| |
© Издание на русском языке,
перевод, оформление. ООО "Альпина Паблишер", 2017
© Электронное издание. ООО "Альпина Диджитал", 2017
|
Мэнсон, Марк |
Тонкое
искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо
гипертекстовая версия
|
Глава 5.
Мы всегда выбираем
Представьте, что к вашему виску приставили пистолет и велели пробежать
42 километра за пять часов — иначе убьют и вас, и всю вашу семью.
Ничего хорошего.
Другой вариант: вы купили удобные кроссовки и спортивную форму,
занимались многие месяцы, после чего пробежали марафон, а у финишной
черты вас приветствовали близкие родственники и друзья.
Вы с гордостью вспоминали бы об этом всю жизнь.
Казалось бы, те же 42 километра. Казалось бы, тот же человек. Казалось
бы, в ногах та же боль. Но когда вы выбрали ситуацию свободно, когда вы
к ней готовы, она несет радость и становится одним из лучших моментов в
жизни. А когда вам ее навязали, это мучительный и болезненный кошмар.
Зачастую единственная разница между болезненной проблемой и приятной
проблемой состоит в том, что последнюю мы выбрали сами и готовы нести за
нее ответственность.
Если вы несчастны в какой-то ситуации, скорее всего, она не полностью
подвластна вашему контролю: есть проблема, которую вы не можете решить и
которая свалилась на вас без вашего желания.
Когда мы сами выбираем проблемы, мы чувствуем себя окрыленными. Когда
проблемы выбирают нас вопреки нашей воле, мы чувствуем себя несчастными
жертвами.
Выбор
У Уильяма Джеймса были проблемы. И проблемы неприятные.
Он родился в богатой и статусной семье, но от рождения имел серьезные
проблемы со здоровьем: болезнь глаз временно ослепила его в детстве;
сильная болезнь желудка часто вызывала рвоту и принуждала к строгой
диете. К тому же он неважно слышал, а из-за сильных спазмов в
позвоночнике иногда сутками не мог сидеть и стоять прямо.
Из-за скверного здоровья Джеймс проводил большую часть времени дома.
Друзей у него было мало, и учился он плохо. Но зато он целыми днями
рисовал. Только это доставляло ему радость, и только это, по его мнению,
ему удавалось.
К сожалению, больше никто не считал, что ему это удается. Когда он стал
взрослым, никто не покупал его работы. А с годами отец (богатый
бизнесмен) начал высмеивать его за лень и бездарность.
Тем временем младший брат, Генри Джеймс, стал всемирно известным
писателем. Сестра, Элис Джеймс, также зарабатывала на жизнь
писательством. Уильям же был в семье эксцентриком, белой вороной.
В отчаянной попытке спасти будущее молодого человека отец задействовал
свои деловые связи, чтобы сына приняли на медицинский факультет Гарварда.
И внушил: это — последний шанс. Если Уильям его проворонит, больше
надежды нет.
Но Джеймс чувствовал себя чужим и лишним в Гарварде. Медицина его не
увлекала. И он не мог отделаться от ощущения, что он самозванец. Ведь
если он не может вылечить себя, откуда у него возьмутся силы, чтобы
лечить других? Однажды, побывав в психиатрическом учреждении, он записал
в дневнике, что чувствует больше родства с пациентами, чем с врачами.
Шли годы. К неудовольствию отца, Джеймс ушел с медицинского факультета.
Но предпочел не возвращаться домой и выслушивать отцовскую критику, а
уехать в дальние края: записался в антропологическую экспедицию в
тропические леса Амазонки.
В 1860-е гг. трансконтинентальные путешествия были трудны и опасны. Если
вы играли в детстве в компьютерную игру Oregon Trail, вы понимаете, о
чем речь: тут вам и дизентерия, и тонущие быки, и все такое.
Все же до Амазонки Джеймс добрался. Как ни странно, его хилое здоровье
выдержало дорогу. Но настоящие приключения были впереди. Началось с того,
что в первый же день экспедиции он подхватил оспу и чуть не умер в
джунглях.
А тут вернулись и спазмы в позвоночнике. Они были настолько болезненны,
что Джеймс не мог ходить. Таким образом, он оказался при последнем
издыхании от оспы, да еще не в состоянии двигаться, да еще в одиночестве
и в середине Южной Америки. (Экспедиция ушла дальше без него.) Как
добираться домой, не известно. К тому же путь занимал месяцы и вполне
мог прикончить и здорового.
