Издательство Дальневосточного государственного университета
Cборник "Дальневосточные криминалистические чтения", вып. 4, 1999 г.
Лопарева О.Н.
Криминалистическая характеристика способов
скрытого общения в следственных изоляторах
За долгие годы существования тюрем, следственных изоляторов и т.п. заведений возникло множество вариантов способов скрытой передачи не только информации, но и разных вещей, предметов. Для того чтобы спрятать, а затем передать из камеры в камеру ту или иную вещь, делаются тайники и различные приспособления из подручных материалов, которые им переданы по их заказу.
Первое, что можно отметить, это "кабуры", т.е. отверстия в стене между камерами.
 
Если камера находится на втором этаже, а следственный изолятор (СИ) 3-этажный, то в ней может находиться 4 кабуры. "Кабуры" между камерами делаются как ложками, так и любыми металлическими предметами, называемыми "пожругами". Это может быть отпил от решетки, металлического стола, кровати, жалюзи, в конце концов и от самой двери. Чтобы во время распила не могли помешать, делаются "обезьянки", которые позволяют вести наблюдение за инспекторами, находящимися на дежурстве, через глазок в двери камеры. "Обезьянка" - небольшое зеркальце, прикрепленное к палочке или туго скрученной в трубочку газете.

Если же камера находится на углу, то между собой они натягивают "дорогу", т.е. нить, по которой можно из камеры в камеру передать какой-либо груз. Для этого существуют приспособления "удочка", "ружье".

"Удочка" представляет собой загнутую проволоку в виде петли, либо между двумя палочками привязывается веревочка. "Ружье" - это свернутая в трубочку газета, концы которой обтягивают клеенкой и оплавляют. "Ружье" является духовым, в него нужно дуть так, чтобы "пуля" долетела до места назначения, а расстояние может быть 15-20 м. "Пуля" имеет вид конуса, внутрь помещается груз (обычно хлеб) с прикрепленной нитью, а затем она вставляется в "ружье" и выдувается. И "дорога" между камерами уже налажена, а по ней можно отправлять "груза".

Груз, идущий по этой дороге, называют "конь". "Конь" представляет собой сшитый мешочек таких размеров, чтобы он прошел через металлические жалюзи, которые в свое время либо отгибают, либо отпиливают. Нить, по которой идет груз, как правило изготовлена из какой-нибудь вязаной вещи (носки, пуловер, свитер, шарф, варежки, шапочка и т.п.).

Груза можно передавать и через канализационную трубу. В частности, заворачивают что-либо в пакет и запаивают, а затем отправляют, смывая водой, вниз, где его уже ловят. Подобные грузы легко потерять, т.к. существуют перехватчики.

В отдельных случаях через основные заграждения идут "груза-перекиды" (чаще перекидывают деньги, наркотики). Здесь уже активную роль играет хозяйственная обслуга, которая в определенное время ходит и смотрит "перекиды". Если "перекид" не попал по назначению, то его берут сотрудники СИ
и отдают в оперативную часть. "Перекиды" встречаются и в противоположном направлении - со стороны СИ на улицу. В этих случаях в "перекидах" могут находиться поделки (например четки, цепочки, кулоны и др.).

Основной связью сидящих в камере обвиняемых, подозреваемых, осужденных является общение с хозяйственной обслугой. Люди, работающие в хозяйственной обслуге, - те же осужденные, пожелавшие остаться отбывать свой срок в следственном изоляторе и работать. Они делают все виды работ, которыми изолятор располагает: цех по деревообработке, сапожная мастерская, швейное производство, дворники, ключники, сантехники, электрики, сотрудник в комнате длительного свидания, уборщицы, повара, раздатчики пищи, ремонтная бригада и др. Всего в хозяйственной обслуге по изолятору может работать в день до 100 и более человек.

Раздатчики пищи, санитары - эти люди, контактирующие с камерами напрямую. Именно данная категория хозяйственной обслуги может пронести в камеру все, что требуют находящиеся там люди: водку, наркотики, чай. сахар, конфеты и "мальки" в том числе. "Малек" - записка, упакованная в целлофан с адресом. Чаще всего их перебрасывают из камеры в камеру во время раздачи пищи. В бачках с пищей может оказаться водка. Поэтому, когда хозяйственная обслуга появляется в корпусе, их проверяют дежурные, но и в этом случае "малек" все равно проскочит до адресата. "Мальки" обычно прячут в обуви, фуражке, манжетах, поясе т.п. Люди, работавшие раньше в хозяйственной обслуге, содержатся в отдельных камерах, их называют "красными". Эти люди могут оказывать давление на раздатчиков пищи, как правило, просят больше пайку хлеба, сахара, передают "мальки", а также и груза.

