| |
Albert
Schweitzer. Kultur und Ethik. München, 1960
Москва:
"Прогресс", 1973
|
Альберт
Швейцер |
Культура и этика
|
Предисловие
[...] Философия культуры Альберта
Швейцера, разрабатывавшаяся им на
протяжении всей его жизни, состоят из четырех частей. Первую часть
образует книга "Распад и возрождение культуры". Наброски этой книги были
сделаны Швейцером, по его собственному признанию, еще в 1900 году. Она
подверглась существенной переработке в период первого пребывания
Швейцера в Тропической Африке (1914-1917) и появилась в печати лишь в
1923 году. Таким образом, становится очевидным, что культурологическая и
этическая концепция, развиваемая Швейцером в этой работе, является
плодом длительных раздумий, работы критической мысли, многолетнего
созревания философской позиции, ставшей основой убеждений и личного
поведения. В публикуемой книге эта часть философской системы занимает
первые пять глав и содержит общий очерк теории культуры, этики и
мировоззрения, которые в своем единстве образуют основы философии
культуры А. Швейцера.
Вторая часть философии культуры Швейцера носит название "Культура и
этика". Эта часть работы была написана в начале 20-х годов и вышла из
печати в 1923 году. Она состоит из 22 глав, содержание которых
тематически разделяется на три больших раздела: общие проблемы теории
культуры, этики и мировоззрения; краткая история европейской этической
мысли; обоснование новой этики – этики благоговения перед жизнью.
Третья часть философии культуры "Учение о благоговении перед жизнью"
(1963) – представляет собой расширенное изложение последних шести глав
работы "Культура и этика".
Наконец, Швейцер мечтал написать завершающую часть своей философии
культуры в виде отдельной работы под названием "Культурное государство",
но это намерение автора так и осталось неосуществленным. Видимо, это не
случайно. Человек необычайной искренности, строжайшей честности в своих
убеждениях и поступках, Швейцер не сумел преодолеть своих францисканских
иллюзий и не нашел в современном обществе ни одного государства, которое
могло бы стать аналогом его идеальных представлений о так называемом
культурном государстве. Социализма он так и не принял, хотя
социалистические государства воспринимал в последние годы своей жизни
через призму их миролюбивой политики и рассматривал как надежду
человечества.
Обобщенную оценку своей философии культуры Швейцер дал в письме к
советскому исследователю его работ В. Петрицкому. Он писал:
"Моя основная работа – философское исследование "Культура и этика". Она
вышла в свет в 1923 году в Германии, а вскоре после этого в Англии. В
ней я исследую проблему этического содержания нашей культуры. Провести
это исследование меня побудил, в частности, Толстой, который произвел на
меня большое впечатление. Я установил, что наша культура не имеет
достаточно этического характера. Тогда возникает вопрос, почему этика
оказывает столь слабое влияние на нашу культуру? Наконец я пришел к
объяснению этого факта тем, что этика не имеет никакой силы, так как она
непроста и несовершенна. Она занимается нашим отношением к людям, вместо
того чтобы иметь предметом наши отношения ко всему сущему. Подобная
совершенная этика много проще и много глубже обычной. С ее помощью мы
достигаем духовной связи со вселенной.
Идею этой простой и глубокой этики я изложил в лекциях в университете
Упсалы (Швеция), а затем в Кембридже и Праге. Тогда же я понял, что она
нашла путь к сердцам и мыслям людей. Она нашла признание как в
философии, так и в религии. Она уже излагается в школах и кажется детям
совершенно естественной.
Конечная цель всякой философии и религии состоит в том, чтобы побудить
людей к достижению глубокого гуманизма. Самая глубокая философия
становится религиозной, и самая глубокая религия становится мыслящей.
Они обе выполняют свое назначение только в том случае, если побуждают
людей становиться человечными в самом глубоком смысле этого слова". (Г.
Геттинг, Встречи с Альбертом
Швейцером, М., 1967, стр. 117-118.)
[...]
В.Карпушин
Часть Первая - Распад и возрождение культуры
Вина философии в закате культуры
Враждебные культуре обстоятельства в нашей экономической и духовной
жизни
Основной этический характер культуры
Путь к возрождению культуры
Культура и мировоззрение
Часть вторая - Культура и этика
Кризис культуры и его духовная причина
Проблема оптимистического мировоззрения
Этическая проблема
Религиозное и философское мировоззрение
Этика и культура в греко-римской философии
Оптимистическое мировоззрение и этика в эпоху Ренессанса и после эпохи
Ренессанса
Обоснование этики в XVII и XVIII столетиях
Закладывание основ культуры в век рационализма
Оптимистически-этическое мировоззрение Канта
Натурфилософия и мировоззрение Спинозы и Лейбница
Оптимистически-этическое мировоззрение И.-Г. Фихте
Шиллер, Гёте, Шлейермахер
Надэтическое оптимистическое мировоззрение Гегеля
Поздний утилитаризм. Биологическая и социологическая этика
Шопенгауэр и Ницше
Исход борьбы европейской философии за мировоззрение
Новый путь
Обоснование оптимизма через понятие воли к жизни
Проблема этики в свете истории этики
Этика самоотречения и этика самосовершенствования
Этика благоговения перед жизнью
Культуротворящая энергия этики благоговения перед жизнью
-----------------------
Перевод Н.А.Захарченко и
Г.В.Колшанского
Общая редакция и предисловие проф. В.А.Карпушина
Психология, философия
www.pseudology.org
|
|