| |
|
Александр
Бенционович Гофман
|
Семь лекций по
истории социологии
Лекция
седьмая. Социология Вильфредо Парето
|
Содержание
1. Жизнь и научная деятельность
2. Идейные истоки и особенности мировоззрения
3. Социология как логико-экспериментальная наука
4. Логические и нелогические действия
5. <Осадки> и <производные>
6. Общество как система в состоянии равновесия
7. Теория элиты
8. Значение социологических идей Парето
Ключевые слова и выражения
Логико-экспериментальная точка зрения, <чувства>, <осадки> и <про-
изводные>, взаимозависимость элементов социальной системы, социаль-
ное равновесие, элита, правящая и неправящая элиты, циркуляция элит,
<лисы> и <львы>, <спекулянты> и <рантье>.
1. Жизнь и научная деятельность
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальян-
ского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих
либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была францу-
женкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родите-
лей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.
В 1858 г. семья Парето возвращается
в Италию. Там он получает прекрасное
образование, одновременно классическое
гуманитарное и техническое; большое
внимание он уделяет изучению матема-
тики. После окончания Политехнической
школы в Турине Парето в 1869 г. защи-
щает диссертацию <Фундаментальные
принципы равновесия в твердых телах>.
Тема эта воспринимается как предзнаме-
нование, учитывая важное место понятия
равновесия в его последующих экономи-
ческих и социологических трудах. В те-
чение ряда лет он занимал довольно важ-
ные должности в железнодорожном ве-
домстве и в металлургической компании.
В 90-е годы он предпринимает неуда-
чную попытку заняться политической
деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чте-
нием и переводами классических текстов.
В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в
области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до
конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского уни-
верситета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста
Леона Вальраса.
В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский
режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче,
считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г.
он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную
поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным
и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в
Селиньи (Швейцария), тде он жил последние годы своей жизни; там он и
был похоронен.
Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены
экономике. В качестве экономиста он занимает видное место в истории
науки. Он внес важный вклад в исследование распределения доходов, мо-
нополистического рынка, в становление эконометрии и т.д. [1, 248-260].
Но постепенно он осознает недостаточность и неадекватность представле-
ний о человеке как о homo oeconomicus. В свою очередь это осознание было
связано с его общим отрицательным отношением к рационалистическим
концепциям
человека, которое со временем усиливалось. В поисках более
адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социоло-
гии. Обращение это происходит сравнительно поздно, ко1да он был уже
зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а испод-
воль, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру на-
учных трудах, таких, как <Курс политической экономии> (1896-1897),
<Социалистические системы> (1902) и <Учебник политической экономии>
(1906). Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии в Лозаннском универси-
тете, который он продолжал читать и впоследствии, даже тогда, когда
из-за
болезни был вынужден отказаться от преподавания экономики.
Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его соци-
ологические теории, - <Трактат по общей социологии>. Автор писал его с
1907 по 1912 г. В итальянском оригинале <Трактат> был впервые опубли-
кован в 1916 г.,во французском варианте, проверенном и одобренном авто-
ром, он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое по своей
структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно на-
считывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612
параграфов, не считая приложений [2].
2. Идейные истоки и особенности мировоззрения
Истоки социологического мировоззрения Парето многообразны. На него
несомненно повлияли познания и опыт инженера, математика и экономиста,
привыкшего иметь дело с точными данными и практической эффективностью.
Но были и такие влияния, которые исходили из сферы гуманитарного и
социального знания. В связи с этим помимо Леона Вальраса, автора теории
экономического равновесия',следует назвать, в частности, Никколо Макиа-
велли (прежде всего), а также социальный дарвинизм, инстинктивистскую
психологию, Г. Лебона и Г. Тарда, итальянскую криминологическую школу,
французского философа Жоржа Сореля с его теориями насилия и социально-
го мифа, итальянского политического мыслителя Гаэтано Моску и его
деление
общества на управляющих и управляемых.
Хотя Парето в целом отрицательно относился к теории Маркса, рассмат-
ривая ее главным образом как одну из <идеологий>, он признавал известное
научное значение исторического материализма и марксовой концепции клас-
совой борьбы. Последняя, с его точки зрения, должна интерпретироваться
шире, так как она имеет место на протяжении всей истории человечества,
'При этом в области общего мировоззрения Парето был антиподом Вальраса.
191
и классовые конфликты отнюдь не исчезнут с исчезновением конфликта
<труда и капитала> [2, 829-830]^ .
Исследователи научного творчества Парето единодушно подчеркивают
огромное влияние эволюции, а точнее, радикальной метаморфозы его ценно-
стных ориентаций на формирование его социологических воззрений. Перво-
начально он, как и его отец, был сторонником демократических,
либеральных
и гуманистических взглядов. Но затем, примерно к 1900 г., наблюдая
полити-
ческую жизнь современной ему Италии, Парето испытал глубокое разочаро-
вание в идеалах своей молодости. Это разочарование было обострено его
эгоизмом, аристократическими предрассудками, неудачами в политической
карьере и личной жизни. Как это нередко бывает с глубоко разочарованными
людьми, пережившими серьезный идейно-психологический кризис, домини-
рующими чертами его мировоззрения и характера постепенно становятся пес-
симизм и цинизм.