Так, например, в камере попросили лишнюю пайку хлеба, раздатчик дать ее не мог, т.к. хлеб кончился (обычно остается) и, когда он подавал горячую пищу, на него ее просто выплеснули. Пришлось заменить пост раздатчику пищи.

Человек, сидящий в камере на общем положении, может полностью отказаться от пищи. Возникает вопрос: каким же образом он питается? Например, в ходе беседы он заявляет, что его кормят родственники. Следовательно, к нему идет "зеленая дорога" либо хозяйственная обслуга несет все, что может.

Существует связь с волей по "погоде", т.е. через окно. Люди, которые кричат с улицы, скорее всего сами побывали в СИ
и знают расположение корпусов, легко ориентируются на улице и через ограждения выкрикивают то или иное имя. Как правило, эти разговоры ведутся между мужчиной и женщиной и криминального ничего не влекут.

Запрещенные отношения могут возникнуть между сотрудниками и специальным контингентом. Эта связь чревата отрицательными последствиями для той и другой стороны. Если сотрудника заметят или "спалят", т.е. доложат оперативникам, то сотрудника уволят. В каждой камере находится человек, который сообщает о всех фактах, представляющих интерес для оперативных работников. И тем не менее, находятся отдельные сотрудники (в основном это молодые люди, работающие недавно), оказывающие "помощь" спец. контингенту.

Среди обвиняемых, подозреваемых и осужденных есть общительные, эрудированные люди, способные уговорить либо убедить, а иногда и припугнуть сотрудника. Они стараются, прежде всего, воздействовать на психику, вызвать чувство жалости, сопереживания.

Отношения сотрудников с хозяйственной обслугой могут быть более тесными. В этом случае отдельные сотрудники за определенное вознаграждение (деньги, продукты питания и др.) оказывают различные услуги спец. контингенту. В частности, появляется "зеленая улица" - связь с волей. Люди, налаживающие эту дорогу, как правило, из обеспеченных семей и предлагают оказывать даже материальную поддержку семье сотрудника деньгами либо валютой.

Существует целая система "грузовых" камер, т.е. камеры, в которые стекаются "груза", "мальки", а там, в свою очередь, они все сортируются и рассылаются по адресам, а для контроля ведутся соответствующие записи. Также есть "прогонные" камеры, которые ведут устную связь, постоянно перекликаясь, с этой целью назначаются дежурные, периодически меняющиеся, и так все 24 часа в сутки. Если камера не отправляет "прогон" дальше, то ее наказывают - "замораживают", т.е. ей определенное время не дают общаться с другими камерами. А это значит - лишиться чая, курева, сладкого - самого главного в местах лишения свободы. Возможно, если подобное наказание кто-нибудь нарушит, в частности хозяйственная обслуга, то в этом случае все равно узнают, кто что-либо передал и того ждет уже наказание в "жилке" - комнате, где живут люди хозяйственной обслуги.

Чтобы предотвратить подобные связи, отношения, передачи разного рода, сотрудниками СИ
ведется работа. Так, по оперативным сведениям проводится обыск в тех или иных камерах с целью обнаружения тайников, из которых изымают "груза", "мальки", заточки, деньги, наркотики, напильники, пилки и т.д., что способствует предотвращению побегов, массовых беспорядков и т.п. Например, в одной камере готовился побег. Лица, которые хотели его осуществить, сокамерникам не давали возможности писать "мальки", получать и отправлять "груза", ходить на прогулку.
 
В такой скрытой обстановке под окном был сделан лаз, позволяющий свободно вылезти мужчине далеко не маленького телосложения. Можно сделать определенный вывод: если камера не ведет никакой видимой связи, даже длительное время не ходит на прогулку, то именно такое поведение должно было вызвать подозрение и явиться основанием для проведения тщательного обыска.

Литература:

1. Смолин, Евгений Алексеевич. Жаргонные слова и выражения, употребляемые преступниками, и их криминалистическое значение. Учеб. пособ.: Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 1990.

 
В музее криминалистики барнаульца Евгения Смолина есть все - от отмычки до авиабомбы
18 июля 2005 г.

Евгений Смолин работал преподавателем на кафедре криминалистики Алтайского госуниверситета и создал музей криминалистки, получив под свое хобби помещение. Экспонатов в музее столько, что можно запросто устраивать выставки на темы "300 лет Российскому флоту", "100 лет академику М. Лисавенко", "160 лет российской фотографии", "50 лет автомату Калашникова", "40 лет освоения космоса" и т.д., - сообщает Агентство национальных новостей.

