| |
Перевод
Долгова К.М. — М.: Республика, 1995, ISBN 5250025226
Под ред.
Р. Ф. Додельцева, 1995. — 400 с.: ил
|
Р.Ф.
Додельцев, К. М. Долгов |
Художник и фантазирование
психоанализ
искусства
|
Примат интеллекта маячит
в очень, очень неблизкой,
но все-таки,
по-видимому, не в бесконечной дали.
3. Фрейд
Более полувека прошло после смерти Зигмунда Фрейда — австрийского
психолога и мыслителя, основоположника психоанализа. Такая историческая
дистанция позволяет объективно оценить его теорию, вызвавшую в свое
время и бурю восторгов, и шквал возмущений.
Мы не можем не воздать должное человеку, имевшему мужество разрушать
предрассудки, стремившемуся к познанию самых темных и, по общему мнению,
самых запретных сфер человеческой психики. При изучении бессознательного
Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциаций, позволившим ему
расшифровывать значение бессознательных мыслей и действий индивида,
раскрывать содержание фантазий и сновидений, которые, как оказалось,
тесно связаны с реальной жизнью людей. Ему удалось описать
функционирование бессознательного с помощью анализа обмолвок, ошибок,
описок, ошибочных действий, а также таких симптомов, как страх, фобия,
навязчивые идеи, которые представляют собой символические замещения
желаний, подавленных, или вытесненных в бессознательное, вследствие их
несовместимости с существующими социальными нормами и запретами.
В
столкновении принципа
удовольствия, требующего немедленного
удовлетворения влечений, с принципом реальности, объективно
ограничивающим индивидуальные побуждения, Фрейд увидел истоки
психических неврозов и социальных конфликтов. Он констатировал
драматический конфликт культуры с эгоистическими устремлениями людей и
выдвинул парадоксальное и апокалипсическое положение: с развитием
культуры у ее носителей возрастает внутреннее ощущение вины, страха.
Выдвинутая Фрейдом концепция либидо, а также изучение генезиса либидо
позволили ему выстроить стройную и содержательную археологию личности,
которая по сей день вызывает неподдельный интерес со стороны всех, кто
так или иначе занимается исследованиями проблем человека.
В высшей степени конструктивный ум Фрейда воздвигает, наряду с
собственно научными теориями, построения, находящиеся гораздо ближе к
мифологии, искусству, художественному образу. Так, Фрейд оперирует
образами Эроса и Танатоса, противоположных начал, олицетворяющих жизнь и
смерть, находящихся в вечной борьбе друг с другом и в конечном счете
уравновешивающих живое и мертвое, бытие и ничто. Образ-конструкция
психических инстанций "Оно", "Я" и "Сверх-Я" со всей сложностью их
взаимоотношений тоже способен вызвать восхищение воображением Фрейда.
психоанализ на глазах всего мира превратился из узконаучной дисциплины,
занимавшейся психическими "механизмами", "реакциями", "инстинктами" и т.
п., в дисциплину, изучающую самые фундаментальные проблемы и ценности
человеческого бытия и сознания: истину, любовь, добро, разум, совесть,
свободу, справедливость и другие.
Человеческая душа становится главным объектом изучения психоанализа
Фрейда. Думается, Эрих Фромм — один из самых известных последователей
Фрейда — справедливо писал, что Фрейд "последний великий представитель
рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он
осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект.
Фрейд показал, что разум — ценнейшее и человечнейшее из качеств человека
— сам подвержен искажающему воздействию страстей и только понимание этих
страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он
показал как силу, так и слабость человеческого разума и возвел в
руководящий принцип новой терапии слова: "Истина сделает вас
свободными"'. С этих и только с этих позиций следует рассматривать
теоретическое наследие Зигмунда Фрейда, ибо только в этом случае
раскроется все богатство его идей, которые органически включились в
современную науку о человеке, в 'интеллект" современного гуманизма,
генерирующего новые мысли и идеи.
Великая заслуга Фрейда перед наукой и человечеством состояла в том, что
он с помощью строгой науки взялся врачевать человеческую душу. А это
значит научить человека смотреть на мир и на самого себя открытыми
глазами, видеть мир вокруг и внутри себя такими, каковы они есть, со
всеми достоинствами и недостатками, со всем тем, что в них есть хорошего
и плохого, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного,
доброго и злого, совершенного и извращенного. Это значит сделать
человека человеком, личностью, независимой и свободной, способной
внимать себе и другим, уважать и любить и себя, и других, отвечать за
свои деяния, мысли и поступки, как и за деяния других людей, жить по
совести, с достоинством и честью. Это значит научить человека видеть все
то, что скрывается в глубинах его психики и естества, и вовсе не для
того, чтобы избавиться от всего негативного, что в них содержится, но
для того, чтобы учитывать это в своей жизни и деятельности: не исключать
из своей жизни бессознательное, а включать его в свою жизнь, и чем в
большей степени, тем лучше, ибо личность от этого становится более
богатой, уникальной и разносторонней. Словом, Фрейд помогает нам многие
беды превратить или обратить во благо и на благо, если мы сумеем лучше
понять самих себя и других, понять, что личность есть самое ценное в
существующем мире и следует делать все, чтобы тот или иной человек стал
личностью яркой, глубокой и неповторимой.
Исследователи Фрейда еще и сейчас спорят, был ли он оптимистом или
пессимистом. Его мировоззренческий пафос неоднозначен. Будущее для него
драматично и чревато неожиданностями — Фрейд не только готов к этому, но
и верит, что оно лучше настоящего, ибо сила человека в его способности
спокойно осознавать свои слабости. По его мнению, эта способность
позволяет ему как стоически переносить жизненные тяготы, так и
преодолевать их. Его теория стремится дать нам возможность вырваться из
вечного круговорота одного и того же. "Где было Оно, должно стать Я"
(бессознание будет осознано) — вот теоретическое обоснование фрейдовских
упований на будущее. Стефан Цвейг2** справедливо сказал о Фрейде, что он
не делает человечество счастливее, он делает его сознательнее.
------------------------
Фромм Э. психоанализ и религия // Сумерки богов. М„ 1989. С. 147.
