| |
|
Тюгашев Е.А., Попкова Т.В.
|
Семьеведение
Глава I. Габитус семьи
|
Привычный нам образ нуклеарной семьи
активно формируется средствами
массовой информации – от церкви и и школы до
рекламных журналов и модных
сериалов. Если мы сопоставим свою личную жизнь с нормативным образом
семьи
, то, несомненно, придем в ужас. Спасет нас только классическое
конфуцианское “исправление имен”. Контуры семейного тела следует
очертить так широко, чтобы в это нечеткое множество попали всевозможные
способы продолжать жить.
§ 1. Семейный вопрос
Семья
воюет, а одинокий горюет
(Русская пословица)
Семейный вопрос – это вопрос о существовании семьи
. Как, при каких
условиях возможна (или невозможна) семья
? Семейный вопрос есть вопрос о
жизни и смерти института семьи
. Этот вопрос был выдвинут для публичного
обсуждения, когда развитие рыночных отношений привело традиционную семью
к кризису.
Кризис семьи
. Рынок требует мобильности без скидки на личные
обстоятельства. Поэтому развитая рыночная экономика – это общество
робинзонов: общество одиноких индивидов, не отягощенных партнерством,
браком, детьми. Идеальный рынок – безбрачное, бессемейное, бездетное
общество. Поэтому все социальные учения XIX– XX вв. предсказывали скорое
исчезновение семьи
. В основу прогноза были положены следующие тенденции,
действие которых обнаружилось еще в XVIII в., но наиболее полное
выражение они получили к концу ХХ в.:
Резкое падение количества заключаемых браков. Так, в настоящее время во
Франции только 25% женщин до 35 лет состоит в зарегистрированном браке.
Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков.
Откладывание браков не сопровождается откладыванием начала сексуальных
отношений, уменьшением сексуальных добрачных контактов, что неизбежно
ведет к числу абортов, особенно при первой беременности, увеличению
числа случаев вторичного бесплодия, внебрачных рождений и отказов от
рожденных детей.
Увеличение числа одиночек. В Париже зарегистрировано больше холостяцких
семей (один взрослый), чем супружеских пар. Старение населения приводит
к увеличению количества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых
людей, живущих в одиночестве, и женщин, которые должны хотят одни
воспитывать детей. Общественное содействие и предоставление различных
пособий на малолетних детей позволяет жить одному или в одиночку
воспитывать детей.
Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25–55
лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь
треть бездетны. Из остальных подавляющее большинство — однодетные
семьи
.
Формируется культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно
выбирает “бездетный” образ жизни. Наблюдается массовый сдвиг от семей,
“сосредоточенных на детях”, к семьям, “сосредоточенным на взрослых”.
Сейчас возникают различные организации для поддержки бездетной жизни, В
США возникла Национальное движение за деторождение по желанию, чтобы
защитить права бездетных и сражаться с пропагандой рождаемости.
Национальная ассоциация бездетных создана в Великобритании.
Люди все чаще разводятся. В 1999 г. в России на 1000 заключаемых браков
пришлось 623 развода. В Японии, на 100 браков сегодня приходится 24
развода. В США из 100 браков распадаются 55. Во Франции на 100 браков
фиксируется 32 развода. Разведенные все реже вступают в брак повторно.
Таким образом, существование семьи
оказывается под вопросом. Исчезают
отдельные элементы семьи
и соединяющие их связи. В соответствии со
структурой семьи
подвопросами, конституирующими семейный вопрос, стали
женский, детский и мужской вопросы.
Женский вопрос. В древности родовую месть называли
женским вопросом.
Труднее всего уговорить к примирению было женщин. Они особо упорно
настаивали на исполнении кровомщения, они же и защищали кровников. Если
женщина мстила сама, это приравнивалось к героическому подвигу.
