| |
|
Александр
Бенционович Гофман
|
Семь лекций по
истории социологии
Лекция
пятая. Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа
|
Содержание
1. Истоки и принципы
2. Главные представители
3. Теоретические итоги
Ключевые слова, выражения и имена
Биологическая эволюция, естественный отбор, борьба за существование,
выживание сильнейшего, социальные группы, борьба между группами, ин-
терес, <мы-группа> (<внутренняя группа>) и <они-группа> (<внешние груп-
пы>), этноцентризм, Г. Спенсер, У. Беджгот, Л. Гумплович, Г.
Ратценхофер,
А. Смолл, У Самнер.
1. Истоки и принципы
Теория биологической эволюции, разработанная в трудах Ч. Дарвина,
Г. Спенсера, А. Уоллеса, Т. Хаксли, произвела колоссальное впечатление
на современников. Естественно, что научное событие такого масштаба не
могло не затронуть сферу социальных наук. С середины XIX в. принципы
теории эволюции энергично вторгаются в самые разнообразные области
социального знания - от экономики и государствоведения до лингвистики,
где известный немецкий лингвист Август Шлейхер делает одну из первых
попыток применения теории Дарвина вне биологии.
д-3128 129
Лекция пятая
В Англии, помимо Г. Спенсера, систематически применявшего свою эво-
люционную теорию к социальной жизни, Уолтер Беджгот, известный эконо-
мист, социолог и публицист, стремился распространить принципы
дарвинизма на изучение социально-исторических процессов. Обосновани-
ем и пропагандой подобных идей во Франции занималась французская пи-
сательница, автор трудов в области философии, социологии и политической
экономики Клеманс Руайе (1830-1902). В США, где Спенсер к концу XIX в.
был властителем дум, его идеи были, в частности, ассимилированы Л. Уор-
дом и Ф. Гиддингсом, не говоря уже о таком ортодоксальном спенсерианце,
как Уильям Самнер. В Германии в 1900 г. Иенский университет объявил кон-
курс научных работ на тему <Чему учат нас принципы теории происхожде-
ния видов в отношении внутриполитического развития и законодательства
государства?> Первое место на этом конкурсе заняла работа Вильгельма
Шальмайера <Наследственность и отбор в жизни народов>.
В целом ключевые понятия теории биологической эволюции: <естест-
венный отбор>, <борьба за существование>, <выживание сильнейшего> -
стали в какой-то мере характерными для всей социальной науки второй
половины XIX в. Поэтому социальный дарвинизм выступил не только и не
столько как особое направление, сколько как определенная парадигма, про-
никшая в разные направления социологической мысли. Кроме уже упомя-
нутых, в разное время и в разной степени под влиянием этих идей
находились столь различные социологи, как К. Маркс, Г. Тард, А. Лориа,
Ж. Ляпуж, Э. Ферри, Г. Зиммель, Т. Веблен и др. Даже ученые, весьма
дале-
кие от собственно социального дарвинизма или откровенно враждебные
ему, нередко находились под его влиянием и использовали его категории.
Даже Эмиль Дюрктейм, несмотря на свой радикальный антиредукционизм
в изучении социальных явлений и акцент на роли социальной солидарно-
сти, рассматривал разделение общественного труда как <смягченную фор-
му> борьбы за существование.
Некоторые социологи были озабочены выявлением специфики естест-
венного отбора и борьбы за существование в социальном мире в отличие от
мира животных, но при этом оставались в рамках той же биолого-эволюцио-
нистской парадигмы. Именно такое стремление обнаружить особенности
человеческой борьбы за существование пронизывает книгу итальянского
социолога Анджело Ваккаро <Борьба за существование и ее последствия для
человечества> [1].
Но идеи борьбы за существование и выживания сильнейшего к концу
XIX в. выходят далеко за пределы науки и становятся популярными в массо-
вом сознании, публицистике, бизнесе, практической политике, художествен-
ной литературе. Известно, что этими идеями были очарованы американские
130
Социал-дарвинистская школа
писатели Джек Лондон и Теодор Драйзер (трилогия <Финансист>, <Титан>,
<Стоик>). Представители экономической элиты, магнаты бизнеса с удоволь-
ствием узнали из теории эволюции (или, во всяком случае, пожелали ее так
истолковать), что они не просто самые удачливые, энергичные и талантли-
вые, а, согласно закону эволюции, зримое воплощение естественного отбо-
ра и победы в универсальной борьбе за существование. <Соответственно
для Рокфеллера было вполне в порядке вещей заявлять, что <образование
большой компании - это просто выживание наиболее приспособленного>,
а великолепия Американской розы можно достичь, только пожертвовав пер-
выми бутонами, которые вырастают вокруг нее. Для Джеймса Хилла - ут-
верждать: <Богатства железнодорожных компаний определяются законами
выживания самых приспособленных>. Или для Джорджа Херста сказать в
сенате, в котором так много было магнатов бизнеса, что в народе его про-
звали <клубом миллионеров>: <Я не очень знаком с книгами, я не очень
много читал, но я много ездил, видел людей и много чего еще. Накопив
опыт, я пришел к выводу, что члены сената - это те, кто выжил, это самые
приспособленные>> [2,191].
Было бы, однако, ошибочно видеть истоки социального дарвинизма толь-
ко в теории биологической эволюции и считать его простым продолжением
этой теории. Прежде всего, вопреки закрепившемуся за этим направлением
мысли выражению, сам Дарвин не был сторонником <социального> дарви-
низма, так же как и другие создатели <биологического> дарвинизма: А.
Уол-
лес и Т. Хаксли. С другой стороны, некоторые представители <социального>
дарвинизма были противниками дарвинизма <биологического> (например,
Людвиг Гумплович).
Необходимо отметить, что биологическому редукционизму, присуще-
му рассматриваемому направлению, предшествовал социальный редукци-
онизм в теориях биологической эволюции. В данном случае мы видим
любопытный пример <путешествия> понятий из сферы социального зна-
ния в естественнонаучное, и обратно. Известно, что понятие <борьба за
существование> Дарвин заимствовал у английского экономиста Томаса
Мальтуса (1766-1834). Затем уже, внедрившись в теорию биологической
эволюции, указанное понятие вновь вернулось в социальное знание. При
этом интерпретация <борьбы за существование>, разумеется, претерпева-
ла значительные изменения. Небиологические истоки понятия <борьба за
существование> свидетельствуют о том, что теория биологической эво-
люции в известном смысле лишь актуализировала и вновь обосновала оп-
ределенную и давнюю традицию социальной мысли. Эта традиция
восходит к формуле <homo homini lupus> (<Человек человеку волк>), кото-
рую мы находим еще в пьесе римского комедиографа 111-11 вв. до н. э.
Плавта <Ослы>.
Лекция пятая
Новая теория биологической эволюции актуализировала старую идею
о ведущей роли конфликтов в жизни общества и во взаимоотношениях
между обществами; она дала новое обоснование этой старой идее. В раз-
ное время о значении этого фактора размышляли Полибий, Ибн Хальдун,
Никколо Макиавелли, Жан Боден и многие другие. Для Томаса Гоббса
состояние <войны всех против всех> - естественное состояние человечества
до возникновения общества (государства). Последние обуздывают это со-
стояние, выступая как устрашающая всех и тем самым умиротворяющая
сила. Общество (государство), по Гоббсу, - результат договора между
людь-
ми, но этот договор может быть не только добровольным, но и навязанным
группой завоевателей [3].
Учение о диалектике, разработанное в немецкой классической филосо-
фии Катом, Фихге, Шеллингом и особенно Гегелем, обосновывало роль про-
тиворечий в качестве источника развития. Согласно Гегелю, противоречие
представляет собой <корень всякого движения и жизненности> [4,520].
П. Прудон, отчасти опираясь на гегелевскую диалектику, рассматривал
соци-
альное развитие как борьбу вдей и систему противоречий, не разрешающихся
диалектическим синтезом и всегда заключающих в себе <положительные> и
<отрицательные> стороны. Французские историки-романтики Ф. Гизо,
Ф. Минье, О. Тьерри, А. Тьер подчеркивали ведущую роль классовой борьбы
в историческом развитии, уходящей своими корнями в борьбу <рас> победи-
телей и побежденных.
Под влиянием этих историков, а также гегелевской и прудоновской диа-
лектики К. Маркс и Ф. Энгельс в <Коммунистическом манифесте> провозг-
ласили знаменитый тезис о том, что <история всех до сих пор
существовавших
обществ была историей борьбы классов>, тезис, который впоследствии Эн-
гельс несколько смягчил, уточняя в позднейших изданиях <Манифеста>, что
речь вдет лишь об истории, дошедшей до нас в письменных источниках, и
оговариваясь, что речь вдет о всей прежней истории, <за исключением пер-
вобытного состояния> [5, 424, прим. 2; 6, 208). Маркс и Энгельс,
доказывая
антагонистический, ожесточенный и бескомпромиссный характер классо-
вых конфликтов, нередко характеризовали их как своего рода военное
противоборство и использовали при этом соответствующую терминологию:
<...Буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила
и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих,
пролетариев> [5,430].
