожженных цветов парибхадрака 27 и палаша, 28 с воском, кунжутным маслом и еловой смолою, суть зажигательные вещества или орудия маски ровки. Стрела, натертая этими веществами и окутанная пенькой. оловом, цинком и рогожей, вот настоящее зажигательное сред­ство.

Однако, если есть надежда на победу в открытом бою, то не сле­дует метать огня. Ведь огню нельзя доверять: он может принять характер стихийного бедствия и может привести к несчетным поте­рям в людях, хлебных запасах, скоте, деньгах, сырье и ценных пред­метах. А власть, даже сделавшая приобретение, стоит перед угро­зой гибели, если истощены запасы. Вот, что касается действий по осаде крепости.

Когда же (стремящийся к завоеванию видит), что он сам вполне обладает орудиями для своих действий и работниками, 29 в то время как противник терпит бедствия, сановники его неблагонадежны, его мероприятия по крепостным сооружениям и запасы не в порядке, или что, имея или не имея помощи, противник пойдет на мир со своими врагами, 30 тогда пришло время (ему) идти на приступ.

В случае возникновения пожара без видимых причин или в ре­зультате поджога, в случае празднества, представления, смотра войск, причем взоры всех бывают прикованы, в случаях пьяных ссор, когда войско устало от постоянных боев, когда много народа погибло в бою, когда люди заснули, истомленные после долгого бодрствования, в непогоду, в наводнение или когда все окутано туманом, вот в таких случаях следует идти на приступ.

Можно также выйти из лагеря и скрыться в лесу. Когда враг после этого выйдет из крепости, то его следует уничтожить, напав на него из засады.

Еще возможен случай, чтобы шпион под видом начальствующего лица войск союзника или дружественного владетеля в тылу, 31 пока­ зывая свое расположение к осажденному, отправил к нему гонца, выбрав для этого человека, осужденного на Смерть, 32 со следующими сообщениями: "Вот где твои слабые места; такието думают изме­нить тебе. С другой стороны, у осаждающего имеются такието сла­бые места, и среди такихто (из его подданных) ты можешь найти себе сторонников". После этого (мнимый посол), захватив с собой гонца с ответом, выедет (из вражеского укрепления). Тогда оса­ждающий должен его схватить и, объявив об его преступлении (т.е. о том, что он сносится с врагом) и покончив с ним, удалиться (якобы для наказания мнимого союзника осажденного) и проч.

Тогда принявший вид союзника или друга в тылу, должен обра­титься к осажденному следующим образом: "Выйди, чтобы спасти меня, или вместе со мною уничтожь осаждающего".

Если осажденный пойдет на это, то, тесня его с обеих сторон, его следует уничтожить. Можно также захватить его живым и заставить его совершить обмен своих владений. 33 Равным образом можно раз­рушить его город или же уничтожить главные его силы, выманив их (из укрепления). 34

Все это в равной мере относится к государям, уступающим силе, 35 и к вождям лесных племен.

Один из двух: слабый государь, уступающий силе, или вождь лесного племени, может отправить к осажденному гонца со следую­щим сообщением: "Этот осаждающий находится в беде, он подвергся нападению со стороны своего врага в тылу, 36 у него появились и иные слабые места; он имеет намерение отправиться в другую местность". Если (осажденный) даст себя убедить, то осаждающий сжигает свой лагерь и удаляется, а затем действует так, как было указано ранее.

Также можно устроить скопление товаров и обмануть врага по­средством этих товаров, смешанных с ядом.

Еще возможно, что носящий характер дружественного государя в тылу пошлет гонца с предложением: "Выйди, чтобы уничтожить врага, на которого я напал извне". Если (осажденный) согласится, то следует поступать, как было указано ранее.

Далее, тайные агенты (могут явиться), указывая, (что они якобы явились) от друзей или родственников и имея на руках документы (подложные) с печатями. Проникнув таким образом в крепость, они должны способствовать ее взятию.