Парето постоянно и энергично, часто со злобной иронией <срывает мас-
ки> с различных политических, моральных, метафизических учений, <разо-
блачает> разнообразные социальные идеалы своего времени, такие, как
демократия (называемая им не иначе как <плутодемократия>), свобода, гу-
манизм, солидарность, прогресс, равенство, справедливость и т. д. <При-
рожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со своими
правительствами. Его воображаемые враги были повсюду; это и демократы,
и пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те
из его сограждан, которые пытались замалчивать его сочинения>, - пишет
американский экономист Б. Селигмен [1, 249].
Сама наука, социология, становится для Парето средством <срывания
масок>, орудием разоблачения социальных идеалов. Этот взгляд на призва-
ние социальной науки роднит его с такими разными мыслителями, как
Маркс, Гобино или Гумплович, которые также стремились доказать, что за
фасадом <красивых слов> обычно скрывается неприглядная реальность,
стремились принизить идеалы, считая, что социологическое объяснение
предполагает сведение их к чему-либо низменному.
В то же время подобная позиция противостояла точке зрения Дюркгей-
ма, который, наоборот, видел задачу социологии в том, чтобы обосновать
идеалы, доказать, что они глубоко и основательно укоренены в социаль-
ной действительности. Если Дюркгейм подчеркивал, что все религии ис-
тинны на свой лад, так как все они так или иначе выражают социальную
реальность, то Парето, наоборот, стремится, по существу, доказать, что
все
^Исторический материализм, согласно Парето, <заключает в себе часть
истины, ко-
торая состоит в существовании взаимной зависимости экономики и других
социальных
явлений. Ошибка состоит в превращении этой взаимозависимости в отношение
причи-
ны и следствия> [2, 829].
192
Социология Вильфредо Парето
религии ложны\ так как они лишь камуфлируют истинные мотивы соци-
ального поведения. Если Дюрктейм утверждает, что наука не может и не
должна разрушать объект, который она изучает, то Парето как раз стремит-
ся разрушить этот объект.
Парето, как и Дюрктейм, считает идеалы реальной действующей силой,
но в отличие от последнего он не верит ни в один из них. Для него это
лишь
эффективно действующие мифы, <теории> (это понятие в его истолковании
часто носит саркастический оттенок), которые являются либо результатом
добросовестного заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью ко-
торых элиты осуществляют свое господство.
В свете изложенного неудивительно, что Парето невысокого мнения о
человеческой природе. Ему глубоко близка позиция его духовного пред-
шественника Н. Макиавелли, утверждавшего в <Государе>, что <о людях в
целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к ли-
цемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива...>
[4,349].
Философская антропология Парето направлена прежде всего против ра-
ционалистической модели человека, основанной на представлении о том,
что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует сообраз-
но тому, что он задумал. С точки зрения итальянского социолога, человек,
наоборот, сначала действует, а затем, postfestum, придумывает обоснова-
ния своим уже совершенным действиям, объясняет (чаще всего ложно),
рационализирует их. Эта позиция неожиданным образом оказывается бли-
зкой разработанной 3. Фрейдом концепции рационализации как одного из
механизмов психологической защиты.
Сравнение с Фрейдом в связи с этим уместно продолжить. Подобно ос-
новоположнику психоанализа Парето рассматривает человека как существо
иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, бессознательными
импульсами. Как и Фрейд, он стремится тключтелъно рационально объяс-
нить иррациональные основания человеческого поведения. Он подчеркивал,
что единственная цель его <Трактата> состоит в <исследовании эксперимен-
тальной реальности посредством применения в социальных науках методов,
которые оправдали себя в физике, химии, астрономии, биологии и других
подобных науках>^.
Таким образом, выступая против рационалистической модели человека,
Парето стоит на позициях ультрарациональной науки, целиком основанной
'Сам Парето называл себя <атеистом всех религий>. Эта самохарактеристика
любо-
пытным образом перекликается с позицией молодого Маркса, выраженной им
словами
эсхиловского Прометея: <По правде, всех богов я ненавижу> [3, 153].
*Парсто утверждал это 6 июля 1917 г. в речи по случаю 25-й годовщины его
назна-
чения на должность профессора Лозаннского университета. Опубликовано в
качестве
приложения к книге [5, 299], на логике и эксперименте. Этот рационализм
ученого-социолога призван
разоблачить те ложные мотивы, иллюзии, <теории>, которыми человек
рационализирует свое поведение, обманывая себя и других, скрывая ис-
тинные мотивы. Учитывая общие теоретико-методологические ориентации
Парето, его несомненно можно было бы считать сциентистом, если бы вера
в науку не представлялась ему столь же иллюзорной, как и любая другая.