В конце концов Джеймс умудрился вернуться в Новую Англию, где был
встречен (еще более) расстроенным отцом. К этому времени он был уже не
мальчиком, а мужчиной лет под тридцать. Но во всем, за что брался,
потерпел крах, и работы не нашел. Тело подводило снова и снова, и
перспективы отсутствовали. Вроде бы столько шансов и возможностей! Но
нет, все срывалось. Казалось, в жизни лишь одно постоянно: страдания и
разочарования. Джеймс впал в глубокую депрессию и хотел наложить на себя
руки.
Но однажды ночью, читая лекции философа Чарльза Пирса, Джеймс решил
провести маленький эксперимент. Он записал в дневнике установку на год:
что бы ни происходило, считать себя ответственным за все события в своей
жизни. В этот год он будет делать максимум возможного, чтобы перебороть
обстоятельства, сколь бы вероятной ни казалась неудача. Если по
прошествии года ничего не выйдет, значит, он и впрямь бессилен перед
обстоятельствами. Значит, останется лишь покончить с собой.
К чему это привело? Уильям Джеймс стал основоположником американской
психологии. Его труды переведены на квадрильон языков, и он считается
одним из самых великих интеллектуалов, философов и психологов своего
времени. Впоследствии он преподавал в Гарварде, объездил с лекциями
Соединенные Штаты и Европу. А еще у него появятся жена и пятеро детей (один
из которых, Генри, станет знаменитым биографом и лауреатом
Пулитцеровской премии). Свой маленький эксперимент Джеймс назовет "возрождением"
и объяснит им все последующие успехи в своей жизни.
Есть простое осознание, которое становится истоком всякого личного
улучшения и роста. Это осознание: мы лично несем ответственность за все,
что происходит в нашей жизни, каковы бы ни были внешние обстоятельства.
Да, события не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем
контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них.
Осознаем мы это или нет, мы всегда отвечаем за происходящее. Иначе и
быть не может. Отказ от интерпретации событий — это все равно
интерпретация событий. Отказ от реакции на события — это все равно
реакция на события. Даже если вас переехала клоунская машина или затюкал
целый класс учеников, ваша ответственность — интерпретировать смысл
события и выбрать правильный отклик.
Нравится нам это или нет, нам всегда принадлежит активная роль в том,
что происходит с нами и внутри нас. Мы всегда интерпретируем смысл
каждого мгновения и каждого события. Мы всегда выбираем ценности,
которыми живем, и критерии, с помощью которых оцениваем события.
Зачастую одно и то же событие может быть и хорошим, и плохим: все
зависит от взгляда на него.
Еще раз повторимся: мы всегда делаем выбор, осознаем мы это или нет.
Всегда.
И не бывает такого, чтобы человеку в принципе ни до чего не было дела.
Не бывает. Хоть до чего-то ему есть дело. Если он говорит, что ему на
всё наплевать, значит, ему на что-то не наплевать.
Отсюда возникает вопрос: на что нам не наплевать? Какой выбор мы сделаем?
Из каких ценностей будем исходить в своих поступках? С помощью каких
критериев будем оценивать свою жизнь? И удачный ли это будет выбор:
хорошие ли ценности и хорошие ли критерии?
Ответственность и иллюзия вины
Когда-то, когда я был намного моложе и глупее, я написал в блоге пост,
который заканчивался такими словами: "Как сказал один великий философ, с
большой силой приходит большая ответственность". Это звучало солидно и
весомо. Я не помнил, кому принадлежат эти слова, а поиск в Google ничего
не дал, но цитату я оставил. Она хорошо соответствовала смыслу поста.
Минут через десять поступил первый коммент: "Видимо, великим философом
вы назвали дядю Бена из фильма "Человек-паук"".
Как сказал другой великий философ: "Тьфу ты!"
"С большой силой приходит большая ответственность". Это последние слова
дяди Бена перед тем, как грабитель, отпущенный Питером Паркером, по
абсолютно необъяснимой причине убивает его на людной улице. Именно этот
великий философ.
Однако цитата у всех на слуху. Ее часто повторяют — обычно с иронией и
после семи кружек пива. Это одна из тех идеальных цитат, которые звучат
здраво, но в реальности сообщают то, что вы уже знали, пусть и не давали
себе труда четко сформулировать.
"С большой силой приходит большая ответственность".
Все так и есть. Но есть другое речение на ту же тему. Оно и впрямь
глубокое, только нужно переставить слова местами: "С большой
ответственностью приходит большая сила".
