Валентин Исаакович Рабинович
Беруши
1969. Âàëåíòèí Èñààêîâè÷ Ðàáèíîâè÷. Äóáíà. Êîëëåêòèâ æóðíàëà "Õèìèÿ è æèçíü" îòìå÷àåò ñâîå ïÿòèëåòèå
Игорь Васильевич Петрянов-Соколов изобрел респиратор "Лепесток"«Наши предки не воевали с женщинами и детьми. Они воевали с солдатами. Они сражались с ними лицом к лицу, врукопашную. Они не подкладывали бомб и не убегали, вставив в уши беруши».
 
Когда я прочел эти слова, сказанные американским прокурором на процессе террориста Маквея, устроившего взрыв, погубивший сто шестьдесят восемь ни в чем не повинных жителей города Оклахома-Сити, то первым делом подумал: «Бедный Игорь Васильевич

Дело в том, что именно Игорь Васильевич придумал эти самые беруши. И само это странное название придумал, сложив его из самых обыкновенных слов: «берегите» и «уши».

Идея сделать затычки для ушей из созданного им фильтровального материала ФП («Фильтр Петрянова») пришла И. В. на ум вскоре после того, как он изготовил из него фильтры для вентиляторов, отсасывавших радиоактивную пыль из цехов атомных заводов – чтоб она не проникала в атмосферу.
 
Помимо того, что фильтры превосходно исполнили свое прямое предназначение – воздух вокруг предприятий атомной промышленности стал чистым, шум от вентиляторов, ранее ревевших, как реактивные двигатели, практически исчез.
 
Обнаружив этот неожиданный побочный эффект, Игорь Васильевич тут же вспомнил, как недавно жаловался ему на ухудшение слуха пилот стратегического бомбардировщика, по многу часов подряд летавший над Ледовитым океаном с ядерным оружием на борту.
 
А вспомнив, направился в заводскую лабораторию, собственными руками изготовил из ФП две затычки, засунул их в собственные уши, надел респиратор «Лепесток», кстати, тоже им изобретенный и сделанный из ФП, пошел в цех и убедился, что и в цеху шум от вентилятора стал почти неслышен.

Через некоторое время беруши стали изготовлять сотнями тысяч штук и продавать в аптеках – судя по словам американского прокурора, не только в советских. Сам изобретатель, как это обыкновенно бывало в СССР, от своего изобретения ничего, кроме морального удовлетворения, не получил.
 
Но зато удовлетворение это было огромным – беруши предохранили от глухоты тьму-тьмущую людей самых разных профессий: летчиков, горняков, трактористов, рабочих кузнечно-прессовых цехов, да и просто жителей больших городов.

Не могу даже представить себе, как огорчился бы Игорь Васильевич, узнав, что его гуманнейшее изобретение использовано в злодейских целях. Но узнать об этом ему не пришлось – он ушел из жизни до того, как подробности кошмарного события в Оклахома-сити стали достоянием средств массовой информации

Оглавление

www.pseudology.org