Валентин Исаакович Рабинович
Днепров
Валенитин Исаакович Рабинович - Валентин Рич

Первым редактором нашей с Михаилом Борисовичем Черненко научно-фантастической повести «Мушкетеры» в издательстве «Детская литература» был Аркадий Стругацкий, который вскоре оставил редакторскую работу, полностью отдавшись литературному творчеству, а нас передал Нине Матвеевне Берковой.

Но при всем моем почтении к этой прекрасной женщине, опекавшей почти всех молодых писателей-фантастов 60-х годов, при всем моем восхищении воистине фантастическим талантом Аркадия, должен признать, что решающую роль в нашем с М.Б. становлении на литературном поприще сыграли не эти замечательные люди.

Дело в том, что до того, как попасть в издательство «Детская литература», «Мушкетеры», которые первоначально имели другое название – «Сошедшие с неба», увидели свет в издательстве «Молодая гвардия», на страницах одноименного журнала.

А произошло это с подачи человека, которому главный редактор передал нашу рукопись на рецензию. Этим человеком был Анатолий Днепров, один из самых публикуемых в те годы писателей-фантастов. Повесть пришлась ему по душе прежде всего своим лихим, задорным тоном.

Нина Матвеевна Беркова, 1925-2003Впрочем, и тема ее – посещение Земли инопланетянами в доисторические времена – еще не была заезженной, соответствующие научные гипотезы только-только появились в печати, и разномастные дэнникены еще не успели опомниться.

После выхода в свет журнала с нашей повестью, текст которой сопровождали лестная для соавторов постановочная фотография, на которой они прямо таки упивались совместным творчеством, и действительно великолепные рисунки моего институтского товарища художника-карикатуриста Иосифа Оффенгендена, мы с М.Б. сочли правильным повезти нашего благодетеля Толю в «Арагви».

Там, после сочного «Седла барашка» и таявших во рту шашлыков, после, не помню уже, третьей или, возможно, четвертой бутылки «Хванчкары» именитый фантаст поведал нам некоторые эпизоды своей жизни, столь фантастические, что по сравнению с ней придуманные нами приключения придуманных нами литературных героев выглядели совершенным убожеством.

Берлин. Карлсхорст. Кейтель направляется на  подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 08 мая  1945 г. Снимал  Е. Тиханов., РГАКФД,ед. хр. 0-219172Согласно имеющейся в интернете биографической справке, профессиональный разведчик Анатолий Петрович Мицкевич, известный широкой публике как писатель Анатолий Днепров, родившийся в Днепропетровске ( отчего, по всей вероятности, и произошел его литературный псевдоним) и окончивший в Москве физфак МГУ, во время Второй мировой войны был заслан в ряды Вермахта, конкретно – в штаб генерала Роммеля, командовавшего германскими войсками в Северной Африке. А после капитуляции Германии страшно удивил немецких военных, появившись на Нюрнбергском процессе в качестве переводчика маршала Жукова.

Но по словам самого Толи, он был не «своим среди чужих», а «своим среди своих» – его заслали не в германскую армию, а в американскую, не к Роммелю, а к Эйзенхауэру. И его появление на Нюрнбергском процессе в мундире советского офицера поразило не наших супостатов, а наших союзников.

Это вовсе не означало, что эта служба была менее опасна и трудна. Успешное выполнение заданий вполне могло привести в дальнейшем к использованию разведчика на территории Америки и невозможности возвращения на родину. В случае же провала собственное начальство вполне могло отречься от «засланца», а союзническое надолго засадить его за решетку.

Между тем, разоблачение грозило ему в любой момент. Самым опасным, по Толиному рассказу, оказалось для него пребывание в военном госпитале после того, как он был ранен во время высадки в Италии.

Молодой священник, опекавший раненых, искренно сочувствовал солдату, который не получал ни писем, ни посылок из дому, и не раз принимался, с самыми добрыми намерениями, выспрашивать его об отце-матери, прочей родне, о школьных товарищах, близких друзьях и подружках, соседях и врачах, записывая в толстую тетрадь все сообщаемые Толей имена и адреса..

Разведчик крутился, как уж на сковородке. И спасся только тем, что подал начальнику госпиталя рапорт об отказе от положенного после излечения отпуска и досрочном возвращении в строй.

Разумеется, я отдаю себе отчет в том, что все, рассказанное нам в тот вечер Анатолием Петровичем Днепровым, вполне могло быть очередной писательской придумкой, обкаткой на слушателях очередного литературного замысла. Как, впрочем, придуманными могут быть и не подтверждаемые никакими документальными ссылками интернетные сведения о его службе в штабе Роммеля.

Но если выбирать между двумя этими версиями, то «американская» представляется мне предпочтительной. На месте руководителей ГРУ, я вряд ли стал бы разбрасываться выпускниками физфака МГУ для рядовой работы в стане тогдашнего противника, а приберегал их для завтрашнего, как раз в те годы освоившего радиолокацию и быстро продвигавшегося к созданию ядерного оружия.

Кстати, когда в тот вечер мы спросили нашего собеседника, где он работает, он ответил уклончиво: «В одном военном институте».

Источник

Оглавление

Днепров, Анатолий Петрович - псевдоним Мицкевича, Анатолия Петровича (18 ноября 1919, Днепропетровск - 1975, Москва)Днепров, Анатолий Петрович - псевдоним Мицкевича, Анатолия Петровича (18 ноября 1919, Днепропетровск - 1975, Москва) - русского писателя-фантаста, журналиста. Профессиональный военный разведчик, один из ведущих авторов советской фантастики 60-х гг.
 
Окончил физический факультет МГУ в 1941. По некоторым сведениям, во время Великой Отечественной войны был работником советской военной разведки, служил шифровальщиком в штабе Роммеля в Северной Африке, потом работал в Италии. По другим - находился в действующей армии.
 
И то, и другое исчерпывающе объясняет прорывающуюся в большинстве его произведений германофобию. На кадрах кинохроники подписания капитуляции гитлеровской Германии в Карлсхорсте он стоит за плечом Г. Жукова, переводчик в форме лейтенанта.
 
После демобилизации работал в АН СССР, в НИИ оборонного направления. Кандидат физико-математических наук. После ухода из науки в начале 60-х работал зав. редакцией НФ, научным редактором и научным обозревателем в редакции журнала "Техника-молодежи".
 
Был членом редколлегии журнала. Последние годы жизни работал в Институте экономики и международных отношений. Жил в Москве. Член КПСС с 1949. Друзья называли его "наш Миц". Первая НФ публикация - рассказ "Кораблекрушение" (1958).

Беркова, Нина Матвеевна (14 февраля 1925, Москва - 18 марта 2003, Москва) - русская писательница, составительница, редактор, критик и популяризатор НФ. Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1952. Член СП СССР с 1976. Член КПСС с 1952. Работала в Детгизе (потом издательство "Детская литература"), где, в частности, в начале 60-х годов приложила громадные усилия к "пробиванию" публикаций произведений Стругацких и других фантастов. Затем - работала в аппарате СП СССР, где стала одним инициаторов проведения ежегодных Всесоюзных семинаров молодых писателей-фантастов в Малеевке и Дубултах. Среди составленных ею книг - сборник "Орион" (М.: Московский рабочий, 1988), альманах "Гея" (М.: Мысль, 1990) и другие. Писала также детективы под псевдонимом Н. Матвеев. На "Аэлите-2000" Нине Матвеевне Берковой за вклад в развитие фантастики и ее пропаганду был вручен Приз имени Ефремова

www.pseudology.org