Чем больше мы делаем выбор в пользу ответственности, тем большей силой
обладаем. Таким образом, взять на себя ответственность за свои проблемы,
значит, сделать первый шаг к их решению.
У меня был знакомый, который был убежден, что ни одна женщина не пойдет
с ним на свидание, поскольку он не вышел ростом. Он был образованным,
интересным и симпатичным — казалось бы, завидная партия! — но его не
покидала уверенность, что при таком росте о свиданиях и думать нечего.
А поскольку он считал себя слишком маленьким, то даже и не пытался
приглашать женщин на свидания. Точнее говоря, несколько попыток было. И
на свидание женщины приходили. Но мой знакомый выискивал в их поведении
знаки, подтверждающие, что он для них не привлекателен. Он убеждал себя,
что не нравится им, даже если на самом деле нравился. И как вы сами
понимаете, никаких перспектив эти встречи не имели.
Он не понимал, что сам выбрал неудачную для себя ценность: рост. Женщин,
полагал он, интересует только рост. А раз так, он обречен.
Выбор ценности лишил его сил и принес неприятную проблему: получалось,
что мир создан для высоких людей. А ведь есть ценности поудачнее. И с
ними его свидания обернулись бы совершенно иначе. Например: "Я хочу
встречаться лишь с теми женщинами, которым нравлюсь такой, какой я есть".
Чем плохо для начала? Этот критерий отдает должное таким ценностям, как
честность и приятие. Но увы, мой знакомый не выбрал эти ценности. Похоже,
он даже не понимал, что выбирает (или может выбрать) некую ценность. Сам
того не ведая, он создавал себе проблемы.
Он во всем был виноват сам, но это не мешало ему жаловаться направо и
налево. "Выбора-то нет, — плакался он барменам, — ничего нельзя поделать!
Женщины пусты и поверхностны. Я никогда не буду им нравиться". О да, это
вина каждой женщины, что ей не нравится придурок с бредовыми ценностями,
купающийся в жалости к себе. Разумеется.
Многие люди боятся брать на себя ответственность за свои проблемы, ибо
полагают, что ответственность за свои проблемы равнозначна вине в своих
проблемах.
Ответственность и вина часто ассоциируются друг с другом в нашей
культуре. А ведь это разные вещи. Если вы попадете под мою машину, я
буду виноват, а в юридическом смысле мне придется отвечать: скажем,
выплачивать компенсацию. Даже если инцидент случаен, все равно я понесу
ответственность. Так работает вина в нашем обществе. Если вы напортачите,
вы "попались": ничего не остается, как исправить ситуацию. И это
правильно.
Однако бывают проблемы, в которых мы не виноваты, но несем за них
ответственность.
Допустим, однажды утром вы проснулись и обнаружили новорожденного
младенца у порога своей квартиры. Вашей вины в этом нет: младенца
подбросили не вы. А вот ответственность имеется. Надо срочно решать, что
делать. И что бы вы ни выбрали — оставить младенца себе, избавиться от
него, оставить на пороге или скормить питбулю, — ваш выбор принесет
проблемы, и ответственны за эти проблемы будете именно вы.
Судьи не выбирают, какие дела им судить. Дело поручают судье, но он не
совершал преступление и не был ему свидетелем, и вообще оно не имеет к
нему отношения. Однако ответственность в данной ситуации он несет. Он
должен думать о последствиях своих поступков. Он должен выбрать критерии,
в соответствии с которыми будет действовать, а затем проследить за
соблюдением этих критериев.
Мы сплошь и рядом ответственны за ситуации, которые не были нашей виной.
Такова жизнь.
Вот как можно разграничить эти понятия. Вина имеет отношение к прошлому,
а ответственность к настоящему. Вина вытекает из уже сделанного выбора,
а ответственность — из выбора, который вы делаете сейчас, каждый день и
каждую минуту. Скажем, вы делаете выбор прочесть эту книгу. Вы делаете
выбор думать об этих понятиях. Вы делаете выбор, принимать или отвергать
эти понятия. Возможно, я виноват в том, что вы считаете мои мысли
слабыми. Однако за свои выводы вы несете ответственность сами. Не ваша
вина, что я написал эту фразу, но вы отвечаете за свое решение прочитать
(или не прочитать) ее.
Можно винить кого-то за вашу ситуацию, но это не означает, что он несет
за нее ответственность. Ответственность несете вы сами. Возможно, в
вашем несчастье виноваты многие. Но ответственность за него не несет
никто. Ибо вы сами выбираете, как смотреть и реагировать на вещи, как
оценивать их. Вы всегда выбираете критерий, в свете которого будете
осмыслять события.