Биологический редукционизм в социальной мысли, опиравшийся на те-
орию эволюции и получивший во второй половине XIX в. название <соци-
альный дарвинизм>, продолжил и усилил тенденцию, присутствующую в
теориях вышеназванных мыслителей. Наиболее общий признак социального
132
Социал-дарвинистская школа
дарвинизма - рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и
повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, груп-
пами, обществами, а также между социальными движениями, институ-
тами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами и т. п.
У некоторых социальных ученых, оставивших след в истории социоло-
гии, этот признак проявился более ярко и отчетливо, чем у других. Их
мож-
но рассматривать как главных представителей социал-дарвинистской
школы.
2. Главные представители
Непосредственным предтечей социального дарвинизма был уже упо-
минавшийся Т. Мальтус, который в своем <Опыте о законе народонаселе-
ния> (1798) обосновывал тезис о <борьбе за существование> и <выживании
сильнейшего> в качестве важнейших факторов социальной жизни.
Общепризнанным инициатором и вдохновителем социального дарви-
низма явился английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 -
1903), рассматривавший борьбу за существование, естественный отбор и
выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологичес-
ких, но и социальных факторов. Спенсер был выдающимся ученым, и его
творчество никоим образом не ограничивается рамками того, что принято
обозначать ярлыком <социальный дарвинизм>. Этот ярлык неприменим к
нему хотя бы потому, что некоторые его идеи относительно эволюции че-
ловеческого общества Дарвин впоследствии распространил на мир расте-
ний и животных, так что, как справедливо было замечено, скорее не
Спенсера, согласно укоренившемуся стереотипу, следует считать социаль-
ным дарвинистом, а, наоборот, Дарвина - биологическим спенсерианцем
[7, II].
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, полу-
чивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к
человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-
функциональный и эволюционный анализ общества. Не будучи социаль-
ным реалистом на манер Конта, он вместе с тем считал общество особой
реальностью, возникшей в результате взаимодействия индивидов и зави-
сящей от них [8,277-278].
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило ос-
мыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирова-
ния социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным
биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и
его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как
133
Лекция пятая
сходства, так и различия между ними и рассматривая общество как <сверх-
органический> организм, т. е. как специфическую организацию.
Подобный подход позволил Спенсеру сделать ряд ценных выводов обще-
го и частного порядка. Это относится, например, к различению трех систем
органов (институтов) в социальной системе: поддерживающей (производст-
во), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля и т.п.) и
регу-
лятивной (управленческой) [там же, главы VI-IX]. Спенсеровская трактовка
таких категорий, как <воинственный> и <индустриальный> типы обществ,
<социальная структура>, <социальная функция>, <социальные институты>,
<социальная дифференциация и интеграция>, внедренных им в социологию,
до сих пор сохраняет свое значение.
Будучи противником теории свободы воли, отрицавшей возможность
существования социологии как науки, Спенсер вместе с тем был непоколе-
бимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки
зрения общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Усло-
вием успешного социального развития он считал принципы <равной сво-
боды> индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного
влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических
решений; свободной конкуренции.
Социальную эволюцию Спенсер понимал как многолинейный процесс.
Его вера в социальный прогресс была гораздо более осторожной, чем у
Конта и Маркса; свой взгляд на характер социального развития он опреде-
лял как <относительный оптимизм>. Мировоззрение Спенсера было лише-
но присущих Конту и Марксу мессианизма и утопизма. Он впервые среди
классиков социологической мысли отделил социологию от утопии (у Кон-
та - позитивистско-социократической, у Маркса - коммунистической), со-
единив ее с идеей либерализма. Тем самым он внес решающий вклад в
превращение социологии в науку, в ее очищение от мессианских, утопиче-
ских, политических, мистических и прочих примесей, с которыми она поя-
вилась на свет.
Сам термин <социология> благодаря Спенсеру был <реабилитирован>
и получил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с по-
литико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то начиная
со Спенсера он стал рассматриваться как обозначающий науку об общест-
ве независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное ми-
ровоззрение социального ученого.
Биология для Спенсера играла роль научно-методологического преце-
дента; из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выво-
дов и т. д. Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами,
от которых за ненадобностью отказываются по окончании строительства.
134
Социал-дарвинистская школа
В своих исследованиях он не ограничивался подобными аналогиями, соче-
тая их со скрупулезным анализом громадного количества фактов, взятых
из этнографии, истории и других социальных наук.
Тем не менее, из всей фундаментальной и многоплановой системы Спен-
сера, изобилующей глубокими идеями и разнообразными фактами, в соз-
нании научного сообщества и публики оседали, как правило, три формулы
объяснения социальной эволюции: <естественный отбор> (который Спен-
сер вообще считал далеко не универсальным объяснительным принципом),
<борьба за существование> и <выживание сильнейшего>. Хотя эти фор-
мулы действительно присутствовали у английского мыслителя, их удель-
ный вес и значение в его теоретической системе часто преувеличивались, а
их истолкование носило вульгарный и карикатурный характер у эпигонов и
тех, кто нашел в них для себя удобное основание аморализма, беззакония и
политической беспринципности.
Различая два главных типа обществ - воинственный и промышлен-
ный, - Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за су-
ществование; в первом случае речь идет о военных конфликтах и истреб-
лении или порабощении побежденного победителем; во втором имеет место
главным образом промышленная конкуренция, где побеждает <сильнейший>
в отношении усердия, способностей и т. п., т. е. в области
интеллектуаль-
ных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего
общества, а нс только для победителя, так как в результате растет интел-
лектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественно-
го богатства. И наоборот, альтернативой такого естественного отбора
является выживание и процветание <слабейших>, т. е. людей с низшими
интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации всего
общества.
Спенсер был противником <обязательной благотворительности>, т.е. го-
сударственного принудительного перераспределения социальных благ.
Но он был сторонником благотворительности как частного дела, задача
кото-
рого - <смягчать, поскольку это совместимо с другими целями,
несправедли-
вость природы> [9, 169]. Он был критиком социализма, представляющего
собой <поощрение худших за счет лучших> и ведущего к росту бюро-
кратического аппарата, ведающего распределением и перераспределением [
10].
В то же время он был сторонником равенства, понимаемого как равная
свобо-
да индивидов и равенство перед законом. Он был противником вмешательст-
ва государства в экономическую и частную жизнь, считая правительство
<неизбежным злом>. Но вместе с тем он доказывал усиление значения управ-
ленческих функций в современном обществе и первостепенную роль госу-
дарства в защите прав его граждан.
135
Лекция пятая
В изображении же ряда интерпретаторов Спенсер выглядел мизантро-
пом, бесчувственным и жестокосердным человеком, призывающим холод-
но наблюдать за тем, как в борьбе за существование сильнейшие будут
безжалостно пожирать слабейших невзирая ни на какие моральные и пра-
вовые нормы. Именно из подобной интерпретации некоторых сторонни-
ков и противников Спенсера и вырос один из ходячих стереотипов
<социального дарвинизма>.
Одним из представителей социального дарвинизма был уже упоминав-
шийся выше Уолтер Беджгот (1826-1877), взгляды которого сформиро-
вались в значительной мере независимо от теории Спенсера. (Не исключено,
что теория конфликта самого Спенсера сформировалась отчасти под влия-
нием идей Беджгота.)
В отличие от ряда других социал-дарвинистов Беджгот сознательно
стремился применить идеи Дарвина к социальной теории. Не случайно его
главное социологическое сочинение <Физика и политика> (1872) имеет под-
заголовок <Мысли о применении принципов <естественного отбора> и
<наследственности> к изучению политического общества>. Особенно
важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в на-
чальный период человеческой истории. <Можно возражать против принципа
<естественного отбора> в других областях, но он несомненно господствует
в ранней истории человечества: сильнейшие убивали слабейших как только
могли>, - писал он [II, 442]. При этом <борьба за существование> в мире
людей происходит не столько между индивидами, сколько между группами.
Основными социальными законами Беджгот считал стремление одних
наций к господству над другими и стремление одних социальных групп к
господству над остальными внутри наций [там же, 457].
Подчеркивая важнейшую роль межгрупповых конфликтов, Беджгот вме-
сте с тем придавал огромное значение внутригрупповой сплоченности. По-
следняя, с его точки зрения, основана на подражании, которое он еще до
Тарда считал сильнейшей природной склонностью и важнейшим социаль-
ным фактором. Но наряду с этой склонностью существует и противополож-
ная: стремление людей отличаться от своих предшественников. Оптимальные
условия прогресса, по Беджготу, существуют в тех обществах, в которых
тенденция к изменчивости, порождающая нововведения, и тенденция к под-
ражанию, обеспечивающая социальную сплоченность, дополняют друг друга.
