1973, Пер. с нем. Э. Телятниковой, 1994
Эрик Фромм
Анатомия человеческой деструктивности
Книга Эриха Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" посвящена философскому переосмыслению самой острой проблемы нашего времени — Природе разрушительного в Индивиде, в социуме и в истории. В этой основополагающей работе Э.Ф.ромм, формируя целостное представление о реформированном Психоанализе, раскрывает широчайшую панораму биологических, психологических и антропологических учений.

Телятникова Э.М. Эрих Фромм. Биографическая справка

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм.

Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной Духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский Языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о Жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне, начало которой юноша встретил с болью и недоумением (1914 г)..

Одновременно он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: прелестная молодая Женщина, художница, друг семьи, совершила самоубийство после Смерти своего старого, больного Отца. Последняя её Воля состояла в том, чтобы её похоронили вместе с Отцом. Эрих мучительно размышляет над вопросами Жизни и Любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была Любовь этой Женщины к Отцу, что единение с ним (даже в Смерти) она предпочла всем радостям Жизни. Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь Психоанализа. Он стал пытаться понять Мотивы человеческого Поведения.

В 1918 г. он начинает изучать Психологию, Философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года он стал доктором Философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте Психоанализа в Берлине. Фромм рано познакомился с философскими работами К. Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями Гуманизма, понимаемого как полное освобождение Человека, а также создание возможностей для его самовыражения.

Другим важнейшим источником личных и профессиональных интересов Фромма в 20-е гг. становится Психоанализ Зигмунда Фрейда. Первой женой Фромма была Фрида Райхман — образованная Женщина, психолог; и Эрих, который был значительно моложе Фриды, под её влиянием увлекся клинической Практикой Психоанализа. Они прожили вместе всего четыре года, но на всю Жизнь сохранили дружеское расположение и способность к творческому сотрудничеству.

Третьим духовным источником для Фромма был малоизвестный автор Иоганн Якоб Бахофен. Его учение о материнском праве впоследствии стало для Фромма важным аргументом, опровергающим фрейдовскую теорию "Либидо".

В 20-е гг. Фромм познакомился с учением Буддизма, которое воспринял как озарение, и был верен ему до глубокой старости.

В 1927-1929 гг. Фромм начинает много печататься. Известность ему принесло выступление с докладом" психоанализ и социология", а затем публикация статьи под названием "О методе и задачах аналитической социальной Психологии: замечания о Психоанализе и историческом Материализме".

Почти десять лет (1930-1939) его судьба связана с Франкфуртским институтом социальных исследований,

который возглавлял Макс Хоркхаймер. Фромм руководит здесь отделом социальной Психологии, проводит серию эмпирических исследований среди рабочих и служащих и уже к 1932 г. делает вывод о том, что рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера. В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда вскоре перебазируется и Хоркхаймер со своим институтом. Здесь ученые вместе продолжают исследование социально-психологических проблем авторитарности, а также выпускают периодическое издание "Журнал социальных исследований".

В 40-е гг. конфронтация с Адорно и Маркузе приводит к отходу Фромма от франкфуртской школы. Оторвавшись от "немецких корней", он полностью оказывается в американском окружении: работает во многих учебных заведениях, участвует в различных союзах и ассоциациях американских Психоаналитиков. Когда в 1946 г. в Вашингтоне создается Институт Психологии, психиатрии и Психоанализа, Фромм активно включается в систематическую подготовку специалистов в области Психоанализа. Но Фромм никогда не был ординарным профессором какой-либо кафедры, он всегда читал свой курс на "междисциплинарном "уровне и, как никто, умел не только связать воедино данные антропологии, политологии и социальной Психологии, но и проиллюстрировать их фактами из своей клинической Практики.

В 50-е гг. Фромм отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию Личности, которую сам назвал "радикальным Гуманизмом".

Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной Психологии и социологии. Это потрясение, которое Фромм сам перенес в Связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и Необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно Практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что Неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими Факторами, что влечения и Инстинкты — это совершенно недостаточная детерминанта Поведения людей в индустриальном обществе.