Нет сомнений, что Фрейд оставил глубокий след в культуре XX в., совершил
своеобразный переворот во взглядах на человека, культуру,
социально-психологические механизмы общественной жизни. Неоспоримо и
другое: многие идеи и теории Фрейда видоизменялись, оспаривались и
отвергались даже его верными последователями. Мы вправе восхищаться его
прозрениями и гипотезами, но не можем забывать об исторической
ограниченности психологии и других научных дисциплин, на которые
опирался Фрейд, на позитивистские, физикалистские моменты в мышлении
конца XIX — начала XX столетия. Фрейдовское учение и сегодня открыто для
развития, интерпретаций и исправлений. Здесь мы остановимся на некоторых
результатах его психоанализа искусства.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в маленьком моравском городке
Пршибор. Когда Зигмунду было три года, его отец в результате
экономического кризиса потерял состояние; семья переехала в Вену, и
наступили долгие годы житейских трудностей. Окончив гимназию первым
учеником, он встал перед необходимостью выбора профессии. Об этом
моменте жизни сам Фрейд пишет: "Хотя мы жили в очень стесненных
условиях, мой отец потребовал, чтобы в выборе профессии я следовал
только своим склонностям. Особого предпочтения положению и деятельности
врача в те юношеские годы (как, впрочем, и позже) я не чувствовал.
--------------------
2 «Большими звездочками в тексте обозначены примечания переводчика,
помещенные в конце книги. Маленькими звездочками обозначены постраничные
примечания переводчика.
Арабскими цифрами — постраничные примечания 3.
Фрейда. — Примеч. ред.
Скорее мною двигал вид любознательности, относящейся гораздо более к
человеческим отношениям, чем к естественным объектам, и я даже не
признавал ценности наблюдения как основного средства ее удовлетворения".
К медицине его склонили популярность учения Дарвина и работа над лекцией
о статье Гёте "Природа"*. Короче, выбор профессии не имел глубоких
внутренних причин. Сам Фрейд однажды сказал, что сорок лет медицинской
практики достаточно убедили его, что он никогда не был врачом в
подлинном смысле этого слова. Видимо, это и объясняет постоянный и
нарастающий с годами интерес Фрейда к метапсихологическим и
общегуманитарным проблемам.
Итак, в 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венского
университета, а в 1881 г. сдал выпускной экзамен. Профессиональную
деятельность Фрейд начинает как невролог в Институте физиологии, а затем
как практикующий врач в Венской общей клинике. В 1885 г. он стал
доцентом невропатологии в Венском университете. В 1885—1886 гг. он
полгода стажируется в Париже в клинике Шарко*, который оказал на Фрейда
значительное влияние и привлек его интерес к психологической стороне
невропатологии. После этой стажировки он открывает частную практику, а
полгода спустя сбывается его долгожданная мечта — он женится на Марте
Бернайс*, впоследствии родившей ему шестерых детей.
Поначалу в своей практике Фрейд использует традиционные средства:
электротерапию, массаж и лечебные ванны. Затем обращается к гипнозу, а
позднее, с подсказки Йозефа Брейера*, обнаруживает, что если пациент в
состоянии гипноза вспоминает во всех деталях исходную ситуацию, в
которой появились признаки истерии, то соответствующий симптом исчезает.
На этой основе рождается новый метод, названный Брейером и Фрейдом
"катарсическим". Они публикуют книгу "Очерки по истерии" (1895),
положившую начало их собственной методике, а затем и оригинальной
психологической теории — психоанализу. Первый шаг к психоанализу Фрейд
делает, открыв, что первоначальная, ведущая к невротическим симптомам
психическая травма постоянно затрагивает сексуальную сферу и вытесняется
из сознания в бессознательное.
В 1900 г. Фрейд публикует "Толкование сновидений", одну из основных
своих работ, ставшую поворотным пунктом в психослогии, где он переходит
от патологических проявлений психики к ее нормальным состояниям и тем
самым превращает психоанализ из ответвления психопатологии в новую науку
о душе, необходимую для понимания нормальных людей. С этого момента
начинается развитие и распространение оригинальной психологической
теории и связанного с ней психоаналитического движения.
Отметим основные направления деятельности и достижения Зигмунда Фрейда в
последующие сорок лет его жизни. Работы по отдельным темам психоанализа:
"Психопатология обыденной жизни" (1901), "Замечания об одном случае
невроза навязчивости" (1909), "Печаль и меланхолия" (1917), "Отрицание"
(1925), "Торможение, симптом и страх" (1926). Работы по истории
психоанализа и его теории: "К истории психоаналитического движения"
(1914), "Лекции по введению в психоанализ" (1917), "По ту сторону
принципа удовольствия" (1919), "Я и Оно" (1923), "Продолжение лекций по
введению в психоанализ" (1932). Работы о культуре, искусстве, работы по
социологии: помимо включенных в данный сборник — "Тотем и табу" (1913),
"Массовая психология и анализ человеческого Я" (1921), "Будущее одной
иллюзии" (1927), "Моисей и монотеистическая религия" (1939).
Психоаналитическая теория постепенно расширяла сферу своего влияния: с
1902 г. четыре венских врача — Альфред Адлер*, Рудольф Райтлер, Макс
Кахане и Вильгельм Штекель* — регулярно по средам встречаются на
квартире Фрейда для дискуссий. Скоро группа вырастает до 21 человека, к
ней присоединяются ученые из ряда других стран. В 1908 г. создается
Австрийское психоаналитическое объединение, в 1910 г: — "Международное
психоаналитическое объединение", существующее по сей день. Движение
переживало периоды раздоров, взлетов, падений, но и сегодня представляет
влиятельную силу.
После захвата Австрии нацистами в марте 1938 г. над жизнью Фрейда
нависла опасность. После усилий, предпринятых мировой демократической
общественностью, он эмигрировал в Англию, где и умер 23 сентября 1939 г.