Моя первая подруга дала мне отставку весьма своеобразным способом:
изменила мне со своим преподавателем. Для меня это были незабываемые
ощущения. Незабываемые в том смысле, что раза 253 я ощутил удар под дых.
Хуже того, когда я заговорил с ней об этом, она вообще меня бросила и
ушла к нему. Три года отношений — все в унитаз.
Много месяцев я страдал. Ничего удивительного. Но я также считал, что
подруга несет ответственность за мое состояние. И можете мне поверить,
такой подход ничего хорошего не принес. Я лишь стал несчастнее.
Понимаете, я не мог ее контролировать. Сколько бы я ни звонил ей и ни
кричал на нее, ни умолял вернуться, ни являлся внезапно к ней домой —
вообще сколько бы ни устраивал бессмысленных и беспомощных истерик, — я
не имел власти над ее чувствами и поступками. И что получалось в итоге?
Да, были основания винить ее в моем состоянии. Но она за него не
отвечала. Это была целиком моя ответственность.
Однако после многих слез и многих рюмок мои мысли потекли в другом
направлении. Я начал понимать: хотя она причинила мне боль и, возможно,
виновата передо мной, отныне мое счастье находится в моих собственных
руках. Она не вернется и ничего не исправит. Нужно мне самому браться за
дело.
Когда я избрал этот подход, произошло следующее. Во-первых, я стал
работать над собой. Я стал заниматься спортом и больше времени проводить
с друзьями (которыми раньше пренебрегал). Я стал специально знакомиться
с новыми людьми. Я совершил большую образовательную поездку за рубеж и
занялся волонтерством. И мало-помалу мне полегчало.
Я все еще ненавидел свою бывшую за то, как она поступила. Но во всяком
случае я взял ответственность за свои эмоции. И тем самым выбрал более
адекватные ценности: внимание к своей жизни, желание наладить свой
внутренний мир, а не ждать, когда возлюбленная ко мне вернется.
(Кстати, логика типа "она виновата в моем несчастье" во многом и
послужила причиной разрыва. Но это — тема следующих глав.)
А затем, примерно через год, произошло нечто необычное. Оглядываясь на
наши отношения, я стал замечать проблемы, которые раньше не замечал:
проблемы, в которых был виноват я сам и которые мог бы решить. Я понял,
что подруге было со мной нелегко и что изменила она мне вовсе не вдруг.
Ее можно было понять.
Не хочу сказать, что это ее извиняет, — вот уж нет. Однако признание
ошибок помогло мне понять, что я вовсе не та невинная жертва, какой
воображал себя. Я и сам "хорош", что затянул нездоровые отношения. В
конце концов, у людей, которые встречаются, часто бывают сходные
ценности. И если я долго встречался с женщиной, у которой дерьмовые
ценности, что это говорит обо мне и моих ценностях? На горьком опыте я
узнал: если партнер ведет себя эгоистично и делает тебе больно, то
вполне возможно, что и ты так себя ведешь, сам того не осознавая.
Конечно, задним числом я понимаю, что мог догадаться о некоторых
особенностях характера моей подруги: были признаки, которые я
предпочитал игнорировать и не замечать, когда был с ней. И это — моя
вина. Также задним числом понятно, что она не считала меня парнем своей
мечты. Хуже того, я часто вел себя с ней холодно и высокомерно. Бывало
и такое, что пренебрегал ею или обижал ее. И это тоже моя вина.
Оправдывают ли мои ошибки ее ошибку? Едва ли. Но я взял на себя
ответственность не повторять прежних ошибок и не игнорировать тревожные
признаки, чтобы не наступать на старые грабли еще раз. Я взял на себя
ответственность постараться, чтобы мои будущие отношения с женщинами
сложились намного лучше. И счастлив сообщить, что это получилось.
Никаких больше предательств и измен; никаких 253 ударов под дых. Я взял
на себя ответственность за свои проблемы и поработал над собой. Я взял
на себя ответственность за свою роль в тех нездоровых отношениях и
приложил усилия, чтобы в дальнейших отношениях все было иначе.
И знаете что? Предательство подруги, один из самых тяжелых ударов, какие
я получал, оказалось также одним из самых важных и ключевых событий в
жизни. Благодаря ему мне во многом удалось вырасти. Эта беда научила
меня большему, чем десяток успехов.