В отличие от Беджгота другой социальный дарвинист, австрийский со-
циолог Людвиг Гумплович (1838-1909), не выводил свои теории из прин-
ципов теории эволюции. Однако акцент на роли конфликтов в социальной
жизни выражен у него гораздо сильнее, чем у английского ученого.
136
Социал-дарвинистская школа
Гумпловичу свойственна натуралистическая и фаталистская интерпрета-
ция истории и социальных законов. Предмет социологии, по Гумпловичу, -
изучение социальных групп и взаимоотношений между ними [12, 14].
Социальные группы он трактует в духе экстремистского социального реа-
лизма, подчеркивая их надындивидуальный и внеиндивидуальный харак-
тер. Взаимоотношения между группами Гумплович изображает как
непрерывную и беспощадную борьбу, которая может лишь камуфли-
роваться, но не прекращаться. С его точки зрения, основной социальный
закон - это <стремление каждой социальной группы подчинять себе каж-
дую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к
порабощению, к господству> [13, 159].
На заре человеческой истории борьба происходит главным образом ме-
жду ордами, т. е. группами, разделенными антропологическими и этничес-
кими признаками (иногда Гумплович-обозначал их термином <раса>). Если
вначале побежденные орды физически уничтожались, то впоследствии они
стали порабощаться победителями. В результате возникает государство, ко-
торое является орудием этого порабощения. С возникновением государст-
ва межгрупповые конфликты не исчезают, но выступают уже в новой форме,
как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий;
политических партий и т. п. [14, 194].
Наиболее общее деление социальных групп у Гумпловича - это деле-
ние на господствующих и подчиненных, причем и те и другие обладают
стремлением к власти. Конечной причиной всех социальных процессов, в
том числе конфликтов, он считает стремление человека к удовлетворению
материальных потребностей. Он утверждает, что <всегда и всюду экономи-
ческие мотивы являются причиной всякого социального движения, обусло-
вливают все государственное и социальное развитие> [там же, 192].
Важное значение имело введение Гумпловичем понятия <этноцентризм>,
которое затем разрабатывал У. Самнер и которое вошло в понятийный ап-
парат новейшей социологии, социальной психологии и этнопсихологии.
В своей работе <Расовая борьба> (1883) он определял этноцентризм как
<мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое вы-
сокое место не только среди современных народов и наций, но и в сравне-
нии со всеми народами исторического прошлого> [15, 349].
В целом для работ Гумпловича характерны вульгарный материализм,
противоречивость и радикализм ряда утверждений. Будучи историческим
пессимистом, он стремило? показать, что современный цивилизованный
человек по сути своей остался таким же агрессивным дикарем, как его да-
лекий предок, а за оболочкой социальных и культурных идеалов скрыва-
ются весьма низменные мотивы и импульсы.
137
Лекция пятая
Другой австрийский социолог - Густав Ратценхофер (1842-1904) так же,
как и Гумплович, был сторонником напуралистического монизма, утверждая,
что в обществе действуют те же закономерности, что и в природе. Однако в
отличие от Гумпловича он рассматривает социальную группу как продукт
межиндивидуального взаимодействия, как организацию индивидов для борь-
бы за существование. Социологические закономерности близки к химиче-
ским и, особенно, к биологическим. К главным социальным явлениям и
процессам он относил следующие: самосохранение и размножение инди-
видов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за суще-
ствование, враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное
расположение, господство и подчинение, чередование индивидуализации
и социализации структур, изменение интересов, государство, глобальное
общество [16,244-250].
Среди социальных процессов Ратценхофер особо выделял конфликт, а
главной социальной категорией считал интерес. Интерес - это основной
принцип, управляющий социальными процессами. Согласно Ратценхоферу,
существует пять главных типов интересов: прокреативные (стимулирующие
продолжение рода), физиологические (связанные с питанием), индивиду-
альные (связанные со стремлением к самоутверждению), социальные (род-
ственные и групповые) и трансцендентные (религиозные). Интересы, по
Ратценхоферу, - это осознание прирожденных биологических потребностей
и импульсов, которые обусловливают борьбу за существование.
Вообще такие категории, как интересы, потребности, желания, рассма-
триваемые в качестве движущих сил социального поведения, весьма хара-
ктерны для социального дарвинизма. Эти категории находились и в центре
внимания американского социолога Альбиона Смолла (1854-1926), кото-
рый испытал влияние концепций Ратценхофера. Интерес, по Смоллу, - ос-
новная единица социологического анализа; понятие интереса в социологии
призвано сыграть ту же роль, какую в физике сыграло понятие атома [17,
426]. Вся социальная жизнь в конечном счете состот- <в процессах разви-
тия, приспособления и удовлетворения интересов> [там же, 433-434]. Ин-
терес Смолл определяет довольно туманно: как <неудовлетворенную
способность, соответствующую нереализованному условию и направлен-
ную на такое действие, которое реализует указанное условие> [там же,
433].
Наиболее общие классы интересов: здоровье, благосостояние, общение, по-
знание, красота, справедливость. Интерес имеет два аспекта: субъектив-
ный - желание, и объективный - то, в чем испытывается потребность,
<желаемая вещь>.
В целом концепции Смолла носят довольно эклектический характер. На-
ряду с социал-дарвинистской тенденцией они в высокой степени пронизаны
138
Социал-дарвинистская школа
психологизмом; конфликт для него не является единственной доминантой
социальной жизни.
Гораздо более явственно черты <идеально-типического> социального
дарвинизма свойственны теориям другого американского социолога -
Уильяма Самнера ( 1840-1910). Будучи ортодоксальным спенсерианцем, он
придал взглядам Спенсера несколько упрощенный и вульгарный характер.
Отсюда два главных принципа его социологии: 1) автоматический и не-
уклонный характер социальной эволюции; 2) универсальность естествен-
ного отбора и борьбы за существование. Эти общие принципы определили
его социально-практическую ориентацию; в отличие от Смолла, который
был реформистом, Самнер был сторонником стихийности в социальном
развитии и противником всех форм государственного регулирования соци-
альных и экономических процессов.
Самая известная и оригинальная работа Самнера - <Народные обычаи>
(1906) - основана на анализе большого этнографического материала. В ко-
нечном счете обычаи в ней рассматриваются как следствие фундаменталь-
ных биологических потребностей людей. Под обычаями автор понимает
все стандартизованные групповые формы поведения, выступающие на уров-
не индивида как привычки. Две группы факторов, по Самнеру, определяют
характер и содержание обычаев. Во-первых, это интересы [18, 3]. Обычаи
являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы
за существование (либо между людьми, либо с окружающей средой). Во-
вторых, обычаи - результат воздействия четырех главных мотивов челове-
ческих действий вообще (здесь автор предваряет теорию <четырех желаний>
Уильяма Томаса): голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В ос-
новании этих мотивов также лежат интересы [там же, 18]. Обычаи не явля-
ются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение
так же, как естественные бессознательные силы и импульсы.
Наибольшую известность получили разработанные Самнером в <Народ-
ных обычаях> понятия <мы-группа)), или ^внутренняя группа> (<we-group>,
<in-group>) и мни-группа> или <внешние группы> (<they-group>, <out-
groups>). Отношения в <мы-группе> отличаются сплоченностью, тогда как
отношения с <они-группами> - враждебностью. Самнер разрабатывает вве-
денное Гумпловичем понятие этноцентризма, определяя его как <взгляд,
согласно которому собственная группа представляется человеку центром
всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней>
[там же, 13]. Хотя Самнер представил упрощенную картину взаимоотно-
шений между группами в первобытных обществах, разработанные им по-
нятия сохранили свое значение и продолжают использоваться в социологии,
социальной психологии и этнопсихологии
3. Теоретические итоги
В социальном дарвинизме были сформулированы некоторые парадиг-
мальные понятия социальной мысли второй половины XIX - начала XX в.
Поэтому он соединялся с самыми разнообразными течениями социальной
мысли и социальными движениями: с психологизмом в социологии
(например, в концепциях Л. Уорда, У. Беджгота, А. Смолла); с социальным
реализмом (Л. Гумплович) и социальным номинализмом (Г. Ратценхофер);
с концепциями расово-антропологической школы и этнического детерми-
низма (Ж. Ляпуж, Л. Вольтман); с экономическим детерминизмом (А. Ло-
риа); с идеями географической школы, геополитики и инвайронментализма
(Ф. Ратцель, Р. Челлен, Э. Хантингтон); с технологическим эволюционизмом
(Т. Веблен); с обоснованием стихийности в социальном развитии (У.