Фрейд любил искусство, особенно классическую литературу, живопись и
скульптуру, и, естественно, в своих исследованиях не мог обойти
искусство и процесс художественного творчества. Но Фрейд прежде всего
был психологом. Эстетика, как таковая, его не увлекала. Фрейдовские
исследования в области искусства направляются и ограничиваются
потребностями его психоаналитической теории. В 1919 г. он писал:
"Психоаналитик лишь изредка чувствует побуждения к эстетическим
изысканиям и уж не в том случае, когда эстетику сужают до учения о
прекрасном, а когда представляют ее учением о качествах нашего чувства.
Он работает в других слоях психической жизни...
Все же иногда он
вынужден заинтересоваться определенной областью эстетики, и в таком
случае это обычно область, пренебрегаемая профессиональной эстетической
литературой" (см. здесь и далее данное издание, с. 265). В этих редких
экскурсах искусство берется им всегда в определенном аспекте: роль
искусства в психике художника и зрителя или читателя, в духовной жизни
человечества и искусство как свидетельство бессознательных конфликтов
художника. Развиваемые в этом направлении взгляды Фрейда на искусство
образуют весьма однородное целое с его психологией человека,
метапсихологией культуры.
Подход правомерный, но он требует, однако, ограничивать притязания
исследователя. Самому Фрейду доставало скромности: он неоднократно
подчеркивал, что красота недоступна психоаналитическому методу, что
психоаналитик должен "сложить оружие перед проблемой художника".
Впрочем, некоторым приверженцам психоанализа такой сдержанности не
хватало, их исследования страдали редукционизмом, сводили эстетические и
искусствоведческие проблемы к психологическим. Не случайно Герман
Гессе*, высоко ценивший Фрейда и неоднократно поддерживавший его,
написал критическую статью "Психология недоучек"', посвященную такого
рода исследованиям. Нельзя не согласиться с его оценкой:
"Психоаналитический метод исследования позволил глубоко проникнуть в
механизмы и закономерности проявления поэтической души, но он не
позволил сказать решительно ничего о том истинно важном, что таится в
любом произведении искусства: об уровне мастерства, достигнутого в
нем"2.
Безусловно, психоанализ не раскрывает тайну искусства, он
способен в известной мере раскрыть побудительные мотивы и механизмы
художественного творчества (фантазирования), не больше того. Вопрос о
качестве результатов этой деятельности находится за пределами
компетенции психоаналитического исследования В данном сборнике собраны
все работы Фрейда, посвященные непосредственно вопросам художественного
творчества и психоанализу биографий и творчества отдельных художников.
Здесь, в предисловии, мы ограничимся общей характеристикой взглядов
австрийского мыслителя на искусство, на художественное творчество в
целом, на психический мир отдельных художников.
Начнем с личного отношения Фрейда к искусству. Сам он описывал его так:
"Хочу сразу же оговориться, что я не большой знаток искусства, скорее
дилетант. Часто я замечал, что содержание художественного произведения
притягивает меня сильнее, чем его формальные и технические качества,
которым сам художник придает первостепенное значение. Для оценки
многочисленных средств и некоторых воздействий искусства мне,
собственно, недостает правильного понимания...
И все же произведения
искусства оказывают на меня сильное воздействие, в особенности
литература и скульптура, в меньшей степени живопись. Я склонен, когда
это уместно, долго пребывать перед ними и намерен понимать их по-своему,
то есть постигать, почему они в первую очередь впечатлили меня. Там, где
мне это не удается, например в музыке, я почти не способен испытывать
наслаждение. Рационалистическая или, быть может, аналитическая
склонность во мне противится тому, чтобы я был захвачен художественным
произведением и не сознавал, почему я захвачен и что меня захватило"
(см. с. 218). Вполне объективное свидетельство, к которому сделаем
несколько дополнений3.
В своем восприятии искусства Фрейд вполне традиционен. Такое
аналитическое отношение к искусству было широко распространено в пору
его молодости.
---------------------------
1 См.: Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987. С. 192—195.
2 Там же. С. 173.
3 Подробнее см.: Додельцев Р. Ф. Проблема искусства в мировоззрении
Зигмунда Фрейда // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.
В художественных произведениях искали прежде всего "содержание",
некоторую совокупность рациональных идей, причем результат всегда
облекался в словесную форму. Такой своеобразный литературоцентризм
вполне соответствовал психоаналитической методике толкования
бессознательного. Искусство выступает в анализах Фрейда как подлежащий
расшифровке символ некоего состояния психики, как выражение аффективных
переживаний, чаще всего связанных с детской сексуальностью.
Художественное произведение для Фрейда — прежде всего проявление
бессознательного, которое нужно осознать. Вместе с тем этот подход
вполне соответствует и художественному восприятию конца XIX столетия,
лишь позднее среди широкой публики устанавливается более синтетический и
многомерный подход к искусству, при котором учитывается не только
богатство или новизна рационального содержания художественного
произведения, но и эмоциональная мощь художника, вдохновляющие его на
творчество переживания, уровень его мастерства, усилия по обработке
исходного материала, его погруженность в "злобу дня" или отрешенность от
нее и т. д.
Фрейд, оставаясь сыном своего времени, в то же время открывает дверь
новому восприятию искусства. Он пишет: "По моему глубокому убеждению, в
наибольшей степени нас захватывает лишь замысел художника, насколько ему
удалось воплотить его в произведении и насколько он может быть понят
нами. И понят не только рациональным путем; мы должны вновь
почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то,
что стимулировало его к творческому акту и вновь воспроизводится в нас.
Но разве нельзя разгадать замысел художника, облечь его в слова, как,
например, другие факты душевной жизни? Может быть, великие творения
искусства и не нуждаются в специальном анализе?
И все же произведение
должно допускать такой анализ, коль скоро оно является воздействующим на
нас выражением намерений и душевных движений художника. А чтобы понять
замысел, необходимо в первую очередь выявить смысл и содержание того,
что изображается в произведении искусства, то есть истолковать его" (см.
с. 218). Фактически Фрейд — сторонник и рационального, и эмоционального
восприятия искусства, проблемой остается только их соотношение, что не
может быть решено абстрактно, а только в связи с
особенностями художественного направления, индивидуальности художника и
личных особенностей зрителя.