Все мы любим нести ответственность за успех и счастье. Да что там! Мы
часто деремся за такую ответственность. Однако ответственность за наши
проблемы намного важнее, ибо многому учит. Именно так мы можем
по-настоящему вырасти. А винить окружающих — только себе больнее делать.
Реакция на трагедию
Но как быть с подлинно ужасными событиями? Многих людей можно уговорить
взять на себя ответственности за то, что у них проблемы на работе или
из-за того, что они сидят перед телевизором, когда должны играть с
детьми или работать. Но когда дело доходит до серьезных трагедий, они не
хотят и слышать об ответственности. И это понятно. Некоторые вещи
слишком болезненны, чтобы говорить об ответственности.
Но задумайтесь: трагичность события не меняет глубинной истины. Допустим,
на вас напали. Разумеется, вы не виноваты. И никто не хотел бы оказаться
на вашем месте. Но, как и в ситуации с младенцем у порога, на вас лежит
ответственность за серьезный выбор. Захотите ли вы дать отпор? Впадете
ли в панику? Застынете ли от ужаса? Позвоните ли потом в полицию? Или
попытаетесь забыть и сделать вид, будто ничего не случилось? Только от
вас зависит, какой выбор вы сделаете и как отреагируете. Вы не выбирали
нападение, но его эмоциональные и психологические (да и юридические)
последствия — это уже ваша ответственность.
В 2008 г. талибы взяли под контроль долину Сват в отдаленной части
северо-восточного Пакистана. Они быстро реализовали свои
мусульманско-экстремистские замыслы. Никакого телевизора. Никаких
фильмов. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчин.
Девочкам нельзя ходить в школу.
В 2009 г. одиннадцатилетняя пакистанская девочка по имени Малала Юсуфзай
выступила против этих запретов. Она продолжала ходить на уроки, рискуя и
своей жизнью, и жизнью отца. Она также посещала конференции в соседних
городах. А в интернете написала: "Как смеет "Талибан" отнимать у меня
право на образование?"
В 2012 г., когда ей было четырнадцать лет, ей выстрелили в лицо. Она
возвращалась домой из школы на автобусе. В автобус ворвался боевик "Талибана"
в маске, вооруженный винтовкой, и спросил: "Кто здесь Малала? Отвечайте,
иначе всех перестреляю". Малала назвала себя (что само по себе
замечательно). Мужчина выстрелил ей в голову при всех пассажирах.
Малала долго лежала в коме и едва не умерла. Талибы публично заявили,
что, хотя она и выжила, они все равно убьют и ее, и ее отца.
Сейчас Малала все еще жива. Она по-прежнему выступает против угнетения и
насилия над женщинами в мусульманских странах. Ее книга стала
бестселлером, а в 2014 г. она получила Нобелевскую премию мира.
Создается впечатление, что выстрел в лицо лишь укрепил ее мужество и
помог быть услышанной. А ведь так легко было поднять лапки кверху и
сказать: "Я ничего не могу сделать". Или: "У меня нет выбора".
Парадоксальным образом, это тоже было бы выбором. Но она выбрала
противоположное.
Несколько лет назад я высказал в своем блоге некоторые мысли, которые
вошли в эту главу. Один мужчина оставил коммент. Он назвал меня мелким и
поверхностным субъектом, который понятия не имеет ни о жизненных
проблемах, ни о человеческой ответственности. Он сказал, что его сын
недавно погиб в автокатастрофе, а я понятия не имею о настоящей боли. По
его словам, только идиот мог возложить на него ответственность за
страдания из-за смерти сына.
Да, этому человеку выпало намного больше боли, чем большинству людей в
жизни. Он не хотел потерять сына, и эта смерть не его вина.
Ответственность за то, чтобы справиться с потерей, была совершенно
непрошенной и нежеланной. И все-таки она была: ответственность за эмоции,
убеждения и поступки. Как реагировать на смерть сына, было его личным
выбором. Боль в той или иной форме неизбежна для каждого из нас, но мы
можем выбрать, что она значит для нас. Даже заявляя, что у него нет
выбора и что он лишь хочет вернуть сына, этот человек делал выбор. Ведь
можно было повести себя по-разному, очень по-разному.
Конечно, ничего этого я не сказал. Я почувствовал ужас: а вдруг я в
самом деле закопался в своих проблемах и потерял связь с реальностью?
Такой риск существует при моей работе. Такова одна из проблем, которые я
выбрал. И одна из проблем, ответственность за решение которых я несу.