Самнер)
и реформизмом (А. Смолл); с идеями социализма (Л. Вольтман и др.) и
антясоциализма (У. Самнер, Ж. Ляпуж и др.).
Важное значение имели национальные особенности в интерпретациях
социального дарвинизма, обусловленные тем, на какие интеллектуально-
культурные традиции и тенденции наслоились принципы теории эволю-
ции. На родине этой теории, в Англии, эти принципы соединились с идеями
мальтузианства и утилитаризма в этике и политической экономии. В Гер-
мании они переплелись одновременно с различными тенденциями: с
индивидуализмом, идущим от младогегельянства; с идеями социализма,
философии жизни, расово-антропологической и географической школ, а
также зарождавшегося пангерманизма. Во Франции они соединились с
идеями расово-антропологического детерминизма (Ж. Ляпуж), социализ-
ма и марксизма (П. Лафарг). В США они наслоились на протестантскую
религиозную традицию и традиционные ценности личной свободы, част-
ного предпринимательства, <успеха>.
В рамках социал-дарвинистской парадигмы было достигнуто немало ва-
жных научно-теоретических результатов. Была по-новому осмыслена тради-
ционная конфликтная модель социальных отношений. Это осмысление
позволило глубже понять содержание и значение внутрисоциальных и меж-
социальных конфликтов. Социальный дарвинизм сыграл важную роль в пе-
ремещении внимания социальных ученых от рассмотрения человечества и
глобальных обществ к социальной группе, внутригрупповым и межгруппо-
вым отношениям. Приверженцы этой парадигмы внесли серьезный вклад в
изучение нормативных аспектов социального поведения, обычаев, моды,
груп-
пового самосознания. Осознание роли конкуренции как необходимого для
общества свободного соревнования умов, талантов, трудовых усилий, нрав-
ственных достоинств, социальных институтов, норм и организаций сыграло
в высшей степени положительную роль в социальной теории и практике.
140
Социал-дарвинистская школа
История нашего времени наглядно демонстрирует, что те общества, кото-
рые подавляют принцип конкуренции, понимаемой таким образом, неиз-
бежно деградируют как в экономическом, так и в нравственном отношении.
Но социал-дарвинистская парадигма содержала в себе и немало изъя-
нов. Главный из них с социологической точки зрения - биологический ре-
дукционизм как таковой. Но и он сам по себе не давал оснований для
преувеличения роли конфликта в социальной жизни (это другой серьезный
изъян социального дарвинизма).
Истолкование метафоры <борьба за существование> исключительно в
духе конфликта само по себе не вытекало из теории эволюции. В принципе
истолкование социального взаимодействия как кооперации и взаимопомо-
щи вытекало из теории Дарвина с не меньшим основанием.
Именно такое понимание социального взаимодействия выводили из
дарвиновской теории эволюции американский философ и историк Джон
Фиске (Fiske) в <Очерках космической эволюции> (1874), шотландский
евангелический писатель и лектор Генри Драммонд (Drummond) в своих
лекциях, озаглавленных <Возвышение человека> (1894), и русский уче-
ный и политический деятель П. А. Кропоткин в книге <Взаимная помощь
как фактор эволюции> (англ. изд. - 1902, рус. изд. - 1907). В этих
трудах
обосновывалась идея о том, что взаимопомощь, альтруизм, бескорыстная
забота сыграли важную роль в биологической эволюции и в <выживании
сильнейшего>. Но чрезмерный акцент на роли конфликта был сделан, как
отмечалось выше, именно вследствие уже существовавшей ранее теоре-
тико-методологической установки. Представление о группах, постоянно
воюющих между собой за удовлетворение своих потребностей, было столь
же неадекватно, как и противоположное представление об идиллическом
мире и полном согласии среди людей.
Важно иметь в виду, что, попадая в сферу массового сознания и практи-
ческой политики, вульгаризованные социал-дарвинистские идеи нередко
служили обоснованием аморализма и беззакония, а <выживание сильней-
шего> выступало как право сильного во внутренней и внешней политике.
Само приписывание социальным конфликтам статуса <естественности>, ве-
чности и неустранимости способствовало их оправданию, сохранению и
усилению.
141
=================
Лекция пятая (окончание)
БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ:
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Содержание
1. Главные принципы
2. Основатель школы: Артюр де Гобино
3. Другие представители школы
4. Заключение
Ключевые слова, выражения и имена
Раса, антропологический тип (антропологическая группа), головной ука-
затель, долихокефалы, брахикефалы, антропосоциология, X. Ст. Чембер-
лен, М. Грант, Ж. Ваше де Ляпуж, О. Аммон, Л. Вольтман, Ф. Гальтон,
К. Пирсон, Ч. Ломброзо.
1. Главные принципы
Расизм, т е. представление о неравноценности различных расово-антро-
пологических категорий и превосходстве своей категории над другими,
суще-
ствует с незапамятных времен в самых разных обществах. Это
представление,
как правило, слитое воедино с этноцентризмом и эгоцентризмом различных
<мы-групп>, уже в древности выступало не просто как эмоциональная реак-
ция на <чужака>, свойственная и поведению животных, но как идеология.
Так, уже древнегреческий поэт Феогнид из Мегары (VI в. до н. э.)
утверждал,
что люди, как и животные, делятся на неравноценные породы. Аристотель
143
Лекция пятая
выводил социальное неравенство из фундаментальных природных различий
между людьми, утверждая, что <одни люди по природе свободны, другие -
рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо> [1, 384].
Подобную мысль превосходно выражает шекспировский Макбет, обраща-
ясь к убийцам:
О да, людьми вас числят в общем списке,
Как гончих, мопсов, пуделей, овчарок,
Борзых и шавок - всех равно зовут
Собаками, хотя цена различно
Расписана ленивым и проворным,
Дворовым и охотничьим, смотря
По свойствам их - дарам природы щедрой.
Поэтому название породы
К их родовому имени - собака
Мы прибавляем. То же - и с людьми.
(Макбет. Ill, 1. Пер. Ю.Корнеева)
В европейском обществе вплоть до распространения идеи равенства раз-
личные сословия рассматривались как разные расовые группы; привиле-
гированное положение и превосходство высших сословий обосновывалось
не их особыми усилиями или достижениями, а просто самим фактом про-
исхождения от иной антропологической категории. Для социальных мыс-
лителей XVIII-XIX вв., которые были сторонниками социального равенства,
превосходство белой расы представлялось столь несомненным и очевид-
ным, что они не считали даже нужным его как-то специально доказывать.
Как особое направление в социальной мысли расово-антропологическая
школа складывается ко второй половине XIX в. В это время старая идеоло-
гия начинает апеллировать к новому авторитету - авторитету научного зна-
ния. Существенно то, что стремление опереться на этот авторитет
возникает
в тот момент, когда наука о расах - физическая антропология - пребывала
еще в зачаточном состоянии. Это оставляло простор для старого и нового
мифотворчества и спекуляций, которые превращали незрелое научное зна-
ние в псевдонаучное.
Среди непосредственных источников формирования расово-антрополо-
гических концепций в социальной науке следует отметить труды француз-
ского историка и философа Виктора Курте де л'Иля (<Политическая наука,
основанная на науке о человеке, или Исследование человеческих рас в фи-
лософском, историческом и социальном отношениях>, 1835) и немецкого
биолога и врача Карла Густава Каруса (<О неравных способностях различ-
ных человеческих рас к высокому духовному развитию>, 1849).
144
Расово-антропологическая школа
Поскольку важнейшее место в рассматриваемой школе, как это явству-
ет из ее обозначения, занял расово-антропологический фактор, следует
уто-
чнить, что под человеческими расами в физической антропологии обычно
понимаются <исторически сложившиеся ареальные... группы людей, свя-
занные единством происхождения, которое выражается в общих наследст-
венных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в
определенных пределах> [2, 501]. В составе современного человечества
выделяются три основные группы рас (<большие расы>): негровдная, ев-
ропеоидная и моНголоидная. Внутри этих больших рас выделяют более
мелкие категории антропологической классификации, называемые антро-
пологическими типами или группами.
Несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным ра-
сово-антропологическим концепциям, все они сводятся к следующим глав-
ным постулатам, объединяющим эти концепции в <школу>.
1) Различные общества, социальные и культурные группы (классы, со-
словия, этнические группы, профессиональные группы и т.д.)- это в осно-
ве своей расово-антропологические образования: разновидность этих
образований, <надстройка> над ними или их <превращенная форма>. От-
сюда и определенные варианты расизма как политической идеологии. По-
мимо собственно <физико-антропологического> расизма, подчеркивающего
фактор расы как группы, объединенной морфологическими и физиологи-
ческими признаками, существуют и такие варианты, как классовый, сослов-
ный, этнический и даже профессиональный расизм. Любые групповые
различия в принципе могут трактоваться как расовые.