Фрейд традиционен и в своих вкусах. Парадоксально, что человек, которого
ряд направлений искусства XX в. объявил своим предтечей или пророком
(скажем, сюрреализм), был любителем классики и открещивался от своих
связей с модернистскими направлениями. Фрейд благоговел перед
памятниками античного искусства и искусства Возрождения. Среди тех, кому
он "наиболее обязан", — Гомер, Софокл, Шекспир, Сервантес, Гёте&site=http://www.pseudology.org&server_name=Псевдология&referrer1=http://www.pseudology.org&referrer2=ПСЕВДОЛОГИЯ&target=>Гёте,
Мильтон, Гейне. В 1907 г. в письме антиквару Хинтербергеру он называет
"десять хороших книг, которые приходят в голову без особых раздумий":
Мультатули "Письма и сочинения", Киплинг "Книга джунглей", Анатоль Франс
"На белом коне". Золя "Плодовитость", Мережковский "Леонардо да Винчи",
Г. Келлер "Люди из Селдвила", К.-Ф. Мейер "Последние дни Гуттена",
Маколей "Эссе", Гомперц "Греческие мыслители", Марк Твен "Скетчи".
Одновременно он бескомпромиссно высказывался о некоторых художественных
течениях XX в. В письме к одному из своих ближайших сподвижников, Карлу
Абрахаму*, приславшему ему экспрессионистский рисунок, Фрейд с
предельной прямотой пишет о своем отвращении к этому направлению:
"Дорогой друг, я получил рисунок, на котором якобы изображены Вы. Это
ужасно. Я знаю. Вы — превосходный человек, и меня еще больше потрясает,
что такой легкий порок в Вашем характере, как терпимость или симпатия к
современному "искусству", вероятно, захватил Вас столь глубоко. Я слышал
от Лампл, что, по утверждению художника, он таким образом видит Вас.
Таких, как он, только в крайнем случае следует подпускать к кругам
психоаналитиков, поскольку они являются нежелательной иллюстрацией
теории Адлера о том, что именно люди с тяжелыми врожденными дефектами
зрения становятся художниками и рисовальщиками. Позвольте мне забыть об
этом портрете, пожелав всего наилучшего в 1923 году".
Мягче Фрейд отзывается о сюрреализме, хотя не дает ему художественной
оценки. В 1938 г., после того как его посетил Сальвадор Дали, которого
рекомендовал Фрейду его близкий друг Стефан Цвейг, старый ученый в
письме от 20 июля сообщает писателю: "На самом
деле хочу поблагодарить Вас за представление вчерашнего визитера. До сих
пор я был склонен считать сюрреалистов, которые вроде бы избрали меня
своим патроном, обычными лунатиками или, скажем, на 95% "обыкновенными"
алкоголиками. Однако молодой испанец с его явно искренними и фанатичными
глазами, с его превосходным техническим мастерством вызвал иную оценку.
Было бы действительно интересно изучить с позиций психоанализа
происхождение такой живописи. Впрочем, в качестве критика каждый волен
сказать, что искусство противится извлечению за ту грань, где теряются
определенные количественные пропорции между бессознательным материалом и
предсознательной обработкой. Хотя в любом случае это серьезная
психологическая проблема".
Фрейд не был увлечен или даже особенно знаком с искусством XX в. Его
симпатии на стороне искусства, в котором влечения человека выступают в
смягченной, завуалированной форме, и отсюда — а также из его теории —
вытекает мнение о том, что художник облекает свои скрытые переживания в
художественную форму, в образы и символы. Современное же искусство
обнажило душу человека с неизвестной доселе остротой и откровенностью. И
поэтому Фрейд явился одним из апостолов этого искусства — не как его
ценитель, а как мыслитель, который создал теорию, устремленную к полной
правде о природе человека и способную предложить целительные средства,
если обнаружит там обилие мерзости.
Фрейд оказывал свое влияние
опосредованно, предложив ряд идей, к которым искусство XX в. двигалось
самостоятельно, Он оказался близок модернизму своей критикой современной
культуры, своей попыткой нарисовать более динамичный и многоплановый
портрет человека, своим обсуждением ранее избегаемых тем (роль
сексуальности, детского эмоционального опыта, душевного "подполья").
.Можно обнаружить параллели между методом психического автоматизма и
"автоматическим письмом" сюрреалистов, абстрактных экспрессионистов,
поэтическими экспериментами Г. Аполлинера, Л. Арагона, П. Элюара. Короче
говоря, Фрейд, будучи консерватором, "викторианцем" в своих вкусах,
оказался революционером в теории, доказывая этим, что теоретик так же
мало подвержен моде или вкусу, как и художник-новатор.
Мы не принизим значение
Фрейда, если скажем: подобно тому как его жизнь почти поровну
распределяется между двумя столетиями, так и в его мышлении есть следы
того и другого, — он разделяет рационалистические устремления XIX в. и
открывает иррациональные силы, столь бурно прорвавшиеся в войнах,
революциях и национальных конфликтах века двадцатого. Он сохраняет все
более утрачиваемую уверенность и оптимизм XIX столетия и одновременно
стоит у истоков мировосприятия XX в., получившего название "кризис
культуры". Глубокое своеобразие Фрейда именно в этом соединении веков, и
его можно обнаружить не только в целостности психоанализа, но и в ряде
его конкретных концепций — механизмов остроумия, фантазирования, в
конечном счете — художественного творчества и роли художника в
общественной жизни.
Исследование остроумия Фрейд начинает не на пустом месте, он тщательно
изучил соответствующие работы Жан-Поля, К. Фишера, Т. Липпса и других и
принял ряд их конкретных соображений о технике остроумия. Более того, он
разделяет традиционный взгляд, что есть виды психической деятельности,
ценные сами по себе. Он пишет: "Если мы не используем наш психический
аппарат непосредственно для осуществления одного из насущных побуждений,
то мы позволяем ему работать в свое удовольствие, стараемся извлечь
удовольствие из его специфической деятельности. Предполагаю, что это
всеобщее условие, которому подчинено любое эстетическое представление,
но я слишком мало смыслю в эстетике, чтобы доводить это положение до
логического конца, однако на основе двух ранее выработанных взглядов
могу утверждать относительно остроумия, что оно является деятельностью,
направленной на получение удовольствия от психических процессов —
интеллектуальных или иных" (с. 60).
