Я не избалован
официальными почестями и был настроен на то, что смогу обойтись и без
них. Но не буду спорить: меня очень обрадовало присуждение Премии Гёте
города Франкфурта. В этом есть нечто, что особенно согревает фантазию, а
одно из её положений устраняет унижение, которым обычно сопровождаются
подобные награждения.
Хочу выразить Вам особую благодарность за письмо, оно меня взволновало в
изумило. Отвлекаясь от доброжелатель|. аого углубления в характер моей
работы, Я никогда ранее не находил осознанными С такой ясностью, как у
Вас, скрытые личные намерения и хотел бы спросить, откуда Вы это знаете.
К сожалению, из Вашего письма моей дочери мне стало известно, что Я не
увижу Вас в ближайшее время, а отсрочка в мои годы всегда рискованна.
Разумеется, Я охотно приму упомянутого Вами господина (д-ра Михеля).
К сожалению, на торжество во Франкфурт Я не смогу приехать, слишком слаб
для этой акции. Собравшиеся ничего при этом не потеряют, на мою дочь
Анну, конечно же, приятнее смотреть и приятнее слушать её, чем меня. Она
зачитает несколько тезисов, которые рассматривают отношение Гёте и
психоанализа и защищают самих аналитиков от упрека в том, что попытками
психоаналитического исследования Гёте они нанесли ущерб должному
благоговению перед Великим. Надеюсь таким способом охватить предложенную
мне тему "Внутреннее отношение человека и исследователя к Гёте", либо Вы
будете так любезны, что отговорите меня от этого.
Приветственная речь во франкфуртском Доме Гёте
Труд всей моей жизни был подчинен одной-единственной цели. Я наблюдал
тонкие расстройства психической деятельности у здоровых и больных и
хотел, опираясь на их признаки, открыть - или, если хотите, разгадать, -
как устроен аппарат, обслуживающий эту деятельность, и какие силы в нем
взаимодействуют и противодействуют. То, что мы - Я, мои друзья и коллеги
- могли узнать на этом пути, казалось нам важным для построения
психологии, позволяющей понять нормальные и патологические процессы как
части одного и того же естественного развития событий.
Ваша неожиданная для меня награда отзывает меня из такой ограниченности.
Вызывая к жизни образ великого универсального гения, родившегося в этом
доме, прожившего в этих комнатах свое детство, она как бы призывает
оправдаться перед ним, задает вопрос о том, как он повел бы себя, если
бы его внимательный к любому новшеству в науке взгляд упал и на
психоанализ.
Своей многосторонностью Гёте очень похож на Леонардо да Винчи, великого
мастера Ренессанса; подобно ему, он был художником и исследователем. Но
образы людей никогда не могут повториться, нет недостатка в глубоких
различиях и между этими двумя гениями. В натуре Леонардо да Винчи
исследователь не уживался с художником, он мешал ему и в конце концов,
видимо, подавил его. В жизни Гёте обе индивидуальности уживались друг с
другом, время от времени преобладая одна над другой. Можно сказать, что
расстройство Леонардо связано с той задержкой в развитии, которая
удалила из сферы его интересов все эротическое, а заодно и психологию. В
этом пункте сущность Гёте смогла развернуться свободнее.
Думаю, Гёте не отверг бы, как многие наши современники, психоанализ за
его неприемлемый образ мыслей. Он сам в некоторых случаях приближался к
психоанализу, а в его представлениях было много такого, что мы с той
поры сумели подтвердить, а некоторые взгляды, из-за которых нас
подвергли критике и насмешкам, казались ему само собой разумеющимися.
Так, например, ему была хорошо известна безусловная сила первых
эмоциональных связей человека. Он прославлял их в Посвящении к "Фаусту",
в поэтических фразах, которые мы могли бы повторять при каждом случае
психоанализа:
Вы снова здесь, изменчивые тени,
Меня тревожившие с
давних пор,
Найдется ль, наконец,
вам воплощенье
Или остыл мой молодой
задор?
Вы воскресили прошлого картины,
Былые дни, былые вечера,
Вдали всплывает сказкою
старинной
Любви и дружбы первая
пора.
(Пер. Б. Л. Пастернака)*
Он давал отчет своим самым сильным любовным увлечениям, испытанным в
зрелом возрасте, обращаясь к своей возлюбленной: "О, ты была в былые
времена моя сестра или моя жена".
Тем самым он не оспаривал неизбывную склонность рассматривать лиц
собственного семейного круга в качестве объекта.
Содержание сновидений Гёте описывает весьма впечатляющими словами:
Все, о чем мы в вихре
дум
И не вспомним днем,
Наполняет праздный ум
В сумраке ночном.
(Пер. В. Леечка)*
За этим очаровательным стихом мы узнаем давно оцененное, бесспорное
высказывание Аристотеля о том, что сновидения - это продолжение нашей
душевной деятельности в состоянии сна, высказывание, совместимое с
признанием бессознательного, которое впервые ввел психоанализ. Лишь
загадка искажения в сновидениях не находит при этом решения.
В своём, может быть, наиболее выдающемся произведении "Ифигения" Гёте
демонстрирует нам трогательный пример искупления, пример освобождения
страдающей души от давления чувства вины, и этот катарсис осуществляется
благодаря страстному излиянию чувств под благотворным влиянием
дружеского соучастия. Да, он сам неоднократно пытается оказать
психиатрическую помощь, например, тому несчастному, именуемому в письмах
Крафтом, профессору Плессингу, о котором он рассказывает в "Campagne in
Frankreich", а метод, который он применял, выходит за пределы
католической исповеди и в характерных деталях соприкасается с техникой
нашего психоанализа.