Он подчеркивает, что экспериментальная истинность определенных те-
орий и их социальная полезность - это совершенно разные вещи: они не
только не совпадают, но чаще всего противоречат друг другу [2, 843,
1681 и др.]. Объяснение истинных оснований социального устройства опа-
сно для самих этих оснований, разрушительно для них. Вот почему Парето
с присущим ему снобизмом писал, что если бы он думал, что его <Трактат>
будет доступен многим читателям, то он бы его не написал.
3. Социология как логико-экспериментальная наука
Парето противопоставляет свою трактовку социологии трактовке догма-
тической; последняя же свойственна почти всей социологии, в том числе
теориям О. Конта и Г. Спенсера. <До сих пор социология почти всегда
толко-
валась догматически. Название позитивная, данное Контом его философии,
не должно вводить нас в заблуждение; его социология столь же догматична,
как и <Рассуждение о всеобщей истории> Боссюэ. Это разные религии, но
все же религии; и такого рода религии мы находим в произведениях Спенсе-
ра, де Греефа, Летурно и бесчисленного множества других авторов> [2, 6].
В противовес <догматической>, <гуманитарной>, <метафизической> социо-
логии подлинно научной является социология экспериментальная^ Для того
чтобы стать таковой, она должна базироваться на <логико-эксперимен-
тальной> точке зрения. Эта точка зрения означает, что основаниями
научно-
го доказательства служат исключительно наблюдение, опыт и построенные
на них логические выводы. Если метафизика продвигается от абсолютных
принципов к конкретным фактам, то экспериментальная наука восходит от
конкретных случаев не к абсолютным принципам (они для нее не существу-
ют), но лишь к общим принципам, затем она устанавливает их зависимость
от других, более общих и так далее до бесконечности [там же, 221]. При
этом общие принципы следует рассматривать лишь как простые гипотезы,
'Термин <экспериментальный> в итальянском и французском языках шире, чем
в
русском, и включает в себя не только собственно <эксперимент> как некое
манипулиро-
вание исследуемыми объектами, но и область фактов (ср. понятие
<экспериментальная
реальность> у Парето) и методично осуществляемое наблюдение этих фактов.
Этот тер-
мин примерно соответствует русскому <опытный> в широком смысле слова, i
'<цель которых - обеспечить нам познание синтеза фактов, связать их по-
средством теории, обобщить их. Теории, их принципы, их дедукции, цели-
ком подчинены фактам и не имеют иного критерия истинности, кроме
'хорошего представления фактов> [там же, 63].
Логико-экспериментальный метод не дает знания о <сущности> вещей,
о <необходимых> связях между ними. Этот метод дает сугубо вероятност-
ное знание; устанавливаемые в нем законы представляют собой лишь не-
которые единообразные связи, строго ограниченные определенными,
известными нам пространственно-временными рамками.
Даже законы формальной логики, строго говоря, должны интерпретиро-
ваться подобным образом. Так, например, известный силлогизм: <Все люди
смертны; Сократ - человек; следовательно, Сократ смертен> - с экспери-
ментальной точки зрения должен выглядеть следующим образом: <Все люди,
о которых мы смогли узнать, умирали; благодаря известным нам признакам
Сократа, он относится к категории этих же людей; следовательно, весьма
вероятно, что Сократ смертен> [там же, 97]. Но если законы формальной
логики носят подобный вероятностный характер, то тем более это относит-
ся к законам социологическим.
4. Логические и нелогические действия
Основу теории социального поведения у Парето составляет раздел ение
человеческих действий на логические и нелогические.
Само обращение к понятию <действие> как к единице социологического
анализа весьма характерно для социологии рубежа Х1Х-ХХ вв. Мы встре-
чаем его и в психологической социологии, и у Макса Вебера. Оно выражало
растущее перемещение интереса социологов от социального макромира к
социальному микромиру, аналогично тому, как это происходило в физике
того времени. Парето не игнорирует проблематику макросоциальных сис-
тем, глобальных обществ, больших социальных групп, но отправным пунк-
том его социологических теорий служит анализ различных типов чело-
веческих действий.
Основанием различения логических и нелогических действий для Па-
рето служит соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и
в объективном аспекте. <Существуют действия, которые представляют со-
бой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с
этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсут-
ствует. Эти два класса действий весьма различаются в зависимости от
того,
рассматриваем ли мы их в объективном или субъективном аспекте. В пос-
леднем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому
классу.
Для греческих моряков жертвоприношения Посейдону и гребля были оди-
наково логическими средствам мореплавания> [там же, 150].
Но субъективного аспекта недостаточно для понимания указанного раз-
личия; главное значение имеют объективные критерии. Как же их обнару-
жить? Парето отвечает: <...Мы будем называть <логическими действиями>
операции, которые логически соединены со своей целью не только по от-
ношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обла-
дает более широкими познаниями; т. е. действия, имеющие субъективно и
объективно смысл, указанный выше. Другие действия будут называться
"нелогическими", что не означает "противоречащие логике"> [там же].
Область логических действий - это главным образом естественные на-
уки, технология, некоторые военные, политические, юридические дейст-
вия и экономика [там же, 154].