Рассматривая остроумие и художественное творчество как свободную игру
психических сил, он вносит в это представление серьезные дополнения. Для
Фрейда психика первоначально подчинена
принципу удовольствия, позднее
отступающему под давлением со стороны требований реальности — остряк и
художник способны своими созданиями снять этот
конфликт и обеспечить их компромисс; и художник, и остряк отвращаются от
действительности, принуждающей отказаться от удовлетворения влечений,
создают фантастический мир, в котором эти влечения удовлетворяются: "На
первом месте среди этих удовлетворений с помощью фантазии стоит
наслаждение произведениями искусства"'.
Фрейд разрабатывает свою концепцию остроумия, поскольку его не
удовлетворяют выведенные названными авторами критерии и качества
остроумия: активность, связь с содержанием мышления, особенности
игрового суждения, сочетание несходного, контраст представлений, "смысл
в бессмыслице", последовательность изумления и просветления, извлечение
скрытого и особый вид лаконизма остроты — все они мало приближают к
познанию остроумия. Фрейд проводит огромную работу по классификации
острот, которые он заимствует у классиков литературы и искусства:
Шекспира, Гейне, Лихтенберга и других, а также острот анонимных,
бытующих в народе.
Рассмотрение большого количества остроумных
высказываний позволило Фрейду выявить различные технические приемы,
благодаря которым и появляются остроты. К таким приемам он относит:
сгущение (с образованием смешанного слова, с модификацией), употребление
одного и того же материала (целое и части, перестановка, небольшая
модификация, одни и те же слова, полнозначные и утратившие значение),
двусмысленность (обозначение личности и вещи, метафорическое и реальное
значение, двусмысленность, как таковая, или игра слов, язвительность,
двусмысленность с намеком). Возникает вопрос: не излишен ли столь
дотошный интерес к технике остроумия? Думается, что нет.
Ведь
психоанализ упрекали и по сей день еще упрекают в небрежности к анализу
формы, особенно к форме художественного произведения. И для подобных
упреков есть основания. Но в исследовании проблем, связанных с
остроумием, Фрейд дает блестящий пример анализа техники остроумия, то
есть анализа формы, выявляя самые незначительные смысловые оттенки,
нюансы, значения тех или иных остроумных афоризмов, не теряя при этом из
виду целостность содержания. На этом пути Фрейд
предвосхищает позднейшие исследования своих учеников и последователей,
которые особое внимание будут уделять символу, архетипу, знаку, значению
и т. п., то есть форме как таковой.
-----------------------
Freud S. Das Unbewusste. Frankfurt a. M., 1960. S. 356—357.
Известно, что острота доставляет
удовольствие и наслаждение, которые
некоторые теоретики считают чем-то "чисто эстетическим" (Фишер), не
преследующим никаких жизненных целей. Фрейд также считает остроумие
"деятельностью, направленной на получение удовольствия от психических
процессов — интеллектуальных или иных", но остроумие, полагает он,
имманентно тенденциозно, поскольку оно преследует помимо удовольствия
еще и другие цели: высмеять глупость и невежество, тупость и самомнение,
разоблачить разврат и пороки, разложение общества и фальшивую мораль,
выявить затаенные желания и интересы и т. д. и, наконец, сказать правду
о человеке и обществе. Видимо, не случайно остроумные люди буквально
одной фразой привлекают на свою сторону.
Острота как бы окольными путями
открывает ставшие недоступными источники удовольствия. Кроме того,
остроты как бы взывают к тому, чтобы желания и страсти человека обращали
на себя не меньшее внимание, чем взыскательная мораль.
Рассматривая механизм удовольствия и психогенез остроумия, Фрейд находит
источники удовольствия в технике и в тенденции остроумия. Он полагает,
что удовольствие, доставляемое остроумием, соответствует экономной
психической затрате, экономии психических издержек. Механизм остроумия
аналогичен "короткому замыканию", снимающему все внутренние и внешние
преграды на пути постижения смысла, получения удовольствия, радости
повторного узнавания. Поскольку человек — "неустанный искатель
удовольствия", то нетрудно понять значение остроумия в его жизни,
особенно если учесть, что остроумие — процесс глубоко социальный.
"Сновидение — это полностью асоциальный душевный продукт; оно не может
ничего сообщить другому человеку; возникая в недрах личности как
компромисс борющихся в ней психических сил, оно остается непонятным для
самой этой личности и потому совершенно неинтересно для другого
человека... Напротив, остроумие является самым социальным из всех
нацеленных на получение удовольствия видов
душевной деятельности... остроумие и сновидение выросли в совершенно
различных областях душевной жизни... Сновидение — это все-таки еще и
желание, хотя и ставшее неузнаваемым; остроумие — это развившаяся игра.
Сновидение, несмотря на всю свою практическую никчемность, сохраняет
связь с важными жизненными интересами... остроумие пытается извлечь
малую толику удовольствия из одной только свободной от всяких
потребностей деятельности нашего психического аппарата... Сновидение
преимущественно служит сокращению неудовольствия, остроумие —
приобретению удовольствия; но на двух этих целях сходятся все виды нашей
психической деятельности" (с. 100—101).
Сравнение остроумия со сновидением имеет у Фрейда методологическое
значение и смысл, поскольку позволяет ему исследовать функционирование
бессознательного как в случае сновидений, так и в случае остроумия —
ведь процессы сгущения с образованием замены, признанные ядром техники
остроумия, наводят на образы сновидения, среди механизмов которого
обнаруживаются те же самые психические процессы. И в работе сновидения,
и в смысловых остротах Фрейд обнаруживает сдвиг, ошибки мышления,
бессмыслицу, непрямое изображение, изображение через противоположность и
другие приемы, посредством которых осуществляется функционирование
бессознательного и его воздействие на психику индивида.
Три стадии
образования сновидения: перемещение предсознательного дневного остатка в
бессознание, деятельность сновидения в бессознательном и регрессия
обработанного материала сновидения в образы восприятия, в которых
осознается сновидение, — свидетельствуют как о сходстве, так и о
различии сновидения и остроумия: если регрессия последовательности
мыслей к образам восприятия не имеет силы для остроумия, то две другие
стадии образования сновидения — погружение предсознательной мысли в
бессознательное и бессознательная обработка — имеют место и при
образовании остроты, то есть при остроумии.
