Муниципальный музей истории Екатеринбурга
Николай Кузнецов - человек-легенда
гипертекстовая версия

1940. Николай Кузнецов. Паспорт на имя Рудольфа Вильгельмовича Шмидта

Зам. начальника управления контрразведки НКГБ СССР
генерал-лейтенант Л. Ф. Райхман

"Колонист" был талантлив от природы, знания впитывал как губка влагу, учился жадно, быстро рос как профессионал. В то же время был чрезвычайно серьезен, сдержан, трезв в оценках и своих донесениях. Благодаря этим качествам мы смогли его впоследствии использовать как контрольного агента для проверки информации, полученной иным путем, подтверждения ее или опровержения.

Придумали убедительную легенду, рассчитанную прежде всего на немецкий контингент. Уральца Николая Ивановича Кузнецова превратили в этнического немца Рудольфа Вильгельмовича, фамилию оставили прежнюю, но... перевели ее на немецкий язык: Шмидт.
 
На эту фамилию Кузнецову был выдан задним числом и паспорт, а позднее и бессрочное свидетельство об освобождении по состоянию здоровья от воинской службы, так называемый "белый билет", чтобы военкоматы не трогали.

Широко известны фотографии Николая Кузнецова в форме военного летчика с тремя "кубарями" в петлицах. На самом деле Кузнецов в армии никогда не служил и воинского звания, даже в запасе, не имел.
 
Эту форму он использовал в тех случаях, когда именно она вызывала вполне нацеленный интерес некоторых его знакомых.

Очень скоро "Колонист" прямо-таки с виртуозной убедительностью научился завязывать знакомства с приезжающими в СССР немцами. Шмидт познакомился с технической сотрудницей германского посольства, очень красивой молодой женщиной. С нашего благословения у них завязался роман.
 
В результате мы стали получать информацию еще по одному каналу непосредственно из посольства Третьего рейха

К началу войны он успешно выполнил несколько моих важных поручений. Остался доволен им и мой товарищ, также крупный работник контрразведки Виктор Николаевич Ильин, отвечающий тогда за работу с творческой интеллигенцией.
 
Благодаря Ильину Кузнецов быстро оброс связями в театральной, в частности балетной Москве.
 
Это было важно, поскольку многие дипломаты, в том числе немецкие, и установленные разведчики весьма тяготели к актрисам, особенно к балеринам. Одно время даже всерьез обсуждался вопрос о назначении Кузнецова одним из администраторов... Большого театра

Содержание

 
www.pseudology.org