Вообще логические действия довольно редки; в социальной жизни доми-
нируют нелогические действия. Логические действия основаны на рассужде-
нии, нелогические - на чувстве. Последние, однако, в отличие от чисто
инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение.
Его роль в нелогических действиях состоит в <логизации>, т. е. в
рационализа-
ции этих действий: ведь лкзди склонны представлять свои нелогические
дей-
ствия в качестве логических. Этой цели служат многообразные
метафизические,
религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Рас-
пространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и
логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве.
<Чувства> играют чрезвычайно важную роль в социологической системе
Парето* .С его точки зрения, они составляют глубинную основу человечес-
ких действий. Наряду с такими понятиями, как <инстинкты>, <интересы>^
<аппетиты>, <вкусы>, они выражают то огромное значение, которое он при-
дает иррациональным сторонам человеческой природы.
Но, будучи глубинным фактором поведения, чувства сами по себе неуло-
вимы: это своего рода <вещи в себе>. Логико-экспериментальная социоло-
гия может их постигнуть только через определенные внешние проявления.
Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория
<осадков> и <производных>.
'Понятие <чувства> (<sentimenti>, <sentiments>) он интерпретирует очень
широко, вклю-
чая в него, по существу, и мнения, установки, стереотипы, предрассуцки и
т. п.
'Модное в то время понятие инстинкта у Парето, так же, впрочем, как и у
многих его
современников, например у У. Джемса и У Мак-Дугалла, не очень
определенно и выступа-
ет в качестве некого автомагически действующего импульса. Оно, однако,
не является у
него чисто биологическим, оно включает в себя и значение ценностной
установки. <Инте-
ресы> Парето определяет как вызванное инстинктом и разумом стремление
иццивцдов и
групп <присвоить полезные материальные блага или только приятные для
жизни, а также
стремление к уважению и почестям> [2, 2009].
5. <Осадки> и <производные>
Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические дей-
ствия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый
элементы. Первый Парето обозначает несколько странным для социальной
науки термином <осадок> (итал. <residue>, франц. <residu>), второй -
терми-
ном <производное> (<деривация>). Рассмотрению <осадков> и <производных>
он посвящает ббльшую часть своего <Трактата>, что свидетельствует о важ-
ном значении, которое он придает этим явлениям.
Хотя Парето требует четкого определения используемых терминов, у
него нет четкого определения термина <осадок>, так же, впрочем, как и
многих других. Этот термин вызывает химические или геологические ас-
социации*, но Парето призывает отвлечься от этимологических и обыден-
ных его значений [там же, 119].
Будучи нелогичными, осадки представляют
собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов. При этом он
подчеркивает, что не следует смешивать осадки с чувствами и инстинкта-
ми, которым они соответствуют, так как они являются именно элементами
(наиболее устойчивыми, неизменными и универсальными) <теорий>. <Осадки представляют собой проявление этих чувств и инстинктов, так же как
подъем ртути в трубке термометра есть проявление повышения температуры.
Только, так сказать, эллиптически, для краткости, мы говорим, например, что осадки, помимо аппетитов, интересов и т. п." играют основную
роль в создании социального равновесия. Так же мы говорим, что вода ки-
пит при 100%%>, - пишет Парето [там же, 875].
Парето делит <осадки> на шесть классов, которые в свою очередь де-
лятся на ряд подклассов. Ниже приводится эта классификация с перечис-
лением подклассов только первых двух классов, которым Парето придавал
особое значение [там же, 888].
1 класс
Инстинкт комбинаций
1а. Комбинации вообще
1б. Комбинации подобных или противоположных вещей
1б1. Подобие и противоположность вообще
'Сам Парето усматривал в соотношении <осадков> и <производных> известную
фи-
лологическую аналогию, сравнивая его с соотношением корней и
производных, образу-
ющих слова какого-нибудь языка [2, 879].
'Несмотря на свое требование четкости и строгости в терминологии, Парето
исполь-
зует иногда термин <инстинкт> в значении <осадок>.
1б2. Редкие вещи; исключительные события
1б3. Страшные вещи и события
1б4. Состояние счастья, связанное с хорошими вещами; состояние
несчастья,
связанное с плохими вещами
1б5. Уподобляемые вещи, производящие следствия подобной природы;
редко - противоположной природы
1в. Таинственная сила некоторых вещей и актов
1в1. Таинственная сила вообще
1в2. Имена, таинственно связанные с вещами
1г. Потребность в соединении осадков
1д. Потребность в логическом развертывании
1е. Вера в действенность комбинаций
2 класс
Настойчивость в сохранении агрегатов
2а. Настойчивость в сохранении отношений человека с другими людьми
и с местами
2а1. Семейные и коллективные отношения
2а2. Отношения с местами
2а3. Отношения социальных классов
2б. Настойчивость в сохранении отношений между живыми и мертвыми
2в. Настойчивость в сохранении отношений между умершим и вещами,
которыми он обладал при жизни
2г. Настойчивость в сохранении абстракции
2д. Настойчивость в сохранении единообразия
2е. Чувства, превращенные в объективные реальности
2ж. Персонификации
2з. Потребность в новых абстракциях
3 класс
Потребность в проявлении своих чувств
посредством внешних актов
4 класс
Осадки, связанные с социальностью
5 класс
Единство индивида и того, что ему принадлежит
6 класс
Сексуальный осадок
Чрезвычайно громоздкий и расплывчатый характер приведенной клас-
сификации достаточно очевиден. Неудивительно, что кроме ее создателя
ею, так же, впрочем, как и понятиями <осадки> и <производные>, в исто-
рии социальной науки практически никто не пользовался.