2
В начале XIX в. в романах французской писательницы Ж. Санд был вновь
поставлен женский вопрос – вопрос об освобождении женщин. На первом
этапе главной задачей движения женщин, развернувшегося вначале в
Великобритании, являлось получение права на гражданство, права на
участие в голосовании, права на доступ к образованию и здравоохранению.
Это движение называлось “суфражизм”. Оно охватило США, Россию, многие
страны Европы в XIX – начале XX столетия. В результате женщины обрели
право избирать и быть избранными в законодательные органы, право
распоряжаться собственностью, право на имущество и детей в случае
развода, возможность заниматься наукой, общественной и государственной
деятельностью.
За эмансипацию женщин боролись
анархисты. В программе Славянской секции
Интернационала и “Революционном катехизисе” анархист М.А. Бакунин
требовал полного политического и социального уравнения женщины с
мужчиной и замены легальной семьи
, узаконенной религиозно-юридическим
браком, браком свободным, уничтожения семейного права и права
наследства. Он выступал за социальные гарантии матери и ребенку на
период от зачатия до совершеннолетия. Лейтмотивом женского движения М.А.
Бакунин считал борьбу за высшее образование. С этой целью в России XIX
в. организовывались женские кружки, создавались общества переводчиц,
издательниц, переплетчиц и типографщиц. Женщины добивались открытия
высших женских курсов.
Анархизм также боролся за освобождение женщин от работ по дому. Князь
П.А. Кропоткин писал о женщине: “Она больше не хочет быть вьючным
животным своего дома; довольно с нее и того, что она столько лет своей
жизни отдает на воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме
кухаркой, судомойкой, горничной!”. Освободить женщин предполагалось
механизацией домашнего хозяйства, открытием учреждений службы быта и
общественного питания, столовых для каждой группы домов.
“Освободить
женщину, – писал П.А. Кропоткин, – не значит открыть для нее двери
университета, суда или парламента; потому что освобожденная женщина
всегда сваливает домашний труд на какую-нибудь другую женщину.
Освободить женщину – значит избавить ее от отупляющего труда кухни и
прачечной; это значит – устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя
и выращивая своих детей, вместе с тем, иметь достаточно много свободного
времени, чтобы принимать участие в общественной жизни”.
С конца ХIХ в. начался процесс предоставления права голоса женщинам
наравне с мужчинами. Новая Зеландия, а затем Австралия первыми признали
за женщинами статус граждан, наделив их, начиная с 1893 г.,
избирательными правами. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и в
Норвегии в 1906–1907 гг., в Дании – в 1915 г., в Германии, в Швеции и
Соединенном Королевстве – в 1918 г. и в США – в 1920 г. Во Франции
женщинам ждали этого момента до 1944 г., в Италии – до 1945 г., а в
Швейцарии – до 1971 г. Во многих из этих стран первыми получили право
голоса лишь некоторые женщины – те из них, которые отвечали цензовым
критериям землевладения национальности. В большинстве развивающихся
стран женщины обрели право голоса одновременно с независимостью,
поскольку они были участниками борьбы за свободу. К 1998 г. женщины
имели это право везде, кроме пяти стран на Ближнем Востоке (Бахрейн,
Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия) и в Республике Бруней.
Таким образом, женский вопрос в основном был решен. Женщины получили
избирательную власть и применили ее для решения двух важнейших задач: 1)
выбора мужа; 2) выбора стратегии деторождения.
Мужской вопрос
Женщины есть, а мужчин нет. В основе семейного вопроса
лежит мужской вопрос – вопрос о существовании в мире мужчин. Отсутствие
настоящих мужчин ставит под вопрос женский способ быть.
В основе патриархальной семьи
всегда лежала сексуальная и социальная
доминантность мужчины. Брак в традиционном понимании подразумевал такой
договор, по условиям которого мужчина обеспечивал женщине пищу, жилище и
оборону, а она отвечала за рождение и сохранение потомства, уход за ним
и удовлетворение сексуальных мужских потребностей. Сегодня многие
мужчины не в состоянии предоставить женщине ни достойный дом, ни
содержание, ни защиту, ни ее участие в общественной жизни. Результатом
является большое количество сексуальных расстройств у мужчин с низким и
средним достатком.