2) Эволюция общества и культуры - результат различий и взаимодейст-
вий между расово-антропологическими группами и признаками.
3) Расы и антропологические группы неравноценны. Отсюда вытекает
неравноценность (<превосходство>, <неполноценность>, <ущербность>), а
также <благотворность> или <опасность> соответствующих социальных ин-
ститутов и культурных творений.
4) Социальное поведение людей и культура целиком или преимущественно
определяются биологической наследственностью.
5) Смешения между расами или антропологическими группами вредны
с точки зрения биологического, социального и (или) культурного развития.
2. Основатель школы: Артюр де Гобино
Отмеченные постулаты впервые в развернутой форме выдвинул фран-
цузский философ, писатель и дипломат Жозеф-Артюр де Гобино (1816-
1882) в четырехтомном трактате <Опыт о неравенстве человеческих рас>
(тт. 1-2, 1853; тт. 3-4, 1855).
10-312> 145
Лекция пятая
Как писатель Гобино был скучноват, но он был талантливым стилистом
и выступал в самых разных литературных жанрах: романа, рассказа, дра-
мы, поэмы' -Он писал труды по истории и культуре Востока и опубликовал
лингвистический <Трактат о клинописях> (1864). Кроме того, он активно
выступал в жанре публицистики и занимался скульптурой. Некоторое вре-
мя Гобино был начальником канцелярии Алексиев де Токвиля, когда тот
занимал пост министра иностранных дел. Однако ни его творческие заня-
тия, ни дипломатическая карьера не могли удовлетворить тщеславную на-
туру графа де Гобино. С его точки зрения, его заслуги и достоинства не
находили должного признания среди современников, поэтому он, по соб-
ственному признанию, ненавидел и презирал современную эпоху.
Гобино очень гордился своим знатным происхождением (впрочем, оно
было не таким знатным, как он пытался доказать) и восхвалял то время,
когда аристократия была на вершине социальной иерархии. Его расизм был
составной частью его элитистского мировоззрения. Главной теоретичес-
кой проблемой, а точнее, навязчивой идеей для него становится поиск <ре-
альных>, <подлинных> иерархий, а внутри них - <подлинных> элит. Элиты,
которые он стремится обнаружить, должны быть не преходящими, но веч-
ными, безусловными и неизменными. Они не должны зависеть от случай-
ных и второстепенных обстоятельств, вроде собственности, благодаря
которой формируется элита в капиталистическом обществе. Неустанное пре-
вознесение достоинств элиты (<благородных>, <королевских детей> и т. п.)
в произведениях Гобино служило явным или неявным обоснованием ее при-
вилегий. Отсутствие же таковых выступало в его понимании как следствие
деградации общества, его кризиса и порочности.
Гобино ненавидит все виды равенства: классовое, сословное, расовое и т.
д.
Но расовое неравенство представляется ему наиболее фундаментальным, ис-
ходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии,
поэтому она выдвигается на первый план как движущая сила истории.
<Опыт о неравенстве человеческих рас> по жанру - произведение фи-
лософско-историческое. Центральная проблема, которую Гобино стремит-
ся разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели
различных цивилизаций. По его утверждению, все цивилизации смертны,
и европейская цивилизация в этом отношении отличается от других только
тем, что впервые начинает осознавать неизбежность своей гибели [3, 4].
Следует подчеркнуть, что изначально в концепции Гобино основным
предметом рассмотрения и главным субъектом исторического процесса
'См., в частности, его произведения в русских переводах: Век Возрождения
/ Пер.
с фр. Н. М. Горбова., М., 1913; Кандагарские любовники / Пер. с фр. И.
Мандельштам.
Пг" 1923; Влюбленные из Кандагара. (Тот же рассказ в переводе Рюрика
Ивнева.) М.;
Л., 1926; Великий чародей / Пер. с фр. Р. М. Ивнева. Л., 1926.
146
Расово-антропологическая школа
является на самом деле не общество, культура, цивилизация, а раса, ото-
ждествляемая с этнической группой. Социальные институты не опреде-ляют
жизнедеятельность рас (этнических групп), а наоборот, определяются ими:
<Это следствия, а не причины> [там же, 66]. Институты, которые не согла-
суются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не проис-
ходит расового смешения. Поэтому Гобино отрицает цивилизующую роль
мировых религий, в частности христианства, которое, будучи воспринято
самыми разными народами, не может само по себе поколебать их глубин-
ных черт и наклонностей.
Прежде чем ответить на вопрос о причинах вырождения и гибели циви-
лизаций, Гобино задается другим вопросом: существуют ли серьезные раз-
личия во внутренней ценности разных рас и можно ли оценить эти различия?
Учитывая элитистские и иерархические установки его мировоззрения, от-
вет нетрудно предугадать. Этот ответ, собственно, дан в самом названии
его главного сочинения и затем многократно повторяется и детализируется.
Три основные расы: белую, желтую и черную, <три чистых и первоначаль-
ных элемента человечества>^ [там же, 247], - Гобино выстраивает в виде
трехступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и черной -
внизу. Внутри белой расы высшее место занимают <арийцы>. Расы отлича-
ются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных признаков.
Гобино подчеркивает интеллектуальное превосходство белой расы, но вме-
сте с тем отмечает превосходство других рас в области чувств [там же,
354].
Негры, по его мнению, выше остальных рас в сфере художественного твор-
чества, и искусство возникает только при смешении с черной расой. Каза-
лось бы, подобные сравнительные характеристики могут привести его к
релятивизму в оценке различных рас: одни выше в одном отношении, Дру-
гие - в другом. Но такого вывода сторонник неравенства, конечно, не
делает.
По Гобино, белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте,
упорстве и т.д. Но гаасный для него критерий места в расовой иерархии -
это интеллект. Поскольку умственные способности белой расы он оценивает
как самые высокие, постольку он помещает ее на верхней ступени иерархи-
ческой лестницы.
Необходимо отметить, что реальное существование указанных трех <чи-
стых> расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. В ходе последу-
ющего исторического развития постоянно формировались разнообразные
комбинации их между собой, затем комбинации образовавшихся комбина-
ций и т. д. [там же, 354-355]. Таким образом, <чистых> первоначальных
рас
давно не существует, и в современную эпоху, по Гобино, имеют место расо-
вые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой.
^<Краснокожие>, по Гобино, - результат смешения <желтой> и <черной> рас.
Лекция пятая
Категоричность и безапелляционность, с которыми Гобино описывает
(ссылаясь на авторитет науки) столь удаленные во времени типы, порази-
тельны. При этом он описывает их достоинства в настоящем времени, как
бы забывая об их временной удаленности; в результате эти <чистые> типы
фигурируют в его концепции как существующие в настоящее время.
Любопытно, что <Опыт о неравенстве человеческих рас> был написан в
то время, когда Гобино еще ни разу не покидал Европу, а контакты с неев-
ропейцами были чрезвычайно редки. Очевидно, что его представления о
сравнительной ценности различных рас вырабатывались на основе уже
сформировавшихся ранее предрассудков, бытовавших в его собственной
среде. Правда, он подчеркивает, что сравнивает не индивидуальных пред-
ставителей различных рас (это, по его мнению, <слишком недостойно> на-
уки [там же, 257]), а группы.
Впрочем, его сравнения различных групп внутри белой расы так же ка-
тегоричны и безапелляционны, как и межрасовые. Нисколько не колеблясь,
Гобино утверждает, что итальянцы красивее, чем немцы, швейцарцы, фран-
цузы и испанцы; что англичане красивее телом, чем славяне, и обладают
самой большой силой кулака среди европейцев; что французы и испанцы
обладают лучшей сопротивляемостью усталости, лишениям, неблаго-
приятным климатическим условиям, чем другие европейцы.
Понятие <раса> у Гобино не отличается определенностью. Тем не ме-
нее, именно в сфере рас ищет он решение проблемы <вырождения> и гибе-
ли цивилизаций, отказываясь видеть причины этих процессов в моральном
и политическом разложении обществ или в специфике географических ус-
ловий. Он стремится обнаружить <естественные законы, управляющие со-
циальным миром> и обладающие <неизменным> характером. Такими двумя
законами в его понимании являются законы отталкивания и притяжения
между человеческими расами. В качестве конкретизации этих <законов>
выступает фатальный феномен смешения рас и их бесчисленных комбина-
ций. Смешение рас рассматривается как фундаментальный процесс, опре-
деляющий весь ход исторического развития.
Смешение рас представляет собой необходимый источник возникнове-
ния и развития цивилизаций (с обязательным участием <белой> расы), но
оно же в дальнейшем является причиной их вырождения - такова, согласно
Гобино, трагическая диалектика истории. Смешения в какой-то мере воз-
вышают посредственных людей, массу, но за счет исчезновения лучших,
благородных элементов, что в конце концов ведет общества и человечест-
во к деградации и гибели.
