| |
Партия эсеров. "Революционная Россия", № 33, 34, январь – февраль 1924 г.,
Прага |
Марк Слоним |
Великий
неудачник
гипертекстовая версия
|
Смерть – последняя
черта. А за чертой всегда подводится итог. Даже в том случае, если и
раньше известно, к какой сумме приведут стройные колонки цифр.
Хоронили Ленина недавно, хотя уж давно превратился он в
политического
мертвеца. Впрочем, именно его авторитетом пользовались до самого
последнего времени, как пугалом, как воспоминанием, как символом. Иных
это устраивало, иных соединяло, иным импонировало. В американском тайном
обществе "Ку-Клус-Клан" был, говорят, одно время председателем полунемой
паралитик – бывший вождь. Он безмолвно присутствовал на заседаниях своих
товарищей, уставившись на них онемелым глазом, – и его именем
скреплялись все решения, и о нём рассказывали непосвященным всякие
чудеса. Но посвященные знали – чудес нет, онемелый глаз, недвижные члены
– надо поскорее забирать власть в свои руки, объединяясь вокруг кресла
безмолвного паралитика.
Паралич духовный и отчасти физический вывел Ленина из
большевистского
строя уже почти два года назад. И был он, как глава "Ку-Клукс-Клана",
председателем нереальным, вождем символическим. Однако лишь его кончина
толкнула на оценку его личности и деятельности, заставила
политиков,
журналистов, историков обозреть его судьбу и учесть его роль для
настоящего и для грядущего.
Ленину мертвому были возданы почести безмерные. Хоронили его как героя.
Сравнивали с
Наполеоном или Христом. И мавзолей его построен на кубе, а
куб – символ вечности.
Официальные преувеличения и казенные гиперболы дают такой же скудный
материал для "итога", как и попытка представить Ленина
"ничтожнейшим
преступником" и столь же преуменьшить его, сколь другие возвеличивают.
Объективно судить о Ленине трудно. Это сделают потомки. Современники
слишком связаны ненавистью или любовью к ленинскому делу. Мы оцениваем
не только личность Ленина, но и все, что он разрушил, и то, что он
сотворил. А здесь субъективизм неизбежен, законен, быть может, даже
полезен.
Ленин – крупная фигура, вошедшая в историю. Об этом спора быть не может.
Это вопрос только для тех, кого ненависть лишает даже рассудка. Но дело
не в том, что Ленин – историческая личность, а в том, какая историческая
личность. В историю вошли и инквизиторы, сжигавшие на костре, и те, кого
они сжигали. Вошел Христос, но вошел и Иуда, Катилина и Цицерон, палачи
и жертвы, тираны и освободители, гении и злодеи. В пестрой галерее
исторических личностей, в многолюдном музее знаменитостей какой угол
займет Владимир Ильич Ульянов – Ленин? И по какому признаку будет
отведено ему место в памяти человечества?
Либо по размаху, силе, глубине самой его личности. Либо по мощи, удаче,
прочности и красоте его дел.
Каковы же эти дела и вызвавший их творец? Что принес человечеству Ленин?
История знала личности, открывавшие новый круг идей и учений,
знаменовавших собою целую эпоху в истории мысли. Ещё Добролюбов
прекрасно определял эти умы как умы изобретателей, зачинателей, духовных
вождей. Ими были религиозные мыслители – от Христа до Толстого, ученые и
философы – от Аристотеля до Галилея или Ньютона, основатели социальных
учений – от Августина до
Маркса. А за ними следуют толкователи, ученики,
комментаторы, приспособители.
Ленин-теоретик, Ленин-мыслитель, конечно, ни в коем случае, не
принадлежит к числу творцов первого рода. Он не создал ни своей
философской, ни своей социально-экономической теории. Он всегда исходил
от учителя, понимая
Маркса, как имя
Аллаха, и только приспособляя,
подчас искажая и коверкая, некоторые из положений
марксистской доктрины.
Он светит отраженным светом, этот узкий, прямолинейный и
упрямо-логический ум.
Именно формальные качества ума сильны были у
Ленина: хорошая диалектика, блестящие аналитические способности, умение
упрощать и расчленять сложные проблемы, упорство в повторении и
развертывании основных тезисов, стремление дойти до внешнелогического
конца, до последнего вывода. Если вывод этот фактически был нелеп и
противоречил действительности – тем хуже для действительности и для
фактов.
Мысль Ленина – догматическая
Он любил формулировки и всегда искал той
ясности, которая, с одной стороны, делала его положения общедоступными и
понятными массе, с другой, – сообщала им иной раз убийственный
примитивизм. К этому надо ещё прибавить ту циническую складку ума,
которая в соединении с холодностью и фанатическим упорством придавала
Ленину неприятные черты грубости мысли, издевки в полемике и полного
аморализма в действии.
И ещё одно: не было в мыслях Ленина того
богатства, которое обычно для натур разносторонних, одаренных, той
проникновенности, какая свидетельствует о способности
философского
обобщения. Ленин – никакой
философ. Его выступления в области
философии
примечательны по своему убожеству. Он ничего не понимает в искусстве,
был совершенно лишён художественной жилки, и, хотя теперь премия за
работу о "стиле Ленина" назначена ассоциацией поэтов и беллетристов, к
поэзии и литературе не имел он никакого касательства.