Сам Парето признавал предварительный характер своей классифика-
ции <осадков> (см.: [6, 170]). Тем не менее он детально анализирует каж-
дый из выделенных классов. Главное значение он придает первым двум
классам. Первый из них, <инстинкт комбинаций>, воплощает тенденцию к
социальному изменению; второй, <настойчивость в сохранении агрегатов>,
выражает консерватизм, тенденцию к неизменности социальных форм.
<Осадки> одного общества, как правило, существенно отличаются от
<осадков> другого. Они незначительно изменяются в пределах отдельно
взятого общества в целом. Но их распределение среди различных слоев
внутри каждого общества весьма изменчиво.
<Осадки> - это постоянный, устойчивый элемент в <теориях>, <логизи-
рующих> нелогические человеческие действия. Они ближе всего находят-
ся к глубинному, подспудно существующему слою <чувств>, будучи их
непосредственным проявлением.
Парето утверждает, что выделенные им шесть классов <осадков> оста-
вались постоянными на протяжении двух тысяч лет истории Запада. В то
же время подклассы внутри каждого класса гораздо менее постоянны; уси-
ление некоторых из них может компенсироваться ослаблением других.
Американский социолог Т. Парсонс, внесший большой вклад в актуали-
зацию идей Парето, различает у него две категории <осадков>: те, которые
вызываются инстинктами, т. е. биологическими импульсами, и те, которые
являются нормативными <осадками>, или, иначе говоря, ценностными ус-
тановками. У Парето же обе эти категории <осадков> не различаются. Когда
он утверждает, что <осадок> проявляет инстинкт (чувство и т. п.), то
слово
<проявляет> означает <указывает на присутствие>. Когда же он <проявляет>
ценностную установку, то это означает: <выражает ее в вербальном или ри-
туальном поведении> [7].
Производные>, или <деривации>, согласно Парето, составляют измен-
чивый и поверхностный слой <теорий>. Это понятие близко понятию мифа
у Сореля. <Производные> базируются на <осадках> и через них - на <чув-
ствах>, в которых они черпают свою силу.
Парето подчеркивает, что <производные> не соответствуют строго <осад-
кам>, от которых они происходят. Отсюда главные трудности в создании
социальной науки, так как нам известны только <производные>, которые
зачастую скрывают породившую их основу.
<Производные> удовлетворяют потребность человека в логике или псев-
дологике (осадок 1д). Будучи поверхностным и изменчивым слоем, <произ-
водные>, тем не менее, играют очень важную роль в социальной системе.
Они могут делать <осадки> более или менее интенсивными, усиливать или
ослаблять их. Они способны эффективно воздействовать на социальное
равно-
весие лишь при условии своего воздействия на <чувства> или превращения в
них. Но, хотя <производные> и зависимы от <чувств> и <осадков>, они
обла-
дают относительно автономным существованием и способны порождать друг
друга, образовывать между собой различные комбинации и оказывать воз-
действие на определяющую их <чувственно-осадочную> основу.
Внимание Парето сосредоточено на субъективной стороне той силы
убеждения, которой обладают <производные>. Их социологическое иссле-
дование направлено на то, чтобы выявить, какие логические или псевдо-
логические средства используют одни люди для того, чтобы увлечь за собой
других. Исходя из этого, Парето делит <производные> на четыре класса.
Первый класс - это ((простые уверения>, формула которых: <это так,
потому что так> или <надо, потому что надо>. Так мать говорит своему
ребенку, требуя от него послушания.
Второй класс <производных> содержит в себе аргументы и рассужде-
ния, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычая), который
делает их эффективными независимо от их логической ценности.
В третьем классе <производных> <доказательство> основано на апелля-
ции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интере-
сам, юридическим принципам (Право, Справедливость), метафизическим
сущностям (Солидарность, Прогресс, Демократия, Гуманность) или воле
сверхъестественных существ.
Четвертый класс <производных> черпает силу убеждения в <вербаль'
ных доказательствах>, т. е. таких, которые основаны на <использовании
терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не
согласуются с реальностью> [2, 1543].
Можно сделать вывод, что в целом <производные> в трактовке Парето
выполняют две противоположные функции по отношению к определен-
ным <осадкам> и соответствующим им <чувствам>: во-первых, они обна-
руживают и выражают эти <осадки> и <чувства>, во-вторых, они их
скрывают, камуфлируют. В зависимости от ситуации на первый план мо-
жет выступать либо одна, либо другая функция.