Или же имеющий вид дружественного государя, находящегося в тылу, может отправить к осажденному гонца со следующим пред­ложением: "В такомто месте и в такоето время я нападу на лагерь (осаждающего). При этом вы также должны сражаться". Если оса­жденный пойдет на это, то следует сделать видимость боевой схватки в соответствии с тем, как было указано, а затем, когда (осажден ный) выйдет ночью из крепости, то его следует уничтожить.

Еще возможен случай, что (желающий победить) перетянет на свою сторону друга (осажденного) или вождя лесного племени. Та­ких он должен подстрекать: "Напади на осажденного и ты полу­чишь его землю". Если (такой бывший союзник осажденного или вождь лесного племени) действительно затеет войну с осажденным, то его следует уничтожить при помощи его же подданных или под­ держивая изменнически настроенных начальствующих лиц его. Возможно отделаться от него при помощи яда, а затем, достигнув цели, можно объявить, что (убитый) является убийцей собствен­ного друга.

Далее, (шпион) под видом друга может объявить врагу о том, что имеется государь, желающий идти на него войной. Войдя таким образом в доверие (к врагу), такой мнимый друг должен добиться уничтожения наиболее храбрых людей (в войске врага).

Или же, заключив соглашение, (желающий победить) может заставить (врага) поселить своих селян на собственной (желающего победить) земле. Затем, когда они будут поселены, 37 то их следует незаметным образом уничтожить.

Можно также заставить (врага) предпринимать карательные действия против своих изменников или лесных племен. Этим путем Можно отвлечь часть его войск, а затем овладеть укреплением при­ ступом.

Изменившие (врагу) его недруги, лесные племена, лица, нена­видимые им, и перебежчики, 38 получив должные подарки и почести, а также ознакомившись со знаками и сигналами, должны напасть на укрепления врага.

После нападения на вражеское укрепление или лагерь следует оказать пощаду раненым, бегущим, ищущим защиты, тем, у кого распустились волосы, бросившим оружие, тем, у кого лица иска­жены от страха, а также всем, кто не сражается.

Овладев укреплением врага, следует очистить его от вражеских сторонников и принять меры против тайных способов борьбы 39 со стороны врага внутри и вовне. После этого можно вступить во вра­ жеский город. Завоеватель, овладев таким образом землею врага, может далее посягать на правителя "срединного". 40 Справившись с ним, можно далее посягнуть и на стоящего в стороне. 41 Вот пер­вый путь к овладению землею.

Если государи "срединный" и стоящий в стороне отсутствуют, то превосходством своих личных качеств завоеватель подчиняет себе враждебные факторы (в кругу государств), 42 а затем и остальные факторы. Вот второй путь.

Если круг государств отсутствует, то следует подчинять себе союзника при помощи врага и врага при помощи союзника 43 путем теснения с обеих сторон. Это третий путь.

Далее, возможно подчинить себе соседа, которого легко одолеть. Имея таким образом двойную силу, можно затем одолеть второго и, утроив свои силы, приняться за третьего. Это четвертый путь по­корить себе землю.

Одержав победу, следует подобающим образом использовать при­обретенную землю, в которой касты и занятия должны быть подо­бающим образом разделены.

Подговоры (среди врага), шпионаж, тайные меры устранения, 44 осада и приступ, вот пять факторов для овладения укреплением.

Так в Артхашастре Каутилъи гласит четвертая глава "Об осаде и взятии приступом (вражеского укрепления)" в тринадцатом отделе "О средствах к овладению укреплением". От начала сто сорок четвертая глава.

РАЗДЕЛ 176. ОБ УМИРОТВОРЕНИИ ПРИОБРЕТЕННОЙ ОБЛАСТИ"

Глава 5

Деятельность завоевателя бывает двоякой: направленной в сто­рону дикой, лесистой местности и направленной в сторону одних только заселенных мест.