Поначалу я почувствовал себя скверно. Но через несколько минут стал
сердиться. Его возражения не имели отношения к тому, о чем я говорил. Я
сказал себе: "Да что ж такое! Если у меня не погиб ребенок, это не
означает, что мне никогда не было тяжело и больно!"
Но затем я последовал собственному совету. Из двух проблем я выбрал
лучшую. А выбор был такой: либо разозлиться на этого человека, полезть в
спор и начать выяснять, чья боль мучительнее. (Тут мы оба выглядели бы
глупо и нечутко.) Либо поработать над своим терпением, попытаться лучше
понять своих читателей, а также не забыть об этом человеке, когда я
снова возьмусь писать о боли и травмах. Я избрал второй вариант.
Я ответил, что сочувствую ему в его утрате. И больше не прибавил ни
слова. А что тут еще можно сказать?
Генетика и карты на руках
В 2013 г. телекомпания BBC взяла полдюжины подростков с
обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) и проследила, как они
проходят интенсивную терапию с целью избавиться от нежелательных мыслей
и навязчивых действий.
Семнадцатилетняя девушка по имени Имоджен испытывала навязчивую
потребность постукивать по каждой поверхности, мимо которой проходила.
Иначе ее захлестывали ужасные мысли о том, что ее семья умрет. Джош
ощущал необходимость делать все обеими сторонами тела: протягивать для
рукопожатия обе руки, принимать еду обеими руками, проходить в двери
обеими ногами и т.д. Если он не задействовал обе стороны, у него
начинались тяжелые панические атаки. Джек был классическим гермофобом:
отказывался выходить из дома без перчаток, кипятил любую воду перед
употреблением и не ел еду, которую не вымыл и не приготовил сам.
ОКР — тяжелое психическое и генетическое расстройство. Вылечить его
нельзя. В лучшем случае можно научиться с ним жить. И как мы увидим,
это возможно, если разобраться с ценностями.
Для начала психиатры, занятые в проекте, сообщали подросткам, что надо
смириться с несовершенством своих навязчивых желаний. Имоджен сходила с
ума из-за того, что ее семья умрет, — ей следует принять, что ее близкие
смертны и ничего тут не поделаешь. Если беда и произойдет, это не ее
вина. Джош должен осознать, что в конечном счете от попыток делать все
действия обеими сторонами тела больше вреда, чем от эпизодических
панических атак. Джеку напоминают: как бы он ни старался, микробы всегда
присутствуют и всегда попадают в его организм.
Детям объясняли, что их ценности не рациональны, да и созданы не ими, а
ОКР. Следуя за иррациональными ценностями, они лишь вредят своей
способности нормально функционировать.
Далее нужно было помочь детям выбрать ценность более важную, чем
ОКР-ценность, и сосредоточиться на ней. Для Джоша это возможность не
скрывать постоянно свое расстройство от друзей и близких и вести
нормальную и адекватную социальную жизнь. Для Имоджен это контроль над
своими мыслями и чувствами, а с ним и обретение душевного покоя. Для
Джека это способность надолго покидать дом, не переживая при этом
мучений.
Отныне эти ценности положены во главу угла. И подростки начинают
интенсивные упражнения по десенсибилизации, позволяющие жить в
соответствии с новыми ценностями. Поначалу у них не ладится. Происходят
панические атаки, льются слезы, Джек гневно отталкивает какие-то
предметы и тут же моет руки. Но к концу фильма налицо серьезный прогресс.
Имоджен больше не нужно стучать по каждой поверхности. Она говорит: "Где-то
в моей подкорке все еще сидят чудовища. И возможно, всегда будут сидеть.
Но сейчас они ведут себя спокойнее". Джош может обойтись без
симметричных действий в течение 25–30 минут. А Джек вообще герой: ходит
в ресторан и пьет из бутылок и стаканов, не вымыв их кипятком. Джек
резюмирует то, чему научился: "Я не выбирал эту жизнь. Я не выбирал это
ужасное-ужасное состояние. Но я могу выбрать, как с ним жить. И мне
нужно выбрать, как с ним жить".
Многие воспринимают рождение с каким-то "недостатком" (вроде ОКР,
низкого роста и т.д.) именно как недостаток: их обделили, лишили чего-то
очень ценного. Они чувствуют, что ничего не могут поделать, а потому
избегают ответственности за ситуацию. Они думают: "Я не выбирал свою
дрянную генетику, а потому не моя вина, если все идет наперекосяк".