Отношение Парето как социолога к <производным> двойственно. С одной
стороны, он постоянно критикует, разоблачает их, иронизирует над ними,
де-
монстрируя их несостоятельность с логико-экспериментальной точки зрения.
С Другой стороны, он подчеркивает, что иными они и не могут и не должны
быть, так как именно их нелогичность и определяет в значительной мере
их социальную эффективность.
Такое отношение - естественное следствие его методологии, согласно
которой одно и то же учение может быть отброшено с экспериментальной
точки зрения и принято с точки зрения социальной полезности.
Но требовала ли точка зрения социолога столь пространной и резкой
критики <производных>, которую мы встречаем в работах Парето? В дан-
ном случае он выступает не столько как социолог, сколько как критик, бо-
гоборец и разоблачитель не импонирующих ему социальных ценностей.
Таким образом, логико-экспериментальная точка зрения, вопреки его на-
мерению, перестает быть точкой зрения социолога, превращаясь из орудия
научного анализа в инструмент постоянного <срывания масок>. В то же
время нелогичный и неэкспериментальный характер <производных> ока-
зывается в его изображении фактором социальной полезности. Дело вы-
глядит таким образом, что чем более абсурдна какая-нибудь <теория>, тем
она оказывается более полезной в социальном отношении. Но подобные
постулаты так же недоказуемы, как и постулаты наивного рационализма,
изображающие человека сугубо разумным существом.
6. Общество как система в состоянии равновесия
Парето отказывается разрешать дилемму социального реализма и соци-
ального номинализма: она для логико-экспериментальной социологии про-
сто не существует. Он отвергает представление об обществе как об особого
рода существе, но признает общество в качестве особого рода единства.
Индивиды, <молекулы> социальной системы, <образуют соединение, кото-
рое, подобно химическим соединениям, может иметь свойства, не являю-
щиеся суммой свойств составных частей> [2, 66].
Парето рассматривает общество как систему, состоящую из взаимоза-
висимых частей. Системная ориентация составляет одну из важнейших осо-
бенностей и достижений его социологии. Эта ориентация в истории
социологии сложилась главным образом под воздействием двух редукцио-
нистских моделей: организмической (общество как организм) и механи-
стической (общество как механизм). Из этих двух моделей Парето, в
отличие, например, от Дюрктейма, выбирает вторую, хотя иногда опирает-
ся и на первую.
Согласно Парето, состояние социальной системы в данное время и в дан-
ном месте определяется следующими факторами. Во-первых, это внешние
природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические условия
и т. п. Во-вторых, это условия, внешние по отношению к данному обществу
в данное время не-природного характера. К ним относятся воздействия на
общество других обществ (условия, внешние в пространственном от-
ношении) и воздействия последствий предшествующих состояний этого
же общества (т. е. условия, внешние во временном отношении). В-третьих,
это внутренние элементы системы, среди которых основными являются
раса, <осадки> или выражаемые ими <чувства>, <производные>, стремле-
ния, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние зна-
ний и т. д. [там же, 2060).
Парето неустанно подчеркивает взаимозависимость всех элементов со-
циальной системы. Вследствие этой взаимозависимости изменения, про-
исходящие в одних элементах, неизбежно вызывают изменения в других.
Парето отвергает попытки устанавливать между отдельными элементами
социальной системы односторонние причинно-следственные связи: <Сле-
дует помнить, что действия и противодействия следуют друг за другом
беско-
нечно, как в круге...> [там же, 2207]. В противовес монистическим и
редукционистским теориям Парето отстаивает идею многофакторности, ко-
торая составляет необходимую предпосылку системной ориентации в со-
циологии. Каждый элемент социальной системы может быть понят только
после рассмотрения того, какую роль он играет по отношению к другим
элементам. Процессы действий и противодействий в обществе неигграли-
зуют друг друга, поэтому общество, как правило, находится в состоянии
равновесия.
Понятие равновесия, как и понятие системы вообще, Парето заимст-
вует из механики, химии и из экономической теории Л. Вальраса. По-
скольку общество постоянно эволюционирует, то равновесие социальной
системы является преимущественно динамическим. Главное значение в
поддержании равновесия имеют чувства.
Парето отрицает прогрессивный характер социального развития. <Про-
гресс> - это одна из <теорий>, которую он разоблачает. С его точки
зрения,
развитие социальных систем и подсистем носит маятниковый, колебатель-
ный и циклический характер. В экономике, культуре, политике и других
под-
системах, так же как и в социальной системе в целом, наблюдается
ритмическое чередование сменяющих друг друга тенденций. Смена этих тен-
денций поддерживает равновесное состояние общества.
Свое представление о циклическом характере социального развития Па-
рето реализует прежде всего в своей теории элиты, занимающей одно из
глав-
ных мест в его социологической системе.
