буржуазная апологетическая теория, пытающаяся сконструировать «модель» будущего общества, противопоставляемого реальному социализму. Ее сторонники исходят из концепции «индустриального общества», которое якобы существует в настоящее время. С помощью понятия «индустриального общества» буржуазные идеологи пытаются стереть качественную грань между капитализмом и социализмом, объявляют частнокапиталистическое общество пройденным этапом истории (см. «Конвергенции» теория). Под воздействием научно-технического прогресса «индустриальное общество», согласно прогнозам буржуазных футурологов, преобразуется в новый, ранее невиданный строй всеобщего материального благополучия. Причем для осуществления этого нет необходимости ни в классовой борьбе, ни в революции. В крайнем случае допускается серия мелких реформ, не затрагивающих существующей социальной структуры и общественных институтов капиталистического общества. Будущее общество называют по-разному: «технологическое», «организационное», «массовое», «потребительское», «активное», «общество досуга», «третичная цивилизация» и т. п. Наиболее употребительными стали названия «постиндустриальное» и «технотронное общество досуга», «третичная цивилизация» и т. п. По мнению американских социологов Кана и Брюс-Бриггса, человечество вступило в такой же исторически важный период, какой Европа пережила при переходе от феодализма к капитализму. Переход от «индустриального» к «постиндустриальному обществу» будет иметь самые кардинальные последствия для всего образа жизни современного человека. Возникнет «богатое» и «сытое» общество, которое будет напоминать эллинистическую Грецию, но с той существенной разницей, что не узкий верхний слой, а практически все граждане сделаются богатыми и обеспеченными. Самым важным видом экономической деятельности станет не производство, а обслуживание, сфера услуг. Известный американский социолог и политический деятель Бжезинский утверждает, что будущее «технотронное общество» во всех своих аспектах формируется под непосредственным воздействием новой техники, в особенности вычислительной техники, электроники и средств массовой информации. Главной проблемой этого общества станет не производство, а потребление, власть от «плутократической верхушки» перейдет к интеллектуалам-технократам, заботящимся о всеобщем благе, будет обеспечено реальное участие граждан в принятии важнейших решений, образование станет всеобщим, произойдет культурная революция, свобода будет сочетаться с равенством и т. п. Наиболее подробную разработку «П. о.» т. получила у американского социолога Белла. «Постиндустриальное общество», утверждает он, не может быть ни капиталистическим, ни социалистическим, это новый тип социальной жизни, растворяющий в себе обе противоположные системы. Его характеризуют следующие особенности: переход от товарного производства к экономике обслуживания, когда большая часть работающих будет занята в таких областях, как торговля, финансы, транспорт, развлечения и отдых, здравоохранение, научно-исследовательская деятельность, государственное управление; господствующее положение «класса» профессиональных и технических специалистов, именно увеличение доли ученых и инженеров в составе самодеятельного населения составляет, по мнению Белла, основу «постиндустриального общества»; главенствующее значение теоретических знаний, при котором вся социальная структура общества зависит от воздействия науки («Корни „постиндустриального общества“ надо искать во влиянии науки на производство, — пишет Белл. — Можно сказать, что наука — ее этос, ее организация — зародыш будущего общества»); создание новой, «интеллектуальной технологии», которая связана с электронно-вычислительной техникой (линейное программирование, анализ систем, теория информации, теория решений, теория игр и моделирование) и которая к концу XX в. может получить такое же решающее значение, какое до этого имела механическая (машинная) технология; наконец, саморазвивающийся технологический процесс, качественно новая форма общественной эволюции. Если за последние 150 лет стержнем общественного развития, как полагает Белл, являлось промышленное предприятие, то ключевым общественным институтом в грядущем пятидесятилетии станут научно-исследовательские организация и университеты; если в истекшем столетии доминирующими фигурами были предприниматели, бизнесмены, промышленные руководители, то сейчас на смену им приходят математики, экономисты, специалисты в области вычислительной техники, сотрудники научно-исследовательских организаций. «Плюралистическая демократия» «постиндустриального общества», с точки зрения Белла, сможет функционировать без наличия какого-то господствующего класса. В то же время власть, утверждает он, будет основана на принципе «меритократии», т. е. выдвижения тех, кто обладает знанием, умением, талантом, способностями. Правительство, университеты, научные институты, ведущие фирмы — словом, все социальные и культурные институты общества должны быть «меритократическими».
В «П. о.» т. абсолютизируются такие реальные процессы современного общественного развития, как возрастание роли науки и превращение ее в непосредственную производительную силу, увеличение числа научно-технических кадров. Однако при этом «забывается», что «большая наука» зависит от военно-промышленных комплексов, от большого бизнеса, от монополий. Утопичным является предположение, будто монополистическая буржуазия добровольно откажется от экономического могущества и политической власти, передав бразды правления «политическим менеджерам», которые будут руководствоваться советами ученых и инженеров. Белл и другие буржуазные футурологи игнорируют решающую роль собственности в системе общественных отношений, старательно обходят вопрос о том, кому будут принадлежать в «постиндустриальном обществе» научно-исследовательские институты и университеты, промышленные лаборатории и экспериментальные установки. В целом «П. о.» т. защищает идеал реформированного и модернизированного государственно-монополистического капитализма, пытающегося приспособиться к требованиям научно-технической революции, создает картину научно управляемого, организованного и планово развивающегося — словом, «идеального» капиталистического общества. Однако в условиях обостряющегося кризиса теория Белла, как и других буржуазных футурологов, ориентирующихся на бескризисный, беспрепятственный технологический рост капитализма, пришла в явное противоречие с реальной действительностью.
Поэтому «П. о.» т. и другие индустриалистские теории подверглись серьезной модификации в духе социального пессимизма. Возникновение «П. о.» связывается теперь не с эпохой «высокого массового потребления», не с «государством всеобщего благоденствия», а с этапом «постизобилия», временем дефицита важнейших жизненных благ и суровой экономии.
Так, американский футуролог О. Тоффлер в книге «Шанс будущего» предвидит возникновение не гармоничного, свободного от конфликтов «П. о.», а такого общества, в котором уже в ближайшем будущем вспыхнут новые кризисы и обострится социальная напряженность. Миллионы детей вырастут в семье с одним родителем, с работающими матерями (или отцами), которые будут испытывать материальные затруднения из-за непредсказуемых изменений в экономике. Их будет окружать значительно меньше благ по сравнению с поколением 60‑х гг. 80‑е и последующие годы будут еще более суровыми.