"Невозможно перечислить всех радикальных гуманистов со времен Маркса, — говорит Фромм, — но я хотел бы назвать следующих: Торо, Эмерсон, Альберт Швейцер, Эрнст Блох, Иван Иллич; югославские философы из группы" праксис": М. Маркович, Г. Петрович, С. Сто-янович, С. Супек, П. Враницки; экономист Э.Ф.. Шумахер; политический деятель Эрхард Эпплер, а также многие представители религиозных и радикально-гуманистических союзов в Европе и Америке XX века".

Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам:

- производство должно служить Человеку, а не экономике;
- отношения между Человеком и Природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;
- антагонизмы повсюду должны быть заменены отношениями солидарности;
- высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий;
- не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостоянию Человека;
- каждый Человек должен быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в неё.
После окончания второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря (в городе Куэрно-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США.

50-е годы примечательны интересом к социально-теоретическим и социально-политическим проблемам. Труды этих лет: лекции" психоанализ и Религия", анализ эпоса "Сказки, мифы и сновидения" (1951), две философские работы —" здоровое общество" (1955) и "Современный Человек и его будущее" (1959), а также много публичных выступлений, докладов и статей. Он участвует в политической деятельности, в разработке программы американской социал-демократической федерации (СДФ), в которую вступил ненадолго, пока не убедился, что социал-Демократия сильно" поправела".

Трудно поверить, что в самом начале 60-х гг. (т.е. задолго до того, как кто-либо из Политиков заговорил о возможности разрядки в отношениях между двумя сверхдержавами) Фромм писал о "деструктивном потенциале американского антикоммунизма" и о Необходимости" здорового рационального Мышления ради Безопасности во всем мире". Кто-то, быть может, помнит, что осенью 1962 г. Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению.

Анализ "кибернетического общества", проделанный Фроммом в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной "типологии социальных Характеров": общество Отчуждения "опредмечивает "Человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей — вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без сомнения, создает особый "деструктивный тип Личности", который становится Угрозой для самого существования человечества.

Последние 11 лет (с 1969 по 1980 г). Фромм живет в Швейцарии (Локарно), пишет по-английски и по-немецки, печатается во всех странах мира и с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией после долгих лет разлуки с Европой.

70-летний ученый не только не чувствует себя стариком, но и в Жизни и в Творчестве переживает подлинный расцвет. Он пишет в эти годы свою "интеллектуальную биографию" под названием" по ту сторону от иллюзий"; две важнейшие работы, которые сам он называл "труды моей души":"Психоанализ и Дзэн-Буддизм" и "Душа Человека". В конце 60-х гг. он завершает работу над книгой "Революция Надежды" и вплотную берется за исследование проблем агрессивности. Труд оказался безмерным, но спустя пять лет он принес весьма зримый результат: книгу объемом 450 страниц, которой автор намеренно дал очень строгое и точное название "Анатомия человеческой деструктивности". Непосредственно над книгой Фромм работал с 1968 по 1973 г., но подготовка к ней шла более трех десятилетий, ибо исходным пунктом своих научных размышлений об истоках Агрессии сам автор считает собственные первые исследования авторитарности, а также изучение и описание Характера Гитлера ("Бегство от свободы", 1941). Позднее в ученом мире большая работа Фромма была оценена как оригинальная теория Личности. Эта книга ещё больше усилила интерес европейцев к Творчеству Фромма, особенно после выхода в свет его книги "Иметь или быть". Последней публикацией при Жизни стала давно задуманная книга о Фрейде.

Когда Фромма не стало, его ассистент подготовил к изданию в Германии Полное собрание сочинений в 10 томах, а швейцарский журналист Ханс Юрген Шульц воспроизвел запись 10 радиобесед с Фроммом и издал их в книге под названием "О Любви к Жизни".

Содержание

 
www.pseudology.org