Отмечая необходимость и неизбежность смешения рас, их взаимозависи-
мость в процессе создания и разв1тгия цивилизаций, Гобино ведущую роль в
этом процессе отводит <белой> расе. Именно этой расе в наибольшей мере
148
Расово-антропологическая школа
присуще <мужское> начало, <жизненный элемент>, без которого другие расы
пребывают в состоянии неподвижности. Этот тезис Гобино перекликается
с делением человечества на <активные> и <пассивные> расы, о котором
ранее говорил немецкий историк Г. Клемм. Гобино выделяет в истории де-
сять цивилизаций; все они в его истолковании обязаны своим возникнове-
нием инициативе <белой> расы. Это индийская, египетская, ассирийская,
греческая, китайская цивилизации, древняя цивилизация италийского по-
луострова, западная цивилизация, созданная германцами, и три цивилиза-
ции Америки: аллеганская, мексиканская и перуанская.
Любопытно, что тезис о пагубном характере расовьк смешений опреде-
лил антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные завоева-
ния, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению
европейской цивилизации. Это отличает его от многих других представите-
лей школы, но, впрочем, не помешало истолкованию его вдеи <превосход-
ства> белой расы для обоснования колониалистских устремлений.
Подобно Сен-Симону, Конту и Марксу Гобино любил заниматься про-
рочествами. Его пророчества в целом проникнуты фатализмом и песси-
мизмом. Помимо общего предсказания грядущей гибели европейской
цивилизации, он прогнозирует не только омассовление, но и <обезлюде-
ние> земли в результате расовых смешений.
В отличие от многих своих современников Гобино не верит в прогресс.
Скорее он верит в регресс: во всех его рассуждениях постоянно присутст-
вует мысль о том, что <золотой век> - достояние далекого прошлого, и ни-
что не может его возродить. Цивилизации он рассматривает как локальные
организмы, проходящие одни и те же циклы развития (от рождения - к смер-
ти). Само понятие цивилизации выступает у него не как оценочное, а как
чисто описательное и применяется к самым различным обществам, в том
числе неевропейским.
Таким образом, европоцентризм многих предшествующих философско-
исторических и социологических систем сменяется у Гобино культурным
релятивизмом, а положение о расовом неравенстве сосуществует с
представлением о равноценности различных цивипизациУ. Его концепция
предваряет наиболее значительные теоретические системы, рассматривающие
всемирную историю как сосуществование и смену самостоятельных,
'Гобино подвергает критике европоцетристские оценки других народов:
<Из-за того,
что внешний облик их цивилизаций не напоминает наш собственный, мы
склонны часто
поспешно заключать, что либо они варвары, либо они ниже нас в
достоинствах. Нет
ничего более поверхностного и, следовательно, более подозрительного, чем
заключе-
ние, сделанное из подобных оснований> [там же, 149]. Такие суждения не
противоречат
его утверждению относительно превосходства <белой> расы; ведь с его
точки зрения все
цивилизации, как европейские, так и неевропейские, созданы тфежде всего
ее усилиями.
149
Лекция пятая
самодостаточных и равноценных культур (цивилизаций): теорию культурно-
исторических типов Н. Я. Данилевского, <морфологию культуры>
О. Шпенглера, концепцию локальных цивилизаций А. Тойнби. Более чем
за полвека до Шпенглера он предсказывал <закат западного мира>. Задолго
до Шпенглера он поставил проблему <жизненности> культур и использовал
характерное для немецкого философа понятие <судьбы> применительно к
культурам, цивилизациям, народам.
Критики <массового общества> на Западе, и прежде всего X. Ортега-и-
Гассет, в лице Гобино также имели своего предшественника.
Собственно расовая теория Гобино нашла признание уже после его смер-
ти и главным образом не во Франции, а в Германии, что было связано с
развитием национализма и расизма в этой стране на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Еще в конце жизни Гобино сблизился с одним из лидеров германского на-
ционализма, композитором Рихардом Вагнером; его произведения были с
одобрением встречены Ф. Нищие. В 1894 г. по инициативе Л. Шемана,
популяризатора идей французского философа, в Германии было основано
<Общество Гобино>. В 1939-1940 гг. в Германии вышло уже пятое издание
<Опыта о неравенстве человеческих рас>. Специально подобранные фраг-
менты из него в период третьего рейха публиковались в популярных анто-
логиях о расах и приводились даже в обязательных школьных учебниках.
Правда, нацистские идеологи давали в значительной мере ложное ис-
толкование концепций Гобино для своих пропагандистских целей, так же
как они поступали с наследием Гете, Шиллера, многих немецких филосо-
фов. Они постарались не заметить, что Гобино считал немцев наиболее
смешанной из европейских наций, относя его рассуждения о <германцах>
на счет населения современной Германии. Его высокая оценка евреев явно
не вписывалась в антисемитский бред нацистских идеологов. Фатализм и
пессимизм Гобино исключали какое-либо практическое применение раси-
стских постулатов, за что его критиковал один из апостолов германского
национал-социализма, X. Чемберлен. Тем не менее, расовый детерминизм
и элитизм явились реальным вкладом в мифологию немецкого фашизма, и
Гобино как мыслитель несет за это ответственность.
Отдавая дань авторитету науки, Гобино квалифицирует жанр, в котором
написан <Опыт>, как <моральную геологию>. В его сочинении имеется мно-
жество ссылок на ученых - представителей различных областей конкрет-
ного знания. Но на самом деле позитивистско-сциентистская оболочка в
данном случае скрывает в себе романтико-мифологическую интерпрета-
цию всемирной истории. Метод Гобино лишен минимальной научной
строгости. Истолкование исторических фактов, призванное обосновать его
расистскую теорию, - это часто полет ничем не ограниченной фантазии.
150
Расово-антропологическая школа
Теория в целом изобилует множеством порочных кругов, противоречий и
тавтологических утверждений. Собственно, тавтологично главное утвер-
ждение Гобино: смешение рас выступает в его концепции одновременно
как признак вырождения цивилизаций и как причина этого вырождения;
отсюда бессмысленность этого утверждения. Научные данные никак не
подтверждают тезис о пагубности расовых и этнических смешений ни в
биологическом, ни в культурном отношениях. Наоборот, имеется немало
научных данных, свидетельствующих о благотворности такого рода сме-
шений. <Прогноз> Гобино относительно депопуляции, обезлюдения в ре-
зультате смешений, не подтвердился.
В концепции Гобино раса (и этническая группа, понимаемая как расо-
вая) - подлинный субъект социально-исторического действия. Вопреки сво-
ему декларируемому намерению он решает не проблему <жизненности>
цивилизаций, а проблему <жизненности> рас; именно последняя волнует
его на самом деле. Но Гобино не был биологом или антропологом, чтобы
решать последнюю проблему. Вместе с тем он оказался и вне социальной
науки, так как представлял историю обществ в виде <истории кровей>.
г
3. Другие представители школы
Другой представитель расово-антропологической школы Хаустон Чем-
берлен (1855-1927), был английским аристократом, возненавидевшим род-
ную Англию и возлюбившим Германию. Будучи поклонником и зятем
Рихарда Вагнера, он последнюю часть жизни прожил в Германии, где уже
после смерти, в период третьего рейха был провозглашен <народным мыс-
лителем>, несмотря на свое английское происхождение. В национал-социали-
стической Германии очень нравились позиции Чемберлена: его антисемитизм,
рассуждения об арийцах, восхваление германизма, выступление против го-
сударств Антанты во время первой мировой войны.
Главный труд Чемберлена - <Основы девятнадцатого столетия> (2 тома,
1899) - в донацистской и нацистской Германии многократно переиздавал-
ся [4]. В этом труде дается поверхностный, противоречивый и в высшей
степени тенденциозный обзор европейской истории. Наивысшее достиже-
ние Европы, по Чемберлену, - создание <тевтонской> культуры, самой <вы-
сокой> из культур. <Тевтонская> раса - наследница <арийской>, дух
которой
он призывал возродить [5]. Немцев он восхвалял как воплощение наиболее
ценного <западно-арийского> расового типа. Концепции Чемберлена так
же далеки от реальной истории как и концепции Гобино, но они гораздо
более примитивны и ближе к идеологии немецкого национал-социализма.
151
Лекция пятая
Более честной и серьезной попыткой истолкования европейской исто-
рии, впрочем, также на основе сомнительных теоретических принципов,
был труд американского биолога и историка Мэдисона Гранта (1865-1937)
<Конец великой расы> (1916). Автор исходит из положения о том, что на-
следственность и расовая предрасположенность в истории являются более
мощным фактором, чем среда и воспитание. Грант утверждает существо-
вание тесной связи между психологическими и социальными признаками,
с одной стороны, и расовыми - с другой. Вместе с тем, ссылаясь на данные
антропологии, он решительно отрицает связь расовых черт с националь-
ной и языковой принадлежностью [6, XV].