Один пример психотерапевтического воздействия, в
шутку приведенный Гёте, Я хотел бы изложить здесь подробно, потому что
он, возможно, мало известен и тем не менее очень характерен. Из письма
госпоже фон Штайн (№ 1444 от 5 сентября 1785 г).: "Вчера вечером Я
проделал психологический трюк. Гердер все еще была в сильнейшей
ипохондрии в связи со всеми неприятностями, что приключились с ней в
Карлсбаде. Это особенно касается соседки. Я заставил её все рассказать
мне и во всем исповедаться, в чужих злодеяниях и собственных ошибках, с
мельчайшими подробностями и последствиями, а в конце концов отпустил ей
грехи и под этим соусом шутливо дал ей понять, что со всем этим
покончено и брошено глубоко в морскую пучину. Она сама позабавилась над
этим и теперь действительно излечена".
Гёте всегда высоко оценивал Эрос, никогда не пытался приуменьшить его
мощь, к его примитивным или шаловливым проявлениям относился с неменьшим
почтением, чем к возвышенным, и, как мне кажется, свою сущность выражал
во всех его формах не менее решительно, чем в доплатоновские времена.
Да, возможно, это всего лишь случайное совпадение, когда Гёте в
"Избирательном сродстве" применил к любовной жизни идею из круга
химических представлений, связь, о которой свидетельствует само название
психоанализа.
Я готов к упреку, что мы, психоаналитики, лишились права находиться под
покровительством Гёте, потому что оскорбили заслуженное им благоговение,
пытаясь его самого подвергнуть психоанализу и низводя великого человека
до объекта аналитического исследования. Впрочем, Я оспариваю прежде
всего то, что это подразумевает или означает низведение.
Все мы, почитающие Гёте, не имели ничего против стараний биографов,
желающих восстановить его жизнь по имеющимся сведениям и записям. Но
какой нам прок от этих биографий? Даже лучшая и самая полная из них не
могла бы дать ответ на два вопроса, которые сами по себе кажутся
достойными изучения.
Она не прояснила бы загадку чудесного дара, создающего художника, и не
смогла бы помочь нам лучше постичь ценность и воздействие его работ. И
все же такая биография несомненно удовлетворит нашу сильную потребность.
Мы весьма отчетливо ощущаем это, когда скудость исторических преданий
лишает данную потребность удовлетворения, например, в случае с
Шекспиром. Безусловно, нам всем неприятно, что мы все еще не знаем, кто
на самом деле написал комедии, трагедии и сонеты Шекспира:
необразованный сын страдфордского мещанина, достигший скромного
положения лондонского актера, или все же высокородный и прекрасно
образованный, страстный, до некоторой степени деклассированный
аристократ Эдвард де
Вер, семнадцатый граф Оксфордский, потомственный
Великий лорд Англии Чемберлен. Но что оправдывает потребность получить
сведения об обстоятельствах жизни человека, чьи труды приобрели для нас
такое значение? Вообще говорят, что это желание приблизить к нам такую
личность как человека. Пусть будет так; итак, это потребность обрести
эмоциональную связь с такими людьми, поставить их в один ряд с отцами,
учителями, примерами для подражания, чье влияние мы уже испытали, в
надежде, что эти личности будут такими же великолепными и
восхитительными, как и их работы, которыми мы располагаем.
И все-таки нам следует признать, что в игре присутствует еще один мотив.
Оправдание биографа содержит также признание. Биограф хочет не
принизить, а приблизить героя. Но это значит сократить дистанцию,
отделяющую нас от него, т. е. действовать все же в направлении
принижения. А если мы больше узнаем о жизни великой личности, то
неизбежно услышим о случаях, когда эта личность поступила не лучше, чем
мы, и по-человечески действительно приблизилась к нам. Я тем не менее
считаю, что мы признаем старания биографов правомерными. Наше же
отношение к отцам и учителям амбивалентно, ведь наше уважение к ним
постоянно прикрывает компоненты вражды и сопротивления. Это
психологический рок, не поддающийся изменению без насильственного
подавления истины, и он должен распространяться на наше отношение к
великим людям, чьи биографии мы намерены исследовать.
Когда психоанализ ставит себя на службу биографии, он, естественно,
имеет право на то, чтобы с ним обращались не жестче, чем с самими
биографами. психоанализ может привести некоторые объяснения, которые
невозможно получить другими путями, и выявить новые взаимосвязи в
переплетениях, нити от которых тянутся к влечениям, переживаниям и
работам художника. Поскольку одной из важнейших функций нашего мышления
является психическое овладение материалом внешнего мира, Я полагаю, надо
быть благодарными психоанализу, который, будучи примененным к великому
человеку, содействует пониманию его великих достижений. Но Я признаю,
что в случае Гёте мы еще не многого добились. Это происходит оттого, что
кроме открытого и признанного поэта Гёте, несмотря на изобилие
автобиографических записей, существует Гёте, тщательно окутывавший себя
тайной. И здесь мы не можем не вспомнить слова Мефистофеля: Все лучшие
слова, какие только знаешь, Мальчишкам ты не можешь преподнесть.
Оглавление
www.pseudology.org
|