7. Теория элиты
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, ин-
теллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное нера-
венство представляется ему совершенно естественным, очевидным и
реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показате-
лями в той или иной области деятельности, составляют элиту'". В каждой
сфере деятельности существует своя элита.
Парето различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие
в осуществлении политической власти, и неправящую [там же, 2032 и др.].
В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пира-
миды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная
элита (<высший слой>), а остальную часть - основная масса населения
(<низ-
ший слой>) [там же, 2034, 2047 и др.]. Элиты существуют во всех обще-
ствах, независимо от формы правления.
Парето стремится к чисто описательной трактовке термина <элита>, не
внося в него оценочного элемента". Тем не менее ему не удалось избежать
известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной сто-
роны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и
квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода
результат естественного отбора. С другой стороны, в <Трактате> встреча-
ются утверждения, что люди могут носить <ярлык> элиты, не обладая соот-
ветствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит
первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с
открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мо-
бильности, основанное на принципе <естественного отбора>. В этом слу-
чае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная
ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом
у
Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из лю-
дей, действительно обладающих соответствующими качествами и достой-
ных своего высшего положения в обществе.
Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень
самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые
'°В качестве синонимов этого термина Парето использует термины <правящий
класс>,
<господствующий класс>, <аристократия>, <высший слой>.
"Это просто объективно <лучшие> в определенной области деятельности:
<Может
быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия
ученых, аристо-
кратия преступников и т.п.> [8, 103]. Проблема, однако, остается: как
определить <луч-
ших>, наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал
относительность
<элитарных> качеств и их тесную связь с определенными социальными
системами, каж-
дая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих
качеств.
места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие
эмоции; способность применять силу, когда это необходимо.
Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и
управление происходит либо посредством силы, либо посредством убеж-
дения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она
сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или
применить силу. Отсюда тезис Парето: <История - это кладбище аристо-
кратий> [там же, 2053].
Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно
происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее
способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления
высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции
элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социаль-
ного равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для уп-
равления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е.
циркуляция
не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деграда-
ции элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-
дов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных
применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает
способность к управлению, если она не обновляется за счет представите-
лей низшего слоя.
Согласно теории Парето, политические революции происходят вслед-
ствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой
причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Рево-
люция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение
циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в
резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как
правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются инди-
видами из высших, так как последние обладают необходимыми для сраже-
ния интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми
обладают как раз индивиды из низших слоев [там же, 2057, 2058].
В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и
упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого
общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменя-
ют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит
в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах <осадков>
первого и второго классов, т. е. <инстинкта комбинаций> и <настойчивости
в сохранении агрегатов> [там же, 2178, 2227 и др.].
Первый тип элиты, в котором преобладает <инстинкт комбинаций>,
управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого
одурачивания масс. Усиление <осадков> первого класса и ослабление <осад-
ков> второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о на-
стоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего
господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материаль-
ные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, дру-
гих социальных групп, нации.
С течением времени <инстинкт комбинаций> в правящем классе усили-
вается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается ин-
стинкт <настойчивости в сохранении агрегатов>. Когда расхождение
становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти
приходит другой тип элиты с преобладанием <осадков> второго класса. Для
этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упор-
ство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и ком-
промиссам.
Первый тип правящей элиты Парето называет <лисами>, второй - <льва-
ми>". В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории <спе-
кулянтов> и <рантье>: в первой из них преобладают <осадки> первого
класса, во второй - второго [там же, 2235]. <Спекулянты>, обладая хоро-
шими способностями в области экономических комбинаций, не довольст-
вуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся
заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе осо-
бую полезную функцию. <Спекулянты> часто <служат причиной измене-
ний и экономического и социального прогресса>" [там же]. Рантье,
наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором
почти исключительно преобладают <рантье>, остается неподвижным и
склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют <спеку-
лянты>, лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого
равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.
8. Значение социологических идей Парето
Общепризнано, что Парето принадлежит к числу классиков социологии.
Он внес важный вклад в формирование представления об обществе как сис-
теме. Этот вклад состои1, в частности, в разработке концепции
равновесия,
взаимодействия и взаимозависимости всех элементов социальной системы, в
отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных связей
"Эти термины-образы он заимствует у Макиавелли, мэторый писал в
<Государе>;
<Итак, га всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев
боится капканов,
а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь
обойти капка-
ны, и льву, чтобы отпугнуть волков> [4, 351].
"В данном случае Парето изменяет своему обыкновению язвительно
иронизировать
над понятием прогресса и не помещает его в кавычки.
между элементами, наконец, в положении о том, что каждый элемент мо-
жет быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению
к другим частям социальной системы. Последнее положение позволяет ви-
деть в Паре-то одного из основоположников структурно-функционального
анализа в социологии.