Фрейд приходит к выводу, что
при образовании остроты "предсознательная мысль в одно мгновение
подвергается бессознательной обработке, и ее результат тотчас
улавливается сознательным восприятием". Тайна остроумия, возможно,
состоит именно в том, что остроту "не создают", а она как бы сама
рождается из внезапного разряда интеллектуального напряжения
одновременно со своим словесным облачением или словесной формой: острота
как бы "выплывает" из бессознания. А всякое открытие бессознательного
действует на людей как комическое, смешное.
Методология психоанализа позволила Фрейду провести тонкое и глубокое
исследование остроумия, комического, юмора, установить их истоки,
единство и различия. Известный психолог Л. С. Выготский так отозвался о
книге "остроумие и его отношение к бессознательному": "Произведение это
может считаться классическим образцом всякого аналитического
исследования"'.
Остроумие и искусство — это игра, доставляющая удовольствие с помощью
свободной от ограничений психической деятельности. Но не только игра.
Ведь высшие уровни душевной деятельности, будучи самоценными, выполняют
и другие жизненные задачи. По мнению Фрейда, искусство (и острота)
вызываются глубокими бессознательными побуждениями его создателя, а
эффект художественного произведения связан с освобождением зрителя или
читателя от аналогичного душевного напряжения.
И далее Фрейд высказывает
ряд новаторских, а потому и оспоримых идей. Художник не довольствуется
простым выражением своего бессознательного, такая прямота способна
только оттолкнуть зрителя. Свои бессознательные влечения он в процессе
творчества смягчает, маскирует, а для этого "подкупает нас чисто
формальными, то есть эстетическими, удовольствиями". Глубокому
впечатлению от художественного произведения должна предшествовать
"приманка", "заманивающее наслаждение" от художественной формы или (в
случае остроумия) от ее техники: "Такое наслаждение, предложенное нам,
такую предлагаемую нам привлекательность, делающую возможным рождение
вместе с ней большего удовольствия из глубоко залегающих психических
источников, можно назвать заманивающей премией или предварительным
удовольствием.
По моему мнению, все эстетическое удовольствие,
доставляемое нам художником, носит характер такого предварительного
удовольствия, а подлинное наслаждение от художественного произведения
возникает из снятия напряженностей в нашей душе. Быть может, именно это
способствует тому, что художник приводит нас в состояние наслаждения
нашими собственными фантазиями, на этот раз без всяких упреков и без
стыда" (с. 134).
Снятие скрытого напряжения может совершаться только в
случае нахождения соответствующей художественной формы. По мнению
Фрейда, анализ остроумия, механизмы которого во многом тождественны
фантазированию, показывает, что с устранением техники исчезает и его
эффект, что идейное содержание само по себе, которому не придана
остроумная форма, не доставляет особого удовольствия. Короче: техника не
исчерпывает воздействие остроты, но и без техники острота исчезает.
------------------------
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. С. 112.
Своеобразно Фрейд понимает и основную функцию искусства. В "Будущем
одной иллюзии" он утверждает: "Искусство, как мы давно уже убедились,
дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор
глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым, как
ничто другое, примиряет с принесенными им жертвами.
Кроме того,
художественные создания, давая повод к совместному переживанию высоко
ценимых ощущений, вызывают чувства идентификации, в которых так остро
нуждается всякий культурный круг; служат они также и нарциссическому
удовлетворению, когда изображают достижения данной культуры,
впечатляющим образом напоминают о ее идеалах"'. Из этого
разностороннего, хотя далеко не полного описания целей искусства в поле
зрения последователей Фрейда чаще всего попадает "компенсаторная"
функция.
И на этой основе, вопреки его собственным вкусам, позднее
утвердилось так называемое "массовое искусство", которое в
непритязательной художественной форме изображает "красивую" жизнь,
наполненную удовольствиями, героизмом, успешными авантюрами, лишенную
материальных проблем, всего того, что тяготит людей в повседневной
жизни, "массовое искусство", которое позволяет убежать им в мир,
восполняющий реальные неудачи.
------------------------
Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. С. 103.
Сам Фрейд далек от такого сужения задачи художественной деятельности.
Это видно и в ранее приведенной цитате, и в еще одном неоднократно
повторяемом им положении: в знании психологии художники оставили далеко
позади себя нас, людей прозы, потому что, творя, они черпают из таких
источников, каких мы еще не открыли для науки (см. с. 139). Иначе
говоря, художник помогает нам проникнуть в глубины нашей души с большим
успехом и раньше любой научной теории.
И все же Фрейд давал основания
для понимания искусства как некой психологической подпорки, помогающей
человеку перенести тяготы своей жизни. Вероятно, это связано с теми
опасностями, которые подстерегают любого ученого, совершающего во
всеоружии средств и методов своей науки экскурсы в пограничные области,
где царят иные законы и методология. Пожалуй, можно назвать и другое
обстоятельство: Фрейд в первую очередь интересовался теми художниками,
анализ которых он мог использовать для подтверждения собственной теории.
Такой прагматизм усиливал психологический акцент в ущерб другим сторонам
исследуемого объекта.
Интересны взгляды Фрейда на личность художника. В эпоху войн и
наступления тоталитаризма, "дегуманизации" и опустошения человека
австрийский мыслитель пытается отстоять представление о богатстве,
цельности внутреннего мира человека, а в борьбе за человека серьезную
роль отводит художнику. На первый взгляд Фрейд, сравнивая художника с
ребенком и невротиком, недооценивает его место в обществе. Но это
поверхностное восприятие.
Позиция психоанализа предполагает, что
художник стремится к наиболее полной реализации внутреннего мира и его
законов, он наиболее свободен от внешних ограничений, именно поэтому он
подобен ребенку. Художник отличается от обыкновенного человека силой
внутренних влечений, которые подавляются реальностью, поэтому он, как и
невротик, обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену
неудовлетворенным желаниям.
