| |
|
Валентин Исаакович Рабинович
|
Болдинская
осень Чехова
|
Если исходить
из естественнонаучных предпосылок, то знаменитый
феномен
Болдинской
осени
Александра Сергеевича Пушкина вряд ли
стоит считать чем-то исключительным и тем более загадочным.
Ведь человек
– часть земной природы, а осень – это время подведения итогов. И цыплят по
осени считают. И свадьбы осенью играют. И многие народы издревле
отсчитывают новый год с осени.
Что же касается
холерной
эпидемии 1830 года, на несколько месяцев запершей нашего великого поэта в
деревенском углу, то вряд ли стоит придавать этому обстоятельству решающее
значение.
Прочие
пушкинские сентябри, октябри и ноябри также выделялись отменной
плодоносностью. Не говоря уже о множестве стихотворений, к ним были
приурочены: лучшие поэмы «Полтава» и «Медный всадник», практически все
сказки («Сказка о царе Салтане» написана 29 августа),«Пиковая дама» и
«Египетские ночи», практически весь «Дубровский», значительная часть
«Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». Кстати, после того, как «Евгений
Онегин» был закончен, Пушкин через год еще раз возвратился к своему
величайшему творению и сочинил письмо Онегина к Татьяне – и это произошло
тоже осенью…
2
Разумеется,
полностью отрицать вклад, внесенный в болдинскую осень
холерой,
неразумно. Тем более, что история знает и другие подобные случаи. Наиболее
известный из них, пожалуй, это заточение
Исаака Ньютона в деревне Вулсторп
во время эпидемии чумы 1665 – 1667 годов. Именно тогда
Ньютон совершил почти все свои
великие открытия. Да и сам Пушкин в «Пире во время чумы», написанном как
раз той самой болдинской осенью, свидетельствует:
Есть упоение
в бою, и бездны мрачной на краю
И все же как-то не хочется связывать взлеты творческого упоения только с
чрезвычайными обстоятельствами. Хотя и слепота
Гомера
и
Мильтона,
и глухота
Бетховена,
и сумасшествие
Ван Гога,
Мопассана,
Ницше,
и создание в пору владычества самодержцев и тиранов величайших творений
литературы и искусства, величайших религиозных систем, –
все это общеизвестные факты.
Но, как
говорится, кесарю кесарево, а
Богу богово. А
Бог это все-таки Природа.
Итак, мы имеем четыре времени года, в которых, во всяком случае у одного
человека, чьи творческие достижения изучены наиболее тщательно, они
расположены неравномерно – наблюдается явно выраженный максимум в осенний
период. В связи с этим представляет немалый интерес такой вопрос: не
наблюдается ли чего-то подобного у других людей?
Если бы
феномен
болдинской
осени оказался в наличии не только у одного Пушкина, если бы нашелся еще
хоть один «осенний» («весенний», «летний», «зимний») человек, то, значит,
и сам этот
феномен
перестал быть
единичным. И можно было бы задаться следующим вопросом: нет ли у каждого
человека приоритетного для его творческих потенций времени года?
Ближе всех к изучению этой проблемы подошел, вероятно,
Чезаре
Ломброзо, исследовавший влияние атмосферных явлений на гениальных
писателей, художников и ученых. Что касается моих попыток найти «другого
человека», то они привели меня к
Антону
Павловичу Чехову.
3
Чтобы
выдержать условие подобия
критериев, пришлось отказаться от анализа времени написания чеховских
рассказов и ограничиться высочайшими вершинами творчества
Чехова
– его пьесами.
Первое звено в золотой цепи чеховского театра – пьеса «Иванов». Первое
упоминание о ней содержится в письме Антона Павловича к брату Александру,
написанном 6- 8 октября 1887 года. Между тем, в одном из писем, написанном
13 сентября того же года, Чехов сообщал: «Два раза был в театре Корша, и в
оба раза Корш убедительно просил меня написать ему пьесу. Я ответил: с
удовольствием». Итак, «Иванов» написан осенью, в промежутке между 13
сентября и 6 октября.
О времени года, когда была написана следующая знаменитая чеховская пьеса –
«Дядя Ваня», сведений не сохранилось. Однако известно, когда был написан
ее прототип – пьеса «Леший». О ней Антон Павлович 06 октября сообщил
своему товарищу А.Н. Плещееву: «А я написал комедию. В сентябре и начале
октября работал так, что в голове даже мутно и глаза болят».
Дальше – «Чайка». 21 октября писатель извещает своего друга и издателя А.
С. Суворина: «Можете себе представить пишу пьесу, которую кончу не раньше
как в конце ноября. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта,
пейзаж (вид на озеро), много разговоров о литературе, мало действия, пять
пудов любви». 21 ноября в письме тому же Суворину – «Ну-с, пьесу я уже
кончил…»
Дальше – «Три сестры». Основные даты такие. 24 ноября 1899 года: «У меня
есть сюжет “Три сестры”, но прежде, чем не кончу тех повестей, которые
давно уж у меня на совести, за пьесу не засяду» (из письма В. И.
Немировичу-Данченко). 18 августа 1900 года: «Пьеса сидит в голове уже
вылилась, выровнялась и просится на бумагу» (из письма к О. Л. Книппер).
16 октября 1900 года: «Можете себе представить, написал пьесу. Ужасно
трудно было писать “Трех сестер”. Ведь три героини, каждая должна быть на
свой образец, и все три – генеральские дочки» (Из письма А. М. Горькому).
И наконец – «Вишневый сад». Писатель был уже очень болен, и пьеса давалась
ему с большим трудом. Он работал над ней почти три года. Начал в 1901 –
ом, окончательный вариант написал в 1903-м. В октябре месяце.
4
Так рядом с
Болдинской осенью
Александра Сергеевича Пушкина
выстраивается «болдинская осень» Антона Павловича Чехова. Говорят, что
одна ласточка не делает весны. А две ласточки?
Вполне возможно, конечно, что Чехов, как и Пушкин, представляет собой
некое гармоническое исключение из общей хаотической массы людей – в том
числе и по сезонным изменениям своего творческого потенциала. Но все же
мне представляется небесполезной проверка распределения творческих
результатов по временам года и у других представителей творческих
профессий – писателей, художников, композиторов, артистов, ученых,
изобретателей.
Ведь
обнаружение у них подобных неравномерностей позволило бы более рационально
относиться к периодам подъемов и спадов, научиться их предсказывать, и
использовать эти знания для оптимальной организации творческого труда.
Когда я обсуждал проблему «болдинской осени» с коллегами, один из них
сказал: «Все это здорово смахивает на астрологию». Я бы и сам так думал,
если б не знал, что Пушкин родился в июне, а Чехов – в январе. Так что
астрологическая гипотеза тут вроде бы не проходит…
Источник
Оглавление
www.pseudology.org
|
|