Население Европы, по Гранту, сформировалось в результате трех после-
довательных волн вторжений трех основных рас: нордической, альпийской
и средиземноморской. В отличие от других представителей рассматривае-
мой школы автор признает достоинства и способности каждой из этих рас.
<Средиземноморская> раса превосходит остальные в области умственных
достижений и искусства. <Альпийская> раса - это раса хороших земледель-
цев. <Нордики> составляют расу воинов, моряков, путешественников и,
глав-
ное, правителей, организаторов, аристократов. Но все-таки <высшей>,
<лучшей>, <благородной> Грант считает <нордическую> расу. В результате
многочисленных войн в истории <нордики> постоянно несли значитель-
ные потери [там же, 166-167, 199-200]. И эта <благородная> раса в
настоя-
щее время находится перед угрозой полного исчезновения в результате
войн,
болезней, алкоголизма и низкой рождаемости [там же, 42-43, 50-51]. Поэ-
тому Грант озабочен сохранением этого типа. Поскольку этот тип размно-
жается медленнее, чем низшие, представленные низшими классами, он
рекомендует евгеническую политику, направленную на сдерживание раз-
множения слабых и дефективных индивидов. Как и другие представители
расово-антропологической школы. Грант был противником демократии, счи-
тая, что она также способствует исчезновению <лучшего> типа.
Одной из разновидностей расово-антропологической школы была так
называемая антропосоциология. Ее главные представители - антропологи
Жорж Ваше де Ляпуж (Франция) и Отто Аммон (Германия).
Ляпуж (1854-1936) считал Гобино пионером антропосоциологии, а Чем-
берлена, напротив, квалифицировал как ее <карикапуриста> [7, УШ, 172].
Ра-
боты Ляпужа основаны на истолковании антропометрических данных и,
прежде всего, сравнительного статистического анализа головного
указателя".
Согласно Ляпужу, ангропосоциология <имеет своим предметом исследование
Т1од головным указателем в антропологии понимается процентное отношение
наи-
большей ширины головы к ее наибольшей длине. Понятие было введено
шведским ана-
томом А. Ретциусом в 40-х годах XIX в.
152
Расово-антропологическая школа
взаимных воздействий расы социальной среды> [там же, VII]. Под влияни-
ем социального дарвинизма наряду с понятием естественного отбора Ля-
луж вводит понятие социального отбора. Он различает шесть основных
форм социального отбора: военный, политический, религиозный, мораль-
ный, правовой и экономический [8]. Все они оказывают, в конечном счете,
пагубное влияние на общественное развитие в целом, так как в результате
неуклонно уменьшается число представителей наиболее <ценного> расо-
вого типа - белокурого долихокефала (<длинноголового>), которому гро-
зит полное исчезновение. Один из многочисленных <законов> Ляпужа -
<закон эпох> - гласит: <С доисторических времен кефалический указатель
имеет тенденцию к постоянному и повсеместному росту> [7, 213]. С этим
<законом>, постулирующим исчезновение <лучших>, прежде всего связан
глубокий исторический пессимизм Ляпужа.
В другом <законе> он пытается установить универсальную связь между
величиной головного указателя человека и его классовой принадлежностью
[там же, 206-211]. Чем ниже головной указатель, тем выше социальный
статус человека, и наоборот. Головной указатель в среднем ниже у горо-
жан, чем у крестьян; у жителей равнин - чем у жителей горных местно-
стей; у богатых - чем у бедных. Эти выводы Ляпуж стремился обосновать
путем статистико-антгропометрических обследований 20 тысяч французов.
Люди с низким головным указателем (<долихокефалы>), по Ляпужу,
принадлежат к <европейской>, или <арийской>, расе; люди с высоким го-
ловным указателем (<брахикефалы>) - к <альпийской> расе. Первая изна-
чально превосходит вторую, и это выражается в различном социальном
положении людей.
Аналогичные тезисы встречаются у другого представителя антропо-со-
циологической школы (3. Аммана (1842-1916). Аммон провел ряд антро-
пометрических обследований среди рекрутов и студентов. В своей книге
<Общественный порядок и его естественные основания> (1895) он также
стремился соединить принципы социального дарвинизма и расизма в ана-
лизе социальных институтов [9].
Аммон доказывает, что брахикефалы, обладающие в среднем более низ-
ким социальным стапусом и живущие в деревне, - это потомки коренного
населения древней Европы. Долихокефалы же - люди с более высоким ста-
тусом и живущие в городах - формировались из потомков германских завое-
вателей, селившихся в городах, и из наиболее активных
(<долихокефальных>,
<длинноголовых>) жителей деревень. Высшие слои сформировали замкну-
тое сословие и не допускали снижения социального статуса своих потомков;
горожане не мигрировали в деревню; поэтому социальная дифференциация
выражает изначальную антропологическую дифференциацию. Тем не менее,
153
Лекция пятая
число брахикефалов возрастало вследствие феодальных войн и низкой ро-
ждаемости в высших слоях.
Искусственность построений антропосоциологов выступает с особен-
ной очевидностью тогда, когда выдающихся людей брахикефалов, своим
существованием опровергающих <законы> антропосоциологии, они выну-
ждены зачислять в так называемые <ложные> брахикефалы [7,212].
Миф о высоком белокуром долихокефале как высшем расово-антропо-
логическом типе был впоследствии взят на вооружение идеологами немец-
кого национал-социализма. Однако по иронии судьбы значительная часть
политической элиты в фашистской Германии состояла как раз из чернявых
низкорослых брахикефалов.
Попытка синтеза расизма и социального дарвинизма содержится и в ра-
ботах Людвига Вопьтмана (1871-1907). Литературная плодовитость соче-
талась у Вольтмана с грубым примитивизмом и откровенным пародированием
науки для обоснования мифа о превосходстве <германской> расы. Его кон-
цепции интересны как объект исследования и поучительны как пример
рационализации изначального этнического и расового предрассудка.
Подобно антропосоциологам, Вольтман видел задачу социологии в том,
чтобы <представить себе расу и общество в их закономерной связи и изу-
чить расовый процесс как естественное основание <социального процес-
са> [10, 136]. Но в отличие от Ляпужа и Аммона, расизм которых был
направлен на обоснование социально-классового неравенства, Вольтман
отрицал расовые основы социальной иерархии и считал себя сторонником
социализма [II]. Его расизм был преимущественно националистическим и
представлял собой наиболее развернутое раннее обоснование идеологии
германского национал-социализма.
Отвергая прямолинейный характер социальной эволюции, Вольтман
сравнивал ее с <многоветвистым деревом, на верхушке которого находятся
даровитейшие расы с их самыми высокими культурами> [10, 165].
У Вольтмана можно найти набор типичных тезисов расово-антропо-
логической школы: 1) о превосходстве европеоидной (<кавказской>) расы,
а внутри нее - северно-европейской (<германской>); 2) о неспособности
<низших> рас к усвоению <настоящей> цивилизации (по Вольтману, бо-
лее светлая кожа - вообще признак интеллектуального превосходства);
3) о пагубности расовых смешений [там же, 116-117, 205, 259]. Лозунг
<Германия превыше всего> нашел у него замечательные <научные> дока-
зательства. Главный вывод его <политической антропологии> заключает-
ся в том, что <германская раса призвана охватить земной шар своим
господством, использовать сокровища природы и рабочей силы и вклю-
чить пассивные расы как служебный член своего культурного развития>
154
Расово-антропологическая школа
[там же, 307]. Вдохновляемый патриотическими чувствами, Вольтмандаже
старался доказать, будто все выдающиеся творения итальянской и фран-
цузской культуры созданы <германской> расой, и на основе <генеалогичес-
ких> изысканий утверждал <германское> происхождение таких людей, как
Данте, Леонардо да Винчи, Тициан, Тассо, Монтень, Дидро, Руссо и др.
Известное влияние на концепции расово-антропологической школы ока-
зал видный английский ученый Фрэнсис Гапьтон (1822-1911), двоюрод-
ный брат Ч. Дарвина. Но самого Гальтона вряд ли можно отнести к этой
школе, так как он, строго говоря, не был социальным ученым или социаль-
ным философом. Гальтон внес значительный вклад в самые различные об-
ласти научного знания: географию, физику, метеорологию, статистику,
психологию, биометрику (т. е. применение математических методов в био-
логических исследованиях) и т. д. Важное место в его творчестве заняло
изучение проблем индивидуальных различий между людьми и наследст-
венной обусловленности таланта. Именно этим проблемам, остающимся
актуальными и для современной науки, посвящена его известная книга <На-
следственный гений> (1869) [12], получившая высокую оценку Ч. Дарвина.