Да, это не их вина.
Но их ответственность.
Когда-то в колледже я питал иллюзии, что могу стать профессиональным
игроком в покер. Я выигрывал деньги и всякое такое, и это было классно.
Но почти через год серьезной игры бросил. Сам образ жизни не для меня:
сидеть ночь напролет у экрана компьютера, в один день выигрывать тысячу
долларов, в другой — большую часть из них проигрывать… Да и вообще это
не самый здоровый и не эмоционально стабильный способ заработка. Однако
игра в покер оказала на удивление глубокое влияние на мой подход к жизни.
Красота покера состоит в том, что для победы недостаточно удачи: удача
не определяет результат игры. Можно получить ужасные карты — и разбить
противника, имеющего великолепные карты. Конечно, игрок с великолепными
картами имеет большие шансы выиграть партию, но в конечном счете
победитель определяется — да, вы правильно угадали — выбором, который
каждый делает в течение игры.
Такова вся наша жизнь. Все мы получаем на руки карты. Кто-то получше,
кто-то похуже. Легко повесить нос и почувствовать себя обделенным.
Однако можно поступить иначе: включиться в игру со всем ее риском и
попытаться использовать свои карты. Люди, которые последовательно делают
лучший выбор в имеющихся ситуациях, постоянно выигрывают и в покер, и в
жизни. И далеко не всегда у них на руках лучшие карты.
Есть люди, которые психологически и эмоционально страдают от
неврологических и/или генетических заболеваний. Но это ничего не меняет.
Да, они получили плохие карты и в этом не виноваты. Не более виноваты,
чем виноват в своем росте коротышка, желающий ходить на свидания. Или
чем виновата жертва нападения, что ее обокрали. Однако ответственность
остается при них. Лечить ли психику, проходить ли терапию или оставить
все как есть — это их личный выбор. А еще есть люди с тяжелым детством.
Есть люди, которые подвергались страшному унижению и насилию —
физическому, эмоциональному, финансовому. Они не виноваты в своих бедах
и проблемах, но на них (всегда!) лежит ответственность за то, чтобы жить
дальше, вопреки проблемам, и делать максимально лучший выбор, какой
только позволяют обстоятельства.
И давайте не лукавить. Если взять всех людей с психическими отклонениями,
депрессией или мыслями о самоубийстве; всех людей, которые страдали от
невнимания и насилия; всех людей, которые пережили трагедию или смерть
близкого человека, тяжелую болезнь, травму или несчастный случай, — если
взять их всех и поместить в одну комнату, то в ней окажется все
человечество. Ибо невозможно пройти по жизни и не получить шрамы.
Да, есть люди с более тяжелыми проблемами, чем у остальных. Есть люди,
которые подвергаются насилию. Но сколь бы тяжко и мучительно это ни было,
в конечном счете ничего не меняется: на человеке остается индивидуальная
ответственность.
Мода на виктимность
При неправильном восприятии ответственности/вины люди перекладывают на
других ответственность за решение своих проблем. Умение переложить
ответственность, свалив вину на другого, позволяет испытать временное
облегчение и чувство нравственной правоты.
К сожалению, один из минусов интернета и социальных сетей состоит в том,
что благодаря им стало легче спихивать ответственность (даже за
какую-нибудь ерунду) на другие группы и других индивидов. Эта публичная
игра в вину и стыд стала популярной, а то и модной. Люди рассказывают
всем, как их обидели, и это получает в социальных сетях больше внимания
и эмоционального отклика, чем большинство других событий. Те, кто живет
с вечным ощущением собственной виктимности, находят все больше поддержки
и участия.
Виктимность сделалась модной и для правых, и для левых, и среди богатых,
и среди бедных. Пожалуй, впервые в человеческой истории каждая
демографическая группа ощущает себя жертвой. И все это подается с
колоссальным нравственным негодованием.
Одни недовольны, что на занятиях в университете им задали читать книгу
по расизму; другие — что запретили рождественскую елку в центре города;
третьи — что повысили на полпроцента налоги на инвестиционные фонды. Но
каждый, кто чем-то оскорблен, ощущает себя угнетенным, а потому —
имеющим право возмущаться и пользоваться вниманием.