Есть у него оружие из бандитского арсенала: обрезы, топоры, булавы, кастеты, кинжалы, отмычки, самодельные патроны к самодельным же автоматам печально знаменитой ростовской банды Толстогановых "Грачи", ручка-пистолет, самодельные револьверы. В книге отзывов музея сохранилась запись 1975 года, в которой актер Леонид Каневский передает "привет от ЗнаТоКов" и лично от "майора Томина".

В коллекции около 800 единиц холодного оружия: ножи, кортики, шашки, шпаги, штыки и самурайский меч. Здесь же огнестрельное оружие и патроны к нему - всего более 10 тысяч экспонатов, если считать каждый патрон. Есть учебные мины, гранаты, авиапушка и даже авиабомбы и танковый снаряд. "Тяжелая артиллерия" за неимением иного места стоит у Смолина на даче.

"Все "стволы" рассверлены и уже никогда не выстрелят, - успокаивает любопытных Смолин. - Это к тому, что порой некоторые присматриваются, прикидывают... Я их честно предупреждаю - не суетитесь напрасно!"

Евгений Алексеевич и сам может смастерить любое оружие. А также открыть любой замок и вскрыть любой сейф. На него самого, как на специалиста по оружию, и на его книги есть ссылки в многочисленных статьях, журналах и книгах российских и зарубежных авторов. По его книгам (например, "Холодное оружие и его криминалистическая экспертиза. Словарь терминов" или "Жаргонные слова и выражения, употребляемые преступниками, и их криминалистическое значение") учатся студенты-юристы всей страны.

Его звал к себе на работу сам Калашников, но Смолин остался в Барнауле. Между прочим, многие вещи в коллекции Евгения Смолина когда-то принадлежали очень известным людям. Например, стропорез Руцкого или рабочий стол, фотоаппарат, микроскоп и книги академика Лисавенко. С Михаилом Калашниковым они вообще обменялись ножами. Есть здесь картина, написанная космонавтом Алексеем Леоновым, флотский четырехпредметный нож дважды Героя Советского Союза адмирала Горшкова, нож, побывавший на "Буране", шлемофон немецкого летчика, сбитого в Великую Отечественную будущим космонавтом Георгием Береговым. Пистолет "Рейнметалл" 1910 года выпуска и шпага-трость из личной коллекции имперского министра авиации Германа Геринга долго переходили из рук в руки, пока не попали к Смолину. А нож с ручкой из моржовой кости и булатной стали с рисунком, изготовленный Смолиным, был подарен Брежневу во время его визита в Барнаул. Тогдашний первый секретарь крайкома партии выпросил у Евгения Алексеевича клинок в подарок генсеку.

Как же собиралось такое богатство? Кое-что подарили, что-то нашли, что-то принесли друзья. Евгений еще мальчишкой живо интересовался оружием. До сих пор он хранит старые тетради, в которые записывал тактико-технические характеристики оружия и зарисовывал его общий вид. А в то время очень трудно было достать подобную информацию, ведь еще не было современных оружейных журналов и книг. Окончив школу, он поступил сначала в Ленинградский институт им. Репина, а потом продолжил обучение в Алма-Атинском художественном училище. Правда, приехав в Барнаул, мастерскую получить не смог, и тогда поступил на юрфак Томского университета.

Остается добавить, что прадед Смолина по отцовской линии Николай Михайлович Баранов - знаменитый русский моряк и государственный деятель, сенатор, флигель-адъютант, генерал-лейтенант, изобретатель первого в России ружья, заряжавшегося с казенной части, принятого на вооружении в русском флоте и известного под названием "барановского". Всего было изготовлено около 10 тысяч ружей, два из которых - в коллекции потомка изобретателя.

Кстати, часть вещей героического деда была с большим трудом выпрошена Евгением Смолиным в музее Измаила, в том числе и наградная позолоченная сабля.

Другой его предок, Александр Андреевич Баранов (1746-1819) - государственный деятель, мореплаватель и исследователь Русской Америки, первый главный правитель русских поселений в Америке (1790-1819), флигель-адъютант и генерал-лейтенант. Его именем назван один из Алеутских островов.

Смолин, разумеется, не так знаменит, как его предки, но по-своему известен в кругах тех, кто связан с историей оружия.
Источник

Сыск

 
www.pseudology.org