Приобретения у него могут быть троякого рода: новые земли, вновь добытые (от врага) и унаследованные. 2

Сделав новое приобретение, следует покрыть недостатки врага своими собственными достоинствами, а достоинства врага проявле­ нием положительных качеств вдвойне. 3

Завоеватель должен действовать на благо и пользу подданных, поступая согласно своему закону, оказывая поддержку в мероприя­тиях, 4 освобождая от податей, 5 совершая даяния и оказывая почести. В соответствии с тем, как было уговорено, следует оказывать под­ держку тем, которые были его сторонниками (когда земля еще при­ надлежала врагу). И еще более он должен помогать тому, кто проявил усердие (на пользу ему). Ведь тот, кто обманывает (обе­ щав помощь и не сдержавши обещание), пользуется недоверием как своих, так и чужих, равно как и тот, чей образ действий противен подданным. Вследствие этого следует стараться быть близким (к своим подданным) в отношении нравов, одежды, языка и поведе­ ния. При народных и религиозных собраниях, празднествах и уве­селениях следует вести себя так, чтобы показать свою преданность (местным божествам) и т.д.

Среди начальствующих лиц местностей, селений, родов и объединений агенты 6 должны постоянно указывать на без­закония врага и (в противовес им) на великодушие и любовь своего повелителя к своим подданным и на то, как он чествует свой народ. Государь должен править и пользоваться землями, извлекая доходы, освобождая от налогов и принимая охранитель­ные меры. Он должен способствовать тому, чтобы всем божествам и священным местам оказывались должные почести и чтобы люди, отличающиеся знаниями, даром слова, благочестием и храб­ростью, получали дарения в виде земли и денег, а также чтобы они освобождались от налогов. Далее, он должен освободить всех узников и оказать помощь несчастным, беззащитным и боль­ным.

По прошествии каждых четырех месяцев он должен запретить всякое убиение в течение полумесяца, после дней полнолуния на четверо суток и в дни созвездий на одни сутки. Он должен за­претить убой молодых самок 7 и кастрирование. Если он полагает, что известный образ действия приносит вред казне и войску или является совершенно беззаконным, то его он должен устранить и учредить законный образ действия.

Он должен действовать так, чтобы воровские лица и варвары 8 постоянно меняли местопребывание и были разобщены. Таким же образом следует действовать и в отношении начальствующих лиц укреплений, областей и войск. 9 Тех сановников, дворцовых жрецов и проч., которым была оказана милость врагом, следует поселить на границе вражеских владений в разных местах. Тех, которые способны принести вред или которые стремятся к тому, чтобы по­ губить государя, следует устранять. 10 На место устраненных следует назначать людей из собственной страны или таких, которые под­вергались притеснениям со стороны врага.

Если же окажется родственник врага, способный захватить землю, которую он желает возвратить себе вновь, или же потомок знатного рода, живущий в лесистой местности на границе и способ­ ный причинять беспокойство, то ему следует дать землю, лишенную какихлибо положительных качеств. Можно также дать ему и хоро­ шую землю, но с тем, чтобы четвертую часть всех доходов с нее (получающий) отдавал в пользу казны и войска (давшего землю). Таким образом (получивший землю), оказывая помощь (своему повелителю), должен будет вызвать возмущение городских и сель­ ских жителей. При помощи возмущенных и следует его уничтожить. Такого, который пользуется ненавистью своих подданных, следует удалить или же поселить его в местности, представляющей опас­ность.

Что касается земли, которою (государь) владел ранее (и при­ обрел вновь), то следует покрыть (устранить) те недостатки в го­ сударственных факторах, вследствие которых пришлось уступить землю. Те же положительные достижения, которым (государь) обязан своему возвращению в данную землю, следует всячески раз­ вивать.

В земле, доставшейся от предков, следует устранить ошибки предков и выявлять в полной мере свои положительные качества. Образ действий, являющийся законным, который до сих пор не применялся (данным государем), но применялся другими, следует принять. Такой же, который является беззаконным, не следует применять, а если он применялся другими, то его надлежит устранить. Так в Артхашастре Каутилъи гласит пятая глава "Об умиротво­рении приобретенной области" в тринадцатом отделе "О средствах к овладению укреплением". От начала сто сорок пятая глава.

Этим окончен в Артхашастре Каутилъи тринадцатый отдел "О средствах к овладению укреплением".

Содержание

 
www.pseudology.org