СМИ поощряют и поддерживают такие настроения, ибо это полезно для
бизнеса. Писатель и медийный комментатор Райан Холидей говорит о "порнографии
возмущения": для СМИ легче (и доходнее) писать не о реальных историях и
реальных проблемах, а о чем-нибудь умеренно оскорбительном — раструбить
о нем как можно шире, спровоцировать возмущение, а у другой части
населения вызвать "вторичное возмущение" этим возмущением. Кусок дерьма
перебрасывается между двумя воображаемыми сторонами, отвлекая каждую от
подлинных общественных проблем. Неудивительно, что в политическом плане
мы более поляризованы, чем когда-либо раньше.
Мода на виктимность хуже всего тем, что отвлекает внимание от реальных
жертв. Как мальчик, который кричал "волки, волки!". Чем больше вокруг
людей, которые якобы пали жертвой какой-нибудь ерунды, тем труднее
разглядеть жертв настоящих.
Люди подсаживаются на чувство обиды как на наркотик: обида — такой улет!
Приятно чувствовать свою правоту и нравственное превосходство.
Политический карикатурист Тим Крайдер написал в колонке The New York
Times: "Возмущение подобно многим другим вещам, которые доставляют
удовольствие, но со временем начинают пожирать нас изнутри. И оно
коварнее большинства пороков, ибо мы не осознаем, что испытываем
удовольствие".
Но мы живем в демократическом и свободном обществе. А значит, мы должны
иметь дело со взглядами и людьми, которые нам не всегда по душе. Это
цена, которую мы платим. А если угодно, в этом весь смысл системы.
Похоже, люди все больше и больше забывают об этом.
Мы должны внимательно выбирать, за что сражаться. И стоит хоть немножко
входить в положение так называемого "врага". К новостям и сообщениям СМИ
подобает относиться со здоровой дозой скептицизма и не судить огульно о
людях, которые не согласны с нами. Во главу угла следует поставить такие
ценности, как честность, прозрачность и готовность сомневаться в таких
установках, как собственная правота, вечный позитив и жажда мести. Эти "демократические"
ценности все труднее сохранять среди постоянного шума и гвалта
социальных сетей. Однако мы должны брать на себя ответственность и
беречь их. Возможно, от этого зависит будущая стабильность наших
политических систем.
Нет никакого "как"
Выслушав все это, многие скажут: "Хорошо, но как? Я понимаю, что мои
ценности никуда не годятся, и что я избегаю ответственности за мои
проблемы, и что я маленькое эгоистичное дерьмо, которое думает, что
вокруг меня и моих неприятностей вращается весь мир. Но как мне
измениться?"
На это могу ответить словами Йоды: "Делай или не делай, нет никакого "как"".
Вы уже делаете выбор, в каждое мгновение каждого дня, о чем заботиться.
Поэтому измениться просто: достаточно изменить объект забот.
Да, все проще простого. Но это легче сказать, чем сделать.
А сделать нелегко, поскольку поначалу вы будете ощущать себя лузером,
самозванцем и придурком. Вы будете психовать. Вы будете срываться.
Возможно, вы будете устраивать сцены жене, друзьям или отцу.
Безболезненно старые ценности не уйдут: за смену ценностей и приоритетов
придется заплатить.
Все просто, но дается очень и очень нелегко.
Рассмотрим некоторые побочные эффекты. Готов биться о заклад, что у вас
появится неуверенность. "А может, ну его? Правильно ли я поступаю?"
Отказ от ценности, на которую вы опирались годами, может
дезориентировать. Вы можете почувствовать себя так, словно не способны
отличать правильное от неправильного. Это сложно, но это в порядке вещей.
Затем вы почувствуете себя неудачником. Ведь вы полжизни судили о себе в
свете старой ценности. Когда вы измените приоритеты и критерии, начнете
вести себя иначе, без ваших старых и испытанных критериев вы ощутите
себя самозванцем и нулем. И это тоже нормально, хотя и неуютно.
И конечно, вы столкнетесь с отказами. Многие из ваших жизненных
отношений были выстроены вокруг старых ценностей. И как только вы
измените ценности — решите, что учеба важнее вечеринок, женитьба и семья
важнее безудержного секса, а полезная людям работа важнее денег, — этот
переворот отразится на всех ваших отношениях. Многие из них рухнут. И
это нормально, хотя и неуютно.
Все это необходимые, пусть болезненные, побочные эффекты смены
приоритетов, переключения сил на вещи более важные и более достойные.
Когда вы будете переосмыслять ценности, вы все время будете сталкиваться
с внутренним и внешним сопротивлением. И прежде всего вы ощутите
неуверенность: а правильно ли поступаете?
И как мы увидим, это хорошо.
index
www.pseudology.org
|
|