Искусство, считает Фрейд, возникает в период детства человечества, когда
принцип удовольствия еще не был полностью вытеснен принципом реальности.
В психике первобытного человечества преобладали внутрипсихические
ориентиры или, говоря точнее, "вера во всемогущество мыслей".
Первобытный человек не видел принципиальной разницы между своими
представлениями, мыслями и объективными явлениями природы; ему казалось,
что власть, которую он имеет над своими мыслями, распространяется и на
вещи. Вера во всемогущество мыслей легла в основание магии. Фрейд пишет:
"У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу желаний.
В сущности, все, что он творит магическим путем, должно произойти только
потому, что он этого хочет"'. Развитие психики, давление природного и
социального мира утвердили в человеке противоположный принцип — принцип
реальности; вера во всемогущество мысли была разрушена. "В одной только
области всемогущество мысли сохранилось, это область искусства. В одном
только искусстве еще бывает, что томимый желанием человек создает нечто
похожее на удовлетворение и что эта игра — благодаря художественным
иллюзиям — будит аф4)екты, как будто бы она представляет собой нечто
реальное.
С правом говорят о чарах искусства и сравнивают искусство с
чародеем, но это сравнение имеет, может быть, большее значение, чем то,
которое в него вкладывают. Искусство, несомненно, не началось как
L'art
pour l'art (искусство для искусства. — Франц), первоначально оно служило
тенденциям, большей частью уже заглохшим в настоящее время"2. Попутно
заметим только, что выразительный аспект человеческой деятельности не
единственный и даже не основной; человек, проявляя себя, одновременно
осваивает, преобразует внешний мир, развивая тем самым и свой внутренний
мир. И все-таки мы согласны, что искусство — важный способ реализации
внутренних устремлений и побуждений вопреки "заедающей среде".
Не лишено смысла и сопоставление художника с невротиком. Действительно,
художник — это особая личность, некий сейсмограф эпохи, чувствительность
которого заставляет его более остро, тонко ощущать конфликты культуры и
нередко приводит его не только к бегству в алкоголизм, невроз, но даже к
безумию. Однако, по мнению Фрейда, если невротик переселяется в
нереальный мир фантазий, грез и маний, бытной культуры
то художник благодаря своей высокоразвитой способности к сублимации
переключает энергию низших влечений на художественную деятельность и
устанавливает связь мира своих фантазий-желаний с реальным миром.
Тем
самым, как считает Фрейд, он избегает невроза и, более того, помогает
своим зрителям, читателям, слушателям освободиться от их внутренних
напряжений. Этот взгляд Фрейда на художника нельзя универсализировать.
Вряд ли античных скульпторов или живописцев итальянского Возрождения
можно уложить в это прокрустово ложе, скорее их вдохновляло ощущение
полноты жизни, гармоничности внутреннего мира и реальной
действительности, чем бегство от невроза.
Фрейдовский портрет художника
более типичен для XX в., когда резко возросла напряженность,
конфликтность социального бытия, налицо оттеснение художника с ведущих
ролей в обществе, превращение невроза в одно из самых распространенных
заболеваний. Но обратим внимание не на слабости фрейдовского подхода, а
на его сильные стороны. Быть художником означает для Фрейда способность
лучше большинства других людей осознавать собственные конфликты, скрытые
стороны души, свои особенности, достоинства и недостатки. Стало быть,
художественное творчество требует известной стойкости и даже мужества.
-----------------------
Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первоой культуры и религии. М.-Л.,
1924. С. 94.
Там же.
Художник
— это человек, способный преодолеть автоматизм бездумного существования,
почувствовать острее и ранее других болезни, эмоциональные конфликты
времени. Более того, для фрейдовского художника характерна не только
большая сила влечений, но и большее нежелание отказаться от их
реализации. Для Фрейда быть художником
— значит быть борцом за право человека на свободу, значит быть
нонконформистом, стремиться к исцелению человеческих душ. Может быть,
эти идеи не лежат на поверхности психоанализа, но они имплицитно
содержатся во фрейдовском образе художника, и именно они привлекли к
Фрейду внимание известных писателей, художников, деятелей искусства и
науки на Западе.
Ряд статей данного сборника носит биографический (или патографический)
характер. Статьи о Леонардо,
Достоевском, Гёте впечатляют умением Фрейда
из ограниченной информации сделать немало оригинальных
и в рамках его логики убедительных выводов. Наиболее значителен и
известен очерк о великом художнике и ученом Возрождения — Леонардо да
Винчи. Фрейд на основе своей концепции приходит к выводу о том, что
неустанная жажда исследования у Леонардо — результат его необыкновенной
способности к сублимации, направившей большую часть его
либидо в это
русло, что особенности детства художника сформировали в нем
гомосексуальную склонность и ряд других характеристик его личности и
творчества.
Все это занимательно, но мало что проясняет в живописи
Леонардо, в происхождении его таланта. Разумеется, с помощью Фрейда мы
расширили свои представления о психологии и биографии исследуемых им
художников — хотя достоверность его рассуждений заслуживает
дополнительного обсуждения историками искусства, — мы еще раз убедились
в логической силе психоанализа, но возникает вопрос: психологические
ситуации Леонардо,
Достоевского и Гёте далеко не уникальны, в мире
немало людей, избалованных в детстве или покинутых своими отцами,
достаточно много гомосексуалистов и эпилептиков, которые не преодолели
своей ординарности, — что же сделало Леонардо художественным гением,
Достоевского и Гёте — великими писателями?
Здесь исследования Фрейда
мало чем нам помогают
Статья о Микеланджело весьма далека от психоаналитических идей. Фрейд,
по существу, руководствуется методом итальянского искусствоведа Морелли,
интерпретирующего художественные произведения по малозаметным деталям и
мелочам, что близко к психоаналитической диагностике, но этот метод и
Морелли, и Фрейдом в указанной статье используется без обращения к
психоаналитической теории влечений. Австрийский психолог оригинально
толкует позу Моисея, но статья интересна не этим (Фрейд сам отмечает
близость своей версии к толкованию одного англичанина), а тем, что еще
раз подчеркивает сложность его взаимоотношений с миром искусства,
отношений, где традиционное восприятие искусства соединяется с
пониманием, основанным на психоаналитической теории личности.