Лишь твердый и солидный доход позволяет стать надежным кормильцем,
внимательным супругом и заботливым отцом семейства. Поэтому мужчина
должен выкладываться на работе, интериоризировать карьерные побуждения,
эксплуатировать сам себя. Человек, которому необходимо кормить жену и
детей, делает все, что ему говорят.
Ради жены и детей мужчина вынужден подчинять себя на работе чужой воле и
чужим целям. Это полная отдача в профессии ради чего-то, чем потом
невозможно заняться ввиду отсутствия свободного времени, отсутствия
желания и сил. Только благодаря большему участию женщин в наемном труде
мужчины сбрасывают с себя иго роли единственного кормильца.
Напряженный бизнес характеризуется четкой зависимостью половой
активности предпринимателей от успешности их дел. По некоторым данным, у
людей, подвергшихся принудительным методам воздействия, получившим
угрозы о физическом уничтожении, может развиться патоспермия, т.е.
ухудшение показателей спермограммы, вплоть до исчезновения
сперматозоидов.
Детский вопрос
Почему мальчики есть, а мужчин нет? Ответом на
маскулинизацию женщин стала феминизация мужчин. Это неизбежное следствие
малодетности семей. В условиях контроля рождаемости само наличие детей
является вопросом.
Сексуальная революция позволила женщине распоряжаться своим телом и
сексуальностью.
Контрацепция отделила секс от репродукции. Женщина
приобрела сексуальную автономию, но мужчина перестал нести
ответственность за последствия полового акта. В патриархальном обществе
за ребенка отвечал отец. Теперь этот ребенок зачастую не нужен никому,
даже маме. Жизнь открывает ей заманчивые возможности, нередко
подавляющие инстинкт материнства.
В 1980 г. только 10% новых граждан Евросоюза родились вне брака, в 1997
г. – 25%. Лидером по рождению детей без отца оказалась Исландия. За ней
идут Швеция, Норвегия, Эстония. У нас в стране вне брака рождается почти
каждый третий малыш.
Положение ребенка, окруженного кучей любящих родственников, не
привыкшего к заботе о младших, не имеющего возможности подражать
старшим, не совсем комфортно. Следствиями являются деморализация
молодежи, разрыв поколений, молодежная контр-культура, постепенное
ухудшение качества населения.
Ребенок, при всех заботах и хлопотах о нём, дает взрослому больше, чем
тот ему. Он ему позволяет прожить еще одну, две, три жизни (по числу
детей), глядя на каждую из них широко раскрытыми глазами ребенка.
Задания и упражнения:
1) Оцените состояние семейной жизни в вашем коллективе. Какая часть
семей находится в состоянии кризиса?
2) Выясните в вашей учебной группе точку зрения мужчин и точку зрения
женщин относительно ситуации кризиса семьи
. В чем различаются и в чем
совпадают эти мнения?
3) Каким образом решение женского вопроса повлекло за собой выдвижение
мужского и детского вопросов?
4) Приведите из жизни примеры настоящих, на ваш взгляд, мужчин.
Совпадает ли ваша оценка с мнением окружающих?
5) Ваш аналитический прогноз: умрет ли семья
?
Рекомендуемая литература:
1. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи
и пути его преодоления. М.,
1990.
2. Кирьянова О.Г. Кризис американской семьи
. М., 1987.
3. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О
женском вопросе. М., 1978.
4. Рубинштейн М.М. Кризис семьи
как органа воспитания // Вестник Моск.
ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3.
5. Семья
в изменяющемся мире. Сыктывкар, 1994.
6. Семья
на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
7. Сорокин П.А. Кризис современной семьи
// Вестник Моск. ун-та. Сер.
18. Социология и политология. 1997. № 3.
Содержание
Sex
www.pseudology.org
|
|