Важное научное значение имел осуществленный в трудах Парето анализ
человеческих действий и их мотивов. Термины <логические> и <нелогичес-
кие действия>, <осадки> и <деривации> впоследствии практически не
исполь-
зовались в социологии. Тем не менее, анализ самих явлений, обозначаемых
этими терминами, открыл для социологов существенную роль иррациональ-
ных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода пред-
расположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно и
бессознательно маскируемых и рационализируемых в <идеологиях>, <теори-
ях>, верованиях и т. п. Тот факт; что именно такого рода эмоциональные
фак-
торы часто гораздо эффективнее, чем логическая аргументация, побуждают
человека массы к активным действиям, в настоящее время широко признан в
полнгтолотии, теории пропаганды и массовой коммуникации.
Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он описал неко-
торые социально-психические характеристики элитарных групп и такие чер-
ты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. В своей концепции
циркуляции элит он обосновал необходимость социальной мобильности для
поддержания социального равновесия и оптимального функционирования
социальных систем.
Разработка теории элиты парадоксальным образом способствовала углуб-
лению и уточнению представления о демократии, столь нелюбимой самим
Парето. Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти
от бессодержательных и туманных положений о <подлинной> демократии
как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о
демократии, в частности, как о специфической открытой системе формирова-
ния <циркулирующих> элит, публично и в равных условиях конкурирующих
меэвду собой за авторитет и власть в обществе.
Правда, теория элиты у Парето отчасти входит в противоречие с его
системной ориентацией. Он склонен не столько из социальных систем вы-
водить особенности элит, сколько, наоборот, рассматривать социальные си-
стемы как следствие психических черт и деятельности элитарных групп.
Между тем, способы рекрутирования, функционирование и смена элит -
это не самодовлеющие явления и процессы. Они различны в различных
социальных системах, поскольку обусловлены последними; вершина со-
циальной пирамиды определяется ее основанием, всей ее конфигурацией.
Социально-практическое влияние социологических идей Парето трудно
отделить от влияния его многочисленных публицистических работ. Парето
постоянно выступал не столько <за>, сколько <против>. Он ревностно стре-
мился избавиться от всех предрассудков, и это необходимое условие поис-
ка научной истины. Но подобный поиск совсем не обязательно требовал от
него фанатичной и злобной критики таких <предрассудков>, как демократия,
свобода, гуманизм. Напротив, как показывает исторический опыт, без ут-
верждения в обществе этих и подобных им ценностей никакая <логико-
экспериментальная наука>, столь любезная сердцу итальянского социолога,
невозможна. Карл Поппер очень точно высказался о Парето: <Если бы он
смог заметить, что он сам фактически выбирал не между предубеждением
и отсутствием предубеждения, а только между гуманистическим предубе-
ждением и предубеждением антигуманистическим, то он, пожалуй, в мень-
шей степени ощущал бы свое превосходство> [9, 375].
Будучи, по его собственному выражению, <атеистом всех религий>, Парето
стремился избавиться и от тех предрассудков, на которых вырос фашизм. В
сво-
ем <Трактате>, в частности, он осуждает такие вдеолопии, как
национализм,
империализм, расизм, антисемитизм. Но основное внимание он уделил
<разобла-
чению> господствующей в его время либерально-демократической идеологии:
в результате оказалось, что у него и у Муссолини имеется один общий
заклятый
враг. Парето теоретически развенчивал те антиготалиггарные ценности,
кото-
рые затем практически подавлял фашизм.
Таким образом, вклад Парето в идеологию фашизма состоял не столько
в позитивной разработке этой идеологии, сколько в критике той идеоло-
гии, которая противостояла фашизму и другим формам тоталитаризма.
Как уже отмечалось, Парето выразил сдержанную поддержку фашист-
скому режиму, установившемуся в Италии незадолго до его смерти. При
этом важно иметь в виду, что новый режим в Италии не сразу проявил свои
отвратительные черты, и некоторые представители либеральной интелли-
генции вначале увидели в нем благотворную силу, способную вывести стра-
ну из кризиса. Например, известный итальянский философ Бенедетто Кроче,
ставший одним из лидеров либеральной оппозиции фашизму, вначале так-
же выразил поддержку новому режиму.
Не вызывает сомнений, что если бы Парето пришлось дольше прожить при
фашизме, ему бы многое в нем не понравилось. В одной из статей,
написанной
уже при новом режиме, он отмечал, что фашизм должен избегать таких
опасных
для общества явлений, как военные авантюры, ограничение свободы прессы и
свободы в системе образования. Эти предулреяодения показывают насколько
плохо Парето понял природу фашизма: ведь он предостерегает фашизм как
раз
от того, что составляет его сущность и без чего он перестает быть самим
собой. Такого рода предостережения - типичный пример тех самых <нело-
гических действий>, о которых так много писал итальянский социолог.
Тема <Парето и фашизм> чрезвычайно поучительна, так как позволяет
лучше понять тему ответственности социолога за содержание своих науч-
ных выводов и политических выступлений. На примере Парето мы ввдим,
как выдающийся ученый, всю жизнь стремившийся ниспроверпль всех
богов, в конце концов оказался в плену самого отвратительного из них.
Содержание
Социология
www.pseudology.org
|
|