Ум – в шорах, и от этой односторонности – сила устремления, как и во
всей личности Ленина. Но устремление этого сильного ума – не на теорию,
которой он питался, не на отвлеченности, на которых он якобы все строил,
а на практическую проблему – осуществление революции через захват
власти.
Что оставил Ленин как теоретик? Ничего или почти ничего. Да, у него были
хорошие работы по экономике, ещё в те времена, когда он издавал их не
под тем именем, которое впоследствии стало известно всему миру. Но
именно то, что прославило Ленина – идея диктатуры пролетариата как
диктатуры организованного меньшинства; осуществление экономической
революции через захват власти; военный коммунизм и апология насилия как
орудия революции, – вся эта смесь
марксизма с
бланкизмом теоретически
слабая и наиболее уязвимая сторона ленинизма. Учение же о превращении
мировой войны в мировую революцию и самое понимание войны как последнего
выражения кризиса капиталистического строя заимствовано Лениным у левого
крыла европейского социализма 1912-15 гг. и достаточно резко
опровергнуто на практике. И сила
большевизма, конечно, не в глубине и
оригинальности, а в религиозной простоте и массовой доступности его
формулировок.
Не теоретик, а тактик, Ленин был искусным
политическим вождем, и в этом
коренилась основа и причина его успеха. Но и здесь не следует впадать в
обычную ошибку: Ленин не герой, вроде
Наполеона или Цезаря Борджиа,
железной рукой ведущий за собой массы, иной раз помимо их воли и против
их желания. Ленинские лозунги в 1917 году были приспособлены к
стремлениям массы, носили явно демагогический характер, и в первое время
большевизма не столько Ленин управлял
массами, сколько сам испытывал их
бурное давление.
Огромная воля, выдержка и неотступное преследование поставленной цели –
вот те качества политического вождя, которые вознесли Ленина на вершину
власти. Власть и была этой целью, фанатически убежденный в правильности
этой цели, он шел к ней всеми путями, оправдывал все средства: террор и
компромисс, безумную ломку и отказ от собственных идей, военный
коммунизм и НЭП.
Его единственной
незыблемой доктриной была вера в то, что, обладая аппаратом власти и
принуждения, можно сделать все, даже
Россию превратить в коммуну и во
всем мире зажечь мировую революцию. Проделывая свой опыт социального
разрушения во имя коммунистического созидания и думая осчастливить
человечество, укоротив его всего лишь на голову, Ленин следовал своему
бездушному и безжалостному фанатизму.
Быть может, в личной жизни он был добродушным человеком, хотя добродушие
это, вероятно, проистекало не от доброты и чувствительности, а от
равнодушия или презрения и сознания своего превосходства над
окружающими. Но это неважно и неинтересно; Я читал где-то недавно, что
какой-то палач покончил с собой, не вынеся
смерти жены. Быть может,
Ленину неприятно было бы убить курицу, но человечьей крови он пролил
реки, и пролил спокойно, не дрогнув, с тем своим характерным, грубоватым
смешком, в котором хитрость, презрение и цинизм сливались в крепкую
стойкую уверенность в самом себе.
Ловкий стратег, изворотливый политик, авторитарный и властный, он,
однако, мог занести в актив только одну победу: самый факт того, что
шесть лет, здоровый или полумертвый, он все же сидел в Кремле –
самодержец всея Руси, ухмылявшийся в бороду при вопросе, как он
держится, и глубоко презиравший своих противников за то, что они не
сумели сбросить его.
Во всем остальном – поражения и неудачи преследовали его с какой-то
роковой неотступностью от
Совнаркомовского трона до Мавзолея на Красной
площади. Это может прозвучать, словно парадокс – но в историю Ленин
отойдет как великий неудачник.
И у
Наполеона были Ватерлоо и Св.Елена, но было не одно только 18-ое
брюмера, а и пирамиды,
итальянский поход, Аустерлиц и
Пеня.
А у Ленина были Брест-Литовск и НЭП,
голод и Рига. Уступки и поражения, отступничество и унижения.
И что осталось от Ленина и после
смерти Ленина, от его инквизиторского
фанатизма, от его теории и практики, от его скудных идей, изворотливой
стратегии? Не таится ли глубокий смысл в судьбе этого человека, чей ум,
истощив себя, был поражен болезнью, чья энергия и воля замерли в
скрюченном теле паралитика, чья ненужная корона красовалась на голове
живого трупа?
Судьба человека предварила судьбы его дум и его дел
Какую идею принес с собой в мир этот человек, только что из мира
исчезнувший? Какие новые горизонты открыл он исстрадавшемуся
человечеству, что обещал труженикам, голодным и алчущим?
Насилия, новое угнетение, развалины, бесцельное разрушение и после
короткого мира хаоса и ломки – возвращение вспять и возобновление
разрушенного.
Что оставил он в России, которой управлял четыре года, которой и
поднесь, как вотчиной, владеют его пререкающиеся между собой наследники
и оруженосцы?
Банкротство всех своих начинаний, отказ от всех первоначальных планов и
жизнь – вопреки большевизму и наперекор ему.
Вот с чем входит Ленин в историю – большой властолюбец, слабый теоретик,
искусный стратег, упорный фанатик и великий неудачник.
Ленин умер, ленинизм вырождается –
большевизм умирает. Медленно,
мучительно, долго. Но колесо истории вертится с железной неумолимостью –
от престола до могилы.
Слоним
www.pseudology.org
|
|