Статья "Неудобства культуры" (существуют еще два других перевода ее
названия: "Неудовлетворенность культурой" и
"Недовольство в культуре") — основная культурологическая работа Фрейда,
примыкающая к его очерку о религии "Будущее одной иллюзии". Предмет ее
исследования — самочувствие человека в среде культуры. В этом
исследовании, где гуманистические ориентиры психоанализа видны наиболее
отчетливо, Фрейд исходит из усиливающегося, по его мнению, конфликта
внутренних устремлений человека с возрастающими требованиями культуры. В
результате делается вывод: человек — враг культуры, ограничивающей или
даже подавляющей его изначальные влечения. Из-за этого конфликта
культура ведет постоянную борьбу за защиту своих установлений и норм от
отдельного человека.
Вывод неожиданный, основанный на оригинальных, но весьма спорных
представлениях об эволюции психического и о структуре личности. Фрейд
считает, что в психике ничто, однажды появившись, не может исчезнуть,
все где-то сохраняется и при определенных условиях может всплыть на
поверхность душевной жизни. В ходе психического развития новые элементы
психики получаются путем видоизменения старых при сохранении всех более
ранних психических процессов и структур. Фактической основой психики
являются первичные влечения: из них образуются высшие формы психической
деятельности, и эти архаичные слои в конечном счете определяют
последние. Между двумя частями психики — "естественной" (первичные
влечения) и "культурной" (преобразованные влечения) — по мере развития
психики нарастает конфликт. Этот конфликт внутри человека логически
перерастает в антагонизм индивидуальных стремлений и целей развития
культуры.
Суть конфликта в том, что одним из главных устремлений
культуры является объединение людей в большие общности, а это невозможно
без ограничения сексуального влечения, упорядочивания его в определенных
формах семьи и брака. К тому же культура отбирает у сексуальности
значительное количество психической энергии для собственных
надындивидуальных целей. Современная культура, утверждает Фрейд, не
допускает "сексуальность как самостоятельный источник наслаждения и
склонна терпеть ее только в качестве до сих пор незаменимого источника
размножения" (см. с. 318). По мнению Фрейда, ограничения неизбежны еще и
потому, что существует второе основное влечение
человека — склонность к агрессии. Фрейд справедливо разделяет
индивидуальное стремление "жить согласно собственному желанию" и
социальное требование "жить согласно внешней необходимости".
Верно, что
культура зачастую пренебрегает отдельным человеком и подавляет его. Но
Фрейд недооценивает пластичность унаследованных влечений и побуждений.
Человеческие потребности в своем изначальном виде задают лишь общее
направление деятельности людей; содержание желаний, конкретные формы их
реализации формируются в конкретной социальной системе и, не совпадая с
общественными требованиями и необходимостями полностью, в то же время
включают их в себя. Например, сексуальность нормальных людей учитывает
требования определенной культуры и может быть удовлетворительно
реализована в предписанных ею формах. Вместе с тем мы не можем не
разделить обеспокоенности венского мыслителя возможностями
"дегуманизации" культуры, ее насильственного, дискомфортного развития в
отношении личности.
Фрейд, до конца жизни исцелявший больных, не мог ограничиться
констатацией конфликта человека с культурой. Он стремился найти
психологические пути к человеческому счастью, к понижению уровня
отрицательных эмоций, вызываемых "запретами культуры". Основа его
надежды на более счастливое будущее — упование на развитие у людей
"способности к всеобъемлющей любви к человечеству и к миру". В
достижении такого будущего определенную роль Фрейд отводит и искусству,
способному облегчить психические напряжения в душе человека, сближающему
людей благодаря совместному пережи•ванию художественных произведений.
Перед лицом подавляющей человека культуры Фрейд ориентируется не на
"давно утраченный рай", он ищет новые пути к трудному, но все-таки
достижимому в этой земной жизни простому человеческому счастью.
Пожалуй, не случайно исследования Фрейда получили высокую оценку многих
выдающихся мыслителей нашего времени. Например, Н. А.
Бердяев писал: "У
Фрейда нет обычной психиатрической затхлости, у него есть свобода и
дерзновение мысли"'.
Стефан Цвейг в своем замечательном эссе о Фрейде
отмечал: "Этим поворотом психологии в сторону отдельной человеческой
личности Фрейд, сам того не сознавая, выполнил сокровеннейшую волю
эпохи. Никогда не проявлял человек такого любопытства к своему истинному
"я", к своей личности, как в наш век прогрессирующей монотонности
внешней жизни... Каждому в отдельности все более и более важной
становится единственная недоступная внешнему воздействию форма
переживания — собственная, своя, неповторимая индивидуальность. Она
стала высшим и почти единственным мерилом человека, и нельзя считать
случайностью, что все виды искусства и науки столь страстно увлечены
элементами характерологии... Искусство взаимного понимания, это наиболее
важное в человеческих отношениях искусство и наиболее необходимое в
интересах народов, единственное искусство, которое может способствовать
возникновению высшей гуманности, в развитии своем обязано учению Фрейда
о личности много больше, чем какому-либо другому методу современности;
лишь благодаря ему стали понятными значение индивидуума, неповторимая
ценность всякой человеческой души. Нет в Европе в какой бы то ни было
области искусства, естествознания или философии — ни одного человека с
именем, чьи взгляды не подверглись бы, прямо или косвенно, творческому
воздействию круга его мыслей, в форме притяжения или отталкивания; идя
своим, сторонним путем, он неизменно попадал в средоточие жизни — в
область человеческого... Учение Фрейда давно уже выявилось, как
непреложно истинное — истинное в творческом смысле, который запечатлен в
незабываемых словах Гёте: "Что плодотворно, то единственно истинно"2.
Эти высокие оценки вполне заслужены и скорее всего совпадут с оценками
тех, кто будет читать этот сборник работ Фрейда.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 562—563.
Цвейг С. Врачевание и психика. Месмер, Бекер-Эдди. Фрейд. М., 1992. С.
307—310.
Оглавление
www.pseudology.org
|
|