В этой книге на основе статистического анализа родословных наиболее
значительных представителей английских судебных органов и духовенства
Гальтон пришел к выводу о наследственной обусловленности одаренности.
Его данные, как и данные, полученные учеными впоследствии, в целом под-
тверждают, что талант бывает наследственным. К серьезным недостаткам
этой работы исследователи, однако, относят, во-первых, выбор для оценки
талантливости таких социальных групп, как судьи и духовенство (репута-
ция или карьера которых зависят скорее от социальных факторов), во-вто-
рых, субъективный характер выбора некоторых объектов изучения.
<Репутация> вообще не может служить единственным критерием одарен-
ности, как считал Гальтон: нередко, наоборот, она является следствием
из-
вестной интеллектуальной и прочей ограниченности.
Из двух факторов индивидуальных различий: среды и наследственно-
сти - решающую роль Гальтон отводил последней. <Я вполне признаю ва-
жное значение воспитания и различных общественных влияний на развитие
деятельных сил ума, так же как я признаю действие упражнения на разви-
тие мышц руки кузнеца, - но никак не более>, - писал он [там же, 15].
Решительно отрицая природное равенство между людьми, он вместе с тем
отвергал положительное влияние на способности аристократического про-
исхождения.
Исходя из наследственного характера талантливости, Гальтон отстаивал
необходимость поднимать ее общий уровень и обеспечивать хорошую наслед-
ственность для будущих поколений. <Я заключаю, что каждое поколение
имеет
155
Лекция пятая
громадное влияние на природные дарования последующих поколений, и
утверждаю, что мы обязаны перед человечеством исследовать пределы этого
влияния и пользоваться им так, чтобы, соблюдая благоразумие в отноше-
нии к самим себе, направлять его к большей пользе будущих обитателей
земли>, - писал он [там же, 3]. Именно этими мотивами руководствовался
Гальтон, создавая евгенику, призванную на основе научных исследований
изыскивать и пропагандировать пути улучшения человеческого потомства.
По инициативе и материальной поддержке Гальтона в 1904 г. при Лон-
донском университете была создана Национальная евгеническая лаборато-
рия, а в 1907 г. в Лондоне возникло <Общество евгенического воспитания>,
членами которого были, в частности, Б. Шоу и Г. Уэллс. В дальнейшем в
различных странах, в том числе и в СССР, возникли евгенические общества.
Однако евгеническое движение было вскоре дискредитировано проникнове-
нием в него расистов и попытками использовать евгенику для антигуман-
ных целей. В СССР евгеника была запрещена в связи с развернувшимся в
стране преследованием генетики как несовместимой с <подлинно научным>
мировоззрением.
Нельзя, однако, думать, что взгляды самого Гальтона не оказали опреде-
ленного влияния на дальнейшую печальную судьбу евгеники. Принимая ев-
ропейскую модель талантливости и гениальности за единственную и
универсальную, он считал различные расы неравноценными в отношении
одаренности, что было проявлением европоцентризма и культурной ограни-
ченности его мировоззрения. Многие социальные или комплексные биосо-
цио-психологические проблемы Гальтон трактовал как чисто биологические.
Подчеркивая роль биологической наследственности, он фактически иг-
норировал роль <социальной наследственности>, традиций, социальных ин-
ститутов и отношений. В частности, Гальтон игнорировал тот факт, что
социальная иерархия далеко не всегда выражает естественную иерархию
способностей; напротив, она нередко препятствует этому выражению.
Последователем Гальтона был английский философ-позитивист, биолог
К. Пирсон (1857-1936), который в 1906 г. возглавил основанную Гальто-
ном евгеническую лабораторию в Лондоне. Пирсон и его ученики развива-
ли биометрические методы исследования Гальтона и соединяли его
концепции с антропологическими концепциями Ляпужа и Аммона.
Концепции расово-антропологической школы нашли отражение в тру-
дах итальянской криминологической школы, особенно в исследованиях
известного криминолога и психиатра Чезаре Ломброзо (1836-1909), обо-
сновывавшего биологически-наследственную обусловленность преступ-
ности и взгляд на преступника как на психически ненормального человека.
Политические революции он истолковывал как психоантропологическое
156
Расово-антропологическая школа
явление, рассматривая их как выражение устремлений гениальных и пси-
хически ненормальных людей [13].
4. Заключение
Расово-антропологическая школа в социальной науке складывалась с се-
редины XIX в. Среди ее представителей были философы, историки, биоло-
ги, антропологи. С различными вариациями эта школа подчеркивала
неравноценность человеческих рас и антропологических типов, выражаю-
щуюся в неравноценности соответствующих психических, социальных и
культурных черт. Представители этой школы обосновывали пагубность сме-
шений рас и антропологических групп. Вместе с тем в концепциях Гобино
тезис о неравноценности различных рас сочетался с утверяедением о равно-
ценности различных цивилизаций и культурным релятивизмом. Это было
новым явлением в социальной мысли того времени, в которой господствова-
ли идея прогресса и представление о превосходстве европейской культуры.
Исследования антропологов - представителей школы - были чрезвы-
чайно примитивными с точки зрения современных антропологических ме-
тодик. При этом они вдохновлялись бурно расцветавшими в то время
мифами об <арийцах>, <тевтонцах>, <германцах> и т. п. Антропометричес-
кие признаки, которым они придавали такое важное значение, в частности
головной указатель, в действительности не находятся в тесной связи с
социальным статусом и распределены среди самых разных социальных
групп. Хотя расовые и антропологические различия существуют реально,
специфические особенности различных обществ и культур зависят прежде
всего не от них, а от сочетания разнообразных и изменчивых факторов:
природных, исторических, социальных и культурных. Данные различных
социальных наук убедительно демонстрируют тот факт, что одни и те же
расы и антропологические типы обнаруживают самые разнообразные ка-
чества в зависимости от социальных и культурных ситуаций. Тезис о па-
губности расовых смешений также не находит подтверждения научными
данными.
Основные идеологические функции расово-антропологических теорий
состояли и состоят в обосновании необходимости привилегий (уже имею-
щихся или тех, к которым стремятся) определенных социальных групп и сло-
ев, в переключении социальных напряжений и конфликтов на этнические и
расовые, а также в обосновании экспансионистской внешней политики.
Декларации о необходимости развития общества посредством <культи-
вирования> рас неизбежно оборачивались призывами обеспечить наибо-
лее благоприятные условия, т. е. привилегии для <высшей> расы. Эта раса
157
Лекция пятая
может быть представлена <высшими> классами и слоями; наследственной
аристократией, людьми <пролетарского происхождения> (например, в 20-е
годы в СССР выходцы из дворян и буржуазии лишались прав только по при-
чине своего происхождения, становясь <лишенцами>) и т. п. Это классовый
расизм. <Высшая> раса может представляться каким-либо <избранным> на-
родом или этнической группой (например, в вдеологии национал-социализ-
ма). Это этнический расизм.
Не случайно представители расово-антропологической школы были, как
правило, противниками демократии, ненавидели либеральные ценности.
Декларируемое стремление поставить антропологические факторы на служ-
бу обществу и культуре, как правило, скрывало в себе противоположное
стремление: поставить общество и культуру на службу определенной <расе>
или группе, выделяемой по признаку происхождения (классового, сослов-
ного или этнического). Поскольку реальные факты не подтверждали раси-
стских постулатов, понятие расы (а также класса, сословия, этноса,
определяемых по признаку биологического происхождения) неизбежно
приобретало символический или мистический смысл.
На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-ан-
тропологической школы не присутствует в более или менее значительных
социологических теориях. Оно, однако.присутствует в идеологиях и идео-
логических программах различных тоталитарных режимов и тоталитари-
стских политических движений.
Представители расово-антропологической школы обратили внимание
исследователей на значение взаимодействия биологически наследуемых
постоянных антропологических признаков, с одной стороны, и социаль-
ных и психических черт с другой. Но истолкование этого взаимодейст-
вия, как правило, сопровождалось такой мифотворческой нагрузкой, что
научная ценность этих концепций становилась минимальной, нулевой или
отрицательной. Поэтому для истории социологии расово-антропологи-
ческая школа - это не столько источник серьезных идей, сколько интере-
сный и поучительный объект изучения, позволяющий лучше понять
механизмы рационализации расовых, этнических и классовых предрас-
судков. Несомненно, важное значение в современном обществе имеют ис-
следование и практический учет влияния биологической наследственности
на здоровье населения, комплекс проблем, изучаемых евгеникой и меди-
цинской генетикой. Но эта проблематика находится главным образом за
пределами социальной науки. Что касается междисциплинарных
исследований, находящихся на стыке социологии, антропологии, этноло-
гии, генетики и т.д., то их перспективность несомненна
Содержание
Евреи
www.pseudology.org
|
|